МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

«ЕЭП вашу Неньку», или Национальные особенности диалога власти(/

09/15/2003 | Shooter
«ЕЭП вашу Неньку», или Национальные особенности диалога власти и общества
Петр Иринич, для «Главреда» - 15/09/03


Украинской общественности, по сути, неизвестны ни сам формат Соглашения по ЕЭП, ни уж тем более экономические последствия объединения. Но дело в том, что документы недоступны и многим политикам, в том числе тем, от которых (по крайней мере, формально), зависит принятие решения.


Наш паровоз, в ЕЭП лети, в Европе - остановка?
Накал страстей вокруг Единого экономического пространства коснулся не только политиков, высокопоставленных чиновников и журналистов, но и так называемых обычных граждан. Тема ЕЭП стала достаточно актуальной в массах, не в пример даже «долгоиграющей» политреформе с ее «всенародными обсуждениями». По всей видимости, это объясняется тем, что в случае с ЕЭП граждане полагают, что имеют дело с вопросом, который, во-первых, может больше повлиять на их жизнь, во-вторых, является для них (граждан) более понятным. Однако ключевое слово здесь – «полагают».

Согласно проведенному Центром СОЦИС опросу, за вхождение Украины в ЕЭП с Россией, Беларусью и Казахстаном выступают 70% украинцев. При этом «против» высказались 19% опрошенных, и только 11% затруднились ответить на этот вопрос. Последняя цифра весьма характерна – она, например, меньше, чем демонстрируемое большинством соцопросов количество избирателей, не знающих, за кого они бы отдали свой голос на президентских выборах, если бы те состоялись в ближайшее время. То есть граждане в подавляющем большинстве имеют определенное мнение о перспективах Украины в ЕЭП.

В свою очередь, 56% тех же опрошенных СОЦИС лиц поддерживают идею вступления Украины в Евросоюз («против» - 20%, не определились – 24%), причем около 40% всех опрошенных хотели бы, чтобы Украина присоединилась одновременно к обоим международным образованьям.

Конечно, можно сомневаться в адекватности результатов любого социологического опроса реальным настроениям. Но все же правомерно задаться вопросом: что имеют в виду «маленькие украинцы», говоря о присоединении Украины к ЕЭП или ЕС?

Скрытые угрозы
Всякий, кто следит за перипетиями подготовки документов о создании ЕЭП, не может не обратить внимания на потрясающую невразумительность аргументов как сторонников, так и противников этой инициативы (впервые актуализированной, напомним, Президентом Кучмой и активно поддерживаемой первым вице-премьером Николаем Азаровым). Причем – важное уточнение – слова о невразумительности аргументов касаются главным образом политиков (к которым мы относим и чиновников в ранге министров и замминистров), среди которых и имеются как апологеты, так и критики ЕЭП. Примечательно, что среди украинских экспертов практически никто не заявил об однозначной поддержке «ЕЭПовских» инициатив. Как правило, эксперты выдвигают либо категорические возражения, либо как минимум говорят о необходимости уточнения определенных параметров соглашений. В том и в другом случае речь идет главным образом о:
- проблемах соответствия формата ЕЭП требованиям Конституции и законам Украины (в частности, в сфере создания наднационального регулирующего органа);
- возможных противоречиях между вступлением в ЕЭП и провозглашенным высшим руководством государства курсом на евроинтеграцию, а также вступлением Украины во ВТО;
- и, наконец, вопросах экономических выгод, либо, наоборот, потерь, которые могут последовать после реализации «проекта ЕЭП» для Украины.

В то же время многие эксперты отмечают недостаток информации, связанной с подготовкой соглашений по ЕЭП. И здесь мы возвращаемся к аргументам политиков.

Бесспорно, политики – не эксперты, которые выступают в прессе с развернутыми исследованиями той или иной инициативы самих политиков. Хотя они тоже могут делать это, выступая таким образом экспертами по определенным вопросам. Однако в случае с ЕЭП, как и в случае с любой другой значительной политической, а тем более экономической инициативой, крайне сложно объяснить «рядовым» гражданам все ее преимущества и недостатки. Очевидно, упомянутые граждане не могут в достаточной мере разбираться в вопросах экономики, конституционного и международного права и т. п., а значит, не могут сделать сколько-нибудь осознанный выбор. Собственно, именно для того, чтобы делать такой выбор – как бы вместо граждан, но как бы в их пользу – во всем мире и существуют политики, а также, кстати, и обслуживающие их (в хорошем смысле слова) эксперты.

В Украине ситуация другая. В случае с ЕЭП это выражается, например, в том, что не то что «широкой», но и «узкой» общественности, по сути, неизвестны ни тот самый формат Соглашения по ЕЭП, ни уж тем более экономические последствия объединения. И дело здесь не только в том, что те или иные документы, как оно повелось в нашем «демократическом, социальном, правовом государстве», недоступны не только общественности, но и многим политикам, в том числе тем, от которых (по крайней мере, формально), зависит принятие решения. А также, что экономических расчетов пользы либо вреда от вступления в ЕЭП Украины по сей день не существует – по крайней мере, публично. Сверх всего этого, сегодня никто не может сказать, что же на самом деле подразумевают под ЕЭП Президент Кучма, вице-премьер Азаров и руководители России (Беларусь и Казахстан, по понятным причинам, не в счет). Не исключено, что мнения у них всех разные. А может быть, и нет.

Вопросы «на засыпку»
На печальные мысли наталкивает не только знание сложившейся в Украине практики принятия важнейших политических решений, но и развитие ситуации вокруг предварительного одобрения документов ЕЭП украинским Кабмином. Почему, например, столько говорилось (в частности, премьером Виктором Януковичем) о необходимости «окончательно определиться» с позицией Кабмина в прошлую среду, хотя все знали, что в отсутствие Президента и главного «ЕЭП-интегратора» Азарова никакого решения принято быть не может (если оно не принято заранее, но в данном случае было очевидно, что дискуссия еще продолжается)? Возможно, правительство хотело показать таким образом свою независимость, в частности, от главы государства? Так надо было действительно принять решение, а не откладывать его еще на неделю.

Дальше. Кабмин пообещал представить документы по ЕЭП в Верховную Раду, причем сделать это до конца прошлой недели. Уже тогда возник вопрос: что будут изучать депутаты, если наработка уточнений Кабмином должна была продолжаться в том числе и на этой неделе? В пятницу, правда, координатор парламентского большинства Степан Гавриш сообщил, что точка зрения правительства на ЕЭП будет представлена и парламенту, и Президенту во вторник, после возвращения Николая Азарова из Мексики, где он, отложив на время «восточный вектор», интегрировал Украину во ВТО. Утверждение же, что Президент в таком деле будет ждать до вторника, и вообще – интересоваться «точкой зрения» Кабмина, оставим на совести Степана Богдановича. Что действительно непонятно, так это значение документов (или все-таки проектов документов?), которые будут представлены Верховной Раде. Поскольку если эти документы не предусматривают внесения в них изменений после подписания Президентом в Ялте, всякое рассмотрение их парламентом теряет смысл (кстати, представитель Президента в парламенте Александр Задорожный уже заявил, что эти документы глава государства подпишет в любом случае). Если же нет, то каков их статус? Предполагается ли в дальнейшем, и если да, то когда, одобрение ЕЭП парламентом? Возможно ли, и в какой форме, внесение в них изменений после подписания – самим Президентом либо еще каким-нибудь субъектом власти в Украине?

В принципе, эти моменты в известной мере регулируются международным и национальным законодательством. Однако, как показывает все тот же опыт, на постсоветских просторах правовые процедуры могут наполняться либо не наполняться реальным содержанием в зависимости от воли конкретных лиц – в первую очередь, первых лиц государств. Чего хочет Президент Украины (и согласен ли с ним в этом российский президент) – неизвестно.

Дискуссионный вопрос
В этой связи нельзя не упомянуть о широко распространенном мнении, что ЕЭП, как и все без исключения глобальные интеграционные проекты Украины и России за время нашей общей независимости, является исключительно тактическим ходом. Преследующим, в частности, цель «притормозить» вступление Украины во Всемирную торговую организацию с тем, чтобы Россия могла первой присоединиться к этой мировой организации. Логика в такой гипотезе есть – как известно, каждое государство, претендующее на членство в ВТО, должно подписать двухсторонние протоколы с каждым из государств-членов, причем последние, как правило, выдвигают определенные требования в соответствии со своими интересами. Известно также, что Украина продвинулась на пути в ВТО дальше, чем Россия. Наконец, известно, что одним из главных требований россиян в плане ЕЭП является согласование странами-членами ЕЭП сроков и методов вступления все в ту же ВТО. Впрочем, для торможения диалога Украины с ВТО достаточно и реализации единой тарифной политики в рамках ЕЭП или тому подобных нововведений.

Говоря же о «сдаче» Украины Москве через ЕЭП, как то делают национал-демократы, не следует забывать, что украинские «олигархи» сегодня являются фактически единственными гарантами относительной экономической (а значит, и политической) независимости Украины – поскольку это их независимость. Трудно представить, чтобы Кучма настолько резко пошел против их основополагающих интересов. Так что, возможно, все не настолько плохо, как думают наши профессиональные патриоты – точнее, плохо, но не там.

Имеется, впрочем, и такая «радикальная» теория происхождения ЕЭП, согласно которой подготовка рамочных документов нужна украинской власти для того, чтобы в преддверии победы Ющенко (в случае провала «политреформы» и прочих «антиющенковских» стратегий) в последний момент получить гарантии напрямую от России, оставив Виктора Андреевича в статусе главы российского «протектората». Хотя об этом трудно говорить всерьез, не зная всех перипетий ЕЭП-эпопеи на высшем уровне.

Проблема же снова-таки в том, что никаких вразумительных аргументов по ЕЭП от политиков, как говорилось, не слышно. Те же эсдеки, грудью вставшие на защиту ЕЭП, те же Азаров и Сергей Тигипко обходятся общими фразами о «непротиворечивости» ЕЭП курсу на евроинтеграцию и полезности первого для Украины. При этом уважаемые руководители возмущены появлением теорий вроде вышеприведенных – так, Азаров в пятницу в эфире телеканала «Интер», не утруждая себя аргументацией, назвал всякие утверждения о вреде ЕЭП для Украины «спекулятивными». Почему бы Николаю Яновичу (или Сергею Леонидовичу, или еще кому-нибудь) не выйти в телеэфир и не доказать свою точку зрения в конструктивной дискуссии пусть не с министром экономики Валерием Хорошковским (подчиненный все-таки), а с Юлией Тимошенко или яростными «нашеукраинцами», уже пообещавшими начать импичмент Президента в случае подписания им соглашений по ЕЭП? Государственные дела мешают? Так ведь это – одна из прямых функций высокопоставленного чиновника в условиях открытости власти. Или, может быть, телеканалы по каким-то причинам против таких дискуссий? Так попросить о содействии другого Сергея Леонидовича – главу информуправления АП г-на Васильева, чьи функции в рамках государственной машины до сих пор неизвестны общественности… В конце концов, есть же государственное телевидение, которому не жаль тратить эфирное время даже на объявление об изгнании из одной отдельно взятой партии одного отдельно взятого вице-спикера.

Однако такой дискуссии нет и не будет. И то, что в обществе уже даже не встает вопрос о ее необходимости, является лучшим свидетельством того состояния, в котором это общество находится, а также, может ли оно носить гордое имя «гражданского».

Дезориентация на местности
Тем не менее, как говорилось в начале статьи, украинцы в массе своей имеют достаточно определенное мнение и о ЕЭП, и о ЕС, и, надо полагать, о ВТО. И это несмотря на то, что информационный вакуум (а точнее, информационный «белый шум»), который наблюдается в связи со вступлением Украины в ЕЭП, равным образом присутствует и в вопросах, связанных с интеграцией в ЕС, ВТО, НАТО и так далее. Хорошим объяснением этого факта является региональное распределение голосов «за» и «против» ЕЭП, установленное в ходе вышеупомянутого опроса СОЦИС. Так, число сторонников вступления в ЕЭП превышает число противников в четырех из пяти регионов Украины, и только в традиционно осторожном по отношению к России западном регионе (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Черновицкая области) оказалось равное число сторонников и противников вступления в ЕЭП - 41% «за» и 40% «против». Больше же всего сторонников вступления в ЕЭП в исконно тяготеющем к России восточном регионе (Донецкая, Луганская, Харьковская области) - 85% «за», 9% - «против». Кроме того, в наибольшей мере поддерживают ЕЭП избиратели коммунистов (более 90% «за»), а вот среди симпатиков Ющенко – целых 35% противников ЕЭП (впрочем, при 51% «за»).
Таким образом, граждане основываются в первую очередь на стереотипах, в рамках которых одними присоединение к ЕЭП рассматривается как «восстановление связей с братской Россией» (и часто – как противоположность «превращению Украины в колонию Запада»), а другими, скажем, евроинтеграция видится как вхождение в «цивилизованный мир» - и, соответственно, возможность избежать «возвращения в российское рабство». Казалось бы, нет нужды говорить, что такие стереотипы не способствуют ни становлению гражданского общества и политической нации, ни, в конечном итоге, адекватности государства стоящим перед ним задачам – поскольку дезориентированные граждане в конечном итоге избирают не тех, кто мог бы ответить на стоящие перед страной вызовы. Увы, об этом приходится говорить, поскольку представители элит (то есть и многие нынешние оппозиционеры) не только не пытаются как-то ликвидировать дезориентацию общества, но и всячески ее усиливают, дабы облегчить собственные возможности по манипуляции общественным мнением. После этого просто-таки умиляешься Президенту, регулярно сожалеющему о «расколе» Украины.

Бесспорно, идеальной демократии не существует, и вся масса граждан ни в одной стране не имеет возможности получить и осмыслить полную информацию о тех или иных инициативах своей власти. Однако одно дело, когда это происходит по объективным причинам, и попытки элит манипулировать этими причинами вызывают неприятие общества (если, конечно, становятся известными). И совсем другое – когда манипуляция фактически мыслится как общественный договор, который при этом, по сути, навязывается обществу элитами в одностороннем порядке. Что же касается конкретно ЕЭП, то стереотипы, задействованные здесь, настолько сильны (и, повторимся, постоянно усиливаются «сверху»!), что даже неминуемое проявление истинных целей его создателей, о которых шла речь выше, не окажет принципиального воздействия на отношение к нему граждан. Поскольку каждый все равно увидит то, что хочет видеть. На экспертов надежда мала – они в большинстве своем субъективны (в виду их непосредственного участия в политических проектах), кроме того, их доступ в СМИ тщательно регулируется, а Интернет в наших селах пока не провели. Таким образом, единственная надежда сегодня, как бы наивно это не звучало – на элиты, которые, вступая в дискуссию, все-таки хотя бы частично дают обществу информацию о том, «как оно есть на самом деле». В этом смысле те, кто выступает «против» ЕЭП, играют для общества гораздо более важную роль, чем его сторонники. Что и неплохо бы помнить последним.

Відповіді

  • 2003.09.15 | Shooter

    С ЕЭП расправятся за 108 минут

    С ЕЭП расправятся за 108 минут
    Ґлаврєд

    ...спикер [ВР] напомнил, что во вторник Рада заслушает информацию Кабмина по вопросу создания Единого экономического пространства. Комитет Рады по европейской интеграции предложил на рассмотрение этого вопроса отвести 108 минут и заслушать первого вице-премьер-министра, министра финансов Николая Азарова, министра экономики и по вопросам европейской интеграции Валерия Хорошковского, а также министра иностранных дел Константина Грищенко.
  • 2003.09.15 | CDPGS

    Извечный выбор” или прагматические интересы

    Извечный выбор” или прагматические интересы
    Виталий Кулик, для «Главреда» - 15/09/03


    Подписание договора о создании ЕЭП может оказаться лишь поводом для Брюсселя, чтобы отказать Украине в любой игре в “политические заверения” об ассоциированном членстве.


    (Центр исследований проблем гражданского общества)

    Вроде согласовали…
    В феврале 2003 года руководители Украины, Беларуси, России и Казахстана единодушно заявили о желании создать новую интеграционную структуру – Единое экономическое пространство. Но уже в марте-апреле проявились первые противоречия в позициях стран-участников. Россия рассматривала ЕЭП как жесткую интеграционную структуру, которая в итоге должна объединиться с ЕврАзЭС. В марте же Михаил Касьянов заявил, что правительство РФ видит ЕЭП в качестве “экономической интеграции, единого экономического пространства с едиными налогами, тарифами, энерготранспортной системой, где будет единый экономический режим, и как последний штрих интеграции, - единая валюта”.

    Ему вторил и министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, накануне заявивший о необходимости создания в рамках ЕЭП наднационального органа по внешнеторговому урегулированию, “более высокой степени договоренности, нежели в Таможенном союзе и ЕврАзЭС”. По его мнению, этот наднациональный орган должен осуществлять “жесткую координацию при вступлении стран-участников ЕЭП во ВТО, при унификации внутреннего законодательства и принципов бюджетной и налоговой политики”.

    Но в процессе переговоров, Киеву удалось смягчить формулировки. В частности, из проекта договора исчезли пункты о введении единой валюты и создании Совета глав государств. Украина настояла на том, что следует ограничиться на данном этапе Советом глав правительств и формированием комиссии по торговле и тарифам.

    Следующим этапом стало согласование Группой высокого уровня по формированию ЕЭП каждого пункта проекта соглашения по созданию экономического пространства. И уже в июле первый вице-премьер Украины Николай Азаров заявил о готовности Украины присоединиться к ЕЭП по всем пунктам соглашения.

    По словам пресс-секретаря первого вице-премьера Украины Николая Азарова Виталия Лукьяненко, стороны согласовали определение ЕЭП как пространства, объединяющего таможенные территории стран-участниц с едиными механизмами регулирования экономик, свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, с единой внешнеторговой и согласованной внутренней экономической политикой.

    Тогда же появилась информация о том, что проект договора по ЕЭП согласовывался под интересы Украины (естественно, учитывая российскую точку зрения). По информации интернет-издания Gazeta.ru, “во всех документах, которые обсуждались ГВУ, есть “скобки”, особые условия вступления, и эти “скобки” поставила именно украинская сторона”. Косвенно о наличии пунктов, учитывающих украинские интересы, указывает комментарий, сделанный российским вице-премьером Виктором Христенко. Он подчеркнул, что в рамках ЕЭП возможен индивидуальный подход: “Мы решили дать возможность разноскоростной и разноуровневой интеграции”.

    Этот тезис нуждается в дополнительной расшифровке, поскольку в целом характеризирует игру вокруг ЕЭП. Во-первых, само соглашение будет носить рамочный характер и зафиксирует признание Концепции и комплекса мер по созданию ЕЭП. Эта Концепция в свою очередь предусматривает целую систему соглашений (около 50), которые должны внедряться по определенному графику.

    Во-вторых, проект концепции ЕЭП предусматривает поэтапное формирование этого пространства с учетом разноуровневой и разноскоростной интеграцией стран-участниц. Сроки перехода к высшим уровням интеграции определяются каждой страной самостоятельно.

    В-третьих, первым этапом интеграции в рамках ЕЭП установлено создание зоны свободной торговли без исключений и ограничений, что предусматривает неприменение во взаимной торговле антидемпинговых и других специальных защитных мер, соблюдение единых правил конкуренции. Стороны договорились, что формирование и деятельность ЕЭП будет учитывать нормы и правила Всемирной торговой организации, присоединиться к которой планирует каждая из четырех стран. Кроме того, Концепция предусматривает открытость ЕЭП для присоединения других стран.

    В-четвертых, решено не создавать единый наднациональный орган до подготовки соответствующей правовой базы для его деятельности. В то же время, признано целесообразным сформировать комиссию по торговле и тарифам, которая будет работать самостоятельно, "определяя в интересах всех государств те решения, которые надо принимать".

    В-пятых, российский вице-премьер Виктор Христенко отметил, что сторонами уже согласовано, что при принятии решений, которые наносят существенный ущерб какой-либо стороне, будут предусмотрены "компенсационные механизмы, которые позволят в такой ситуации сбалансировать интересы каждой из сторон".

    Но, несмотря на такую демократическую структуру будущего ЕЭП, возникли закономерные вопросы на счет того, какую долю суверенитета теряет Украина. Эксперты напоминают слова вице-премьер министра Беларуси Андрея Кобякова, заявившего, что участники ЕЭП рассчитывают "создать целостную жесткую конструкцию", которая позволит принимать принципиальные решения с учетом интересов каждой из сторон. По его словам, в итоге такие решения будут обязательными для тех секторов экономики стран-участниц ЕЭП, которые будут переданы межгосударственным органам, регулирующим данные отношения.

    Во время обсуждения проекта соглашения по созданию ЕЭП в украинском правительстве три профильных министра высказали принципиальные замечания в отношении этого документа. По словам министра экономики и по вопросам евроинтеграции Валерия Хорошковского, в ходе довольно “острого” обсуждения члены правительства высказывали замечания постатейно в отношении самого проекта документа, в отношении соответствия его Конституции Украины, международным соглашениям и достигнутым в рамках евро-интеграционного выбора страны договоренностям. Кабмин принял решение, что нужно доработать (проекты документов) с учетом замечаний трех министерств - иностранных дел, юстиции и экономики, - и после доработки повторно рассмотреть на заседании правительства.

    В основном замечания министров сводились к тому, что ЕЭП приведет к:
    - пересмотру программы вступления во ВТО;
    - возникновению новых препятствий на пути к интеграции в ЕС;
    - сужению полномочий Украины в выборе оптимальных направлений внешнеэкономической
    политики и ее диверсификации;
    - снижению заинтересованности европейских компаний к инвестированию в экономику Украины.

    Основным защитником вхождения Украины в ЕЭП был наш представитель в ГВУ Николай Азаров, который в момент обсуждения этого вопроса в правительстве находился в Мексике на саммите ВТО. Его отсутствие “сорвало” и парламентские слушания в Верховной Раде.

    В результате, оказалось, что в Кабмине нет единой точки зрения по ЕЭП. Коалиционное правительство стало “неуправляемым” Банковой. Министры выступили как “политически самостоятельные фигуры”. Подобная ситуация, скорее всего, обусловлена началом политической кампании 2004 года. Оказалось, что во время избирательной гонки политические фигуры невозможно передвигать, не спрашивая их мнения.

    Возникли проблемы и в Верховной Раде. Так, по словам координатора парламентского большинства Степана Гавриша, его подзащитные до сих пор не определились со своими позициями. Например, фракция “Народовладдя” наотрез отказалась поддержать ЕЭП. В то время как “Трудовая Украина” и СДПУ(о) однозначно будут голосовать в поддержку соглашения по единому экономическому пространству. В среде оппозиции также наблюдается отсутствие единогласия. “Наша Украина” и БЮТ вообще пообещали организовать акции протеста (а НРУ – инициировать импичмент Президенту) против создания ЕЭП. КПУ и СПУ готовы обсуждать этот вопрос.

    Однако эти противоречия могут существенно повлиять на позицию украинской стороны во время саммита СНГ в Ялте. ЕЭП оказался камнем преткновения в среде политэлиты. Это связано не только с внешнеполитической ориентацией основных игроков, но и с началом избирательной кампании в Украине. Подобный “разброд и шатания” в политэлите могут сыграть роль внутреннего тормоза в реализации проекта ЕЭП.

    А Брюссель против…
    4-5 сентября в Польше прошел XIII Международный экономический форум "Криница-2003". Главной темой которого стало "Расширение Европейского Союза - первый или последний этап интеграции?". В первый день Форума состоялась дискуссия о политической и экономической ситуации в Украине накануне президентских выборов. И главным обсуждаемым вопросом были перспективы интеграции Украины в ЕС, а также создание Единого экономического пространства Украины, России, Беларуси, Казахстана.

    Представители Евросоюза осторожно дали понять украинской делегации, что считают вступление Украины в ЕЭП несовместимым с европейской интеграцией.

    Во время работы Форума, Чрезвычайный и Полномочный посол Польши в Украине Марек Зюлковский заявил, что присоединение Украины к Единому экономическому пространству с Россией, Беларусью и Казахстаном может воспрепятствовать интеграции нашего государства в Европейский Союз. Еврокомиссия ранее уже высказала свои сомнения относительно искренности желания Украины глубже интегрироваться в ЕС.

    Для осуществления определенного давления на Киев в преддверии сентябрьского саммита СНГ и подписания договора о ЕЭП в нашу страну прибыл комиссар Комиссии ЕС по делам расширения Гюнтер Ферхойген. Хотя он и не внес какой-либо ясности относительно позиции ЕС по ЕЭП.

    В то же время, представители Еврокомиссии подчеркнули, что в связи с новыми политическими условиями, пока еще рано говорить о форсировании интеграции Украины в европейские структуры.

    Напомним, что в средине августа Министерство иностранных дел Украины передало руководству ЕС и странам-членам Евросоюза собственный проект Плана действий (ПД) Украина-Европейский Союз. Несмотря на то, что ПД не является двусторонним документом, а принимается в одностороннем порядке ЕС, предлагая свой вариант документа, Киев намеревался дать понять европейцам, что было бы желательно для Украины увидеть в будущем Плане действий, который подготовит уже Евросоюз. А именно – статус ассоциированного члена.
    Этот вопрос должен обсуждаться на саммите "Украина - Тройка Европейского Союза" 2-3 октября 2003 года в Ялте.

    Не смотря на то, что Евросоюз и не поддержал позицию президента Еврокомисии Романо Проди о том, что Украине нет места в расширенном ЕС, Брюссель все же не проявляет заинтересованности в ускорении процесса. Несмотря официально провозглашенный курс на евроинтеграцию, сегодняшние отношения Украина-ЕС не регулируются ни одним двусторонним соглашением, имеющим в своей основе хотя бы намерения об интеграции. И, исходя из содержания обнародованного в марте т.г. долгосрочного предложения “Расширенная Европа - Соседство: Новые рамки взаимодействия с нашими восточными и южными соседями”, такое соглашение появится в лучшем случае в 2007 году.

    Сам документ предоставляет Украине, как будущему соседу ЕС, определенные возможности. Однако создает и новые препятствия на пути к основной цели – ассоциированному членству в Евросоюзе.

    У Киева были определенные иллюзии относительно возможности повлиять на европейских бюрократов. В Евросоюзе есть силы, которые поддерживают евроинтеграционные устремления Украины. В частности, нынешний председатель Евросоюза, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони заявил, что Украина, несомненно, должна получить статус ассоциированного члена ЕС с перспективой присоединиться к Союзу в качестве полноправного члена. В начале апреля 2003 года канцлер Германии Герхард Шрёдер также поддержал идею предоставления Украине статуса ассоциированного члена ЕС.

    Определенный оптимизм внушали и результаты Афинского саммита Евросоюза, когда руководство Союза высказало мнение о возможности позитивного для Киева решения о статусе Украины.

    В качестве довода в пользу Украины выступает тот факт, что в начале этого года украинское государство вовремя и в полном объеме осуществило выплату по еврооблигациям на сумму около 2 млрд. грн. В пользу Киева играет и позиция США.

    Тем более что тот же г-н Ферхойген уже указал русло, в которое могут войти переговоры по ПД. По его мнению, ЕС не исключает возможности предоставления Украине статуса ассоциированного члена. Но он может быть предоставлен после статуса “соседа”. Таким образом, речь идет о многоступенчатом плане сотрудничества, где будут предусмотрены в качестве первого этапа – статус “соседа”, а при достижении определенного уровня развития – ассоциированное членство в ЕС.

    В то же время, Евросоюз не желает сковывать себя политическими обязательствами перед Киевом. Поэтому Брюссель не намерен вводить в План действий Украина-ЕС положение об “автоматическом” предоставлении Украине статуса ассоциированного члена при условии выполнения определенных требований. По словам руководителя Генерального департамента Еврокомиссии по отношениям с Россией, Украиной, Молдовой и Беларусью Герхарда Логана, ПД не будет предполагать “ассоциации” за выполнение определенных обязательств Украины перед Евросоюзом. Таким образом, ассоциированное членство Украины в ЕС может быть представлено в качестве приоритета, но не гарантии. А это то же самое, что отодвинуть решение вопроса об Украине на лет 10.

    В то же время, подписание договора о создании ЕЭП может оказаться лишь поводом для Брюсселя, чтобы отказать Украине в любой игре в “политические заверения” об ассоциированном членстве.

    Выступления в Кринице ряда представителей Еврокомиссии и других европейских институций указывают на то, что решение по Украине уже принято, и оно не зависит от результатов встреч в Киеве комиссара Гюнтера Ферхойгена.

    Вероятно, что в октябре на саммите Украина-ЕС, Киеву определят испытательный срок в 10 лет. В условиях динамичности процессов, происходящих в мире, 10 лет – это завуалированный отказ. Нас в Европе не ждут. Фактически на восточных рубежах Евросоюза создается новый “стеклянный” занавес, которым может оказаться и Украина.
  • 2003.09.15 | Адвокат ...

    "Казала мені Раїса Максивна, як роблять си оті

    "оційолоґічні дослідження"!"
    М.С. Ґорбачов.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".