МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

РЕПЕРТУАР ПОСТОЯННЫЙ И УБОГИЙ

02/01/2004 | Игорь ЛОСЕВ
Як взірець для полемістів -

РЕПЕРТУАР ПОСТОЯННЫЙ И УБОГИЙ
Игорь ЛОСЕВ, "Флот України", г. Киев

Декабрьский выпуск газеты "Русский Севастополь" опубликовал заурядную для этого издания статью А. Щербакова "Украинизация по-севастопольски". Обычный набор слез и всхлипов на темы "жуткой, насильственной украинизации". Правда, давно прошу показать мне хотя бы какие-то следы украинского насилия на бренном русском теле. Хоть одного мученика "украинизации", подвергнутого наказанию за отказ учить украинские глаголы, лишенного пищи за неспособность попросить ее на государственном языке.
Постоянное, в автоматическом режиме, повторение словосочетания "насильственная украинизация" не создает, несмотря на все старания, эффекта реальности. И это прекрасно понимают и чувствуют сами пропагандисты, посему заявляют, что "украинизация" - тайная, скрытая, подпольная. А раз тайная, то как же ее узреешь? В общем, все то же и все так же. Скучно, господа, аж до зевоты и хруста в челюстях.
Правда, есть и некоторые новации. Если раньше Запад расписывался севастопольскими авторами известной газеты как абсолютное зло, то теперь Запад уже вроде как хороший. Но Украине туда можно только вместе с Россией. А. Щербаков заявляет:
"Для нас европейский выбор Украины (для них. - И.Л.) - это, в первую очередь, путь в Европу вместе с Россией". Несет Щербаков и сам не знает чего. Хоть бы иногда газеты российские почитывал, выступления российских политиков слушал бы, а то совсем в Севастополе мохом оброс. Ужо сколько раз высшие руководители России публично заявляли, что Россия ни в какую политическую и экономическую Европу не желает, ни в НАТО, ни в Европейский Союз, потому как Россия есть государство самодостаточное, способное быть самостоятельным игроком в мировой политике.
Ну так как Украина может идти вместе с Россией в Европу, ежели России нужно совсем в другую сторону? Ну не идет Россия в Европу, так что же теперь и Украине отказываться от своих намерений?
Далее Щербаков делится еще одним откровением, долженствующим продемонстрировать его глубокие познания в родословной нынешней украинской власти: "Нынешним украинским лидерам, в жилах которых преобладает западноукраинская кровь, более не по нутру находиться в поле влияния России...". Во как, преобладает. Это ж надо так четко отделить кровь западноукраинскую от восточно-, южно- и североукраинской и выяснить, что западная преобладает. Такие тонкие операции в чужих жилах под силу только г-ну Щербакову.
Кстати, о каких лидерах речь? Если о Президенте Украины - то он уроженец Новгород-Северского района Черниговской области, если о премьере - то он из Донецкой области, если о спикере парламента - то он из Житомирской, если о первом вице-премьере - то он вообще из Калуги.
Редакции "Русского Севастополя" сочинителю Щербакову следует презентовать школьный атлас по географии, пусть хотя бы изредка заглядывает. Солидный автор от несолидного отличается тем, что отвечает за каждое свое слово, а не мелет невесть что, подчиняясь исключительно физиологическим ритмам собственного организма. Можно по-разному оценивать факты, но нельзя извращать сами эти факты. Фигурально выражаясь, не надо врать и нести ахинею.
То, что Щербаков и его коллеги ненавидят Украину, это дело личное. Каждому свое. О вкусах не спорят. Как это ни удивительно, Россия тоже далеко не у всех вызывает добрые чувства. Понятно. Сердцу не прикажешь. Но вот за что Щербаков и КО так ненавидят логику понять сложно. Сначала Щербаков требует, чтобы Украина в Европу шла только с Россией и больше ни с кем, ни-ни... А через три абзаца за эту самую направленность в Европу (вместе с Россией!) обвиняет Украину в "несамодостаточности" и "несамостоятельности". Ну что ж, в Европе Украина будет в хорошей компании "несамостоятельных" и "несамодостаточных" государств, таких, как Великобритания, Франция, Германия, Италия, Польша, Греция и т.д.
А самодостаточные, вроде России, Китая, Индии, Пакистана, Бразилии, действительно, вполне, в силу своих размеров, могут обойтись без Европейского Союза, НАТО, ОБСЕ и так далее.
Ничего конструктивного и заслуживающего внимания Щербаков предложить не может. Распирают человека негативные эмоции, ненависть, злоба, хочется выплеснуть все это нутряное наружу, облегчиться.
Угрожает Щербаков гражданам Украины и почему-то подписывает на эти угрозы все русское население страны. Судя по результатам всевозможных "русских блоков", на выборах в парламент и местные органы власти эти господа, присваивая себе право говорить от имени всех 8 млн. русских граждан Украины, выступают явными самозванцами. Если верить "Русскому Севастополю", русские и украинцы только и думают о том, как бы вцепиться друг другу в глотки. Вот как живописует эти "братские чувства" наш сочинитель: "Русские... только ждут, когда пройдет на Украине националистическая эйфория и когда же, наконец, проснется Россия... Вот тогда сочтемся за все!".
Конечно, наш сочинитель может сколько угодно рисовать в воображении всевозможные кары, которым он подвергнет своих оппонентов: расстрелы, повешения, колесования, четвертования, закапывание живьем, утопление, сдирание кожи, отрубание головы. Очевидно, его это вдохновляет и греет ему душу.
А вот патриотизм Щербакова очень специфический. Сначала он озвучивает сплошной высокоидейный спазм на предмет отчаянной любви к отечеству. Образец: "Наша Родина - Россия! И ей мы верны навечно! Ею она была, ею она останется навсегда, несмотря ни на что!". После таких слов надобно сразу на амбразуру, помереть за отечество. Ну уж, в крайнем случае, съездить в Симферополь, в консульство РФ, написать заявление об отказе от украинского гражданства и оформить российское. Но г-н Щербаков любит отчизну, как сказал поэт "странною любовью", каковую мой рассудок уж точно "не победит". Паспорт-то у Щербакова, как выясняется, украинский... Правда, туда он "героически" вписал свою национальность, то есть патриотизма хватило лишь на разрисовывание украинского паспорта, от которого г-н Щербаков предусмотрительно не отказывается... Правильно, г-н Щербаков, так-то оно надежнее будет. Перечисляя все "злодейства" киевской власти, Щербаков отмечает, что это Киев искусственно противопоставил крымских татар русскому населению в Крыму. Это Щербакова-то надо кому-то противопоставлять?! Да он сам себя противопоставит всем и каждому!
Как же нежно и трепетно любил крымскотатарский народ г-н Щербаков, а злокозненный Киев взял и натравил его на татар, а тех - на Щербакова. И все. Прошла любовь, завяли помидоры.
Но наш сочинитель еще и ясновидящий. Сидя в своих апартаментах и проницательно глядя в потолок, он насквозь видит все тайные киевские замыслы, и не нужно ему никаких штирлицев и хакеров, он сам везде незримо стоит "со свечкой" и наблюдает. В результате рождаются "визии". "В планах, разработанных в Киеве и направленных на охохлачивание Крыма (именно так изящно выражается автор. - И.Л.), разработан ряд мер, призванных подорвать российское влияние ("окацапливание"? - И.Л.) в Крыму, и в них главное место отводится именно нашему городу".
Что же это за "ряд мер"? Если знаешь, имеешь документы, покажи, скажи. А не знаешь и не имеешь, то чего ж "лепить горбатого", как выражаются знатоки специфической лексики русского языка. Спой, светик, не стыдись! Но если начать Щербакова "раскручивать", то выяснится, что это очередной плод его достаточно ограниченной и однообразной фантазии.
Очень не нравится сочинителю севастопольское городское начальство. И раньше не нравилось, а сегодня и того пуще. Вот его оценка руководителей города: "Трудно отыскать другой такой город на постсоветском пространстве, в котором городские чиновники чувствовали бы себя столь комфортно и бесконтрольно. Фактически городом правил клан из 100 - 200 несменяемых чиновников с украинским душком...".
Представляю шекспировскую сцену, достойную кисти Гойи - "Щербаков, обнюхивающий руководителей города Севастополя и районов с целью обнаружения украинского душка". Думаю, в Художественном музее имени Крошицкого под это эпическое полотно отведут самый лучший зал.
Наш автор "режет правду-матку" городским начальникам на всю катушку: "Новая украинская власть, сохранив высокий уровень севастопольских маниловых и чичиковых, развязала им руки. Такой бесконтрольности и безответственности, как сейчас, севастопольские чиновники не имели никогда! Не прощают им лишь одного - телодвижений в сторону России". Это кому же, когда и каким образом не простили? Есть ли у г-на Щербакова конкретные обвинения и претензии? Похоже на то, что нет. Так, выплеск эмоций и излияние желчи. Надо полагать, что после этого г-н Щербаков ощутит явное улучшение общего самочувствия.
Ну вот еще, последний залп: "Беспринципность, бессовестность, бесконтрольность, безответственность нашей администрации столь очевидны, ее оторванность от населения Севастополя столь безоговорочна и несомненна, что думается, что если завтра к власти в Крыму, не дай Бог, придут татары, то она не моргнув глазом, пойдет в услужение и к ним, лишь бы ей, власти, позволили и дальше "рулить" и "кормиться".
Вот такой "железный стих, облитый горечью и злостью". После столь чрезмерного эмоционального возбуждения автору опуса придется долго отдыхать. Непонятно, почему наши сограждане, крымские татары, вызывают у Щербакова воистину первобытный мистический ужас и непреходящий страх? Опять Киев "напужал и противопоставил"? Они-то ведь, татары, живут под властью вот таких щербаковых, и как-то терпят...
Дух и мышление таких вот щербаковых есть не что иное, как исчерпывающий ответ на вопрос, почему развалилось многонациональное государство Российская империя, почему развалилось многонациональное государство СССР, и почему Президент России Владимир Путин назвал таких людей "придурками и провокаторами". Это тех, кто кричали: "Россия только для русских". Эти люди никогда не хотели и сейчас не хотят ни с кем считаться, кроме себя.
Нельзя жить в мире так, как будто кроме тебя в нем никого больше нет. Подобное мировоззрение - контрпродуктивно и глубоко ошибочно. Щербаков собирается отомстить Украине, выставить ей счет. Только дремучее невежество в украинской истории спасает этого деятеля от понимания того, каким может быть ответный иск. И не только от украинцев, от всех - от "молдаванина до финна". Так что лучше не поднимать эту тему. Не следует бросать бумеранг, он имеет специфическое свойство.
Щербаковщина делает невозможным существование любого многонационального государства там, где подобная психология является в обществе доминирующей. А в Российской империи и СССР она была доминирующей. Временами вожди в Москве (или Петербурге) ощущали тревожные симптомы и даже говорили о них вслух. Вот, например, Иосиф Сталин: "В связи с НЭПом у нас растет не по дням, а по часам великодержавный шовинизм, самый заскорузлый национализм, старающийся стереть все нерусское, собрать все нити управления вокруг русского начала и придавить все нерусское...
Нужно понять, что если такая сила, как великорусский шовинизм, расцветет пышным цветом и пойдет гулять, никакого доверия со стороны угнетенных народов не будет, никакого сотрудничества в едином союзе мы не построим и никакого Союза Республик у нас не будет..." (И. Сталин, т.5, с. 238). Все правильно. Так и произошло в 1991-м. И всегда будет происходить там, где править бал станет щербаковщина. Империю и Союз разрушил русский шовинизм, точно так же, как Югославию разрушил шовинизм сербский.
Впрочем, не только лидеры, но и просто мыслящие люди чувствовали, что на шовинизме, презрении к инородцам, самовыпячивании ничего прочного не построишь, как, кстати, и на патриотических истериках. Был такой русский мыслитель - Александр Герцен:
"Мы не верим ни в благосостояние, ни в прочность чудовищных империй, нам не нужно столько земли, чтобы любить родину. Желание географических расширений принадлежит к росту народов, и если оно переживает ребячество, то это свидетельствует только о неспособности такого народа к совершеннолетию. Все неразвитое - органическая пластика, начальное искусство - бросается на количественную категорию, все неразумное опирается на силу кулака...
Целость агломерата, хранение его наростов, отстаивание насильно проглоченных кусков, которые желудок не переваривает, все это постороннее судьбам народа, враждебное им. Во имя сильной, несокрушимой империи народ был раздавлен, обобран, во имя ее держалось крепостное право, чиновничество, рекрутчина. И это не все. Отнимая все гражданские права у простого человека, у этого круглого раба, поддерживали в нем кичливую мысль о непобедимости Российской империи, в силу которой у него развилось вместе с высокомерием относительно иностранцев смиреннейшее раболепие перед непобедимыми своими властями". (Герцен А.И. "Колокол" и "День" (Письмо к г. Касьянову) - "Колокол", Лондон, 1863, с.1375.)
За подобной этнической психологией стоят века пропаганды и особого воспитания. А состояло это воспитание в проповеди национальной исключительности. И занимались этим ремеслом на всей огромной территории от Львова до Владивостока. Разумеется, никакие украинцы, латыши или казахи на подобную исключительность претендовать не могли. Для этого существовали "органы", бившие по рукам всяких "буржуазных националистов", ежели только они смели публично говорить о себе нечто возвеличивающее. "Этот квас" был не про них. А вот 2 сентября 1977 г. орган Львовского областного комитета КПСС газета "Вільна Україна" опубликовала редакционную статью "Великая Русь". В ней львовянам объясняли, что русский народ - "самый старший", "самый уважаемый" и "самый достойный" по сравнению со всеми другими народами СССР. По утверждению авторов статьи, "русский народ бесконечно добрый и бескорыстный", а его историческая роль - "направляющий народ". Резюме статьи следующее: "Наверное, нет другой нации, которая играла и продолжает играть такую роль в жизни других народов, как русская".
Однако подобное писали не только "далеко от Москвы", но и в самой "столице прогрессивного человечества". Журнал "Коммунист" (Москва, сентябрь 1977, № 13): "В мире нет народа, который сделал бы так много для счастья и благополучия других, так искренне и бескорыстно, нередко ценой больших жертв и бедствий, как это делает русский народ" (с.47).
Газета "Правда" (8.02.1979, статья С. Григоряна "Русский характер") сообщает читателям, что "русским вообще свойственны чрезвычайные душевные качества", а в политике мира, проводимой ЦК КПСС, отражены "высокие образцы логичности и ясности ума русского народа"...
Этнограф С.А. Токарев во вступлении к учебнику этнографии народов СССР сообщает студентам, что "русский народ первым показал всем народам путь", "возглавил общий прогресс", "повел за собой все народы". И вывод: "Родина великого русского народа - Восточная Европа - приобретает тем самым совершенно особое историческое значение" (Токарев С.А. "Этнография народов СССР", Москва, 1958, с. 15).
Без комментариев. Подобное писалось, произносилось, печаталось веками. Что ж тут удивляться этнофобиям отдельных несчастных продуктов подобного воспитания. Мы особые, мы не такие, как все, мы самые, самые, самые лучшие, все прочие нам не чета, а кто думает иначе, тот мерзкий буржуазный националист и русофоб. Ядовитые миазмы империи еще очень долго будут отравлять общественное сознание. Дабы не быть голословным, приведу мнения авторитетов; все они, за исключением одного, великороссы.
Впрочем, в случае необходимости, г-н Щербаков организует им анализ крови на предмет расовой чистоты оной.
Михаил Бакунин: "Слово "русский" всюду является синонимом жестокого гнета и позорной неволи. В соответствии с общественным мнением всей Европы, русский является ничем иным, как только никчемным орудием наиболее отвратительного и грозного деспотизма, ничем иным, как только бездушным колесиком той уродливой машины, которая зовется Российской империей" (Bakunin Michal. Pisma Vybrane. Т.I Ksiazka i wiedza, 1965, s. 157, 163).
Николай Чернышевский: "Вся жизнь русского приносилась в жертву духу завоевания, все силы русского народа изнурялись служением этому духу, все политическое и общественное бытие было подчинено потребностям этого духа, было заковано в структуру, которая не допускала никаких иных направлений деятельности" (Чернышевский Н.Г. Пролог, Москва, 1953, с. 167).
Еще один автор: "Расширение России в необозримую державу путем покорения неисчислимого количества племен и царств составляет, по нашему мнению, самое значительное место нашей исторической жизни. Русский народ был тысячу лет завоевателем..." (Михневич В. "Исторические этюды русской жизни", Санкт-Петербург, 1882, т.3, с. 189). Но, конечно, завоевателем "мягким и незлобивым", как утверждала все та же газета "Русский Севастополь", договорившаяся до того, что русские, в отличие от всяких "жестокосердых" поляков, болгар, украинцев, вообще славянами не являются.
Это вызвало возмущение читателя "Славы Севастополя" г-на Евгеньева, доказавшего на страницах этого уважаемого издания, что русские, несмотря на всю "мягкость и незлобивость", все-таки славяне...
А вот волжский "буревестник революции": "...Народ монархической России неуклонно исполнял позорную и кровавую работу душителя всех революционных и освободительных движений народов Запада и Востока; наши солдаты слепо бились с революционной армией Великой Французской революции, несколько раз жестоко разгромили национально-освободительные движения Польши, в 48-м году помогли монархической Австрии уничтожить венгерскую революцию, в 78 - 79-м годах убили конституцию Турции, насиловали Персию, топили в крови национальные движения Китая - исполняли роль палачей свободы везде, куда направляла их корыстолюбивая и трусливая рука самодержавия" (Горький М. Собр. соч., Москва, 1953, т.24, с.194).
Ну и, кроме российских "русофобов", процитируем одного импортного. Француза. Маркиза и гостя Николая I (в просторечии - Палкина). Звали приезжего - де Кюстин.
Ему слово: "Честолюбие, неутолимое, беспредельное, такое честолюбие, которое может родиться только в душе угнетенного и питаться горем всей нации, бурлит в сердце русского народа. Эта нация действительно завоевательская, запущенная вследствие нужды, заранее искупает унизительной покорностью в отечестве надежду на тираническое господство над чужими: слава, богатство, ожидаемое ею, отвлекают ее внимание от позора, который она переживает, и чтобы обелить себя от нечестивого отречения от всякой свободы общественной и личной, раб грезит о мировом господстве" (Цит. по: "Николаевская эпоха", Москва, 1910, с.127).
После всех этих исторических обстоятельств стоит ли удивляться одному отдельно взятому автору более чем своеобразного издания, который никак не может смириться с тем, что представители "низшей" расы, "недочеловеки-унтерменши", "хохлы-малороссы" осмелились заиметь собственное государство, да еще и гордого, величественного г-на Щербакова вынуждают держать на всякий случай украинский паспорт... Это ведь "оскорбление величества". Но ничего. Вон и в Южно-Африканской Республике белые как-то привыкли, что черные управляют страной, и французы в Алжире уже арабскому государству не удивляются, и англичане не поражаются более, что египтяне без них справляются с Суэцким каналом. Вон папуасы миклухо-маклаевские уже давно имеют свое государство, Папуа-Новая Гвинея называется. И все у них нормально. Все путем. А репертуарчик надо бы в газете освежить, а то сплошной резервуар для желчеотделения получается. А может быть, именно это и нравится спонсорам? Тогда продолжайте в том же духе, чтобы с довольствия не сняли. Все-таки, какое-никакое, а лишнее рабочее место в городе...

Відповіді

  • 2004.02.01 | joy

    Блискуча стаття. Достойна відповідь. Браво, пане Лосев.(0)



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".