МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Судьбу Тодийчука будут решать в кулуарах

06/21/2003 | Спостерігач
Судьбу Тодийчука будут решать в кулуарах
Сергей Потапов, для «Главреда» - 20/06/03
После пиар-скандалов, связанных с проектом «Одесса-Броды», похоже, начинается новый виток в отношениях сторонников реверса (т.е. прокачки российской нефти из Брод в порт «Южный») и его противников (в лице главы правления «Укртранснафты» Александра Тодийчука).
На 21 июля назначено собрание акционеров компании. Среди вопросов, который там планируют рассмотреть, значится и кадровый.
Насколько известно, вопрос о руководящих кадрах изначально не планировали ставить в повестку дня собрания, где должны были рассмотреть эффективность работы акционерного общества за первое полугодие 2003 года. Но благодаря стараниям НАК «Нефтегаз Украины» – управляющего государственным пакетом акций ОАО и партнера «ТНК» – акционеры теперь уже будут решать и судьбу главы правления «Укртранснафты» Александра Тодийчука. А вместе с ней, и судьбу проекта «Одесса-Броды» и нефтетранспортной системы Украины.
Между «Укртранснафтой» и НАК «Нефтегаз Украины» сложились достаточно сложные отношения. Первые обвиняют НАК в том, что «Нефтегаз» якобы лоббирует интересы российского капитала, стремящегося приватизировать не только газотранспортную систему Украины, но и нефтетранспортную. Вторые обвиняют Александра Тодийчука и возглавляемую им «Укртранснафту» в чрезмерной придирчивости.
Кроме того, у первых есть все основания предполагать, что «Нефтегаз» решил вообще ликвидировать «Укртранснафту», воссоздав на ее базе две самостоятельные нефтетранспортные компании – «Приднепровские магистральные нефтепроводы» и «Магистральные нефтепроводы «Дружба». Таким образом, НАК сможет выиграть свою игру.
Кстати, наверное, не без содействия «Нефтегаза Украины» на днях о себе напомнил бывший специальный уполномоченный Украины по вопросам ЕАНТК Любомир Буняк, нынешний мэр Львова. С 1992 по 2002 год он возглавлял «Магистральные нефтепроводы «Дружба» и руководил строительством нефтепровода Одесса–Броды.
В экспертной среде существует мнение, что в 2000-м году, когда строился трубопровод, Буняк не слишком задумывался об экономическом будущем проекта и выступал против создания международного консорциума по управлению нефтепроводом. Таким образом, существовала угроза того, что труба может остаться сухой. В результате, к тому времени, когда был построен нефтепровод Одесса-Броды, Украина так и не сумела решить проблему его наполняемости и сбыта нефти.
Сегодня же Буняк убеждает, что Одесса–Броды строился, прежде всего, для поставок нефти на рынок Украины. Между тем, ситуация в 2000-м году выглядела несколько иначе. В чем и могут убедиться все заинтересованные, просмотрев подшивку газет. Тогда в Украине шла борьба между сторонниками ориентации Одесса–Броды на украинского потребителя и теми, кто полагал, что будущее нефтепровода - на рынках Восточной и Центральной Европы. В конечном счете, победу в изматывающей борьбе одержали сторонники западной ориентации, в результате чего, кстати, Буняк и был смещен с должности координатора по ЕАНТК.
Недавно же Буняк выступил за реверсное использование Одесса–Броды. «Еще 3–4 года нефтепровод будет лежать в земле пустой, поэтому ничего плохого в реверсе я не вижу», – заявил мэр Львова на своей последней пресс-конференции. И заметил, что «Укртранснафта» тратит крупные средства на строительство нефтепровода Жулын-Надвирна, привлекая к тому же немецкие компании, тогда как более целесообразно было бы использовать эти средства на закупку технологической нефти.
В то же время специалисты из «Укртранснафты» заявляют, что труба вовсе не пустая: вот уже какой месяц подряд эксплуатируются 52 км участка Одесса–Броды, вследствие чего в государственную казну уже поступило около 40 млн. гривен. А уже в конце текущего – начале следующего года планируется начать транспортировку каспийской нефти по нефтепроводу Одесса–Броды в объеме, обеспечивающем рентабельную работу – 4,5-5 млн. тонн в год.
Впрочем, злые языки поговаривают, что заботиться о будущем нефтепровода Одесса–Броды заставили Буняка тревога о личном: ходят упорные слухи, что нынешний мэр Львова недолго пробудет на своем нынешнем посту. Не готовит ли себе Буняк на нефтегазовой площадке НАК «Нефтегаз Украина» запасной аэродром с надеждой, что в будущем он вновь встанет во главе «Магистральные нефтепроводы «Дружба»?
Между тем, официальный Киев не оставляет попытки убедить «ТНК» начать прокачку нефти по «Приднепровским магистральным нефтепроводам». Так, во время последней встречи секретарей Совета национальной безопасности Польши и Украины, Евгений Марчук вновь заявил, что вовсе необязательно использование нефтепровода Одесса–Броды в реверсном режиме для транспортировки российской нефти в Европу. По его словам, Приднепровский нефтепровод уже сегодня может обеспечить ежегодно перекачку 4 млн. тонн российской нефти до порта «Южный». По его словам, в перспективе этот нефтепровод сможет перекачивать до 7 млн. тонн ежегодно. А, насколько известно, в Украине готовы увеличить прокачку нефти до 15 млн. тонн на условиях долгосрочных контрактов.
И российские нефтяные компании уже начинают прислушиваться к словам официального Киева. На днях член парламентского комитета по вопросам ТЭК Алексей Гудыма обнародовал информацию о том, что российская нефтяная компания «ЮКОС» направила на имя украинского Президента письмо, в котором выразила готовность к прокачке 3–4 млн. тонн нефти в год по «Приднепровским магистральным нефтепроводам» в порт «Южный». Может быть, все дело в том, что «ЮКОС» руководствуется в своей деятельности экономическими соображениями, а не пытается играть в украинские внутриполитические игры как другие участники российского рынка?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2018. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua