МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Евро интеграция

12/02/2003 | Ельдар
Европейская интеграция Украины в контексте решения крымскотатарского вопроса.
Провозглашенный руководством Украины курс на европейскую интеграцию, принятие по этому поводу ряда документов (среди них и «Программа интеграции Украины в Европейский союз»), наделение этого вектора украинской внешней политики приоритетом уже перестает оказывать на Запад должного впечатление. Евроатлантическое сообщество сегодня ожидает от Украины кардинальных внутренних трансформаций, радикальных самоинициированных реформ.
Одним из потенциальных факторов, способствующих развитию отношений Украины со странами Западной Европы и ее интеграции в европейские структуры безопасности и сотрудничества, является взаимная стратегическая открытость. Однако стратегическая открытость и геополитическая неопределенность могут стать барьерами на пути интеграции Украины в европейское сообщество. Вместе с тем, внутренняя угроза безопасности Украины (в первую очередь - конфликтогенный процесс формирования и укрепления национальных и местных политических и экономических элит, пренебрежение демократическими нормами в повседневной жизни украинской власти и общества) могут отвлечь внимание от взаимоотношений с государствами Западной Европы.
Интеграционные процессы в Западной Европе никогда не были предметом краткосрочных политических спекуляций и маневров, они остаются вопросом стратегического значения. Сторонники и противники интеграции имеют четкие позиции, разработанную стратегию и вынуждены адаптировать их к внешним условиям. В Украине часто происходит противоположное: интеграция стает понятием декларативным, используется как инструмент в политической борьбе, но не является осознанным стратегическим приоритетом. Лозунги европейской интеграции используются только как козыри во внутриполитической игре и как способ получения очередных порций международной помощи.
Отношение Запада к Украине остается неоднозначным. Европейцы до сих пор не уверены, является ли Украина настоящим независимым государством и поэтому не склонны инвестировать капитал в дело стабилизации Украины, особенно в связи с ростом собственных экономических проблем.
Несмотря на декларации о твердой ориентации на европейские государства и структуры, Украина не выработала жизнеспособной стратегии европейской интеграции, как на основе двусторонних связей, так и институционально.
Пытаясь преуспеть во всех направлениях интеграции, Украина растрачивает интеллектуальные и материальные ресурсы, зачастую решая вопросы второго плана, оставляя без внимания и ресурсного подкрепления более важные направления. Другими словами, украинская политика в отношении государств Западной Европы и европейских структур является чрезмерно широкой и неструктурированной, чтобы быть эффективной.
Ключевым заданием для всего международного сообщества Украина считает разработку и уточнение принципов реагирования на современные вызовы международной безопасности, в том числе в вопросах развязывания этнических конфликтов и более четкого определения условий использования военной силы. В тоже время можно понять обеспокоенность европейцев любым способом не допустить тлеющих конфликтов в Европе, особенно на этнической основе.
В Украине наиболее конфликтогенным регионом является Крым. В этой связи международные организации активно предпринимают усилия по организации системы раннего предупреждения этнического конфликта в Крыму. С этой целью в Украине на протяжении нескольких лет действовало представительство ОБСЕ. В настоящее время продолжает свою работу представительство Верховного комиссара по делам беженцев, а также ООНовская программа развития и интеграции Крыма, под эгидой которой организуется система этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов.
Острота вопроса о положении крымских татар в Украине за прошедшие десять лет независимости не изменилась и по-прежнему сохраняется. Для крымскотатарского национального движения, имеющего шестидесятилетнюю историю, 10 лет срок небольшой, но именно в это время крымские татары смогли возвращаться в Крым. Так же как и в вопросе евроинтеграции, так и в решении крымскотатарского вопроса в действиях украинских властей не наблюдается системности с четко выработанной позиции. Пытаясь решать проблемы расселения и обустройства, без должного внимания отставляют решение политико-правового урегулирования проблемы. Исходя из анализа действий украинского правительства при проведении этнополитики и выступлении в европейских структурах по данному поводу, создается впечатление, что правительство пытается нивелировать наличие проблем. Показать, что существуют кое - какие проблемы экономического характера и не более, а межнациональном плане все в порядке. Игнорирование наличия проблем и затягивание процесса их решения ведут лишь к эскалации напряженной обстановки в регионе создавая дополнительные проблемные ситуации.
Украина проводит постоянные консультации с европейскими структурами, на которых неоднократно поднимался вопрос о положении крымских татар. В одной из Рекомендаций Киеву отдельной строкой шло необходимость решения вопроса крымских татар как одного из условий дальнейшей интеграции Украины в европейское сообщество.
Решение данного вопроса, в современный период глобализации престало быть сугубо относящимся к ведению украинских властей. Украина, интегрирующаяся в Европу, вынуждена действовать в соответствии нормами и принципами, принятыми в Европе. В международном законодательстве отсутствуют четкие законы, регулирующие сферу этнических взаимоотношений, определяющих, в частности, такое понятие как коренной народ и определяющих объем их прав. Однако действует система нормативно - правовых документов выработавшая определенные принципы регулирующие данную сферу, принятых различными европейскими структурами. Именно на эти принципы украинским властям необходимо уделить особое внимание для проведения эффективной политики регулирующей межнациональную сферу.
Украинские политики, похоже, до сих пор не осознали выигрышность «крымскотатарской карты». Умелое использование крымскотатарского вопроса могло бы принести огромные дивиденды как Украине в целом укрепив позиции на международной арене так и определенных политических сил украинской элиты для получения дополнительных очков в предвыборных кампаниях. Активизация внимания международного сообщества к решению проблем крымских татар позволит украинскому государству, с одной стороны, показать мировому сообществу, что Украина относится к числу государств защищающих права человека. Продемонстрировать способность решать сложные конфликтогенные ситуации на этнической основе мирными способами, на основе взаимопонимания без применения военной силы. Учитывая то, что украинским властям фактически в одиночку приходится решать вопросы расселения и обустройства крымских татар, привлечение к этому процессу международные организации и структуры позволит существенно уменьшить соответствующую статью расходов бюджета Украины и более эффективно решать сложившиеся проблемы. С другой, крымские татары были и остаются единственным и монолитным этносом, отстаивающим интересы украинской нации в Крыму, в отличие от раздробленного украинского и других этносов. А соответственно и на всеукраинских выборах это целостный электорат, ориентированный на интересы государства Украины.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".