МОДЕРНИЗМ
03/15/2004 | Молода література
МОДЕРНИЗМ, общее обозначение всех авангардистских направлений в изобразительной культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего». В более строгом историческом смысле — ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.
* * *
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne — современный), в искусстве — совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн. В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Цели и устремления
Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда — само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени. Образ свежей, сиюминутной современности ярче всего проявился в импрессионизме, который как бы остановил «прекрасное мгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те, что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого и природного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый цикл памяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусства будущего», утопически — порой сквозь апокалиптические видения — моделирующего завтрашний день.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годы художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые — пересекают ее.
География
Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно важным. Хотя Париж во 2-й половине 19 в. (особенно в годы расцвета импрессионизма) укрепил свой авторитет мирового художественного центра, роль лидеров и провозвестников все чаще выполняют мастера «периферийных» стран. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По, а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен и др.).
Именно в этот исторический момент всемирный духовный резонанс обретатает русская литература (прежде всего, в лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова); соприкасаясь с модернизмом, порой критически-оппозиционная к нему, она так или иначе мощно стимулирует его поиски.
В целом геополитические координаты искусства меняются решительно и бесповоротно: европейская культура все более и более впитывает в себя влияния Востока, в том числе и самой удаленной от Европы страны — Японии.
Философия, религия, политика
Стремясь к универсальному синтезу культуры, искусство увлеченно взаимодействует с философией (основополагающим для модернизма в целом стал пример таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а для России — В. С. Соловьев). Параллельно активизируется диалог искусства и религии; первоначально восприняв новые художественные веяния критически, традиционные конфессии затем все чаще вступают с художниками в союз, порождая разные национальные варианты «церковного модерна». Впрочем, с трудом вписываясь в роль покорного слуги Церкви, модернизм охотнее продуцирует собственные верования и культы, родственные теософии.
В сфере политики он либо замыкается в асоциальном «мистическом анархизме», либо следует в русле радикально-революционных тенденций (прежде всего, в политической карикатуре). Так или иначе новое искусство, сознающее себя в качестве «истинной революции духа», видит в политическом радикализме своего конкурента, друга-врага.
Итоги
Однако, несмотря на это, в дальнейшем модернизм становится частью вполне консервативного политико-культурного истэблишмента. Созданные им «очаги красоты» воспринимаются в исторической перспективе 20 века как символы общеевропейской «прекрасной эпохи» (или «серебряного века» России), чья эстетическая гармония рухнула в годы Первой мировой войны. Реальные же процессы социального распада подрывают и позиции самого модернизма, беспощадной критике они подвергаются в культуре авангарда.
Тем не менее, при всем этом противостоянии модернистское искусство, остается главным истоком художественного авангарда (разнообразно предвосхищенного в творчестве мастеров постимпрессионизма), позднее не раз (прежде всего, в ар деко ) образуя с ним устойчивый синтез.
* * *
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne — современный), в искусстве — совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн. В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Цели и устремления
Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда — само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени. Образ свежей, сиюминутной современности ярче всего проявился в импрессионизме, который как бы остановил «прекрасное мгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те, что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого и природного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый цикл памяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусства будущего», утопически — порой сквозь апокалиптические видения — моделирующего завтрашний день.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годы художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые — пересекают ее.
География
Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно важным. Хотя Париж во 2-й половине 19 в. (особенно в годы расцвета импрессионизма) укрепил свой авторитет мирового художественного центра, роль лидеров и провозвестников все чаще выполняют мастера «периферийных» стран. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По, а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен и др.).
Именно в этот исторический момент всемирный духовный резонанс обретатает русская литература (прежде всего, в лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова); соприкасаясь с модернизмом, порой критически-оппозиционная к нему, она так или иначе мощно стимулирует его поиски.
В целом геополитические координаты искусства меняются решительно и бесповоротно: европейская культура все более и более впитывает в себя влияния Востока, в том числе и самой удаленной от Европы страны — Японии.
Философия, религия, политика
Стремясь к универсальному синтезу культуры, искусство увлеченно взаимодействует с философией (основополагающим для модернизма в целом стал пример таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а для России — В. С. Соловьев). Параллельно активизируется диалог искусства и религии; первоначально восприняв новые художественные веяния критически, традиционные конфессии затем все чаще вступают с художниками в союз, порождая разные национальные варианты «церковного модерна». Впрочем, с трудом вписываясь в роль покорного слуги Церкви, модернизм охотнее продуцирует собственные верования и культы, родственные теософии.
В сфере политики он либо замыкается в асоциальном «мистическом анархизме», либо следует в русле радикально-революционных тенденций (прежде всего, в политической карикатуре). Так или иначе новое искусство, сознающее себя в качестве «истинной революции духа», видит в политическом радикализме своего конкурента, друга-врага.
Итоги
Однако, несмотря на это, в дальнейшем модернизм становится частью вполне консервативного политико-культурного истэблишмента. Созданные им «очаги красоты» воспринимаются в исторической перспективе 20 века как символы общеевропейской «прекрасной эпохи» (или «серебряного века» России), чья эстетическая гармония рухнула в годы Первой мировой войны. Реальные же процессы социального распада подрывают и позиции самого модернизма, беспощадной критике они подвергаются в культуре авангарда.
Тем не менее, при всем этом противостоянии модернистское искусство, остается главным истоком художественного авангарда (разнообразно предвосхищенного в творчестве мастеров постимпрессионизма), позднее не раз (прежде всего, в ар деко ) образуя с ним устойчивый синтез.
Відповіді
2004.03.17 | otojchort
ЕВРОРЕМОНТ УКРАИНСКОГО ДОМА…(ПОГЛЯД ИЗ ПРОВАЛЛЯ)…
OtojchortЕВРОРЕМОНТ УКРАИНСКОГО ДОМА…(ПОГЛЯД ИЗ ПРОВАЛЛЯ)…
Прекрасная статья, дающая здоровую и вкусную пищу для философских размышлений )))))
Следовательно, с точки зрения Архитектора, Дизайнера – многопартийность, демократическое разномыслие,
разночтение таких отвлеченных понятий как свобода, истина и справедливость, поддержка разных по сути политических лидеров – ничто иное, как эклектика, дурной вкус современного человеческого общества!
Безусловно, значение ЛИЧНОСТИ в политике должно доминировать над всем остальным!
С этой точки зрения преобразовано со вкусом и профессионально, в едином стиле (Путинский ампир) –
политическое пространство в России… Довольно стильно смотрится карета английской королевы на фоне
Великой Британии…
Но Украине такой «евроремонт» не грозит, пока украинские политики будут бросаться грязью в лицо друг другу. Нужно только к предстоящим президентским выборам завести побольше барабанов из Африки и Джунглей Амазонки…
Все же, я уверен, что когда-нибудь «политический евроремонт украинского дома» начнется без применения импортных искусственных материалов и синтетических клеев, по собственному оригинальному проекту, который будет соответствовать эстетическим убеждениям, чаяниям и стремлениям украинского народа…
http://otojchort.narod.ru/
© Copyright: otojchort
2004.03.17 | Пан Roller
"Чи зберігається духовність в модерной українській літературі,
23-02-2004 13:03, АнатолійДуховна філософія Г.С. Сковороди - запрошую!!!
Панове!
Пропоную всім українцям пропрацювати твір Г.С. Сковороди "Назва його -Потоп Зміїний".
Шкода, але тексту в інтернеті не знайшов. Той, хто побажає, обов"язково знайде цей текст чи в бібліотеці, чи ще десь. Гадаю, що ті, хто пропрацював працю І. Франка "Поема про Сотворення сьвіту"> побачать у Сковороді предтечу філософії Франка та поезії Шевченка.
Ну, а хто не зміг у собі перебороти Змія і не бачив Франка, той і не побачить Сковороду.
З повагою, Анатолій
переглядів: 836 // URL: http://maidan.org.ua/n/rel/1077534194
17-03-2004 00:49, пан Roller
Список украинских рекомендаций.
Георгій пише:
> (ГП) Може, обговоримо це в окремій гілці? Чому б Вам, наприклад, не започаткувати дискусію на тему, "Чи зберігається духовність в сучасній українській літературі, і хто цьому заважає?"
Мысль интересная. о я сеачала хочу разобраться с духовностью у Сковороды.
У неас получается интересный разговор. Вы мне расказываете про книжки которые я не могупрочесть а, я Вам...
Вот список рекомендованый Анеттой. Можно его и исследовать на духовность.
РАДЖУ звернути увагу на Меднікову "Тю", Шкляра "Ключ", "Кров кажана", Медвідь "Льох", Дереш "Культ", Фонфара "День , коли...", Лінгрен "Джмелиний мед", -з поезії, якщо любите - ЧУБАЙ (книжка №1 видавництва). Скоро буде шикарне видання Швейка (ілюстроване) і Рабле "Гаргантюа і Пантагрюєль".
Версія до друку // Відповісти // Тема повністю // Редагувати // Стерти // переглядів: 5 // URL: http://maidan.org.ua/n/rel/1079477388
12-03-2004 01:49, пан Roller .
«Во что уверовал, то и побачишь» Roller 1:47
Версія до друку // Відповісти // Тема повністю // Редагувати // Стерти // переглядів: 29 // URL: http://maidan.org.ua/n/rel/1079048974
Р.М. пише:
Re: Не шукайте компромату на Бога
Писано в Вінніпегу, ман.., в третім році після смерти Ів. Франка.
А факт, що отся книжка виходить коштом простого українського робітника в Канаді, Івана Ковалюка, хай буде проречистим доказом світлої побіди Франкових ідеалів.
Показується, що скоро вже перестанемо ми співати:
"Нема в світі правди, правди не зискати,
Бо тепер неправда, стала панувати"
перестанемо, коли звичайний український робітник-чорнороб жертвує на видання наукової книжки увесь свій злиденний заробіток, величезну для нього суму ;160000.
Не компромат на Бога, а компромат на библию. И представляю не я, а Иван Франко. Он представляет "научный компромат" и на вариант украинского перевода библии Кулиша.
Он доводит, що так зване Мойсеєве П*ятикнижжя не автентична пам*тка , а ідеологічна компіляція рабинів.
Переважна часть тих книг (У Библії 77 книг: 50 у Старому Завіті і 27 -у Новому. Іудаїзм визнає священними тільки перші 29 книг Старого Завіту, які написані були старогебрейською мовою ) була писана по-гебрейски, мовою малесенького народу, що в найкращу добу свого політичного жіття заселював країну мало чим більшу від Галичини. Що більше сам той народ уже на пару сот літ перед Христом забув свою мову, і вона зробилася у нього чисто церковною мовою, мало зрозумілою для народної маси, так, як у нас церковна слов*янщина, а для італийцев -латина.
І ще одно,- наголошуе Франко,- в их гебрейських книжках, бодай у значній їх часті, бог виступає як Бог самих тільки жидів, він велить ім без пощади вбиввати людей іншої национальності і дуже остро остерігає їх. щоб не піддавалися богам тих інших народів. Виходитт так, що той жидівський бог, хоч раз у раз говорить про себе, що він сотворив небо і землю, все-таки бачить обік себе якихось інших богів і дуже не любить. аби хто з того вибранного народу кланявся ім"
> пан Roller . пише:
>
> > Крайняя плоть божьего помазанца, и вдруг, становится тленной. Такая мысль кажется мне кощунственной. Крайняя плоть божьего помазанца ведь тоже его часть, только крайняя часть.
>
> Ісус Христос - Істиний Бог. Він - Боголюдина з вседосконалою Божою свідомістю.
> Під час Свого схоплення у Гефсиманії, Ісус говорить одному зі Своїх апостолів: "Чи ти думаєш, що не можу тепер упросити Свого Отця, - і Він дасть Мені зараз більше двадцяти легіонів анголів?" Мат.26:53.
> Що це означає? >
Означает, что он мог связаться с архангелом Гавриилом, который через херувимов перадал бы Серафимам просьбу Иисуса. Ну, а и те, в свою очередь доложили бы по инстанции просьбу Иисуса к Богу .
И если бы Бог распорядился бы высталать армию из двенадцати девизионов, крылатых ангелов,то они бы навели шорох. Но треба помнить, что на командование двенадцатью дивизионами не хватило бы архангелов. Но, Иисус пошел на принцип. «А все таки она крутится, сказал он. Да, пошли вывсе к Херу Виму.» Он не стал отвлекать Отара по таким пустякам.
> Коли ми говоримо про людське тіло Ісуса, треба розуміти,
Кому треба?
що є лише дві відмінності, які виріжняли Ісуса з поміж інших людей.
Нет, их больше двух.
Він був зачатий не так як всі люди,
А как? Кто Вам сказал об этом. Вы разве знаете, как были зачаты Вы?
Так почему вы уверены, что Вы были зачаты по другому?
а саме від Святого Духа,
А это кто такой?
і Він пішов з цього світу, не так як всі,
воскрес із мертвих,
Зачем?
не залишивши тлінних останків на землі.
А не тленных?
Речь шла о нетленных остатках. Какие у Бога могут быть тленные остатки. За две тысячи лет и три года, он давно бы уже стлел.
а так он совсем не похож на немощного старика 2000 летнего возраста.
В усьому іншому Ісус був звичайною людиною. Він працював,
відпочивав, їв, пив, ходив до вітру, і нічим не відрізнявся від інших людей, окрім Своєї Божественної свідомості.
> А вы читали, как он ходил против ветра в библии?
> От Ви, чомусь, зосередили всю увагу на обрізаній плоті Ісуса. >
И не я один. Лев Толстой тоже обращает на это внимание. Читайте Антихрист.
> Я розумію, як важко розумом сприймати такі речі, наш розум бунтує, шукає підтверджень. А їх нема і не буде.
Это ваш розмум бунтует. А мне после прочтения книжки Франка все ясно как божий день.
> "Блаженні, що не бачили й увірували". Івана 20:29.
«Во что уверовал, то и побачишь» Roller 1:47
Brgds
переглядів: 29 // URL: http://maidan.org.ua/n/rel/1079048974
2004.03.17 | Правник
UVMOD 2, 9. До "Культури" (-)