"Требованием Мороза был уход Медведчука из политики"
05/26/2004 | observer
Предвыборная кампания против Ющенко и Януковича
Олеся Яхно, «Главред» - 25/05/04
За время своего правления Леонид Кучма прекрасно справлялся со своей главной задачей – исполнять роль главного субъекта политического процесса. Находясь на пересечении интересов разных политиков, для Президента было очень важно не превратиться в объект выражения интересов тех или иных политгрупп. Очевидно, что после 2001 года Президент потерял статус «беспартийного» (а тем самым и гаранта), поскольку начал отдавать предпочтение одной политической силе.
Это предпочтение лучше всего проявилось в доминировании права на идеологическую и интеллектуальную поддержку Кучмы одной политической силой, а также предоставлении этой политической силе власти (постов разных уровней, в первую очередь, силовиков и чиновников в регионах), которая в свою очередь позволяла развивать бизнес этой группы.
Сегодня власть по-прежнему ищет пути не-допуска Ющенко к власти. Но при этом альтернативного кандидата, который бы устраивал большую часть пропрезидентского лагеря, тоже нет. Поэтому за последний год мы наблюдали, как велась игра и против Ющенко, и против Януковича.
Ющенко и Янукович – оппоненты и союзники
Несмотря на то, что Виктор Ющенко и Виктор Янукович – два главных конкурента за пост президента, их ситуации во многом похожи.
Во-первых, обоим политикам в случае победы одинаково придется передоговариваться с ведущими политгруппами. Как минимум, по той причине, что ни один, ни другой не имеют устойчивого большинства в парламенте. А, значит, вынуждены будут для поиска сторонников менять конфигурацию в Кабмине, руководстве ВР и регионах.
Во-вторых, по-прежнему допускается вариант договоренностей власти как с Януковичем, так и с Ющенко как потенциальными кандидатами на пост президента. В каждом варианте есть свои переговорщики или связующие звенья между Президентом и кандидатом, а также между внешнеполитическими игроками. Виктор Пинчук работает в западном направлении, Виктор Медведчук – в российском.
В-третьих, оба политика действуют в одной рамке – «власть-оппозиция». И Ющенко, и Януковичу до определенного момента выгодно использовать друг друга в качестве кандидатов в президенты. Причем, именно в том статусе, в котором они сегодня есть. Лидер «НУ» – кандидат от оппозиции, премьер – кандидат от власти. Янукович, благодаря высокому рейтингу Ющенко, «шантажирует» власть: мол, приблизительный рейтинг может быть только у него. В свою очередь, для Ющенко тоже выгодно иметь конкурента именно от власти, дабы критиковать его по полной программе. Точно так же, как и в случае победы одного из кандидатов, Ющенко и Янукович могут договориться между собой.
В-четвертых, между Ющенко и Януковичем отсутствуют принципиальные различия в основных вопросах развития страны. Зато их объединяют договоренности с одними и теми же субъектами, зачастую популистская риторика, приближенность к Президенту. Вряд ли будет передел собственности в случае победы любого из кандидатов.
В-пятых, по отношению к обоим политикам могут быть применены юридические технологии, например, по снятию с избирательной кампании. Ведь оба политика работают только в одном сценарии смены власти - выборах. В то же время ряд событий (о которых мы скажем чуть ниже) свидетельствуют о том, что сценарий «кандидат то ли от власти, то ли от оппозиции» пока не принят до конца. Дело не столько в том, что Янукович не станет кандидатом от всей власти. Точно также, как Ющенко не будет единым оппозиционным кандидатом. Дело в том, что еще не ясно, состоятся ли сами выборы.
Выбор выбора
У Леонида Кучмы есть одна особенность – тянуть с принятием решения. Так считают те, кто хорошо знают Президента. Такое впечатление складывается и от его часто меняющейся позиции по тем или иным важным вопросам. То ЕС, то ЕЭП, то политреформа, то «хай хлопці змагаються», то единый кандидат, …то опять политреформа. Но факт остается фактом - почти за десять лет пребывания у власти Леонид Кучма так и не подготовил для себя подходящий сценарий смены власти. После результатов выборов 1999 года ряд политиков сразу же начали подготовку к следующим. Леонид Кучма, наоборот, в упор не хотел думать о том, кто придет ему на смену в 2004 году. И если у одних политиков, на все сто уверовавших в свою победу, уже давно развивается синдром «президента» (как от оппозиции, так и от власти), то у Леонида Кучмы – наоборот, синдром «экс-президента». Но не об этом речь.
За пять месяцев до президентских выборов со стороны самих провластных сил мы наблюдаем конкуренцию нескольких проектов за сценарий смены (не смены) власти. Это политреформа; передача власти кандидату (или от власти, или от оппозиции); продление существующей ситуации (через отмену выборов как признание их не легитимными например). А, значит, нельзя говорить и о том, что есть единое понятие «провластных сил». Оппозиционных тем более. Это продемонстрировал и результат голосования по политреформе, и выдвижение «единого кандидата» от провластных сил, и фактический развал большинства.
Несмотря на призыв Президента на круглом столе в НИСИ продолжать политреформу, вряд ли сейчас в парламенте можно найти большее количество ее сторонников, чем 8 апреля.
Впрочем, задача-минимум по отношению к политреформе уже выполнена. Когда спрашиваешь, почему не уволили ответственных за политреформу, говорят, а за что? Медведчук, мол, выполнил свою задачу – отколол левый блок от союза с «НУ», что делает невозможным победу Ющенко в первом туре. Следующая на очереди - Тимошенко. А Януковича, который отвечал за голоса большинства, просто нет смысла увольнять. Во-первых, он никому не мешает на посту премьера (в плане реализации экономических проектов определенных групп). В свое время один из премьеров был назначен не в последнюю очередь для того, чтобы одна политическая сила успешно провела одну экономическую операцию. Во-вторых - и что более важно - пост премьера, как и звание «единый кандидат» позволяет держать Януковича в схеме Медведчука и Кучмы, а, значит, не допустить союза с Ющенко. Тем более, что альтернативный сценарий (не по отношению к Януковичу, а вообще по отношению к проекту «единый кандидат») возможен, будь он даже на посту премьера.
Главная же задача политреформы, по сути, сводилась к победе в выборах до выборов. Такая себе мягкая форма переворота. Остались – выборы или же вообще их отмена. При этом власть по-прежнему ищет пути недопуска Ющенко к власти. В то же время альтернативного кандидата, который устраивал бы большую часть пропрезидентского лагеря, тоже нет. А, значит, помимо того, что Ющенко и Янукович являются одновременно оппонентами и союзниками, они могут стать и «жертвами» общих врагов.
Сценарии срыва выборов
События последнего года показывают, что конкуренцию Ющенко и Януковича кто-то пытается превратить в холодную войну, а обоих кандидатов – в политических противников, как в свое время Мороза и Витренко. То есть, возможную конкуренцию программ уже сейчас пытаются перевести в конкуренцию политиков. Один из наблюдателей на этот счет сказал, что «Украину хотят разделить по Днепру, где Киев будет непотопляемым крейсером «Аврора».
Кому это выгодно? Точно не Ющенко и Януковичу, которые в принципе могут договориться во втором туре. Очевидно, что от союза этих политиков проиграют те, кто не участвуют в выборах. За последний год-полтора мы наблюдали, как велась игра и против Ющенко, и против Януковича, всевозможные кризисы это подтверждают. Не секрет, что эсдеки делают все, чтобы не допустить договоренностей между Ющенко и Януковичем как раньше, так и сейчас. Заслуга главы АП (для эсдеков) в том, что сегодня Янукович находится в схеме Кучмы и Медведчука (являясь причем второстепенным игроком по сравнению с Президентом и главой АП). Он - часть общего сценария власти, а, значит, не может действовать как самостоятельная фигура. «Донецкий» штаб с каждым днем все больше становится эсдековским, уже давно идет согласованная политика на уровне СМИ. Понятно, что выход Януковича в качестве самостоятельного игрока в большую политику разрушил бы любую конфигурацию, в которой Янукович является вторым номером по отношению к АП.
Не так давно Янукович ездил по регионам, и даже предлагал, говорят, заменить некоторых глав облгосадминистраций. Никаких губернаторских замен не произошло. Более того, известно, что губернаторы, недавно встречавшиеся с Президентом, испытывают не особенный восторг от Януковича как возможного президента. А, как известно, выборы делаются не в центре, а в регионах. И делаются они не сами по себе, а в первую очередь, «своими» на местах. Политика на региональном уровне определяется не управленческими способностями, а результатами выборов. В этом можно было убедиться на выборах в 1998, 1999, 2002. Например, до начала первого тура президентских выборов в октябре 1999 года он уволил 9 из 15 новоназначенных губернаторов, не улучшивших политическую ситуацию в своем регионе.
Очевидно, что ухода Кучмы больше всего не хотят три субъекта - Путин, Медведчук и губернаторы. Путин получает Украину. Губернаторы, являющиеся фактически хозяевами территорий, оставляют то, что имеют. Для Медведчука приход как Ющенко, так и Януковича несет потери.
Если Янукович не является приемлемым для власти, то кто может сменить Кучму? Одно время много говорили о Морозе. Скорее всего, лидер СПУ и глава АП действительно обсуждали вариант создания левоцентристской коалиции. Говорят даже, что требованием Мороза был уход Медведчука из политики. Так что пока альтернативы Кучме нет. А что касается возможностей срыва выборов, вариантов может быть много. Перечислим лишь некоторые, наиболее очевидные.
Снятие кандидатов с избирательной кампании, которому будет предшествовать игра на противостоянии кандидата от власти и кандидата от оппозиции на уровне страны.
Создание проблем для будущего президента, вследствие которых он просто утратит власть.
Признание результатов выборов недействительными, которому опять же будет предшествовать игра на противостоянии кандидата от власти и кандидата от оппозиции на уровне страны. Событиям в Мукачево многие дали оценку как репетиции к президентским. Не в том смысле, чтобы любой ценой победить. А чтобы президентские выборы получили такую же негативную оценку со стороны Запада, как и в Мукачево. В таком случае власть пойдет по пути оппозиции. Если оппозиция пытается представить все решения власти как нелегитимные, то не исключено, что теперь сама власть будет в этом заинтересована. При этом основной посыл западной общественности вполне может быть таков: на фоне провала политреформы идет острая борьба между властью и оппозицией, нарушения есть с обеих сторон и так далее. Если же выборы будут объявлены нелегитимными, провести их повторно на другой день будет невозможно. Поскольку для начала надо устранить причину конфликта.
Пока все вышеописанные сценарии являются лишь возможным развитием дальнейшей ситуации. Если же они станут реальностью, в этой ситуации не будет победителей. Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает опасность, другой – благоприятная возможность. Сегодняшняя ситуация больше говорит в пользу первого варианта. Потому что каждый из политиков сегодня ищет пути выхода из личного кризиса. В то же время, на фоне казалось бы сиюминутных действий политиков за свое выживание происходит выбор Украины как страны. Окончательное вхождение в зону интересов России. Потому что если выборы будут проведены (или не проведены) со значительными нарушениями, это еще дальше отодвинет Украину от перспективы быть включенной в европейское сообщество. В то время как Россия уже готова идти и идет на уступки (заявления о создании зоны свободной торговли, например) ради реального наполнения ЕЭП. Если Збигнев Бжезинский еще видит возможность возвращения Украины в европейское русло, то другой уважаемый аналитик Джеймс Шер (выступая на круглом столе на днях в Киеве) сказал, что это очень сложно. Значит, главным результатом президентских выборов в Украине станет Россия?
http://www.glavred.info/
Олеся Яхно, «Главред» - 25/05/04
За время своего правления Леонид Кучма прекрасно справлялся со своей главной задачей – исполнять роль главного субъекта политического процесса. Находясь на пересечении интересов разных политиков, для Президента было очень важно не превратиться в объект выражения интересов тех или иных политгрупп. Очевидно, что после 2001 года Президент потерял статус «беспартийного» (а тем самым и гаранта), поскольку начал отдавать предпочтение одной политической силе.
Это предпочтение лучше всего проявилось в доминировании права на идеологическую и интеллектуальную поддержку Кучмы одной политической силой, а также предоставлении этой политической силе власти (постов разных уровней, в первую очередь, силовиков и чиновников в регионах), которая в свою очередь позволяла развивать бизнес этой группы.
Сегодня власть по-прежнему ищет пути не-допуска Ющенко к власти. Но при этом альтернативного кандидата, который бы устраивал большую часть пропрезидентского лагеря, тоже нет. Поэтому за последний год мы наблюдали, как велась игра и против Ющенко, и против Януковича.
Ющенко и Янукович – оппоненты и союзники
Несмотря на то, что Виктор Ющенко и Виктор Янукович – два главных конкурента за пост президента, их ситуации во многом похожи.
Во-первых, обоим политикам в случае победы одинаково придется передоговариваться с ведущими политгруппами. Как минимум, по той причине, что ни один, ни другой не имеют устойчивого большинства в парламенте. А, значит, вынуждены будут для поиска сторонников менять конфигурацию в Кабмине, руководстве ВР и регионах.
Во-вторых, по-прежнему допускается вариант договоренностей власти как с Януковичем, так и с Ющенко как потенциальными кандидатами на пост президента. В каждом варианте есть свои переговорщики или связующие звенья между Президентом и кандидатом, а также между внешнеполитическими игроками. Виктор Пинчук работает в западном направлении, Виктор Медведчук – в российском.
В-третьих, оба политика действуют в одной рамке – «власть-оппозиция». И Ющенко, и Януковичу до определенного момента выгодно использовать друг друга в качестве кандидатов в президенты. Причем, именно в том статусе, в котором они сегодня есть. Лидер «НУ» – кандидат от оппозиции, премьер – кандидат от власти. Янукович, благодаря высокому рейтингу Ющенко, «шантажирует» власть: мол, приблизительный рейтинг может быть только у него. В свою очередь, для Ющенко тоже выгодно иметь конкурента именно от власти, дабы критиковать его по полной программе. Точно так же, как и в случае победы одного из кандидатов, Ющенко и Янукович могут договориться между собой.
В-четвертых, между Ющенко и Януковичем отсутствуют принципиальные различия в основных вопросах развития страны. Зато их объединяют договоренности с одними и теми же субъектами, зачастую популистская риторика, приближенность к Президенту. Вряд ли будет передел собственности в случае победы любого из кандидатов.
В-пятых, по отношению к обоим политикам могут быть применены юридические технологии, например, по снятию с избирательной кампании. Ведь оба политика работают только в одном сценарии смены власти - выборах. В то же время ряд событий (о которых мы скажем чуть ниже) свидетельствуют о том, что сценарий «кандидат то ли от власти, то ли от оппозиции» пока не принят до конца. Дело не столько в том, что Янукович не станет кандидатом от всей власти. Точно также, как Ющенко не будет единым оппозиционным кандидатом. Дело в том, что еще не ясно, состоятся ли сами выборы.
Выбор выбора
У Леонида Кучмы есть одна особенность – тянуть с принятием решения. Так считают те, кто хорошо знают Президента. Такое впечатление складывается и от его часто меняющейся позиции по тем или иным важным вопросам. То ЕС, то ЕЭП, то политреформа, то «хай хлопці змагаються», то единый кандидат, …то опять политреформа. Но факт остается фактом - почти за десять лет пребывания у власти Леонид Кучма так и не подготовил для себя подходящий сценарий смены власти. После результатов выборов 1999 года ряд политиков сразу же начали подготовку к следующим. Леонид Кучма, наоборот, в упор не хотел думать о том, кто придет ему на смену в 2004 году. И если у одних политиков, на все сто уверовавших в свою победу, уже давно развивается синдром «президента» (как от оппозиции, так и от власти), то у Леонида Кучмы – наоборот, синдром «экс-президента». Но не об этом речь.
За пять месяцев до президентских выборов со стороны самих провластных сил мы наблюдаем конкуренцию нескольких проектов за сценарий смены (не смены) власти. Это политреформа; передача власти кандидату (или от власти, или от оппозиции); продление существующей ситуации (через отмену выборов как признание их не легитимными например). А, значит, нельзя говорить и о том, что есть единое понятие «провластных сил». Оппозиционных тем более. Это продемонстрировал и результат голосования по политреформе, и выдвижение «единого кандидата» от провластных сил, и фактический развал большинства.
Несмотря на призыв Президента на круглом столе в НИСИ продолжать политреформу, вряд ли сейчас в парламенте можно найти большее количество ее сторонников, чем 8 апреля.
Впрочем, задача-минимум по отношению к политреформе уже выполнена. Когда спрашиваешь, почему не уволили ответственных за политреформу, говорят, а за что? Медведчук, мол, выполнил свою задачу – отколол левый блок от союза с «НУ», что делает невозможным победу Ющенко в первом туре. Следующая на очереди - Тимошенко. А Януковича, который отвечал за голоса большинства, просто нет смысла увольнять. Во-первых, он никому не мешает на посту премьера (в плане реализации экономических проектов определенных групп). В свое время один из премьеров был назначен не в последнюю очередь для того, чтобы одна политическая сила успешно провела одну экономическую операцию. Во-вторых - и что более важно - пост премьера, как и звание «единый кандидат» позволяет держать Януковича в схеме Медведчука и Кучмы, а, значит, не допустить союза с Ющенко. Тем более, что альтернативный сценарий (не по отношению к Януковичу, а вообще по отношению к проекту «единый кандидат») возможен, будь он даже на посту премьера.
Главная же задача политреформы, по сути, сводилась к победе в выборах до выборов. Такая себе мягкая форма переворота. Остались – выборы или же вообще их отмена. При этом власть по-прежнему ищет пути недопуска Ющенко к власти. В то же время альтернативного кандидата, который устраивал бы большую часть пропрезидентского лагеря, тоже нет. А, значит, помимо того, что Ющенко и Янукович являются одновременно оппонентами и союзниками, они могут стать и «жертвами» общих врагов.
Сценарии срыва выборов
События последнего года показывают, что конкуренцию Ющенко и Януковича кто-то пытается превратить в холодную войну, а обоих кандидатов – в политических противников, как в свое время Мороза и Витренко. То есть, возможную конкуренцию программ уже сейчас пытаются перевести в конкуренцию политиков. Один из наблюдателей на этот счет сказал, что «Украину хотят разделить по Днепру, где Киев будет непотопляемым крейсером «Аврора».
Кому это выгодно? Точно не Ющенко и Януковичу, которые в принципе могут договориться во втором туре. Очевидно, что от союза этих политиков проиграют те, кто не участвуют в выборах. За последний год-полтора мы наблюдали, как велась игра и против Ющенко, и против Януковича, всевозможные кризисы это подтверждают. Не секрет, что эсдеки делают все, чтобы не допустить договоренностей между Ющенко и Януковичем как раньше, так и сейчас. Заслуга главы АП (для эсдеков) в том, что сегодня Янукович находится в схеме Кучмы и Медведчука (являясь причем второстепенным игроком по сравнению с Президентом и главой АП). Он - часть общего сценария власти, а, значит, не может действовать как самостоятельная фигура. «Донецкий» штаб с каждым днем все больше становится эсдековским, уже давно идет согласованная политика на уровне СМИ. Понятно, что выход Януковича в качестве самостоятельного игрока в большую политику разрушил бы любую конфигурацию, в которой Янукович является вторым номером по отношению к АП.
Не так давно Янукович ездил по регионам, и даже предлагал, говорят, заменить некоторых глав облгосадминистраций. Никаких губернаторских замен не произошло. Более того, известно, что губернаторы, недавно встречавшиеся с Президентом, испытывают не особенный восторг от Януковича как возможного президента. А, как известно, выборы делаются не в центре, а в регионах. И делаются они не сами по себе, а в первую очередь, «своими» на местах. Политика на региональном уровне определяется не управленческими способностями, а результатами выборов. В этом можно было убедиться на выборах в 1998, 1999, 2002. Например, до начала первого тура президентских выборов в октябре 1999 года он уволил 9 из 15 новоназначенных губернаторов, не улучшивших политическую ситуацию в своем регионе.
Очевидно, что ухода Кучмы больше всего не хотят три субъекта - Путин, Медведчук и губернаторы. Путин получает Украину. Губернаторы, являющиеся фактически хозяевами территорий, оставляют то, что имеют. Для Медведчука приход как Ющенко, так и Януковича несет потери.
Если Янукович не является приемлемым для власти, то кто может сменить Кучму? Одно время много говорили о Морозе. Скорее всего, лидер СПУ и глава АП действительно обсуждали вариант создания левоцентристской коалиции. Говорят даже, что требованием Мороза был уход Медведчука из политики. Так что пока альтернативы Кучме нет. А что касается возможностей срыва выборов, вариантов может быть много. Перечислим лишь некоторые, наиболее очевидные.
Снятие кандидатов с избирательной кампании, которому будет предшествовать игра на противостоянии кандидата от власти и кандидата от оппозиции на уровне страны.
Создание проблем для будущего президента, вследствие которых он просто утратит власть.
Признание результатов выборов недействительными, которому опять же будет предшествовать игра на противостоянии кандидата от власти и кандидата от оппозиции на уровне страны. Событиям в Мукачево многие дали оценку как репетиции к президентским. Не в том смысле, чтобы любой ценой победить. А чтобы президентские выборы получили такую же негативную оценку со стороны Запада, как и в Мукачево. В таком случае власть пойдет по пути оппозиции. Если оппозиция пытается представить все решения власти как нелегитимные, то не исключено, что теперь сама власть будет в этом заинтересована. При этом основной посыл западной общественности вполне может быть таков: на фоне провала политреформы идет острая борьба между властью и оппозицией, нарушения есть с обеих сторон и так далее. Если же выборы будут объявлены нелегитимными, провести их повторно на другой день будет невозможно. Поскольку для начала надо устранить причину конфликта.
Пока все вышеописанные сценарии являются лишь возможным развитием дальнейшей ситуации. Если же они станут реальностью, в этой ситуации не будет победителей. Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает опасность, другой – благоприятная возможность. Сегодняшняя ситуация больше говорит в пользу первого варианта. Потому что каждый из политиков сегодня ищет пути выхода из личного кризиса. В то же время, на фоне казалось бы сиюминутных действий политиков за свое выживание происходит выбор Украины как страны. Окончательное вхождение в зону интересов России. Потому что если выборы будут проведены (или не проведены) со значительными нарушениями, это еще дальше отодвинет Украину от перспективы быть включенной в европейское сообщество. В то время как Россия уже готова идти и идет на уступки (заявления о создании зоны свободной торговли, например) ради реального наполнения ЕЭП. Если Збигнев Бжезинский еще видит возможность возвращения Украины в европейское русло, то другой уважаемый аналитик Джеймс Шер (выступая на круглом столе на днях в Киеве) сказал, что это очень сложно. Значит, главным результатом президентских выборов в Украине станет Россия?
http://www.glavred.info/