Новые перспективы нефтепровода «Одесса-Броды»
03/28/2003 | ukr.politics
Новые перспективы нефтепровода «Одесса-Броды»
Павел Солодько, специально для «Главреда» - 28/03/03
Проблема поставок нефти возникла сразу, лишь только стало понятно, что война в Ираке неизбежна. Заговорили как о макро- (о неожиданном снижении и будущем возрастании цены на фьючерсных торгах сырьевых бирж), так и о микроэкономических аспектах (сезонное подорожание на украинских АЗС от 5 до 30%).
Леонид Кучма «на случай, если война, не дай Бог, затянется», даже решил создать очередную комиссию — в этот раз для изучения внешних рынков нефти. Между тем все забыли, что Украине в принципе безразлично, сколько будет стоить нефть. Речь идет о транзите сырья нашей территорией. И в этом вопросе главное цена не за тонну нефти, а за ее транспортировку. Поэтому снова следует поговорить о вечно перспективном пути «Одесса-Броды». Попытаемся выяснить, откуда, куда и что может течь этой трубой.
Запад стремится быть независимым от ОПЕК. В особенности от арабов.
Если инициированная Президентом комиссия все-таки будет создана, ей следует ознакомиться со статьей, появившейся на следующий день после начала воинской операции «Свобода Ирака» в американском «Волл Стрит Джорнал». Ее автор - старший научный сотрудник вашингтонского Института углубленных стратегических и политических исследований Владимир Сокор — считает, что Западу надо уделять больше внимания энергоносителям, которые добываются на Каспии. Неизвестно, выполняет ли господин Сокор украинский государственный или корпоративный пиар-заказ, на самом деле, ревностно отстаивает ли интересы США, но в каждом его слове так и слышится рефреном «Одесса-Броды-Гданьск».
Американский журналист выделяет три тенденции, которые должны а) побудить евроатлантические государства строить новые трубопроводы из Каспийского бассейна на Запад и б) выработать новую стратегию инвестиций в энергетический сектор новых государств Евросоюза и диверсификацию их энергоснабжения. Вот эти тенденции: 1) необходимость умиротворить весь Ближний Восток для его «безопасности»; 2) дисбаланс между возрастанием добычи нефти в России и строительством нефтепроводов и терминалов; 3) старания российских энергокомпаний скупить «стратегические энергетические предприятия» в странах Центральной и Восточной Европы — будущих членах ЕС. Все три тенденции оказывают содействие прибыльному функционированию первого построенного за годы независимости отечественного нефтепровода. Попробуйте детальнее разобраться, почему.
Американцы еще со времен администрации Клинтона стараются подчинить себе ОПЕК, но это им не удается — сейчас первую скрипку в организации играет друг Фиделя Кастро венесуэлец Уго Чавес. Поэтому янки решили обратиться к услугам нефтедобытчиков - не членов ОПЕК, и возвратили свои взоры восточнее — на Россию и Казахстан. Кроме этого, Вашингтон понимает, что Ближний Восток с его фактором исламского фундаментализма — не тот источник нефти, на который можно все время рассчитывать. Нервирует американцев и большая доля мировых поставок через Персидский залив, не в последнюю очередь через нестабильность в Иране, который контролирует выход танкеров из Залива. Хотя уже и звучали сообщения о том, что после Ирака западные десантники понесут демократию потомкам персов, но реакция на такой шаг может быть непредсказуемой. Реакция как мирового сообщества, так и самых иранцев. В конце концов, в Иране, где борются светская и духовная власти, люди все-таки добровольно и демократически собираются на демонстрации.
Можно ли обойтись без Залива?
Выходом из сложившейся ситуации мог бы стать нефтепровод из Северного Ирака (Киркук, Мосул — знакомые по последним сведениям с фронта) к турецкому средиземноморскому порту Джейхан, построенный еще со времен дружбы между Белым домом и Багдадом. Джейхан — глубоководный порт, способный принимать под загрузку трансатлантические танкеры тоннажностью до 500 тыс. тонн, к тому же эсминцы США давно прижились в регионе. Однако напряжение между курдами — по их местности в Ираке и Турции проходит эта труба — и новоизбранным исламистским правительством в Анкаре, которое с целью «пацификации населенных курдами земель» намеревается вторгнуться в Киркук и Мосул, и Западом, протестующим против турецкого вторжения в курдский Ирак, может положить конец возрождению старого пути.
Пути транспортирования нефти из стран бывшего СССР
Если недоразумение между Западом и Анкарой будет сохраняться и в дальнейшем, то не будет реализован и амбициозный проект нефтепровода Казахстан-дно Каспия-Баку-Джейхан, который должен был диверсифицировать пути транспортирования каспийской нефти на Запад, поскольку большинство других трубопроводов тянется из России. С этого места - подробнее. С советских времен из северных месторождений России на Запад проложено несколько почти параллельных труб. Одна идет через Беларусь и Польшу в Германию, от нее ответвляется отрезок к нефтетерминалу в Гданьске. Другое ответвление этой же трубы заканчивается в Литве, на терминале в Вентспилсе, но российская государственная «Транснефть» почти не поставляет туда сырье, стремясь купить терминал после его банкротства. Основная же часть — две спаренных трубы — этого нефтепровода, известного со времен Брежнева как «Дружба», идут через Украину. Под Москвой от «Дружбы» ответвляется труба к Одессе.
Кроме этого, у россиян есть нить с Севера к нефтяному терминалу в Новороссийске. К ней присоединяется труба «Баку-Новороссийск» — с ней во времена СССР соединялись также нефтеперерабатывающие предприятия Северного Кавказа. И, в конце концов, в Бакинскую нить «впадает» новый нефтяной поток — трубопровод из Казахстана в обход Каспийского моря. Таким образом, конечной точкой транспортировки российской и каспийской нефти являются два больших терминала — в Новороссийске и Туапсе. У каспийской нефти есть также маршрут с другой стороны Кавказских гор — через Азербайджан к грузинскому нефтяному терминалу в городе Супса. Именно он считается одним из ключевых пунктов в транзите восточной нефти на Запад через Украину. Но сначала — о нашем трубном парке.
Украинские трубы
Украине от УССР достались два магистральных нефтепровода. Один — вышеупомянутый социалистический транзит «Дружба» — тянется через Белоруссию, Житомирщину, Ривненщину, Львовщину и Закарпатье в Словакию и Венгрию, а оттуда — дальше на Запад. К «Дружбе» подсоединены НПЗ в Надворной и Дрогобыче. Второй — «Приднепровские магистральные нефтепроводы» — тянется из России через Сумщину, Полтавщину и Херсонщину к Одессе. В Кременчуге от него отходит ветвь через Донбасс вокруг Азовского моря к терминалу в Новороссийске. «Приднепровские магистральные» обслуживают Лисичанск, Кременчуг, Херсонский и Одесский НПЗ. Советских нефтетерминалов в Украине нет. Одесский и крымские (Феодосия, Керчь, Севастополь) выполняют не стратегическую, а, скорей, региональную функцию, поэтому построенный в 2002 году нефтетерминал «Южный» стал настоящими воротами в/из страны — он способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Кроме того, уже построенные резервуары «Южного» (200 тыс. кубометров) могут стать хранилищем для стратегического запаса нефти. Именно отсюда начинается «Одесса-Броды» — первая новопостроенная труба в Восточной и Центральной Европе.
Возле Одессы новый нефтепровод имеет перемычку с «Приднепровскими магистральными», а в Бродах - соединяется с «Дружбой». Если поляки достроят свою часть трубы от Бродов (верней, границы) к существующей трубе из Беларуси в Германию, Киев будет зарабатывать на экспорте каспийской нефти в Западную Европу (или через существующие в Польше трубы, или танкерами к Гданьску) и в Польшу, на НПЗ в Плоцке и Гданьске. Вокруг достройки польской части нефтепровода было сломано много копий — доходило даже до пиар-статей в польской печати, которые делали акцент на неперспективности проекта. Вице-президент варшавской компании «Голден Гейт», ответственной за польскую ветвь, Цезарий Филипович намекнул, что в срыве проекта были заинтересованы российские компании: «Идет борьба за будущие поставки каспийской нефти на западные рынки». Впервые назвал конкретные суммы и сроки и посол Польши в Украине Марек Зюлковский: для постройки второй очереди необходимо 3 года и $400-500 млн. Активность официальной Варшавы вполне предсказуема — вице-президент Еврокомиссии Лойола де Паласьйо еще в прошлом году намекнул главе «Укртранснефти» Александру Тодийчуку, что ЕС ускорит решение вопроса о достройке польской ветви «Одесса-Броды-Гданьск».
Возможные маршруты транзита
Даже если поляки и будут медлить с проектом, нефтепровод сможет приносить прибыль. Во-первых, транспортируя дешевую российскую нефть марки «уралс» (а возле Полярного круга каждый год увеличивается объем добытой нефти — «ЮКОС» в этом году планирует добыть на 14,3%, а «Лукойл» — на 2,5% больше, чем в прошлом году) через «Приднепровские» в незаполненные до конца нити «Дружбы».
Во-вторых, транспортируя азербайджанскую нефть марки «сопко» путем «БАКУ-СУПСА-ТАНКЕР-ОДЕССА-БРОДЫ» и дальше «Дружбой». В пользу этого служит небольшая пропускная способность Босфорского пролива, которая уже заставляет танкерщиков думать о необходимости увеличения водоизмещения с 100 тыс. до 150 тыс. тонн. Турция очень ревностно относится к безопасности своих проливов и, наверное, увеличит таможенные пошлины на прохождение и проведение Босфором многотоннажных судов.
В-третьих, транспортируя казахскую нефть марки «тенгиз», добытую международным Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), в состав которого входит российское правительство, американская «Шеврон- Тексако», британская «БП-Амоко». В Казахстане работает и итальянская «ЕНИ». КТК, пока не будет построен «Баку-Джейхан» (выше приводятся возможные причины провала этого проекта), также зависит от Босфора, поскольку замыкает свои потоки на Новороссийске. Скажем, в феврале шторм в Черном море на пять дней остановил работу новороссийского терминала, поскольку танкеры просто не могли пройти из Черного моря в Средиземное и наоборот. Тогда «Транснефть» отстала от графика прокачки на 650 тыс. тонн. Маршрут «КАЗАХСТАН-НОВОРОССИЙСК-ТАНКЕР-ОДЕССА- БРОДЫ-ЗАПАД» обсуждается уже сейчас, если КТК экспортирует 28 млн. тон на год. Запланировано же доведение объемов экспорта до 67 млн. тонн.
Россияне заявили о намерениях построить в обход Босфора ветвь из болгарского Бургаса в греческий Александрополис. Это даст возможность нефти попадать на контролируемые российскими компаниями греческие НПЗ, но переработкой дело и ограничится. Между тем перекачка «Дружбой» в Венгрию и дальше в Хорватию сделает возможным привлечь к возрастающему объему экспорта «тенгиза» и США, которые так и стараются быть независимыми от Персидского залива и ОПЕК. Хорватский глубоководный порт Омишаль, как и турецкий Джейхан, способен принимать танкеры дедвейтом до 500 млн. тонн. Собственник мировой танкерной империи миллиардер Онассис наверное пролоббирует такой маршрут казахской «нефти». При этом интересы россиян, которые поставляют на контролируемые ними НПЗ Центральной Европы свой «уралс», не пострадают: одну из двух нитей «Дружбы» отдадут под один вид нефти, другую — под другой. С учетом настроений евроатлантического сообщества казахский вариант является наиболее вероятным.
В-четвертых, остаются всяческие фантастические маршруты, к примеру, «Ирак-Турция-танкер-Одесса» или «ОДЕССА-ТАНКЕР-БУРГАС- АЛЕКСАНДРОПОЛИС». Кроме того, руководство «Укртранснефти» на прошлой неделе заявило о проекте совсем новой трубы для казахской нефти в обход Черного моря: между существующими «Приднепровскими» и «Одесса-Броды» планируется построить перемычку, чтобы образовался маршрут «Казахстан-Россия-Лисичанск-Кременчуг-Винница-Броды-Запад». ТЕО для новой ветви «Кременчуг-Винница» готовит американская консалтинговая компания «Прайсуотерхаускуперс».
Конъюнктура на рынке транзита нефти, хотя и вызвана трагическими обстоятельствами, является благоприятной. Теперь все зависит от украинцев — качественного менеджмента и политической воли высшего руководства.
Немного цифр.
Емкость резервуарного парка ОАО «Укртранснефть» составляет 1 млн. кубометров. Объемы транспортирования за последние годы составляют 64- 66 млн. тонн/год. Пропускная возможность нефтепроводов «Укртранснефти» — 114,5 млн. тонн/год.
По данным «Укртранснефти», существующая мощность нефтепровода «Одесса-Броды» — 14,5 миллионов тонн/год, планированная максимальная — 45 миллионов тонн/год. Предшествующий тариф на транзитное перекачивание — $0,64 за 1 тонну на 100 км. Тарифы прошлого года для других нефтепроводов: «Дружба» — $0,73, «Приднепровские магистральные» — $0,44 (на Одессу), $0,67 (на Новороссийск). Предшествующий тариф на перекачку «Одесса-Броды» — $0,64. Транзитные тарифы в других странах: Беларусь — $0,4, Россия — $0,4-0,73, Польша — $0,9-1,1, Франция — $0,7.
--
Spy!
Павел Солодько, специально для «Главреда» - 28/03/03
Проблема поставок нефти возникла сразу, лишь только стало понятно, что война в Ираке неизбежна. Заговорили как о макро- (о неожиданном снижении и будущем возрастании цены на фьючерсных торгах сырьевых бирж), так и о микроэкономических аспектах (сезонное подорожание на украинских АЗС от 5 до 30%).
Леонид Кучма «на случай, если война, не дай Бог, затянется», даже решил создать очередную комиссию — в этот раз для изучения внешних рынков нефти. Между тем все забыли, что Украине в принципе безразлично, сколько будет стоить нефть. Речь идет о транзите сырья нашей территорией. И в этом вопросе главное цена не за тонну нефти, а за ее транспортировку. Поэтому снова следует поговорить о вечно перспективном пути «Одесса-Броды». Попытаемся выяснить, откуда, куда и что может течь этой трубой.
Запад стремится быть независимым от ОПЕК. В особенности от арабов.
Если инициированная Президентом комиссия все-таки будет создана, ей следует ознакомиться со статьей, появившейся на следующий день после начала воинской операции «Свобода Ирака» в американском «Волл Стрит Джорнал». Ее автор - старший научный сотрудник вашингтонского Института углубленных стратегических и политических исследований Владимир Сокор — считает, что Западу надо уделять больше внимания энергоносителям, которые добываются на Каспии. Неизвестно, выполняет ли господин Сокор украинский государственный или корпоративный пиар-заказ, на самом деле, ревностно отстаивает ли интересы США, но в каждом его слове так и слышится рефреном «Одесса-Броды-Гданьск».
Американский журналист выделяет три тенденции, которые должны а) побудить евроатлантические государства строить новые трубопроводы из Каспийского бассейна на Запад и б) выработать новую стратегию инвестиций в энергетический сектор новых государств Евросоюза и диверсификацию их энергоснабжения. Вот эти тенденции: 1) необходимость умиротворить весь Ближний Восток для его «безопасности»; 2) дисбаланс между возрастанием добычи нефти в России и строительством нефтепроводов и терминалов; 3) старания российских энергокомпаний скупить «стратегические энергетические предприятия» в странах Центральной и Восточной Европы — будущих членах ЕС. Все три тенденции оказывают содействие прибыльному функционированию первого построенного за годы независимости отечественного нефтепровода. Попробуйте детальнее разобраться, почему.
Американцы еще со времен администрации Клинтона стараются подчинить себе ОПЕК, но это им не удается — сейчас первую скрипку в организации играет друг Фиделя Кастро венесуэлец Уго Чавес. Поэтому янки решили обратиться к услугам нефтедобытчиков - не членов ОПЕК, и возвратили свои взоры восточнее — на Россию и Казахстан. Кроме этого, Вашингтон понимает, что Ближний Восток с его фактором исламского фундаментализма — не тот источник нефти, на который можно все время рассчитывать. Нервирует американцев и большая доля мировых поставок через Персидский залив, не в последнюю очередь через нестабильность в Иране, который контролирует выход танкеров из Залива. Хотя уже и звучали сообщения о том, что после Ирака западные десантники понесут демократию потомкам персов, но реакция на такой шаг может быть непредсказуемой. Реакция как мирового сообщества, так и самых иранцев. В конце концов, в Иране, где борются светская и духовная власти, люди все-таки добровольно и демократически собираются на демонстрации.
Можно ли обойтись без Залива?
Выходом из сложившейся ситуации мог бы стать нефтепровод из Северного Ирака (Киркук, Мосул — знакомые по последним сведениям с фронта) к турецкому средиземноморскому порту Джейхан, построенный еще со времен дружбы между Белым домом и Багдадом. Джейхан — глубоководный порт, способный принимать под загрузку трансатлантические танкеры тоннажностью до 500 тыс. тонн, к тому же эсминцы США давно прижились в регионе. Однако напряжение между курдами — по их местности в Ираке и Турции проходит эта труба — и новоизбранным исламистским правительством в Анкаре, которое с целью «пацификации населенных курдами земель» намеревается вторгнуться в Киркук и Мосул, и Западом, протестующим против турецкого вторжения в курдский Ирак, может положить конец возрождению старого пути.
Пути транспортирования нефти из стран бывшего СССР
Если недоразумение между Западом и Анкарой будет сохраняться и в дальнейшем, то не будет реализован и амбициозный проект нефтепровода Казахстан-дно Каспия-Баку-Джейхан, который должен был диверсифицировать пути транспортирования каспийской нефти на Запад, поскольку большинство других трубопроводов тянется из России. С этого места - подробнее. С советских времен из северных месторождений России на Запад проложено несколько почти параллельных труб. Одна идет через Беларусь и Польшу в Германию, от нее ответвляется отрезок к нефтетерминалу в Гданьске. Другое ответвление этой же трубы заканчивается в Литве, на терминале в Вентспилсе, но российская государственная «Транснефть» почти не поставляет туда сырье, стремясь купить терминал после его банкротства. Основная же часть — две спаренных трубы — этого нефтепровода, известного со времен Брежнева как «Дружба», идут через Украину. Под Москвой от «Дружбы» ответвляется труба к Одессе.
Кроме этого, у россиян есть нить с Севера к нефтяному терминалу в Новороссийске. К ней присоединяется труба «Баку-Новороссийск» — с ней во времена СССР соединялись также нефтеперерабатывающие предприятия Северного Кавказа. И, в конце концов, в Бакинскую нить «впадает» новый нефтяной поток — трубопровод из Казахстана в обход Каспийского моря. Таким образом, конечной точкой транспортировки российской и каспийской нефти являются два больших терминала — в Новороссийске и Туапсе. У каспийской нефти есть также маршрут с другой стороны Кавказских гор — через Азербайджан к грузинскому нефтяному терминалу в городе Супса. Именно он считается одним из ключевых пунктов в транзите восточной нефти на Запад через Украину. Но сначала — о нашем трубном парке.
Украинские трубы
Украине от УССР достались два магистральных нефтепровода. Один — вышеупомянутый социалистический транзит «Дружба» — тянется через Белоруссию, Житомирщину, Ривненщину, Львовщину и Закарпатье в Словакию и Венгрию, а оттуда — дальше на Запад. К «Дружбе» подсоединены НПЗ в Надворной и Дрогобыче. Второй — «Приднепровские магистральные нефтепроводы» — тянется из России через Сумщину, Полтавщину и Херсонщину к Одессе. В Кременчуге от него отходит ветвь через Донбасс вокруг Азовского моря к терминалу в Новороссийске. «Приднепровские магистральные» обслуживают Лисичанск, Кременчуг, Херсонский и Одесский НПЗ. Советских нефтетерминалов в Украине нет. Одесский и крымские (Феодосия, Керчь, Севастополь) выполняют не стратегическую, а, скорей, региональную функцию, поэтому построенный в 2002 году нефтетерминал «Южный» стал настоящими воротами в/из страны — он способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Кроме того, уже построенные резервуары «Южного» (200 тыс. кубометров) могут стать хранилищем для стратегического запаса нефти. Именно отсюда начинается «Одесса-Броды» — первая новопостроенная труба в Восточной и Центральной Европе.
Возле Одессы новый нефтепровод имеет перемычку с «Приднепровскими магистральными», а в Бродах - соединяется с «Дружбой». Если поляки достроят свою часть трубы от Бродов (верней, границы) к существующей трубе из Беларуси в Германию, Киев будет зарабатывать на экспорте каспийской нефти в Западную Европу (или через существующие в Польше трубы, или танкерами к Гданьску) и в Польшу, на НПЗ в Плоцке и Гданьске. Вокруг достройки польской части нефтепровода было сломано много копий — доходило даже до пиар-статей в польской печати, которые делали акцент на неперспективности проекта. Вице-президент варшавской компании «Голден Гейт», ответственной за польскую ветвь, Цезарий Филипович намекнул, что в срыве проекта были заинтересованы российские компании: «Идет борьба за будущие поставки каспийской нефти на западные рынки». Впервые назвал конкретные суммы и сроки и посол Польши в Украине Марек Зюлковский: для постройки второй очереди необходимо 3 года и $400-500 млн. Активность официальной Варшавы вполне предсказуема — вице-президент Еврокомиссии Лойола де Паласьйо еще в прошлом году намекнул главе «Укртранснефти» Александру Тодийчуку, что ЕС ускорит решение вопроса о достройке польской ветви «Одесса-Броды-Гданьск».
Возможные маршруты транзита
Даже если поляки и будут медлить с проектом, нефтепровод сможет приносить прибыль. Во-первых, транспортируя дешевую российскую нефть марки «уралс» (а возле Полярного круга каждый год увеличивается объем добытой нефти — «ЮКОС» в этом году планирует добыть на 14,3%, а «Лукойл» — на 2,5% больше, чем в прошлом году) через «Приднепровские» в незаполненные до конца нити «Дружбы».
Во-вторых, транспортируя азербайджанскую нефть марки «сопко» путем «БАКУ-СУПСА-ТАНКЕР-ОДЕССА-БРОДЫ» и дальше «Дружбой». В пользу этого служит небольшая пропускная способность Босфорского пролива, которая уже заставляет танкерщиков думать о необходимости увеличения водоизмещения с 100 тыс. до 150 тыс. тонн. Турция очень ревностно относится к безопасности своих проливов и, наверное, увеличит таможенные пошлины на прохождение и проведение Босфором многотоннажных судов.
В-третьих, транспортируя казахскую нефть марки «тенгиз», добытую международным Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), в состав которого входит российское правительство, американская «Шеврон- Тексако», британская «БП-Амоко». В Казахстане работает и итальянская «ЕНИ». КТК, пока не будет построен «Баку-Джейхан» (выше приводятся возможные причины провала этого проекта), также зависит от Босфора, поскольку замыкает свои потоки на Новороссийске. Скажем, в феврале шторм в Черном море на пять дней остановил работу новороссийского терминала, поскольку танкеры просто не могли пройти из Черного моря в Средиземное и наоборот. Тогда «Транснефть» отстала от графика прокачки на 650 тыс. тонн. Маршрут «КАЗАХСТАН-НОВОРОССИЙСК-ТАНКЕР-ОДЕССА- БРОДЫ-ЗАПАД» обсуждается уже сейчас, если КТК экспортирует 28 млн. тон на год. Запланировано же доведение объемов экспорта до 67 млн. тонн.
Россияне заявили о намерениях построить в обход Босфора ветвь из болгарского Бургаса в греческий Александрополис. Это даст возможность нефти попадать на контролируемые российскими компаниями греческие НПЗ, но переработкой дело и ограничится. Между тем перекачка «Дружбой» в Венгрию и дальше в Хорватию сделает возможным привлечь к возрастающему объему экспорта «тенгиза» и США, которые так и стараются быть независимыми от Персидского залива и ОПЕК. Хорватский глубоководный порт Омишаль, как и турецкий Джейхан, способен принимать танкеры дедвейтом до 500 млн. тонн. Собственник мировой танкерной империи миллиардер Онассис наверное пролоббирует такой маршрут казахской «нефти». При этом интересы россиян, которые поставляют на контролируемые ними НПЗ Центральной Европы свой «уралс», не пострадают: одну из двух нитей «Дружбы» отдадут под один вид нефти, другую — под другой. С учетом настроений евроатлантического сообщества казахский вариант является наиболее вероятным.
В-четвертых, остаются всяческие фантастические маршруты, к примеру, «Ирак-Турция-танкер-Одесса» или «ОДЕССА-ТАНКЕР-БУРГАС- АЛЕКСАНДРОПОЛИС». Кроме того, руководство «Укртранснефти» на прошлой неделе заявило о проекте совсем новой трубы для казахской нефти в обход Черного моря: между существующими «Приднепровскими» и «Одесса-Броды» планируется построить перемычку, чтобы образовался маршрут «Казахстан-Россия-Лисичанск-Кременчуг-Винница-Броды-Запад». ТЕО для новой ветви «Кременчуг-Винница» готовит американская консалтинговая компания «Прайсуотерхаускуперс».
Конъюнктура на рынке транзита нефти, хотя и вызвана трагическими обстоятельствами, является благоприятной. Теперь все зависит от украинцев — качественного менеджмента и политической воли высшего руководства.
Немного цифр.
Емкость резервуарного парка ОАО «Укртранснефть» составляет 1 млн. кубометров. Объемы транспортирования за последние годы составляют 64- 66 млн. тонн/год. Пропускная возможность нефтепроводов «Укртранснефти» — 114,5 млн. тонн/год.
По данным «Укртранснефти», существующая мощность нефтепровода «Одесса-Броды» — 14,5 миллионов тонн/год, планированная максимальная — 45 миллионов тонн/год. Предшествующий тариф на транзитное перекачивание — $0,64 за 1 тонну на 100 км. Тарифы прошлого года для других нефтепроводов: «Дружба» — $0,73, «Приднепровские магистральные» — $0,44 (на Одессу), $0,67 (на Новороссийск). Предшествующий тариф на перекачку «Одесса-Броды» — $0,64. Транзитные тарифы в других странах: Беларусь — $0,4, Россия — $0,4-0,73, Польша — $0,9-1,1, Франция — $0,7.
--
Spy!
Відповіді
2003.03.28 | Мартинюк
Європіа має вибір - або Курдистан , або «Одесса-Броды-Гданськ»
Нестабільність в Курдистані і відповідно в Туреччині схоже закладена серйозно і надовго. Вирішення цієї нестабільності - створення незалежного Курдистану. А саме створення - це що найменше 10 років війни і хаосу.2003.03.28 | Len
Re: Неймется !
Вельмишановное панство! Сухостроители печально- известного трубопровода ни как не успокоятся и не свыкнутся с мыслью, что злочастную трубу надо либо резать на металлолом или реверсировать.Статья , любезно приведенная паном Укрполитик , совершенно заказная и неаналитическая. Соображения подобраны по двойному стандарту. Много цифр, но нет главной : уровень добычи в Азербайджане в 15,1 млн тонн, что совершенно недостачно для Одессы ( если учитывать договор Азербайджана с Россией о прокачке нефти в Новороссийск и внутренние потребности Азербайджана. ).
Много названий трубопроводов: сухих ( типа Од-бр), проектируемых ( Баку -Джейхан) и других. Но ни слова про введенную в строй трубу БТС ( до Приморска , под Питером). Ни слова что быстро идет к концу строительство второй очереди БТС. Автор путает Литву и Латвию. Это про Вентспилс. И, наверно, автор и не слышал про терминал в Бутинге (Литва), недавно купленный Россией , и загруженный под завязку. Ни словечка, про разрабатываемые Рф и Казахстаном трубы на Восток. Ни слова , что принято решение про строительство супертрубы до Мурманска.
И так вся статья. Наверно , получил заказ и собрал "факты" о перспективности Од-броды.
С уважением LEN. г. Киев 28 марта 2003года
2003.03.29 | Рюген
Пущай себе пишут!
Пока трубу не разворуют и не растащат на утиль.Они все прекрасно понимают: труба "лопнула", глупый проект не имеет шансов на реализацию. Поэтому только прикрывают себе задницы, чтоб от пинков не очень больно было. Надувной Мартынюк тут когда-то распинался про энергетическую незалежность. Теперь про это уже ни гу-гу. Ведь в самом деле: бери, покупай где хочешь, да и качай по трубе туда-сюда. Но они только и лепечут, что она-де во какая полезная! Вот когда по ней проползет хоть один-единственный нацюк с ведром нефти в зубах из Одессы в Броды, тогда признаю: да, крутые пацаны! Сказано - сделано! А до тех пор - пусть в Эуропу дуются. Все равно им больше заняться нечем.