МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Польша: украинофобия?

02/24/2004 | СЕМЕН
Польша: украинофобия?

Политика европейской интеграции Украины активно поддерживаемая практически всеми политическими силами страны получила звонкую пощёчину. Год Польши в Украине получил все шансы начаться с грандиозного политического скандала, вызванного не историческими противоречиями, а жесткими экономическими реалиями.

На протяжении последних десяти лет Украина в лице Президента Л.Кучмы и всех политических сил пропагандировала мысль о том, что взаимовыгодное стратегическое партнёрство с нашим соседом Республикой Польша является залогом успешной европейской интеграции нашей страны.

В течение этого времени политические элиты наших стран делали глубоко символические акты примирения и взаимного прощения за исторические обиды, за «операцию Висла» и волынскую трагедию, Восстанавливали кладбища польских орлят во Львове.

Такая украинская политика по отношению к Польше основывалась на искренней вере в то, что новые демократические подходы и непредубеждённость в отношении друг друга помогут преодолеть взаимное недоверие и груз исторических предрассудков между нашими народами. На этом пути навстречу друг другу Украина и Польша сделали немало. Усилиями президентов А.Квасневского и Л.Кучмы отношения наших стран приобрели новое политическое содержание. Например, наши страны стали союзниками по антитеррористической коалиции в Ираке.

Польша на протяжении последних лет была для Украины примером успешной рыночной трансформации и демократического переустройства общественной жизни. Украинские политики как из провластного, так и оппозиционного лагеря акцентировали на польском пути, как примере для подражания.

Однако последние события должны внести серьёзные изменения в характер украинско-польского стратегического партнёрства. История приватизации металлургического предприятия Huta Czestochowa, в котором принимала участие украинская компания «Индустриальный Союз Донбасса» засвидетельствовала двойные стандарты польской стороны в подходах к участникам конкурса.

В конце июня 2003 структурами, подчиненными Министерству государственного имущества Польши был объявлен конкурс на продажу активов Huta Czestochowa. Изначально в конкурсе принимало участие 4 фирмы – Корпорация «ИСД», ISPAT, Steel Capital и LNM. С июня 2003 года по январь 2004 года состоялось 3 (!) преквалификационных этапа конкурса. После 9 января 2004 г. польским Мингосимущества было принято решение о том, что борьбу в конкурсе продолжат Корпорация ИСД и международная группа LNM. Источники из тендерной комиссии, а также руководство металлургического предприятия Huta Czestochowa в неофициальных беседах сообщали о том, что предложения ИСД по развитию Huta Czestochowa, включенные в оферту, по всем показателям лучше оферты LNM. 5 февраля 2004 стало известно, что Тендерная комиссия единогласно (7 голосов) проголосовала за оферту ИСД. Однако позже польские средства массовой информации сообщили, что 9 февраля компания LNM обратилась в Министерство государственного имущества с предложением модифицировать свою оферту вне рамок конкурса (т.е. уже после даты подачи последнего предложения), что свидетельствовало, во-первых о возможной утечке информации о содержании оферты ИСД, а сам факт принятия такой оферты от LNM Министерством госимущества свидетельствовал о неравном отношении к участникам конкурса.

В начале февраля заместитель Министра государственного имущества Анджей Шараварский, курирующий тендер, отвечая на вопрос СМИ о затягивании принятия решения по Huta Czestochowa и нетранспарентности процесса, заявил о том, что принятие данного решения перешло на уровень премьер-министра и президента Республики Польши. Таким образом, вопрос продажи активов Huta Czestochowa утратил свой чисто экономический статус, по никому непонятным причинам ему был придан статус политического. Приехали.

Причина, по которой происходило затягивание принятия решения прояснилась после того, как Польское агентство печати в 22 часа 30 мин. 20 февраля 2004 года распространило сообщение о том, что Министр государственного имущества Збигнев Каневский заявил, что победителем конкурса по продаже активов Huta Czestochowa определен LNM.

Украинская сторона, которую представлял концерн «ИСД» подверглась откровенной дискриминации по политическим мотивам. Чего собственно и не скрывают польские чиновники. Так, все тот же Анджей Шароварский объясняя выбор LNM в качестве инвестора Huta Czestochowa заявил Польскому агентству прессы (PAP), что «играем с высшей лигой в металлургии, а не с какими-то случайными инвесторами».

Вопреки очевидной экономической привлекательности оферты ИСД по сравнению с предложениями международной группы LNM, польские власти приняли политическое решение о поддержке предложений датско-индийской компании.

Пример концерна «ИСД» показателен. В отличие от не вполне очевидных проблем исторического прошлого он демонстрирует реальное современное отношение поляков к украинцам. Без демагогии.

Трудно не согласится с мнением, например российских экспертов, что современная Польша ещё не соответствует в своей практической политике, не на уровне деклараций, требованиям страны - члена Европейского Союза.

Очевидно, что в свете открывшихся обстоятельств для Украины имеет смысл прислушаться к позиции Российской Федерации по отношению к новым членам Евросоюза, среди которых фигурирует и Польша. Как известно, Россия отказывается признавать эти страны в качестве полноценных членов ЕС.

Вероятно, объединив усилия, Украина и Россия смогут заставить польские власти воспринимать нашу страну и её промышленные компании, как равных партнёров. Объединённый голос наших стран услышат если не в Варшаве, то в Брюсселе.

Реальная политика Польши демонстрирует Украине необходимость выработки и реализации общей с Россией политики по отношению к Польше. Вероятно в таком случае, в Брюсселе объяснят варшавским чиновникам, что нужно уважать европейские нормы транспарентности.

Эксперты отмечают, что Украина сама виновата в том, что происходит. Отсутствие четкой политики по отстаиванию национальных интересов на внешних рынках стимулирует отношение к Украине как к безнадежно терпеливому и прогибающемуся партнеру. Если мы сами не в состоянии дать отпор дискриминационной политике, может быть Украине стоит по-новому посмотреть на перспективы формирования согласованной внешнеэкономической политики с российскими компаниями. Вероятно в этом случае, у украинских компаний появятся дополнительные рычаги влияния для лоббирования своих интересов, в том числе и в Польше.

До сих пор, кроме деклараций, Польша реально избегала шагов, которые бы требовали от неё экономической ответственности и предполагали возможные потери. В подтверждение тезиса вспомним судьбу нефтепровода «Одесса-Броды». Напомним также, что никаких особых привилегий польская сторона украинским гражданам не давала. А сформированный в польских СМИ образ Украины никак не соответствует образу союзника и стратегического партнёра.

Наступило время трезво оценить характер и перспективы наших взаимоотношений с Республикой Польша.


ForUm

Відповіді

  • 2004.02.24 | Мінор

    Придворний політолог донецьких Бондаренко

    розродився ще більш різкою статею на "УП". Зрозуміле роздратування Ахмєтова, який тримав цей контракт, практично, у руках.
    Але ще більш зрозуміло чому поляки вирішили бути обережнішими з "донами". Було б по-людськи шкода десятки тисяч робітників на заводах типу Азовсталь, які донам належать, і які, нібито, через програш контракту в Польщі може будуть мати проблеми. Але перш ніж СЕМЕН вибухне праведним гнівом маю сказати, що Ахмєтов більшу частину прибутку Азовсталі не витрачав і не збирається витрачати на виробництво. Він її просто забирає собі.
    Наприклад, поруч з Азовсталлю Ахмєтова є завод ім. Ілліча , який належить трудовому колективу і Бойку, як директору. За одну й ту ж саму роботу на мартені робітники Азовсталі мають 700-900 грн, а ім. Ілліча - 1500-1600/міс. Відчуйте різницю. Треба просто бути менш зажерливими.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2004.02.24 | Боровик

      Re: Придворний політолог донецьких Бондаренко

      Так Бондаренко в більшості своїх тез правий.
      Те що ІСД платить мало своїм робочим є поганим. Але те, що Польща відмовила ІСД через хабаря чи політику є поганим і для ІСД, їх робочих і України.
      Бондаренко правий щодо політичних наслідків.
  • 2004.02.24 | українець

    Re: Польша : бандофобия(-)

  • 2004.02.24 | Ukropithecus (robustus)

    У нашому звіринці ще не зовсім розуміють

    У нашому звіринці ще не зовсім розуміють - для того щоб грать у пульку із сурйозними дядями треба бути членом клюбу, в противному випадку тобі просто не дадуть сісти за стіл. Щоб бути гравцем у золотому міль'ярді треба самому бути частиною цього міль'ярду (не обов'язково заможньою) і грати за тими правилами за якими грає міль'ярд.

    > Украинская сторона, которую представлял концерн «ИСД» подверглась откровенной дискриминации по политическим мотивам. Чего собственно и не скрывают польские чиновники. Так, все тот же Анджей Шароварский объясняя выбор LNM в качестве инвестора Huta Czestochowa заявил Польскому агентству прессы (PAP), что «играем с высшей лигой в металлургии, а не с какими-то случайными инвесторами».

    Іншими словами, але те саме, що я написав вище.


    > Пример концерна «ИСД» показателен. В отличие от не вполне очевидных проблем исторического прошлого он демонстрирует реальное современное отношение поляков к украинцам. Без демагогии.


    А оце каже про те, що автор є ідіотом, бо коли справа іде про бізнес і гроші, меркантильності не може бути в принципі.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".