Механика силы
09/02/2003 | Спостерігач
Механика силы, «ИА МиК», 02.09.2003
Властная картотека опять тасуется. Биржа престижного труда на Печерских холмах открыта. Торги за вакансии происходят накануне самого тяжелого периода новейшей истории Украины. Поэтому высока цена не то что портфеля - даже небольшой «барсетки».
Июньская отмена не оправдавшего себя института госсекретарей была лишь поводом перераспределить персоналии. Лояльных меняют на безукоризненно преданных. Отработанных безукоризненно преданных - на крайне обязанных. Отладка властной машины напоминает подготовку болида для заезда ультраскоростной «Формулы-1». Мчащийся со сравнимой быстротой силовой аппарат государства, имеет такую же задачу, как и гонщик - без единого сбоя довести команду до финиша, желательно первой, отмечает «Обозреватель».
В политике, как и в гонках, все зависит от точности работы механика и мастерства пилота. Правда, в предвыборной Украине власть представлена техником, исполнителем и тренером в едином лице. Пока это лицо - чемпион. Он не проигрывал заездов, закреплял лидерство, собирал команды и набирал очки, уходя в отрыв от всех, кто пытался его преследовать, набирая за 9 лет президентства максимальное количество полномочий. Самое главное из них - единоличное право вершить судьбы на Печерской бирже труда. И, несмотря на декларируемое желание поделиться этим правом с парламентом, изменив Основной закон, нынче глава государства действует исключительно согласно духу и букве действующей Конституции. В чем, по большому счету, ничего предосудительного нет - новые правила будут уже при новом Президенте.
Но для того, чтобы новое лицо при этом не забывало старое и, что важно, было бы ему обязано, Леонид Кучма готовит механизм продвижения на главную должность страны своего человека. Даже если политреформу удастся воплотить, она начнет действовать с 2006 года, когда вместе с новым парламентом может появиться и новый Президент. Однако в период 2004-2006 для власти и крупных финансово-политических групп крайне важно обеспечить собственную безопасность и, желательно, продуктивную в их понимании жизнедеятельность. А значит, создать все условия для устранения оппонентов от возможной победы.
Схема, если кратко, выглядит так: продвижении преемника - обеспечение им парламентских выборов-2006 «своего» большинства - «свое» большинство переназначает преемника. Но это если политреформа состоится (в чем после привлечения к процессу фракций КПУ и СПУ остается меньше сомнений, нежели после первой части конституционной эпопеи). А пока идет подготовка. На всех фронтах. И кадровый является, наверное, Первым Ударным.
По информации, полученной от человека, нынче занимающего пост министра, в ближайшие неделю-две начнет действовать штаб, состоящий из представителей исполнительной власти и безвылазно гастролирующих в Киеве политтехнологов. Смысл жизнедеятельности лаконично описал вышеупомянутый министр - «все будет хорошо, и Ющенко не станет Президентом». Это заметно, судя по хаосу в раскладах вокруг политреформы и углублению главных действующих лиц в решение тактических задач в ущерб стратегическому развитию страны. Другое дело, печерские небожители сохранили свой стиль - в новой Конституции против Ющенко бомбу заложили, не задумываясь, что в нагрузку получили все шансы подорвать государство?
Подготовка к выполнению программы Банковой «Чужие здесь не ходят» началась с подбора кадров на ключевые для запускаемого механизма технические узлы. Таковыми являются силовые министерства, играющие традиционно весомую роль в странах «молодой демократии». Смена министра обороны - в прошлом. Теперь подошла очередь МВД, а также заполнения вакансии в СНБОУ, недавний секретарь которой, собственно, и возглавил военное ведомство.
Прошлый раз министра внутренних дел меняли вскоре после «кассетного» скандала. Юрий Кравченко с десяток раз клал Президенту рапорт на стол. Не выдерживала генеральская душа обид, нанесенных майором. С тех пор прошло чуть больше двух лет.
Секретаря Совета нацбезопасности и обороны меняли 4 года назад. Как компенсацию за удачно разыгранную на президентских выборах оппозиционность Евгений Марчук получил кресло без пульта управления, но с возможностью влияния. Однако отставному генералу всегда было тесно в рамках эфемерного СНБОУ, поэтому совершенно конкретное Минобороны стало для него местом долгожданного приложения усилий. Не без армейского прицела на сюрпризы накануне осени-2004.
Перестановка на посту главного милиционера - факт свершившийся. Окончательно погоревшего на скандале с «оборотнями» и откровениями экс-сотрудника УБОП Гончарова министра Юрия Смирнова заменил «правоохранитель до мозга костей» Николай Белоконь. Человек мало приметный в политических кругах, стоявший за кулисами, а если и выходивший на сцену, то лишь в эпизодических ролях. Тем не менее, именно Белоконю приписывают кураторство над организацией ряда бунтов местного масштаба, приводивших к смене мэров небольших городов. Например, в Крыму.
На должности заместителя главы АП Белоконь действовал совершенно непублично. Что не удивительно - в его ведении находилась координация связки МВД-Администрация Президента. Будучи человеком, верным Леониду Кучме и равноудаленным от всех политико-финансовых группировок, за исключением разве что еще одного непосредственного босса Виктора Медведчука, зампред АП оказался как нельзя более удобной фигурой для министерского кресла. А определенная близость Белоконя к киевской группировке, по всей видимости, мало беспокоит Президента, рассчитывающего, что именно глава его администрации станет мотором выстраиваемого оборонительно-наступательного предвыборного механизма. Укрепление позиций Виктора Медведчука подтверждается и информацией о якобы готовом президентском указе относительно его назначения на должность секретаря СНБОУ с сохранением прежнего места работы. О том, что к лидеру объединенных эсдеков движется второй стул, может свидетельствовать несколько фактов.
Первый - выступая накануне Дня Независимости, Леонид Кучма акцентировал необходимость усиления роли «надсилового» органа. Еще одно ударение в течение 20-ти минут Президент сделал на новой форме борьбы с коррупцией. Чем не метод - усилив влияние СНБОУ, начать предвыборно-показательный год борьбы с коррупцией, благо опыт тематических периодов уже накоплен? Самое интересное в другом: искоренение явления поручено патронировать одному из его первоисточников. Отчасти напоминает идею назначения Тимошенко на пост вице-премьера для борьбы с олигархами на энергорынке.
Второй - отсутствие других претендентов. Александр Зинченко от предложения отказался, а Хорошковскому, которому еще месяц назад пророчили либо место главы АП, либо секретаря СНБОУ, в зависимости от позиций Медведчука, досталась малопонятная миссия куратора Киева. Какое реальное наполнение несет в себе эта функция, может быть неясно даже ее носителю. Данное Кабмином пояснение, что каждое ведомство имеет подшефный регион, и за Минэкономики и европейской интеграции закреплен Киев, не выдерживает критики. Неужели только столица нуждается в пристальном внимании чиновников от экономики, промполитика нужна исключительно Николаевской области, транспорт - одесситам, образование - Волыни, а Минюст должен иметь приоритет лишь во Львовской области, к тому же, с оглядкой на судебную эпопею вокруг выборов в Мукачево, с кураторской задачей не особо справляясь?
В любом случае, поставить Хорошковского главой Киевской администрации в обход закона о столице не удалось. Да и мэр Александр Омельченко предусмотрительно перевел ряд полномочий из КГГА в Киевсовет. Тем не менее, через смещение акцента в столично-хозяйственную плоскость реальный претендент был вежливо, но твердо отведен в сторону от кресла секретаря СНБОУ.
Перестановки в силовых ведомствах вряд ли ограничатся министерствами обороны и внутренних дел. Еще с весны информированные источники утверждают о нежелании Владимира Радченко руководить СБУ в предвыборный период. Тем более он уже поступал таким образом накануне избирательной кампании-1999. Есть сведения, что в случае второй отставки Радченко, его место займет один из его заместителей, который плотно контактирует с лидерами СДПУ(О).
Действительно, в начале политсезона 2003-2004 стало очевидно, что именно на эту силу, и особенно на ее лидера, возложена задача сохранения status quo после ноября следующего года, поскольку в этом, пусть и при различии в видении собственной роли, крайне заинтересованы и Президент, и глава его администрации.
Отладка властного механизма должна завершиться до конца сентября. Остальное кажется делом техники. Другое дело, что по мере ослабления день за днем уходящего в историю Президента, тщательно выстроенную структуру будет контролировать все сложнее. Даже самых преданных из самых преданных, поскольку таковыми они являются лишь на данный момент. И все только из-за того, что симбиоз живых сильно отличается от набора металлических винтиков.
«ИА МиК»
Властная картотека опять тасуется. Биржа престижного труда на Печерских холмах открыта. Торги за вакансии происходят накануне самого тяжелого периода новейшей истории Украины. Поэтому высока цена не то что портфеля - даже небольшой «барсетки».
Июньская отмена не оправдавшего себя института госсекретарей была лишь поводом перераспределить персоналии. Лояльных меняют на безукоризненно преданных. Отработанных безукоризненно преданных - на крайне обязанных. Отладка властной машины напоминает подготовку болида для заезда ультраскоростной «Формулы-1». Мчащийся со сравнимой быстротой силовой аппарат государства, имеет такую же задачу, как и гонщик - без единого сбоя довести команду до финиша, желательно первой, отмечает «Обозреватель».
В политике, как и в гонках, все зависит от точности работы механика и мастерства пилота. Правда, в предвыборной Украине власть представлена техником, исполнителем и тренером в едином лице. Пока это лицо - чемпион. Он не проигрывал заездов, закреплял лидерство, собирал команды и набирал очки, уходя в отрыв от всех, кто пытался его преследовать, набирая за 9 лет президентства максимальное количество полномочий. Самое главное из них - единоличное право вершить судьбы на Печерской бирже труда. И, несмотря на декларируемое желание поделиться этим правом с парламентом, изменив Основной закон, нынче глава государства действует исключительно согласно духу и букве действующей Конституции. В чем, по большому счету, ничего предосудительного нет - новые правила будут уже при новом Президенте.
Но для того, чтобы новое лицо при этом не забывало старое и, что важно, было бы ему обязано, Леонид Кучма готовит механизм продвижения на главную должность страны своего человека. Даже если политреформу удастся воплотить, она начнет действовать с 2006 года, когда вместе с новым парламентом может появиться и новый Президент. Однако в период 2004-2006 для власти и крупных финансово-политических групп крайне важно обеспечить собственную безопасность и, желательно, продуктивную в их понимании жизнедеятельность. А значит, создать все условия для устранения оппонентов от возможной победы.
Схема, если кратко, выглядит так: продвижении преемника - обеспечение им парламентских выборов-2006 «своего» большинства - «свое» большинство переназначает преемника. Но это если политреформа состоится (в чем после привлечения к процессу фракций КПУ и СПУ остается меньше сомнений, нежели после первой части конституционной эпопеи). А пока идет подготовка. На всех фронтах. И кадровый является, наверное, Первым Ударным.
По информации, полученной от человека, нынче занимающего пост министра, в ближайшие неделю-две начнет действовать штаб, состоящий из представителей исполнительной власти и безвылазно гастролирующих в Киеве политтехнологов. Смысл жизнедеятельности лаконично описал вышеупомянутый министр - «все будет хорошо, и Ющенко не станет Президентом». Это заметно, судя по хаосу в раскладах вокруг политреформы и углублению главных действующих лиц в решение тактических задач в ущерб стратегическому развитию страны. Другое дело, печерские небожители сохранили свой стиль - в новой Конституции против Ющенко бомбу заложили, не задумываясь, что в нагрузку получили все шансы подорвать государство?
Подготовка к выполнению программы Банковой «Чужие здесь не ходят» началась с подбора кадров на ключевые для запускаемого механизма технические узлы. Таковыми являются силовые министерства, играющие традиционно весомую роль в странах «молодой демократии». Смена министра обороны - в прошлом. Теперь подошла очередь МВД, а также заполнения вакансии в СНБОУ, недавний секретарь которой, собственно, и возглавил военное ведомство.
Прошлый раз министра внутренних дел меняли вскоре после «кассетного» скандала. Юрий Кравченко с десяток раз клал Президенту рапорт на стол. Не выдерживала генеральская душа обид, нанесенных майором. С тех пор прошло чуть больше двух лет.
Секретаря Совета нацбезопасности и обороны меняли 4 года назад. Как компенсацию за удачно разыгранную на президентских выборах оппозиционность Евгений Марчук получил кресло без пульта управления, но с возможностью влияния. Однако отставному генералу всегда было тесно в рамках эфемерного СНБОУ, поэтому совершенно конкретное Минобороны стало для него местом долгожданного приложения усилий. Не без армейского прицела на сюрпризы накануне осени-2004.
Перестановка на посту главного милиционера - факт свершившийся. Окончательно погоревшего на скандале с «оборотнями» и откровениями экс-сотрудника УБОП Гончарова министра Юрия Смирнова заменил «правоохранитель до мозга костей» Николай Белоконь. Человек мало приметный в политических кругах, стоявший за кулисами, а если и выходивший на сцену, то лишь в эпизодических ролях. Тем не менее, именно Белоконю приписывают кураторство над организацией ряда бунтов местного масштаба, приводивших к смене мэров небольших городов. Например, в Крыму.
На должности заместителя главы АП Белоконь действовал совершенно непублично. Что не удивительно - в его ведении находилась координация связки МВД-Администрация Президента. Будучи человеком, верным Леониду Кучме и равноудаленным от всех политико-финансовых группировок, за исключением разве что еще одного непосредственного босса Виктора Медведчука, зампред АП оказался как нельзя более удобной фигурой для министерского кресла. А определенная близость Белоконя к киевской группировке, по всей видимости, мало беспокоит Президента, рассчитывающего, что именно глава его администрации станет мотором выстраиваемого оборонительно-наступательного предвыборного механизма. Укрепление позиций Виктора Медведчука подтверждается и информацией о якобы готовом президентском указе относительно его назначения на должность секретаря СНБОУ с сохранением прежнего места работы. О том, что к лидеру объединенных эсдеков движется второй стул, может свидетельствовать несколько фактов.
Первый - выступая накануне Дня Независимости, Леонид Кучма акцентировал необходимость усиления роли «надсилового» органа. Еще одно ударение в течение 20-ти минут Президент сделал на новой форме борьбы с коррупцией. Чем не метод - усилив влияние СНБОУ, начать предвыборно-показательный год борьбы с коррупцией, благо опыт тематических периодов уже накоплен? Самое интересное в другом: искоренение явления поручено патронировать одному из его первоисточников. Отчасти напоминает идею назначения Тимошенко на пост вице-премьера для борьбы с олигархами на энергорынке.
Второй - отсутствие других претендентов. Александр Зинченко от предложения отказался, а Хорошковскому, которому еще месяц назад пророчили либо место главы АП, либо секретаря СНБОУ, в зависимости от позиций Медведчука, досталась малопонятная миссия куратора Киева. Какое реальное наполнение несет в себе эта функция, может быть неясно даже ее носителю. Данное Кабмином пояснение, что каждое ведомство имеет подшефный регион, и за Минэкономики и европейской интеграции закреплен Киев, не выдерживает критики. Неужели только столица нуждается в пристальном внимании чиновников от экономики, промполитика нужна исключительно Николаевской области, транспорт - одесситам, образование - Волыни, а Минюст должен иметь приоритет лишь во Львовской области, к тому же, с оглядкой на судебную эпопею вокруг выборов в Мукачево, с кураторской задачей не особо справляясь?
В любом случае, поставить Хорошковского главой Киевской администрации в обход закона о столице не удалось. Да и мэр Александр Омельченко предусмотрительно перевел ряд полномочий из КГГА в Киевсовет. Тем не менее, через смещение акцента в столично-хозяйственную плоскость реальный претендент был вежливо, но твердо отведен в сторону от кресла секретаря СНБОУ.
Перестановки в силовых ведомствах вряд ли ограничатся министерствами обороны и внутренних дел. Еще с весны информированные источники утверждают о нежелании Владимира Радченко руководить СБУ в предвыборный период. Тем более он уже поступал таким образом накануне избирательной кампании-1999. Есть сведения, что в случае второй отставки Радченко, его место займет один из его заместителей, который плотно контактирует с лидерами СДПУ(О).
Действительно, в начале политсезона 2003-2004 стало очевидно, что именно на эту силу, и особенно на ее лидера, возложена задача сохранения status quo после ноября следующего года, поскольку в этом, пусть и при различии в видении собственной роли, крайне заинтересованы и Президент, и глава его администрации.
Отладка властного механизма должна завершиться до конца сентября. Остальное кажется делом техники. Другое дело, что по мере ослабления день за днем уходящего в историю Президента, тщательно выстроенную структуру будет контролировать все сложнее. Даже самых преданных из самых преданных, поскольку таковыми они являются лишь на данный момент. И все только из-за того, что симбиоз живых сильно отличается от набора металлических винтиков.
«ИА МиК»