МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Гордая Вентпилс Нафта: уроки выживания

02/09/2003 | Englishman
"Вентспилс нафта" не теряет оптимизма

Главным преимуществом Вентспилса перед другими нефтеналивными портами на Балтике много лет был нефтепровод, по которому на терминал "Вентспилс нафты" (ВН) поступало до 15 млн тонн нефти в год. Монополизм Вентспилса нарушил сначала литовский терминал в Бутинге (8 млн твг), а потом и российский порт Приморск (12 млн твг), но акционеры ВН надеялась на сохранение спроса: порт незамерзающий, принимает танкеры до 120 тыс. тонн. Однако они недооценили возможности "Транснефти", которая в 2002 г. стала прямым конкурентом латвийского порта. В результате сегодня нефтепровод на Вентспилс стоит пустой, котировки акций ВН резко упали, а экономическая самостоятельность "Вентспилс нафты" оказалась в зависимости от пропускной способности железнодорожных путей и сливных эстакад.

В первом квартале 2003 г., согласно экспортному графику "Транснефти", в Вентспилс по трубе не поступит ни капли нефти, и не известно, что будет потом. Если бы не дополнительная к нефти перевалка нефтепродуктов, поступающих по железной дороге, то компания "Вентспилс нафта" в одночасье стала бы банкротом. Стоимость активов ВН, сидящей без нефти, и так резко уменьшилась: курс акций компании на фондовых биржах стран Балтии 31 января упал до самого минимального значения.

Не исключено, что такое развитие событий входило в планы "Транснефти", стремящейся сосредоточить в своих руках большинство экспортных нефтетерминалов. В начале февраля стал известен приемлемый, по мнению "Транснефти", вариант выхода из кризиса: блокада Вентспилса будет снята, если владельцы ВН передадут "Транснефти" свой пакет акций компании в обмен на инвестиции в $143 млн, которые будут направлены на увеличение пропускной способности нефтепровода от российских месторождений до Вентспилса.

Время покажет, как решится вопрос собственности "Вентспилс нафты". Однако пока "чистота эксперимента" испорчена двумя обстоятельствами. Первое: рост нефтедобычи в России и необходимость наращивать ее экспорт. Внутренний рынок затоварен, возможности морских терминалов в Новороссийске и Приморске исчерпаны, а нефтяные компании и государство при нынешней конъюнктуре терпят миллионные убытки от ограниченных возможностей экспорта. Второе: стремление загнанной в угол ВН сохранить независимость.

Оставшись без нефти, она наращивает перевалку нефтепродуктов и начала прием для перевалки сырой нефти по железной дороге. В январе 2003 г. предприятие перевалило 960 тыс. тонн нефтегрузов, в т.ч. 860 тыс. тонн нефтепродуктов (дизельное топливо и различные сорта бензина) и 100 тыс. тонн сырой нефти, прием которой по железной дороге был опробован в декабре прошлого года на одной из трех принадлежащих компании разгрузочных эстакад.

С учетом таких "вновь открывшихся возможностей" ВН прогнозирует доход от хозяйственной деятельности в 2003 г. в размере $63,3 млн при минимальной прибыли ($0,07 млн), тем не менее компания собирается направить $12,8 млн на развитие и модернизацию терминала - в первую очередь на реконструкцию железнодорожной эстакады, чтобы стабильно перекачивать нефть из цистерн и не зависеть от политики "Транснефти". К этому ее подталкивает и пример эстонского порта Мууга (Таллин), вышедшего на Балтике в лидеры по объемам перевалки углеводородов, поступающих исключительно по железной дороге.

OilCapital.ru

Відповіді

  • 2003.02.09 | line305b

    Транснефть пытается оправдать свою экономическую бесполезность

    политическими достижениями. Похоже бессмысленность Транснефти как экономической единицы становится слишком очевидной, если они идут на такие "беспримерные" подвиги, да еще и хвалятся в прямом эфире, что воспользовались своей монопольной позицией, чтобы "захватить" терминал...

    Вполне возможно услышим в ближайшем будущем дебаты о приватизации Транснефти. Российские компании и бюджет несомненно теряют сотни миллионов на неэффективной эксплуатации трубопроводов.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.02.09 | Clevinger

      Re: Транснефть пытается оправдать свою экономическую бесполезность

      О бесполезности - утверждение голословное.

      А их зампреда не даром сравнили с Жириновским. Дурак, и не лечится.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2003.02.09 | line305b

        почему же голословное?

        Всяка монополия менее эффективна, чем частное предприятие, занимающееся той же деятельностью. Транснефть не определяет внутренние российские тарифы. Если ценообразование забрать у монополии, то ее можно спокойно приватизировать, потому что целью частной монополии будет уменьшить себестоимость прокачки, чтобы увеличить прибыль. У транснефти особенно причин увеличивать эффективность прокачки на данный момент нефть.. Кроме того, постоянно растет количество параллельных трубопроводов, что опять же создает возможности для конкуренции. Не исключено, что если бы не было запрета на частные трубы, многие компании уже бы имели таковые построенные своими силами.

        Притом КТК обошлась без Транснефти - никаких проблем. Лукойл опять же построил себе маленькую трубу на севере. Юкос собирается строить трубу от ангарска. Я уже не говорю про Западную Сибирь - Мурманск. Откуда не посмотри, все строят частные трубы, а Транснефть только добирается туда, если через правительство продавит себе операторство. Ну скажите мне, в чем ценность такой монополии?

        При этом так же тупо давит на Латвию, Литву и Эстонию - надеюсь, что обломает себе зубы, и народ наконей скажет "enough is enough" и разберут монополию по кусочку...

        В целом же - посмотрите на деятельность транснефти: какие достижения у компании? Придумала какие-то новые маршруты? Увеличила ценность маршрутов по России? Добилась транзита новых объемов по российской территории? Одни убытки - из-за тупой политики транснефти построили КТК. Из-за ее же тупой политики построили ненужную в принципе БТС, и Суходольную-Родионовскую. Западную Сибирь-Мурманск Транснефть придумать не дотюкала, зато захапать у компаний очень даже собирается. Причем даже финансы на нее сама найти никогда не сможет - возьмет у тех же компаний.

        Короче, нонсенс... Да еще и Жириновские у власти.. А что вы думаете Вайншток другой? Ну так я видел Вайнштока презентацию - точно такой же, как его зам.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2003.02.09 | Clevinger

          Re: почему же голословное?

          КТК денег в бюджет не дает.

          А Транснефть служебные функции исполняет. В первую очередь.
        • 2003.02.09 | Clevinger

          Re: Литва

          Игра в прятки
          Бегство российского капитала в Литву - процесс положительный, считает литовский предприниматель Виктор Успаских

          Виктор Успаских - безусловно, одна из самых колоритных фигур литовского бизнеса. Рабочий-газовщик из архангельской деревушки Урдом достиг вершин республиканского бизнеса и политики, став президентом Конфедерации работодателей Литвы и политиком, председателем экономического комитета литовского cейма. Согласно декларации о личном доходе (более 60 млн литов, то есть около 17,5 млн долларов США), он относится к числу самых богатых людей республики.

          Виктору Успаских 43 года. Долгие годы работал в системе " Газпрома" на строительстве и ремонте газопроводов. В 1985-м впервые попал в Литву, на прокладку газопровода в Паневежском районе. Затем пару лет работал в Финляндии, после чего бригада, которую он возглавлял, снова была приглашена в Литву - на строительство газовой ветки в Кедайняй. Там и осел, женившись на литовке. С тех пор этот небольшой городок в Паневежском районе стал его второй родиной, к которой он прикипел, стал ее патриотом и благодетелем - в Кедайняй, где на предприятиях Успаских занято около 4 тыс. жителей, более уважаемого человека нет.

          Свое дело Успаских начал в 1990-м, создав закрытое акционерное общество Efektas. Кстати, говоря о своем бизнесе, он скромно употребляет коллективную форму "мы".

          - В начале занялись коммерцией - и весьма успешно. Все тогда гоняли друг другу цветные металлы, а мы пошли по иному, самому простому пути - стали скупать и продавать черные. Благо они тогда ничего не стоили, не требовали ни лицензий, ни квот, вторчерметы становились банкротами один за другим, а границы на востоке еще были открыты. К тому же в Литве были очень дешевыми складские площади, что позволяло накапливать этот нескоропортящийся продукт. Покупали металл в Литве и России, а продавали по европейским ценам на Запад.

          Затем начали участвовать в одной из первых бартерных программ, предусматривающих снабжение Литвы газом и расчеты продукцией, главным образом - продуктами питания и изделиями легкой промышленности. Мы вели ее по Литве и Латвии, а также немного по Молдавии и Белоруссии; в Литве около 80% поставок газа оплачивалось через наше посредничество. Так продолжалось до 1996 года, пока к власти не пришли консерваторы. Эта партия всегда действует не по законам логики, а исходя из своих интересов.

          - Но ведь вы известны в Литве прежде всего как владелец Vikonda...

          - Да, концерн Vikonda - это, конечно, главное детище. Когда появились деньги, начали размышлять, куда их вложить. И решили - в производство продуктов питания. Условия в Кедайняйском районе для этого подходящие. Во-первых, животноводческий край, во-вторых - зерноводческий, и нигде в Литве не выращивают такие замечательные огурчики. В-третьих, все хозяйства тогда загибались и просто требовали приложения рук. В-четвертых, продукты - это всегда перспективно, потому что люди хотят есть при любых обстоятельствах.

          В основу Vikonda был заложен принцип непрерывного замкнутого цикла. То есть если занимаемся мясом, то сами выращиваем скот и корма для него, сами перерабатываем и сами реализуем. За короткий срок мы скупили несколько разорившихся колхозов, зерноперерабатывающий комбинат, бойню, консервный завод и т.п. Забегая вперед, скажу, что за 10 лет нами создано в разных странах более 50 различных предприятий. Второй акцент - качество: продукция Vikonda не самая дешевая в Литве, но славится своим безупречным качеством. Никаких консервантов, а в мясе практически отсутствует адреналин. Для этого я специально изучал передовые технологии забоя скота и без преувеличения могу сказать, что у нас самая гуманная бойня в Европе.

          Со временем, когда начался процесс глобализации рынка, эта схема перестала себя оправдывать, мы стали сужать сферу своей деятельности, в частности сдали в аренду норвежской компании RIMI свою торговую сеть, включавшую около 25 магазинов. Кстати, это была выгодная сделка.

          - Не могли бы вы в цифрах оценить ваш бизнес?

          - Оборот Vikonda, в которую входит около 20 предприятий, составляет по выходу готовой продукции примерно 400 млн литов. Кроме того, мы имеем свой бизнес в Германии, Польше, Латвии, России. Это клиринговые поставки, снабжение ресурсами и т.п., то есть посреднические услуги. Общий оборот - до 200 млн литов. В России наш оборот доходил в 1997 году до 1,2 млн литов. Как я уже говорил, в основном это была организация бартерных поставок в оплату газа. Наша строительная организация работает и в системе "Газпрома" в разных районах страны. Создается сеть розничной торговли в Архангельской области.

          - Как вы в целом оцениваете условия российского рынка? Чего больше на нем для литовского бизнеса - плюсов или минусов?

          - Пока больше минусов, потому что легально работать можно только в убыток. Это обусловлено и таможенным режимом, и самой структурой себестоимости продукции, которая в Литве выше ввиду более дорогих энергоресурсов и стоимости труда. С другой стороны, трудно организовать эффективное производство на месте, поскольку криминал съедает преимущества российской дешевизны. Поэтому уважающий себя и не привыкший работать в тени бизнесмен в Россию не пойдет.

          Между тем огромные возможности для развития бизнеса там именно в провинции. Ведь в России она очень большая, всех не запихнешь в города. Такое возможно в Литве, но не в РФ, где масса людей занята освоением природных ископаемых - их надо кормить, обеспечивать жильем. Умрет провинция - умрет и Россия. Увы, пока российское законодательство развивается в пользу больших городов.

          - Хотя вы и беспартийный, но входите в команду соцлибералов. Почему капиталист Успаских выбрал именно эту партию?

          - Видите ли, как капиталист, я, конечно, разделяю либеральные взгляды. Но как человек, как гражданин страны, которая еще недавно была социалистической, понимаю, что чудес не бывает. Что потребуется смена поколений, чтобы люди приучились с молодости думать о том, как заработать на старость. А что делать тем старикам, которые жили в другой системе и не приучены, да и не могли в свое время этого сделать? У нас ведь до сих пор даже пенсионные фонды не созданы.

          Поэтому, реально смотря на вещи, я выбрал этот винегрет из либерализма и социализма. Считаю, что сегодняшние политики должны позаботиться о тех людях, которые оказались жертвами столь радикальной жизненной ломки. В то же время, чтобы обеспечить минимальные социальные гарантии, государство должно быть либеральным в отношении бизнеса, чтобы тот создал рабочие места для возможно большего числа активных людей. Приходится балансировать.

          - Комфортно ли вы себя чувствуете в политике?

          - Я всегда был беспартийным, дабы чувствовать себя свободным. К тому же я человек обеспеченный, и сидеть в сейме просто так - за зарплату - мне резона нет. Я попал туда по одномандатному округу из своего родного Кедайняя: был избран людьми, меня хорошо знающими. В сейм я пришел работать и "влиять", поэтому без лишней скромности сказал, что войду только в ту фракцию, что в составе правящего большинства. И неважно - правые в нем или левые, важно иметь возможность что-то делать. Пока эти цели мне удается реализовать, и своей ролью я доволен. А как будет дальше - поглядим.

          - По моим сведениям, вы занялись наукой?..

          - Да, закончил магистратуру и написал докторскую диссертацию. Тема - "Розничная торговля". Но отказался пока защищать, поскольку нахожусь в политике. Потому что поползли разные слухи. Да и в академических кругах не ко двору пришелся практик, который все взял из собственного опыта.

          - Любопытно ваше мнение о ситуации, которая складывается на розничном рынке Литвы.

          - С моей точки зрения, здесь наблюдается очень опасный градус монополизации рынка. Люди радуются низким, порой - демпинговым ценам в супермаркетах, но если посмотреть, за счет чего это происходит, то радоваться не приходится. Если торговля диктует производителям очень низкие цены, она тем самым душит производство, не дает ему развиваться, а людям - заработать. В результате в целом снижается покупательная способность.

          Кстати, это проблема глобальная. Задумывались ли вы, почему в Европе такой медленный рост? Да потому, что монополизированная торговля губит производство, разоряет предприятия. И на их месте создаются новые, а значит, заново тратятся средства, валовой продукт стран. Если же создать элементарные условия для жизнедеятельности предприятий, эти средства можно потратить на другие нужды, например на повышение качества продукции. А то ведь под давлением торговли довели пищевую промышленность до того, что она вся стала химической. Красиво, но несъедобно.

          - Как вы относитесь к мощной экспансии российского капитала в Литву, наметившейся пару лет назад?

          - Надо радоваться, что приходят инвестиции. А в том, что сюда идет российский капитал, я вижу стремление его обезопасить. Это значит, что предпринимателей не совсем устраивают условия у себя, в России, и они видят, что в Литве лучше. Следовательно, российский капитал более надежен, чем европейский. Ибо цель европейского - только заработать, а цель российского - спрятать. Но когда прячут, то стремятся закрепиться на новом месте, а значит - сделать свой бизнес цивилизованным, то есть открытым и законопослушным. Пряча свой капитал от российской администрации или криминала, российские деньги одновременно развивают Литву. Разве это плохо?

          Классический пример с Mazeikiu nafta: Williams только вытягивал деньги из Литвы, а ЮКОС в нее вкладывает. И думаю, что вытащит концерн из болота. Что касается "Газпрома", то я бы на его месте вложил здесь деньги в электроэнергетику, тем самым получив новые заказы на снабжение газом, но не вижу никакой выгоды от приобретения Lietuvos dujos. Газ Литва купит и так: просто у нее других источников нет.

          Беседовал Владимир Скрипов
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2003.02.09 | Shooter

            Гм...одна глибока думка

            Я би сказав - нове слово в економічній науці

            >российский капитал более надежен, чем европейский. Ибо цель европейского - только заработать, а цель российского - спрятать.

            Навіть не наважусь коментувати.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2003.02.09 | Адвокат ...

              І не треба!

              Бо все одно не зможете... Бо велич, бля! :):
  • 2003.02.10 | litovka

    "Транснефть" ставит условия покупки VN

    В развитие темы...;Уверена,что все будет так, как задумала "Транснефть" ,как выгодно России.


    АК "Транснефть" будет рассматривать предложение о приобретении латвийской Ventspils nafta, которая эксплуатирует нефтетерминал в порту Вентспилса, только если ее владельцы выступят с предложением о продаже акций российской компании.
    Так прокомментировал Агентству нефтяной информации вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев информацию о том, что Министерство экономики Латвии ожидает предложения российской "Транснефти" о приватизации госдоли акций нефтетерминала Ventspils Nafta.
    "Если Прибалтика выйдет с предложением о продаже своих акций конкретно "Транснефти", то компания будет рассматривать это предложение", — сказал С.Григорьев.

    "Не интересен нам Вентспилс. Мы развиваем себя и вкладываем деньги в свои мощности", — отметил С.Григорьев. "Если к нам выйдут с предложением купить порт, тогда нам будет интересно рассмотреть это предложение. В случае объявления тендера мы не будем участвовать в приобретении", — сказал вице-президент "Транснефти". Пока никаких предложений не поступало, добавил он.

    С.Григорьев, отвечая на вопрос, кто может стать покупателем порта, сказал: "Продавайте иностранцам. Только что иностранцы будут делать с ним? Нефть идет только из России. Пляж из него сделают?".

    Кроме того, С.Григорьев отметил, что появившаяся в СМИ информация о готовности российской компании в обмен на акции Ventspils nafta вложить $143 млн. в модернизацию нефтепровода не соответствует действительности. Он пояснил, что речь идет о том, что эти средства требуется вложить для того, чтобы пользоваться мощностями порта.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.02.10 | Clevinger

      Re: "Транснефть" ставит условия покупки VN

      Лукойл (?) тоже щел на Мажейкяй в лоб.

      В итоге завладел предприятием ЮКОС. Который оказался политичнее.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2003.02.10 | Len

        Re: Уточню !

        Вельмишановный пан Клевинджер! Вы немножко не учитываете фактора времени. ЛукОйл действительно пытался купить Мажейкас, но в те времена, когда у литовских национал-дементов были иллюзии о западном инвесторе. И Мажейкас был продан западным "инвесторам". В настоящее время Юкос и ЛукОйл поделили западное направление экспорта( Юкос - югозападное, ЛукОйл- северозападное). И уже в прошлом году ЛукОйл не стремился купить Мажейкас.
        C уважением Len. г.Киев 10.02.2003г
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2003.02.10 | Clevinger

          Re: Уточню !

          Дементы или нет - Адамкус за завод поплатился креслом - а у Лукойла после его понтов в Литве шансов не было.

          Рынки сбыта нужны всем. О чем Ходорковский очень популярно и подробно
          говорил неделю назад.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2003.02.10 | Len

            Re: Существуют соглашения о разделе рынков(-)

      • 2003.02.10 | Рюген

        Re: "Транснефть" ставит условия покупки VN

        Есть и такая точка зрения:

        Латвия будет вязать носки

        Государственные интересы России в переводе на язык «разводки по понятиям»




        Латвийский нефтяной порт Вентспилс – в блокаде. Российская госкомпания «Транснефть» перестала отгружать нефть в латышский терминал, и когда возобновятся поставки – пока неясно. Прогрессивная прибалтийская и западная пресса уже привычно зашлась в истерике по поводу звериного оскала русского империализма. «Транснефть», в свою очередь, в первые дни агиткампании пыталась делать вид, что ничего не происходит; но вчера вдруг продемонстрировала этот самый свой оскал во всём его великолепии.

        Интервью вице-президента «Транснефти» С.Григорьева рижской газете «Телеграф» – блистательный в своём роде образец так называемой «предъявы». «Транснефть» хочет получить вентспилсcкий терминал в собственность, причём деньги за него латышам платить не собирается. Логика простая: «Кому нужен нефтяной терминал без нефти?» При этом Григорьев уверяет, что у России есть способы отгружать нефть в обход Латвии. Лукавит, разумеется: сегодня если что и сдерживает российский сырьевой экспорт, то это пропускная способность портов и трубопроводов. Но прибалтов это волновать не должно: не хотите отдавать терминал – «вяжите носки». В самом деле, никакой политики, чистая экономика. Нормальный бандитский наезд. Либо мы крышуем, либо закрывай лавочку: "А почему мы должны развивать ваши порты? Только потому, что вы все такие белокурые и с голубыми глазами?"

        При этом Григорьева, выпускника грозненского нефтехима, который до прихода в «Транснефть» все девяностые был начальником дочернего предприятия «Лукойла» в Когалыме, трудно не похвалить. Он сумел сделать то, чего так ни разу и не смогли до него российские политики и дипломаты: начать говорить с «соседями» жёстким, стальным языком экономических интересов. Без всякого там имперского комплекса вины и без дурного империализма в стиле «наши МИГи сядут в Риге». Хотите зарабатывать на нас? Пожалуйста, но на наших условиях. И не надо строить из себя жертв сталинских репрессий: у нас и в России таких навалом – что в Грозном, что в Когалыме.

        Увы, реальность такова, что никакого другого языка для отстаивания интересов России – именно интересов, а не абстракций – кроме языка этой самой «предъявы», сегодня попросту нет. Как нет и другой силы, способной на этом языке говорить, кроме российского сырьевого бизнеса, осуществляющего сегодня масштабную экспансию на «постсоветском пространстве». Несмотря на все усилия Путина приспособить к этой задаче изрядно заржавевшие государственные механизмы, власть уже не будет играть первую скрипку в этой экспансии. Хотя бы потому, что бизнес сегодня попросту сильнее, чем власть.

        Но «вне власти» не означает «вне политики». «Чистая экономика», на которую упирает Григорьев, - это, конечно, поза. Чистой экономики не бывает. Возможная война в Ираке способна в перспективе подорвать позиции российского нефтяного экспорта, и поэтому наши олигархи сегодня столбят позиции. При этом дешевизне арабской нефти они могут противопоставить только стабильность поставок, которая, в свою очередь, достигается сегодня только контролем над всей транспортной цепочкой – от скважины до потребителя. А в условиях, когда межгосударственные отношения России и Латвии представляют из себя один вялотекущий конфликт, никаких гарантий никто дать не может. Поэтому у латвийских властей сегодня нет другого выхода, кроме как пересмотреть свою антироссийскую политику. Благо, просить по-старинке заступы у Запада – сегодня дело зряшное: и для американцев, и для европейцев ныне важнее отношения с Путиным, чем с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой.

        На самом деле прибалтов сегодня можно даже поблагодарить. Они, в отличие от остальных «бывших наших», никогда не игрались в дружбу до гроба – скорее наоборот, и раньше всех приучили нас разговаривать с ними как с «соседями». Со всеми вытекающими. Сегодня они ведут себя неадекватно, на грани истерики – зато теперь ясно, какова цена заявлениям латвийских политиков о том, что «доходы от российского транзита не превышают 0,3% доходной части бюджета». Наверное, как-то не так считали.

        И всё-таки было бы неплохо, если бы кто-нибудь научился говорить языком Григорьева с Кучмой, Лукашенко и Шеварнадзе. А что до несколько неизящно растопыренных пальцев, то их потом как-нибудь можно и в карман научиться прятать. Полчаса аутотренига – всего-то и делов.

        Алексей Чадаев
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2003.02.11 | Clevinger

          Re: global.rus, что ли?

          Пальцы прятать никогда не вредно.

          Тот же Григорьев сейчас отдается китайцам. Кстати о птичках.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2003.02.11 | Рюген

            Re: global.rus, что ли? - Она (-)

        • 2003.02.11 | line305b

          Это не тот Чадаев, который Москаль з Москвы? (-)



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2018. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua