«С мечом в руке, в союзе с немецким народом...»
08/23/2003 | Kolja
«С мечом в руке, в союзе с немецким народом...»
Черкасская пресса 60 лет назад
Олег СЛЕПЫНИН
В черкасском архиве есть тоненькая папка, которая озаглавлена так: “Украинско-фашистские газеты”. Звучит странно. Но, подумав, каждый сообразит, что речь тут о газетах, выходивших на нашей территории в 1941-1944 гг. Газеты в ту пору издавались в Смеле, Тальном, Умани, Звенигородке, Золотоноше… Черкассы были оккупированы 22 августа 1941 г., и почти сразу в городе начала выпускаться газета «Українська думка» (какое-то время она называлась «Черкаська думка»). Газета выходила дважды в неделю, сначала печаталась на одном листе (примерно такой же площади, который сейчас перед вами), через год объем увеличился вдвое. Внизу пожелтевшей страницы адрес – Немецкая, 18, в более поздних номерах — Украинская, 16 (Немецкая – ныне Смелянская, Украинская – Крещатик). Здание цело и сейчас, оно угловое на перекрестке Смелянской и Крещатика, в нем много десятилетий размещается редакция газеты «Черкасский край». Номер дома впоследствии опять изменили — видимо, по идеологическим соображениям.
О чем же писала черкасская пресса 60 лет назад, в 1942 году? Год был тоже годом Лошади, пять дистанций тому назад, – Лошади, «запряженной в боевую колесницу». В областном архиве говорят, что тема “Украинско-фашистские газеты” у нас почти не изучена. Этой публикацией «Антенна» вносит свою скромную лепту в развитие краеведения, имея цель спровоцировать интерес студенчества как к этой теме, так и к другим малоизученным и малоосмысленным страницам городской истории. Сразу скажу, читать многие материалы «УД» тяжело. И не только потому, что бесконечные выступления Гитлера часто публиковались с продолжением из номера в номер.
Идеологический вектор
Идеология издания сводилась к следующему лозунгу: «При підтримці німецького народу і його геніального вождя Адольфа Гітлера, під керівництвом провідника Степана Бандери Україна збудує собі радісне і щасливе життя!» Согласитесь, это несколько напоминает лозунг “Под предводительством Ленина, под руководством Сталина придем к победе коммунизма!” У каждого времени свое клише, свой штамп.
Вот выдержки из передовицы «УД» от 4 января 1942 г.: “Німецькі вояки проливають кров за наше життя, за наше майбутнє... А у вільній Європі переможний и великодушний німецький народ забезпечить і українцям те місце, на яке вони заслуговують... Перед нами обов’язок: чим тільки можемо допомогать відважним лицарям, героям нашого часу...” Ах, какие эпитеты, характеризующие оккупантов: «лицарі», «герої нашого часу». Впрочем, и сейчас вера в то, что Запад нам поможет, хоть и приобрела несколько юмористический оттенок, все же крепко сидит во многих головах.
В идеологическом арсенале той поры доминирует штамп, характеризующий советский режим: «жидівсько-комуністична влада». К слову сказать, антисемитизм занимал в газете почетное место. В материале ”Скільки жидів на Світі” приводится статистика роста еврейского населения: в Киеве в 1887 г. проживало 39 тыс. евреев, а в 1938 г. уже – 290 тыс. ”В СРСР жидів було 3 млн. Особливо густо вони обселили українські землі...” (Свыше 50%). Ну, и далее вывод, что только война и смогла очистить от них украинские земли. За что, мол, войне и спасибо.
В № 1 (40) от 1 января 1942 г. есть любопытные новогодние пожелания читателей. Вот характерные.
Бажаю всьому українському народові з минулим 1941 роком поховати всіх жидів і комуністів. Інспектор поліції Г.Руднєв
Хочу, щоб у цьому році якнайшвидше закінчилася війна і всім людям стало краще жити. Хочу вчиться, набувати знання, яких нам тепер бракує і які так потрібні для всіх культурніх людей, якими ми повинні бути і якими будемо. Учениця VIII класу Зоя Ладна
Добробуту, щастя від розвитку приватної ініциативи і вільної праці. З вірою в серці, з мечем у руці, в союзі з великим німецьким народом – переможемо! Директор медичної школи А. Кукояка
Хозяйственно-экономический аспект
Немцы — люди деловые. Захватив новую территорию, они сразу же решили узнать, какими ресурсами располагают. В рождественском – от 6 января 1942 г. – номере в «УД» были опубликованы результаты однодневной переписи населения, которую оккупационные власти провели 21 декабря 1941 г. Всего, по данным этой переписи, в Черкассах проживало 27720 человек, в т.ч. мужчин – 11157, женщин – 16563. Украинцами себя назвали 26116 человек (94%), русскими — 1130 человек (4%), поляками — 170 человек (0.64%). Были еще немцы, армяне...Евреем никто себя не назвал, дураков не было.
Интересно проследить изменение численности населения Черкасс, используя различные источники.
В 1887 г., за 30 лет до революции, в Черкассах проживало 29619 человек.
После Гражданской войны, до начала коллективизации, в 1926 г. – 38563 человек.
Накануне войны, после 10 лет коллективизации и индустриализации, после массовых репрессий, в 1939 г. – 51639 человек.
Значит, к тому времени колесница война разбрызгала своими колесами – на фронты, в эвакуацию и в смерть – почти 24 тысячи черкасщан.
В номере от 1 января 1942 г. опубликованы тарифы на оплату воды. Абоненты, которые имеют водомеры, должны были платить ежемесячно по 1 крб. 40 коп за куб воды. А без водомера по 2 крб. 10 коп. за каждого человека. В городе проводилась регистрация пенсионеров. Но размеры пенсий выяснить мне не удалось.
Вообще, тема цен интересна. В одном из материалов (октябрь 1941 г.) критиковались селяне, которые на рынке продают картошку по 2 крб. за кило, в то время как властью установлена цена — 0,5 крб. «А сало, — в ужасе пишет автор заметки, — якщо десь трапиться, то по 100-120 крб.» По изменению стоимости газеты прорисовывается график инфляции. Стоила газета в разные периоды и 20 коп., и 35, и 80, и 1 крб. Во время Сталинградской битвы газета стала печататься на так называемой оберточной сахарной бумаге...
В газете давались объявления о сборе теплой одежды, денег, продуктов для военнопленных Смелянского концлагеря. Впрочем, во время битвы под Москвой теплые вещи в пользу немецкой армии собирались уже в принудительном порядке.
Критические материалы ярко, как бенгальской вспышкой, высвечивают повседневную жизнь города.
Вот цитата из материала о новой пекарне: «У хлібі трапляються зав’язки від мішків, недокурки, сірники...»
Другая заметка посвящена какой-то яме в центре города. Автор растолковывает городским властям причину, по которой яму эту следует засыпать. Причина в том, что в яму падают люди, которые в потемках стоят в хлебной очереди. А как дела обстоят с медициной? В Первой горбольнице “все було б гаразд, коли б не було дефектів: відсутність електросвітла примушує гарних спеціалістів робити операції при гасових лампах... Доводиться, порушуючи правила, давати (больным. – О.С.) протипоказну їжу за відсутністю показної...”
О масштабах уголовной преступности того времени судить трудно. Но кое-что проскальзывает и на газетные страницы. В одном материале говорится о массовых кражах на Казбете.
«Лихі люди не сплять вночі. Користуючись тим, що всі спочивають в цю пору, вони, як хижі звірі, виходять на здобич. Без розбору вони забирають все, навіть в самих бідних людей...» В перечне похищенного – примус, керосин, сухари, картошка. В каком-то из пустующих домов воры приготовили к выносу кровать. Автор попенял на бездеятельность полиции и уголовного розыска.
А один педагог высказал беспокойство по поводу того, что дети без школы отбились от рук, превратились в хулиганов. «Батьки! – восклицает педагог. - Стежте за поведінкою ваших дітей на вулиці, в театрі, кіно.»
Культурная составляющая
В городе, судя по газетам, активно работал театр. Сезон открылся 5 октября 1941 г. Я насчитал с десяток наименований спектаклей, поставленных режиссером П.А.Лобатаки. Среди авторов Карпенко-Карый, Шевченко, Гоголь, Чехов, Горький... В Черкассах в это же время работал ансамбль песни и танца, на работу в который приглашались басы с оплатой 300-500 крб. в месяц.
В одном из объявлений выражалась благодарность артистам за то, что они бесплатно сыграли для военнопленных Смелянского концлагеря спектакль, провели концерт и показали фильм.
Спектакли рецензировались; давалась не всегда лицеприятная оценка игры актеров. В городе шли фильмы – советский «Богдан Хмельницкий» и американский «Большой вальс». Газета разъясняла, что в «Богдане Хмельницком» есть недоговоренности.
Гуманитарная тематика
Ответственным редактором газеты был некто В.Маньковский, яростно приверженный «немецкой идее». Но человек, судя по качеству его авторских материалов, талантливый. Его остроумный фельетон “Не бий мене, мужу”, посвященный, как теперь говорят, “домашнему насилию”, пожалуй, вполне бы мог быть и сейчас напечатан, скажем, в журнале “Я – жінка”. Речь в фельетоне о том, что, мол, бьют женщин и люди образованные, которые “при нагоді вміють сказати «мерси», бьют и те, которые считают, что жен “можна бити без всякої освіти”. Фамилии в материале отсутствуют, лишь сделан намек, что в самом центре Черкасс есть дом, в котором аж в трех семьях мужья бьют своих жен. Уместно предположить, что это были какие-то известные в городе семейства.
В другом материале, который произвел на меня сильное впечатление, рассказывалось о бессердечии двух сестер. Эти вполне обеспеченные дамы жили в прекрасных квартирах. А их 85-летняя мать ютилась в грязной конуре. В жилище ее было так холодно, что в ведре с водой плавал лед. Старая женщина умерла. Когда люди вошли в ее каморку, она лежала на холодном полу, рядом выла маленькая собачка.
* * *
На страницах газеты той поры ни с какого бока не углядеть ни деятельности гестапо, ни партизан, ни бытовых взаимоотношений между немецкой армией и населением. Чего нет, того нет. При этом я умышленно не упоминаю здесь о сводках с фронтов; это, как водится, бешеный коктейль из правды и лжи. И до сего времени нет надежного сепаратора, который бы начисто их разделил. Битва шла на земле и на небесах. Пусть сводки с фронтов здесь заменит выписка из дневника писателя Владимира Винниченко, жившего в те годы во Франции. Сила художественного образа может высветить многое. Дневник недавно опубликован в одном из киевских толстых журналов.
«1 января 1942 г. На Восточном фронте находят трупы замерзших немецких “героев” с пальцами во рту. Очевидно, грели дыханием руки и так замерзли. А “вождь” этих нацистов истерично кричит, что Бог непременно даст им победу. Кому? Этим, которые лежат с пальцами во рту? Кажется, более страшного и более очевидного доказательства болезни человечества не может быть».
Улучшилось ли здоровье человечества с той поры? Не факт. Какие-то силы поспособствовали развитию бурной деятельности «полезного идиота» Гитлера, какие-то – в более позднее время – деятельности других «полезных идиотов», в результате чего убыль населения вновь исчисляется миллионами. Так улучшилось или нет? Увы, повторюсь, как говорят немцы, это не есть факт.
http://www.antenna.com.ua/stat/new/2_17.htm
Черкасская пресса 60 лет назад
Олег СЛЕПЫНИН
В черкасском архиве есть тоненькая папка, которая озаглавлена так: “Украинско-фашистские газеты”. Звучит странно. Но, подумав, каждый сообразит, что речь тут о газетах, выходивших на нашей территории в 1941-1944 гг. Газеты в ту пору издавались в Смеле, Тальном, Умани, Звенигородке, Золотоноше… Черкассы были оккупированы 22 августа 1941 г., и почти сразу в городе начала выпускаться газета «Українська думка» (какое-то время она называлась «Черкаська думка»). Газета выходила дважды в неделю, сначала печаталась на одном листе (примерно такой же площади, который сейчас перед вами), через год объем увеличился вдвое. Внизу пожелтевшей страницы адрес – Немецкая, 18, в более поздних номерах — Украинская, 16 (Немецкая – ныне Смелянская, Украинская – Крещатик). Здание цело и сейчас, оно угловое на перекрестке Смелянской и Крещатика, в нем много десятилетий размещается редакция газеты «Черкасский край». Номер дома впоследствии опять изменили — видимо, по идеологическим соображениям.
О чем же писала черкасская пресса 60 лет назад, в 1942 году? Год был тоже годом Лошади, пять дистанций тому назад, – Лошади, «запряженной в боевую колесницу». В областном архиве говорят, что тема “Украинско-фашистские газеты” у нас почти не изучена. Этой публикацией «Антенна» вносит свою скромную лепту в развитие краеведения, имея цель спровоцировать интерес студенчества как к этой теме, так и к другим малоизученным и малоосмысленным страницам городской истории. Сразу скажу, читать многие материалы «УД» тяжело. И не только потому, что бесконечные выступления Гитлера часто публиковались с продолжением из номера в номер.
Идеологический вектор
Идеология издания сводилась к следующему лозунгу: «При підтримці німецького народу і його геніального вождя Адольфа Гітлера, під керівництвом провідника Степана Бандери Україна збудує собі радісне і щасливе життя!» Согласитесь, это несколько напоминает лозунг “Под предводительством Ленина, под руководством Сталина придем к победе коммунизма!” У каждого времени свое клише, свой штамп.
Вот выдержки из передовицы «УД» от 4 января 1942 г.: “Німецькі вояки проливають кров за наше життя, за наше майбутнє... А у вільній Європі переможний и великодушний німецький народ забезпечить і українцям те місце, на яке вони заслуговують... Перед нами обов’язок: чим тільки можемо допомогать відважним лицарям, героям нашого часу...” Ах, какие эпитеты, характеризующие оккупантов: «лицарі», «герої нашого часу». Впрочем, и сейчас вера в то, что Запад нам поможет, хоть и приобрела несколько юмористический оттенок, все же крепко сидит во многих головах.
В идеологическом арсенале той поры доминирует штамп, характеризующий советский режим: «жидівсько-комуністична влада». К слову сказать, антисемитизм занимал в газете почетное место. В материале ”Скільки жидів на Світі” приводится статистика роста еврейского населения: в Киеве в 1887 г. проживало 39 тыс. евреев, а в 1938 г. уже – 290 тыс. ”В СРСР жидів було 3 млн. Особливо густо вони обселили українські землі...” (Свыше 50%). Ну, и далее вывод, что только война и смогла очистить от них украинские земли. За что, мол, войне и спасибо.
В № 1 (40) от 1 января 1942 г. есть любопытные новогодние пожелания читателей. Вот характерные.
Бажаю всьому українському народові з минулим 1941 роком поховати всіх жидів і комуністів. Інспектор поліції Г.Руднєв
Хочу, щоб у цьому році якнайшвидше закінчилася війна і всім людям стало краще жити. Хочу вчиться, набувати знання, яких нам тепер бракує і які так потрібні для всіх культурніх людей, якими ми повинні бути і якими будемо. Учениця VIII класу Зоя Ладна
Добробуту, щастя від розвитку приватної ініциативи і вільної праці. З вірою в серці, з мечем у руці, в союзі з великим німецьким народом – переможемо! Директор медичної школи А. Кукояка
Хозяйственно-экономический аспект
Немцы — люди деловые. Захватив новую территорию, они сразу же решили узнать, какими ресурсами располагают. В рождественском – от 6 января 1942 г. – номере в «УД» были опубликованы результаты однодневной переписи населения, которую оккупационные власти провели 21 декабря 1941 г. Всего, по данным этой переписи, в Черкассах проживало 27720 человек, в т.ч. мужчин – 11157, женщин – 16563. Украинцами себя назвали 26116 человек (94%), русскими — 1130 человек (4%), поляками — 170 человек (0.64%). Были еще немцы, армяне...Евреем никто себя не назвал, дураков не было.
Интересно проследить изменение численности населения Черкасс, используя различные источники.
В 1887 г., за 30 лет до революции, в Черкассах проживало 29619 человек.
После Гражданской войны, до начала коллективизации, в 1926 г. – 38563 человек.
Накануне войны, после 10 лет коллективизации и индустриализации, после массовых репрессий, в 1939 г. – 51639 человек.
Значит, к тому времени колесница война разбрызгала своими колесами – на фронты, в эвакуацию и в смерть – почти 24 тысячи черкасщан.
В номере от 1 января 1942 г. опубликованы тарифы на оплату воды. Абоненты, которые имеют водомеры, должны были платить ежемесячно по 1 крб. 40 коп за куб воды. А без водомера по 2 крб. 10 коп. за каждого человека. В городе проводилась регистрация пенсионеров. Но размеры пенсий выяснить мне не удалось.
Вообще, тема цен интересна. В одном из материалов (октябрь 1941 г.) критиковались селяне, которые на рынке продают картошку по 2 крб. за кило, в то время как властью установлена цена — 0,5 крб. «А сало, — в ужасе пишет автор заметки, — якщо десь трапиться, то по 100-120 крб.» По изменению стоимости газеты прорисовывается график инфляции. Стоила газета в разные периоды и 20 коп., и 35, и 80, и 1 крб. Во время Сталинградской битвы газета стала печататься на так называемой оберточной сахарной бумаге...
В газете давались объявления о сборе теплой одежды, денег, продуктов для военнопленных Смелянского концлагеря. Впрочем, во время битвы под Москвой теплые вещи в пользу немецкой армии собирались уже в принудительном порядке.
Критические материалы ярко, как бенгальской вспышкой, высвечивают повседневную жизнь города.
Вот цитата из материала о новой пекарне: «У хлібі трапляються зав’язки від мішків, недокурки, сірники...»
Другая заметка посвящена какой-то яме в центре города. Автор растолковывает городским властям причину, по которой яму эту следует засыпать. Причина в том, что в яму падают люди, которые в потемках стоят в хлебной очереди. А как дела обстоят с медициной? В Первой горбольнице “все було б гаразд, коли б не було дефектів: відсутність електросвітла примушує гарних спеціалістів робити операції при гасових лампах... Доводиться, порушуючи правила, давати (больным. – О.С.) протипоказну їжу за відсутністю показної...”
О масштабах уголовной преступности того времени судить трудно. Но кое-что проскальзывает и на газетные страницы. В одном материале говорится о массовых кражах на Казбете.
«Лихі люди не сплять вночі. Користуючись тим, що всі спочивають в цю пору, вони, як хижі звірі, виходять на здобич. Без розбору вони забирають все, навіть в самих бідних людей...» В перечне похищенного – примус, керосин, сухари, картошка. В каком-то из пустующих домов воры приготовили к выносу кровать. Автор попенял на бездеятельность полиции и уголовного розыска.
А один педагог высказал беспокойство по поводу того, что дети без школы отбились от рук, превратились в хулиганов. «Батьки! – восклицает педагог. - Стежте за поведінкою ваших дітей на вулиці, в театрі, кіно.»
Культурная составляющая
В городе, судя по газетам, активно работал театр. Сезон открылся 5 октября 1941 г. Я насчитал с десяток наименований спектаклей, поставленных режиссером П.А.Лобатаки. Среди авторов Карпенко-Карый, Шевченко, Гоголь, Чехов, Горький... В Черкассах в это же время работал ансамбль песни и танца, на работу в который приглашались басы с оплатой 300-500 крб. в месяц.
В одном из объявлений выражалась благодарность артистам за то, что они бесплатно сыграли для военнопленных Смелянского концлагеря спектакль, провели концерт и показали фильм.
Спектакли рецензировались; давалась не всегда лицеприятная оценка игры актеров. В городе шли фильмы – советский «Богдан Хмельницкий» и американский «Большой вальс». Газета разъясняла, что в «Богдане Хмельницком» есть недоговоренности.
Гуманитарная тематика
Ответственным редактором газеты был некто В.Маньковский, яростно приверженный «немецкой идее». Но человек, судя по качеству его авторских материалов, талантливый. Его остроумный фельетон “Не бий мене, мужу”, посвященный, как теперь говорят, “домашнему насилию”, пожалуй, вполне бы мог быть и сейчас напечатан, скажем, в журнале “Я – жінка”. Речь в фельетоне о том, что, мол, бьют женщин и люди образованные, которые “при нагоді вміють сказати «мерси», бьют и те, которые считают, что жен “можна бити без всякої освіти”. Фамилии в материале отсутствуют, лишь сделан намек, что в самом центре Черкасс есть дом, в котором аж в трех семьях мужья бьют своих жен. Уместно предположить, что это были какие-то известные в городе семейства.
В другом материале, который произвел на меня сильное впечатление, рассказывалось о бессердечии двух сестер. Эти вполне обеспеченные дамы жили в прекрасных квартирах. А их 85-летняя мать ютилась в грязной конуре. В жилище ее было так холодно, что в ведре с водой плавал лед. Старая женщина умерла. Когда люди вошли в ее каморку, она лежала на холодном полу, рядом выла маленькая собачка.
* * *
На страницах газеты той поры ни с какого бока не углядеть ни деятельности гестапо, ни партизан, ни бытовых взаимоотношений между немецкой армией и населением. Чего нет, того нет. При этом я умышленно не упоминаю здесь о сводках с фронтов; это, как водится, бешеный коктейль из правды и лжи. И до сего времени нет надежного сепаратора, который бы начисто их разделил. Битва шла на земле и на небесах. Пусть сводки с фронтов здесь заменит выписка из дневника писателя Владимира Винниченко, жившего в те годы во Франции. Сила художественного образа может высветить многое. Дневник недавно опубликован в одном из киевских толстых журналов.
«1 января 1942 г. На Восточном фронте находят трупы замерзших немецких “героев” с пальцами во рту. Очевидно, грели дыханием руки и так замерзли. А “вождь” этих нацистов истерично кричит, что Бог непременно даст им победу. Кому? Этим, которые лежат с пальцами во рту? Кажется, более страшного и более очевидного доказательства болезни человечества не может быть».
Улучшилось ли здоровье человечества с той поры? Не факт. Какие-то силы поспособствовали развитию бурной деятельности «полезного идиота» Гитлера, какие-то – в более позднее время – деятельности других «полезных идиотов», в результате чего убыль населения вновь исчисляется миллионами. Так улучшилось или нет? Увы, повторюсь, как говорят немцы, это не есть факт.
http://www.antenna.com.ua/stat/new/2_17.htm