Дещо цікаве про Одеса-Броди
01/20/2004 | Спостерігач
Вице-президент Фонда «Стратегия-1» Михаил Гончар: «Реверс поставит Украину в неудобное положение», «proUA», 19.01.2004
«В реверсе сейчас нет никакого смысла»
ProUA: – Михаил Михайлович, как бы Вы прокомментировали сообщения, просочившиеся в прессу, что американская экспертная компания Energy Solution обнародовала свои выводы о возможности кратковременного (в течение трех лет) использования нефтепровода Одесса - Броды в реверсном режиме?
М. Гончар: – На самом деле Energy Solution результаты своих исследований до сих пор не обнародовала – официально это должно состояться 19 января. Поэтому, во-первых я пока что не связывал бы оценку о временном трехлетнем реверсе нефтепровода именно с этой американской компанией, поскольку нам еще неизвестна ее официальная позиция. Во-вторых, в Минтопэнерго, как уже заявил глава этого ведомства Сергей Ермилов, никаких материалов от американцев не поступало. И информация, распространенная как в некоторых интернет-изданиях, так и в печатных СМИ, является, на мой взгляд, не чем иным, как своеобразной информационно-психологоческой акцией, направленной на популяризацию идеи временного реверса.
ProUA: – Имитация утечки информации?
М. Гончар: – Скажем так: спланированная целенаправленная акция по дезинформации.
ProUA: – Так или иначе, но на минувшей неделе речь только и шла, что о трехлетнем реверсе. Приемлем ли такой вариант для Украины?
М. Гончар: – Мне кажется, в этом нет никакого смысла. Раньше необходимость реверса обосновывалась якобы существующим дефицитом траснпортных мощностей в России для транзита российской экспортной нефти, объемы добычи которой, как известно, возрастают. А тут, мол, есть в Украине пустая труба, так почему бы ее не использовать? Разумеется, в реверсном направлении... ProUA: – Именно этот вопрос поднимался в известном письме глав крупнейших российских нефтекомпаний к главам правительств России и Украины…
М. Гончар: – Вот именно. Но нынешняя ситуация кардинально отличается даже от той, которая существовала еще пару месяцев назад. ОАО «Укртранснафта», в соответствии со своими программами развития, в ноябре 2003 года ввела в действие нефтеперекачивающую станцию «Николаевская». Тем самым пропускная способность Приднепровских магистральных нефтепроводов (ПМН), традиционно используемых для транспортировки российской нефти, увеличилась с 4 млн. до 9 млн. тонн в год.
Таким образом, проблема транспортировки дополнительных объемов российской нефти без использования реверса трубопровода Одесса - Броды была решена. И это решение выгодно, в первую очередь, российским грузоотправителям. Почему? Потому что маршрут Одесса - Броды – самый длинный из трех возможных вариантов транспортировки российской нефти, а значит – самый дорогой. Логично, что каждый грузоотправитель заинтересован в том, чтобы сэкономить на транспортных расходах. Уже это обстоятельство снимает всякое экономическое обоснование идеи реверса.
Кроме того, на совещании у президента Владимира Путина, проходившем 18 августа 2003 года, прозвучало признание, что у России нет дефицита транспортных мощностей для транзита нефти. И россияне начали развивать как уже существующие мощности, так и новые – на балтийском и черноморском направлениях…
ProUA: – По последним сообщениям, они даже намерены активизировать маршруты, от которых, казалось бы, отказались – на Вентспилс, Бутинге…
М. Гончар: – Отказ россиян от Вентспилса был решением, продиктованным политическими соображениями, а не экономической необходимостью. Потому что экономические условия для российских грузоотправителей там не стали хуже – это была частная позиция «Транснефти». Конечно, некий экономический прицел здесь был: получить контроль над этим латвийским портом, традиционно использовавшимся россиянами для перевалки своей нефти. Но в итоге Россия была вынуждена вернуться к эффективному вентспилсскому маршруту на прежних условиях.
«Проект Одесса - Броды - Плоцк введен в правовое поле»
ProUA: – Михаил Михайлович, означает ли подписание в Варшаве 16 января договора между ОАО «Укртранснафта» и польским нефтетранспортным предприятием PERN Przyjazn то, что украинское правительство уже приняло решение, куда потечет нефть? Ведь в случае реверсного использования нефтепровода Одесса - Броды договор просто теряет смысл…
М. Гончар: – Этот договор о создании совместного предприятия, которое будет заниматься реализацией проекта строительства участка Броды - Плоцк, носит рамочный характер. Вице-премьеры Украины и Польши, Андрей Клюев и Марек Поль, обменялись нотами, что каждая сторона на правительственном уровне утвердила подписанное 26 ноября 2003 года в Брюсселе межправительственное соглашение о совместном использовании нефтепровода Одесса - Броды и его интеграции с польскими мощностями.
Уже в Брюсселе Украина и Польша, подписав соответствующее соглашение, ввели проект Одесса - Броды - Плоцк в правовое поле. Данный фактор обретает особую важность на фоне всех этих реверсных предложений, так как в случае их принятия – на короткий срок или на длительный – украинская сторона будет поставлена в очень неудобное положение перед польскими партнерами с вытекающими отсюда правовыми последствиями. И политическими – также. И это должно быть учтено правительством при решении судьбы проекта.
ProUA: – Влияет ли на место и роль нашей трубы в политике энергетической безопасности Евросоюза ситуация в Ираке?
М. Гончар: – Прямого влияния я не вижу. Во всяком случае, на нынешнем этапе. Есть смысл, скорее всего, говорить о косвенном влиянии неоправдавшихся надежд от скорейшего решения иракской проблемы: дескать, стоит режим Саддама свергнуть – и будет установлен контроль над месторождениями, начнется полномасштабная добыча и дешевая иракская нефть собьет мировые цены и каспийская нефтедобыча станет менее актуальной.
Но, поскольку нормальную добычу нефти в Ираке так и не удалось наладить, перспективы увеличения добычи каспийских углеводородных ресурсов по-прежнему сохраняют свою актуальность. Поэтому западные компании и финансовые организации будут стремиться решить вопросы, связанные с транспортировкой на мировой рынок новых объемов нефти из других источников.
ProUA: – А как по-Вашему скажется на судьбе украинско-польской трубы нынешняя политическая ситуация в Грузии? Новое руководство этой страны заявляет о готовности поддержать проект Одесса - Броды - Плоцк, но у них есть свой проект Баку - Тбилиси - Джейхан. Сомнительно, чтобы грузины действовали в ущерб себе…
М. Гончар: – Kонечно, Тбилиси осознает эксклюзивный характер географического положения Грузии, в том числе и в вопросе Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, в качестве составной части которого рассматривается транскавказский участок.
Грузия, конечно, вряд ли может нам чем-то помочь непосредственно. Но стабильность в этой стране – это изначальное условие, необходимое для развития всех проектов по транзиту углеводородов. И не только БТД. Потому что если мы планируем брать определенные объемы нефти для своей трубы из Батуми, либо в перспективе из Супсы, то в наших интересах, чтобы эти порты нормально функционировали, чтобы были привлекательны для нефтетрейдеров и чтобы общая экономико-политичнеская ситуация в Грузии была стабильной.
«Необходима определенность»
ProUA: – Более общий вопрос: можно ли надеяться, что каспийская нефть пойдет на Запад уже в этом году, как это планируется на первом этапе эксплуатации нефтепровода Одесса - Броды в бизнес-плане компании PriceWaterhоuseCoopers?
М. Гончар: – Она могла пойти еще в прошлом году, если бы не целый ряд факторов риска, которые активизировались после того, как украинской стороне была подкинута идея реверса. Это значительно дестабилизировало отношения с нашими партнерами…
ProUA: – Сказалась ли здесь нынешняя ситуация внутри самой «Укртранснафты» с ее «двоевластием»?
М. Гончар: – И она тоже. Поэтому, как отмечает компания PriceWaterhоuseCoopers, занимающаяся разработкой проекта Одесса - Броды - Плоцк, для успешной реализации всех планов, наработок, для продвижения переговорных процессов с партнерами необходима просто ситуация определенности.
К такой определенности нас подталкивает ситуация, которая сложилась сейчас в Босфоре после введения Турцией новых правил прохода через проливы. Проблема Черноморских проливов как раз стимулирует ускоренное развитие нашего проекта. Но следует учитывать одну очень важную вещь: проблема Босфора стимулирует и другие проекты, конкурентные ему. И если мы в это время начинаем рассматривать, в какую сторону нам качать нефть, то нефтетрейдеры и нефтекомпании, видя такую неопределенность украинской стороны, которая способствует еще большей нагрузке на Босфор, отдадут предпочтение участию в каком-либо из этих проектов.
А их сейчас, напомню, целых четыре: Бургас - Александрополис, Бургас - Влера, Констанца - Триест и Кыйикей - Ибрихаба. И Украина в этой ситуации напоминает бегуна на длинную дистанцию, который бежал-бежал, выбился вперед, а потом остановился и смотрит: то ли дальше бежать, то ли назад вернуться.
ProUA: – Хорошо, если идея реверса начнет утрачивать свою силу, каковы могут быть последние доводы ее сторонников?
М. Гончар: – Они могут изменить свою стратегию. Сейчас мы видим некоторые признаки развития иного сценария. План «лобовой» смены направления нефтепровода потерпел фиаско, поэтому речь может идти о том, чтобы другими, на первый взгляд незаметными, действиями навязать «Укртранснафте» определенные отношения, которые со временем позволят поставить под контроль использование нефтетранспортных мощностей.
Речь идет об активизации попыток установить договорные отношения с оффшорными компаниями, которые стремятся стать операторами терминала «Южный». Одна из них зарегистрирована в прошлом году на Британских Виргинских островах – на мой взгляд, специально под идею реверса. Ее уставной капитал – $6.
ProUA: – ?
М. Гончар: – Я не оговорился. Именно шесть долларов. Не шесть миллионов и даже не шесть тысяч. Но «Укртранснафта» имеет уже свои прямые и достаточно стабильные отношения с грузоотправителями, в том числе – с солидными российскими компаниями и нефтетрейдерами. И совершенно нет необходимости появления в этих прямых отношениях дополнительного звена, тем более с завышенным на $2,5 тарифом прокачки.
ProUA: – Спасибо за интервью.
«proUA»
«В реверсе сейчас нет никакого смысла»
ProUA: – Михаил Михайлович, как бы Вы прокомментировали сообщения, просочившиеся в прессу, что американская экспертная компания Energy Solution обнародовала свои выводы о возможности кратковременного (в течение трех лет) использования нефтепровода Одесса - Броды в реверсном режиме?
М. Гончар: – На самом деле Energy Solution результаты своих исследований до сих пор не обнародовала – официально это должно состояться 19 января. Поэтому, во-первых я пока что не связывал бы оценку о временном трехлетнем реверсе нефтепровода именно с этой американской компанией, поскольку нам еще неизвестна ее официальная позиция. Во-вторых, в Минтопэнерго, как уже заявил глава этого ведомства Сергей Ермилов, никаких материалов от американцев не поступало. И информация, распространенная как в некоторых интернет-изданиях, так и в печатных СМИ, является, на мой взгляд, не чем иным, как своеобразной информационно-психологоческой акцией, направленной на популяризацию идеи временного реверса.
ProUA: – Имитация утечки информации?
М. Гончар: – Скажем так: спланированная целенаправленная акция по дезинформации.
ProUA: – Так или иначе, но на минувшей неделе речь только и шла, что о трехлетнем реверсе. Приемлем ли такой вариант для Украины?
М. Гончар: – Мне кажется, в этом нет никакого смысла. Раньше необходимость реверса обосновывалась якобы существующим дефицитом траснпортных мощностей в России для транзита российской экспортной нефти, объемы добычи которой, как известно, возрастают. А тут, мол, есть в Украине пустая труба, так почему бы ее не использовать? Разумеется, в реверсном направлении... ProUA: – Именно этот вопрос поднимался в известном письме глав крупнейших российских нефтекомпаний к главам правительств России и Украины…
М. Гончар: – Вот именно. Но нынешняя ситуация кардинально отличается даже от той, которая существовала еще пару месяцев назад. ОАО «Укртранснафта», в соответствии со своими программами развития, в ноябре 2003 года ввела в действие нефтеперекачивающую станцию «Николаевская». Тем самым пропускная способность Приднепровских магистральных нефтепроводов (ПМН), традиционно используемых для транспортировки российской нефти, увеличилась с 4 млн. до 9 млн. тонн в год.
Таким образом, проблема транспортировки дополнительных объемов российской нефти без использования реверса трубопровода Одесса - Броды была решена. И это решение выгодно, в первую очередь, российским грузоотправителям. Почему? Потому что маршрут Одесса - Броды – самый длинный из трех возможных вариантов транспортировки российской нефти, а значит – самый дорогой. Логично, что каждый грузоотправитель заинтересован в том, чтобы сэкономить на транспортных расходах. Уже это обстоятельство снимает всякое экономическое обоснование идеи реверса.
Кроме того, на совещании у президента Владимира Путина, проходившем 18 августа 2003 года, прозвучало признание, что у России нет дефицита транспортных мощностей для транзита нефти. И россияне начали развивать как уже существующие мощности, так и новые – на балтийском и черноморском направлениях…
ProUA: – По последним сообщениям, они даже намерены активизировать маршруты, от которых, казалось бы, отказались – на Вентспилс, Бутинге…
М. Гончар: – Отказ россиян от Вентспилса был решением, продиктованным политическими соображениями, а не экономической необходимостью. Потому что экономические условия для российских грузоотправителей там не стали хуже – это была частная позиция «Транснефти». Конечно, некий экономический прицел здесь был: получить контроль над этим латвийским портом, традиционно использовавшимся россиянами для перевалки своей нефти. Но в итоге Россия была вынуждена вернуться к эффективному вентспилсскому маршруту на прежних условиях.
«Проект Одесса - Броды - Плоцк введен в правовое поле»
ProUA: – Михаил Михайлович, означает ли подписание в Варшаве 16 января договора между ОАО «Укртранснафта» и польским нефтетранспортным предприятием PERN Przyjazn то, что украинское правительство уже приняло решение, куда потечет нефть? Ведь в случае реверсного использования нефтепровода Одесса - Броды договор просто теряет смысл…
М. Гончар: – Этот договор о создании совместного предприятия, которое будет заниматься реализацией проекта строительства участка Броды - Плоцк, носит рамочный характер. Вице-премьеры Украины и Польши, Андрей Клюев и Марек Поль, обменялись нотами, что каждая сторона на правительственном уровне утвердила подписанное 26 ноября 2003 года в Брюсселе межправительственное соглашение о совместном использовании нефтепровода Одесса - Броды и его интеграции с польскими мощностями.
Уже в Брюсселе Украина и Польша, подписав соответствующее соглашение, ввели проект Одесса - Броды - Плоцк в правовое поле. Данный фактор обретает особую важность на фоне всех этих реверсных предложений, так как в случае их принятия – на короткий срок или на длительный – украинская сторона будет поставлена в очень неудобное положение перед польскими партнерами с вытекающими отсюда правовыми последствиями. И политическими – также. И это должно быть учтено правительством при решении судьбы проекта.
ProUA: – Влияет ли на место и роль нашей трубы в политике энергетической безопасности Евросоюза ситуация в Ираке?
М. Гончар: – Прямого влияния я не вижу. Во всяком случае, на нынешнем этапе. Есть смысл, скорее всего, говорить о косвенном влиянии неоправдавшихся надежд от скорейшего решения иракской проблемы: дескать, стоит режим Саддама свергнуть – и будет установлен контроль над месторождениями, начнется полномасштабная добыча и дешевая иракская нефть собьет мировые цены и каспийская нефтедобыча станет менее актуальной.
Но, поскольку нормальную добычу нефти в Ираке так и не удалось наладить, перспективы увеличения добычи каспийских углеводородных ресурсов по-прежнему сохраняют свою актуальность. Поэтому западные компании и финансовые организации будут стремиться решить вопросы, связанные с транспортировкой на мировой рынок новых объемов нефти из других источников.
ProUA: – А как по-Вашему скажется на судьбе украинско-польской трубы нынешняя политическая ситуация в Грузии? Новое руководство этой страны заявляет о готовности поддержать проект Одесса - Броды - Плоцк, но у них есть свой проект Баку - Тбилиси - Джейхан. Сомнительно, чтобы грузины действовали в ущерб себе…
М. Гончар: – Kонечно, Тбилиси осознает эксклюзивный характер географического положения Грузии, в том числе и в вопросе Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, в качестве составной части которого рассматривается транскавказский участок.
Грузия, конечно, вряд ли может нам чем-то помочь непосредственно. Но стабильность в этой стране – это изначальное условие, необходимое для развития всех проектов по транзиту углеводородов. И не только БТД. Потому что если мы планируем брать определенные объемы нефти для своей трубы из Батуми, либо в перспективе из Супсы, то в наших интересах, чтобы эти порты нормально функционировали, чтобы были привлекательны для нефтетрейдеров и чтобы общая экономико-политичнеская ситуация в Грузии была стабильной.
«Необходима определенность»
ProUA: – Более общий вопрос: можно ли надеяться, что каспийская нефть пойдет на Запад уже в этом году, как это планируется на первом этапе эксплуатации нефтепровода Одесса - Броды в бизнес-плане компании PriceWaterhоuseCoopers?
М. Гончар: – Она могла пойти еще в прошлом году, если бы не целый ряд факторов риска, которые активизировались после того, как украинской стороне была подкинута идея реверса. Это значительно дестабилизировало отношения с нашими партнерами…
ProUA: – Сказалась ли здесь нынешняя ситуация внутри самой «Укртранснафты» с ее «двоевластием»?
М. Гончар: – И она тоже. Поэтому, как отмечает компания PriceWaterhоuseCoopers, занимающаяся разработкой проекта Одесса - Броды - Плоцк, для успешной реализации всех планов, наработок, для продвижения переговорных процессов с партнерами необходима просто ситуация определенности.
К такой определенности нас подталкивает ситуация, которая сложилась сейчас в Босфоре после введения Турцией новых правил прохода через проливы. Проблема Черноморских проливов как раз стимулирует ускоренное развитие нашего проекта. Но следует учитывать одну очень важную вещь: проблема Босфора стимулирует и другие проекты, конкурентные ему. И если мы в это время начинаем рассматривать, в какую сторону нам качать нефть, то нефтетрейдеры и нефтекомпании, видя такую неопределенность украинской стороны, которая способствует еще большей нагрузке на Босфор, отдадут предпочтение участию в каком-либо из этих проектов.
А их сейчас, напомню, целых четыре: Бургас - Александрополис, Бургас - Влера, Констанца - Триест и Кыйикей - Ибрихаба. И Украина в этой ситуации напоминает бегуна на длинную дистанцию, который бежал-бежал, выбился вперед, а потом остановился и смотрит: то ли дальше бежать, то ли назад вернуться.
ProUA: – Хорошо, если идея реверса начнет утрачивать свою силу, каковы могут быть последние доводы ее сторонников?
М. Гончар: – Они могут изменить свою стратегию. Сейчас мы видим некоторые признаки развития иного сценария. План «лобовой» смены направления нефтепровода потерпел фиаско, поэтому речь может идти о том, чтобы другими, на первый взгляд незаметными, действиями навязать «Укртранснафте» определенные отношения, которые со временем позволят поставить под контроль использование нефтетранспортных мощностей.
Речь идет об активизации попыток установить договорные отношения с оффшорными компаниями, которые стремятся стать операторами терминала «Южный». Одна из них зарегистрирована в прошлом году на Британских Виргинских островах – на мой взгляд, специально под идею реверса. Ее уставной капитал – $6.
ProUA: – ?
М. Гончар: – Я не оговорился. Именно шесть долларов. Не шесть миллионов и даже не шесть тысяч. Но «Укртранснафта» имеет уже свои прямые и достаточно стабильные отношения с грузоотправителями, в том числе – с солидными российскими компаниями и нефтетрейдерами. И совершенно нет необходимости появления в этих прямых отношениях дополнительного звена, тем более с завышенным на $2,5 тарифом прокачки.
ProUA: – Спасибо за интервью.
«proUA»