«Мокрая аренда» или гуманитарная миссия?
04/30/2004 | Войсхауз
Сергей Проценко, Центр исследований проблем гражданского общества, для «Главреда» - 29/04/04
Смерть двух украинских миротворцев 28 апреля 2004 года снова актуализировала вопрос о целесообразности участия наших солдат в «горячих точках».
Этими жертвами Украина пополнила список потерь своей «иракской кампании».
За 11 лет миротворческой деятельности Украина вышла на седьмое место в рейтинге ООН по количеству привлекаемых сил и средств. Лишь спустя десятилетие Украина стала сводить дебет с кредитом, параллельно размышляя о целесообразности оказания подобного рода услуг для мирового сообщества.
А задуматься есть над чем, ведь несмотря на гуманизм выполняемых миссий, количество стран развитого Запада из числа топ-десятки участников миротворческих миссий ООН за последние 10 лет сократилось с шести до одной. Из списка лидеров выбыли Франция, Великобритания, Канада, США, Италия. Причины происходящего кроются в реформировании армий этих стран, поскольку при теперешнем положении дел состояние частей и подразделений стран Запада не позволяет полноценно проводить миротворческие операции. С другой стороны, транснациональные компании этих государств заинтересованы в сохранении нестабильной обстановки в ряде горячих точек. Исходя из нынешней ситуации, Украина имеет достаточные предпосылки для развития уже сложившейся традиции по участию в миротворческих операциях ООН.
По информации пресс-службы Минобороны, за период с 1992 года в международных миротворческих операциях участвовали около 20,5 тысяч военнослужащих ВСУ, привлекалось около 2-х тысяч единиц техники и 30 вертолетов.
Хронология участия Украины в операциях ООН
Участие Украины в миротворческих операциях началось после принятия Верховной Радой Украины Постановления от 3 июля 1992 года № 2538-ХII «Об участии батальонов ВС Украины в Миротворческих Силах ООН в зонах конфликтов на территории бывшей Югославии».
Украинские военные принимали участие в следующих операциях:
1. Силы ООН по охране (UNPROFOR), бывшая Югославия (1992-95 гг.).
2. Силы Выполнения Договора (IFOR), Стабилизационные Силы (SFOR) в Боснии и Герцеговины (1995-99 гг.).
3. Миссия ООН в Восточной Словении (1996-99 гг.).
4. Миссия в Анголе (1996-99 гг.).
5. Миссия ООН в Гватемале (1997 г.).
6. Международные силы по поддержке мира в Косово (1999-2001 гг.).
7. Миссия ООН превентивного развертывания в Македонии (1995-99 гг.).
8. Миссия ОБСЕ по верификации в Косово (1998-2001 гг.)
9. Миссия в Таджикистане (1994-2000 гг.).
10. Специальная миссия ООН в Афганистане (2000-2001 гг.)
11. Миссия ООН на полуострове Превлака, Хорватия (1996-2002 гг.).
12. Международные силы по поддержанию мира в Косово (2002-2003 гг.).
13. Гуманитарная миссия в Кувейте (2003 г.).
Миссии, в которых принимают участие украинские военные:
1. Миссия ООН в Ливане с 2000 г.
2. Миссия Сьерра-Леоне с 2000 г.
3. Международные силы по поддержке мира в Косово с 1999 г.
4. Украинский миротворческий контингент в составе Коалиционных сил в Ираке с 2003 г.
5. Миссия ООН в Либерии с 2004 г.
6. Совместные миротворческие силы в Приднестровском регионе Республики Молдова.
7. Миссия ООН в Эфиопии и Еритрее с 2000 г.
8. Миссия ООН в Демократической Республике Конго с 2000 г.
9. Миссия ОБСЕ в Грузии с 2000 г.
10. Миссия ООН в Грузии с 2001 г.
11. Миссия ООН в Косово с 2001 г.
Говоря о финансовой стороне вопроса стоит отметить, что в соответствии с двусторонним соглашением между Правительством Украины и Секретариатом ООН, предоставление ресурсов и услуг в миссиях ООН происходит по схеме так называемой «мокрой аренды». (Для справки: «мокрая аренда» означает, что Украина вместе с техникой должна также выслать и сопровождающее подразделение обеспечения, которое бы обслуживало использываемую технику).
К примеру, месячная выплата Украине за эксплуатацию единицы БТР составляет $5851, а час налета Ми-8 компенсируется в $1650.
ООН возмещает расходы странам, добровольно предоставляющим военные контингенты для операций по поддержанию мира, по единообразной ставке около $1 тыс. на каждого военного в месяц. Частные охранные компании своим сотрудникам выплачивают за особые условия в среднем $3-4,5 тыс. По уже имеющемуся опыту положенную компенсацию Украина получает от ООН лишь через 2 года после проведения миссий. И это если учесть, что долгов по взносам у Украины в бюджет ООН нет, хотя доля Украины в таких платежах неуклонно растет. Кроме того, Украине удалось реструктуризировать и отстрочить задолженность, доставшуюся после распада СССР примерно в размере $ 150 млн.
В то же время, нужно различать миротворческие операции под эгидой ООН и участие в стабилизационной операции в Ираке. Если за миротворчество по линии ООН мировое сообщество компенсирует в полном объеме, хотя и с опозданием в 2 года, то финансирование пребывания украинских солдат в Ираке происходит по специальным схемам.
Украинским миротворцам в Ираке согласно постановлению Кабинета министров Украины «Об обеспечении деятельности украинского миротворческого контингента направляющегося в Ирак для участия в международный миротворческой операции» от 4 июня 2003 года, уровень заработной платы установлен в промежутке от $600 до $1200, плюс 10% надбавка за прохождение службы в тяжелых климатических условиях. В постановлении также сказано о сохранении за украинскими миротворцами их месячного оклада в гривнах. В случае гибели сумма компенсации составит $107 тыс., инвалидность в зависимости от группы от $35 тыс. до $65 тыс. Надо отметить, чтобы получить эти суммы пострадавшей стороне нужно предоставить исчерпывающие подтверждения, что ранения, инвалидность или смерть были получены при исполнении обязанностей миротворца.
США же компенсирует только материальные затраты украинской стороны по обеспечению контингента. Речь идет об оплате инфраструктуры украинского военного городка, питание и т.п. затраты (по словам представителей МО – это 2/3 общего бюджета). Выплата зарплат, оплата амуниции, транспортировка украинских военнослужащих и боевой техники в район стабилизационной операции в Ираке производится за счет украинского бюджета.
По данным МО Украины пребывание военнослужащих в Ираке до конца 2003 года обошлось казне примерно в 70 миллионов гривен. Об этом речь идет в объяснительной записке к внесенному Президентом Украины Леонидом Кучмой в парламент проекту Закона «Об одобрении решения Президента Украины о направлении миротворческого контингента для участия Украины в международной миротворческой операции в Республике Ирак». Причем на формирование и подготовку контингента было затрачено около 27 миллионов гривен.
Второй стороной медали, как всегда, является вездесущий человеческий фактор. По данным МО Украины, во время выполнения миссий с 1992 года погибло 27 военнослужащих и 68 получили ранения. В Ираке на данный момент, по официальным данным, погибло уже шесть военнослужащих, три случаи гибели оборонное ведомство представило как самоубийство и несчастные случаи. Может кто-то хочет сэкономить на страховке? Но тогда гарантии социальной защиты – «филькина грамота» и не более.
Прояснить ситуацию поможет осознание факта, что для коалиционных войск легкой прогулки из операции по освобождению Ирака от Саддама Хусейна просто не получилось. Американских солдат продолжают убивать и с этим согласен даже Пентагон, который со значительной неохотой выдает подобного рода информацию. В Ираке идет настоящая партизанская война.
Согласно официальным данным количество убитых среди военных США на сегодняшний день что-то около 160 человек, неофициальные источники уверяют, что число жертв перевалило за 500 человек. Большая половина потерь приходится на период после официального окончания боевых действий. Естественно, украинец вызывает меньший всплеск агрессивных эмоций, чем представитель звездно-полосатого флага, но от этого он не становится роднее, он такой же чужак, как и американец. Украинским военным постоянно поступает информация о подготовке возможных нападений. Учитывая участившееся в последнее время использование боевиками тактики «войны в толпе» (когда партизаны находятся внутри толпы и провоцируют на открытие огня по мирному населению) у украинских военных есть все шансы быть втянутыми в затяжной конфликт на подобии афганского. Через Афган прошло 150 тыс. наших соотечественников, 3290 погибших, более 8000 раненых (из них 4687 инвалидов), 70 пропавших без вести. Некоторые эксперты считают, что американцы «загребают жар» нашими руками, поскольку реальных контрактов на восстановление Ирака мы пока не получили.
Вместо этого украинские солдаты вынуждены были «утихомиривать» демонстрации в Эль-Куте. Напомним, что известные события в этом городе начались со стихийных демонстраций иракских безработных. Уничтожение основных мощностей национальной промышленности вызвало катастрофический скачок безработицы среди иракского населения, - на сегодня уровень безработицы в стране достигает 60 процентов, и продолжает стремительно расти. Протестующие выдвигают категоричные требования экономического и политического характера - восстановление рабочих мест и восстановление реальной независимости своей страны, увязывая их в единый призыв к отставке марионеточного правительства и выводе оккупационных иностранных войск. Поэтому участие украинских солдат в стабилизации ситуации в Эль-Куте имело характер полицейской операции.
В то же время, начало меняться отношение к военной операции в Ираке значительной части ее участников. Так, о выводе своего воинского контингента заявила Испания. Перевернув еще одну страничку статистических данных, мы видим, что большинство военных после участия в локальных военных конфликтах оставляют воинскую службу. Одна из причин – психосоматические заболевания (до 50% санитарных потерь). По уже имеющемуся опыту, после 6-ти месяцев выполнения миссии у военнослужащих начинает стремительно ухудшаться психическое состояние здоровья. К концу 12-ти месячного пребывания у 60% личного состава развиваются определенные психические расстройства (депрессия, тревожность, невротическая раздражительность).
Понятно, что худа без добра не бывает, и с политической точки зрения Украина получает неоспоримый плюс, проявляя себя как активный субъект мирового сообщества. Неуклонно растет авторитет государства как игрока на международной арене.
В Украины появился новый бренд. Наряду с Шевой, братьями Кличко и Чернобылем присоединились украинские миротворцы, которые, по словам постоянного представителя в ООН В. Кучинского – «пользуются большим спросом».
По данным МО Украины, свыше 170 миллионов долларов ООН возместила Украине за миротворческую деятельность. Эти деньги были использованы для восстановления техники, подготовки будущих миротворцев и направлены в спецфонд Министерства обороны для обеспечения деятельности Вооруженных Сил.
Начиная с 2004 года, финансирование миротворческих миссий будет осуществляться за счет ассигнований государственного бюджета, предусмотренных на обеспечение участия подразделений Вооруженных Сил Украины в международных миротворческих операциях.
До сих пор боевой опыт, приобретенный украинскими миротворцами в зонах конфликтов, не был в полной мере учтен в отечественных Вооруженных силах. По существу, офицеры и солдаты-контрактники, которые прошли службу в миротворческих миссиях, возвращались в свои части и только на личном примере имели возможность готовить кадры для украинской армии. Не было ни одного подразделения, которое бы состояло из имеющих опыт миротворцев. Хотя сами миротворческие миссии благоприятно сказываются на уровне подготовки военнослужащих, «делают их настоящими профи». Только сейчас Министерство обороны разработало проект создания на базе бывших миротворцев объединенных сил быстрого реагирования, которые должны уметь действовать в любой точке земного шара.
Некоторые отечественные критики участия Украины в миротворческих операциях указывают, что 7 место в рейтинге стран-миротворцев ООН совсем не значит престиж страны. Во главе рейтинга наиболее активных стран участниц миротворческих операций ООН находятся Бангладеш, Пакистан, Нигерия, Индия, Нидерланды и Уругвай. В этом нет ничего удивительного, поскольку для этих стран участие в миссиях ООН прежде всего заработок и еще какой.
Украина же рассчитывала на нечто большее чем заработок для солдат. По словам лидера УСПП Анатолия Кинаха, основной мотивацией отправки украинских солдат в Ирак было желание получить контракты на восстановление иракской экономики. Но воз и ныне там…
Так, по мнению председателя парламентского комитета по вопросам обороны и национальной безопасности Георгия Крючкова, вопрос участия Украины в восстановлении экономики Ирака на сегодняшний день перестал быть актуальным в связи с эскалацией вооруженных столкновений между силами антисаддамовской коалиции и иракскими партизанами.
Интересна позиция украинского МИДа, который заявляет, что для привлечения отечественных компаний к восстановлению Ирака не стоит ожидать каких-либо политических решений на этот счет. И в то же время, руководитель пресс-службы МИД Украины Маркиян Лубкивский просто призывает украинские предприятия активнее участвовать в восстановительных процессах в этой стране. По мнению многих обозревателей, подобная мидовская позиция является демагогией, поскольку государство на самом высоком уровне обязано способствовать получению контрактов. Так, по словам первого заместителя председателя парламентского комитета по вопросам обороны и национальной безопасности Владимира Демехина, поддержка украинского бизнеса в Ираке должна быть предусмотрена и в программе правительства, и в стратегии социально-экономического развития страны. Демехин заявил, что если не предпринять такие шаги очень оперативно, то украинские компании будут неконкурентоспособными в Ираке.
Но на сегодня контракты на восстановление иракской промышленной и транспортной инфраструктуры (те сферы, где Украина могла бы поучаствовать) получают американские и британские компании. Более того, некоторые западные эксперты вообще отрицают возможность допуска на этот рынок серьезного украинского «игрока». Таким образом, участие украинских солдат в стабилизационной операции в Ираке полностью теряет экономическую мотивацию.
В ближайшее время можно ожидать повторной попытки внести в повестку дня работы Верховной Рады пункт об отзыве нашего военного контингента. Антивоенные настроения все больше находят поддержку и в украинском обществе. Политической элите все же придется решать, каким должно быть участие украинских солдат в горячих точках: «мокрой арендой» или гуманитарной миссией?
Смерть двух украинских миротворцев 28 апреля 2004 года снова актуализировала вопрос о целесообразности участия наших солдат в «горячих точках».
Этими жертвами Украина пополнила список потерь своей «иракской кампании».
За 11 лет миротворческой деятельности Украина вышла на седьмое место в рейтинге ООН по количеству привлекаемых сил и средств. Лишь спустя десятилетие Украина стала сводить дебет с кредитом, параллельно размышляя о целесообразности оказания подобного рода услуг для мирового сообщества.
А задуматься есть над чем, ведь несмотря на гуманизм выполняемых миссий, количество стран развитого Запада из числа топ-десятки участников миротворческих миссий ООН за последние 10 лет сократилось с шести до одной. Из списка лидеров выбыли Франция, Великобритания, Канада, США, Италия. Причины происходящего кроются в реформировании армий этих стран, поскольку при теперешнем положении дел состояние частей и подразделений стран Запада не позволяет полноценно проводить миротворческие операции. С другой стороны, транснациональные компании этих государств заинтересованы в сохранении нестабильной обстановки в ряде горячих точек. Исходя из нынешней ситуации, Украина имеет достаточные предпосылки для развития уже сложившейся традиции по участию в миротворческих операциях ООН.
По информации пресс-службы Минобороны, за период с 1992 года в международных миротворческих операциях участвовали около 20,5 тысяч военнослужащих ВСУ, привлекалось около 2-х тысяч единиц техники и 30 вертолетов.
Хронология участия Украины в операциях ООН
Участие Украины в миротворческих операциях началось после принятия Верховной Радой Украины Постановления от 3 июля 1992 года № 2538-ХII «Об участии батальонов ВС Украины в Миротворческих Силах ООН в зонах конфликтов на территории бывшей Югославии».
Украинские военные принимали участие в следующих операциях:
1. Силы ООН по охране (UNPROFOR), бывшая Югославия (1992-95 гг.).
2. Силы Выполнения Договора (IFOR), Стабилизационные Силы (SFOR) в Боснии и Герцеговины (1995-99 гг.).
3. Миссия ООН в Восточной Словении (1996-99 гг.).
4. Миссия в Анголе (1996-99 гг.).
5. Миссия ООН в Гватемале (1997 г.).
6. Международные силы по поддержке мира в Косово (1999-2001 гг.).
7. Миссия ООН превентивного развертывания в Македонии (1995-99 гг.).
8. Миссия ОБСЕ по верификации в Косово (1998-2001 гг.)
9. Миссия в Таджикистане (1994-2000 гг.).
10. Специальная миссия ООН в Афганистане (2000-2001 гг.)
11. Миссия ООН на полуострове Превлака, Хорватия (1996-2002 гг.).
12. Международные силы по поддержанию мира в Косово (2002-2003 гг.).
13. Гуманитарная миссия в Кувейте (2003 г.).
Миссии, в которых принимают участие украинские военные:
1. Миссия ООН в Ливане с 2000 г.
2. Миссия Сьерра-Леоне с 2000 г.
3. Международные силы по поддержке мира в Косово с 1999 г.
4. Украинский миротворческий контингент в составе Коалиционных сил в Ираке с 2003 г.
5. Миссия ООН в Либерии с 2004 г.
6. Совместные миротворческие силы в Приднестровском регионе Республики Молдова.
7. Миссия ООН в Эфиопии и Еритрее с 2000 г.
8. Миссия ООН в Демократической Республике Конго с 2000 г.
9. Миссия ОБСЕ в Грузии с 2000 г.
10. Миссия ООН в Грузии с 2001 г.
11. Миссия ООН в Косово с 2001 г.
Говоря о финансовой стороне вопроса стоит отметить, что в соответствии с двусторонним соглашением между Правительством Украины и Секретариатом ООН, предоставление ресурсов и услуг в миссиях ООН происходит по схеме так называемой «мокрой аренды». (Для справки: «мокрая аренда» означает, что Украина вместе с техникой должна также выслать и сопровождающее подразделение обеспечения, которое бы обслуживало использываемую технику).
К примеру, месячная выплата Украине за эксплуатацию единицы БТР составляет $5851, а час налета Ми-8 компенсируется в $1650.
ООН возмещает расходы странам, добровольно предоставляющим военные контингенты для операций по поддержанию мира, по единообразной ставке около $1 тыс. на каждого военного в месяц. Частные охранные компании своим сотрудникам выплачивают за особые условия в среднем $3-4,5 тыс. По уже имеющемуся опыту положенную компенсацию Украина получает от ООН лишь через 2 года после проведения миссий. И это если учесть, что долгов по взносам у Украины в бюджет ООН нет, хотя доля Украины в таких платежах неуклонно растет. Кроме того, Украине удалось реструктуризировать и отстрочить задолженность, доставшуюся после распада СССР примерно в размере $ 150 млн.
В то же время, нужно различать миротворческие операции под эгидой ООН и участие в стабилизационной операции в Ираке. Если за миротворчество по линии ООН мировое сообщество компенсирует в полном объеме, хотя и с опозданием в 2 года, то финансирование пребывания украинских солдат в Ираке происходит по специальным схемам.
Украинским миротворцам в Ираке согласно постановлению Кабинета министров Украины «Об обеспечении деятельности украинского миротворческого контингента направляющегося в Ирак для участия в международный миротворческой операции» от 4 июня 2003 года, уровень заработной платы установлен в промежутке от $600 до $1200, плюс 10% надбавка за прохождение службы в тяжелых климатических условиях. В постановлении также сказано о сохранении за украинскими миротворцами их месячного оклада в гривнах. В случае гибели сумма компенсации составит $107 тыс., инвалидность в зависимости от группы от $35 тыс. до $65 тыс. Надо отметить, чтобы получить эти суммы пострадавшей стороне нужно предоставить исчерпывающие подтверждения, что ранения, инвалидность или смерть были получены при исполнении обязанностей миротворца.
США же компенсирует только материальные затраты украинской стороны по обеспечению контингента. Речь идет об оплате инфраструктуры украинского военного городка, питание и т.п. затраты (по словам представителей МО – это 2/3 общего бюджета). Выплата зарплат, оплата амуниции, транспортировка украинских военнослужащих и боевой техники в район стабилизационной операции в Ираке производится за счет украинского бюджета.
По данным МО Украины пребывание военнослужащих в Ираке до конца 2003 года обошлось казне примерно в 70 миллионов гривен. Об этом речь идет в объяснительной записке к внесенному Президентом Украины Леонидом Кучмой в парламент проекту Закона «Об одобрении решения Президента Украины о направлении миротворческого контингента для участия Украины в международной миротворческой операции в Республике Ирак». Причем на формирование и подготовку контингента было затрачено около 27 миллионов гривен.
Второй стороной медали, как всегда, является вездесущий человеческий фактор. По данным МО Украины, во время выполнения миссий с 1992 года погибло 27 военнослужащих и 68 получили ранения. В Ираке на данный момент, по официальным данным, погибло уже шесть военнослужащих, три случаи гибели оборонное ведомство представило как самоубийство и несчастные случаи. Может кто-то хочет сэкономить на страховке? Но тогда гарантии социальной защиты – «филькина грамота» и не более.
Прояснить ситуацию поможет осознание факта, что для коалиционных войск легкой прогулки из операции по освобождению Ирака от Саддама Хусейна просто не получилось. Американских солдат продолжают убивать и с этим согласен даже Пентагон, который со значительной неохотой выдает подобного рода информацию. В Ираке идет настоящая партизанская война.
Согласно официальным данным количество убитых среди военных США на сегодняшний день что-то около 160 человек, неофициальные источники уверяют, что число жертв перевалило за 500 человек. Большая половина потерь приходится на период после официального окончания боевых действий. Естественно, украинец вызывает меньший всплеск агрессивных эмоций, чем представитель звездно-полосатого флага, но от этого он не становится роднее, он такой же чужак, как и американец. Украинским военным постоянно поступает информация о подготовке возможных нападений. Учитывая участившееся в последнее время использование боевиками тактики «войны в толпе» (когда партизаны находятся внутри толпы и провоцируют на открытие огня по мирному населению) у украинских военных есть все шансы быть втянутыми в затяжной конфликт на подобии афганского. Через Афган прошло 150 тыс. наших соотечественников, 3290 погибших, более 8000 раненых (из них 4687 инвалидов), 70 пропавших без вести. Некоторые эксперты считают, что американцы «загребают жар» нашими руками, поскольку реальных контрактов на восстановление Ирака мы пока не получили.
Вместо этого украинские солдаты вынуждены были «утихомиривать» демонстрации в Эль-Куте. Напомним, что известные события в этом городе начались со стихийных демонстраций иракских безработных. Уничтожение основных мощностей национальной промышленности вызвало катастрофический скачок безработицы среди иракского населения, - на сегодня уровень безработицы в стране достигает 60 процентов, и продолжает стремительно расти. Протестующие выдвигают категоричные требования экономического и политического характера - восстановление рабочих мест и восстановление реальной независимости своей страны, увязывая их в единый призыв к отставке марионеточного правительства и выводе оккупационных иностранных войск. Поэтому участие украинских солдат в стабилизации ситуации в Эль-Куте имело характер полицейской операции.
В то же время, начало меняться отношение к военной операции в Ираке значительной части ее участников. Так, о выводе своего воинского контингента заявила Испания. Перевернув еще одну страничку статистических данных, мы видим, что большинство военных после участия в локальных военных конфликтах оставляют воинскую службу. Одна из причин – психосоматические заболевания (до 50% санитарных потерь). По уже имеющемуся опыту, после 6-ти месяцев выполнения миссии у военнослужащих начинает стремительно ухудшаться психическое состояние здоровья. К концу 12-ти месячного пребывания у 60% личного состава развиваются определенные психические расстройства (депрессия, тревожность, невротическая раздражительность).
Понятно, что худа без добра не бывает, и с политической точки зрения Украина получает неоспоримый плюс, проявляя себя как активный субъект мирового сообщества. Неуклонно растет авторитет государства как игрока на международной арене.
В Украины появился новый бренд. Наряду с Шевой, братьями Кличко и Чернобылем присоединились украинские миротворцы, которые, по словам постоянного представителя в ООН В. Кучинского – «пользуются большим спросом».
По данным МО Украины, свыше 170 миллионов долларов ООН возместила Украине за миротворческую деятельность. Эти деньги были использованы для восстановления техники, подготовки будущих миротворцев и направлены в спецфонд Министерства обороны для обеспечения деятельности Вооруженных Сил.
Начиная с 2004 года, финансирование миротворческих миссий будет осуществляться за счет ассигнований государственного бюджета, предусмотренных на обеспечение участия подразделений Вооруженных Сил Украины в международных миротворческих операциях.
До сих пор боевой опыт, приобретенный украинскими миротворцами в зонах конфликтов, не был в полной мере учтен в отечественных Вооруженных силах. По существу, офицеры и солдаты-контрактники, которые прошли службу в миротворческих миссиях, возвращались в свои части и только на личном примере имели возможность готовить кадры для украинской армии. Не было ни одного подразделения, которое бы состояло из имеющих опыт миротворцев. Хотя сами миротворческие миссии благоприятно сказываются на уровне подготовки военнослужащих, «делают их настоящими профи». Только сейчас Министерство обороны разработало проект создания на базе бывших миротворцев объединенных сил быстрого реагирования, которые должны уметь действовать в любой точке земного шара.
Некоторые отечественные критики участия Украины в миротворческих операциях указывают, что 7 место в рейтинге стран-миротворцев ООН совсем не значит престиж страны. Во главе рейтинга наиболее активных стран участниц миротворческих операций ООН находятся Бангладеш, Пакистан, Нигерия, Индия, Нидерланды и Уругвай. В этом нет ничего удивительного, поскольку для этих стран участие в миссиях ООН прежде всего заработок и еще какой.
Украина же рассчитывала на нечто большее чем заработок для солдат. По словам лидера УСПП Анатолия Кинаха, основной мотивацией отправки украинских солдат в Ирак было желание получить контракты на восстановление иракской экономики. Но воз и ныне там…
Так, по мнению председателя парламентского комитета по вопросам обороны и национальной безопасности Георгия Крючкова, вопрос участия Украины в восстановлении экономики Ирака на сегодняшний день перестал быть актуальным в связи с эскалацией вооруженных столкновений между силами антисаддамовской коалиции и иракскими партизанами.
Интересна позиция украинского МИДа, который заявляет, что для привлечения отечественных компаний к восстановлению Ирака не стоит ожидать каких-либо политических решений на этот счет. И в то же время, руководитель пресс-службы МИД Украины Маркиян Лубкивский просто призывает украинские предприятия активнее участвовать в восстановительных процессах в этой стране. По мнению многих обозревателей, подобная мидовская позиция является демагогией, поскольку государство на самом высоком уровне обязано способствовать получению контрактов. Так, по словам первого заместителя председателя парламентского комитета по вопросам обороны и национальной безопасности Владимира Демехина, поддержка украинского бизнеса в Ираке должна быть предусмотрена и в программе правительства, и в стратегии социально-экономического развития страны. Демехин заявил, что если не предпринять такие шаги очень оперативно, то украинские компании будут неконкурентоспособными в Ираке.
Но на сегодня контракты на восстановление иракской промышленной и транспортной инфраструктуры (те сферы, где Украина могла бы поучаствовать) получают американские и британские компании. Более того, некоторые западные эксперты вообще отрицают возможность допуска на этот рынок серьезного украинского «игрока». Таким образом, участие украинских солдат в стабилизационной операции в Ираке полностью теряет экономическую мотивацию.
В ближайшее время можно ожидать повторной попытки внести в повестку дня работы Верховной Рады пункт об отзыве нашего военного контингента. Антивоенные настроения все больше находят поддержку и в украинском обществе. Политической элите все же придется решать, каким должно быть участие украинских солдат в горячих точках: «мокрой арендой» или гуманитарной миссией?