История пограничного конфликта с Молдовой
08/05/2003 | Vadym Gladchuk
История пограничного конфликта с Молдовой
Руслан Павленко, Виталий Кулик, для «Главреда» - 05/08/03
17 июля в одностороннем порядке Молдова решила уточнить государственную границу. Из части территории Днестровской ГЭС, расположенной на
молдовском берегу, была выгнана охрана станции и закопан пограничный столб. Кроме достаточно резкого заявления украинского МИДа в ответ, с
нашей стороны официальных реакций не последовало. Ожидается, что основные шаги в этом направлении Украина начнет осуществлять с конца
августа.
Каковыми они будут, и от чего зависят – главный вопрос нашего материала.
Молдова не оглядывается на реакцию Украины
Основная причина того, что нет никакой официальной реакции на молдовскую экспансию, это отсутствие в Киеве высокопоставленных официальных
лиц, которые могли бы принимать кардинальные решения по данному вопросу. Президент, министр обороны, министр иностранных дел в отпуске, не
назначен на свою должность секретарь Совета Безопасности. В Киеве сейчас нет почти ни одного высокого должностного лица – отпускной период.
Соответственно от принятия поспешных шагов Киев был избавлен. Необходим адекватный ответ, и он требует точного и взвешенного подхода.
Сложившаяся ситуация по сути является белым пятном с точки зрения международного права. В существующем договоре о дружбе и сотрудничестве
между Украиной и Молдовой признается взаимная неприкосновенность границ, но сами границы не определены. Договор является рамочным – на
момент его подписания ни одна из сторон не была готова к серьезному ведению переговорного процесса. Не определенными остались еще много
вопросов относительно территории и приграничного перемещения.
В данном конкретном случае граница между Украиной и Молдовой определяется согласно международному праву по фарватеру Днестра. Одновременно
продолжает действовать акт о землеотводе - в 1982 году Молдавская ССР передала Украинской ССР безвозмездно и без указания срока 25 гектаров
на правом берегу для строительства и работы ГЭС.
Кроме того, в международной практике если предприятие находится на общей территории или между границами, то юрисдикция этой земли и этого
объекта находится там, где этот объект прописан – то есть там, где он платит налоги. Так как эта земля является частью одного предприятия -
и ГРЭС-1 и ГРЭС-2 составляют собой одно целое – то Молдова, по крайней мере, должна была начать с переговоров.
Удивление вызывает лишь заявление наших пограничников о том, что они знали о готовящейся акции заранее и присутствовали при установлении
пограничного столба. Этим они, конечно, защитили свой мундир, но тем самым признали законность данного установления. Зачем было делать такое
заявление, если они там появились в самый последний момент и были вызваны директором станции. Остается открытым вопрос, почему об этом никто
кроме них не знал, и тем более директор станции, инженерно-техническая территория которой теперь им не контролируется. И, по словам
директора, не хватило буквально 20 см при установке столба, для того, чтобы копачи не рубанули кабель.
Ясно, что сейчас ни одна из сторон не имеет кардинальных прав на управление этой территорией. Во всех отношениях это спорная территория.
Таким образом, нужно было двигаться по юридической процедуре, вести переговорный процесс, для того, чтобы решить ее принадлежность.
Не имея достаточных прав на нее, и, ориентируясь на развитие добрососедских отношений с Украиной, Молдова должна была начать не с
установления столба, а с предложения о переговорах. Молдовское руководство пошло на одностороннее решение вопроса. Ясно, что особенного
значения для Молдавии эти 25 гектаров не имеют. Они не несут стратегической военной или экономической нагрузки. Насущной необходимости в
установлении столба не было. Так как большинство этой территории руководством станции специально не используется – они в течение нескольких
лет переносили все важные объекты на украинский берег, то конечно часть территории мы могли спокойно возвратить, если бы Украину попросили.
Но ее, судя по всему, и не собирались просить.
Таким образом, ситуация из плоскости пограничного конфликта переходит в политическую. Очевидно, что руководитель молдовских пограничников
не мог пойти на такие кардинальные шаги без санкции сверху. Это ситуация возникла из более общей политики и направлена на то, чтобы
продемонстрировать Украине определенную позицию.
Возможен вариант классической схемы «пробного укола». Если на такой демарш пограничной службы будет менее жесткая реакция, чем ожидалось,
то это воспримется как успех, и за этим последуют другие шаги. А спорных территорий у нас много...
Все дело в Приднестровье
Но наиболее вероятная причина, по оценкам экспертов, в том, что это часть целенаправленной компании Молдовы по давлению на Украину в связи
с ее позицией по Приднестровью. Это часть предложенного обмена – мы здесь пойдем на уступки, но вы займите промолдовскую позицию на
переговорах о дальнейшей судьбе Приднестровья.
Может ли на такую договоренность пойти Украина - под вопросом. Молдаване могут легко забрать свой пост со стороны ГРЭС, но Украине
отказаться от своих интересов в Приднестровье сложнее. Во-первых, в Приднестровье живет много украинцев, на него завязаны некоторые
экономические процессы. Во-вторых, Украина взяла фактически на себя некоторые обязательства перед Приднестровьем в переговорном процессе,
так как Молдова усиливает в последнее время давление на ПМР, и отказывается от ранее подписанных соглашений.
Интересы Украины в Приднестровье осознаны и реализуются, отношения динамично развиваются. Их основа - позиция Приднестровья – начиная с
1991 года руководитель ПМР Игорь Смирнов последовательно выступает за интеграцию с Украиной, вплоть до объединения. Его поддерживает
руководство Приднестровья, народные депутаты. В прошлом году звучали заявления о возможном проведении референдума о присоединении к Украине.
Со стороны Украины основой для укрепления отношений послужило то, что наша страна как участник переговорного процесса по урегулированию
приднестровского конфликта выступает за учет интересов Приднестровья. Особенно это проявилось во время встречи в Киеве, когда был подписан
Киевский договор о создании федерации. Украина всегда подчеркивала, что интересы Приднестровья должны быть учтены по всех позициях. А этих
позиций много - самостоятельность экономической деятельности, право на приватизацию, на проведение международной политики, определение
экономического курса, судебную и законодательную юрисдикцию.
То есть Украина настаивает на том, чтобы в будущем ПМР была автономной республикой в составе Молдовы с широкими полномочиями.
Одновременно Молдова, по оценкам украинских экспертов, затягивает реальный переговорный процесс, пытается решить проблему давлением на
Приднестровье, а теперь и на Украину. Сейчас основной камень преткновения - это промышленность Приднестровья и ее приватизация.
Основной промышленный потенциал бывшей Молдавской ССР находился на территории Приднестровья. Именно там размещены Рыбницкий меткомбинат,
текстильное производство, машиностроительный завод, коньячный завод KVINT. Таким образом, после прекращения военных действий в 1992-м
Кишинев потерял фактически всю промышленность. Предприятия же Приднестровья экспертно ориентированы, успешно интегрированы в мировой рынок.
Президент Молдовы Владимир Воронин в последнее время неоднократно подчеркивал свою заинтересованность в том, чтобы поставить под контроль
все предприятия Приднестровья, всю экономику, все субъекты хозяйственной деятельности. Все эти годы молдовское руководство пытается тем или
иным способом это осуществить.
Правительство Молдовы актуализировалось, когда стало ясно, что руководство ПМР пошло на акционирование и приватизацию основных предприятий.
Ранее позиция ПМР на протяжении последнего десятилетия была в том, что пусть частные предприятия создаются и развиваются, а государственные
и так успешны – приватизация им ничего не добавит. Во многом изменение позиции руководства ПМР связано с тем, что усилилось давление
Молдовы, и выгодно привлекать для минимизации будущих рисков в акционерные общества предприятий российские и украинские фирмы, которые не
зависят от Молдовы, и смогут через свои страны обеспечить неизменность приватизации.
Одновременно в течение 3-х последних лет молдавское руководство неоднократно пыталось приватизировать предприятия, которые находятся на
территории Приднестровья и формально должны подчиняться Фонду Госимущества Молдовы. Когда это не получилось, началось давление, направленное
на то, чтобы задавить их экспорт.
В конце 2001 года Молдова ввела новое таможенное обеспечение, новые таможенные печати. Ранее согласно договоренностям приднестровские
пограничники пользовались для оформления экспорта старыми действующими печатями Молдовы. Вследствие этого приднестровские экономические
агенты были лишены возможности экспортировать свои товары.
Под давлением ОБСЕ Украина установила на своих границах общие с молдаванами таможенные посты, где не пропускался товар по старым печатям.
Но потом умные головы подсчитали, что Украина теряет от этого по 7-10 млн. долларов в год и вспомнили, что у нас есть московские
договоренности – Московский меморандум о мире. Согласно ему Приднестровье может осуществлять свою экономическую деятельность независимо от
Молдовы, которая, подписав этот документ, признала за Приднестровьем право вести свою собственную экономическую политику. Украина постоянно
подчеркивает свою верность этим договорам. Таким образом, мы настаиваем на том, что Московский меморандум действует, а Молдова пытается его
отменить.
Украина же исходит из того, что существует правовая база, согласно которой и должен проходить переговорный процесс. Если право
Приднестровья на свою экспортную политику прописано, то почему Молдова постоянно позволяет себе вмешиваться. И поэтому мы позволили
пересекать нашу границу со старыми печатями. Таким образом, несмотря на преграды, которые возводит молдавская таможня, Приднестровье может
все, что хочет просто экспортировать через Украину, вот так вот.
Это стало первым шагом в украино-молдовских таможенных конфликтах. Весь 2002 год прошел под знаком «сахарных войн» между РМ и Украиной.
12 июня 2003 года правительство Молдовы приняло постановление №712, согласно которому учет экономических агентов Приднестровья, получение
ими лицензий и оформление документации для работы на внешнем рынке должны проводиться в таможенных и налоговых органах РМ. Из-за таких
действий руководства РМ Приднестровье оказалось в сложных экономических условиях. По словам первого заместителя министра промышленности ПМР
Юрия Ганина, «по состоянию на середину июля на предприятиях Приднестровья вследствие таможенной и экономической блокады Молдовы собралось
огромное количество готовой продукции, приблизительно на сумму 5 млн. долларов. Вывезти и доставить ее потребителям не возможно,
республика несет значительные бюджетные потери». Фактически речь идет не столько о формальной регистрации предприятий с присвоением им
международного кода IDNO, сколько о регистрации их правосубъектности. Соответственно, они должны платить налоги в бюджет Молдовы, а не
Приднестровья.
Последним шагом Владимира Воронина стало введение в июне 2003-го 20% пошлины на все товары, которые идут из Приднестровья в Молдову. На них
был наложен двойной таможенный сбор – как на импортные товары и как на товары внутреннего рынка.
В ответ 14 июля 2003 года президент ПМР Игорь Смирнов подписал Указ «О внесении изменения в Указ «О соответствующих мероприятиях
относительно Республики Молдова в сфере внешнеэкономической деятельности». Указом устанавливается «для всех групп товаров, импортированных
из Республики Молдова, специальная таможенная пошлина в размере 100% от таможенной стоимости ввезенных товаров».
А 15 июля Игорь Смирнов подписал Указ «О создании режима наибольшего содействия в торгово-экономических отношениях с Украиной».
Соответственно Указу, на товары, произведенные и ввезенные с территории Украины, не будет применяться ставка таможенной пошлины. Исключения
составляют только подакцизные товары. Документом также предполагается с целью создания режима наибольшего содействия и наполнения
потребительского рынка, ввести с Украиной режим зоны свободной торговли.
Так как в соседней Винницкой и Одесской области все потребительские товары и так намного дешевле, то введение 100% таможенной пошлины на
товары, ввезенные в регион экономическими агентами РМ, может привести к полной потере молдавскими предприятиями местных рынков сбыта.
Тирасполю не оставалось ничего другого как отменить собственные решения. Президент Владимир Воронин выступил с заявлением о том, что «ни
таможенные, ни финансовые органы не должны предъявлять к приднестровским предприятиям требования равные тем, которые предъявляются к
иностранным экономическим агентам». На рабочем совещании молдавский президент заявил, что с 1 августа таможенная граница с ПМР будет
упразднена. Тем не менее, эти действия явно запоздали и рассчитаны, в первую очередь, на получение политических дивидендов. Вряд ли
Приднестровье будет отменять режим свободной торговли с Украиной, молдовская экономика в любом случае потеряет часть рынка.
Кто кому ближе
Давлению Республики Молдова всецело противится Президент Приднестровья Игорь Смирнов. В ПМР сформировался некий государственный капитализм.
Предприятия находятся в государственной собственности, но эффективно работают. Большинство из них, конечно, находится под его влиянием. Сыну
Смирнова принадлежит крупнейшая в республике корпорация «Шериф», которая управляет частью экономики.
По сравнению с этим в Молдове продолжается период дикого рынка. Показатели экономического роста в 2002 году составили 4,1% роста ВВП, это,
прежде всего, показатели Приднестровья. Под Юрия Смирнова даются определенные инвестиции в предприятия, в республике чрезвычайно низкое
налогообложение. От объединения пострадает в первую очередь приднестровская экономика.
В то же время, большое участие в приднестровской экономике принимают российские и украинские компании. Наиболее крупная среди российских -
«Итера». Попытки правительства РМ «придушить» приднестровскую экономику затрагивают в немалой степени экономические интересы и Украины. В
любом случае ясно, что с нынешним руководством ПМР украинские компании, работающие на данном рынке, ужились и нормально работают. В случае
изменения политического руководства в первую очередь пострадают интересы Украины.
Почти 30 предприятий ПМР поддерживают экономические контакты с более чем 55 большими предприятиями Украины. Наибольшая часть
экспортно-импортных операций осуществляется Молдавским металлургическим комбинатом (ММК) в г. Рыбница, который лишь в 2002 году приобрел в
Украине сырья на сумму свыше 35 млн. долл. Каждый месяц ММК покупает в Украине от 50 до 60 тыс. тонн металлолома. Через украинские порты –
Одесский морской и Херсонский - Рыбницкий меткомбинат ежемесячно отправляет 75 тыс. тонн металлопроката. В общем объем торгового оборота
Приднестровья с Украиной за І полугодие 2003 года составил 37 млн. долл.
Одно из наибольших текстильных предприятий Приднестровья “Тиротекс” весь хлопок (более 10 тыс. тонн в год) завозит через порты Одессы и
Ильичевска. Обувные предприятия ПМР каждый год покупают в Украине сырье и материалы для производственных потребностей на сумму более 1 млн.
долл. Объекты электротехнической сферы Левобережья также закупают в Украине сырье и материалы на сумму более 1 млн. долл. ежегодно. В свою
очередь, Молдовская ГРЭС каждый год получает из Украины материалы, оборудование и комплектующие на сумму более 1,5 млн. долл. Кроме этого,
через территорию Украины осуществляется транзит грузов из Приднестровья в Россию и другие страны СНГ, сумма которого составляет более 80
млн. долл. (без транзита энергоносителей).
Также украинские компании сотрудничают с перерабатывающей промышленностью края. Можно сказать, что основными потребителями квинтовского
коньяка, и всей остальной продукции КVINT являются украинские компании. Он еще не акционирован, но в ближайшее время, судя по всему, это
будет происходить и они заинтересованы в участии акционирования.
В любом случае Приднестровью нужен сильный партнер и на эту роль в первую очередь претендует Украина. Нам же выгодна работающая экономика
республики.
Приднестровье может стать второй автономной республикой Украины
Украина долгое время шарахалась от действий Игоря Смирнова, направленных на сближение с Украиной. Причина в том, что если мы пойдем на это,
то тем самым нарушим государственный суверенитет Молдовы, который мы признаем во всех договорах. Сейчас Украина признает, что ПМР - это
часть Молдавии.
Основная угроза в том, что, став «империалистами», мы окажемся в международной изоляции. Но вот если на это будет санкция ОБСЕ, и проведут
референдум – вот тогда это возможно.
Молдова делает ошибку, разжигая конфликт. Приднестровье, скорее всего, не пойдет на попятную, всегда имея поддержку Украины. Международные
структуры, видя эскалацию, будут более склоняться к проведению референдума. Референдум определенно приведет к отсоединению ПМР.
Ошибка международных структур в том, что отличительным свойством конфликта является неприменимость к нему обычных техник установления
межнационального мира.
В Приднестровье нет конфликта на национальной почве. Сейчас в нем мирно уживаются три национальности – молдаване, украинцы и россияне.
Национальная культура ни одного из этносов никоим образом не ущемляется.
Это с одной стороны конфликт двух администраций, а с другой - конфликт идентичностей. Молдова осуществляет проект национального государства
– населению Приднестровья он чужд. Более того, за этот период выросло целое поколение, которые идентифицируют себя как приднестровцы. По
оценкам социологов, в случае референдума – 60% будут за независимость, 30% за присоединение к Украине. И лишь 10% за воссоединение с
Молдовой.
С другой стороны, молдаване существуют лишь как политическая нация – этнически они «советские» румыны.
Вступление Приднестровья в Украину достаточно маловероятный факт. Основная причина - во внешней реакции. На это должна быть санкция ОБСЕ,
ЕС, поддержка США, нейтральность России. Сочетание этого всего маловероятно.
Нельзя сказать, что Россия здесь однозначно поддерживает Молдову - она подыгрывает и тем, и другим. Ее задача - остаться ключевым игроком
в регионе – а это возможно лишь при сохранении существующей неопределенной ситуации. Недавно Россия поменяла, фактически за
неудовлетворительную работу своего посла в Молдове Петровского – он ушел со скандалом. С другой стороны, в России понимают, что
Приднестровье достаточно далеко, что бы можно там действовать напрямую. Отношения с Украиной здесь развиваются по сценарию скрытого
соперничества.
Сейчас сотрудничество между Украиной и Приднестровьем развивается в основном на уровне приграничного сотрудничества между областями. Кроме
того, большинство приднестровской элиты имеют неплохие связи в киевской управленческой элите и политических кругах.
Перспективы региона
Сейчас в регионе сложилась уникальная ситуация с гражданством. По оценкам некоторых источников, 40% жителей ПМР имеют украинские паспорта –
то есть фактически являются гражданами Украины, и подпадают под действие ее правового поля.
Вначале Украина достаточно неодобрительно относилась к такой паспортизации, но все изменила позиция Молдовы. В самом начале Украина
старательно играла роль независимого посредника – сглаживала углы, проводила переговоры. Дальше стало понятно, что Молдове не нужен этот
переговорный процесс, она стремится решить проблему силовым способом, и не идет на реальный диалог. Поэтому позиция Украины с 1996-1997 года
начала меняться. Много для защиты ПМР делал замминистра МИДа Александр Чалый – поэтому Молдова всячески старалась избежать его присутствия
на переговорах по урегулированию.
В прошлом году Украина, наконец, открыла в Тирасполе консульство. До этого паспорта выдавались полулегально в Винницкой и Херсонской
областях.
Многие приднестровцы отказываются от молдавского и получают украинское гражданство по факту своего рождения в Украине. При этом они
остаются гражданами Приднестровья, так как оно никем не признано. Там люди до сих пор ходят с советским паспортом и приднестровским
вкладышем. Фактически ты становишься гражданином двух стран. Конечно, после этого ты не можешь участвовать в политической жизни Молдовы. Но
приднестровцам этого и не надо. Следует, конечно, признать, что там же у большинства есть и российские паспорта, а для выезда в ЕС -
румынские.
Если динамика такого получения паспортов сохранится, то в какой-то момент, после приватизации земли ПМР, окажется что почти все граждане, и
собственники земли республики, подпадают под действие украинского законодательства и Конституции де-факто. В принципе в унитарной Украине
есть федеральный прецедент – Крым, Приднестровье могло бы в таком случае получить еще большие самоуправленческие права.
При этом у Приднестровья есть все возможности для того, чтобы стать свободной экономической зоной, через которую выгодно инвестировать.
Сейчас законодательство ПМР позволяет вести неограниченную экономическую деятельность – там минимальные налоги и требования. Фактически это
оффшор. Там можно создавать любые фирмы и банки. Уже сейчас туда пришли большие инвестиции. Если сохранится действующее законодательство и
добавится политическая стабильность – это будет региональный «гонконг». Поэтому Приднестровье может быть выгодным для отечественных элит и в
этом отношении.
Стабильность будет также зависеть от того, поймет ли, в конце концов, молдавское руководство, что единственный путь к примирению – это
создание федерации с одновременным предоставлением руководству Приднестровья и основным экономическим группам политических и экономических
гарантий.
Если это не произойдет, то напряжение будет возрастать в отношениях Молдовы, как с Приднестровьем, так и с Украиной. А последние,
соответственно, будут сближаться.
Вряд ли Владимиру Воронину стоит надеяться на существенную поддержку украинских коммунистов – их звездный час уже прошел.
Конечно, КПУ поддерживает с коммунистами Молдовы достаточно тесные связи, по некоторой информации молдаване финансировали Компартию во
время избирательной кампании. Поэтому наша КПУ везде отстаивает позицию Молдовы, а Петр Симоненко во всем поддерживает Владимира Воронина, а
не Приднестровье.
Политический режим в ПМР намного мягче, чем в Молдове. Если полиция разгоняла демонстрацию оппозиции в Кишиневе, то в Тирасполе не
позволяют подобного. Конечно, потом кого-то вызывали в милицию, кого-то уволили с работы. Власть в ПМР скорее можно назвать просвещенным
авторитаризмом.
В отличие от Молдовы, в Приднестровье неплохая мобильная связь. Там же лучший стадион в Восточной Европе - «Шериф» в Тирасполе, где
проходят матчи всех молдавских команд. В Тирасполе цены в два раза ниже, чем в Кишиневе, а зарплату получают регулярно и выше чем в
Молдавии. Село достаточно обеспеченно, крестьяне получают реальные деньги.
Авторитет Смирнова достаточно высок, все понимают, что если бы не он, неизвестно чем бы закончилось наступление молдавских волонтеров на
Приднестровье.
Решен и вопрос преемственности – в автономии достаточно влиятельных политиков и бизнесменов, достойных занять главное кресло страны, но это
будет уже не то Приднестровье.
Действия Украины
К приезду Президента из отпуска, вероятно, уже будет какое-то решение СБУ, которое занимается этим вопросом, будут внесены определенные
предложения от Госкомграницы, СНБО. Вероятнее всего, к военным действиям дело не дойдет, все закончится переговорами, но Украина, судя по
всему, не пойдет на большие уступки.
Причина в том, что у нас есть с Молдовой и другие нерешенные территориальные и приграничные проблемы. В их позитивном решении
заинтересована более Молдова – это спорные поля, островки на реке – есть много вопросов, где мы можем торговаться.
Кроме того, мировое сообщество будет на стороне Украины, так как мы неоднократно показывали, что идем на диалог.
Ранее все эти проблемы не рассматривались в комплексе и не подписывались соответствующие договоренности по достаточно простой причине –
никто этим не занимался. В Украине была достаточно непоследовательная политика в этом вопросе. Но нет худа без добра – сейчас для Украины
более выгодно решать все не в комплексе, а каждый отдельный эпизод поочередно.
Все это торг - мы торгуемся за Приднестровье во всем. Сейчас действия Молдовы на границе выходят за все рамки – она выбрала силовой
вариант. Украина может не вступать в какие-то жесткие выяснения, а просто более требовательно подойти ко всем приграничным вопросам. Если мы
возьмемся за четкое определение и закрепление границы, то Молдова от этого очень сильно пострадает. Мы имеем больше прав – так как речь идет
о полностью юридически украинских территориях.
Есть и другие возможности адекватного ответа – например, блокирование молдавских инициатив на уровне ЕС, в других международных
организациях. Тем более Молдова тоже приложила руку к развалу ГУУАМ.
Молдове следует понимать, что вряд ли у кого-то как в ЕС, так и в Румынии и США есть большие симпатии к коммунисту Воронину и его режиму.
Хотя нет и симпатий к Смирнову. Позиция Украины, если она перестанет придерживаться добрососедских принципов, может дорого обойтись для
Молдовы.
Просто никто еще не занимался информационной кампанией об антинародном режиме Воронина. Руководству Молдовы также следует учитывать, что
Украина всегда может силовым путем отрезать все спорные территории – в военном отношении у нас потенциал, конечно, побольше.
Скорее всего, всем этим блоком вопросов украинская элита займется в сентябре. Есть уже достаточно жесткие заявления МИДа о том, что мы
уважаем суверенитет Молдовы, но хотим, чтобы уважали и наш. Это первый сигнал к тому, что Украина спуску не даст – и особенно Молдове.
В любом случае на стороне Молдовы будет Румыния, между ними, конечно, не то, что было в 90-м году, но потепление ощущается. В свою очередь
Румыния - союзник США. Фактически здесь целый клубок противоречивых отношений, просто взять отрубить и поделить, как попыталась сделать
Молдова, нельзя.
В то же время поддержку ПМР оказывает Турция, находящаяся в достаточно конфликтных отношениях с Румынией. Кроме нее в ПМР заинтересованы
арабские страны – Ливия и Сирия, сотрудничающие в области металлургии. В России поддержку оказывают Геннадий Селезнев и Александр Волошин.
В самой Молдове остаются нерешенными вопросы национальных анклавов Гагаузии и Тараклии (болгары).
Ни Украина, ни Россия не хотят допустить здесь появления европейских миротворческих сил - это приведет к усилению Молдовы.
Вероятнее всего, здесь надо воевать не пушками, а информационными кампаниями. Молдова, например, уже делает достаточно неплохой пиар в
западных СМИ. Само Приднестровье сильно представлено в российских и турецких СМИ. Но Украина, конечно, во многом могла бы помочь и в этом
вопросе.
http://www.glavred.info/
Руслан Павленко, Виталий Кулик, для «Главреда» - 05/08/03
17 июля в одностороннем порядке Молдова решила уточнить государственную границу. Из части территории Днестровской ГЭС, расположенной на
молдовском берегу, была выгнана охрана станции и закопан пограничный столб. Кроме достаточно резкого заявления украинского МИДа в ответ, с
нашей стороны официальных реакций не последовало. Ожидается, что основные шаги в этом направлении Украина начнет осуществлять с конца
августа.
Каковыми они будут, и от чего зависят – главный вопрос нашего материала.
Молдова не оглядывается на реакцию Украины
Основная причина того, что нет никакой официальной реакции на молдовскую экспансию, это отсутствие в Киеве высокопоставленных официальных
лиц, которые могли бы принимать кардинальные решения по данному вопросу. Президент, министр обороны, министр иностранных дел в отпуске, не
назначен на свою должность секретарь Совета Безопасности. В Киеве сейчас нет почти ни одного высокого должностного лица – отпускной период.
Соответственно от принятия поспешных шагов Киев был избавлен. Необходим адекватный ответ, и он требует точного и взвешенного подхода.
Сложившаяся ситуация по сути является белым пятном с точки зрения международного права. В существующем договоре о дружбе и сотрудничестве
между Украиной и Молдовой признается взаимная неприкосновенность границ, но сами границы не определены. Договор является рамочным – на
момент его подписания ни одна из сторон не была готова к серьезному ведению переговорного процесса. Не определенными остались еще много
вопросов относительно территории и приграничного перемещения.
В данном конкретном случае граница между Украиной и Молдовой определяется согласно международному праву по фарватеру Днестра. Одновременно
продолжает действовать акт о землеотводе - в 1982 году Молдавская ССР передала Украинской ССР безвозмездно и без указания срока 25 гектаров
на правом берегу для строительства и работы ГЭС.
Кроме того, в международной практике если предприятие находится на общей территории или между границами, то юрисдикция этой земли и этого
объекта находится там, где этот объект прописан – то есть там, где он платит налоги. Так как эта земля является частью одного предприятия -
и ГРЭС-1 и ГРЭС-2 составляют собой одно целое – то Молдова, по крайней мере, должна была начать с переговоров.
Удивление вызывает лишь заявление наших пограничников о том, что они знали о готовящейся акции заранее и присутствовали при установлении
пограничного столба. Этим они, конечно, защитили свой мундир, но тем самым признали законность данного установления. Зачем было делать такое
заявление, если они там появились в самый последний момент и были вызваны директором станции. Остается открытым вопрос, почему об этом никто
кроме них не знал, и тем более директор станции, инженерно-техническая территория которой теперь им не контролируется. И, по словам
директора, не хватило буквально 20 см при установке столба, для того, чтобы копачи не рубанули кабель.
Ясно, что сейчас ни одна из сторон не имеет кардинальных прав на управление этой территорией. Во всех отношениях это спорная территория.
Таким образом, нужно было двигаться по юридической процедуре, вести переговорный процесс, для того, чтобы решить ее принадлежность.
Не имея достаточных прав на нее, и, ориентируясь на развитие добрососедских отношений с Украиной, Молдова должна была начать не с
установления столба, а с предложения о переговорах. Молдовское руководство пошло на одностороннее решение вопроса. Ясно, что особенного
значения для Молдавии эти 25 гектаров не имеют. Они не несут стратегической военной или экономической нагрузки. Насущной необходимости в
установлении столба не было. Так как большинство этой территории руководством станции специально не используется – они в течение нескольких
лет переносили все важные объекты на украинский берег, то конечно часть территории мы могли спокойно возвратить, если бы Украину попросили.
Но ее, судя по всему, и не собирались просить.
Таким образом, ситуация из плоскости пограничного конфликта переходит в политическую. Очевидно, что руководитель молдовских пограничников
не мог пойти на такие кардинальные шаги без санкции сверху. Это ситуация возникла из более общей политики и направлена на то, чтобы
продемонстрировать Украине определенную позицию.
Возможен вариант классической схемы «пробного укола». Если на такой демарш пограничной службы будет менее жесткая реакция, чем ожидалось,
то это воспримется как успех, и за этим последуют другие шаги. А спорных территорий у нас много...
Все дело в Приднестровье
Но наиболее вероятная причина, по оценкам экспертов, в том, что это часть целенаправленной компании Молдовы по давлению на Украину в связи
с ее позицией по Приднестровью. Это часть предложенного обмена – мы здесь пойдем на уступки, но вы займите промолдовскую позицию на
переговорах о дальнейшей судьбе Приднестровья.
Может ли на такую договоренность пойти Украина - под вопросом. Молдаване могут легко забрать свой пост со стороны ГРЭС, но Украине
отказаться от своих интересов в Приднестровье сложнее. Во-первых, в Приднестровье живет много украинцев, на него завязаны некоторые
экономические процессы. Во-вторых, Украина взяла фактически на себя некоторые обязательства перед Приднестровьем в переговорном процессе,
так как Молдова усиливает в последнее время давление на ПМР, и отказывается от ранее подписанных соглашений.
Интересы Украины в Приднестровье осознаны и реализуются, отношения динамично развиваются. Их основа - позиция Приднестровья – начиная с
1991 года руководитель ПМР Игорь Смирнов последовательно выступает за интеграцию с Украиной, вплоть до объединения. Его поддерживает
руководство Приднестровья, народные депутаты. В прошлом году звучали заявления о возможном проведении референдума о присоединении к Украине.
Со стороны Украины основой для укрепления отношений послужило то, что наша страна как участник переговорного процесса по урегулированию
приднестровского конфликта выступает за учет интересов Приднестровья. Особенно это проявилось во время встречи в Киеве, когда был подписан
Киевский договор о создании федерации. Украина всегда подчеркивала, что интересы Приднестровья должны быть учтены по всех позициях. А этих
позиций много - самостоятельность экономической деятельности, право на приватизацию, на проведение международной политики, определение
экономического курса, судебную и законодательную юрисдикцию.
То есть Украина настаивает на том, чтобы в будущем ПМР была автономной республикой в составе Молдовы с широкими полномочиями.
Одновременно Молдова, по оценкам украинских экспертов, затягивает реальный переговорный процесс, пытается решить проблему давлением на
Приднестровье, а теперь и на Украину. Сейчас основной камень преткновения - это промышленность Приднестровья и ее приватизация.
Основной промышленный потенциал бывшей Молдавской ССР находился на территории Приднестровья. Именно там размещены Рыбницкий меткомбинат,
текстильное производство, машиностроительный завод, коньячный завод KVINT. Таким образом, после прекращения военных действий в 1992-м
Кишинев потерял фактически всю промышленность. Предприятия же Приднестровья экспертно ориентированы, успешно интегрированы в мировой рынок.
Президент Молдовы Владимир Воронин в последнее время неоднократно подчеркивал свою заинтересованность в том, чтобы поставить под контроль
все предприятия Приднестровья, всю экономику, все субъекты хозяйственной деятельности. Все эти годы молдовское руководство пытается тем или
иным способом это осуществить.
Правительство Молдовы актуализировалось, когда стало ясно, что руководство ПМР пошло на акционирование и приватизацию основных предприятий.
Ранее позиция ПМР на протяжении последнего десятилетия была в том, что пусть частные предприятия создаются и развиваются, а государственные
и так успешны – приватизация им ничего не добавит. Во многом изменение позиции руководства ПМР связано с тем, что усилилось давление
Молдовы, и выгодно привлекать для минимизации будущих рисков в акционерные общества предприятий российские и украинские фирмы, которые не
зависят от Молдовы, и смогут через свои страны обеспечить неизменность приватизации.
Одновременно в течение 3-х последних лет молдавское руководство неоднократно пыталось приватизировать предприятия, которые находятся на
территории Приднестровья и формально должны подчиняться Фонду Госимущества Молдовы. Когда это не получилось, началось давление, направленное
на то, чтобы задавить их экспорт.
В конце 2001 года Молдова ввела новое таможенное обеспечение, новые таможенные печати. Ранее согласно договоренностям приднестровские
пограничники пользовались для оформления экспорта старыми действующими печатями Молдовы. Вследствие этого приднестровские экономические
агенты были лишены возможности экспортировать свои товары.
Под давлением ОБСЕ Украина установила на своих границах общие с молдаванами таможенные посты, где не пропускался товар по старым печатям.
Но потом умные головы подсчитали, что Украина теряет от этого по 7-10 млн. долларов в год и вспомнили, что у нас есть московские
договоренности – Московский меморандум о мире. Согласно ему Приднестровье может осуществлять свою экономическую деятельность независимо от
Молдовы, которая, подписав этот документ, признала за Приднестровьем право вести свою собственную экономическую политику. Украина постоянно
подчеркивает свою верность этим договорам. Таким образом, мы настаиваем на том, что Московский меморандум действует, а Молдова пытается его
отменить.
Украина же исходит из того, что существует правовая база, согласно которой и должен проходить переговорный процесс. Если право
Приднестровья на свою экспортную политику прописано, то почему Молдова постоянно позволяет себе вмешиваться. И поэтому мы позволили
пересекать нашу границу со старыми печатями. Таким образом, несмотря на преграды, которые возводит молдавская таможня, Приднестровье может
все, что хочет просто экспортировать через Украину, вот так вот.
Это стало первым шагом в украино-молдовских таможенных конфликтах. Весь 2002 год прошел под знаком «сахарных войн» между РМ и Украиной.
12 июня 2003 года правительство Молдовы приняло постановление №712, согласно которому учет экономических агентов Приднестровья, получение
ими лицензий и оформление документации для работы на внешнем рынке должны проводиться в таможенных и налоговых органах РМ. Из-за таких
действий руководства РМ Приднестровье оказалось в сложных экономических условиях. По словам первого заместителя министра промышленности ПМР
Юрия Ганина, «по состоянию на середину июля на предприятиях Приднестровья вследствие таможенной и экономической блокады Молдовы собралось
огромное количество готовой продукции, приблизительно на сумму 5 млн. долларов. Вывезти и доставить ее потребителям не возможно,
республика несет значительные бюджетные потери». Фактически речь идет не столько о формальной регистрации предприятий с присвоением им
международного кода IDNO, сколько о регистрации их правосубъектности. Соответственно, они должны платить налоги в бюджет Молдовы, а не
Приднестровья.
Последним шагом Владимира Воронина стало введение в июне 2003-го 20% пошлины на все товары, которые идут из Приднестровья в Молдову. На них
был наложен двойной таможенный сбор – как на импортные товары и как на товары внутреннего рынка.
В ответ 14 июля 2003 года президент ПМР Игорь Смирнов подписал Указ «О внесении изменения в Указ «О соответствующих мероприятиях
относительно Республики Молдова в сфере внешнеэкономической деятельности». Указом устанавливается «для всех групп товаров, импортированных
из Республики Молдова, специальная таможенная пошлина в размере 100% от таможенной стоимости ввезенных товаров».
А 15 июля Игорь Смирнов подписал Указ «О создании режима наибольшего содействия в торгово-экономических отношениях с Украиной».
Соответственно Указу, на товары, произведенные и ввезенные с территории Украины, не будет применяться ставка таможенной пошлины. Исключения
составляют только подакцизные товары. Документом также предполагается с целью создания режима наибольшего содействия и наполнения
потребительского рынка, ввести с Украиной режим зоны свободной торговли.
Так как в соседней Винницкой и Одесской области все потребительские товары и так намного дешевле, то введение 100% таможенной пошлины на
товары, ввезенные в регион экономическими агентами РМ, может привести к полной потере молдавскими предприятиями местных рынков сбыта.
Тирасполю не оставалось ничего другого как отменить собственные решения. Президент Владимир Воронин выступил с заявлением о том, что «ни
таможенные, ни финансовые органы не должны предъявлять к приднестровским предприятиям требования равные тем, которые предъявляются к
иностранным экономическим агентам». На рабочем совещании молдавский президент заявил, что с 1 августа таможенная граница с ПМР будет
упразднена. Тем не менее, эти действия явно запоздали и рассчитаны, в первую очередь, на получение политических дивидендов. Вряд ли
Приднестровье будет отменять режим свободной торговли с Украиной, молдовская экономика в любом случае потеряет часть рынка.
Кто кому ближе
Давлению Республики Молдова всецело противится Президент Приднестровья Игорь Смирнов. В ПМР сформировался некий государственный капитализм.
Предприятия находятся в государственной собственности, но эффективно работают. Большинство из них, конечно, находится под его влиянием. Сыну
Смирнова принадлежит крупнейшая в республике корпорация «Шериф», которая управляет частью экономики.
По сравнению с этим в Молдове продолжается период дикого рынка. Показатели экономического роста в 2002 году составили 4,1% роста ВВП, это,
прежде всего, показатели Приднестровья. Под Юрия Смирнова даются определенные инвестиции в предприятия, в республике чрезвычайно низкое
налогообложение. От объединения пострадает в первую очередь приднестровская экономика.
В то же время, большое участие в приднестровской экономике принимают российские и украинские компании. Наиболее крупная среди российских -
«Итера». Попытки правительства РМ «придушить» приднестровскую экономику затрагивают в немалой степени экономические интересы и Украины. В
любом случае ясно, что с нынешним руководством ПМР украинские компании, работающие на данном рынке, ужились и нормально работают. В случае
изменения политического руководства в первую очередь пострадают интересы Украины.
Почти 30 предприятий ПМР поддерживают экономические контакты с более чем 55 большими предприятиями Украины. Наибольшая часть
экспортно-импортных операций осуществляется Молдавским металлургическим комбинатом (ММК) в г. Рыбница, который лишь в 2002 году приобрел в
Украине сырья на сумму свыше 35 млн. долл. Каждый месяц ММК покупает в Украине от 50 до 60 тыс. тонн металлолома. Через украинские порты –
Одесский морской и Херсонский - Рыбницкий меткомбинат ежемесячно отправляет 75 тыс. тонн металлопроката. В общем объем торгового оборота
Приднестровья с Украиной за І полугодие 2003 года составил 37 млн. долл.
Одно из наибольших текстильных предприятий Приднестровья “Тиротекс” весь хлопок (более 10 тыс. тонн в год) завозит через порты Одессы и
Ильичевска. Обувные предприятия ПМР каждый год покупают в Украине сырье и материалы для производственных потребностей на сумму более 1 млн.
долл. Объекты электротехнической сферы Левобережья также закупают в Украине сырье и материалы на сумму более 1 млн. долл. ежегодно. В свою
очередь, Молдовская ГРЭС каждый год получает из Украины материалы, оборудование и комплектующие на сумму более 1,5 млн. долл. Кроме этого,
через территорию Украины осуществляется транзит грузов из Приднестровья в Россию и другие страны СНГ, сумма которого составляет более 80
млн. долл. (без транзита энергоносителей).
Также украинские компании сотрудничают с перерабатывающей промышленностью края. Можно сказать, что основными потребителями квинтовского
коньяка, и всей остальной продукции КVINT являются украинские компании. Он еще не акционирован, но в ближайшее время, судя по всему, это
будет происходить и они заинтересованы в участии акционирования.
В любом случае Приднестровью нужен сильный партнер и на эту роль в первую очередь претендует Украина. Нам же выгодна работающая экономика
республики.
Приднестровье может стать второй автономной республикой Украины
Украина долгое время шарахалась от действий Игоря Смирнова, направленных на сближение с Украиной. Причина в том, что если мы пойдем на это,
то тем самым нарушим государственный суверенитет Молдовы, который мы признаем во всех договорах. Сейчас Украина признает, что ПМР - это
часть Молдавии.
Основная угроза в том, что, став «империалистами», мы окажемся в международной изоляции. Но вот если на это будет санкция ОБСЕ, и проведут
референдум – вот тогда это возможно.
Молдова делает ошибку, разжигая конфликт. Приднестровье, скорее всего, не пойдет на попятную, всегда имея поддержку Украины. Международные
структуры, видя эскалацию, будут более склоняться к проведению референдума. Референдум определенно приведет к отсоединению ПМР.
Ошибка международных структур в том, что отличительным свойством конфликта является неприменимость к нему обычных техник установления
межнационального мира.
В Приднестровье нет конфликта на национальной почве. Сейчас в нем мирно уживаются три национальности – молдаване, украинцы и россияне.
Национальная культура ни одного из этносов никоим образом не ущемляется.
Это с одной стороны конфликт двух администраций, а с другой - конфликт идентичностей. Молдова осуществляет проект национального государства
– населению Приднестровья он чужд. Более того, за этот период выросло целое поколение, которые идентифицируют себя как приднестровцы. По
оценкам социологов, в случае референдума – 60% будут за независимость, 30% за присоединение к Украине. И лишь 10% за воссоединение с
Молдовой.
С другой стороны, молдаване существуют лишь как политическая нация – этнически они «советские» румыны.
Вступление Приднестровья в Украину достаточно маловероятный факт. Основная причина - во внешней реакции. На это должна быть санкция ОБСЕ,
ЕС, поддержка США, нейтральность России. Сочетание этого всего маловероятно.
Нельзя сказать, что Россия здесь однозначно поддерживает Молдову - она подыгрывает и тем, и другим. Ее задача - остаться ключевым игроком
в регионе – а это возможно лишь при сохранении существующей неопределенной ситуации. Недавно Россия поменяла, фактически за
неудовлетворительную работу своего посла в Молдове Петровского – он ушел со скандалом. С другой стороны, в России понимают, что
Приднестровье достаточно далеко, что бы можно там действовать напрямую. Отношения с Украиной здесь развиваются по сценарию скрытого
соперничества.
Сейчас сотрудничество между Украиной и Приднестровьем развивается в основном на уровне приграничного сотрудничества между областями. Кроме
того, большинство приднестровской элиты имеют неплохие связи в киевской управленческой элите и политических кругах.
Перспективы региона
Сейчас в регионе сложилась уникальная ситуация с гражданством. По оценкам некоторых источников, 40% жителей ПМР имеют украинские паспорта –
то есть фактически являются гражданами Украины, и подпадают под действие ее правового поля.
Вначале Украина достаточно неодобрительно относилась к такой паспортизации, но все изменила позиция Молдовы. В самом начале Украина
старательно играла роль независимого посредника – сглаживала углы, проводила переговоры. Дальше стало понятно, что Молдове не нужен этот
переговорный процесс, она стремится решить проблему силовым способом, и не идет на реальный диалог. Поэтому позиция Украины с 1996-1997 года
начала меняться. Много для защиты ПМР делал замминистра МИДа Александр Чалый – поэтому Молдова всячески старалась избежать его присутствия
на переговорах по урегулированию.
В прошлом году Украина, наконец, открыла в Тирасполе консульство. До этого паспорта выдавались полулегально в Винницкой и Херсонской
областях.
Многие приднестровцы отказываются от молдавского и получают украинское гражданство по факту своего рождения в Украине. При этом они
остаются гражданами Приднестровья, так как оно никем не признано. Там люди до сих пор ходят с советским паспортом и приднестровским
вкладышем. Фактически ты становишься гражданином двух стран. Конечно, после этого ты не можешь участвовать в политической жизни Молдовы. Но
приднестровцам этого и не надо. Следует, конечно, признать, что там же у большинства есть и российские паспорта, а для выезда в ЕС -
румынские.
Если динамика такого получения паспортов сохранится, то в какой-то момент, после приватизации земли ПМР, окажется что почти все граждане, и
собственники земли республики, подпадают под действие украинского законодательства и Конституции де-факто. В принципе в унитарной Украине
есть федеральный прецедент – Крым, Приднестровье могло бы в таком случае получить еще большие самоуправленческие права.
При этом у Приднестровья есть все возможности для того, чтобы стать свободной экономической зоной, через которую выгодно инвестировать.
Сейчас законодательство ПМР позволяет вести неограниченную экономическую деятельность – там минимальные налоги и требования. Фактически это
оффшор. Там можно создавать любые фирмы и банки. Уже сейчас туда пришли большие инвестиции. Если сохранится действующее законодательство и
добавится политическая стабильность – это будет региональный «гонконг». Поэтому Приднестровье может быть выгодным для отечественных элит и в
этом отношении.
Стабильность будет также зависеть от того, поймет ли, в конце концов, молдавское руководство, что единственный путь к примирению – это
создание федерации с одновременным предоставлением руководству Приднестровья и основным экономическим группам политических и экономических
гарантий.
Если это не произойдет, то напряжение будет возрастать в отношениях Молдовы, как с Приднестровьем, так и с Украиной. А последние,
соответственно, будут сближаться.
Вряд ли Владимиру Воронину стоит надеяться на существенную поддержку украинских коммунистов – их звездный час уже прошел.
Конечно, КПУ поддерживает с коммунистами Молдовы достаточно тесные связи, по некоторой информации молдаване финансировали Компартию во
время избирательной кампании. Поэтому наша КПУ везде отстаивает позицию Молдовы, а Петр Симоненко во всем поддерживает Владимира Воронина, а
не Приднестровье.
Политический режим в ПМР намного мягче, чем в Молдове. Если полиция разгоняла демонстрацию оппозиции в Кишиневе, то в Тирасполе не
позволяют подобного. Конечно, потом кого-то вызывали в милицию, кого-то уволили с работы. Власть в ПМР скорее можно назвать просвещенным
авторитаризмом.
В отличие от Молдовы, в Приднестровье неплохая мобильная связь. Там же лучший стадион в Восточной Европе - «Шериф» в Тирасполе, где
проходят матчи всех молдавских команд. В Тирасполе цены в два раза ниже, чем в Кишиневе, а зарплату получают регулярно и выше чем в
Молдавии. Село достаточно обеспеченно, крестьяне получают реальные деньги.
Авторитет Смирнова достаточно высок, все понимают, что если бы не он, неизвестно чем бы закончилось наступление молдавских волонтеров на
Приднестровье.
Решен и вопрос преемственности – в автономии достаточно влиятельных политиков и бизнесменов, достойных занять главное кресло страны, но это
будет уже не то Приднестровье.
Действия Украины
К приезду Президента из отпуска, вероятно, уже будет какое-то решение СБУ, которое занимается этим вопросом, будут внесены определенные
предложения от Госкомграницы, СНБО. Вероятнее всего, к военным действиям дело не дойдет, все закончится переговорами, но Украина, судя по
всему, не пойдет на большие уступки.
Причина в том, что у нас есть с Молдовой и другие нерешенные территориальные и приграничные проблемы. В их позитивном решении
заинтересована более Молдова – это спорные поля, островки на реке – есть много вопросов, где мы можем торговаться.
Кроме того, мировое сообщество будет на стороне Украины, так как мы неоднократно показывали, что идем на диалог.
Ранее все эти проблемы не рассматривались в комплексе и не подписывались соответствующие договоренности по достаточно простой причине –
никто этим не занимался. В Украине была достаточно непоследовательная политика в этом вопросе. Но нет худа без добра – сейчас для Украины
более выгодно решать все не в комплексе, а каждый отдельный эпизод поочередно.
Все это торг - мы торгуемся за Приднестровье во всем. Сейчас действия Молдовы на границе выходят за все рамки – она выбрала силовой
вариант. Украина может не вступать в какие-то жесткие выяснения, а просто более требовательно подойти ко всем приграничным вопросам. Если мы
возьмемся за четкое определение и закрепление границы, то Молдова от этого очень сильно пострадает. Мы имеем больше прав – так как речь идет
о полностью юридически украинских территориях.
Есть и другие возможности адекватного ответа – например, блокирование молдавских инициатив на уровне ЕС, в других международных
организациях. Тем более Молдова тоже приложила руку к развалу ГУУАМ.
Молдове следует понимать, что вряд ли у кого-то как в ЕС, так и в Румынии и США есть большие симпатии к коммунисту Воронину и его режиму.
Хотя нет и симпатий к Смирнову. Позиция Украины, если она перестанет придерживаться добрососедских принципов, может дорого обойтись для
Молдовы.
Просто никто еще не занимался информационной кампанией об антинародном режиме Воронина. Руководству Молдовы также следует учитывать, что
Украина всегда может силовым путем отрезать все спорные территории – в военном отношении у нас потенциал, конечно, побольше.
Скорее всего, всем этим блоком вопросов украинская элита займется в сентябре. Есть уже достаточно жесткие заявления МИДа о том, что мы
уважаем суверенитет Молдовы, но хотим, чтобы уважали и наш. Это первый сигнал к тому, что Украина спуску не даст – и особенно Молдове.
В любом случае на стороне Молдовы будет Румыния, между ними, конечно, не то, что было в 90-м году, но потепление ощущается. В свою очередь
Румыния - союзник США. Фактически здесь целый клубок противоречивых отношений, просто взять отрубить и поделить, как попыталась сделать
Молдова, нельзя.
В то же время поддержку ПМР оказывает Турция, находящаяся в достаточно конфликтных отношениях с Румынией. Кроме нее в ПМР заинтересованы
арабские страны – Ливия и Сирия, сотрудничающие в области металлургии. В России поддержку оказывают Геннадий Селезнев и Александр Волошин.
В самой Молдове остаются нерешенными вопросы национальных анклавов Гагаузии и Тараклии (болгары).
Ни Украина, ни Россия не хотят допустить здесь появления европейских миротворческих сил - это приведет к усилению Молдовы.
Вероятнее всего, здесь надо воевать не пушками, а информационными кампаниями. Молдова, например, уже делает достаточно неплохой пиар в
западных СМИ. Само Приднестровье сильно представлено в российских и турецких СМИ. Но Украина, конечно, во многом могла бы помочь и в этом
вопросе.
http://www.glavred.info/