МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Брюс Джексон: „Мы не можем ждать президентских выборов”

04/29/2003 | Войсхауз
Брюс Джексон, президент Американского комитета по НАТО: „Мы не можем ждать президентских выборов”
Виталий Кулик, Дмитрий Левусь - 29/04/03


“Региональные структуры, такие как группа ГУУАМ, ОЧЭС… - это переходные структуры. А Европейский Союз – это конечная цель постсоветских стран”, - считает президент и сопредседатель Американского комитета по НАТО Брюс Джексон.


Несмотря на то, что Американский комитет по НАТО является негосударственной организацией, Брюса Джексона считают довольно влиятельным политиком в Вашингтоне. Особенно отмечают его значимость в формировании политики США относительно НАТО и стран постсоветского пространства.

Недавно Брюс Джексон находился с визитом в Киеве. Поэтому эксперты Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик и Дмитрий Левусь
воспользовались случаем, чтобы узнать точку зрения господина Джексона на ряд современных внешнеполитических проблем.

Какая цель Вашего визита и какие задачи вы ставили перед собой, приехав в Украину?
Я в четвертый раз посещаю Украину, но это фактически первый визит в послевоенной ситуации в мире. Мы можем утверждать, что война закончена, поэтому европейский проект теперь будет ускоряться, мы найдем новое определение.

Я встречался с Президентом Украины, премьер-министром, министром обороны, а также со всеми должностными лицами, занимающимися стратегическим планированием – с Евгением Марчуком, Владимиром Горбулиным, Анатолием Орлом и др. Мы пришли к тому, что следующие полтора года будут очень важными для украинского проекта относительно приближения к членству и в Европейском Союзе, и в НАТО. Отправка украинского батальона во время иракской войны показала, что Украина готова брать ответственность, но она должна двигаться дальше, отталкиваясь от того, что уже сделано. Готовность разделять ответственность может быть дополнена новой благосклонностью, новой способностью проводить демократические реформы (курсив – Ред).

Во время своих встреч с членами правительства, с представителями оппозиции я был поражен той серьезностью, с которой они подходят к решению вопросов. Они понимают, что Украина потеряла немало возможностей, немало шансов за последние 1-2 года, и что она не может этого себе позволить в краткосрочной перспективе.

Во время визита президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в Украину на конференции «Украина и Грузия в формировании новой системы международной безопасности» обсуждался вопрос о возможности вступления Украины, Грузии и Азербайджана в НАТО во время т.н. «третьей волны» расширения Альянса. Насколько реальная такая перспектива?
Я даже не называл бы это «третьей волной» расширения НАТО. Скорее всего, это третья и окончательная фаза расширения Европы. В конце концов, это уже шестая или седьмая волна расширения. Ныне очевидно, что этот процесс в ЕС и НАТО беспрерывен, по крайней мере, он таким был, начиная с 1989 года. Все три государства Южного Кавказа – Грузия, Армения, Азербайджан думают о своем европейском будущем. Очевидно, что Грузия и Азербайджан уже пришли к определенным предварительным выводам.

Это прекрасно, что новые европейские демократии начинают координировать между собой свои задачи в региональных делах, в политическом развитии, в демократических симпатиях. Мы видели подобные примеры братского сотрудничества в Вышеградской группе, потом в Вильнюсской группе и сейчас это становится нормой во всей Европе. Я хочу подчеркнуть, что это не единственный пример согласования из увиденных нами. Украина, безусловно, будет задействована и в координации с польско-балтийской региональной группой, с Румынией и Юго-Восточной Европой, с Турцией, и возможно, в целом со странами Черноморского региона. Встреча между Леонидом Кучмой и Эдуардом Шеварднадзе была важным явлением в смысле построения новой архитектуры, но это начало дела, а не его завершение.

На постсоветском пространстве образовались новые региональные объединения. Как вы можете оценить деятельность таких структур как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также перспективы структуры региональной безопасности в рамках ГУУАМ и относительно возможного сотрудничества этих организаций с НАТО и их влияния на формирование общеевропейской архитектуры безопасности?
Я думаю, что общий ответ - безусловно «да». Региональные или посреднические структуры – ГУУАМ, ОДКБ будут играть значительную роль.

Однако, региональные структуры, такие как группа ГУУАМ, ОЧЭС (организация экономического сотрудничества в Черноморском бассейне - Ред.) - это переходные структуры. А Европейский Союз – это конечная цель постсоветских стран.
Некоторые структуры, которые существовали в этом регионе мира, уже сыграли свою роль и о них можно забыть. Некоторые еще можно адаптировать к современным требованиям: задействовать план относительно приобретения членства, куда вписать больше критериев и требований, что и принесет большую отдачу.

На будущей неделе в Вашингтоне Колен Пауэлл поставит подпись под Адриатической хартией, цель которой помочь в продвижении в евроатлантические структуры трем странам – Албании, Хорватии, Македонии. Эта хартия составлена по образцу Балтийской, принятой в 1998 году, она должна была помочь прибалтийским странам продвигаться в ЕС и НАТО. В перспективе могут создаваться новые структуры, и к этому нужно творчески подходить.

Как вы считаете, руководство НАТО выжидает завершение политической кампании в Украине в 2004 году?
Безусловно, избирательная кампания 2004 года - это критически важный этап для будущего Украины. Мы хотели бы видеть три вещи: во-первых, честные и свободные выборы в соответствии с европейскими стандартами; во-вторых, изменение поколений при власти. Ведь Леонид Кучма сказал, что он отходит от власти, ведь наступает время для нового поколения лидеров, которые должны занимать высшие должности и активно участвовать в жизни страны. В-третьих, мы хотели бы, чтобы пропрезидентские, проправительственные и оппозиционные партии были способны формулировать платформы, заслуживающие доверия, а также были способны действовать решительно. Итак, полтора года, предшествующие президентским выборам, чрезвычайно важны, и мы не можем просто ждать, будто в состоянии паралича, пока они не пройдут. Но мы также надеемся, что новое руководство сразу приступит к делам, и будет выступать с новыми инициативами политических реформ. Подход выжидания - неблагодарное дело, и он уже не срабатывает. Это мы поняли в Багдаде. Угрозы евроатлантическому сообществу уже существуют, поэтому и действовать нужно сейчас, а не через полтора года.

Как бы вы описали сотрудничество между США, Россией, Польшей и Украиной, соотношение и схемы согласования интересов. Какая роль Украины в этих схемах?
Американцы не думают таким способом, они не обязательно видят какие-то блоки, геометрические фигуры. Мы не рассматриваем это в терминологии, скажем, “четверки” западной Лондон – Берлин – Франция – Соединенные Штаты и “четверки” восточной Варшава – Киев – Москва – Соединенные Штаты. Это не так, как мы хотели бы видеть развитие Европы. Были предложения, чтобы группы “НАТО – Украина” и группа “НАТО – Россия” по определенным вопросам встречались вместе. Это создало бы своеобразный формат “19+1+1”.

В итоге мы хотели бы достичь: во-первых, Украину, как полноправного члена всех европейских организаций. Во-вторых, сотрудничества в рамках определенной группы стран (Соединенные Штаты, Польша и Украина) с широким привлечением России. Однако, я бы не смотрел на Варшаву и Москву как на единственные политические реалии для вашей страны. Можно рассматривать как парнера Украины и Турцию. Перед Украиной довольно просторная географическая реальность.

Справка “Главреда”

С 1979 г. до 1990 г. Брюс Джексон служил офицером военной разведки в Американской армии. С 1986 г. до 1990 г. – работал в Министерстве обороны США на разных должностях, занимаясь вопросами ядерных вооружений, стратегической обороны и переговорами по контролю вооружений. В 1996 г. – делегат Национальной конвенции республиканской партии США, где работал в подкомитете по вопросам национальной безопасности и внешней политики. Во время президентской избирательной кампании 2000 года Брюс Джексон возглавлял подкомитет по вопросам внешней политики Республиканской платформы на съезде партии в Филадельфии.

Господин Джексон - член таких организаций, как совет по международным отношениям Международного института стратегических исследований в Лондоне, совет консультантов Центра политики безопасности в Вашингтоне, Центр международных исследований Кембриджского университета и Новой атлантической инициативы Института американского предпринимательства.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".