МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Строительство новых трубопроводов необходимо России для создания

06/19/2003 | line305b
Интересная маленькая статейка: Россия должна стоить новые трубопоровды, чтобы снизить риски зависимости... При этом, даже такие "чисто капиталисты", как Ренесанс Капитал, согласны, что в некоторых случаях Россия должна идти на недозаполнение трубопроводов. В этой части никаких новостей нет - Россия всегда говорила о диверсификации, и новых трубопроводах. Единственно, о чем можно сделать вывод читая статью с этой точки зрения - что "капиталисты" начали думать также и о том же, о чем и бюрократы от Газпрома и Транснефти всегда думали.

Важное отличие легко, однако, упустить - традиционного разговора о зависимости от транзитеров практически нет - только о зависимости от слабой диверсификации потребителей, и, вывод: трубы надо строить "в новые рынки", идя даже на риск неполной загрузки; а не на старые рынки по новому маршруту... Иными словами - диверсификация рынков, а не транзита.

Правда дискуссанты, похоже сами не слишком осознают революционность для России их собственных идей, и в качестве примера говорят о Балтийском трубопроводе - собственно он то как раз, в плане рынков, ничего не диверсифицирует, конкурируя в абсолютно единой плоскости с терминалами прибалтийских республик. Но упоминание об Ангарск-Находке вполне парадигматично - этот трубопровод отвечает всем параметрам диверсификации рынков. Другим таким трубопроводом мог бы быть упомянут Западная Сибирь - Мурманск, с его прицелом, впервые в российской практике, на Северную Америку.

Логическим дополнением к этой новой логике могло бы стать "новые продукты на старые рынки". Россия в этом плане ничем особенным похвастаться не может - ее газовая монополия не способна к организационной само-диверсификации, а нефтяная промышленность - к продуктовой. Украина, с проектом Одесса-Броды хорошо позиционирована как конкурент с обеих точек зрения возможной "новой экспортной политики" России: с одной стороны поставки нефти из Каспия в Адриатику по южной ветке трубопровода Дружба, с прицелом на дальние рынки представляют собой прицел на новый - правда тоже Северо-Американский рынок; с другой - поставка каспийской нефти по Броды-Плоцк - новый конкурентный продукт на старый рынок. В обоих случаях - и в Центральной Европе и в Северной Америки каспийская нефть по Одесса-Броды - прямой конкурент для нефти российской.

Не слишком сложно понять, тогда, в чем интерес российских компаний к Одесса-Броды - заполнением трубопровода российской нефтью - с объемами транспортировки в пять-шесть миллионов тон в год - пытаются блокировать вхождение нового конкурента на собственные - старые и новые - рынки. Они согласны платить небольшую транзитную ренту за в принципе ненужный им транспорт нефти в направлении Броды-Одесса, который, более того, вероятно компенсируется за счет снижения экспорта по другим маршрутам через Украину. Кроме того, хороший политический ПР - реверсирование Одессы-Броды в голове российских политиков все тот же старый добрый путь увеличения зависимости Украины от России, и никому нет дела, что нефтяным компаниям нет дела до зависимости Украины от России - им важно, что Украина зависима от них, а на эту зависимость Одесса-Броды в одном направлении или другом не влияет абсолютно.

То, как политика и экономика в России начинают "подпирать" друг друга, это конечно не слишком хорошая новость. Возникновение, наконец-то, "национальной" российской экономики (т.е. где политика и экономика говорят на едином "языке национальных интересов", хоть, как в этом случае с трубопроводами, понимают разные вещи) - довольно сильного конкурента, технологически и финансово сопоставимого с Украиной - проблема. С другой стороны, не следует упускать из виду внутренние противоречия политической и капиталистической составляющих этой "национальной экономики" - действительно, сиволическая совместимость политики и экономики в вопросе Одесса-Броды например отнюдь не значит, что Газпром или Транснефть становятся более совместимыми с нефтяными компаниями. Возможно наборот - мимикрия капиталистов, их обращение в "национальных капиталистов" в глазах политиков и общественности, возможно позволит им более эффективно "разбираться" со старыми институциональными структурами.


Publication: Prime-TASS News Wire
Provider: Prime-TASS
Date: June 19, 2003 (13:23)

Строительство новых трубопроводов необходимо России для создания резерва мощности системы транспортировки нефти и газа - эксперты
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 июня. /ПРАЙМ-ТАСС/. Проекты строительства новых нефте- и газопроводов могут не оправдать себя с точки зрения наполняемости топливом, однако их реализация необходима для создания резерва мощности системы транспортировки нефти и газа. Такой вывод сделали участники "круглого стола" "ТЭК и нефтяная отрасль в системе приоритетов экономической стратегии России", проходящего в рамках 7-го Петербургского экономического форума.
"Инженерная инфраструктура России должна располагать резервом, чтобы не было привязки по поставкам топлива одному потребителю", - считает председатель наблюдательного совета инвестиционной группы "Ренессанс Капитал" Александр Шохин. В этой связи необходимо дальнейшее усиление мощности Балтийской трубопроводной системы и реализация других проектов. При этом, по мнению участников "круглого стола", строительство нефтепровода Ангарск-Находка может не оправдать себя с точки зрения его наполняемости, передает ИТАР-ТАСС.

Для более успешной реализации проектов необходимо привлекать к строительству новых трубопроводов частные инвестиции, чтобы переложить часть рисков на негосударственные организации, считают экономисты.
13:23 19.06.2003


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".