МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

10 шагов, которые изменят страну

02/24/2003 | Shooter
10 шагов, которые изменят страну

Джерело: Деловая Украина
[...]

— Между тем, в некоторых кругах украинского политбомонда бытует мнение, что российский вектор интеграции всегда сможет заменить Украине европейский. Дескать, если Запад нас не любит, то Россия примет всегда. Другие политические силы, наоборот, утверждают, что статус «младшего брата» России Украине ни к чему. Каким вы лично видите основной стержень внешней политики государства?

— Убежден, что та политика, которую государственное руководство Украины проводило в последние годы, невыгодна не только Европе, не только Америке, но и России. Это подтвердило социологическое исследование, проведенное недавно специалистами Центра им. Разумкова. Более 50% респондентов назвали украинско-российские отношения нестабильными. И действительно, вроде и встречаемся регулярно, а экономические контакты сужаются, падает активность. Вне сомнений то, что и россиян и ответственных прагматичных украинских политиков эта ситуация не устраивает. Фракция «Нашей Украины» инициирует проведение в середине марта в Верховной Раде специальных парламентских слушаний по вопросам дальнейшего развития украинско-российских отношений, углубления экономического сотрудничества и др. В эти же числа состоится круглый стол на тему создания газотранспортного консорциума, на который будут приглашены ведущие украинские, российские, европейские эксперты в этой отрасли, известные и влиятельные политики. Между тем, если говорить о внешней политике, то не следует ставить вопрос — куда интегрироваться Украине. Почему не только Польша или Чехия идут в Европу? Отчего и Россия быстрыми темпами движется туда же? Ибо качественный уровень Европы — высший на сегодняшний день. Дорога в Европу требует серьезной концентрации внутриполитической воли.

Вместе с тем я никогда не смогу воспринять формулу, которую ранее широко эксплуатировали определенные политические круги Украины. Они делили людей, регионы и государство на две части: не то пророссийской, не то проевропейской ориентации. На самом деле всей Украине нужна и Европа, и наш северный сосед. Ведь Россия — это огромный евроазиатский рынок. Там сейчас 37% нашего рынка. Освоить другой мы пока просто не можем. Кто и где нас ждет? Где без борьбы, без жесткой конкуренции мы сможем получить аналогичный рынок сбыта? Нигде. Поэтому Россия — это наш стратегический партнер, она нас обеспечивает и на политическом, и на экономическом уровнях.

— Между тем, подходы к западным и восточным регионам все же отличаются по сути... Или это тоже искусственное деление?

—Бесспорно, искусственное. Это просто выгодное для кое-кого средство нагнетания страстей. На самом деле в украинской политической и бизнес-элите такого деления нет. Бизнес вообще работает, не обращая внимания на упомянутые размежевания. Хотя надо признать, что много лет украинская политическая элита была закрепощена определенными стереотипами.

Разочарования в отношениях с соседями возникли именно на этой почве. Всем уже надоело слушать одно, говорить другое — а делать третье. Это никого уже не интересует, сегодня все стремятся к гармонии.

— А какие тогда цели преследует ваша недавняя идея о создании оси Львов — Донецк?

— Цель — консолидировать общество. Сегодня украинское общество нельзя считать единым целым. Кто виноват? Разумеется, власть. Взгляните, например, на наш парламент. Почему 12 лет там нет партийной консолидации? Так как она не востребована. Прежде всего, властью. Ибо для того, чтобы власти было удобнее управлять обществом, управлять парламентом, большинства не нужно. Если нет политической консолидации на уровне общества, то о каком согласии мы можем говорить? Любой конфликт, который возникает в обществе, лучше всего решать на политическом уровне.

— Идея консолидации общества лежала в основе программы «Нашей Украины», с которой ваш блок победил на парламентских выборах. В январе этого года, когда отмечалась годовщина создания блока, говорилось, что разрабатывается его новая стратегия, новая программа. Какие главные политические, экономические и социальные цели сформулированы в ней?

— Много лет для нас было показательным то, что делалось, например, в Чехии, в Польше. Речь идет о тех изменениях, которые произошли в начале 90-х годов. Они быстро и эффективно вошли в рыночную экономику. Посмотрите, что сделали поляки, прибалты. Они правильно, быстро и весьма решительно принимали политические решения в первые годы независимости. Но мало кто знает, какая была программа у Бальцеровича — автора проекта реформ в Польше. Я могу сказать — это на девяти листах написанные карандашом тезисы о том, как реформировать экономику переходного периода. Программа дает концептуальное понимание: как от нынешней ситуации перейти на ступень выше экономически, социально или политически. Но проводил ее не просто политик, а руководитель правительства.

У нас есть своя программа реформ. Более того, она в значительной мере уже адаптирована и апробирована. У нас была возможность ее реализовывать — в 2000—2001 гг. Я хочу предложить специальный план. В нем будут 10 пунктов, которые дадут ответ на то, как изменить Украину. Думаю, он будет представлен широкой общественности уже нынешней весной.

Экономический и социальный курс Украины в будущем, после выборов — это чрезвычайно серьезный вопрос, требующий нового политического видения. То, что было актуальным три года назад, уже не актуально. Безусловно, надо говорить о других экономических подходах, методах, о других задачах в области повышения пенсий, заработных плат, обеспечения эффективных программ для молодежи. Обязательно надо выделить отдельную программу для преодоления бедности. Между прошлым и будущим: поиск гарантий

— В последнее время много говорят о гарантиях Президенту Украины. Свидетельствует ли это о возможности досрочных президентских выборов? Или в этом заинтересована определенная группа политиков?

— Это очень деликатный вопрос. Его не может не обсуждать и наш блок — это факт. Мой личный подход заключается в необходимости пересмотра системы ценностей. Прежде всего, нам надо вывести Украину на демократический путь. Это — цель №1. Только в демократическом обществе мы найдем ключ для решения всех проблем — теневой экономики, коррупции, свободы слова, политической цензуры, слабостей закона. Но для того, чтобы Украина шла демократическим курсом, надо принять решение о политических гарантиях. Чтобы внимание к прошлому у нас не было большим, чем к будущему, и не перечеркивало новые возможности.

— Означает ли это, что возможны досрочные выборы Президента?

— Я думаю, что проекты законов о гарантиях Президенту Украины начали выдвигать потому, что эта тема с каждым днем становится все более актуальной, и она может затормозить демократический процесс если ее замалчивать. Но я бы не сказал, что сегодня сформированы какие-то критические массы, которые бы давали однозначный ответ — надо проводить досрочные выборы.

— Насколько реальна возможность реализации в Украине так называемого российского сценария с «преемником» Президента?

— Мой ответ будет не политический. Меня, как гражданина, унижает то, что кто-то мне будет указывать, кто будет у нас царем. Скажите, может ли такая мораль быть адаптирована, например, во Франции или Германии? Это унижает нацию. Возможно, большинство людей будет по-своему реагировать на наследника. Но меня лично такой подход не устраивает.

— Но ведь такая опасность существует?

— Да, но только если мы согласимся на уже отработанную, воплощенную в разных эшелонах нашей власти модель клановой диктатуры. Очевиден факт: нынешняя правящая верхушка не хочет отдавать власть.

Такое бывает. Как решить эту проблему? Самый простой и надежный вариант — это выборы. Конечно, наша власть попробует фальсифицировать итоги выборов. Не надо надеяться, что власть вспомнит об украинских законах. Она продолжит то, чем занималась год назад на парламентских выборах. Я согласен с теми 56% оппонентов, которые на вопрос: «Возможны ли в Украине демократические президентские выборы?» ответили: «Нет, невозможны». Подчеркиваю — я с ними согласен.

Но что делать нам? Помочь гражданам провести в Украине демократические выборы. Не о фамилии должна идти речь, не о конкретных политических силах. Речь идет об общем правиле.

Когда приходишь на любой митинг — слышишь одно: измените ситуацию хотя бы как-нибудь! А мне всегда хочется ответить: мои дорогие украинцы, кто же, как не вы, ходили голосовать на прошлых выборах? Кто и за что бросал свой бюллетень? Не за пакет ли гречки или за 20 гривен? Если же мы проведем выборы демократически и дисциплинированно, если все проголосуют честно, то никакая фальсификация не поможет.

— Виктор Андреевич, на ваш взгляд, удастся ли демократическим силам выдвинуть единогокандидата?

— Надо сделать все возможное, чтобы демократические силы выдвинули свою кандидатуру. Это урок, который преподали нам минувшие 12 лет независимости. Я не хотел бы, чтобы нас, демократов, сводили друг против друга для консервации диктатуры в Украине. Самое главное сейчас — найти формулу для консолидации. Активная фаза переговоров поэтому вопросу еще не началась, но обсуждение уже идет. Причем я вижу желание демократических кругов довести эти пере

говоры до логического завершения, закрепить их итоги в определенном документе. Это и мое желание — консолидировать как можно больше демократических сил вокруг единой платформы. Причем речь идет не только о парламентских партиях. Именно в консолидации демократических сил вокруг единого кандидата и будет заключаться основная стратегия нашей предвыборной деятельности.

— Очевидно, новая конфигурация политических сил будет зависеть от отношений «Нашей Украины» с донецкой группой влияния. Каковы перспективы сближения?

— Конечно, я буду искать консенсус. Украинская политическая карта сейчас не делится на две части. Этих составляющих гораздо больше. Если мы хотим выиграть, то нам надо найти понимание и с украинской властью, которую представляет новое правительство.

Почему бы нам не стать союзниками тех решений, которые совпадают с нашими демократическими принципами? Да, в парламенте мы не голосовали «за» Януковича, но и не голосовали «против». Это тоже политический подход. Это красноречивая позиция.

— Как тогда оценить действия объединенных эсдеков, которые сначала голосовали за него, а потом перестали поддерживать правительство и, по сути, вышли из парламентского большинства?

— В том же контексте, как они вели себя, начиная с первого мая прошлого года. Потому, что все большинство, которое формировалось через Администрацию Президента, было большинство СДПУ(о). Это только слепой мог не заметить. Мы предупреждали правительство: будет тяжело работать из-за таких противоречий. И, очевидно, это уже поняли и в парламенте, и в правительстве.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua