Петр Порошенко: «Утверждение программы правительства не имеет(/)
03/22/2004 | Shooter
Петр Порошенко: «Утверждение программы правительства не имеет никакого отношения к экономике»
Светлана Рябошапка, для «Главреда»
Петр Порошенко известен в частности тем, что он кум лидера «Нашей Украины», что он общается с журналистами «5 канала» по телефону, и что он может претендовать на должность премьера при президенте Викторе Ющенко.
Правда, в последнем стремлении Петр Алексеевич не одинок. За спиной Ющенко минимум полсотни премьеров, или хотя бы их первых заместителей. Однако далеко не все претенденты так последовательны в критике правительства нынешнего, как Петр Порошенко. И это при том, что Петр Алексеевич до сих пор бывает в кабинете Президента и не хочет создавать о себе репутацию человека с кем-то борющегося. Видно, так оно выходит само…
Почему правительство поспешило на месяц раньше назначенного срока выступить в ВР с программой своей деятельности? Это политический ход?
Самое главное, что не экономический. Это не имеет никакого отношения к экономике. Меня вообще поражает способность украинской псевдоэлиты превращать вещи, которые адекватно работают в нормальных демократиях в какой-то фетиш: ведь в цивилизованных странах прохождение правительственной программы через праламент – это, по сути, испытание ее на прочность, когда правительство заинтересовано в том, чтобы получить адекватную оценку, услышать конструктивную критику…
У нас сегодня это превратилось в формальность, как если бы человек, желающий закончить университет, не занимался чтением учебников, а думал – у кого бы купить диплом. Правительство сейчас поступает именно так.
Кабмин сотрудничал с профильными комитетами ВР при составлении этой программы?
Я утверждаю, что при разработке этой программы правительство не сотрудничало ни с кем – ни с экспертами, ни с профильными комитетами парламента. Да оно, собственно, и не имело для этого времени, ведь технологическое решение – мол, неплохо бы сейчас «сделать» программу, принималось фактически на моих глазах, и было неожиданностью для всех руководителей фракций, в том числе и фракций большинства. Я в своем выступлении на заседании Кабмина попытался объяснить, что на обсуждении программы должны выступать не министры, а те, то ее разрабатывал, и что её текст должен быть роздан не за десять минут до начала обсуждения…
А так – с первой страницы начинаются несообразности: не сказано даже, на какой срок эта программа принимается, какие цифровые ориентиры долны быть скорректированы – ведь на сегодняшний день три четверти показателей, индикаторов, которые праивтельство взялось исполнить в прошлой программе, не выполнены. И, таким образом, отчет о выполнении предидущей программы превращается, по нашей аналогии, в покупку аттестата о среднем образовании…
В профессиональном отношении критиковать этот документ не имеет смысла.
И все же?
Если у правительства есть большинство в парламенте и есть политическая воля, то было бы логично кроме строчки в программе о том, что мы хотим-де заниматься налоговой реформой, записать, что к такому-то сроку примем налоговое законодательство. Такой шаг прибавил бы правительству и политической популярности: ведь Налоговый кодекс это и снижение налоговых ставок, и ликвидация налоговых льгот для отраслей и регионов – т.е. установление некоей «налоговой справедливости». Так проведите эту и другие необходимые реформы, а не покупайте право, как вошь за кожух, продержаться еще полгода в своих кабинетах.
Кабмин обещает с 1 апреля – видимо, в порядке налоговой реформы – задействовать механизм специальных НДС-счетов. Вы представляете себе этот механизм? Какова вообще ситуация со взиманием НДС, с идеей об НДС-облигациях?
С механизмом работы со спецсчетами не знаком в нашей стране никто, поскольку этого механизма не существует. Это красивая фраза, которая взята из проекта закона, пока не принятого Государственной Думой России, который они у себя планируют рассмотреть в апреле. С тем, что творится у нас по налогу на добавленную стоимость, спецсчета никоим образом нам не помогут.
Что происходит сейчас с НДС? Ключевой задачей, которая стояла перед коррумпированными работниками налоговой администрации было в течение короткого времени создать рынок – рынок услуг чиновников налоговой по возмещению НДС. Что означает «рынок»? – а то, что эту услугу плательщик налога не может получить даром: все, включая политическое руководство страны, знают, что возмещение НДС стоит, в зависимости от ранга плательщика и степени его близости к власти, от 20 до 50 процентов. Все знают, что создана система посредников – в каждом областном центре – которые принимают эти деньги, попротсу говоря – собирают «откат» с налогоплательщиков. Общий объём этого «рынка НДС-услуг» составляет десятки миллиардов гривен и, следовательно, «откаты» составляют миллиарды гривен и направляются они, в частности, на финансирование совершенно конкретной политической коррумпированной структуры.
Как можно изменить сложившуюся ситуацию? Или это уже – полная «стабильная стабильность»?
Я по этому поводу был у президента, я показал рассчеты. Мне показалось, что президент отреагировал на это… скажем так, достаточно искренее. Во всяком случае, при мне было отдано распоряжение собрать по этому поводу совещание. К сожалению, я не контролирую этот процесс, и не считаю, что ситуацию можно поправить спецсчетами. От них не будет ни холодно ни жарко. Ситуацию можно поправить, как это ни банально звучит, соблюдением норм существующих законов. Но их не соблюдают – потому, что те, кто должен соблюдать, убеждены в собственной безнаказанности. Вся страна, все хозяйствующие субъекты, вынуждены платить «откаты» посредникам, убеждённым, что им за это ничего не будет. Бессильны СБУ, прокуратура, МВД – потому, что им всем тоже надо возмещать НДС. Создана машина, которая за счёт плательщиков налогов из-под полы финансирует тех, кто должен контролировать соблюдение законности в Украине.
Каков, по-вашему, смысл введения НДС-облигаций?
Удивительно, что обосновывая необходимость НДС-облигаций, ссылаются на некие требования и предложения МВФ. Такое предложение действительно было, но давно. Оно имело смысл в тот период, когда государство в условиях непрозрачного, бартерного, бюджета, декларировало, что у него физически нет денег на выплаты компенсаций переплаченного НДС. Тогда имело смысл хоть как-то гарантировать субъектам хоздеятельности, что они хоть что-то получат, хоть какую-то компенсацию. Но сейчас, когда в один 2003-й год выплачивается 21 миллиард гривен возмещения НДС, в том числе – почти 11 миллиардов – живыми деньгами, на расчётный счёт, и при этом ни коим образом не сокращается задолженность, когда налоговая администрация даёт председателю бюджетного крмитета ВР три разных цифры этой задолженности на одну и ту же дату…
Это означает, что налоговая попросту манипулирует этими миллиардами, как факир достаёт из шляпы зайца, и в той же шляпе у налоговой бюджетные деньги исчезают. Чёрная дыра.
Причем мы в комитете это всё чётко расписали и обратились в Генпрокуратуру с просьбой: уважаемая прокуратура, вы, в соответствии с законом, должны в течение трёх дней принять решение – либо о возбуждении уголовного дела по этим фактам, либо об отказе в возбуждении дела. Прошел месяц – от прокуратуры нет ответа. Не удосужились. Но я убежден, что за это рано или поздно придется отвечать. Как и за факты политического преследовани народных депутатов вообще и Петра Порошенко – в частности.
Самое время обратиться к программе правительства, где оно чёрным по белому обещает обеспечить свободу слова, свободу печати, развитие информационного пространства Украины и даже интеграцию в мировое информационное пространство… Вы имеете непосредственное отношение к Пятому телеканалу – каковы вести с информационных пространств?
По ситуации со свободой слова можно – и наверное, уже нужно – публиковать бюллетени – как о состоянии здоровья больного. Оно ухудшается. Если радио «Континент» они закрыли одним лёгким движением руки, если ситуация с радио «Свобода» была «прикрыта» решением некоего господина Кичигина, то у Пятого канала – в силу определённых профессиональных позиций – оборона более глубоко эшелонирована. Сначала была попытка попросту не выыдать лицензию на вещание. Потом, когда лицензию выдали – именно за её выдачу сняли членов Нацсовета по телевидению и радиовещанию, которые за это проголосовали. Факт сам по себе достаточно живописный. Был суд. После того, как суд один раз уже принял решение о законности выданной лицензии, возник очердной иск – всё по той же лицензии. Юридическая (она же в нашем случае и политическая) канитель тянется до сих пор. Впрочем, судебная процедура – в отличие от простого изъятия передатчика, как было с «Континентом» – дело не быстрое. Хочется же побыстрее – видимо для усиления «аргуметов», налоговой инспекции срочно понадобилось проверить телеканал – внепланово. Но поскольку от момента прихода налоговой до закрытия канала – дистанция тоже не маленькая, вместе с проверкой поступает предложение (из разных источников): мол, есть у вас, Петр Алексеевич, пакет акций канала – продайте его по-хорошему, пока этот пакет ещё хоть что-то стоит, ведь потом он не будет стоить ничего… А заодно в рамках «уголовного дела «Рошен»», в разных компаниях проводятся обыски и изьятия самых разных документов – в том числе и моих личных договоров, никакого отношения ни к делу, ни даже к Пятому каналу не имеющих.
К сожалению, у народа уже выработался иммунитет к подобным действиям: никого они уже не удивляют – вроде так и надо…
К сожалению – да. Никого уже не удивляют факты прослушивания телефонов, обысками и арестами, убийствами – в том числе и убийствами журналистов. Почему-то каждый считает, что его лично это никак не коснется. Пригнись, не высовывайся…
А что дальше? Я ни в коем случае не хочу, чтобы у меня сложился имидж – мол, я борюсь с кем-то. Я глубоко убежден, что я борюсь – за. Вот мы начинали разговор с экономики – я глубоко убежден, что в условиях прозрачности действий власти и профессионального анализа ситуации, мы госбюджет Украины можем увеличить за два-три года практически в два раза. Потому, что у нас сейчас всё настолько запущено, что любое движение в правильном направлении даст положительный результат почти сразу. И это сразу почувствуют все.
Светлана Рябошапка, для «Главреда»
Петр Порошенко известен в частности тем, что он кум лидера «Нашей Украины», что он общается с журналистами «5 канала» по телефону, и что он может претендовать на должность премьера при президенте Викторе Ющенко.
Правда, в последнем стремлении Петр Алексеевич не одинок. За спиной Ющенко минимум полсотни премьеров, или хотя бы их первых заместителей. Однако далеко не все претенденты так последовательны в критике правительства нынешнего, как Петр Порошенко. И это при том, что Петр Алексеевич до сих пор бывает в кабинете Президента и не хочет создавать о себе репутацию человека с кем-то борющегося. Видно, так оно выходит само…
Почему правительство поспешило на месяц раньше назначенного срока выступить в ВР с программой своей деятельности? Это политический ход?
Самое главное, что не экономический. Это не имеет никакого отношения к экономике. Меня вообще поражает способность украинской псевдоэлиты превращать вещи, которые адекватно работают в нормальных демократиях в какой-то фетиш: ведь в цивилизованных странах прохождение правительственной программы через праламент – это, по сути, испытание ее на прочность, когда правительство заинтересовано в том, чтобы получить адекватную оценку, услышать конструктивную критику…
У нас сегодня это превратилось в формальность, как если бы человек, желающий закончить университет, не занимался чтением учебников, а думал – у кого бы купить диплом. Правительство сейчас поступает именно так.
Кабмин сотрудничал с профильными комитетами ВР при составлении этой программы?
Я утверждаю, что при разработке этой программы правительство не сотрудничало ни с кем – ни с экспертами, ни с профильными комитетами парламента. Да оно, собственно, и не имело для этого времени, ведь технологическое решение – мол, неплохо бы сейчас «сделать» программу, принималось фактически на моих глазах, и было неожиданностью для всех руководителей фракций, в том числе и фракций большинства. Я в своем выступлении на заседании Кабмина попытался объяснить, что на обсуждении программы должны выступать не министры, а те, то ее разрабатывал, и что её текст должен быть роздан не за десять минут до начала обсуждения…
А так – с первой страницы начинаются несообразности: не сказано даже, на какой срок эта программа принимается, какие цифровые ориентиры долны быть скорректированы – ведь на сегодняшний день три четверти показателей, индикаторов, которые праивтельство взялось исполнить в прошлой программе, не выполнены. И, таким образом, отчет о выполнении предидущей программы превращается, по нашей аналогии, в покупку аттестата о среднем образовании…
В профессиональном отношении критиковать этот документ не имеет смысла.
И все же?
Если у правительства есть большинство в парламенте и есть политическая воля, то было бы логично кроме строчки в программе о том, что мы хотим-де заниматься налоговой реформой, записать, что к такому-то сроку примем налоговое законодательство. Такой шаг прибавил бы правительству и политической популярности: ведь Налоговый кодекс это и снижение налоговых ставок, и ликвидация налоговых льгот для отраслей и регионов – т.е. установление некоей «налоговой справедливости». Так проведите эту и другие необходимые реформы, а не покупайте право, как вошь за кожух, продержаться еще полгода в своих кабинетах.
Кабмин обещает с 1 апреля – видимо, в порядке налоговой реформы – задействовать механизм специальных НДС-счетов. Вы представляете себе этот механизм? Какова вообще ситуация со взиманием НДС, с идеей об НДС-облигациях?
С механизмом работы со спецсчетами не знаком в нашей стране никто, поскольку этого механизма не существует. Это красивая фраза, которая взята из проекта закона, пока не принятого Государственной Думой России, который они у себя планируют рассмотреть в апреле. С тем, что творится у нас по налогу на добавленную стоимость, спецсчета никоим образом нам не помогут.
Что происходит сейчас с НДС? Ключевой задачей, которая стояла перед коррумпированными работниками налоговой администрации было в течение короткого времени создать рынок – рынок услуг чиновников налоговой по возмещению НДС. Что означает «рынок»? – а то, что эту услугу плательщик налога не может получить даром: все, включая политическое руководство страны, знают, что возмещение НДС стоит, в зависимости от ранга плательщика и степени его близости к власти, от 20 до 50 процентов. Все знают, что создана система посредников – в каждом областном центре – которые принимают эти деньги, попротсу говоря – собирают «откат» с налогоплательщиков. Общий объём этого «рынка НДС-услуг» составляет десятки миллиардов гривен и, следовательно, «откаты» составляют миллиарды гривен и направляются они, в частности, на финансирование совершенно конкретной политической коррумпированной структуры.
Как можно изменить сложившуюся ситуацию? Или это уже – полная «стабильная стабильность»?
Я по этому поводу был у президента, я показал рассчеты. Мне показалось, что президент отреагировал на это… скажем так, достаточно искренее. Во всяком случае, при мне было отдано распоряжение собрать по этому поводу совещание. К сожалению, я не контролирую этот процесс, и не считаю, что ситуацию можно поправить спецсчетами. От них не будет ни холодно ни жарко. Ситуацию можно поправить, как это ни банально звучит, соблюдением норм существующих законов. Но их не соблюдают – потому, что те, кто должен соблюдать, убеждены в собственной безнаказанности. Вся страна, все хозяйствующие субъекты, вынуждены платить «откаты» посредникам, убеждённым, что им за это ничего не будет. Бессильны СБУ, прокуратура, МВД – потому, что им всем тоже надо возмещать НДС. Создана машина, которая за счёт плательщиков налогов из-под полы финансирует тех, кто должен контролировать соблюдение законности в Украине.
Каков, по-вашему, смысл введения НДС-облигаций?
Удивительно, что обосновывая необходимость НДС-облигаций, ссылаются на некие требования и предложения МВФ. Такое предложение действительно было, но давно. Оно имело смысл в тот период, когда государство в условиях непрозрачного, бартерного, бюджета, декларировало, что у него физически нет денег на выплаты компенсаций переплаченного НДС. Тогда имело смысл хоть как-то гарантировать субъектам хоздеятельности, что они хоть что-то получат, хоть какую-то компенсацию. Но сейчас, когда в один 2003-й год выплачивается 21 миллиард гривен возмещения НДС, в том числе – почти 11 миллиардов – живыми деньгами, на расчётный счёт, и при этом ни коим образом не сокращается задолженность, когда налоговая администрация даёт председателю бюджетного крмитета ВР три разных цифры этой задолженности на одну и ту же дату…
Это означает, что налоговая попросту манипулирует этими миллиардами, как факир достаёт из шляпы зайца, и в той же шляпе у налоговой бюджетные деньги исчезают. Чёрная дыра.
Причем мы в комитете это всё чётко расписали и обратились в Генпрокуратуру с просьбой: уважаемая прокуратура, вы, в соответствии с законом, должны в течение трёх дней принять решение – либо о возбуждении уголовного дела по этим фактам, либо об отказе в возбуждении дела. Прошел месяц – от прокуратуры нет ответа. Не удосужились. Но я убежден, что за это рано или поздно придется отвечать. Как и за факты политического преследовани народных депутатов вообще и Петра Порошенко – в частности.
Самое время обратиться к программе правительства, где оно чёрным по белому обещает обеспечить свободу слова, свободу печати, развитие информационного пространства Украины и даже интеграцию в мировое информационное пространство… Вы имеете непосредственное отношение к Пятому телеканалу – каковы вести с информационных пространств?
По ситуации со свободой слова можно – и наверное, уже нужно – публиковать бюллетени – как о состоянии здоровья больного. Оно ухудшается. Если радио «Континент» они закрыли одним лёгким движением руки, если ситуация с радио «Свобода» была «прикрыта» решением некоего господина Кичигина, то у Пятого канала – в силу определённых профессиональных позиций – оборона более глубоко эшелонирована. Сначала была попытка попросту не выыдать лицензию на вещание. Потом, когда лицензию выдали – именно за её выдачу сняли членов Нацсовета по телевидению и радиовещанию, которые за это проголосовали. Факт сам по себе достаточно живописный. Был суд. После того, как суд один раз уже принял решение о законности выданной лицензии, возник очердной иск – всё по той же лицензии. Юридическая (она же в нашем случае и политическая) канитель тянется до сих пор. Впрочем, судебная процедура – в отличие от простого изъятия передатчика, как было с «Континентом» – дело не быстрое. Хочется же побыстрее – видимо для усиления «аргуметов», налоговой инспекции срочно понадобилось проверить телеканал – внепланово. Но поскольку от момента прихода налоговой до закрытия канала – дистанция тоже не маленькая, вместе с проверкой поступает предложение (из разных источников): мол, есть у вас, Петр Алексеевич, пакет акций канала – продайте его по-хорошему, пока этот пакет ещё хоть что-то стоит, ведь потом он не будет стоить ничего… А заодно в рамках «уголовного дела «Рошен»», в разных компаниях проводятся обыски и изьятия самых разных документов – в том числе и моих личных договоров, никакого отношения ни к делу, ни даже к Пятому каналу не имеющих.
К сожалению, у народа уже выработался иммунитет к подобным действиям: никого они уже не удивляют – вроде так и надо…
К сожалению – да. Никого уже не удивляют факты прослушивания телефонов, обысками и арестами, убийствами – в том числе и убийствами журналистов. Почему-то каждый считает, что его лично это никак не коснется. Пригнись, не высовывайся…
А что дальше? Я ни в коем случае не хочу, чтобы у меня сложился имидж – мол, я борюсь с кем-то. Я глубоко убежден, что я борюсь – за. Вот мы начинали разговор с экономики – я глубоко убежден, что в условиях прозрачности действий власти и профессионального анализа ситуации, мы госбюджет Украины можем увеличить за два-три года практически в два раза. Потому, что у нас сейчас всё настолько запущено, что любое движение в правильном направлении даст положительный результат почти сразу. И это сразу почувствуют все.