МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

новое платье пахана

10/10/2003 | Vadym Gladchuk
Частью гангстер, частью Дон, а в целом, в общем-то

новое платье пахана


Дважды несудимый премьер Янукович решил вырядиться в тогу защитника прессы. Его бывшие земляки и наши коллеги оценили эту "фишку" по достоинству.

Евгений КОСЯЧКОВ








Януковичу можно простить многое. Тем более сейчас, когда его деятельность в качестве премьера все чаще напоминает тот самый презираемый Виктором Федоровичем "порожняк", а его заверения о готовности стать единым кандидатом от власти на президентских выборах вызывают лишь улыбку сочувствия. Но есть сфера общественного бытия, в которую Януковичу нельзя вторгаться даже под наркозом, даже когда его просят что-нибудь сказать "по теме". Эта сфера - свобода слова и нынешнее состояние СМИ в Украине.

Буквально за считанные дни Януковичу удалось продемонстрировать всей стране ту модель взаимоотношений с прессой, которая процветала на протяжении пяти лет его губернаторства в Донбассе. Напомним, что еще 17 сентября в Кабмине разыгралась драма по названием "Ущемленные дверью" с участием журналистов из самых солидных украинских изданий. Зато уже на следующий день Виктора Федоровича провозгласили "почетным академиком литературы и журналистики". А уже на этой неделе Виктор Федорович повторил полюбившийся ему трюк с дверью, но уже в Вашингтоне, не пустив на свою пресс-конференцию корреспондента "Украинской Правды" - самого известного в мире отечественного издания. Что отнюдь не помешало г-ну Януковичу дать дружеский совет украинским журналистам: сами, мол, боритесь с "темниками". Согласитесь, объяснять "академику от журналистики", что отсутствие объективной информации - это не частная проблема журналистов, а угроза всему обществу в целом и каждому гражданину страны в отдельности, наверное, не стоит. Ему виднее.

Тем более, что как раз в те самые минуты, когда Янукович в США наставлял журналистов на путь истинный, он сам стал жертвой этих самых "темников". В среду на один из центральных телеканалов Украины пришло строгое указание: ни в коем случае не давать в эфир информацию о том, что Янукович и вице-президент США Чейни высказались за реализацию европейского направления нефтепровода "Одесса-Броды". Сопротивление "борцов" за право народа знать, что там говорил за океаном "академик" Янукович, удалось легко сломить, и сюжет сняли.

Но в далекой донецкой провинции об этих телевизионных неприятностях нашего премьера наверняка не знали, а вот о его советах журналистам и эпохальном высказывании, что он будет "первым", кто будет воевать с врагами свободы слова, все-таки услышали. И отреагировали по-горняцки горячо: редакционный ящик буквально ломился от пришедших из Донбасса откликов.

Некоторые были краткими, как то двустишие, часть которого мы использовали в заголовке, опустив лишь последнее рифмующееся существительное. Но кто был свидетелем летнего разговора "по душам" между премьером и одним из футбольных президентов, тот сам сложит искомое слово из "частей" предыдущих.

Другие отклики были менее эмоциональны, но претендовали на то, чтобы обрисовать генезис нынешних отношений между властями и прессой. Одно из таких писем мы и приводим ниже, сохраняя стиль и намеки автора:

"Год 1997. Донецк. Лето. Жара. Не очень давно назначенный губернатор Янукович пытается ввести в практику систематическое "общение с журналистами". Доставшаяся в наследство от прежнего "хозяина" области пресс-служба не всегда угадывает пожелания нового... И на один из хуралов (кажется, это была первая встреча руководства области со всеми тогда здравствующими донецкими нардепами и лидерами практически всех политобъединений - именно тогда вздыбилась новая волна регионального наступления на Киев) в местный Белый дом съехались журналисты со всей 5-миллионной области. Причем большинство выразителей чаяний народних (а именно газетчики, а с ними по инерции и ТВ, без преувеличения, снискали себе такую славу в Донбассе) прибыло из глухих, забытых донецких селений. Добирались кому чем Бог послал. Были и такие, что чуть ли не на своих двоих пехом отпахали десятки километров по пыльным степным дорогам. Учитывая средний возраст этих 3-4 десятков акул, их внешний вид, в котором эти почти старики появились в Белом доме, вызывал у нормальных людей как минимум простое человеческое сочувствие.

Однако в предбаннике кабинета будущего премьера им не то, что водички или присесть передохнуть не предложили. А, напротив, вышел к ним не менее новоявленный, чем губернатор, клерк (это сейчас Валерий Ильич Коновалюк известный политик, парламентарий, пробавляющийся, в частности, исследованиями причин бюджетного скандала). Еще моложе тогда был - лоск, изыск, прическа. Такого денди в тех местах не каждый день увидишь, тем более у губернатора. И как же ранило его взгляд это унылое зрелище-сборище корреспондентов из глубинки! И раздался тут резко-удивленный, уверенно-молодецкий командный голос (офицерская выучка, не хухры-мухры): а в чем, собственно дело?! Да кто же это вас всех таких сюда позвал?! Пресс-служба?!! Разберемся мы с ней! Я тут буду командовать и определять, кому глазеть-слушать и вообще - доступ к телу губернатора будем регулировать!

В общем, тут началось - крики, возмущения, угрозы, ну не отвык еще пишущий люд от человеческого к себе отношения. Даже в зал в тот день пустили, кто-то потрезвее молодого Ильича оказался рядом, чуть ли не сам мер тогдашний Донецка Рыбак ситуацию урегулировал.

Но осадок, как в том анекдоте, остался. Местные журналисты сразу смекнули, чем все закончится в дальнейшем и в какое безобразие выльется, если сразу же не дать решительный отпор. Дня три телефоны - рабочие и домашние - не смолкали у свидетелей описываемого события. Люди перезванивались, уточняли детали, фразы - замышлялось, пардон, невиданное: стачка, бунт! Решено было как можно в большем количестве изданий интеллигентно, но зубодробительно (как любили тогда выражаться аксакалы пера) указать место этому хамчику. Ну, и "королю" кое-что про свиту напомнить, естественно.

Сошлись во мнении: если публикаций будет хотя бы 5-10 одновременно, то бунтовщикам ничего не будет . Если же будут сбои - люди пострадают. В общем, мы собирались на войну, романтики хреновы... Вспоминать смешно...

В Белый дом стуканули, конечно, как водится (чему удивляться-то?). И следующие несколько дней волна покатилась в обратную сторону: перепуганный не на шутку юный клерк (были тому свидетели) в обход, правда, столь неглянувшейся ему пресс-службы, подключил к делу свою креатуру (тоже сейчас тут, в Киеве сидит, Нац(з)радой занимается). Пришлось попыхтеть, "наклонить" (как любили выражаться власть предержащие в Донбассе) редакторов, предупредить и отсоветовать.

Идея сгинула на корню.

Но оставался еще лучик, маленькая такая надежда теплилась: а вдруг у собкоров киевских чего выйдет - в прямом и переносном смысле, а там, глядишь, грянет гром в столице, и узнают о беспределе чиновничьем отцы государства, и воздадут сатрапам придворным по заслугам!!!

Не случилось. Опять скорость "стука" оказалось больше скорости звука. Даже самым оппозиционные тогда изданиям не поленились сделать "предложение". И прошло ведь!

Вечерний звонок лично госпоже редакторше от боярина далекого - и разомлела красавица-душенька от речей ласковых - да и выдернула из полосы (из 1-й полосы!) готовый материал в утренний выпуск!

В общем, вновь только "руховцы" местные в дураках остались. А с ними никто и разбираться не стал. Подумаешь - ну, напечатали, ну припозорили. Да кто на них, несчастных, внимание-то обращает. Или газетку их кто читал? И то правда: вот прихлопнули ее как блоху несколько лет назад - никто и не заметил вроде бы.

...Так, говорите, уже и в Киеве под замок закрывают? Ну-ну..."

Вот такое письмо мы получили. Впрочем, и без него ясно, что примерять доспехи борца за свободу слова Виктору Федоровичу поздно. Его преданная свита и в Киеве сделала все возможное, чтобы даже без подсказки все давно заметили: а король-то голый!

Відповіді

  • 2003.10.10 | Адвокат ...

    З цього тексту є дві висновки.

    Навіть не висновки, проста констатація хвактів.

    Хвакт перший. Канавалюк,-- хам і жлоб. Але ж про те й раніш було відомо. Хоч би як він, не бідна людина, "строїв" дибки лікарів, аби вони його хворого родича безкоштовно лікували. Відверто кажучи, таких старлєїв, як отой Канавалюк, чи Тіґіп-ка, їх не у запас, їх прямісенько на цвинтар треба було з тієї СА. "Недоєбалі" вони "салабонів". Ато ж,-- гірші за головорізів, якщо дивити си не упереджено.

    Хвакт другий. Херовий РУХ, чи медв'яний, та лише його газета про ту ґастролю Канавалюка написала. Всі останні, "дзємократичні", "гінтелліґентні",-- з рештою,-- засцяли.


    І, з рештою,-- висновок. Янк-овіч від Канавалюка,-- не далеко втік. Поміняй мо їх місцями,-- а буде однаково. Ото ж, Костеві Бондаренкові та іншим "добродзєям",-- ще працювати та працювати... Аби пупа не надірвали, тягнучи "мєшчаніна да во дворянство". ;)
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.10.11 | прокурор

      Есть еще ьи третий вывод

      Третий вывод заключается в том, что Гладчук возглавляет орагнизацию ЧМО.
      У него просто манечка не указывать ссылки на источник, приписывая себе потрясающую умоспроможность.
      Но пока, это чмо, только читать научилось, но никак не писать. И я абсолютно уверен, что Е. Косячков к ЧМО Гладчуку никакого отношения не имеет.
  • 2003.10.11 | DevRand

    1001 китайське зауваження:

    буду витирати будь які *передруковані* матеріали, в яких немає посилання на джерело. Не забувайте про правила форуму, які можна прочитати ось тут:
    http://maidan.org.ua/news/view.php3?bn=maidan_faq&key=1048850025


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".