ОППОЗИЦИЯ: Борьба только начинается...
04/18/2004 | Dworkin
Идея это статьи пришла мне в голову еще неделю назад. Как раз после провала политреформы. Основная мысль была такая: пойдет ли оппозиция праздновать провал "кучмореформы" и пасхальные праздники и почивать на лаврах нечаянной победы или же воспользуется моментом паники в лагере противника, чтобы развить наступление?
Еще до проведения голования по проекту 4105, морально готовясь к наихудшему исходу голосования, я думал себе следующее: а какая, собственно разница пройдет полит реформа или провалится?
Допустим реформа прошла бы. Тогда это стало бы еще одним доказательством силы власти. Доказательством больше для "внутреннего", чем для "внешнего потребления". Докательством, которое держало бы запуганных и сомневающихся депутатов и рядах "большинства", а местных руководителей в рамках жесткого повиновения центру. Заблуждаются те, кто думают, что в случае прохождения политреформы, давления властей и их заинтеерсованность в победе на презиентских выборах уменьшилась бы. Напротив, есть все основания думать, что, окрыленные тактической победой в политреформе, власти только усилили бы информационное и административное давление с тем, чтобы "продавить" также своего кандидата в президенты. Даже не смотря на урезание президентских полномочий. Так что выборы в октябре вряд ли были бы менее драматичными, чем они ожидаются сейчас. Как сказал Сергей Раманин: "а зачем нам полномочия, если у нас есть стволы?!" И даже в том, случае, если бы на выборах прошел кандидат от оппозиции, то осмелевшие от уменьшения ответственности чиновники "старой гвардии", правительство с новыми полномочиями, но старым составом и теперь уже "антипрезидентское" большинство в парламенте вряли позволили бы расслабиться новоизбранному президенту и его команде. А также достигнуть каких-либо более менее заметных результатов для блага украинского народа. Оппозиция по сути так и осталась бы оппозицией (даже имея своего президента) и влиять на жизнь в стране могла бы в основном старыми методами - уличными демонстрациями и немногочисленными печатными и электронными изданиями. Так что, что бы там ни говорил Мороз, - этот вариант прохождения закона 4105 никак нельзя назвать более легким.
Но допустимm, что реформа не прошла бы. Понятно, что те, кому "есть что терять", с утроенной силой старались бы пропихнуть своего кандидата на президентство со старыми, "кучмовскими" полномочиями. кроме того попытки продолкнуть политреформу можно "де факто" повторять не один раз не дожидаясь президентских выборов (как именно - "законники" из КС и ВРЮ всегда найдут). А поскольку "главный считала" нашей страны - г-н Кивалов - это тот самый человек, который всеми методами препятствовал суду открыть уголовное дело против президента Кучмы и месяцами противозаконно совмещал должности главы ВРЮ и народного депутата, то ожидать от него законной процедуры проведения предвыборной кампании и честного подсчета голосов не приходится. Но, у провала политреформы есть и свои плюсы (и мы их уже начинаем видеть). Пропрезидентские силы дезорганизованы, фактически, "большинства" каким мы его знали раньше - уже не существует. Активно формируется "третья сила" в парламенте (возможно, с подачи Литвина). Это не обязательно на руку оппозиции, но уж точно не на руку "прокучмовскому" лагерю. А главное: провал реформы продемонстрировал слабость администрации президента или по крайне мере слабость ее подходов к проведению реформы. Теперь региональные лидеры, чиновники среднего звена, да и просто колеблющиеся депутаты в парламенте уже не будут так уверены в "карающей деснице" Банковой и с каждой неделей в своих действиях все больше будут оглядываться на возможность прихода в октябре ДРУГОГО кандидата. Тем более, его прихода с нынешними полномочиями Кучмы. Ети "оглядки" буду заставлять их все больше действовать на свое усмотрение, а не слепо подчиняться воле нынешних правителей Банковой. А это уже большой плюс. Особенно, это будет важно при подсчете голосов на выборах. Многие еще не забыли, как в 1994 году перед выборами мелкие и крупные госслужащие начали масовые перебежки из провластного лагеря Кравчука в лагерь тогда еще оппозиционного кандидата Кучмы, учуяв его близкую победу. Как ни крути, это вариант незья назвать однозначно отрицательным для оппозиции, но илегким его тоже не назовешь.
В итоге моих размышлений, примерно за 2 часа до голования за политреформу, когда многие умирали от нетерпения и волнения, на меня снизошло некое небесное спокойствие. В его основе лежала ясная уверенность: как бы ни закончилась реформа - оппозиции в любом случае нужно готовиться к дальнейшей длительной и тяжелой борьбе!
Конечно, глупо было бы надеяться, что с провалом политреформы произойдет нечто подобное поражению полчищ Саурона в блокбастере "Возвращение Короля", когда Фродо уронил кольцо в недра Огненной Горы. Нет, Дом и Химерами не рухнул, подобно Черной Башне, Кучма не лопнул "термоядерным" пузырем, а несметные полчища их приспешников не поглотила разверзшаяся земля. Я надеюсь, в наше оппозиции уже не осталось людей, все еще верящих в столь сказочные исходы.
Да - ослабла Единая Воля, управляющая всем: ложью в СМИ, админдавлением на оппозицию, голосованиями "большинства", армиями чиновников на местах. Ослабла, но не пропала совсем.
Да - теперь возросла вероятность разброда и междуусобиц в провластном лагере. Но они же могут договориться между собой и сами (уже без единого "антикризисного центра" на Банковой). И даже разрозненные не договорившиеся между собой силы украинский олигархов - это очень серьезная опасность для оппозиции.
По прежнему осталась велика опасность разобщения самой оппозиции перед выборами.
Исходя из этих очень серьезных вызовов складывающйся ситуации, можно надеяться, что оппозиция не будет "почивать на лаврах" иллюзорной победы. Если разобраться, то в провале политреформы заслуги оппозиции минимальны. Понятно, что оппозиции надо действовать например, в следующих напралениях:
1. Перехватить инницативу. С приходом в Администрацию президента талантливого тактика, г-на Медведчука, оппозиция полностью выпустила из рук иннициативу, которая была у нее во время акций "Украина без Кучмы!" и "Восстань, Украино!" Новые акции, пикеты, иннициативы, уголовные дела против Кучмы и его чиновников заставят из действовать рефлекторно, т.е. защищаться и отвечать на вызовы. Но зато это отвелечет их силы от настпательный действий и придумывания новых бед на голову оппозиции. Надо не давать им расслабиться!
2. Продолжить политреформу. Лучший способ развалить какое-либо дело - это его возглавить! НУ после всех подписанных меморандумов и сделанных завлений просто ОБЯЗАНА возглвить политреформу! Очень жаль, что она этого не сделала год назад. Но сейчас как раз тот удачный момент, когда можно отыграть потерянное время и запрыгнуть уезжающий поезд. Причем не в вагон а сразу в локомотив. А далее по обстоятельствам: возглавляя процесс, его можно вести как к победному (и выгодному для себя) концу, так и в надежный (но до поры замаскированный) тупик - тут все уже зависит от ситуации и политической целесообразности.
3. Объединить оппозицию перед выборами. Отпадение КПУ перед выборами из оппозиционной "четверки" можно было с большой вероятность спрогнозировать еще 2 года назад. В самом деле не идти же коммунистам на выборы под одними знаменами с "НУ" выступающей с отчетливо антикоммунистической программой. В то же время "потеря" Мороза - это очень ощутимый удар по оппозиционному лагерю. Ощутимий в первую очередь с точки зрения имиджа. Отпадение столь известного и признанного морального авторитета, которым безусловно является Мороз в глазах приличной части украинского народа, врядли добавит имиджу НУ+БЮТ положительных черт. Особенно, если СПУ пойдет на выборы своими силами и будет просто вынуждена конкурировать и "опускать" конкурирующего кандидата от НУ. Возврат к идее политреформы, во-1, лишит Мороза возможности критиковать БЮТ+НУ за несоблюдение "меморандума четверки" о политреформе, а также лишит его видимых аргументов его невоссоединения в рамках "единого кандидата от тройки" (его личные президентские амбиции и нашептывания Винского пока не в счет). Так что приложить весьма значительные силы за реанимацию оппозиционной "тройки" вплоть до выдвижения единого кандидата НУ+БЮТ просто обязаны. И тут нужно быть готовыми на очень серьезные компромиссы - идея того стоит. Неплохо, напрмиер, могла бы прозвучать формула вроде: "Ющенко - президент, Юля - премьер, Мороз - спикер!"
4. Повернуться лицом к народу. Хватит действовать так, как будто главные "оценщики" эффективности деятельности оппозиции сидят в Брюсселе и Вашингтоне! Главным "оценщиком" был, есть и будет украинский народ - и именно он будет решать судьбу кандидатов от опоозиции на выборах. Об этом ни в коем случае нельзя забывать! Тут весьма полезными было бы внятное информирование населения о ПРОГРАММЕ ДЕЙСТВИЙ оппозиции после выборов. Голосовать за симпатичное лицо - это, конечно, здорово. Но гораздо лучше, если народ будет голосовать за вполне внятную и симпатичную социальную программу. Дальнейшие акции, наподобие уже проведенной акции за возврат "припрятанных" в бюджете 10 миллиардов гривен и оприходования их на социальные нужды, также выглядят весьма полезными.
5. Наладить связь и распространение оперативной информации среди населения. Тут в общем-то и комментирвоать нечего. Продолжать финансирование независимых СМИ, плюс всячески расследовать силами оппозиционного депутаского корпуса случаи закрытия или "наездов" на независимые СМИ или даже случаев "несанционированного отключения" телеканалов и операторов мобильной связи в судьбоносные для страны дни. Еще добавлю, что успешная реализация предыдущих четырех программных пунктов - уже намного повысит "индекс цитируемости" оппозиции как в центральных СМИ, так и в народной молве.
Рано праздновать. Рано расслабляться.
БОРЬБА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!
Еще до проведения голования по проекту 4105, морально готовясь к наихудшему исходу голосования, я думал себе следующее: а какая, собственно разница пройдет полит реформа или провалится?
Допустим реформа прошла бы. Тогда это стало бы еще одним доказательством силы власти. Доказательством больше для "внутреннего", чем для "внешнего потребления". Докательством, которое держало бы запуганных и сомневающихся депутатов и рядах "большинства", а местных руководителей в рамках жесткого повиновения центру. Заблуждаются те, кто думают, что в случае прохождения политреформы, давления властей и их заинтеерсованность в победе на презиентских выборах уменьшилась бы. Напротив, есть все основания думать, что, окрыленные тактической победой в политреформе, власти только усилили бы информационное и административное давление с тем, чтобы "продавить" также своего кандидата в президенты. Даже не смотря на урезание президентских полномочий. Так что выборы в октябре вряд ли были бы менее драматичными, чем они ожидаются сейчас. Как сказал Сергей Раманин: "а зачем нам полномочия, если у нас есть стволы?!" И даже в том, случае, если бы на выборах прошел кандидат от оппозиции, то осмелевшие от уменьшения ответственности чиновники "старой гвардии", правительство с новыми полномочиями, но старым составом и теперь уже "антипрезидентское" большинство в парламенте вряли позволили бы расслабиться новоизбранному президенту и его команде. А также достигнуть каких-либо более менее заметных результатов для блага украинского народа. Оппозиция по сути так и осталась бы оппозицией (даже имея своего президента) и влиять на жизнь в стране могла бы в основном старыми методами - уличными демонстрациями и немногочисленными печатными и электронными изданиями. Так что, что бы там ни говорил Мороз, - этот вариант прохождения закона 4105 никак нельзя назвать более легким.
Но допустимm, что реформа не прошла бы. Понятно, что те, кому "есть что терять", с утроенной силой старались бы пропихнуть своего кандидата на президентство со старыми, "кучмовскими" полномочиями. кроме того попытки продолкнуть политреформу можно "де факто" повторять не один раз не дожидаясь президентских выборов (как именно - "законники" из КС и ВРЮ всегда найдут). А поскольку "главный считала" нашей страны - г-н Кивалов - это тот самый человек, который всеми методами препятствовал суду открыть уголовное дело против президента Кучмы и месяцами противозаконно совмещал должности главы ВРЮ и народного депутата, то ожидать от него законной процедуры проведения предвыборной кампании и честного подсчета голосов не приходится. Но, у провала политреформы есть и свои плюсы (и мы их уже начинаем видеть). Пропрезидентские силы дезорганизованы, фактически, "большинства" каким мы его знали раньше - уже не существует. Активно формируется "третья сила" в парламенте (возможно, с подачи Литвина). Это не обязательно на руку оппозиции, но уж точно не на руку "прокучмовскому" лагерю. А главное: провал реформы продемонстрировал слабость администрации президента или по крайне мере слабость ее подходов к проведению реформы. Теперь региональные лидеры, чиновники среднего звена, да и просто колеблющиеся депутаты в парламенте уже не будут так уверены в "карающей деснице" Банковой и с каждой неделей в своих действиях все больше будут оглядываться на возможность прихода в октябре ДРУГОГО кандидата. Тем более, его прихода с нынешними полномочиями Кучмы. Ети "оглядки" буду заставлять их все больше действовать на свое усмотрение, а не слепо подчиняться воле нынешних правителей Банковой. А это уже большой плюс. Особенно, это будет важно при подсчете голосов на выборах. Многие еще не забыли, как в 1994 году перед выборами мелкие и крупные госслужащие начали масовые перебежки из провластного лагеря Кравчука в лагерь тогда еще оппозиционного кандидата Кучмы, учуяв его близкую победу. Как ни крути, это вариант незья назвать однозначно отрицательным для оппозиции, но илегким его тоже не назовешь.
В итоге моих размышлений, примерно за 2 часа до голования за политреформу, когда многие умирали от нетерпения и волнения, на меня снизошло некое небесное спокойствие. В его основе лежала ясная уверенность: как бы ни закончилась реформа - оппозиции в любом случае нужно готовиться к дальнейшей длительной и тяжелой борьбе!
Конечно, глупо было бы надеяться, что с провалом политреформы произойдет нечто подобное поражению полчищ Саурона в блокбастере "Возвращение Короля", когда Фродо уронил кольцо в недра Огненной Горы. Нет, Дом и Химерами не рухнул, подобно Черной Башне, Кучма не лопнул "термоядерным" пузырем, а несметные полчища их приспешников не поглотила разверзшаяся земля. Я надеюсь, в наше оппозиции уже не осталось людей, все еще верящих в столь сказочные исходы.
Да - ослабла Единая Воля, управляющая всем: ложью в СМИ, админдавлением на оппозицию, голосованиями "большинства", армиями чиновников на местах. Ослабла, но не пропала совсем.
Да - теперь возросла вероятность разброда и междуусобиц в провластном лагере. Но они же могут договориться между собой и сами (уже без единого "антикризисного центра" на Банковой). И даже разрозненные не договорившиеся между собой силы украинский олигархов - это очень серьезная опасность для оппозиции.
По прежнему осталась велика опасность разобщения самой оппозиции перед выборами.
Исходя из этих очень серьезных вызовов складывающйся ситуации, можно надеяться, что оппозиция не будет "почивать на лаврах" иллюзорной победы. Если разобраться, то в провале политреформы заслуги оппозиции минимальны. Понятно, что оппозиции надо действовать например, в следующих напралениях:
1. Перехватить инницативу. С приходом в Администрацию президента талантливого тактика, г-на Медведчука, оппозиция полностью выпустила из рук иннициативу, которая была у нее во время акций "Украина без Кучмы!" и "Восстань, Украино!" Новые акции, пикеты, иннициативы, уголовные дела против Кучмы и его чиновников заставят из действовать рефлекторно, т.е. защищаться и отвечать на вызовы. Но зато это отвелечет их силы от настпательный действий и придумывания новых бед на голову оппозиции. Надо не давать им расслабиться!
2. Продолжить политреформу. Лучший способ развалить какое-либо дело - это его возглавить! НУ после всех подписанных меморандумов и сделанных завлений просто ОБЯЗАНА возглвить политреформу! Очень жаль, что она этого не сделала год назад. Но сейчас как раз тот удачный момент, когда можно отыграть потерянное время и запрыгнуть уезжающий поезд. Причем не в вагон а сразу в локомотив. А далее по обстоятельствам: возглавляя процесс, его можно вести как к победному (и выгодному для себя) концу, так и в надежный (но до поры замаскированный) тупик - тут все уже зависит от ситуации и политической целесообразности.
3. Объединить оппозицию перед выборами. Отпадение КПУ перед выборами из оппозиционной "четверки" можно было с большой вероятность спрогнозировать еще 2 года назад. В самом деле не идти же коммунистам на выборы под одними знаменами с "НУ" выступающей с отчетливо антикоммунистической программой. В то же время "потеря" Мороза - это очень ощутимый удар по оппозиционному лагерю. Ощутимий в первую очередь с точки зрения имиджа. Отпадение столь известного и признанного морального авторитета, которым безусловно является Мороз в глазах приличной части украинского народа, врядли добавит имиджу НУ+БЮТ положительных черт. Особенно, если СПУ пойдет на выборы своими силами и будет просто вынуждена конкурировать и "опускать" конкурирующего кандидата от НУ. Возврат к идее политреформы, во-1, лишит Мороза возможности критиковать БЮТ+НУ за несоблюдение "меморандума четверки" о политреформе, а также лишит его видимых аргументов его невоссоединения в рамках "единого кандидата от тройки" (его личные президентские амбиции и нашептывания Винского пока не в счет). Так что приложить весьма значительные силы за реанимацию оппозиционной "тройки" вплоть до выдвижения единого кандидата НУ+БЮТ просто обязаны. И тут нужно быть готовыми на очень серьезные компромиссы - идея того стоит. Неплохо, напрмиер, могла бы прозвучать формула вроде: "Ющенко - президент, Юля - премьер, Мороз - спикер!"
4. Повернуться лицом к народу. Хватит действовать так, как будто главные "оценщики" эффективности деятельности оппозиции сидят в Брюсселе и Вашингтоне! Главным "оценщиком" был, есть и будет украинский народ - и именно он будет решать судьбу кандидатов от опоозиции на выборах. Об этом ни в коем случае нельзя забывать! Тут весьма полезными было бы внятное информирование населения о ПРОГРАММЕ ДЕЙСТВИЙ оппозиции после выборов. Голосовать за симпатичное лицо - это, конечно, здорово. Но гораздо лучше, если народ будет голосовать за вполне внятную и симпатичную социальную программу. Дальнейшие акции, наподобие уже проведенной акции за возврат "припрятанных" в бюджете 10 миллиардов гривен и оприходования их на социальные нужды, также выглядят весьма полезными.
5. Наладить связь и распространение оперативной информации среди населения. Тут в общем-то и комментирвоать нечего. Продолжать финансирование независимых СМИ, плюс всячески расследовать силами оппозиционного депутаского корпуса случаи закрытия или "наездов" на независимые СМИ или даже случаев "несанционированного отключения" телеканалов и операторов мобильной связи в судьбоносные для страны дни. Еще добавлю, что успешная реализация предыдущих четырех программных пунктов - уже намного повысит "индекс цитируемости" оппозиции как в центральных СМИ, так и в народной молве.
Рано праздновать. Рано расслабляться.
БОРЬБА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!