Лесь Подервянский: «Сатира – это то, за что могут посадить»
02/22/2003 | Спостерігач
Лесь Подервянский: «Сатира – это то, за что могут посадить»
Чем более очевидно, что наша политическая реальность носит откровенно трагифарсовый характер, тем большего мастерства и отваги требует сатира как жанр современной журналистики. Как способность и потребность профессионалов рассмеяться не в спину, а в лицо власти.
Поиском сатирических жемчужных зерен в нашем культурно-информационном пространстве уже второй год подряд занимается конкурс политической сатиры «Золота ратиця», которому в этом году было присвоено имя Сергея Набоки.
Сегодня на вопросы «Телекритики» отвечает председатель жюри конкурса политической сатиры, живой классик вечно живой отечественной литературы Лесь Подервянский.
- Лесь, присвоение конкурсу имени Сергея Набоки вызвало общественную дискуссию. Как родилось такое решение?
- Набока был членом жюри нашего конкурса и вообще, нашим другом, которого мы очень уважали. И мы решили, что будет справедливо, если его имя будет присвоено конкурсу. В конкурсе есть несколько номинаций. Это и литературные произведения, обязательно опубликованные. Причем именно в течение прошедшего года. И журналистские материалы, как печатные, так и аудио-, видео…
- А кроме сугубо эстетических критериев, существуют ли еще какие-либо принципы отбора? Например, программа «Проте» («1+1») может рассматриваться в качестве номинанта?
- Но какая же это политическая сатира? Это совершенно ангажированная властью программа. И ничего от политической сатиры я там не вижу.
- Там есть претензия на политическую сатиру …
- Ну, мало ли … Еще раз повторю: такие вещи совершенно очевидно в нашу компетенцию не входят.
- Но ведь реально возможна ситуация, при которой политическая «заказуха» будет исполнена остроумно и талантливо и, стало быть, будет иметь шансы стать лауреатом конкурса?
- Я считаю, что сатира – это то, за что могут посадить… А острота и талантливость – наши главные критерии. То есть, во- первых, это должно быть актуально, а во-вторых, обязательно смешно. А в-третьих – должен быть высокий литературный уровень. То есть, критерии, прежде всего, профессиональные. А люди, которые входят в жюри, как раз и подбирались достаточно политически незаангажированные, чтобы различать какие-то вещи.
- Считается, что расцвет сатиры как жанра приходится на эпоху застоя и связан, прежде всего, с феноменом Жванецкого…
- Жванецкий, по-моему, никогда особенно не занимался политической сатирой. Он весело критиковал отдельные недостатки, прекрасно зная дозволенные ему рамки этой самой критики. Так что, по-моему, это скорее юмор. Причем, юмор достаточно ограниченный. Политическая сатира - это то, чем занимались, скажем, Ювенал, Салтыков-Щедрин, Свифт. А то, что существовало в эпоху застоя – это тоже была своего рода государственная заказуха. Потому что политическая сатира – это есть критика власти, прежде всего. А какая в то время могла быть критика власти? И чем она заканчивалась?
Сегодня в Украине есть попытки играть в какие-то общеевропейские игры, основным условием которых является построение здесь гражданского общества. Вот политическая сатира и есть кирпичик этого гражданского общества. А то, что наша жизнь дает богатейший материал для этого жанра – тут сомнения нет никакого.
- Кого из коллег вы могли бы назвать наиболее яркими представителями жанра? Кроме Татьяны Коробовой да Сергея Рахманина, я, честно говоря, не сразу вспомню чье-либо еще творчество, отвечающее жанровому определению…
- Ну, они и были отмечены высшими наградами конкурса в прошлом году.
- А «Великі перегони» на «1+1»?
- Они участвовали в конкурсе, были в числе рассматриваемых, но в финал не вышли как продукт недостаточно высокого качества именно сатирического.
Нужно учитывать, что страна наша молодая и политическая сатира здесь молодая. Традиции, совершенно очевидно, нет. Все только-только здесь складывается. Я не вижу в этом большой трагедии. Это нормально.
- А сами вы как автор не собираетесь внести вклад в развитие жанра?
- Нет, я к этому не имею отношения. Я фигурирую только в качестве члена жюри. Как автора меня эти вещи не интересуют. Я никогда не писал на злобу дня. В прошлом году мои друзья журналисты пригласили меня быть председателем жюри конкурса политической сатиры. Почему-то они остановились на моей кандидатуре. Думаю, что все-таки потому, что я совершенно не заангажированная никем фигура.
- Как вы чувствуете себя в роли общественного деятеля? Я знаю, что кроме политической сатиры, вы еще один из лидеров движения, которое препятствует…
- … опоганиванию нашего города и страны в целом. Просто такое время, что деваться некуда. Поскольку я воспринимаю этот город, да и страну как дом, в котором я живу, мне очень неприятно, когда кто-то приходит и начинает тут гадить. Мои единомышленники считают точно также. Потому что, если этому не поставить заслон, так все изгадят и все перепакостят. Так что не от хорошей жизни и не от избытка общественного темперамента становишься здесь общественным деятелем. А что касается председательства в жюри конкурса политической сатиры, то на самом деле наши заседания всегда проходят очень весело. Мы все друзья и единомышленники. И, честно говоря, мне это просто приятно.
- Насколько в принципе может быть эффективным противостояние интеллектуалов властной номенклатуре?
- Мы живем в стране, где каждый должен для себя уяснить раз и навсегда, что если он не будет всем этим заниматься, то и он, и страна, все будут в полной ж… Быть полностью аполитичным и асоциальным можно позволить себе в такой стране, например, как Америка, которая много лет идет по рельсам и рельсы эти идут в правильном направлении. И все нормально, и можно расслабиться, и не быть членом никакого общественного движения. А здесь это, к сожалению, жизненная необходимость.
Разговаривала Анна Шерман, «Телекритика»
Чем более очевидно, что наша политическая реальность носит откровенно трагифарсовый характер, тем большего мастерства и отваги требует сатира как жанр современной журналистики. Как способность и потребность профессионалов рассмеяться не в спину, а в лицо власти.
Поиском сатирических жемчужных зерен в нашем культурно-информационном пространстве уже второй год подряд занимается конкурс политической сатиры «Золота ратиця», которому в этом году было присвоено имя Сергея Набоки.
Сегодня на вопросы «Телекритики» отвечает председатель жюри конкурса политической сатиры, живой классик вечно живой отечественной литературы Лесь Подервянский.
- Лесь, присвоение конкурсу имени Сергея Набоки вызвало общественную дискуссию. Как родилось такое решение?
- Набока был членом жюри нашего конкурса и вообще, нашим другом, которого мы очень уважали. И мы решили, что будет справедливо, если его имя будет присвоено конкурсу. В конкурсе есть несколько номинаций. Это и литературные произведения, обязательно опубликованные. Причем именно в течение прошедшего года. И журналистские материалы, как печатные, так и аудио-, видео…
- А кроме сугубо эстетических критериев, существуют ли еще какие-либо принципы отбора? Например, программа «Проте» («1+1») может рассматриваться в качестве номинанта?
- Но какая же это политическая сатира? Это совершенно ангажированная властью программа. И ничего от политической сатиры я там не вижу.
- Там есть претензия на политическую сатиру …
- Ну, мало ли … Еще раз повторю: такие вещи совершенно очевидно в нашу компетенцию не входят.
- Но ведь реально возможна ситуация, при которой политическая «заказуха» будет исполнена остроумно и талантливо и, стало быть, будет иметь шансы стать лауреатом конкурса?
- Я считаю, что сатира – это то, за что могут посадить… А острота и талантливость – наши главные критерии. То есть, во- первых, это должно быть актуально, а во-вторых, обязательно смешно. А в-третьих – должен быть высокий литературный уровень. То есть, критерии, прежде всего, профессиональные. А люди, которые входят в жюри, как раз и подбирались достаточно политически незаангажированные, чтобы различать какие-то вещи.
- Считается, что расцвет сатиры как жанра приходится на эпоху застоя и связан, прежде всего, с феноменом Жванецкого…
- Жванецкий, по-моему, никогда особенно не занимался политической сатирой. Он весело критиковал отдельные недостатки, прекрасно зная дозволенные ему рамки этой самой критики. Так что, по-моему, это скорее юмор. Причем, юмор достаточно ограниченный. Политическая сатира - это то, чем занимались, скажем, Ювенал, Салтыков-Щедрин, Свифт. А то, что существовало в эпоху застоя – это тоже была своего рода государственная заказуха. Потому что политическая сатира – это есть критика власти, прежде всего. А какая в то время могла быть критика власти? И чем она заканчивалась?
Сегодня в Украине есть попытки играть в какие-то общеевропейские игры, основным условием которых является построение здесь гражданского общества. Вот политическая сатира и есть кирпичик этого гражданского общества. А то, что наша жизнь дает богатейший материал для этого жанра – тут сомнения нет никакого.
- Кого из коллег вы могли бы назвать наиболее яркими представителями жанра? Кроме Татьяны Коробовой да Сергея Рахманина, я, честно говоря, не сразу вспомню чье-либо еще творчество, отвечающее жанровому определению…
- Ну, они и были отмечены высшими наградами конкурса в прошлом году.
- А «Великі перегони» на «1+1»?
- Они участвовали в конкурсе, были в числе рассматриваемых, но в финал не вышли как продукт недостаточно высокого качества именно сатирического.
Нужно учитывать, что страна наша молодая и политическая сатира здесь молодая. Традиции, совершенно очевидно, нет. Все только-только здесь складывается. Я не вижу в этом большой трагедии. Это нормально.
- А сами вы как автор не собираетесь внести вклад в развитие жанра?
- Нет, я к этому не имею отношения. Я фигурирую только в качестве члена жюри. Как автора меня эти вещи не интересуют. Я никогда не писал на злобу дня. В прошлом году мои друзья журналисты пригласили меня быть председателем жюри конкурса политической сатиры. Почему-то они остановились на моей кандидатуре. Думаю, что все-таки потому, что я совершенно не заангажированная никем фигура.
- Как вы чувствуете себя в роли общественного деятеля? Я знаю, что кроме политической сатиры, вы еще один из лидеров движения, которое препятствует…
- … опоганиванию нашего города и страны в целом. Просто такое время, что деваться некуда. Поскольку я воспринимаю этот город, да и страну как дом, в котором я живу, мне очень неприятно, когда кто-то приходит и начинает тут гадить. Мои единомышленники считают точно также. Потому что, если этому не поставить заслон, так все изгадят и все перепакостят. Так что не от хорошей жизни и не от избытка общественного темперамента становишься здесь общественным деятелем. А что касается председательства в жюри конкурса политической сатиры, то на самом деле наши заседания всегда проходят очень весело. Мы все друзья и единомышленники. И, честно говоря, мне это просто приятно.
- Насколько в принципе может быть эффективным противостояние интеллектуалов властной номенклатуре?
- Мы живем в стране, где каждый должен для себя уяснить раз и навсегда, что если он не будет всем этим заниматься, то и он, и страна, все будут в полной ж… Быть полностью аполитичным и асоциальным можно позволить себе в такой стране, например, как Америка, которая много лет идет по рельсам и рельсы эти идут в правильном направлении. И все нормально, и можно расслабиться, и не быть членом никакого общественного движения. А здесь это, к сожалению, жизненная необходимость.
Разговаривала Анна Шерман, «Телекритика»
Відповіді
2003.02.22 | Clevinger
Цензуровано четырежды
Никаких прав на подобные выступления г-н Лесь собственными кунштюками не заработал.2003.02.22 | Предсказамус
Модератору
Не мое это дело, ноя бы на Вашем месте не мешал господину Клевинджеру исполнять завет наверняка уважаемого им Петра I. Насчет того, чтоб дурь видна была.2003.02.22 | Clevinger
Галича я уважаю
Петра - не очень.Слишком много он себе позволял маразмов в духе г-на Леся.
2003.02.22 | Жрец Велеса
О Петре и дури.
Петр фигура в истории не однозначная, с одной стороны, много хорошего он сделал, с другой стороны меньше в чем Тишайший, но слышно о нем было гораздо больше. С третьей стороны флот русский Петром и построен. Что до поговорки, которую привел дементирующий пан, то она вполне применима к нему. А вообще этой поговоркой очень легко сделать из себя умного, так считают все дементирующие паны.