"в Украине возможна свободная пресса"
05/24/2004 | Breathe
Джед Санден: «Время очень хорошее»
Вийшло друком четверте число журналу «Телекритика», найкращі тексти якого будуть публікуватися на сайті протягом кількох днів.
Сделавший себя сам в украинском медиа-бизнесе Джед Санден излучает оптимизм. Недостаток свободы слова он считает преувеличенным, мнение о тяжелых условиях работы — ошибочным, а будущее рынка — многообещающим. Санден уверен, что решение проблем украинской журналистики находится в ее руках, и при правильном подходе успеха сейчас можно достичь в любом проекте — от толстой ежедневной газеты до мужского журнала. Доказательством может служить его издательский дом, который в 1995 году 23-летний американец начал строить с 8 тыс. долларов в кармане.
– Сколько сейчас стоит KP publications*?
– Мой бизнес очень быстро развивается. Каждый год мы видим рост 50% оборота. Конечно, цена зависит от уровня спроса. Но я бы говорил о сумме около 10 млн. долларов.
– Как вы думаете, вы смогли бы повторить такой путь в США?
– Иногда я думаю об этом. Может быть да, может быть нет. Есть такое слово удача, от которого многое зависит. Когда я начинал делать компанию, я вложил много труда, таланта, но мне и во многом повезло. Период запуска Kyiv Post совпал с пиком количества проживавших в Киеве иностранцев. А через шесть месяцев начался бум на рынке недвижимости. Эти факторы очень сильно помогли. То же самое, когда мы начинали делать «Афишу»: в Киеве был бум ресторанного бизнеса, и это стало одной из причин успеха журнала.
В Америке огромные возможности, там можно заработать очень много денег. Но смог ли я пойти бы там по такому пути, я не знаю.
– В чем ваше отличие от других украинских издателей, которые жалуются на недостаток денег и людей плюс цензуру?
– Мы тоже можем жаловаться. Я думаю, любой бизнес хочет больше денег, больший оборот. Вопрос цензуры — это другой вопрос, очень серьезный в Украине в последние несколько лет. Но, может быть, я законченный оптимист или законченный дурак, я верю, что в Украине возможна свободная пресса. Я верю в то, что можно писать и печатать то, что мы хотим. Так работают наши редакции. И мы работаем много лет, расширяемся. Наш журнал «Корреспондент» постоянно находится на виду.
– Почему это не получается у других издателей?
– Есть много издателей, которые работают очень успешно, выпуская качественные продукты.
– Примеры?
– «Блиц-Информ» — у них очень хорошая газета «Бизнес», которая много лет пишет об экономике на очень высоком уровне. Структура Ложкина — «Украинский медиа холдинг» — тоже супер.
Конечно, есть издания, у которых очень серьезные проблемы. Главная из них, очень распространенная в Украине: наличие у таких газет спонсора, имеющего другой бизнес или политические цели. При возникновении конфликта интересов между его газетой и основным бизнесом такой спонсор выбирает основной бизнес. Это часто встречается.
Но это вопрос к издателям и журналистам. Я не знаю, насколько в этом можно обвинять спонсоров. Это их газеты, и они имеют право формировать идеологию своих газет. Мы в своей компании тоже четко определяем идеологию наших изданий. Для издателей и журналистов не должно быть сюрпризом, если спонсор говорит: «Делайте так».
– У «Корреспондента» нет проблем, связанных со свободой слова? Другие издания, которые пишут о политике, регулярно имеют неприятности, иногда очень серьезные.
– «Корреспондент» — это не политическое издание. Он касается этой темы, насколько политика касается нашей жизни. Политика — это только маленькая часть нашей жизни, сама по себе скучноватая.
Проблем, о которых вы сказали, у нас нет. Наши проблемы — это недостаток пунктов продажи прессы, большие налоги и сложная отчетность. Но это проблемы любого бизнеса в этой стране.
– По телефону вам не угрожают, счета не закрывают, тиражи не уничтожают?
– Нет.
– Ваши проблемы с визой в 2000 году были последними?
– Да.
– Вы можете это объяснить? Приближаются выборы, давление на СМИ растет, а вас никто не трогает.
– Не знаю. Я не понял, почему у меня были проблемы в 2000-м и не знаю, почему их нет сейчас.
Насколько свободна здесь пресса — это очень живой вопрос. Мне кажется, проблемы цензуры в Украине возникают не так часто, как это принято считать. По крайней мере, мне кажется, что ужасный имидж Украины с точки зрения свободы прессы не отвечает действительности. Реально мы имеем очень много свободы. «Сільські вісті»? По закону их должны были закрыть. Вопрос только в том, почему выбрали «Сільські вісті».
– Вы поддерживаете отношения с кем-нибудь из политиков?
– Нет. А зачем?
– Отличный ответ. И никто не пытался их с вами установить?
– Реально — нет. У меня было несколько случайных знакомств. С Хорошковским мы вместе играли в футбол, с другими — пожимали руку на официальных приемах. И все.
Мы пытались пригласить несколько политиков сюда, на встречу с редакцией, чтобы лучше понять их идеи. Но обычно они отказываются. Это большая проблема в Украине в отношениях между политиками и прессой: политики не уважают прессу.
– Какое у вас мнение об украинской журналистике?
– Традиции украинской, да и вообще восточноевропейской журналистики очень сильно отличаются от стандартов, принятых в США. Первое – здесь пишут слишком длинные статьи, в которых слишком часто выставляют мнение автора. На мой взгляд, это неправильно. Эти статьи не очень понятны. К примеру, я, регулярно читая «Корреспондент», нахожусь в курсе политической жизни Украины. Я не специалист, но, наверное, знаю больше, чем обычный человек на улице. Так вот, есть много газет, которые мне недоступны. Много написано, но непонятно. Кому это надо? Получается, что журналист пишет для самого себя или для другого журналиста, но не для читателя. Я думаю, это главные проблемы, из которых вытекают все остальные.
– «Корреспондент» за последний год написал о двух украинских журналистах: Юлии Мостовой из «Зеркала недели» и Вячеславе Пиховшеке с «1+1». Что вы скажете об их работе?
– Мостовая не журналист. Она не делает репортажей, она пишет свое мнение. Она много знает, хорошо анализирует, хотя и не очень доступно. Она талантлива, никто не спорит. Но она пишет как фельетонист, а не как журналист. Это другая профессия.
О работе Пиховшека я не могу ничего сказать, потому что плохо с ней знаком. Я знаю, что он много делает, но подробностей я не знаю.
– Кто и что должен делать, чтобы политики начали уважать прессу?
– Например, при нападениях на журналистов, которые происходят в Украине, государство должно гораздо быстрее и сильнее реагировать, защищать их.
На первом этапе помогают просто слова. К примеру, мэры городов, где происходят нападения на журналистов, могли бы заявить, что для них очень важно расследовать такие случаи. Чтобы люди знали, что нападения на журналистов — это очень плохо. Нельзя сказать, что в Англии, Франции или США нет атак на журналистов. Есть. Но там это сразу вызывает большой шум.
Здесь же мы, журналисты, не очень хорошо защищаем друг друга. Хотя бы на уровне символики, чтобы люди обратили внимание. К примеру, в марте в Киеве была демонстрация по поводу свободы слова. Союз журналистов должен был ее организовать. Но нас даже не пригласили, хотя мы не самое маленькое издательство.
– Какую прибыль ваша компания принесла за прошлый год?
– 20% от оборота. Точную цифру я не скажу.
– Какие части бизнеса дали наибольший доход?
– «Афиша» — очень удачный журнал, BigMir — мы имеет 60% рекламного рынка в Интернете. Высокая маржа при издании Kyiv Business Directory. За исключением новых журналов Stuff и Pink, все наши издания прибыльны, включая «Корреспондент».
– Вы остаетесь единственным владельцем компании?
– Да.
– Это не мешает ее развитию? Знаете, это распространенная естественная проблема, когда бизнес перерастает своего основателя. У вас ее нет?
– Это живой вопрос. Иногда возникают проблемы. Но я думаю, что лучше спросить у сотрудников, насколько это серьезно. Мы думали насчет партнеров, но не договорились о цене.
– Что вы сейчас делаете и что не делаете в компании?
– Я работаю над стратегией, стараясь не касаться ежедневных вопросов. Занимаюсь новыми проектами и стараюсь не мешать работать другим людям.
– Как бы вы охарактеризовали украинский медиа-рынок для других инвесторов?
– Очень перспективный. Много возможностей, быстро растет рекламный рынок. Я думаю, уже в течение этого года будет запущено очень много проектов. Время очень хорошее. Лет через пять рынок будет очень развит.
*Издания KP Publications:
журнал «Корреспондент»
журнал «Афиша»
газета Kyiv Post
ежеквартальный справочник Kyiv Business Directory
интернет-ресурсы Корреспондент.net, Bigmir.net, SputnikMedia.net, Ukrbiz.net
украинская версия журнала Stuff
женский журнал Pink
Беседовал Егор Соболев, специально для «Телекритики»
Вийшло друком четверте число журналу «Телекритика», найкращі тексти якого будуть публікуватися на сайті протягом кількох днів.
Сделавший себя сам в украинском медиа-бизнесе Джед Санден излучает оптимизм. Недостаток свободы слова он считает преувеличенным, мнение о тяжелых условиях работы — ошибочным, а будущее рынка — многообещающим. Санден уверен, что решение проблем украинской журналистики находится в ее руках, и при правильном подходе успеха сейчас можно достичь в любом проекте — от толстой ежедневной газеты до мужского журнала. Доказательством может служить его издательский дом, который в 1995 году 23-летний американец начал строить с 8 тыс. долларов в кармане.
– Сколько сейчас стоит KP publications*?
– Мой бизнес очень быстро развивается. Каждый год мы видим рост 50% оборота. Конечно, цена зависит от уровня спроса. Но я бы говорил о сумме около 10 млн. долларов.
– Как вы думаете, вы смогли бы повторить такой путь в США?
– Иногда я думаю об этом. Может быть да, может быть нет. Есть такое слово удача, от которого многое зависит. Когда я начинал делать компанию, я вложил много труда, таланта, но мне и во многом повезло. Период запуска Kyiv Post совпал с пиком количества проживавших в Киеве иностранцев. А через шесть месяцев начался бум на рынке недвижимости. Эти факторы очень сильно помогли. То же самое, когда мы начинали делать «Афишу»: в Киеве был бум ресторанного бизнеса, и это стало одной из причин успеха журнала.
В Америке огромные возможности, там можно заработать очень много денег. Но смог ли я пойти бы там по такому пути, я не знаю.
– В чем ваше отличие от других украинских издателей, которые жалуются на недостаток денег и людей плюс цензуру?
– Мы тоже можем жаловаться. Я думаю, любой бизнес хочет больше денег, больший оборот. Вопрос цензуры — это другой вопрос, очень серьезный в Украине в последние несколько лет. Но, может быть, я законченный оптимист или законченный дурак, я верю, что в Украине возможна свободная пресса. Я верю в то, что можно писать и печатать то, что мы хотим. Так работают наши редакции. И мы работаем много лет, расширяемся. Наш журнал «Корреспондент» постоянно находится на виду.
– Почему это не получается у других издателей?
– Есть много издателей, которые работают очень успешно, выпуская качественные продукты.
– Примеры?
– «Блиц-Информ» — у них очень хорошая газета «Бизнес», которая много лет пишет об экономике на очень высоком уровне. Структура Ложкина — «Украинский медиа холдинг» — тоже супер.
Конечно, есть издания, у которых очень серьезные проблемы. Главная из них, очень распространенная в Украине: наличие у таких газет спонсора, имеющего другой бизнес или политические цели. При возникновении конфликта интересов между его газетой и основным бизнесом такой спонсор выбирает основной бизнес. Это часто встречается.
Но это вопрос к издателям и журналистам. Я не знаю, насколько в этом можно обвинять спонсоров. Это их газеты, и они имеют право формировать идеологию своих газет. Мы в своей компании тоже четко определяем идеологию наших изданий. Для издателей и журналистов не должно быть сюрпризом, если спонсор говорит: «Делайте так».
– У «Корреспондента» нет проблем, связанных со свободой слова? Другие издания, которые пишут о политике, регулярно имеют неприятности, иногда очень серьезные.
– «Корреспондент» — это не политическое издание. Он касается этой темы, насколько политика касается нашей жизни. Политика — это только маленькая часть нашей жизни, сама по себе скучноватая.
Проблем, о которых вы сказали, у нас нет. Наши проблемы — это недостаток пунктов продажи прессы, большие налоги и сложная отчетность. Но это проблемы любого бизнеса в этой стране.
– По телефону вам не угрожают, счета не закрывают, тиражи не уничтожают?
– Нет.
– Ваши проблемы с визой в 2000 году были последними?
– Да.
– Вы можете это объяснить? Приближаются выборы, давление на СМИ растет, а вас никто не трогает.
– Не знаю. Я не понял, почему у меня были проблемы в 2000-м и не знаю, почему их нет сейчас.
Насколько свободна здесь пресса — это очень живой вопрос. Мне кажется, проблемы цензуры в Украине возникают не так часто, как это принято считать. По крайней мере, мне кажется, что ужасный имидж Украины с точки зрения свободы прессы не отвечает действительности. Реально мы имеем очень много свободы. «Сільські вісті»? По закону их должны были закрыть. Вопрос только в том, почему выбрали «Сільські вісті».
– Вы поддерживаете отношения с кем-нибудь из политиков?
– Нет. А зачем?
– Отличный ответ. И никто не пытался их с вами установить?
– Реально — нет. У меня было несколько случайных знакомств. С Хорошковским мы вместе играли в футбол, с другими — пожимали руку на официальных приемах. И все.
Мы пытались пригласить несколько политиков сюда, на встречу с редакцией, чтобы лучше понять их идеи. Но обычно они отказываются. Это большая проблема в Украине в отношениях между политиками и прессой: политики не уважают прессу.
– Какое у вас мнение об украинской журналистике?
– Традиции украинской, да и вообще восточноевропейской журналистики очень сильно отличаются от стандартов, принятых в США. Первое – здесь пишут слишком длинные статьи, в которых слишком часто выставляют мнение автора. На мой взгляд, это неправильно. Эти статьи не очень понятны. К примеру, я, регулярно читая «Корреспондент», нахожусь в курсе политической жизни Украины. Я не специалист, но, наверное, знаю больше, чем обычный человек на улице. Так вот, есть много газет, которые мне недоступны. Много написано, но непонятно. Кому это надо? Получается, что журналист пишет для самого себя или для другого журналиста, но не для читателя. Я думаю, это главные проблемы, из которых вытекают все остальные.
– «Корреспондент» за последний год написал о двух украинских журналистах: Юлии Мостовой из «Зеркала недели» и Вячеславе Пиховшеке с «1+1». Что вы скажете об их работе?
– Мостовая не журналист. Она не делает репортажей, она пишет свое мнение. Она много знает, хорошо анализирует, хотя и не очень доступно. Она талантлива, никто не спорит. Но она пишет как фельетонист, а не как журналист. Это другая профессия.
О работе Пиховшека я не могу ничего сказать, потому что плохо с ней знаком. Я знаю, что он много делает, но подробностей я не знаю.
– Кто и что должен делать, чтобы политики начали уважать прессу?
– Например, при нападениях на журналистов, которые происходят в Украине, государство должно гораздо быстрее и сильнее реагировать, защищать их.
На первом этапе помогают просто слова. К примеру, мэры городов, где происходят нападения на журналистов, могли бы заявить, что для них очень важно расследовать такие случаи. Чтобы люди знали, что нападения на журналистов — это очень плохо. Нельзя сказать, что в Англии, Франции или США нет атак на журналистов. Есть. Но там это сразу вызывает большой шум.
Здесь же мы, журналисты, не очень хорошо защищаем друг друга. Хотя бы на уровне символики, чтобы люди обратили внимание. К примеру, в марте в Киеве была демонстрация по поводу свободы слова. Союз журналистов должен был ее организовать. Но нас даже не пригласили, хотя мы не самое маленькое издательство.
– Какую прибыль ваша компания принесла за прошлый год?
– 20% от оборота. Точную цифру я не скажу.
– Какие части бизнеса дали наибольший доход?
– «Афиша» — очень удачный журнал, BigMir — мы имеет 60% рекламного рынка в Интернете. Высокая маржа при издании Kyiv Business Directory. За исключением новых журналов Stuff и Pink, все наши издания прибыльны, включая «Корреспондент».
– Вы остаетесь единственным владельцем компании?
– Да.
– Это не мешает ее развитию? Знаете, это распространенная естественная проблема, когда бизнес перерастает своего основателя. У вас ее нет?
– Это живой вопрос. Иногда возникают проблемы. Но я думаю, что лучше спросить у сотрудников, насколько это серьезно. Мы думали насчет партнеров, но не договорились о цене.
– Что вы сейчас делаете и что не делаете в компании?
– Я работаю над стратегией, стараясь не касаться ежедневных вопросов. Занимаюсь новыми проектами и стараюсь не мешать работать другим людям.
– Как бы вы охарактеризовали украинский медиа-рынок для других инвесторов?
– Очень перспективный. Много возможностей, быстро растет рекламный рынок. Я думаю, уже в течение этого года будет запущено очень много проектов. Время очень хорошее. Лет через пять рынок будет очень развит.
*Издания KP Publications:
журнал «Корреспондент»
журнал «Афиша»
газета Kyiv Post
ежеквартальный справочник Kyiv Business Directory
интернет-ресурсы Корреспондент.net, Bigmir.net, SputnikMedia.net, Ukrbiz.net
украинская версия журнала Stuff
женский журнал Pink
Беседовал Егор Соболев, специально для «Телекритики»