МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Головна Проститутка (Chief Prostitute) Г. заломує пальці (/)

10/08/2003 | Морон
Як російська дамба в Керченській протоці не пустила мене на саміт "Україна-ЄС" у Ялті

Ліля Буджурова, для УП , 7.10.2003, 20:01



Ситуация, когда меня по сути лишили возможности работать на саммите "Украина-ЕС" - абсолютное Зазеркалье. По-другому это трудно оценить: журналиста фактически лишают аккредитации за то, что он просто выполнял свои профессиональные обязанности, попросив президента прокомментировать актуальное событие, имеющее огромную важность для страны.

Речь идет о ситуации в Керченском проливе, где с 29 сентября Россия, без уведомления украинской стороны, начала строительство дамбы по направлению к украинскому острову Тузла. К утру вчерашнего дня уже было известно, что МИД Украины выступил по этому поводу с протестом, а глава внешнеполитического ведомства вылетел в Москву, чтобы обсудить этот вопрос.

Было бы странно предполагать, что зная об этом, журналисты не будут пытаться получить комментарий от главы государства. Такая возможность представилась утром 6 октября, когда Леонид Кучма прибыл в Симферополь для участия в церемонии закладки капсулы в фундамент будущей украинской гимназии.

Еще до того момента, как он приехал на место события, журналисты поинтересовались у сотрудника пресс-службы президента, запланирован ли так называемый "подход" к прессе. Нам ответили, что подход не был предусмотрен программой, и тогда мы предупредили, что те не менее попытаемся задать главе государства вопрос о главном, на наш взгляд, событии этого дня.

Сначала реакция на это была вполне спокойная, но потом тот же сотрудник пресс-службы передал мне просьбу Алены Громницкой не задавать этого вопроса президенту. Как мне казалось, я тогда достаточно аргументировано объяснила, почему не могу этого обещать.

Через некоторое время меня попросила к телефону Громницкая и долго, апеллируя к моему профессионализму, убеждала, что я не должна задавать вопроса об острове Тузла президенту.

Аргументов было много, и главные из них: это "не мой уровень", проблемой занимается МИД, а Леонид Данилович пока не готов давать комментарий. На это я ответила буквально следующее: "Пусть МИД занимается своим делом, ты - своим и я – своим. Я буду как журналист задавать вопросы о событии, которое всех волнует, а твоя задача, если нужно, подготовить президента".

Тогда Громницкая заявила, что у меня будет возможность задать президенту вопрос о Керченском проливе на следующий день в Ялте – во время пресс-конференции на саммите "Украина-ЕС".

Пришлось объяснять, что на саммите будут актуальны другие вопросы. Тем не менее, не желая идти на конфликт, который мог бы помешать моей работе, я дала слово Громницкой, что "под ноги президенту бросаться не буду, но если такая возможность представиться, задам ему свой вопрос". Тем более, как я ей сказала, кроме меня есть и другие журналисты, которые также будут этого добиваться.

Именно таким образом все и произошло. Журналисты, в том числе и я, попросили Леонида Кучму подойти к нам. Что он и сделал, несмотря на попытку своего пресс-секретаря преградить ему дорогу.

Убирая руку Громницкой со своего пути и при этом говоря ей: "Я не боюсь отвечать на политические вопросы" (небольшое расстояние позволяло все ясно слышать), президент подошел к группе представителей прессы и ответил на все их вопросы.

При этом Кучма вел себя совершенно спокойно, говорил взвешенно, видимо, в отличии от своего пресс-секретаря, даже не подозревая о том, что "не готов отвечать на этот вопрос". Впрочем, судить об этом может каждый, кто видел понедельничные новости по всем телевизионным каналам.

Но вернемся к нашим баранам. Выполнив свои профессиональные обязанности, я начала готовиться к поездке на саммит "Украина-ЕС", куда ранее была аккредитована от телеканала СТБ.

Мне было необходимо, к примеру, узнать, на какое время назначены так называемые "перегоны", каков план завтрашних мероприятий и т.д. И тут началось необъяснимое.

Вдруг выяснилось, что пресс-секретарь президента лишила меня аккредитации, однако мой редактор посоветовал "не пороть горячку" и подождать, пока Громницкая успокоится. Я эту возможность предоставила и позвонила ей на мобильный телефон через час, задав вопрос, правда ли, что она вычеркнула мою фамилию из списков аккредитованных журналистов. Громницкая заявила, что это не так и порекомендовала "разбираться со своим каналом".

Я все же решила перепроверить и позвонила в пресс-центр МИДа в Ялте. В телефонном разговоре Сергей Довбешко – сотрудник пресс-службы МИДа сообщил, что моя фамилия присутствует в списке аккредитованных журналистов, и попросил звонить позже, чтобы узнать план мероприятий.

В течение дня я не раз созванивалась с Довбешко, пока не выяснила, что вечером Громницкая должна привезти окончательные списки со своей подписью и только тогда будет известно, лишена я аккредитации или нет.

На первый взгляд, мне не о чем было беспокоиться – аккредитована я была вовремя, и заранее было известно, что буду работать в пуле, освещающем главные события.

Это, кстати, подтверждала и сама Громницкая, ранее предлагавшая мне пообщаться с президентом во время саммита. Но я все таки беспокоилась, потому что сначала мне никто не давал четкого ответа, работаю я на саммите либо нет, а потом вообще выяснилось, что в Ялту мне ехать не надо, потому что от телеканала туда направляется уже другой журналист.

При этом в СТБ мне посоветовали "не переживать".

Но я переживала, потому что речь шла не только о том, кто будет освещать саммит от СТБ, руководству которого в этот момент совсем не нужен был скандал, который может помешать доступу телеканала к освещению важнейшего для страны события. Речь шла уже лично обо мне – журналисте, которого, в принципе, лишают возможности работать. Я, кроме работы на телеканале СТБ, являюсь еще и стрингером агентства "Франс-пресс" и получила от него задание освещать саммит.

Мои опасения о лишении меня аккредитации полностью подтвердились поздним вечером, когда что-либо изменить было уже невозможно. В телефонном разговоре Сергей Довбешко сообщил мне, что в списке, подписанном Громницкой, вместо моей фамилии поставлена фамилия Сергея Сыроватки, и именно он будет освещать все основные события саммита.

На вопрос, каким образом это произошло, Сергей объяснил, что пресс-центр МИДа тут не причем – все решает пресс-секретарь президента. Тем не менее, как он меня успокоил, фамилия Буджуровой стоит в списках журналистов, аккредитованных МИДом, и поэтому я могу работать в Ялте.

Я, конечно, поинтересовалась, в каком качестве буду присутствовать на саммите, если теперь не имею доступа ни к одному из событий. Выяснилось, что я могу работать в аэропорту "Симферополь" во время прилетов участников саммита. В Ялте же могу "получить в пресс-центре МИДа все документы" и "смотреть в пресс-центре по телевизору прямое включение с пресс-конференции". Думаю, таким же правом сегодня обладает любой из 48 миллионов жителей Украины при единственном условии, что его телевизор показывает "УТ-1".

Как выяснилось позже из комментария Громницкой, именно так она понимает полновесную работу журналиста, не лишенного, по ее словам, аккредитации на саммите.

Возможно, для пресс-секретаря президента такие условия выполнения своих профессиональных обязанностей, как сидение у телевизора, и являются нормальными. Но мне, как журналисту, все-таки предпочтительнее самой присутствовать на событии и иметь возможность задать любому участнику саммита (а не телевизору) любой вопрос, а не тот, который "утвержден" пресс-службой президента.

В этом весь цинизм ситуации: меня, практически, лишив аккредитации, при этом оставили в каких-то "гостевых" списках, с тем, чтобы потом говорить, что аккредитации меня не лишали.

Кстати, в каких условиях я бы работала на саммите, если бы находилась в Ялте, выяснилось сегодня утром, когда я, по совету Довбешко, приехала в аэропорт, чтобы отработать для СТБ и Франс-пресс хотя бы прилеты.

Меня туда не пустили, объяснив, что пресс-центр МИДа изменил режим работы по просьбе итальянской стороны. Итальянцы, как выяснилось, просили ограничить присутствие в аэропорту украинских СМИ исключительно видео-операторами и… представителями пресс-служб Совета министров и Верховной Рады Крыма. Осведомленность Рима в отношение органов власти автономии, конечно, факт приятный, но маловероятный.

Сегодня меня весь день просят отреагировать на комментарий Алены Громницкой по поводу вчерашнего заявления Крымской Ассоциации свободных журналистов с оценкой произошедшего, в котором она, вводя всех в заблуждение, пытается уверить, что не лишала журналиста аккредитации.

Я позволю себе лишь напомнить пресс-секретарю президента, что понятие "аккредитация" предполагает дачу разрешения на работу. Меня же Громницкая лишила возможности именно работы, предоставив право смотреть в пресс-центре телевизор.

В моей журналистской биографии всякое случалось, но еще не разу меня не лишали права работать и выполнять свой профессиональный долг именно за то, что я его выполняю.

И Алена Громницкая, сыгравшая в этой нелепой истории довольно неблаговидную роль – всего лишь банальная палка в руках более важной персоны в окружении президента, не заинтересованной в том, чтобы глава государства давал свою оценку действиям России в Керченском проливе, которые трудно назвать соответствующими уровню взаимоотношений между странами, считающими себя стратегическими партнерами.

""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""

СЛУЖБА КУЧМИ ТИСНЕ НА ПРЕСУ ПЕРЕД САММІТОМ УКРАЇНА-ЄС

www.ПРАВДА.com.ua, 6.10.2003, 23:18

Кримська Асоціація вільних журналістів у понеділок виступила із заявою, де "висловлює свій рішучий протест" проти дій прес-служби президента України і його прес-секретаря Олени Громницької". Вони, як відзначається в заяві, перешкоджають виконанню професійних обов'язків журналістів.

У заяві Асоціації говориться, що 6 жовтня в Сімферополі в ході офіційного заходу за участю Леоніда Кучми на журналіста Лілю Буджурову "був зроблений тиск із боку співробітників прес-служби президента й особисто Громницької", яка "наполегливо радила" журналістці не задавати президентові питання про ситуацію навколо дій Росії в Керченській протоці.

Одним з аргументів називалася відсутність у плані заходу "підходу", під час якого журналісти мають можливість задати главі держави свої питання. Проте, почувши прохання представників преси, президент погодився прокоментувати цю актуальну для україно-російських відносин подію.

Через якийсь час Буджуровій повідомили, що вона позбавлена акредитації на самміт "Украина-ЄС", який пройде 7-8 жовтня в Ялті – попри те, що журналістка була акредитована на цю подію у встановлений термін із дотриманням усіх необхідних вимог, заявлених організаторами.

Увечері 6 жовтня інформація про анулювання акредитації підтвердилася.

Представник прес-центру МЗС України, який вдень повідомляв Буджуровій, що її прізвище присутнє в числі журналістів, які висвітлюють роботу самміту, увечері цього дня заявив, що в списках, затверджених Громницькою, замість Буджурової уже внесений інший журналіст.

"Кримська Асоціація вільних журналістів змушена в цій ситуації зробити висновок, що в такий спосіб прес-секретар президента України "покарала" журналіста за "норовистість". Тим самим Громницька, порушуючи чинне законодавство і використовуючи своє службове становище, перешкоджала виконанню професійних обов'язків представника мас-медіа", - зазначається в заяві.

"Ми також переконані, що подібна поведінка службовця адміністрації президента підтверджує думку, висловлену в резолюції Парламентської асамблеї Ради Європи про проблеми зі свободою слова в Україні".

"Знаково, що український журналіст був позбавлений акредитації саме на самміт "Украина-ЄС", де Україна знову буде декларувати свій європейський вибір, прихильність принципам демократії, прав людини і свободи слова", - говориться в заяві Кримської Асоціації вільних журналістів.

Кримська Асоціація вільних журналістів також констатує, що випадки обмеження свободи преси з боку прес-служби президента останнім часом "стали нормою її роботи".

"За всю літню відпустку Леоніда Кучми в Криму, під час якої він працював і активно брав участь у різних заходах на півострові, журналісти, практично, не мали можливості довідатися думку глави держави про найважливіші події в житті країни і донести її до українських громадян".

Кримська Асоціація вільних журналістів заявляє, що подібний стиль роботи прес-служби президента – це не тільки неприпустимий прецедент для країни, яка називає себе європейською, але замах на конституційне право громадян України на одержання інформації.

Відповіді

  • 2003.10.09 | Горицвіт

    і тут російський сценарій

    Спогади російської журналістки:
    http://www.grani.ru/Politics/Russia/m.46149.html

    " [ . . . ]

    Правило номер два, по сути, вообще запрещало кремлевским журналистам во время поездок с президентом исполнять их прямые профессиональные обязанности:

    – Никто не имеет права задавать президенту вопросы, которые предварительно не согласованы со мной лично. И никто не имеет права в поездках подходить к членам делегации, сопровождающим президента, и задавать им вопросы.

    – Извините, а если какой-нибудь член делегации сам ко мне подойдет и захочет поговорить? Что мне тогда делать – бежать от него со всех ног с криком "А мне пресс-служба не велела с вами общаться!"? – постаралась довести ситуацию до абсурда Дикун.

    Все захохотали. Только вот Громову было не до смеха:

    – Если член делегации к вам сам подойдет, тогда вы обязаны немедленно найти сотрудника пресс-службы и согласовать с ним этот контакт, – на полном серьезе заявил новый президентский пресс-секретарь.

    Самым удивительным было даже не то, что официальный представитель Кремля посмел произнести все это вслух при большом скоплении журналистов, а то, что никто, кроме двух-трех человек, даже не попытался возмутиться по поводу эти новых репрессивных установок.

    [ . . . ] "
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.10.09 | KAKTUZZ

      Re:Ну воно ще неотесане! Зате пихате!

      Коли Калян Меольниченко приїхав у той жеж самий день. Торік до Брюсселя, коли на звану вечерю Романо Проді прибув і наш "Гарант" свободи слова по вечері ваідбувся допуск писячих псів до Гаранта. А один-- єдиний кореспондент Укрінформу в Брюсселі( він до вечора супроводжував усюди по прес-конференціях Мельниченка), а потім перемкнувся на Кучму , бо хлопці вечеряли довго-- передав спочатку репортажі по Мельниченку, а вже потім за підсумками вечері Кучми з Проді. За це пані громницька влаштувала погром в Укрінформі після повернення до Києва.

      Ультиматум такий-- або ваш кореспондент в Брюсселі, або ви більше не директор Укрінформу. Оскільки директор Укрінформу людина порядна , то заяву про звільнення написав той кореспондент Укрінформу. Громницьку ніщо не навчить крім спадкоємства долі Долганова.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".