МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Текст Угоди про формування ЄЕП (проект)

09/19/2003 | Мартинюк

Соглашение о формировании Единого экономического пространства (проект)





Предлагаемые тексты являются согласованными сторонами проектами по состоянию на 15 августа 2003 года. Эти документы обсуждались в правительстве и парламенте Украины накануне ялтинского саммита

Соглашение о формировании Единого экономического пространства (проект)

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина, именуемые далее Сторонами,

стремясь содействовать экономическому и социальному прогрессу своих народов, повышению уровня их жизни,

движимые стремлением укрепить экономики Сторон и обеспечить их гармоничное развитие, последовательно проводя экономические реформы для дальнейшего углубления многостороннего экономического сотрудничества и усиления интеграционных процессов путем достижения взаимовыгодных договоренностей по формированию Единого экономического пространства,

признавая при этом право государств определять свое участие в процессе формирования Единого экономического пространства с учетом их готовности к дальнейшему углублению интеграционных процессов,

подтверждая дружественные отношения, связывающие государства и народы, желая обеспечить их процветание, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права,

принимая во внимание Заявление президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерацией и Украины от 23 февраля 2003 года,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

С целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономик Сторон и повышения уровня жизни населения Стороны приступают к процессу формирования Единого экономического пространства.

Под Единым экономическим пространством (далее - ЕЭП) Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Стороны стремятся содействовать:

- развитию торговли и инвестиций между Сторонами, обеспечивающему устойчивое развитие экономик Сторон на базе общепризнанных принципов и норм международного права, а также правил и принципов ВТО,

- укреплению единства и развитию экономических потенциалов, а также повышению конкурентоспособности экономик Сторон на внешних рынках.

Статья 2

Поэтапное решение задач углубления интеграции будет обусловлено выполнением Сторонами принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:

- формирование зовы свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки,

- унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм,

- гармонизация макроэкономической политики,

- создание условий для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов,

- гармонизация законодательств Сторон в той мере, в какой это необходимо для функционирования единого экономического пространства, включая торговую и конкурентную политику,

- формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти и газа и т.п.), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

Статья 3

Стороны в соответствии с указанными в статьях 1 и 2 настоящего Соглашения целями и задачами осуществляют действия, предусмотренные Концепцией по формированию Единого экономического пространства Сторон, прилагаемой к настоящему Соглашению и являющейся его неотъемлемой частью.

С целью реализации настоящего Соглашения Стороны разработают Комплекс мер по формированию Единого экономического пространства.

Статья 4

Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, структура которых формируется с учетом уровня интеграции.

Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.

Осуществление координации и управления формированием ЕЭП на межгосударственном уровне будет обеспечиваться Советом глав государств (СГГ).

Количество голосов каждого государства-участника в рамках СГГ будет распределяться исходя из принципа: одно государство - один голос. Решения СГГ принимаются консенсусом.

Стороны учреждают единый регулирующий орган, которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми государствами-участниками ЕЭП.

В едином регулирующем Органе ЕЭП решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов устанавливается на основе соглашения Сторон.

Любая Сторона имеет право внести в СГГ предложение о пересмотре решения единого регулирующего органа.

Отдельным международным договором будет предусмотрен механизм компенсации, если принятое решение наносит существенный экономический ущерб одной или нескольким Сторонам.

Статья 5

ЕЭП формируется поэтапно, с учётом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.

Переход от одного этапа к другому осуществляют те Стороны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса мер по формированию Единого экономического пространства.

Стороны присоединяются к соглашениям, обеспечивающим формирование ЕЭП, по мере их готовности. При этом Сторона должна соблюдать согласованную последовательность присоединения к соглашениям. Ни одна Сторона не может препятствовать другим государствам - участникам ЕЭП ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции.

Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме.

Статья 6

Правовой основой обеспечения деятельности в рамках ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом законодательств Сторон в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Статья 7

Споры и разногласия между Сторонами относительно толкования и/или применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.

Статья 8

Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, на условиях, согласованных со всеми Сторонами настоящего Соглашения.

Для присоединяющегося государства настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего уведомления Сторон о согласии на такое присоединение.

Статья 9

По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступающими в силу в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Соглашения.

Статья 10

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Статья 11

Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.

Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не менее чем за 12 месяцев до выхода.

Депозитарием настоящего Соглашения является Республика Казахстан.

Депозитарий уведомляет в месячный срок всех участников настоящего Соглашения о выходе какой-либо Стороны из Соглашения.

Совершено в городе_______ 200_ года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в архиве Республики Казахстан, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Відповіді

  • 2003.09.19 | Доктор Про

    Шо це таке?

    > В едином регулирующем Органе ЕЭП решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала.

    Шо це таке? Як це визначити? Може це "мрія", "голод бажання", які також можуть бути значним економічним потенціалом :-).

    Чи це ВВП? Але, з точку зору, наприклад, Білорусі - толку з того, що в ВВП Росії ввійде, скжімо, перевезення жмені болтів з Владивостока в Смоленськ.

    Нєпанятно, однако...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.09.19 | Мартинюк

      А це називається просто - диктатура Москви.

      Очевидно що "економічний потенціал" буде вимірюватися нахрапом, якого звичайно у Москви набагато більше аніж в усіх інших "членів концесії".

      Тобто кількість ядерних боєголовок Росії, ефективність російської пятої колони в Україні , помножена на всілякі штучні борги та шкурні інтереси Кучми, визначить якийсь нікчемний пакетик голосів для України.
      Можна не сумніватися що Росія як мінімум отримає контрольний пакет цих голосів > 50%.

      Це абсолютно не має нічого спільного із схемою ЄС , де кожна держава має один голос, а рішення приймаються консенсусом.

      Взагалі треба бути повним дебілом навіть Лукашенку, аби таке підписувати.

      Мотиви Кучми прості - він знає що його керуванню цією державою приходить кінець і він її просто ліквідовує аби не дісталась комусь іншому ( в даному випадку Ющенку). При чому ця ліквідація окрім "політреформи" ще й набуває форми примітивної розпродажі .

      Кучма схоже й ЄС щось продав би, але там держав не скуповують, навіть по частинах.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2003.09.19 | Scubo

        Закон дозволяє американцям в такому разі пристрелити президента

        Дії Президента в цій ситуації підпадають під означення державної зради.
        Як Конституція, так і Закони США надають американським громадянам право самостійно вирішувати цю проблему - купити в магазині гвинтівку із снайперським прицілом і припинити антидержавну діяльність свого президента.

        Це якщо вже нема часу на проведення імпічменту.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2003.09.20 | Andrij

          Для початку можна закидати гнилими помидорами

          Енергію протеста варто спрямувати в агітацію за відставку та ув'язнення злочинця. Хоча гвинтівки теж потрібні, для самозахисту.
    • 2003.09.19 | пан Roller

      Re: Шо це таке? Нєпанятно, однако...

      Доктор Про пише:

      >
      > Чи це ВВП? Але, з точку зору, наприклад, Білорусі - толку з того, що в ВВП Росії ввійде, скжімо, перевезення жмені болтів з Владивостока в Смоленськ.
      >
      > Нєпанятно, однако...

      18-09-2003 14:01, пан Roller
      Интересно,Україна буде мати тільки 10% голосів. А Росія 83%.

      Версія до друку // Відповісти // Тема повністю // Редагувати // Стерти // переглядів: 25 // URL: http://maidan.org.ua/n/free/1063882908

      Олег Непокора пише:

      >

      > Василь Зілгалов

      >

      > Бо ж не можна підписувати документ, з яким погоджується там на 1/5, на 1/6 чи на 1/10?

      >

      > Юлія Тимошенко

      >

      > Україна буде мати тільки 10% голосів. А Росія буде мати, по підрахункам, які зроблені на базі цієї угоди, від 70 до 83%.


      переглядів: 25 // URL: http://maidan.org.ua/n/free/1063882908
  • 2003.09.19 | Майдан

    Суто по московськи - ЄЕП сам собі закон !

    Статья 6

    Правовой основой обеспечения деятельности в рамках ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом законодательств Сторон в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.09.19 | Правник

      Це і по-кучмоїнівськи - чи не всі держоргани

      традиційно самі для себе пишуть інструкції, положення і тому подібну фуйню, часто-густо "корегуючи" закони.
  • 2003.09.19 | пан Roller

    Евроремонт по госстандартам.

    Мартинюк пише:
    >

    Соглашение о формировании Единого экономического пространства (проект)


    >
    >
    >
    > > Соглашение о формировании Единого экономического пространства (проект)
    >
    > > >
    >
    > >
    >
    > >
    > согласились о нижеследующем:
    >

    >
    > > >
    > Статья 2
    >
    > Поэтапное решение задач углубления интеграции будет обусловлено выполнением Сторонами принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:
    >
    > >
    > - унификация принципов разработки и применения технических регламентов и

    стандартов, санитарных и фитосанитарных норм,



    >

    > Евроремонт по госстандартам.Советские "стандары" меняются каждые три месяца.Если бы они еще и выполнялись.

    Как это?
    Дюймовая резьба на метрический болт?

    Теперь у нас будет одинаково чисто приготовленная вода.Конская колбоса высшего качества.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.09.19 | Dworkin

      Это болт с левой резьбой на хитрую ж*пу. ;)

      пан Roller пише:
      > > - унификация принципов разработки и применения технических регламентов и

      стандартов, санитарных и фитосанитарных норм,


      >
      > Как это?
      > Дюймовая резьба на метрический болт?
      >
      > Теперь у нас будет одинаково чисто приготовленная вода.Конская колбоса высшего качества.

      Нет, это рельсы так и останутся на х** шире ;)

      Чтобы бронепоезда ЕС не так быстро переправлялись бы на просторы СНГ ;))

      А если серьезно, то для интерграции промышленности стандартизация это имеет огромную важность. Это я вам как технарь говорю. Если стандарты Европеские, то промышленность "подстаивается" под Европу. Если Российские - под Россию :)

      Причем это уже не будет зависеть не только от ВР, но и от Кабмина. Есть соответсвующие комитеты, подкупить или повлиять на которые гораздо проше, чем на Кабмин или тем более ВР.
  • 2003.09.19 | Майдан

    Напередодні ЄЕП: Кучма проти дипломатів

    Напередодні ЄЕП: Кучма проти дипломатів

    Євгенія Полякова, УП , 17.09.2003, 20:06



    Саміт СНД, який відкривається у четвер в Ялті, ознаменується підписанням договору про Єдиний економічний простір. Україна здійснює новий зовнішньополітичний прорив – всупереч категоричній позиції "проти", яку зайняли численні українські дипломати. Час від часу листи такого змісту українські міжнародники відправляють керівництву держави.

    Автором чергової "ноти протесту" став Антон Бутейко, посол України у Румунії. На початку вересня він звернувся з листом до Кучми, Литвина та Януковича щодо ЄЕП. У ньому посол закликає "не робити історичної помилки" з ЄЕП.

    "Участь України в ЄЕП, навіть з будь-якими застереженнями, в коротко- і середньостроковій перспективі поставить однозначний хрест на її рухові до ЄС", - пише Бутейко. А у довгостроковій – ЄЕП поставить "величезну кляксу на сторінку відносин з ЄС", додає дипломат.

    Багатий досвід міжнародного юриста Бутейка (всі свої місця роботи він виклав у листі, що зайняло майже четверту частину тексту) підказує йому:

    Антон Бутейко був призначений послом у Румунії у грудні 2000 року. До того Бутейко рівно рік пропрацював послом України у США. За однією версією, він був відкликаний через "провалене" голосування за Кучму на президентських виборах на американських дільницях. За другою – за неналежну підготовку візиту новообраного президента Кучми до США. Протягом трьох років – з 1995 по 1998 – був першим заступником міністра закордонних справ


    "Зміст документів по ЄЕП не містить жодних нових суттєвих елементів у порівнянні з тими, що просувалися Москвою з 1992 з метою повернути Київ на свою політичну орбіту".

    "Москва висувала такі вимоги на переговорах про Статут СНД, договір про Економічний союз СНД, про Євразійський союз вугілля і сталі, про ЄврАзЕС і под.", - нагадує він. У 2003 році жодних нових "переконливіших" аргументів на користь схвалення "підфарбованих часом російських конструкцій" не з'явилося.

    "Положення угоди й концепції ЄЕП суперечать національним інтересам України і не дозволяють вирішити жодної з існуючих суттєвих торговельно-економічних проблем україно-російських відносин. Економічний розбій, що практикувався Росією шляхом збору до своєї казни ПДВ на експорт в Україну при одночасних зборах ПДВ на український імпорт, вилучення чисельної групи товарів з цивілізованого режиму нормальних торговельних відносин не зупиняться з участю України в ЄЕП".

    Дипломат вважає, що якби Росія справді хотіла "цивілізованих відносин", то не застосовувала б до України "дискримінаційний торговельний режим".

    У листі посла чимало літературних прийомів, типу метафор та історичних ремінісценцій: "Членство в ЄЕП поставило б Україну в положення бранця московських інтересів", та "подібна помилка у свій час була зроблена Богданом Хмельницьким..."

    "Закликаю вас не робити історичної помилки і не допустити підписання згаданих угоди та концепції ЄЕП, не накидати нового ярма на шию українського народу", - завершує листа до Кучми Бутейко.

    Інший документ, що прийшов на адресу Кабміну, – лист від Романа Шпека.
    Представник України в Європейському Союзі називає підписання угоди про ЄЕП "поверненням до Радянського союзу" та "другим розподілом Європи".

    У зверненні Шпек, посилаючись на підручники та видання з питань європейської та економічної інтеграції, заявляє: ЄЕП із завізованого Азаровим проекту угоди України, Росії, Білорусії та Казахстану – це ніяка не зона вільної торгівлі, а набагато глибша інтеграція.

    Роман Шпек – представник України в Європейському союзі. У 1993-95 був міністром економіки, потім до 96-го року – віце-прем'єр-міністром з питань економіки. З 1996 по 2000 рік Шпек очолював Національне агентство з реконструкції та розвитку і Національне агентство з розвитку і європейської інтеграції. Також головував у комісії з розробки Концепції державної промислової політики на 1996-2000 рік. Був представником України у Виконавчій раді Програми розвитку ООН у 1996-2000 році.


    Як відомо, у документах ЄЕП першим завданням Єдиного економічного простору називається "формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки".

    Шпек пише Януковичу, що ТАКЕ визначення "зони вільної торгівлі", яке міститься в угоді ЄЕП, "суперечить загальноприйнятому у світовій практиці визначенню зони вільної торгівлі та є насправді прямим повторенням загальноприйнятого у світовій практиці визначення митного союзу".

    "Як свідчить світова практика, запровадження митного союзу зумовлює незворотні інтеграційні процеси, призупинення яких або неможливе, або супроводжується соціальними, політичними та економічними катаклізмами", - зауважує у листі Шпек.

    "Прийняття такого важливого рішення як створення митного союзу є поворотним моментом в історії будь-якої країни", - нагадує він. Шпек додає, що якщо країна ввійде у цей митний союз, то це "виключає теоретично членство України в ЄС і використання Україною статті 49 Договору про ЄС".

    "У цьому випадку Україна може вступити в ЄС виключно з іншими учасниками ЄЕП". Шпек нагадує, що Євросоюз не "має жодних стосунків з Білоруссю, не розглядає навіть теоретичну можливість вступу Росії в ЄС".

    "Якщо у дуже віддаленій перспективі теоретично окремі політики можуть поставити питання про можливість членства цих двох країн в ЄС, то все одно за умови створення ЄЕП це [вступ України до ЄС] буде неможливо, оскільки іншим членом ЄЕП є Казахстан, який географічно не належить до Європи і не може скористатися статтею 49 Договору про ЄС".

    Ще на одному важливому моменті наголошує Шпек. "Функції та роль органів ЄЕП значно перевищують роль органів міжнародних організацій чи навіть організацій регіональної інтеграції на зразок МЕРКОСУР, де всі рішення, без винятку, ухвалюються на міжурядовому рівні без передачі повноважень регулюючому органу".

    У висновках представництва України при ЄС чітко зазначено, що "існуючий проект угоди ЄЕП суперечить основам зовнішньої політики України, указу президента "Про стратегію інтеграції України до ЄС", ряду інших нормативних, законодавчих актів України, спрямованих на інтеграцію до ЄС, Угоді про партнерство та співробітництво між Україною та ЄС, національним інтересам України".

    А підписання Україною угоди ЄЕП "зумовить значне погіршення міжнародного положення України, її іміджу, і може мати інші непередбачувані, негативні внутрішні та зовнішні наслідки для України, аж до втрати національного суверенітету".

    Проте до слів Шпека наразі, очевидно, ніхто не планує дослухатися. І листа Бутейка теж пропустять повз вуха. Незважаючи на те, що Румунія є нашим стратегічним партнером, а ЄС – взагалі наша мрія.

    Якщо ж ставлення послів до ЄЕП є різко негативним, то позиція їх формального патрона – міністра закордонних справ – є скоріше обережною.

    Під час першого випробування вогнем, Грищенко, як справжній професіонал, не сказав ні "так", ні "ні" ЄЕП. А просто "заговорив" проблему.

    Мовляв, "це питання, у якому переплелися багато факторів, пов'язаних, як із зовнішньою, так із внутрішньою політикою", і "з формально-правової точки зору документ можна удосконалювати". І що "важливо втримати баланс інтересів", а тому "підписання угоди із застереженнями надасть нам необхідний правовий захист і одночасно створить реальні можливості для формування зони вільної торгівлі".

    Схоже, що ЄЕП таки є тестом-перевіркою для Грищенка - чи утримається він зі своїм європейським курсом у кріслі міністра, чи йому "доведеться виконувати певні обіцянки, можливо, дані ним для того, щоб призначення на посаду міністра закордонних справ стало реальністю", як це підозрювало "Дзеркало тижня".

    Для попередника Грищенка Анатолія Зленка Єдиний економічний простір взагалі став "лебединою піснею". За декілька тижнів до звільнення міністр отримав "по шапці" від анонімного російського дипломата за те, що глава українського МЗС "категорично" відкинув можливість створення у рамках ЄЕП наднаціонального органу.

    Тоді російський дипломат навіть порекомендував Кучмі "скористатися українським законодавством у відношенні осіб, що досягли граничного віку перебування на держслужбі й відправити дипломата на пенсію".

    Ще у книзі "Дипломатія і політика", яка була презентована за тиждень до відставки, колишній голова МЗС вказав на різночитання домовленостей щодо ЄЕП Україною та Росією.

    "Україна пішла на цю домовленість, оскільки сприймає її у ключі загальносвітової тенденції лібералізації ринків, а також як шанс відновити зруйновані економічні зв'язки між пострадянськими країнами.

    Минуло менше місяця – і з'ясувалося, що Росія бачить цю домовленість у прив'язці до іншої мети – запровадження російського рубля як спільної валюти чотирьох країни. Впадає в око, що така політика трохи нагадує стару радянську практику продавати товар "у навантаження до іншого", - пише у мемуарах Зленко.

    Всі ці аргументи не могли пройти повз Кучму, бо були адресовані також і йому. Але він непохитний в бажанні поставити підпис під угодою ЄЕП. Після 18 вересня буде видно, чи правий інший досвідчений дипломат, перший заступник міністра закордонних справ Олександр Чалий. Який про угоду ЄЕП у контексті проголошеної інтеграції до ЄС сказав: "двох інтеграцій жодна країна світу одномоментно допустити не може – це як квадратура кола, суперечність сама у собі".
  • 2003.09.19 | Майдан

    Текст прес-конференції чотирьох президентів у Ялті.

    Після ЄЕП: У Путіна нервовий крик. У Лукашенка розв'язався язик. У Кучми трясуться пальці

    www.ПРАВДА.com.ua , 19.09.2003, 16:31



    В ноги треба вклонитися керівництву рідного УТ-1! Бажання в прямій трансляції показати Леоніда Даниловича на гребні інтеграційних зусиль всередині СНД вилилися в годину сумного видовища загнаного президента.

    Прес-конференція президентів СНД в Лівадійському палаці вийшла за рамки стриманого спілкування з пресою. Пострадянські лідери перенесли напруження з кімнати переговорів на публіку. Президенти не стрималися, і напруга вилилося в їх поведінку на прес-конференції.

    Завдяки прямому ефіру можна було побачити рівень відносин між Росією і іншими учасниками, чого насправді хоче Лукашенко, і що довелося пережити напередодні Кучмі.

    Всі, хто включив телевізор в п'ятницю вдень, міг пересвідчитися – Путін на прес-конференції просто кричав. Він обурювався. Виговорившись, Путін полегшено відкинувся на спинку крісла. Свою поведінку він не пояснював словами, але загальне враження обдурити не може – привселюдно його вивела з рівноваги поведінка України. Яка підписала договір ЄЕП з поправками.

    Коли Кучма почав відповідати на питання журналіста, у нього тряслися руки. Це також могла бачити вся країна. Намагаючись заспокоїтися, від в пальцях крутив канцелярську скріпку.

    Від хвилювання Кучма навіть переплутав фразеологізм: президенту України краще мати горобця в руці, а не синицю в небі. Він також докорив Лукашенку в тому, що той розбовкав журналістам історію створення ЄЕП – все починалося у Путіна вдома. У свою чергу Лукашенко виступив з ще більш різкою критикою на адресу Кучми.

    "Українська правда" публікує транскрипти відповідей президентів на питання про ЄЕП у ході прес-конференції в Ялті.

    Почався цей парад відвертощів після запитання білоруського журналіста: Чи "Не повторить ЄЕП долю СНД?". Всі четверо президентів переглянулися.

    Президент Росії Володимир Путін: C кого бы вы предпочли начать?

    Журналіст: По вашему усмотрению...

    (Пауза, президенти кивають один на одну)

    Президент Росії Володимир Путін:

    Над этим документом наши эксперты работали в течение нескольких месяцев. Как вы знаете, фактическим инициатором подготовки ЕЭП был Казахстан. Вообще должен сказать, что Казахстан проявляет устойчивое стремление к решению насущных проблем наших экономик на пути интеграций, за это мы должны быть Казахстану благодарны.

    Я не считаю, что этот документ носит общий характер. Действительно, эти документы носят избыточно общий характер. Они действительно в значительной степени рамочные документы, но это все-таки очень хорошая база для решения экономических проблем сообща.

    Я посмотрел комментарии политических деятелей, некоторых экономистов, дипломатов. К сожалению, практически отсутствуют профессиональные комментарии по этим вопросам. Создается впечатление, что люди, которые комментируют эти документы, либо не читали их вообще, либо читали через строчку. Главным образом высказываются те, которые делают это по конъюнктурным, политическим соображениям, не сообразуясь с национальными интересами!

    Я глубоко убежден, что это нужные документы, что они выверены, и соответствуют уровню сегодняшней интеграции. Почему мы на это пошли? Потому что те рамки, которые были изначально заданы в рамках Содружества Независимых Государств, к сожалению полностью не учитывает разные возможности наших стран при интеграционных процессах.

    На что нацелены те документы, которые мы сегодня подписали? Во-первых, это документы, лежащие исключительно в плоскости экономического взаимодействия. Они направлены на то, чтобы снизить инфраструктурную нагрузку при производстве, транспортировке и реализации товаров промышленности и товаров сельского хозяйства.

    Это должно привести и обязательно приведет, если мы будет действовать последовательно, к повышению конкурентоспособности наших товаров на мировом рынке. Эти документы направлены на то, чтобы облегчить товаропроизводительность участниками ранка, взаимодействие друг с другом на пространстве четырех государств.

    При этом, конечно, мы учитывали и экономические, и политические особенности каждой из договаривающихся сторон. В том числе и Украины, и я думаю, что президент Украины об этом скажет.

    В самих документах заложены эти особенности. Мы пошли на этот разноуровневый характер, имея в виду, что принципы остаются общими. И российская сторона удовлетворена как качеством подготовленных документов, так и тем, что сегодня состоялось их подписание.

    Что касается оговорки, то мы обсуждали это перед подписанием. Президент Украины нас об этом проинформировал. По сути, это ни в чем не выхолащивает содержание. Речь идет о том, что подписанные документы не должны противоречить Конституции Украины. Уверяю вас, они не противоречат Конституции России. А противоречат ли они Конституции Беларуси или Казахстана, думаю, об этом скажут сами президенты. Думаю, что вряд ли.

    Спасибо за внимание.

    Президент Казахстану Нурсултан Назарбаєв:

    Президент России предельно четко вам рассказал суть принятых решений и задач. Я хотел бы сам просто добавить, что подписание документов ЕЭП ни в коем случае не разрушает СНГ, как некоторые считают. Наоборот, эти государства, которые имеют взаимодополняющую экономику, и это большая часть экономики СНГ, имеют общие транспортные коммуникации, могли бы, приняв все документы, показать пример остальным государствам интеграции.

    В документе записано, что это не закрытая организация, а открытая для вступления других, но после того, как в четверке будут приняты все документы.

    Мы сделали первый шаг, теперь предстоит дальнейшая работа группы высокого уровня и ратификация до Нового Года, а в следующем году наступает период, когда мы будем сближать и унифицировать законодательство – таможенное, налоговое, тарифное и так далее. Если четверка сделает, а мы исполнены воли, что бы сделать, то это будет очень важный конкретный шаг в деле реальной интеграции наших государств, на благо наших экономик и наших народов.

    Президент України Леонід Кучма:

    Уважаемые друзья! Я ни на минуту не сомневался, пописывая сегодняшние документы, что это в национальных интересах Украины. К большому сожалению, особенно это касается Украины, которая, по признанию многих моих коллег, самая заполитизированная республика на территории бывшего Советского Союза.

    И я тут поддерживаю Владимира Владимировича, что многие политики, которые так рьяно выступали против подписания этого документа, его и не читали. А им не надо было читать! Им просто надо очередной повод, чтобы информационно поработать на самих себя.

    Но самое интересное, я прошу журналистов наблюдать, а потом сказать - я прав или нет – многие политики, которые выступали против расширения сотрудничества в рамках четырех, в первую очередь прибегут в Москву, и будут просить их поддержать на очередных президентских выборах. И там будут декларировать абсолютно другое!

    Президент Росії Володимир Путін:

    Уже просят!

    Президент України Леонід Кучма:

    Уже просим... (в цей момент Путін почав усміхатися і похлопав Кучму, який сидів ліворуч)

    В документах все согласно Конституции, тут сомнений никаких нет. А если кто-то считает, что это какое-то замечание, нет! я думаю что тут больше политики, чем всего другого.

    А в условиях, что наши экономики сегодня развиваются хорошо… В условиях того, что европейские рынки закрыты для нас… Люди добрые, кто ж должен даром отдавать это дяде! Так вот я вам говорю, что лучше сегодня воробей в руках! Нам все синицу предлагают, а я хочу воробья не потерять! (стучит по столу)

    Вот, исходя из этого, мы идем вперед, а не стоим на месте. Спасибо.

    Президент Білорусі Олександр Лукашенко:

    Вы меня, конечно, извините, Леонид Данилович, несколько удивило заявление...

    Леонід Кучма: в небе журавль! Это я от волнения...

    Олександр Лукашенко: Меня несколько удивило заявление Леонида Даниловича – слава Богу, что он волнуется – что кто-то тут уже в Москву едет… Портфель просит президента, поддержки. У нас есть президент в Украине, и он еще долго будет. Мы так думали. А то вдруг... это равносильно тому, что уже президент там меняется. Но это так, реплика...

    Значит, по поводу вопроса: наше соглашение и судьба СНГ, не повторим ли мы судьбу. Я сегодня боюсь накликать еще раз укоры и упреки своих коллег, но Владимир Владимирович только что сказал о предыстории, но он, наверное, подзабыл главное. Если он не будет против, я напомню одну вещь.

    Когда мы в первый раз вели переговоры о глубокой интеграции, интеграции высокого уровня, реальной интеграции экономической, он нас пригласил к себе домой. Всех четверых. И первый документ, первые строчки, которые были написаны тогда нами в его загородной резиденции, были написаны им лично! В нашем присутствии. И тогда, я как сейчас помню, он сказал: "Слушайте, мужики, давайте хоть что-нибудь реальное сделаем! Вот давайте!"

    У Нурсултана Абишевича тогда был визит официальный в Россию, он остался, подключился к нашим переговорам. И тогда все говорим: "Да, все! Отрубаем! Давайте сделаем что-то реальное и договоримся о реальной интеграции!".

    Это было конкретное предложение Владимира Владимировича Путина, на что Нурсултан Абишевич и я сказали, что если мы только реализуем наш замысел (а тогда по замыслу мы определились, что это будет реальное экономическое пространство), мы создадим межгосударственный, наднациональный, координирующий орган, который по принципу Евросоюза будет определять основные правила деятельности этих четырех государств.

    И Нурсултан Абишевич тогда сказал, и я его поддержал, что если все нормально пойдет, как мы договорились, то можно и ЕврАзЭС распускать! Потому что мы решим в рамках четырех то, что никогда не смогли решить в рамках СНГ! Это так было у него дома. Вот мы и начали...

    Леонід Кучма: Что ж ты все тайны рассказываешь!

    Олександр Лукашенко: Это не тайна! Какая же это тайна?! Коль уж собрались говорить откровенно, давайте будем говорить!

    Тогда был такой замысел. И я тогда сказал, что Беларусь, в принципе, может подписывать любой документ, поскольку мы значительно дальше продвинулись в сотрудничестве России и Беларуси. И это 90-95% решения экономических проблем республики Беларусь.

    Кончено, хотелось бы, чтобы мы более открыто работали с Украиной. Потому что это наша ближайшая соседка, с огромным потенциалом страна. И белорусская сторона пошла на разработку этого документа. Но всегда мы помнили о том, что мы не должны создать мини-СНГ, мы не должны повторить судьбу СНГ. И мы будем поддерживать этот документ, и стремиться к выработке реального, радикального документа.

    Что произошло? В результате работы над документом, по просьбе украинской стороны – я тут не критикую Леонида Даниловича, просто скажу со своей позиции – мы определили разноуровневую и разноскоростную интеграцию.

    То есть мы уже отошли от тех договоренностей. Нам надо не разные уровни, не разные скорости включать, а идти с одной скоростью и решать давно назревшие проблемы.

    Тем более, сейчас идет речь об оговорке Украины. Это право Украины. Я знаю позиции Леонида Даниловича. Да, политическое давление на президента Украины, наверное, велико, мы это вчера видели по телевизору.

    Но ведь 75%, даже выше, украинцев, как нас проинформировал президент Украины, сегодня выступают однозначно за эту экономическую интеграцию! Поэтому мне кажется, что перспектива полномасштабного присоединения к этому договору Украины, на лицо.

    Поэтому во имя этого будущего, Беларусь подписывает этот документ. Но пока с большими сомнениями, на тот результат и реализацию этого замысла, который мы когда-то наметили, будучи в Москве.

    Поэтому, Беларусь будет реально делать шаги только после реализации всех положений, соглашений и концепций всеми государствами. Россия, Украина, Казахстан делают реальные шаги вперед, и мы будем идти в ногу. Если пойдут опять оговорки и разные скорости и разные уровни – Беларусь этим заниматься не будет. Потому что это большие затраты и большая перспектива повторить судьбу СНГ.

    Вот что я хотел сказать в связи с этим по позиции Беларуси.

    Запитання - від журналіста з Киргизії: як можуть вступити до зони вільної торгівлі ЄЕП ті країни, які вже стали членами СОТ

    Леонід Кучма:

    Однозначный ответ на ваш вопрос трудно дать по простой причине: действительно, если все мы в разное время вступаем в ВТО и с разными обязательствами, то при создании полномасштабной зоны свободной торговли это может быть использовано против кого? Абсолютно не секрет: через эту страну, как Владимир Владимирович говорил, пойдут товары в Российскую Федерацию.

    Все мы сегодня четко понимаем – мы все там будем. Однозначно – мы все будем членами этой организации мировой, мы все будем играть по тем правилам, которые есть там. Других правил существовать не будет.

    Но в то же время, учитывая эту ситуацию, мы четко должны найти те механизмы, которые бы защитили наши внутренние рынки. Хотя я сегодня приводил пример Молдовы… Молдова, наш сосед – член ВТО. Скажу, что мы от этого не страдаем.

    Может, после того, как мы сегодня об этом поговорим, сразу найдутся предприниматели, которые используют это дело. Хотя примеры такие уже есть. Надо просто с умом ко всему подходить.

    Питання Путіну: чого було більше на переговорах в Ялті – економіки або політики?

    Володимир Путін:

    Экономики было больше. Хотя мы уделили много места вопросам политического взаимодействия. (…) Что касается зоны свободной торговли – считаю, что она возможна, даже при вступлении отдельных стран в ВТО. Но наша позиция здесь известна. Зона свободной торговли возможна с учетом интересов договаривающихся сторон, а это может быть достигнуто в результате соответствующих оговорок и изъятий из зоны свободной торговли.

    Останнє питання: про те, чи може наднаціональний орган в ЄЕП привести до втрати певних державних повноважень Укаїни і відновлення СРСР?

    Володимир Путін:

    Что я думаю, что создание регулирующего органа может привести к возрождению Советского Союза? Я думаю, это полная чушь! Это – несуразица, это – сапоги в смятку! Люди даже не понимают, о чем говорят. Так и хочется спросить: "Сказал? Сказал! Сам-то понял, что сказал?" Уверен, что не понимают.

    Вы знаете, эта страница (СССР) – она была очень сложная в истории наших народов. Она была и героической, созидательной, она была и трагической. Но она перевернута. Все! Поезд ушел.

    Теперь мы должны думать о дне сегодняшнем и о будущем наших народов. Если мы будем подходить ответственно к этому, мы будем собирать весь позитив, который нам достался от предыдущих поколений. Они много сделали, чтобы мы могли жить сегодня и растить своих детей завтра. Нельзя все сбрасывать все метлой на помойку.

    Все наши действия по ЕЭП нацелены на решение именно этой задачи – обеспечению эффективного развития экономик наших государств. Мы не говорим о наднациональных органах. Кстати, в соответствии с позицией Украины мы перешли на другую терминологию – на "регулирующие органы".

    Вот мы сегодня все говорим и в Украине, и в России, и в других странах СНГ о евроинтеграции и о евроориентированности. А почему? А потому что там экономика развивается прилично и люди живут хорошо.

    И нам так хочется жить. Но там люди принимают ответственные решения, не занимаются политиканством! Они-то как раз и приняли решение в свое время создать наднациональные органы регулирования, подписали Римский договор.

    И перестали сопли жевать из года в год. А начали работать. Отбросив амбиции и национальное чванство. Или шовинизм, что был присущ России. У нас и сейчас есть желающие поспекулировать на этой теме. Надо реально смотреть, что происходит в мире и в наших странах. И двигаться вперед! У нас есть для этого все! И мы полны решимости это делать.

    Леонід Кучма:

    Трудно не согласиться с Владимиром Владимировичем.

    Вы знаете, может быть, не совсем корректно, но я хочу вам задать вопрос: Франция, Германия, и другие страны, которые есть членами Европейского Союза, что, потеряли свое лицо? В области в том числе и внешней политики, и даже с введением евро, и в том числе единой валюты? Вряд ли кто скажет, что так.

    Теперь скажите…. Да у нас сегодня есть наднациональный орган – как кто-то любит выражаться такими определениями – в рамках СНГ! У нас же есть исполнительный комитет, которому передали часть функций. Что, кто-то в Украине от этого страдает?
  • 2003.09.19 | Майдан

    Угода та Концепція про формування ЄЕП ( те що прийнято)

    Угода та Концепція про формування Єдиного економічного простору


    Документ распространяется администрацией президента Украины

    Соглашение о формировании Единого экономического пространства

    Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина, именуемые далее Сторонами, стремясь содействовать экономическому и социальному прогрессу своих народов, повышению уровня их жизни;

    движимые стремлением укрепить экономики Сторон и обеспечить их гармоничное развитие, последовательно проводя экономические реформы для дальнейшего углубления многостороннего экономического сотрудничества и усиления интеграционных процессов путем достижения взаимовыгодных договоренностей по формированию Единого экономического пространства (далее – ЕЭП);

    признавая при этом право Сторон определять свое участие в процессе формирования ЕЭП с учетом их готовности к дальнейшему углублению интеграционных процессов;

    подтверждая дружественные отношения, связывающие государства и народы, желая обеспечить их процветание, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права;

    принимая во внимание Заявление Президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины от 23 февраля 2003 года;

    согласились о нижеследующем:

    Статья 1

    С целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономик Сторон и повышения уровня жизни населения Стороны приступают к процессу формирования ЕЭП.

    Под Единым экономическим пространством Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

    Стороны стремятся содействовать:

    развитию торговли и инвестиций между Сторонами, обеспечивающему устойчивое развитие экономик Сторон на базе общепризнанных принципов и норм международного права, а также правил и принципов ВТО;

    укреплению единства и развитию экономических потенциалов, а также повышению конкурентоспособности экономик Сторон на внешних рынках.

    Статья 2

    Поэтапное решение задач углубления интеграции обуславливается выполнением Сторонами принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:

    формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;

    унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

    гармонизация макроэкономической политики;

    создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

    гармонизация законодательств Сторон в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;

    формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

    Статья 3

    Стороны в соответствии с указанными в статьях 1 и 2 настоящего Соглашения целями и задачами осуществляют мероприятия, предусмотренные Концепцией по формированию Единого экономического пространства, прилагаемой к настоящему Соглашению и являющейся его неотъемлемой частью.

    С целью реализации настоящего Соглашения Стороны разработают Комплекс основных мер по формированию Единого экономического пространства.

    Статья 4

    Координация процессов формирования и функционирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, структура которых формируется с учетом уровня интеграции.

    Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.

    Осуществление координации и управления формированием и функционированием ЕЭП на межгосударственном уровне обеспечивается Советом глав государств (далее – СГГ).

    Количество голосов каждого государства-участника в рамках СГГ распределяется исходя из принципа «одно государство – один голос». Решения СГГ принимаются консенсусом.

    Стороны учреждают единый регулирующий орган ЕЭП, которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми Сторонами.

    В едином регулирующем органе ЕЭП решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов устанавливается на основе соглашения Сторон.

    Любая Сторона имеет право внести в СГГ предложение о пересмотре решения единого регулирующего органа ЕЭП.

    Отдельным международным договором будет предусмотрен механизм компенсации, если принятое решение наносит существенный экономический ущерб одной или нескольким Сторонам.

    Статья 5

    ЕЭП формируется поэтапно, с учётом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.

    Переход от одного этапа к другому осуществляют те Стороны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства.

    Стороны присоединяются к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП, по мере готовности. При этом каждая Сторона должна соблюдать согласованную последовательность присоединения к таким международным договорам. Ни одна из Сторон не может препятствовать другим Сторонам ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции.

    Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме.

    Статья 6

    Правовой основой обеспечения формирования и функционирования ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом законодательств Сторон и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

    Статья 7

    Споры и разногласия между Сторонами относительно толкования и/или применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.

    Статья 8

    Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, на условиях, согласованных со всеми Сторонами настоящего Соглашения.

    Для присоединяющегося государства настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего уведомления Сторон о согласии на такое присоединение.

    Статья 9

    По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступающими в силу в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Соглашения.

    Статья 10

    Настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

    Статья 11

    Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.

    Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не менее чем за 12 месяцев до выхода.

    Депозитарием настоящего Соглашения является Республика Казахстан.

    Депозитарий уведомляет в месячный срок всех участников настоящего Соглашения о выходе какой-либо Стороны из Соглашения.

    Совершено в городе ___________, «___»_______________ 200_ года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в архиве Республики Казахстан, которая направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.


    За Республику Беларусь
    За Республику Казахстан
    За Российскую Федерацию
    За Украину

    ______________________________________________
    Концепция формирования Единого экономического пространства

    Концепция формирования Единого экономического пространства (далее – Концепция) представляет собой программу мер по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (далее – государства-участники) с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества.

    Под Единым экономическим пространством (далее – ЕЭП) государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.

    I. Цели и задачи

    Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

    Государства-участники стремятся содействовать:

    развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;

    созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

    интеграции и наращиванию экономических потенциалов государств-участников в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках.

    Поэтапное решение задач углубления интеграции обуславливается выполнением государствами-участниками принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:

    формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;

    унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

    гармонизация макроэкономической политики;

    создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

    гармонизация законодательств государств-участников в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;

    формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

    II. Основные принципы

    Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

    Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

    Принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает формирование общих правил и подходов для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг ЕЭП.

    Принцип обеспечения свободного движения капитала предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности.

    Принципом обеспечения свободного движения рабочей силы является обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.

    Принцип проведения согласованной макроэкономической политики обеспечивает конвергенцию макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен, в первую очередь – на энергоносители, и тарифов на услуги естественных монополий.

    Принципы проведения общей политики по отдельным отраслям предполагают заключение секторальных соглашений, разработанных в развитие Соглашения о формировании Единого экономического пространства.

    ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.

    Разноскоростная интеграция означает, что каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору, что приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.

    Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях оно будет принимать участие и в каком объеме. Государство имеет возможность присоединиться к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП, по мере готовности.

    При этом государство должно соблюдать согласованную последовательность присоединения к перечню международных договоров. Для присоединения государств к действующим в рамках ЕЭП международным договорам требуется согласие всех государств-участников этих международных договоров. Это правило распространяется на функционирование основных принципов и условий ЕЭП, определяемых настоящей Концепцией.

    Переход от одного этапа формирования ЕЭП к другому осуществляют те государства-участники, которые выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства.

    Объем преимуществ, предоставляемых государствами-участниками друг другу, определяется соглашениями по формированию ЕЭП, участниками которых они являются.

    Неучастие или частичное участие какого-либо государства-участника в отдельных направлениях развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях не должно являться препятствием для остальных государств-участников в осуществлении указанных направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях.

    Более поздние сроки присоединения какого-либо государства-участника к отдельным направлениям развития интеграции или отдельным интеграционным мероприятиям не меняют его статуса участника ЕЭП.

    Учитывая различные степени интеграции государств-основателей ЕЭП (Российская Федерация и Республика Беларусь – Союзное государство, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан – члены ЕврАзЭС), сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции определяются каждым государством-участником самостоятельно.

    Завершение формирования зоны свободной торговли является первоочередным и базовым этапом формирования ЕЭП.

    ЕЭП формируется с учетом таких принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность, отсутствие дискриминации, правовая гарантированность, сопряженность целей, ответственность за принятые обязательства, транспарентность.

    III. Основные направления формирования Единого экономического пространства

    ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза.

    Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объеме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

    Формирование ЕЭП подразумевает осуществление следующих основополагающих мероприятий:

    установление для товаров торгового режима без изъятий и ограничений на базе:

    - реализации комплекса мер по завершению создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предусматривающей свободное перемещение товаров и услуг на базе единых правил конкуренции и применения субсидий, проведения согласованной политики в области тарифного и нетарифного регулирования;

    - формирования общего таможенного тарифа;

    - определения единых правил конкурентной политики, регулирования естественных монополий, в том числе обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий, субсидирования и иных форм государственной поддержки;

    - унификации мер нетарифного регулирования на основе норм и правил ВТО, создания унифицированного порядка их применения в отношении третьих стран;

    - неприменения тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

    - унификации торговых режимов государств-участников по отношению к третьим странам;

    - упрощения порядка таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах с последующей их отменой на завершающем этапе;
    - унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

    - либерализация режимов доступа на рынок услуг, постепенное устранение имеющихся здесь барьеров и ограничений;

    - согласование условий для создания благоприятного климата для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли и производства;

    - проведение единой политики в области охраны прав интеллектуальной собственности;

    - гармонизация принципов налогообложения, в том числе переход на согласованные принципы взимания косвенных налогов без изъятий, недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителей;

    - создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах, последовательной либерализации валютной политики, согласования механизма установления валютных курсов национальных валют, формирования действенной платежной системы, повышения степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств-участников;

    - создание общего рынка труда со свободным передвижением граждан государств-участников;

    - принятие мер по правовому оформлению и обеспечению формирования ЕЭП;

    - разработка механизма принятия и обеспечения выполнения принимаемых решений.

    Выполнение вышеуказанных мероприятий обеспечивается посредством реализации Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства.

    IV. Взаимодействие при проведении переговоров по присоединению к ВТО

    Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учетом норм и правил ВТО.

    Исходя из того, что государства-участники находятся на различных этапах переговорного процесса по присоединению к этой организации, необходимо выработать механизм согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции. Данный механизм может предполагать:

    проведение ежеквартальных консультаций для обсуждения хода переговоров о присоединении к ВТО;

    присоединение государств-участников к ВТО на согласованных условиях.

    Государства-участники самостоятельно выбирают конкретные формы механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО.

    В случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно будет:

    содействовать скорейшему присоединению к ВТО других государств-участников;

    воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

    V. Институциональные основы формирования Единого экономического пространства и порядок принятия решений

    Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учетом уровней интеграции.

    Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий государств-участников единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.

    Осуществление координации и управления формированием ЕЭП на межгосударственном уровне будет обеспечиваться Советом глав государств- участников (далее – СГГ).

    Количество голосов каждого государства-участника в рамках СГГ распределяется исходя из принципа «одно государство – один голос». Решения СГГ принимаются консенсусом.

    Государства-участники учреждают единый регулирующий орган (Комиссия), которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми государствами-участниками.

    Комиссия начинает свое функционирование с момента введения общего таможенного тарифа или единых правил конкуренции в зависимости от того, что вводится раньше. По мере развития и углубления интеграционных процессов полномочия единого регулирующего органа соответственно расширяются.

    В Комиссии решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждого из государств-участников определяется с учетом его экономического потенциала. Распределение голосов и процедура голосования устанавливаются на основе соглашения государств-участников.

    Основными полномочиями СГГ являются:

    определение перспектив дальнейшей интеграции в рамках ЕЭП;

    контроль за выполнением Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства;

    обеспечение применения и соблюдения основных принципов и мер, принимаемых для формирования ЕЭП;

    выработка торгово-экономической политики в отношении третьих стран;

    принятие решений о приеме новых членов в ЕЭП;

    постановка задач по унификации таможенно-тарифной и конкурентной политики государств-участников ЕЭП и рассмотрение докладов Комиссии;

    принятие иных решений по принципиальным вопросам функционирования ЕЭП.

    Для обеспечения надлежащего функционирования и развития ЕЭП Комиссия в рамках своей компетенции:

    обеспечивает реализацию целей и задач ЕЭП;

    принимает решения и дает заключения по вопросам, связанным с достижением целей и выполнением задач ЕЭП;

    разрабатывает проекты нормативных правовых актов, методические материалы и другие документы, необходимые для достижения целей и выполнения задач ЕЭП;

    осуществляет иные полномочия.

    VІ. Правовое, финансовое и информационное обеспечение

    Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом интересов и законодательств государств-участников, и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

    Принимая во внимание разноскоростной и разноуровневый характер интеграции, решения о завершении работы по подготовке проектов международных договоров и иных документов ЕЭП принимаются, если соответствующий проект согласован не менее, чем тремя государствами-участниками, на долю которых приходится не менее двух третей совокупного валового внутреннего продукта.

    Государства-участники признают необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ими международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. Данные документы должны содержать положения о недопустимости оговорок к ним.

    Финансирование органов ЕЭП осуществляется за счет долевых взносов государств-участников, пропорциональных числу голосов государств-участников в едином регулирующем органе.

    Для обеспечения функционирования ЕЭП формируется база данных, в которой концентрируется постоянно обновляемая информация экономического и правового характера.
    VII. Заключение

    ЕЭП открыто для присоединения к нему других государств при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и действующих в рамках ЕЭП, их соответствия установленным соглашением государств-участников макроэкономическим и институциональным критериям, и с согласия всех государств-участников.

    Любое государство-участник имеет право выхода из ЕЭП, предварительно урегулировав свои обязательства, принятые в рамках формирования ЕЭП.

    Со дня выхода государства-участника из ЕЭП обязательства других государств-участников перед этим государством-участником, вытекающие из заключенных в рамках ЕЭП международных договоров и принятых решений, утрачивают силу.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.09.19 | юрко

      Re: Угода та Концепція про формування ЄЕП ( те що прийнято)

      не думаю, що цей договір буде чимсь більш дієвим, ніж усі попередні договори. Тим більше, що в ньому вже закладена можливість власного вибору швидкості інтеграції. Мені виглядає, що там, де країні це буде не вигідно, "швидкість інтеграції", скажемо так, сповільниться до нуля і навпаки. А тому, що економіки країн цього "союзу" і далі у великій мірі є централізованими, а не ринковими, то це ще в більшій мірі зробить його недієвим.

      Отже, це - чергове мертвонароджене дитя бюрократів, викликане протекціоністською позицією ЄС, котра не відкрила свої ринки для країн-учасниць. Кожен учасник договору має своє розуміння мети його.

      Росія хоче тримати під політичним впливом колишні республіки совка, бо економікою тут і не пахне, вона й так має в принципі вільний доступ до ринків цих країн.

      Білорусія не має жодного шансу мати свою присутність на ринках ЄС, отже, вона економічно найбільше зацікавлена. Казахстан має негайні короткотермінові потреби, які думає вирішити цим договором, але він має завдяки родовищам нафти набагато кращі майбутні можливості, бо деякі з тих родовищ вже розробляють західні компанії.

      Україна має президента, котрий рятує свою шкіру і зовсім не має наміру при цьому поступитися владою на користь Росії. Отже, все це - дохла затія, учасники не мають якихось особливих спільних інтересів, що й виявилося у висловлюваннях на пресконференції.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2003.09.19 | Shooter

        Абсолютна згода (-)

  • 2003.09.20 | Andrij

    Re: Кучмі - зірочку Героя Росії

    Всі знають куди саме.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.09.22 | Scubo

      Двохголову і з задирками ...(-)



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".