МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Великое поражение большинства

12/09/2002 | Спостерігач
Великое поражение большинства


Александр Михельсон, Part.org.ua
09.12.2002


На ближайшее будущее большинство и Кабмин возьмут на себя ответственность за все происходящее в стране. Но принимать решения при этом все равно будет Президент


«Великой победой большинства» назвали подписание Соглашения о солидарной ответственности участники этого замечательного действа, состоявшегося в субботу не где-нибудь, а в Мариинском дворце – месте, используемом для проведения лишь самых важных для государства акций.
Документ с непростым названием «Политическое соглашение о сотрудничестве и солидарной ответственности» подписали премьер-министр Виктор Янукович, спикер Владимир Литвин и лидеры фракций и групп парламентского большинства. Полный список последних: Раиса Богатырева («Регионы Украины»), Екатерина Ващук («Аграрии Украины»), Сергей Тигипко (ПППУ и ТУ), Леонид Кравчук (СДПУ(о)), Александр Карпов (НДП), Степан Гавриш («Демократические инициативы»), Николай Гапочка («Народный выбор»), Богдан Губский («Народовластие»), Владимир Пехота («Европейский выбор»).
Подписание, как и обещал недавно Л. Кравчук, имело место в присутствии Президента Кучмы. Последний, правда, ничего не подписывал. Однако его присутствие, как и пышность всей церемонии, вполне оправданы – ибо если и есть смысл говорить о чьей-то победе, то это победа главы государства.
Как передает ForUm, Кучма считает подписание соглашения о солидарной ответственности правительства и парламентского большинства этапным в налаживании новой системы взаимодействия между ними и отработке новой управленческой модели. «Сегодня мы ставим своеобразную точку в этом этапе налаживания сотрудничества между парламентским большинством и правительством», - подчеркнул Л. Кучма после церемонии подписания соглашения. Кроме того, Президент считает, что «достижения или ошибки нового правительства теперь будут под микроскопом общества: их будут оценивать как свидетельства эффективности или неэффективности новой управленческой модели».
Что касается «микроскопа общества», то здесь президентские спичрайтеры, пожалуй, несколько перестарались – хотя бы потому, что никто так и не удосужился объяснить этому самому обществу, что же конкретно за бумагу подписали государственные люди Украины в Мариинском дворце. С другой стороны, формулировки Соглашения, по идее, не столь и принципиальны: все равно она не только не имеет юридической силы, но и по духу противоречит Конституции. В то же время украинская традиция соблюдения договоренностей показывает, что главное – кто подписал, а не что подписали…
Однако вернемся к нашим подписантам. Вернее, к рассмотрению ближних и дальних последствий очередного «нового курса», который теперь будет воплощаться не словом, а делом. Невиданная консолидация власти, во имя которой отныне призваны трудиться все, от нового председателя ГНАУ до последнего «большевистского» депутата, еще должна быть «скреплена кровью» в ходе перераспределения парламентских комитетов. И в этот же день, 12 декабря, «солидарность» Кабмина и ВР пройдет испытание бюджетом. Поэтому неудивительно, что едва ли не единственной предметной темой, о которой шла речь в контексте подписания Соглашения, была необходимость принятия такого бюджета-2003, к которому не имел бы претензий ни Кабмин, ни, избави Боже, глава государства. Напомним, что ранее, в день голосования за премьера Януковича, депутаты приняли во втором чтении весьма неудобный для Кабмина проект бюджета, чем весьма прозрачно продемонстрировали свое истинное отношение к утвержденному ими же главе исполнительной власти. Теперь, судя по всему, вопросов не будет.
Среди других последствий подписания Соглашения нельзя не отметить тот факт, что связанное с Кабмином Януковича большинство, да еще и при Литвине-спикере, становится менее доступным для воздействия со стороны администрации Президента (читай – Виктора Медведчука). Также этим шагом окончательно выталкиваются за пределы поля принятия политических решений оппозиция и «Наша Украина». Кстати, в связи с Ющенко хотелось бы в очередной раз отметить ловкость рук представителей власти, которые без никакого мошенничества перехватывают инициативы оппозиции. Так, если заявление Президента от 24 августа, кроме всего прочего, выбило из рук оппозиции козыри реформы в сторону парламентско-президентской республики, то нынешнее «Соглашение о солидарной ответственности», по крайней мере, по названию, является откровенной пародией на предлагавшийся НУ этим летом путь объединения ответственностью парламента и правительства. И проблема Ющенко, как оказалось в который раз, кроется в готовности играть по чужим правилам – ведь «принципиальная» разница между Соглашением Ющенко и нынешним имеется разве что в фамилии премьера… И кто из симпатиков «мессии» сегодня заикнется о неконституционности «Мариинского договора»?
Тем временем консолидированное правительство в едином порыве с окомитеченным большинством готово претворять в жизнь чисто экономические планы, о которых сегодня не таясь говорят по обе стороны баррикад между властью и оппозицией. Так, на днях группа оппозиционных депутатов обвинила Кабмин в желании провести непрямую эмиссию. Как утверждают борцы с режимом, компания «Газ Украины» намерена выпустить облигации в размере 3,5 миллиарда гривен сроком обращения 10 лет и доходностью 3% годовых, а затем их должен выкупить или выдать кредиты под их залог Национальный банк. И якобы именно ради этого затеяна вся история со снятием нынешнего главы Нацбанка Владимира Стельмаха, который-де сопротивляется реализации такой схемы, ибо она приведет к витку инфляции. Между тем, Кучма уже завил, что он не против инфляции, если при этом будет наблюдаться «регулируемость фондовых рынков». С точки зрения Президента и его сторонников, подобный шаг поможет оздоровить экономику. Так это или нет, но поддержка в таком деле нужна полная, и «консолидированные» КМ с ВР тут как нельзя более кстати… А кроме того, есть же еще так и находящиеся под покровом тайны покруче государственной договоренности о создании газотранспортного консорциума.
Впрочем, в подписании субботнего Соглашения есть и стратегическая составляющая. Как заявил после церемонии Леонид Кучма, оно, Соглашение, наконец-то даст возможность парламенту и правительству работать «плодотворно», в ситуации «стопроцентной ответственности за результаты». При этом Президенту не придется «исправлять все ошибки, как было раньше» – например, в случаях, когда «парламент принимает популистский закон, который правительство исполнить не в состоянии, и тогда президент был вынужден использовать свое право вето». Вот оно, ключевое слово – «ответственность».
Выстроить «генеральную линию» действий Президента достаточно несложно. Четыре (или пять?) вето Гаранта на Закон о выборах народных депутатов на пропорциональной основе вряд ли можно объяснить борьбой с популизмом парламентариев. Зато что можно сказать точно, так это то, что если бы выборы-2002 прошли на пропорциональной основе, сегодняшняя политическая карта Украины выглядела бы совершенно иначе. На ней наверняка не было бы ни нынешнего большинства, ни нынешнего руководства парламента, ни нынешнего Кабмина, а главное – возможно, и нынешнего Президента. После того, как пропрезидентские силы в виде блока «За единую Украину!» и СДПУ (о) получили по спискам «аж» 18 % голосов избирателей, Президент лично провел немало бесед с депутатами-«мажоритарщиками», после чего (совпадение такое) начался невиданный рост численности фракции «Еды», в результате сумевшей-таки избрать «свое» руководство парламента. Некоторое ослабление, скажем так, внешнего воздействия после такого спринта было совершенно необходимо, однако пропрезидентские депутаты, сразу же расколовшие «Еду» на множество маленьких фракций и групп, вряд ли ожидали, что спринт очень скоро перейдет в марафонский забег. Сигналом к его старту, очевидно, следует считать назначение главой АП Виктора Медведчука, с которым так прекрасно сочетается последнее назначение в исполнительной вертикали – нового главы налоговой, экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко, ушедшего в отставку после акций протеста позапрошлой весной. Но все это было лишь прелюдией к созданию такой ситуации, при которой Система могла бы чувствовать себя в полной безопасности от внешних факторов. И вот, похоже, пришло время.
Очевидно, что создающаяся сейчас властная пирамида имеет стратегическое назначение – президентские выборы-2004. Не менее очевидно, что эта пирамида создается под Президента Кучму. Достаточно лишь посмотреть на историю взаимоотношений людей, расставленных на ключевые посты в этой дивной новой системе власти: большинство из них не очень любят друг друга, причем те, кто способен сыграть свою игру, уравновешены людьми, всецело преданными лично Леониду Даниловичу. Так, Кравченко и Литвин «уравновешивают» эсдеков (в бизнесе и парламенте соответственно), госсекретарь Кабмина Яцуба и первый вице-премьер Азаров – Януковича, Медведчук – всех и все вместе – Ющенко… Мы не говорим, что Президент решил вопреки Конституции баллотироваться на третий срок. Но контроль над процессом он из своих рук выпускать не собирается. А важнейшим условием осуществления такого контроля за всеми составляющими Системы является внешняя удаленность от нее Президента. И в этом контексте понятие «солидарной ответственности» следует понимать так, что парламентское большинство и Кабмин возьмут на себя как можно больше ответственности вообще за все происходящее в стране. Но принимать решения при этом все равно будет Президент – как это было в случае с той же ГНАУ, на руководство которой претендовали «Деминициативы» С. Гавриша. Претендовали аж до визита самого господина Гавриша в АП, после чего группа выступила с демократической инициативой передать право назначения главного мытаря Президенту Украины. Разумеется, совершенно добровольно.
И вот здесь-то и должен, по-видимому, выйти на сцену невиданный зверь по имени политическая реформа. О которой в последний раз говорили после известного обращения Президента к народу в День Независимости. Нынешнее Соглашение является первым шагом к созданию новой конфигурации взаимоотношений законодательной и исполнительной власти – об этом и подписанты документа, и сам Президент заявили совершенно откровенно. Между тем не будем забывать, что создание «коалиционного» правительства, например, фактически дело рук одного только Президента. Однако с каждой ротацией Кабмина очерчивать перед Радой круг «неприкасаемых» министров, как это было в данном случае, слишком хлопотно и не слишком соответствует духу времени. Гораздо проще иметь такую Раду, которая наверняка сама назначит нужных людей. Ну разве что малость посоветовавшись с Банковой. Говоря научным языком, в ближайшей перспективе следует ожидать попыток легитимировать негласно существующую систему взаимоотношений в треугольнике «ВР – Кабмин – Президент», придав ей видимость реформы в сторону усиления правительства и парламента и перехода к парламентско-президентской республике.
Конечно, это дело не одного дня. Но если это удастся сделать, уже никакая оппозиция не сможет упрекнуть власть в применении недозволенных политических приемов. Ибо сделать их дозволенными, если все пойдет «как надо» – чисто технический вопрос голосования. Вплоть до внесения изменений в Конституцию. Кстати, на том же шоу в Мариинском В. Литвин сообщил, что намерен в ближайшее время представить на рассмотрение парламента так называемый «план спасения Украины», согласно которому власти и оппозиция должны «предпринять все возможное для выведения страны из глубокого экономического и политического кризиса». После чего, по мысли главы ВР, они снова будут спокойно заниматься «политической борьбой». Вот только кого объявят врагом государства, когда оппозиция (что почти наверняка) откажется от любых предлагаемых властью «планов»?
Как уже не раз отмечалось, наша оппозиция оставляет желать много лучшего. Но сегодня у общества нет никаких иных инструментов воздействия на власть. Именно поэтому оппозиция, если засчитывать сюда и «Нашу Украину», завоевала симпатии 82 % граждан, пришедших 31 марта на участки для голосования. Это и есть тот народ, который «единственный источник власти в Украине». Не хочется вдаваться в истерику, но игнорирование его выбора нельзя считать ничем иным, кроме как узурпацией власти. Большинство украинцев уже оказались в рядах проигравших. И этот проигрыш грозит перерасти в полное поражение большинства из нас.

Відповіді

  • 2002.12.09 | Гура

    Великолепная статья - надо бы выставить! (-)



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".