Украинские геноциды (Кость БОНДАРЕНКО ТРАГЕДИЯ ВОЛЫНИ: )
02/19/2003 | Roller
ТРАГЕДИЯ ВОЛЫНИ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Кость БОНДАРЕНКО (Центр исследований политических процессов «Эксперт»)
Волынская трагедия относится к тем страницам украинской истории, о которых мы стараемся молчать либо говорить вполголоса. Она слишком глубоко вошла в историю и Украины, и Польши, ещё долго будет тем рубцом, который нет-нет, а всё же напомнит о себе. По крайней мере, эта трагедия будет доноситься до наших дней эхом до тех пор, покуда живы те, кто считает себя пострадавшей стороной в этой трагедии. При этом и в среде украинцев, и в среде поляков найдутся те, кто будут считать, что правда — на их стороне. На каждый аргумент о невинных жертвах будет выдвигаться контраргумент о жертвах с другой стороны…
…Волынь — специфический регион. Леса и болота, патриархальный уклад жизни, медлительность, сочетающаяся с искренностью и щедростью как черты характера местного населения, душевность и простоватость людей — всё это отличает этот край от остальной части Украины. Хоть Волынь и запад Украины, но та его часть, которая традиционно развивалась под влиянием Российской империи и православного мировоззрения. В местном диалекте здесь чаще встречаются русизмы. Волыняне достаточно поздно были втянуты в процесс этнополитической самоидентификации именно в украинском ключе.
После Первой мировой войны и украинской революции 1917 — 1921 гг. на Волыни начинаются новые процессы. Чем они были вызваны? Во-первых, край попал под власть Польши. Начинается активная польская колонизация Волыни, которая не всегда проходила гладко, а, скорее, сопровождалась недовольством коренного населения. Количество поляков здесь всегда было высоким, но в условиях Российской империи (особенно после восстаний 1830-1831 и 1864 гг.) поляки находились в угнетённом положении, они массово теряли старые привилегии и звания, иногда русифицировались или (реже) украинизировались. После 1921 года начинается активное возвращение польских семейств к своим корням, на Волынь массово переселяются польские семьи из исконно польских территорий. Получившие на короткое время землю крестьяне вынуждены опять потерять её. Польские осадники захватили большую часть земельных угодий. В административной системе, в судах, в образовании — всюду польский элемент вытесянет украинцев. Это порождало антагонизм на национальной и социальной почве: «поляк» — синоним «господин», «украинец» — синоним «холоп» (вспомним, на протяжении ряда веков этот антагонизм становился причиной раздоров между украинцами и поляками).
Во-вторых, Волынь стала местом сосредоточения бывшей элиты Украинской Народной Республики — политической, экономической, военной. Здесь жили бывшие министры и бывшие полководцы времён борьбы за независимость. Здесь были живы рассказы о боевых подвигах 1917 — 1921 годов. Здесь, на Волыни, формировалась база для дальнейшей политической деятельности украинцев. Начиная с 1930 года, сюда проникает националистическая агитация — галицкая ОУН принимает решение о начале акции под условным названием «ломка Сокальской границы» (условной этнографической и — что более важно — этнополитической границы между Галичиной и Волынью). В это же время Роман Бжеский — этнический поляк и политический украинец — начинает на Волыни пропаганду произведений Д.Донцова. Зерно было посеяно… Всход дали первые результаты через несколько лет.
В 1939 году на Волынь пришла советская власть — со всеми атрибутами в виде репрессий, расстрелов, арестов, вывоза конфискаций и прочего произвола над местными жителями, которых успевшие подвергнуться ускоренной коллективизации «коренные жители СССР» воспринимали как кулаков и буржуев.
В 1941 г. советская власть сменилась новым оккупационным режимом — нацистским. При этом следует учесть, что немцы рассматривали Волынь как нечто отдельное от Галичины, где нацистский режим был более или менее терпимым — здесь было создано немало привилегий для граждан, оказавшихся под оккупацией. Волынь же была подвержена произволу нового режима: поборы, сохранение колхозного строя, опять же — репрессии против населения. Плюс ко всему, рейхскомиссар Эрих Кох в ноябре 1941 года переносит административный центр Украины в Ривне. Это вызвало повышенное сосредоточение немецких войск и полиции на Волыни, а также особый режим надзора за местным населением.
Поляки в Галичине и на Волыни начали активно создавать своё движение сопротивления — Армию Крайову. Война, как правило, сама кормит воюющих. Для содержания партизанской армии поляки проводят реквизицию продуктов у местного населения…
Теперь попытайтесь понять психологию местного крестьянина либо интеллигента. Вот она — ваша родная Волынь. Ваши родственники стали жертвами либо советского, либо нацистского режима. Ночью приходят АКовцы и отнимают продукты либо уводят в лес скот. У вас одна дорога — тоже идти в лес и защищать свою землю, своё имущество, свою семью, своих родных, их жизнь и честь.
Идеология, которой руководствовалась ОУН и — соответственно — УПА, считала, что в Украине должно быть построено независимое государство. По мнению профессора Ярослава Дашкевича, идеалом украинского национализма должно было стать моноэтническое, моноконфессиональное самостоятельное государство, очевидно, с социалистическим строем. Добавим: и с авторитарно-квазидемократическим либо даже тоталитарным способом правления. Украина (в том числе земли, что находились под польским владычеством — Галичина, Волынь, Холмщина и Подляшье) рассматривалась как единая целостность в этнических границах — согласно Михновскому, «от Карпат до гор Кавказских». Поляки (особенно польское эмиграционное правительство и руководство Армии Крайовой) рассматривали Волынь как часть «кресов всходних», то есть польских восточных территорий, и неоднократно на международном уровне заявляли о необходимости в послевоенное время воссоздать Польское государство в границах 1939 года. Наметился конфликт политических интересов.
К слову, до конца 1943 года ОУН не рассматривала в официальных документах возможность репрессий против польского населения. Она была готова ограничиться репрессивными актами против откровенных врагов Украины и против немецких пособников. В июле 1941 года, во время идеологической конференции ОУН, был поднят вопрос о польском населении Волыни и Галичины. Было принято решение: кто готов сотрудничать с украинской властью — пусть остаются и живут в Украине, кто нет — будет депортирован в Польшу. Никаких намёков на массовый террор. Правда, в 1942 году листовки сторонников С.Бандеры называют своих политических противников «агентами Сталина и Сикорского», фактически ставя советский режим и руководство польского эмиграционного правительства на один уровень.
Итак, по состоянию на 1943 год на Волыни было уже четыре узла украинско-польских противоречий: во-первых, территориально-политические, во-вторых, этнические, в-третьих, милитарные (на уровне партизаны — мирное население), в-четвёртых — социальные. Террор развивался стихийно и массово как реакция на двадцатилетие польского режима на Волыни, как следствие пребывания в условиях постоянного напряжения и страха перед репрессиями приходящих и уходящих режимов, как стихийная попытка одним ударом развязать накопившиеся противоречия. Фактически повторилась Колиивщина 1768 года, но более модернизированная, без религиозной примеси, с новым ареалом распространения, с новыми методами и формами. ОУН и УПА некоторое время просто закрывали глаза на то, что творится. Они официально называли эту трагедию «радикальным очищением украинской территории от польских элементов», при этом просто пустив это дело на самотёк.
Первые столкновения между поляками и украинцами на Волыни были зафиксированы в декабре 1942 года. При этом трудно сказать точно, кто же первым спровоцировал резню. Известно, что на католическое Рождество в 1942 году польский отряд напал на село Пересоповичи. Партизаны колядовали над трупами уничтоженых украинцев. В январе и феврале 1943 года противостояние носило спорадический характер. Один из представителей польского эмиграционного правительства писал о том, что украинцы «уничтожают поляков, состоящих на немецкой службе… Убийства были вызваны желанием мести лицам, что выслуживались перед немцами, выступали против интересов местного населения». Но в конце февраля 1943 года антипольская акция приобретает массовый характер.
Летом 1943 года начинается основной этап кровавой драмы. ОУН и УПА принимают решение проводить давление на польское население Волыни, принуждая их к добровольному выезду на этнические польские земли. Журнал «До зброї» в июле 1943 года писал: «Строить Польшу пусть идут на польские коренные земли, так как тут могут только ускорить свою позорную смерть». 15 августа 1943 года УПА приняла декрет о переходе бывших земель польских помещиков и колонистов во владение украинских хозяйств. 11 июля 1943 года УПА начала акцию деполонизации Волыни. АК сопротивлялась. Представители украинской стороны в населённых пунктах выдвигали ультиматум к полякам: на протяжении 48 часов оставить село. Армия Крайова отдавала контрприказ: не оставлять территорию, иначе Польша потеряет Волынь.
То, что происходило на Волыни в 1943 году, напоминает события, имевшие место на Балканах в начале 90-х. Но только по форме, а не по сути. Можно говорить об исторической правоте украинцев — ведь это их этнические земли. Но и для поляков они были родной землёй. Обе стороны проливали невинную кровь. Обе стороны были в корне не правы в этой ситуации. По меткому выражению историка, «обе враждующие стороны избрали не политическое, а биологическое решение проблемы». И об этом следует говорить, об этом следует писать. Это следует помнить. Равно же следует помнить и о причинах, породивших конфликт на Волыни.
Трагически погибший в прошлом году историк Юрий Киричук написал монографию (к сожалению, до сих пор не изданную) об украинском национально-освободительном движении в 40 — 50-х годах. По моему мнению, это лучшее, что было написано об ОУН и УПА. И — кроме того — наиболее объективно. Киричук приводит пример, записанный им в одном из сёл на Волыни (Рудня-Почаевская). Партизаны ворвались в дом, в котором жила смешанная украинско-польская семья — муж-поляк и жена-украинка. В Польше национальность в смешанных браках определялась просто: муж-поляк — сыновья — тоже поляки, жена-украинка — дочери — тоже украинки. Украинские партизаны вывели отца семейства и двоих малолетних сыновей во двор и там расстреляли, а женщину и ребёнка-девочку в колыбели оставили в живых…
Сохранился рассказ о том, как в одном из сёл на Волыни местных поляков согнали в церковь и сожгли. В Дубновском районе при казни местного польского населения был расстрелян и бывший полковник Армии УНР с сыновьями — только из-за польского происхождения! Не осталось в стороне и духовенство, которое решило взять реванш за наступление католичества на православные земли: в городе Чорторисск Волынской области православные священники собственноручно казнили 17 поляков. Запущенный маховик машины террора всегда выходит из-под контроля. Террор всегда является бессмысленным и нелепым. Естественно, польская сторона не оставалась в долгу: Армия Крайова проводила ответные акции, направленные против украинцев, например, на Холмщине. Кроме того, поляки перешли к индивидуальному террору против украинцев: во Львове был убит профессор А.Ластовецкий, а в Перемышле — известный футболист И.Вовчишин. Некоторые исследователи без дополнительных аргументов приписывают польским партизанам убийства полковника Романа Сушко и генерала Марка Безручко. В 1943 году большая часть действий УПА и АК приходились не на борьбу с внешним врагом, а на взаимную вражду!
Точное количество жертв волынской трагедии не известно до сих пор. В трудах польских историков можно встретить цифру 50 тысяч погибших поляков и около 15 — 17 тысяч украинцев. Но, по мнению украинских историков, эти цифры слишком завышены. При этом существует ссылка на отчёт АК за 1943 год, который свидетельствует о том, что на Волыни погибли 15 тысяч поляков и около 12 тысяч украинцев.
Следует обратить внимание на то, что в это же время на Волыни, кроме украинцев и поляков, были и другие силы — например, немецкая оккупационная армия. Или советские партизаны. Куда же, спрашивается, смотрели они? Тотальная резня и террор, которые предстают перед современным исследователем, это не та акция, которую могли прозевать и немцы, и разведка красных партизан. То есть это было выгодно кому-то? Для немцев украинско-польский конфликт был ярким воплощением принципа «разделяй и властвуй». Для советских партизан — во-первых, действовало правило «где двое дерутся, там третий пользуется», во-вторых, уничтожение польского населения на Волыни могло сыграть на руку Сталину стратегически — в играх вокруг перекраивания польской границы после завершения войны.
Немецкие оккупационные власти всячески подогревали ненависть между украинцами и поляками. Эрих Кох подчёркивал: «Нам надо добиться, чтобы поляк при встрече с украинцем хотел его убить, и чтобы украинец, увидев поляка, тоже хотел его убить».
После того как украинская полиция на Волыни и Полесье ушла в лес к партизанам, немцы мобилизовали новую полицию преимущественно из польского населения. Кроме того, на Волынь был переброшен польский батальон «Шупо», а немецкую жандармерию вывели из Волыни, создав благоприятную почву для перерастания межэтнического конфликта в кровавую резню. Юрий Киричук приводит следующие цифры: в Луцке все немецкие административные учреждения возглавлялись поляками. В генерал-комиссариате чиновников польской национальности насчитывалось 80%, в гебитскомиссариате — 60%, в центральном учреждении для торговли с Востоком — 60%, в хозяйственном банке — 30%. Как свидетельствовали пленные бойцы УПА, часто «немцы сами одевали шинели с тризубом и шли на польское село, сжигая его. Так случилось в Гуте Степанской. Немцев было человек 250. Детей бросали в огонь живыми». Даже Никита Хрущёв, анализируя украинско-польские отношения на Волыни, писал: «Я думаю, это всё — дело рук немцев».
Кроме того, советские партизаны тоже внесли свою лепту в разжигание вражды. Весной 1943 года началась мобилизация поляков в красные партизанские отряды.
В глазах украинского населения Волыни поляки превратились в коллаборационистов — немецких и советских. И это вызывало не просто недовольство, а содействовало усилению вражды.
И ещё один штрих к трагедии: пытаясь прекратить рознь, митрополит украинской греко-католической церкви Андрей Шептицкий обратился к римско-католическому епископу Твардовскому с просьбой издать совместное обращение иерархов к верующим относительно прекращения кровопролития, но Твардовский ответил, что церковь не может вмешиваться в политические дела. Украинская сторона издала послание под названием «Не убий!», которое в годы войны имело огромное влияние.
В самой Польше, в среде польских историков отношение к волынской трагедии однозначное — именно как к трагедии. Но если большая часть историков стоит на позиции необходимости изучения и исследования этой страницы украинско-польских отношений, то есть и те, кто пытается строить на событиях 60-летней давности модели для современной политики. К счастью, таких меньшинство. И упоминать их здесь неуместно. Лучше вспомнить о профессоре Ришарде Тожецком, одним из первых поднявшим вопрос об объективном изучении острых проблем в украинско-польских отношениях. Или о Тадеуше Анжее Ольшанском, который по-новому взглянул на Украину и на её историю. Или о Гжегоже Мотыке и Рафале Внуке, перешедших от негативизма при рассмотрении вопросов украинско-польского противостояния к объективизму в оценке сотрудничества УПА и польского подполья в годы Второй мировой войны и первых послевоенных лет. Их книга «Паны и резуны: сотрудничество УПА и АК-ВиН в 40-х годах» стала не только новым словом, но и поворотным пунктом в польской историографии: надо более акцентировать внимание на том, что нас объединяло, нежели то, что разъединяло наши народы.
Сейчас, в связи с 60-летием волынской трагедии, официальная Варшава уже заявляет через своих представителей, что украинский Президент должен покаяться, попросить прощения у польского народа от имени украинцев.
Я не думаю, что это лучший способ почтить память жертв трагедии и не лучший способ примирения двух народов. И не только потому, что трагедия не стала следствием государственной политики Украины. И не потому, что, по международному праву, эта трагедия — отнюдь не акт государства по отношению к враждебному государству, не геноцид государства относительно этнического меньшинства, а межэтническое противостояние на региональном уровне. Дело в том, что покаяние нынешнего Президента Украины в условиях, когда большинство граждан Украины решительно выступают с критикой действующего режима, фактически не будет иметь смысла и исторического веса. Добиться извинений от лидера Украины в то время, когда он готов найти любой повод, любую зацепку, дабы возобновить партнёрство с Западом — нетрудно. Да, украинский Президент извинится. Да, он признает ошибки и преступления 60-летней давности. Но станет ли от этого легче рядовому поляку? Положит ли это извинение конец взаимным подозрениям? Будет ли это извинение откровенным?
Требовать от Украины признания волынской трагедии как страшной, кровавой страницы в украинско-польских отношениях на этническом уровне можно и нужно, и Украина не отказывается признать ошибки и преступления отдельных лиц. Совместно разработать комплекс мер по увековечиванию памяти жертв в назидание потомкам — благое дело. Встретиться представителям двух государств и пожать друг другу руки в знак того, что эта трагедия никогда больше не повторится — просто необходимо. Но принесение публичных извинений от имени государства должно состояться тогда, когда Украина станет полностью демократическим государством. Это должен быть акт двух равных государств, с единым видением пути продвижения в Европу и с едиными стратегическими целями.
История должна быть достоянием историков, а не политиков. Украинский и польский народы давно являются тесными партнёрами. Благо, после волынской трагедии в жизни наших народов было немало того, что нас сдружило и объединило. Примирение двух народов состоялось. Возврата к вражде попросту не может быть. За окном — новые реалии и новые перспективы. И волынская трагедия станет для нас только напоминанием о том, как хрупок мир и как легко перейти от дружбы к взаимной ненависти.
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/431/37668/
Кость БОНДАРЕНКО (Центр исследований политических процессов «Эксперт»)
Волынская трагедия относится к тем страницам украинской истории, о которых мы стараемся молчать либо говорить вполголоса. Она слишком глубоко вошла в историю и Украины, и Польши, ещё долго будет тем рубцом, который нет-нет, а всё же напомнит о себе. По крайней мере, эта трагедия будет доноситься до наших дней эхом до тех пор, покуда живы те, кто считает себя пострадавшей стороной в этой трагедии. При этом и в среде украинцев, и в среде поляков найдутся те, кто будут считать, что правда — на их стороне. На каждый аргумент о невинных жертвах будет выдвигаться контраргумент о жертвах с другой стороны…
…Волынь — специфический регион. Леса и болота, патриархальный уклад жизни, медлительность, сочетающаяся с искренностью и щедростью как черты характера местного населения, душевность и простоватость людей — всё это отличает этот край от остальной части Украины. Хоть Волынь и запад Украины, но та его часть, которая традиционно развивалась под влиянием Российской империи и православного мировоззрения. В местном диалекте здесь чаще встречаются русизмы. Волыняне достаточно поздно были втянуты в процесс этнополитической самоидентификации именно в украинском ключе.
После Первой мировой войны и украинской революции 1917 — 1921 гг. на Волыни начинаются новые процессы. Чем они были вызваны? Во-первых, край попал под власть Польши. Начинается активная польская колонизация Волыни, которая не всегда проходила гладко, а, скорее, сопровождалась недовольством коренного населения. Количество поляков здесь всегда было высоким, но в условиях Российской империи (особенно после восстаний 1830-1831 и 1864 гг.) поляки находились в угнетённом положении, они массово теряли старые привилегии и звания, иногда русифицировались или (реже) украинизировались. После 1921 года начинается активное возвращение польских семейств к своим корням, на Волынь массово переселяются польские семьи из исконно польских территорий. Получившие на короткое время землю крестьяне вынуждены опять потерять её. Польские осадники захватили большую часть земельных угодий. В административной системе, в судах, в образовании — всюду польский элемент вытесянет украинцев. Это порождало антагонизм на национальной и социальной почве: «поляк» — синоним «господин», «украинец» — синоним «холоп» (вспомним, на протяжении ряда веков этот антагонизм становился причиной раздоров между украинцами и поляками).
Во-вторых, Волынь стала местом сосредоточения бывшей элиты Украинской Народной Республики — политической, экономической, военной. Здесь жили бывшие министры и бывшие полководцы времён борьбы за независимость. Здесь были живы рассказы о боевых подвигах 1917 — 1921 годов. Здесь, на Волыни, формировалась база для дальнейшей политической деятельности украинцев. Начиная с 1930 года, сюда проникает националистическая агитация — галицкая ОУН принимает решение о начале акции под условным названием «ломка Сокальской границы» (условной этнографической и — что более важно — этнополитической границы между Галичиной и Волынью). В это же время Роман Бжеский — этнический поляк и политический украинец — начинает на Волыни пропаганду произведений Д.Донцова. Зерно было посеяно… Всход дали первые результаты через несколько лет.
В 1939 году на Волынь пришла советская власть — со всеми атрибутами в виде репрессий, расстрелов, арестов, вывоза конфискаций и прочего произвола над местными жителями, которых успевшие подвергнуться ускоренной коллективизации «коренные жители СССР» воспринимали как кулаков и буржуев.
В 1941 г. советская власть сменилась новым оккупационным режимом — нацистским. При этом следует учесть, что немцы рассматривали Волынь как нечто отдельное от Галичины, где нацистский режим был более или менее терпимым — здесь было создано немало привилегий для граждан, оказавшихся под оккупацией. Волынь же была подвержена произволу нового режима: поборы, сохранение колхозного строя, опять же — репрессии против населения. Плюс ко всему, рейхскомиссар Эрих Кох в ноябре 1941 года переносит административный центр Украины в Ривне. Это вызвало повышенное сосредоточение немецких войск и полиции на Волыни, а также особый режим надзора за местным населением.
Поляки в Галичине и на Волыни начали активно создавать своё движение сопротивления — Армию Крайову. Война, как правило, сама кормит воюющих. Для содержания партизанской армии поляки проводят реквизицию продуктов у местного населения…
Теперь попытайтесь понять психологию местного крестьянина либо интеллигента. Вот она — ваша родная Волынь. Ваши родственники стали жертвами либо советского, либо нацистского режима. Ночью приходят АКовцы и отнимают продукты либо уводят в лес скот. У вас одна дорога — тоже идти в лес и защищать свою землю, своё имущество, свою семью, своих родных, их жизнь и честь.
Идеология, которой руководствовалась ОУН и — соответственно — УПА, считала, что в Украине должно быть построено независимое государство. По мнению профессора Ярослава Дашкевича, идеалом украинского национализма должно было стать моноэтническое, моноконфессиональное самостоятельное государство, очевидно, с социалистическим строем. Добавим: и с авторитарно-квазидемократическим либо даже тоталитарным способом правления. Украина (в том числе земли, что находились под польским владычеством — Галичина, Волынь, Холмщина и Подляшье) рассматривалась как единая целостность в этнических границах — согласно Михновскому, «от Карпат до гор Кавказских». Поляки (особенно польское эмиграционное правительство и руководство Армии Крайовой) рассматривали Волынь как часть «кресов всходних», то есть польских восточных территорий, и неоднократно на международном уровне заявляли о необходимости в послевоенное время воссоздать Польское государство в границах 1939 года. Наметился конфликт политических интересов.
К слову, до конца 1943 года ОУН не рассматривала в официальных документах возможность репрессий против польского населения. Она была готова ограничиться репрессивными актами против откровенных врагов Украины и против немецких пособников. В июле 1941 года, во время идеологической конференции ОУН, был поднят вопрос о польском населении Волыни и Галичины. Было принято решение: кто готов сотрудничать с украинской властью — пусть остаются и живут в Украине, кто нет — будет депортирован в Польшу. Никаких намёков на массовый террор. Правда, в 1942 году листовки сторонников С.Бандеры называют своих политических противников «агентами Сталина и Сикорского», фактически ставя советский режим и руководство польского эмиграционного правительства на один уровень.
Итак, по состоянию на 1943 год на Волыни было уже четыре узла украинско-польских противоречий: во-первых, территориально-политические, во-вторых, этнические, в-третьих, милитарные (на уровне партизаны — мирное население), в-четвёртых — социальные. Террор развивался стихийно и массово как реакция на двадцатилетие польского режима на Волыни, как следствие пребывания в условиях постоянного напряжения и страха перед репрессиями приходящих и уходящих режимов, как стихийная попытка одним ударом развязать накопившиеся противоречия. Фактически повторилась Колиивщина 1768 года, но более модернизированная, без религиозной примеси, с новым ареалом распространения, с новыми методами и формами. ОУН и УПА некоторое время просто закрывали глаза на то, что творится. Они официально называли эту трагедию «радикальным очищением украинской территории от польских элементов», при этом просто пустив это дело на самотёк.
Первые столкновения между поляками и украинцами на Волыни были зафиксированы в декабре 1942 года. При этом трудно сказать точно, кто же первым спровоцировал резню. Известно, что на католическое Рождество в 1942 году польский отряд напал на село Пересоповичи. Партизаны колядовали над трупами уничтоженых украинцев. В январе и феврале 1943 года противостояние носило спорадический характер. Один из представителей польского эмиграционного правительства писал о том, что украинцы «уничтожают поляков, состоящих на немецкой службе… Убийства были вызваны желанием мести лицам, что выслуживались перед немцами, выступали против интересов местного населения». Но в конце февраля 1943 года антипольская акция приобретает массовый характер.
Летом 1943 года начинается основной этап кровавой драмы. ОУН и УПА принимают решение проводить давление на польское население Волыни, принуждая их к добровольному выезду на этнические польские земли. Журнал «До зброї» в июле 1943 года писал: «Строить Польшу пусть идут на польские коренные земли, так как тут могут только ускорить свою позорную смерть». 15 августа 1943 года УПА приняла декрет о переходе бывших земель польских помещиков и колонистов во владение украинских хозяйств. 11 июля 1943 года УПА начала акцию деполонизации Волыни. АК сопротивлялась. Представители украинской стороны в населённых пунктах выдвигали ультиматум к полякам: на протяжении 48 часов оставить село. Армия Крайова отдавала контрприказ: не оставлять территорию, иначе Польша потеряет Волынь.
То, что происходило на Волыни в 1943 году, напоминает события, имевшие место на Балканах в начале 90-х. Но только по форме, а не по сути. Можно говорить об исторической правоте украинцев — ведь это их этнические земли. Но и для поляков они были родной землёй. Обе стороны проливали невинную кровь. Обе стороны были в корне не правы в этой ситуации. По меткому выражению историка, «обе враждующие стороны избрали не политическое, а биологическое решение проблемы». И об этом следует говорить, об этом следует писать. Это следует помнить. Равно же следует помнить и о причинах, породивших конфликт на Волыни.
Трагически погибший в прошлом году историк Юрий Киричук написал монографию (к сожалению, до сих пор не изданную) об украинском национально-освободительном движении в 40 — 50-х годах. По моему мнению, это лучшее, что было написано об ОУН и УПА. И — кроме того — наиболее объективно. Киричук приводит пример, записанный им в одном из сёл на Волыни (Рудня-Почаевская). Партизаны ворвались в дом, в котором жила смешанная украинско-польская семья — муж-поляк и жена-украинка. В Польше национальность в смешанных браках определялась просто: муж-поляк — сыновья — тоже поляки, жена-украинка — дочери — тоже украинки. Украинские партизаны вывели отца семейства и двоих малолетних сыновей во двор и там расстреляли, а женщину и ребёнка-девочку в колыбели оставили в живых…
Сохранился рассказ о том, как в одном из сёл на Волыни местных поляков согнали в церковь и сожгли. В Дубновском районе при казни местного польского населения был расстрелян и бывший полковник Армии УНР с сыновьями — только из-за польского происхождения! Не осталось в стороне и духовенство, которое решило взять реванш за наступление католичества на православные земли: в городе Чорторисск Волынской области православные священники собственноручно казнили 17 поляков. Запущенный маховик машины террора всегда выходит из-под контроля. Террор всегда является бессмысленным и нелепым. Естественно, польская сторона не оставалась в долгу: Армия Крайова проводила ответные акции, направленные против украинцев, например, на Холмщине. Кроме того, поляки перешли к индивидуальному террору против украинцев: во Львове был убит профессор А.Ластовецкий, а в Перемышле — известный футболист И.Вовчишин. Некоторые исследователи без дополнительных аргументов приписывают польским партизанам убийства полковника Романа Сушко и генерала Марка Безручко. В 1943 году большая часть действий УПА и АК приходились не на борьбу с внешним врагом, а на взаимную вражду!
Точное количество жертв волынской трагедии не известно до сих пор. В трудах польских историков можно встретить цифру 50 тысяч погибших поляков и около 15 — 17 тысяч украинцев. Но, по мнению украинских историков, эти цифры слишком завышены. При этом существует ссылка на отчёт АК за 1943 год, который свидетельствует о том, что на Волыни погибли 15 тысяч поляков и около 12 тысяч украинцев.
Следует обратить внимание на то, что в это же время на Волыни, кроме украинцев и поляков, были и другие силы — например, немецкая оккупационная армия. Или советские партизаны. Куда же, спрашивается, смотрели они? Тотальная резня и террор, которые предстают перед современным исследователем, это не та акция, которую могли прозевать и немцы, и разведка красных партизан. То есть это было выгодно кому-то? Для немцев украинско-польский конфликт был ярким воплощением принципа «разделяй и властвуй». Для советских партизан — во-первых, действовало правило «где двое дерутся, там третий пользуется», во-вторых, уничтожение польского населения на Волыни могло сыграть на руку Сталину стратегически — в играх вокруг перекраивания польской границы после завершения войны.
Немецкие оккупационные власти всячески подогревали ненависть между украинцами и поляками. Эрих Кох подчёркивал: «Нам надо добиться, чтобы поляк при встрече с украинцем хотел его убить, и чтобы украинец, увидев поляка, тоже хотел его убить».
После того как украинская полиция на Волыни и Полесье ушла в лес к партизанам, немцы мобилизовали новую полицию преимущественно из польского населения. Кроме того, на Волынь был переброшен польский батальон «Шупо», а немецкую жандармерию вывели из Волыни, создав благоприятную почву для перерастания межэтнического конфликта в кровавую резню. Юрий Киричук приводит следующие цифры: в Луцке все немецкие административные учреждения возглавлялись поляками. В генерал-комиссариате чиновников польской национальности насчитывалось 80%, в гебитскомиссариате — 60%, в центральном учреждении для торговли с Востоком — 60%, в хозяйственном банке — 30%. Как свидетельствовали пленные бойцы УПА, часто «немцы сами одевали шинели с тризубом и шли на польское село, сжигая его. Так случилось в Гуте Степанской. Немцев было человек 250. Детей бросали в огонь живыми». Даже Никита Хрущёв, анализируя украинско-польские отношения на Волыни, писал: «Я думаю, это всё — дело рук немцев».
Кроме того, советские партизаны тоже внесли свою лепту в разжигание вражды. Весной 1943 года началась мобилизация поляков в красные партизанские отряды.
В глазах украинского населения Волыни поляки превратились в коллаборационистов — немецких и советских. И это вызывало не просто недовольство, а содействовало усилению вражды.
И ещё один штрих к трагедии: пытаясь прекратить рознь, митрополит украинской греко-католической церкви Андрей Шептицкий обратился к римско-католическому епископу Твардовскому с просьбой издать совместное обращение иерархов к верующим относительно прекращения кровопролития, но Твардовский ответил, что церковь не может вмешиваться в политические дела. Украинская сторона издала послание под названием «Не убий!», которое в годы войны имело огромное влияние.
В самой Польше, в среде польских историков отношение к волынской трагедии однозначное — именно как к трагедии. Но если большая часть историков стоит на позиции необходимости изучения и исследования этой страницы украинско-польских отношений, то есть и те, кто пытается строить на событиях 60-летней давности модели для современной политики. К счастью, таких меньшинство. И упоминать их здесь неуместно. Лучше вспомнить о профессоре Ришарде Тожецком, одним из первых поднявшим вопрос об объективном изучении острых проблем в украинско-польских отношениях. Или о Тадеуше Анжее Ольшанском, который по-новому взглянул на Украину и на её историю. Или о Гжегоже Мотыке и Рафале Внуке, перешедших от негативизма при рассмотрении вопросов украинско-польского противостояния к объективизму в оценке сотрудничества УПА и польского подполья в годы Второй мировой войны и первых послевоенных лет. Их книга «Паны и резуны: сотрудничество УПА и АК-ВиН в 40-х годах» стала не только новым словом, но и поворотным пунктом в польской историографии: надо более акцентировать внимание на том, что нас объединяло, нежели то, что разъединяло наши народы.
Сейчас, в связи с 60-летием волынской трагедии, официальная Варшава уже заявляет через своих представителей, что украинский Президент должен покаяться, попросить прощения у польского народа от имени украинцев.
Я не думаю, что это лучший способ почтить память жертв трагедии и не лучший способ примирения двух народов. И не только потому, что трагедия не стала следствием государственной политики Украины. И не потому, что, по международному праву, эта трагедия — отнюдь не акт государства по отношению к враждебному государству, не геноцид государства относительно этнического меньшинства, а межэтническое противостояние на региональном уровне. Дело в том, что покаяние нынешнего Президента Украины в условиях, когда большинство граждан Украины решительно выступают с критикой действующего режима, фактически не будет иметь смысла и исторического веса. Добиться извинений от лидера Украины в то время, когда он готов найти любой повод, любую зацепку, дабы возобновить партнёрство с Западом — нетрудно. Да, украинский Президент извинится. Да, он признает ошибки и преступления 60-летней давности. Но станет ли от этого легче рядовому поляку? Положит ли это извинение конец взаимным подозрениям? Будет ли это извинение откровенным?
Требовать от Украины признания волынской трагедии как страшной, кровавой страницы в украинско-польских отношениях на этническом уровне можно и нужно, и Украина не отказывается признать ошибки и преступления отдельных лиц. Совместно разработать комплекс мер по увековечиванию памяти жертв в назидание потомкам — благое дело. Встретиться представителям двух государств и пожать друг другу руки в знак того, что эта трагедия никогда больше не повторится — просто необходимо. Но принесение публичных извинений от имени государства должно состояться тогда, когда Украина станет полностью демократическим государством. Это должен быть акт двух равных государств, с единым видением пути продвижения в Европу и с едиными стратегическими целями.
История должна быть достоянием историков, а не политиков. Украинский и польский народы давно являются тесными партнёрами. Благо, после волынской трагедии в жизни наших народов было немало того, что нас сдружило и объединило. Примирение двух народов состоялось. Возврата к вражде попросту не может быть. За окном — новые реалии и новые перспективы. И волынская трагедия станет для нас только напоминанием о том, как хрупок мир и как легко перейти от дружбы к взаимной ненависти.
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/431/37668/
Відповіді
2003.02.19 | Clevinger
Экая тварь эта Кость (-)
2003.02.19 | Roller
украинский Президент должен покаяться от имени украинцев.
Цитата.Сейчас, в связи с 60-летием волынской трагедии, официальная Варшава уже заявляет через своих представителей, что украинский Президент должен покаяться, попросить прощения у польского народа от имени украинцев.
Покаяние? Путин должен пакаяться перед украинцами. Кучма должен покаяться перед поляками.
2003.02.19 | Navigator
Це правильно. За 10 тисяч убитих треба . А за 60 млн -??? (-)
2003.02.21 | Roller
О чем Вы о жертвах НКВД, МВД или УПА? (-)
2003.02.28 | Hans
Der jeder das seines(-)
2003.02.19 | Patriot
Шрьодер перед всем міром, Ширак перед Россій за Наполеона...(-)
2003.02.19 | Navigator
Так вони це й зробили, якщо не знаете (-)
2003.02.28 | Patriot
Коли і лінк будь ласка. Особливо Ширак мене цікавить(-)
2003.02.28 | Navigator
Re: Коли і лінк будь ласка. Особливо Ширак мене цікавить(-)
Щодо Ширака й Наполеона не знаю. Знаю з новин i вiд iндуса, що працюе в моiй компанii, що англiйська королева пiд час останнього вiзиту в Iндiю вибачилась за колонiальну окупацiю Iндii Великобританiею. А iндiйське суспiльство вибачення не прийняло! Думаю, анологiчнi кроки роблять i iншi метрополii - включаючи Францiю.Черга за Путiним!
2003.02.19 | Navigator
ТРАГЕДИЯ ВОЛЫНИ - у вас Роллере, своiх трагедiй "выше крыши"
Чи то не так цiкаво?2003.02.19 | Shooter
Rollere, знову трава?
Якщо вже вивітрилося, читайте тут:http://www.ji-magazine.lviv.ua/dyskusija/volyn/vidozva.htm
Це - християнський підхід.
Фактажний виглядає наступним чином.
Є дуже простий спосіб вирішення цієї суто історичної проблеми. Українцями і поляками приймається "декларація про примирення та взаємопрощення", в якій поляки просять прощення в українців за окупацію ЗУНР, політику пацифікації, Березу Картузьку, злочинні дії АК щодо українського населення, операцію "Вісла", а українська сторона - за злочинні дії волинських загонів УПА щодо польського населення.
Бо поляки (чомусь) забувають, що події 1943 лише були реакцією (частини) українців на події 25-ти попередніх років.
2003.02.19 | Анатолій
Невеличка поправка
Shooter пише:> події 1943 лише були реакцією (частини) українців на події 25-ти попередніх років.
На мою думку - На події (в основному) попередніх 2-3 років
2003.02.20 | Andrij
Re: За "Віслу" польський президент вже вибачився (-)
2003.02.20 | Shooter
А за решту? чи тільки українці повинні бути святіші папи?(-)
2003.02.22 | Мирослав
Re: За "Віслу" польський президент вже вибачився (-)
Польський президент вибачався перед учасниками маленької наукової конференції, що проходила в селі під Перемишлем. До жертв Акції Вісла він звернутися не відважився.2003.02.19 | Анатолій
Кучма проголосив...загинуло майже 100 тисяч поляків
...президент Кучма проголосив, що Україна дуже серйозно готується відзначити 60-ті роковини трагедії на Волині та в Галичині, під час якої загинуло майже 100 тисяч поляків.
http://www.ji-magazine.lviv.ua/dyskusija/volyn/bromsky.htm
--------------
Цікаво хто підсунув Кучмі такі цифри, чи Табачник з Медведчуком, якщо поляки говорять максимум про 50 тис. Вони мабуть ще добавили вбиті німцми і червоними років так 10 на Галичині і Волині. І пропонують Кучмові каятись за все разом.
2003.02.20 | Roller
Особенности украинского геноцида.
Анатолій пише:> --------------
>
> Цікаво хто підсунув Кучмі такі цифри, чи Табачник з Медведчуком, якщо поляки говорять максимум про 50 тис. Вони мабуть ще добавили вбиті німцми і червоними років так 10 на Галичині і Волині. І пропонують Кучмові каятись за все разом.
Киричук приводит пример, записанный им в одном из сёл на Волыни (Рудня-Почаевская). Партизаны ворвались в дом, в котором жила смешанная украинско-польская семья — муж-поляк и жена-украинка. В Польше национальность в смешанных браках определялась просто: муж-поляк — сыновья — тоже поляки, жена-украинка — дочери — тоже украинки. Украинские партизаны вывели отца семейства и двоих малолетних сыновей во двор и там расстреляли, а женщину и ребёнка-девочку в колыбели оставили в живых…
Тпк как вторая половина семей не была загублена вояками УПА, то она у нее оставался еще шанс голодной смерти.
Судя по тому, что факты эти малоизвестны, вторая половина тоже умирала. Характерно, что среди них не могло быть москалей. Тоесть такая традиция следовало духу руссификации Украины и участие в ней принимали вояки УПА. Это дает некоторое основание признать их участниками второй мировой войны, без выплат соответствующей компенсации как участникам великой отечественной войны.
Войны против мирных жителей вояк УПА, единственая вина (жителей)которых была в том, что им не повезло родиться украинцами (на Украине) трудно назвать чем-то другим как геноцидом по украински.
Характерно и то, что самим воякам УПА не приходит в голову принести извинения ни Польскому, ни Украинскому народу.
Хотя из списка так называемой интеллигенции видно, что такую ответственность кое кто за собой чувствует. Но преступления против человечества не имеют сроков амнистии. И никакие извенения, пусть даже нащадков убийц не могут смыть позора с из пращуров.
"Смерть фашистким аккупантам", это лозунг сегодня не так актуален.
Он не актуален в мирное время.
Вечная память мирным героям.
2003.02.20 | Анатолій
Re: Особенности украинского геноцида.
Черговий доказ непотрібності будь-якого принизливого вибачення.Події на Волині були симетричними. Поляки почали першими і отримали відсіч.
Зараз польські і російські шовіністи хочуть в черговий раз розіграти перед світои українську карту.
У всьому тому видно довгі московські вуха. В тому числі і радників Кучми.
2003.02.20 | Мартинюк
Волинські події "освіжають" в протидію річниці Голодомору
Підтекст скоріше емоційний - а ось бачите , що українці самі геноцидники. Те що Кучма охоче запускає у світ вигадані його оточенням завищені цифри польських втрат показує те ж саме бажання применшити або знівелювати ефект від планованих цього року роковин Голодомору.Поки що влада очевидно бойкотує ці роковини. Ручні "Меморіали" і їм подібні організації також готові черговий раз замовчати ,"поховати" память про загиблих. Активістів відзначення Голодомору надалі переслідують "раптові захворювання", "самовбивства" та тому подібне.
Найсвіжіший приклад - "епідемія" самовбивств у львіській знімальній групі документального багатосерійного фільму про Голодомор - 5 "самовбивств".
2003.02.20 | Navigator
Кривава банда кричить - тримай злодiя, що вкрав булочку! (-)
2003.02.21 | Roller
Они убивали только польскую половину украинской семьи.
Главное - принцип.Киричук приводит пример, записанный им в одном из сёл на Волыни (Рудня-Почаевская). Партизаны ворвались в дом, в котором жила смешанная украинско-польская семья — муж-поляк и жена-украинка. В Польше национальность в смешанных браках определялась просто: муж-поляк — сыновья — тоже поляки, жена-украинка — дочери — тоже украинки. Украинские партизаны вывели отца семейства и двоих малолетних сыновей во двор и там расстреляли, а женщину и ребёнка-девочку в колыбели оставили в живых…
Формально в геноциде украинцев обвинить нельзя. Ведь они убивали только польскую половину семьи, по их мнению, а не украинскую.
То есть убивали детей поляков, а не родителей украинцев. Скажем сыновей, на глазах матерей.
Но, самих матерей и дочерей не трогали,оставляли жить. Так что это смотря кто будет считать. С точки зрения националиста все вроде нормально.
2003.02.22 | Augusto
Це красновці вбивали.
Зі смаком. "Солдан" неіснуючої армії, ти не сильно загрався в гаспадіну прокурора тавариша Вишинскaво?2003.02.28 | Roller
.""Палачи думки"
28-02-2003 09:33, ROLLERСсылка не работает. "военный резонанс.""Палачи думки"
http://maidan.org.ua/n/culture/1046417614
2003.02.28 | Мартинюк
Роллер - а чому вас не цікавлять такі речі :
Речі які відбулися вже після війни :
- Післявоєнний голодомор 1946-1947 - півтора мільйона загиблих, масові факти людоїдства,
- відібрання пайків у непрацездатних інвалідів війни в часі цього голодомору, акція повивезенню в "нікуди" українських непрацездатних інвалідів, яка пройшла так само блискавично та організовано як і виселення татар чи кавказців, з тою різницею що до цього часу ніхто не знає де ті інваліди ділися.
- затоплення в Баренцовома морі корабля з трьома тисячами молодих матерів з "німецькими" дітьми яким очевидно було від 1 до зрьох років.
"Виморожування" тисяч інших на безлюдному арктичному острові.
Список можна продовжувати.
Воно Вас не хвилює тому що гинули якісь "неповноцінні" люди, чи тому що в тому приймав участь хтось із Ваших родичів?
2003.02.28 | Roller
С чего вы взяли ?
Мартинюк пише:>
> Речі які відбулися вже після війни :
>
> - Післявоєнний голодомор 1946-1947 - півтора мільйона загиблих, масові факти людоїдства,
>
> - відібрання пайків у непрацездатних інвалідів війни в часі цього голодомору, акція повивезенню в "нікуди" українських непрацездатних інвалідів, яка пройшла так само блискавично та організовано як і виселення татар чи кавказців, з тою різницею що до цього часу ніхто не знає де ті інваліди ділися.
>
> - затоплення в Баренцовома морі корабля з трьома тисячами молодих матерів з "німецькими" дітьми яким очевидно було від 1 до зрьох років.
> "Виморожування" тисяч інших на безлюдному арктичному острові.
>
> Список можна продовжувати.
>
> Воно Вас не хвилює тому що гинули якісь "неповноцінні" люди, чи тому що в тому приймав участь хтось із Ваших родичів?
Почему вы решили, что не интересует? Но в статье эти события не описаны. Вы могли заметить имя автора статьи. И адресовать свой вопрос ему, или его родстенникам. Следуя Ваше логике это было бы логичным.
Меня же заинтересовали особенности украинского национализма. Геноцид именно в отношении украинцев, по национальному признаку.
Майдан / Вільний Форум
20-02-2003 07:45, Roller
Особенности украинского геноцида.
Версія до друку // Відповісти // Тема повністю // Редагувати // Стерти // переглядів: 42 // URL: http://maidan.org.ua/n/free/1045719911
Анатолій пише:
> --------------
>
> Цікаво хто підсунув Кучмі такі цифри, чи Табачник з Медведчуком, якщо поляки говорять максимум про 50 тис. Вони мабуть ще добавили вбиті німцми і червоними років так 10 на Галичині і Волині. І пропонують Кучмові каятись за все разом.
Киричук приводит пример, записанный им в одном из сёл на Волыни (Рудня-Почаевская). Партизаны ворвались в дом, в котором жила смешанная украинско-польская семья — муж-поляк и жена-украинка. В Польше национальность в смешанных браках определялась просто: муж-поляк — сыновья — тоже поляки, жена-украинка — дочери — тоже украинки. Украинские партизаны вывели отца семейства и двоих малолетних сыновей во двор и там расстреляли, а женщину и ребёнка-девочку в колыбели оставили в живых…
Тпк как вторая половина семей не была загублена вояками УПА, то она у нее оставался еще шанс голодной смерти.
Судя по тому, что факты эти малоизвестны, вторая половина тоже умирала. Характерно, что среди них не могло быть москалей. Тоесть такая традиция следовало духу руссификации Украины и участие в ней принимали вояки УПА. Это дает некоторое основание признать их участниками второй мировой войны, без выплат соответствующей компенсации как участникам великой отечественной войны.
Войны против мирных жителей вояк УПА, единственая вина (жителей)которых была в том, что им не повезло родиться украинцами (на Украине) трудно назвать чем-то другим как геноцидом по украински.
Характерно и то, что самим воякам УПА не приходит в голову принести извинения ни Польскому, ни Украинскому народу.
Хотя из списка так называемой интеллигенции видно, что такую ответственность кое кто за собой чувствует. Но преступления против человечества не имеют сроков амнистии. И никакие извенения, пусть даже нащадков убийц не могут смыть позора с из пращуров.
"Смерть фашистким аккупантам", это лозунг сегодня не так актуален.
Он не актуален в мирное время.
Вечная память мирным героям.
Версія до друку // Відповісти // Тема повністю // Редагувати // Стерти // переглядів: 42 // URL: http://maidan.org.ua/n/free/1045719911
2003.02.28 | Augusto
Роллер, а ким був той чоловік? може поліцаєм?
Ну в вільний час від того, що він був поляком? Не забувайте, що мало хто за межами купки безумних русонаці ще користається аналізами крові за рецептами Гітлера, когось могли розстріляти за звірства, зроблені в вільний час від перебування поляком.В ІІ Світовій Україні досталося від двіох видів росіян: SS-вців генералів SS Краснова та фон Паннвіца, які працювали карателями та охоронцями концтаборів, а з іншого боку кати з окупаційних сил СССР, які масово розстрілювали мирних людей. Запитання, Роллер, Ви хочете бути відповідальним за дії двох типів російськіх катів - катів Гітлера та катів Сталіна?
2003.02.28 | Roller
Не хочу. А Вы?
Augusto пише:> Запитання, Роллер, Ви хочете бути відповідальним за дії двох типів російськіх катів - катів Гітлера та катів Сталіна?
Не хочу. А Вы?
2003.02.28 | Navigator
ДВА ПИТАННЯ
1. Що зробило УПА фашистами?2. В чому рiзниця мiж фашитсами i комунiстами?
2003.02.28 | Navigator
От бачите - не знае. I нiхто не знае (-)
2003.02.28 | Roller
Разница в том, что среди фашистов не было украинцев.
Navigator пише:> 1. Що зробило УПА фашистами?
Сдлужило венрой и правдой.
> 2. В чому рiзниця мiж фашитсами i комунiстами?
Каких фашистов Вы имете ввиду? Итальянских? Испанских? Немецких?
Разница в том, что среди фашистов не было украинцев.Были только вояки УПА.Кстати лидеры УПА проходили подгатовку в немецкой разведке.
Пан Кук, например. Я не слышал осуждений в геноциде в адресс коммунистов. В адресс НКВД, да. В статье автора есть прямое обвинение и не в пол голоса в геноциде по отношению не только пльского народа, но и украинского.
Вы хотите ответить по этим обвинениям?
Нет.
Тогда Вы хотите ответить в качестве защиты?
Да.
Но тогда автоматически на вас ложится печать геноцида в отношении украинского народа.
Вы нацианалист? Поклонник геноцида? Вы хотите поставить знак равенства между этими понятиями. Похоже , что вы на правильном пути.
2003.03.03 | Navigator
По яким джерелам ви вивчали iсторiю УПА?
В чому ж рiзниця мiж iдеологiями i практикою комунiзму i фашизму, i що зробило УПА фашистами крiм того, що невелика частина старшин пройшла вишкiл у нiмцiв. Набагато бiльша частина пройшла його у советiв i полякiв, бо де ще могли служити бездержавнi украiнцi до створення УПА?По яким джерелам ви вивчали iсторiю УПА?
2003.02.20 | Navigator
Вся УПА по злочинам (що були) = взводу НКВД
Якi живуть в квартирах закатованих i святкують день народження Щербицького. Бо вони ж ОСВОБОДИТЕЛИ. ОНИ НЕММНОЖКО ОШИБАЛИСЬ - НО ВЕДЬ ЗА ИДЕЮ ЖЕ! СУКИ ЛАГЕРНЫЕ!!!А полудурки iх iнформацiйно обслуговують. Якщо не полудурки - то сволота.
2003.02.20 | Саша
Роллер - ви - безмозгла марiонетка i в Красну Армiю
вас не вiзьмуть по причинi слабоумiя - бо посад замполiтiв вже нема !2003.02.21 | Roller
Re: А ты, Саша, дурак (-)
2003.02.20 | Navigator
Кучма НЕ проголосив куди подiлись 1 млн. поляків в 1939 (-)
2003.02.20 | DurchKopf
Cтаття непогана - можлива, як фундамент для порозуміння(-)
2003.02.20 | Navigator
фундамент для порозуміння мiж коровою i травою(-)
2003.02.20 | Дзвони Волинi
Що робиться з бездержавним народом i вiн ще винний!
Ми, мешканцi сiл Полицi, Веретено Володимирецького району, хочемо розповiсти про трагедiю на територiї наших сiл на третiй день Свята Трiйцi 1943 року, здiйснену польськими поселенцями сiл, або правильнiше колонiями Гали, Сошники, Виробки, Березина, Шуляки, Вирка, Гута.Коли нiмцi окупували нашу територiю, поляки вищезгаданих поселень стали поводити себе нахабнiше, нiж пiсля 1939 року. Дуже часто називали українцiв бидлом та хохлами. Це тому, що поляки розпочали спiвпрацювати з нiмцями, i вони вiдчули себе господарями наших земель. Як не дивно, у цьому їм допомагали червонi партизани.
Польськi нацiоналiсти стали органiзовувати нiчнi напади на нашi села, спалювали господарства українцiв та вбивали наших друзiв, родичiв. На третiй день Трiйцi 1943 р. поляки органiзували серед бiлого дня масовий похiд на села Довге Поле, Веретено.
Пам'ятаю, прийшли до нас сусiди i кажуть, що поляки палять села Довге Поле, Веретено. Ми вийшли надвiр i побачили над цими селами страшний чорний дим, велике високе полум'я, було чути крики людей, дiтей, вереск свиней, рев корiв та iржання коней. Це неможливо викреслити з пам'ятi нiколи. Бiгли люди iз села Веретено i плакали, ридали, що їхнi родичi спаленi, розстрiлянi. Деякi, не витримавши втрати родини, верталися назад, щоб загинути разом зi своєю родиною. Усi вони просили нас, щоб ми якнайскорiше залишали свої домiвки та втiкали подалi вiд лиха.
Позаду за нами лунали пострiли, але стояло питання - куди тiкати? Це найбiльше турбувало людей. Практично захисту не було, бо люди знали, що поляки пiдтримуються нiмцями, а нам, українцям, на своїй землi не було куди дiватися вiд погрому, який вчинили поляки на третiй вечiр Святої Трiйцi 1943 року.
За один день були зарiзанi й спаленi 28 чоловiк тiльки iз с.Веретено. Ось їхнi iмена: Гальчик Павлiна, Стельмах Оксеня та двоє дiтей, Стельмах Василина, Гальчик Андрiй, Бортник Федусь з дружиною Домкою, Бортник Лазар, Бортник Назариха - 2 чол., Бортник Олександр з дружиною та дочкою - 3 чол., Вакулiч (Яблонька), Бортник Уляна i Михайло, Мережа Євтух з дружиною Мариною, Назарчук Варка iз сином, Удод Домна i багато iнших, прiзвища яких, на жаль, не пам'ятаю.
Хотiлося б запитати колишню й теперiшню владу: чому ви досi не вшанували українцiв - жертв польського терору? Чому сьогоднi в селi Сошники стоїть пам'ятник терористам-фашистам польської колонiї, котрi згубили наш український народ?
Ми, мешканцi села Полицi, просимо владу зробити все для того, щоб вшанувати пам'ять людей, котрi загинули тiльки за те, що вони були українцями.
I зараз ми повиннi зробити все, щоб на територiю нашої землi нiколи не ступила нога поляка чи "кацапа", якi дуже багато кровi попили з українцiв.
Вiчна слава тим, хто невинно загинув вiд рук польських бандитiв пiд час рiзнi 1943 року.
Свiдчення записав i бачив у той час
2003.02.20 | Недомордований
Це треба було так як схiдняки лягти в землю всiм народом,
Це треба було так як схiдняки лягти в землю всiм народом, звiльнивши землю для виродкiв !От тодi мудак би нас хвалив, як чудь та мерю!
2003.02.20 | Сергiй
От тодi б стали праведними "советами" - частина на тому
свiтi, а частина всiх, кого хоче на той свiт вiдправля. Зовсiм офiцiйно. Як положено червоним героям.2003.02.20 | Саша
Червону зiрку на кашкет, у халяву- партбiлет - i суду - нет!(-)
2003.02.28 | Маня
Грудью железной на ужас врагу встали герои ОГПУ (-)
2003.03.01 | Roller
Смотрел вчера допоздна трогательный фильм про Чупринку. (-)
Слава народу Украины.2003.03.02 | Roller
Хочу услышать отзывы по фильму(-))
2003.03.03 | Serhiy Hrysch
ПОЛЬСЬКА ПОЗИЦІЯ
Тут http://maidan.org.ua/n/free/1046686753