МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Словник:"Кучма-основной посредник российского управления страной

03/11/2004 | Спостерігач
Современный политический словарь Украины


Общий язык между властью и оппозицией не может быть найден, потому что у них не существует общего словаря и никто из них его не пытается создавать.

Сегодняшняя политическая реальность Украины не может быть адекватно описана ни одним из активно используемых в стране языков. Более того, ни один из этих языков не годится для разговора между властью и оппозицией. Основных языков четыре — язык Конституции и законов (юридический язык власти), язык масс-медиа, язык права — язык внешнего фокуса управления (Европа и США), который частично освоен «грантоедами», и путанный язык оппозиции — смесь юридического языка, медиа-клише и языка права.

Украинский юридический язык, на котором говорит власть, не является адекватным для формулирования политических целей, потому что в этом языке можно только оформлять договоренности между государством и обществом, но не достигать договоренностей. Разграничение прав относительно политических целей власти и оппозиции, как фиксация реальных прав власти, которая без последствий для себя может обходить юридические нормы, не могут быть осуществлены этим языком. Для разговора власти и оппозиции этот язык не годится.

Украинский медиа-язык – это язык журналистов, которые находятся внутри схватки, а не над ней. Это публицистический, метафорический, бытовой, местами экспрессивный язык, который в принципе не годится для понимания ситуации. Для понимания ситуации нельзя пользоваться языком масс-медиа — любых, в том числе «1+1», «Интера», «Зеркала недели», «5 канала», «Украинской правды». Их язык — оценочный, предъявляющий претензии одной или другой стороне. Их представления — административный анализ ситуации.

Язык права более других репрессирован в Украине. У него нет влиятельных политических носителей в стране. Его отстаивают представители общественных неприбыльных институтов, так называемый третий сектор. Однако, в силу их грантового финансирования, существует проблема доверия к аутентичности их целей. Когда власть говорит, что они представляют агентов внешнего влияния, в значительной степени это правда, хотя при этом сама власть является публичным агентом влияния России. И ее юридический язык (например, договор по ЕЭП относительно общих интересов Украины с Россией) опирается на сильные ностальгические представления электората и реальные интересы олигархов. Таким образом, язык права, в одно и то же время являясь языком внешнего управления Запада, имеет более значительную преграду недоверия для широкого распространения, нежели юридический язык или язык масс-медиа.

Столкновение этих языков хорошо видно на примере интерпретации голосования 24 декабря 2003 года по поводу изменений в Конституцию. Власть считает, что голосование состоялось, поскольку его можно проинтерпретировать в юридическом языке. Масс-медиа считают, что некое событие 24 декабря произошло, оно было противоречивым, и власть и оппозиция действовали не по процедуре, а окончательно мы поймем происшедшее только после победы в политическом противостоянии: кто выиграет, тот и расскажет, что и как было. Запад дал понять, что право власти проводить конституционные изменения накануне выборов спорно, если при этом не учитываются права других политических групп, а главное – права украинских граждан.

Оппозиция же во всем этом конфликте не может предложить язык для говорения о самом событии. Язык оппозиции – самый непонятный. Имея такой путанный и смешанный язык, оппозиция не способна понимать сама себя. Как возможно, например, понимание следующих слов Ющенко: «Не должен Медведчук (глава Администрации Президента. — Авт. ) руководить парламентом, не должен парламент быть филиалом даже не Президента — его Администрации»? Обратите внимание, что мы имеем в виду не согласие или несогласие со словами Ющенко, а в принципе понимание того, что он говорит. Ведь процессы, о которых он говорит, не описаны ни в Конституции, ни в каких-либо иных законах. К какому опыту он апеллирует, когда так говорит? Его избиратели не знают и не могут знать, что он имеет в виду — они ему могут либо верить, либо не верить. У них нет никакого подтверждения его слов, поскольку журналисты масс-медиа, которые поставляют информацию для электората, этим языком не говорят. Власть через те же СМИ тоже говорит другим языком, более знакомым и понятным. То есть, без специальных процедур дешифровки оппозицию не понять. И она, похоже, даже не понимает, что ее не понимают.

Пока представители оппозиции боролись с «темниками», власть планомерно и долго разрушала язык для понимания оппозиции со стороны ее электората. Теперь восстанавливать этот язык намного труднее, нежели удерживать и развивать его в ходе предыдущей борьбы оппозиции за власть. Время ушло. Оппозиция должна вернуть себе язык, который был бы понятен ее избирателям. Это в ее интересах – так как, в противном случае, она просто уйдет с политической сцены. Но это и в интересах общества. Если этого не сделать, власть с оппозицией – как выразителем интересов и идеологии определенной части общества – не сможет договориться, процесс разобщения государства и общества приобретет необратимый характер, полицейское государство усилится невероятно, политическое общественное сознание будет обречено на прозябание.

То есть реально происходящие процессы в украинской политике не соответствуют языку говорения о ней. Предлагаемый ниже словарь возник из ситуации разрыва между пониманием политических терминов в словарях и в нашей Конституции, использованием этих понятий в масс-медиа, употреблением этих слов представителями оппозиции и тем пониманием, которое мы имеем в виду, когда между собой говорим об украинской политике непублично. В данном случае мы описываем именно реальное содержание базовых понятий украинской политики, которые позволяют понимать то, что в ней происходит, независимо от тех или иных традиций использования политических терминов. Словарь построен внутри содержания реальных политических целей и функций через их позиционное сопоставление.

Админресурс — свойство вертикали власти в олигархическом государстве распоряжаться бюджетом и собственностью, разрешать или запрещать бизнес-деятельность. Админресурс является системообразующим для нынешнего государства.

Борьба власти с оппозицией — борьба за админресурс при совместном блокировании процесса реального общественного самоуправления.

Взятка — способ получения нелегального права на использование части админресурса в частных целях.

Власть — собственник и распорядитель админресурса. Значительная ее часть является компрадорской политической элитой по отношению к России. Власть для своего сохранения при помощи приглашенных консультантов:

— управляет представлениями электората через тотально подконтрольные СМИ;

— управляет коммуникацией электората для обеспечения своей поддержки;

— управляет политическими инновациями для блокирования или перехвата инициатив оппозиции.

Государство — силовой аппарат для защиты админресурса от различных внешних и внутренних угроз. Существующее государство — олигархическое по природе, полицейское по режиму. В своей совершенной форме — как полицейское государство — начисто лишено всяких других функций.

Депутаты — участники политического шоу внутри парламента для отвлечения внимания электората и блокирования развития процессов общественного самоуправления. Разработка и принятие ими законов, хотя и занимает их основное время, является для них второстепенным процессом. Первостепенным по важности процессом для них является лоббирование узкополитических интересов их партий и частных интересов их бизнесов. Процессы распределения админресурса происходят вне парламента. В парламенте происходит закрепление этих договоренностей на уровне законов.

Дерибан — базовый процесс использования админресурса, позволяющий использовать в частных целях часть бюджетных денег, приватизировать или взяткообразно использовать государственную или коммунальную собственность, получать разрешения на бизнес-деятельность и/или преференции в ее ведении. В силу полузаконного и полупубличного характера дерибана его не вполне правильно называть воровством.

ЕЭП — способ предпродажной подготовки Украины для сдачи ее России.

Европа — поддерживаемая формально идеология геополитической ориентации для внешнего и частично внутреннего употребления.

Законы — договора между различными группами влияния о распределении и доступе к админресурсу, об условиях развития бизнеса отдельных депутатов и их групп и/или политических преференций их партиям. В случае необходимости Законы могут быть нарушены непосредственно в интересах власти, а за взятку — в частных интересах.

Избирательная система — нормы и процедуры доступа к админресурсу путем обеспечения поддержки электората на выборах.

Коммунисты — политическая сила, пытающаяся противопоставить доминирующему админресурсу идеологический ресурс в форме социального патернализма, не способная к проектной работе и управленческой деятельности. Комичная политическая группа, находится в состоянии культурного захоронения.

Конституция — предмет постоянного торга между властью и оппозицией, а также между различными ветвями власти по поводу распределения админресурса. Реальное самоуправление и теория прав (естественных, гражданских, гарантий) находятся на периферии интереса политических групп.

Коррупция — процесс доступа к части админресурса лиц, которые этой частью не распоряжаются. Базовый процесс экономического управления.

Кучма — формально президент страны, в действительности — сильный лидер внутренней политики, главный посредник внешнего управления России, патрон украинских олигархов, подозревается во многих преступлениях, снискал поддержку части политической элиты и нелюбовь значительной части электората.

Либеральная империя — действительная неофициальная государственная идеология России, связанная с идеологией «либеральной окраины», являющейся действительной неофициальной государственной идеологией Украины.

Манипуляция общественным мнением — управление представлениями потребителей информации, где настоящие цели такого управления оказываются скрытыми.

Медведчук — лидер социал-демократов, формально глава Администрации Президента, в действительности — главный менеджер админресурса, угроза для других олигархов, абсолютное зло в глазах оппозиции, один из посредников внешнего (российского) управления.

Наезд — репрессивное действие или система таких действий, осуществляемых при помощи силовых или приобретших характер силовых (налоговые, судебные и т.д.) органов. Носит предупредительный характер для неугодных олигархическому государству граждан. Как правило, наезд носит полулегальный характер, предназначен для демонстрации силы режима, создания атмосферы страха в обществе перед властью.

Народ — самоуправляемый политический субъект, практически отсутствует в стране. См. электорат.

Национал-демократы — политическая сила, пытающаяся противопоставить доминирующему админресурсу идеологический ресурс в форме национал-патриотизма, не способная к проектной работе и управленческой деятельности. Трагичная политическая группа, в будущем подлежит культурному захоронению.

Общество — потенциальный субъект самоуправления, блокируемый властью и оппозицией. Пассивно по отношению к распределению админресурса. Слабо структурировано и малоинициативно.

Олигарх — представитель бизнеса, созданного при посредстве админресурса, монополизм которого искусственно удерживается властью внутри системно организованной коррупции. Олигарх имеет следующие вторичные признаки — своя фракция в парламенте (свои чиновники в Кабмине), свои СМИ, свои группы консультантов.

Олигополия — искусственно поддерживаемый властью внутри системно организованного процесса коррупции монополизм олигархического бизнеса в соответствующем секторе рынка.

Оппозиция — конкурент власти относительно админресурса. Значительная ее часть представляет собой компрадорскую политическую элиту с прозападной ориентацией. Некоторая ее часть имеет пророссийскую ориентацию. Очень разнородное по структуре и интересам образование. Не способна на стратегические действия. Соглашения, достигаемые между ее различными партиями, краткосрочны и имеют тактический характер.

Парламент — формально — законодательный орган власти, в действительности — сцена столкновения по-разному ориентированной компрадорской политической элиты в процессе внешнего управления страной, определенное законом место торга по поводу перераспределения админресурса, что на формальном уровне выглядит как разработка и принятие законов. Не только торг, но часто сама разработка законов и их действительное принятие осуществляются вне Парламента.

ПАСЕ — формально — европейская структура, в которую входит Украина. Управляет международной легитимностью действий власти, в действительности — влияет на сохранность зарубежных капиталов олигархов, выполняет функцию защиты оппозиции от власти, периодически напоминает власти о том, что за электоратом скрывается народ, чем раздражает власть.

Политическая реформа — инструмент управления инновациями со стороны власти как реакция на идеи оппозиции, инициатива которой была перехвачена и реализована как способ перераспределения (увеличения) админресурса в интересах власти. Проводится без анализа мирового опыта политических реформ, вне свободного общественного диалога при участии оппозиции, под управлением коммуникацией со стороны власти, в ситуации жесткой манипуляции общественным мнением со стороны СМИ.

Полицейское государство — высшая форма существования олигархического государства, когда силовые функции также выполняют такие государственные органы, которым они не свойственны, — судебные, налоговые, в сфере информационной, экономической, гуманитарной политики и др. Отдельные органы полицейского государства могут использовать в своих целях представителей криминальных структур. Полицейское государство держится на демонстрации силы и создании атмосферы страха в обществе.

Президент Украины — формально — гарант Конституции, в действительности — основной посредник внешнего (российского) управления страной, главный распорядитель админресурса и патрон олигархов, объект критики для оппозиции.

Расправа — репрессивное действие или система таких действий – при помощи силовых или приобретших характер силовых (налоговые, судебные и т.д.) органов, – направленных на изоляцию или физическое уничтожение неугодных олигархическому государству граждан. Под расправу могут попадать как бывшие «свои», у которых «проснулась совесть» (Ю.Т.), так и граждане, выполняющие свой профессиональный долг (Г.Г.). Для расправы могут привлекаться представители криминальных структур. Как правило, расправа носит полулегальный характер, предназначена также для демонстрации силы режима, создания атмосферы страха в обществе перед властью.

Россия — виртуальный для граждан Украины объект, состоящий из ностальгических представлений, в информационном пространстве — знак-носитель мифа о сильном государстве, в котором – после Тузлы – есть и негативные оттенки. В экономике — главный кредитор украинской власти и олигархов. Ограниченное геополитическое видение российской элитой своего развития лишь как территориальной экспансии делает Украину ее ближайшим объектом. Политический спонсор нынешней власти.

СМИ — инструмент управления представлениями электората в интересах тех или иных политических групп через:

— прямое полное или частичное финансирование;

— политически зависимых собственников или менеджера, осуществляющего непубличную редакционную политику;

— заказные статьи журналисту («джинса»);

— легально оплаченное размещение статей (реклама).

Социал-демократы — ведущая политическая сила, отстаивающая в стране политическую систему с доминирующим админресурсом, в рамках которой способна к проектной и управленческой деятельности. В ситуации отсутствия сильной социальной альтернативы обречены на самостоятельную деградацию и оппозиционность к будущей власти. Трагичная политическая группа, в будущем подлежит культурному захоронению.

Темник — один из инструментов единой информационной политики, а также приведения к единству интерпретаций новостных сообщений СМИ для манипуляции общественным мнением. Разработана и внедрена как полулегальная процедура через Администрацию Президента представителями социал-демократов (объединенных).

Украина — страна во внешнем управлении России, США и Европы при посредничестве разноориентированных отечественных компрадорских элит, сохраняющая целостность за счет многовекторности, т.е. шизофрении политического самосознания.

Функционер — представитель государственного или муниципального админаппарата, который не обладает полномочиями «решать вопросы» по доступу к админресурсу.

Цензура — способ явного или неявного политического управления представлениями электората через:

— темники – инструменты создания единства интерпретаций новостных фактов (цензура интерпретаций);

— блокирование появления в информационном пространстве нежелательных персон и стимулирование появления желательных (цензура персон);

— недопуск нежелательных журналистов к источникам информации и/или на официальные мероприятия (цензура источников информации);

— изъятие экспертного знания из новостей (цензура знаний);

— представление точек зрения только одной из сторон в новостях (цензура представления интересов);

— выборочное производство информационных форматов (например, исключение прямоэфирных политических ток-шоу) (цензура форматов).

Чиновник — представитель государственного или муниципального админаппарата, который обладает полномочиями «решать вопросы» по доступу к админресурсу.

Электорат — производители налогов, объект манипуляции со стороны власти, номинальный субъект политических выборов, не имеющий реального самоуправления.

Элита — правящий класс, распоряжающийся через государство админресурсом (политическая элита) или арендующий его через взятки (бизнес-элита), лишенный способности самостоятельно вырабатывать стратегию и предоставляющий страну во внешнее управление.

Ющенко — формально — лидер оппозиции, в действительности — искусственно и малопрофессионально создаваемая позиция:

— общенационального политического лидерства;

— устрашения для Кучмы и олигархов;

— «головной боли» для России;

— главного посредника внешнего управления Запада.

Я — идеалист, надеющийся, что этот язык кому-нибудь в этой стране нужен.

У меня нет уверенности, нужен ли вообще этот новояз и может ли он быть авторским. К тому же, это еще не язык. Это, скорее, зарисовки к будущему языку говорения. Однако без такого языка понимать то, что происходит в украинской политике, мне кажется, невозможно. Заявляя по сути диссидентствующую, в меру рефлексивную позицию, не надеюсь на поддержку политиков. Тем не менее, хотя это может оказаться и болезненной процедурой, осуществить проект построения нового языка нужно в любом случае. Причем в этом могут участвовать и журналисты, и эксперты, и политики.

«Телекритика» предлагает всем желающим поучаствовать в составлении политического новояза Украины. Все предложения будут нами опубликованы на интернет-сайте. Пишите по адресу info@telekritika.kiev.ua

Сергей Дацюк, для «Телекритики»


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".