ВОПРОС ПРИНЦИПА
04/24/2004 | настрадамус
Господи, сколько того Мукачево, что оно в масштабах немалой страны? И сколько, прости Господи, нам надо Мукачев, чтобы мы наконец-то уразумели, в какой стране живем? Вопрос, казалось бы, риторический — всяк, живущий в этом государстве давно и следящий за этой политикой пристально, должен был бы навсегда разучиться удивляться. Что ж, остается только отдать должное Виктору Медведчуку, в очередной раз восхитившись его умением изумлять.
«Я бы мог написатьсебе новую роль.
Но для этого мне слишком мил мой король…»
Может, клевещут злые языки — и вовсе не Виктор Владимирович, невидимый и неумолимый, стоял за черными куртками и черными воронками в черное воскресенье? Признаем, сомневающиеся были: слишком неожиданным даже для искушенных оказался откровенный разбой, учиненный в уютном (но, увы, далеко не мирном) закарпатском городке. Слишком уж не вязалось происшедшее с воспетым прессой имиджем тонкого интригана, изысканного комбинатора, искусного технолога. Как же так: пришли играть сложную шахматную партию — и получили битой по физиономии.
Немудрено, что многие лица, не питающие ни особых симпатий к лидеру СДПУ(о), ни особых иллюзий по поводу применяемых им методов, поначалу искали в случившемся подвох. А вдруг вдохновитель политического погрома — Виктор Янукович? Разве не в интересах премьера стравить Медведчука и Ющенко, спровоцировать жесткий контакт между «Нашей Украиной» и СДПУ(о)? Разве бесконечные мукачевские выборы — не лучший повод втянуть дорогих тезок в драку, оставшись при этом в стороне?
И почему, собственно говоря, организатором праздника мракобесия не мог оказаться Леонид Данилович? По силам ли было гаранту перманентной политической нестабильности в государстве спровоцировать подобный шабаш? Безусловно. Резоны? Давайте прикинем.
Хочет ли Кучма остаться Президентом еще на один срок? Что бы он заученно ни повторял в телекамеры, хочет. Слишком очевидно хочет. Может ли он победить на выборах? Вопрос. Слишком серьезный, чтобы даже такой самоуверенный человек, как Леонид Данилович, его себе не задавал. Известен ли ему эффективный способ быстрой подгонки уровня возможностей до уровня желаний? Скажем так, нам известны люди, убеждавшие действующего главу государства, что таковой способ имеется.
Одна из предлагавшихся технологических конструкций выглядела слегка громоздко, зато ее реализация позволяла бы Кучме одним залпом грохнуть трех жирных вальдшнепов. Во-первых, подмочить репутацию Виктора Ющенко — главного фаворита осеннего титульного боя. Во-вторых, серьезно поумерить аппетиты Виктора Медведчука, сохранив его при этом в своей команде. В-третьих, существенно улучшить собственный имидж, заодно переформатировав образ гаранта в образ арбитра, куда более выигрышный с точки зрения грядущей кампании.
Выглядеть это могло следующим образом. Леонид Кучма никоим образом не афиширует своего интереса к мукачевским выборам, однако дает региональным властям и руководству местных силовых структур установку — быть готовым к крайним мерам. При этом негласно Президент подыгрывает обеим сторонам — не мешает эсдекам взять под абсолютный контроль процесс формирования избирательных комиссий и одновременно мешает им (путем прямого воздействия на суд) убрать с дистанции Виктора Балогу. Президент заинтересован в наличии как можно большего количества нарушений на участках, а также в скоплении вокруг участков как можно большего количества людей. Людей, кровно заинтересованных в конечном результате и готовых к решительным действиям. Людей, разгоряченных борьбой, подогреваемых взаимной ненавистью и упоенных близостью такой долгожданной, такой принципиальной победы. Президент заинтересован в присутствии максимально возможного числа наблюдателей, журналистов и дипломатов — будущих свидетелей будущей бойни, свидетелей пристрастных и авторитетных.
При этом было бы совершенно безразлично, кто именно брал верх — Балога или Нусер. Перевес ставленника эсдеков или же лидерство выдвиженца «Нашей Украины» могли повлиять лишь на методику достижения цели — открытого столкновения сторонников «НУ» и ландскнехтов СДПУ(о). Очень желательно — с непосредственным массовым участием узнаваемых представителей двух названных политических сил. Необходимо было заставить противников, утомленных бесконечным и бесплодным состязанием, вылить друг на друга весь свой гнев, выплеснуть всю свою ненависть. Необходимо было спровоцировать драку и всячески способствовать ее превращению в побоище, бессмысленное и беспощадное.
Чего этим можно было добиться? Множества полезных для Президента последствий. Во-первых, появилась уникальная возможность продемонстрировать общественности, что в стране нет противостояния власти и оппозиции, а есть лишь противостояние двух кланов, возглавляемых Виктором Ющенко и Виктором Медведчуком. Кланов, рвущихся к власти и не брезгующих никакими средствами для достижения желанной цели.
Сергей РАХМАНИН