МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Государство, как предприятие сферы услуг

07/12/2004 | хтось
http://www.osp.ru/cio/2004/06/054.htm

Государство как предприятие сферы услуг
Константин Поляков

17.06.2004

«Зачем нужно государство?» С этим невинным вопросом я обратился к ряду своих друзей и знакомых. Результат был достаточно любопытен. Примерно половина пришла в негодование от самого упоминания о государстве и отказалась обсуждать эту тему. Около трети высказалось в том смысле, что основной функцией является «держать и не пущать». Оставшиеся разделились на тех, кто попытался восстановить в памяти основы политической экономии, и тех, кто не смог сформулировать что-либо членораздельное. К сожалению, ответ на этот вопрос действительно затруднителен для многих наших соотечественников. Среди тех, кто считает, что знает правильный ответ, — Дмитрий Назипов, председатель Государственного комитета по связи и информатизации Чувашской республики. С его точки зрения, государство — это сервисная организация, ориентированная на удовлетворение потребностей граждан своей страны. В этом направлении развиваются государственные структуры Российской Федерации, на решение этой стратегической задачи направлено большинство ИТ-проектов, идущих в Чувашии под руководством Назипова. Можно утверждать, что в российском общегосударственном строительстве на долю этой республики выпало играть роль полигона для отработки использования ИТ в решении государственных и социальных проблем. И это, с точки зрения Назипова, не случайно. Альтернатив этому выбору достаточно много. В стране 89 регионов. Среди них есть весьма продвинутые, такие как Ханты-Мансийский округ, Ярославская область и др. Чувашия представляет собой ту самую российскую типовую глубинку, которая в большей степени моделирует средний российский регион. Республика является дотационной, здесь много военной промышленности и проблемное сельское хозяйство.

Назипов рассказал, что в Чувашии курс на модернизацию был взят задолго до того, как об этом стали говорить на федеральном уровне. В 2000 году начала реализовываться программа реформирования системы управления республиканскими финансами. Ключевым инструментом реформирования стала создаваемая в рамках программы Республиканская информационно-аналитическая система (РИАС). С самого начала была поставлена задача построить «электронное правительство» в Чувашской республике. Несколько позже на федеральном уровне также пришло осознание того факта, что информационные технологии являются основным инструментом модернизации государства: в начале 2002 года, через год после старта РИАС, была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия», практически совпадающая по целям, задачам и механизмам с чувашским проектом. Полученные там наработки оказались востребованы федеральными ведомствами. На настоящий момент заключены и успешно реализуются соглашения с федеральными ведомствами — координаторами федеральной целевой программы — Минэкономразвития России и Минсвязи России. Сегодня в республике развернута инфраструктура (коммуникационные сети, Центр обработки данных, муниципальные информационные системы, центры общественного доступа), создан ситуационный центр, на качественно новом уровне поддерживающий процесс принятия решений, идет внедрение портала, системы электронных госзакупок, создаются объединенные государственные ресурсы в области персонифицированного учета населения.

Движение к «электронному правительству» началось снизу, от источников информации, от ее массовых потребителей: в первую очередь информационные системы создавались в сельских и муниципальных органах власти. И только сейчас создается самый верхний его уровень — система обеспечения деятельности правительства. Она позволяет министрам получать доступ к информационным системам и ресурсам во время заседаний в конференц-залах Дома правительства, на рабочих местах в своих кабинетах, в поездках по республике, в командировках за ее пределами. Уже проведены полностью «электронные» заседания правительства.

В настоящее время в республике выполнен огромный объем подготовительных работ по созданию ОГИР (Объединенные государственные информационные ресурсы). Муниципальные отделы ЗАГС, районные и городские отделы внутренних дел, предприятия ЖКХ оснащены компьютерной техникой и подключены к республиканской телекоммуникационной сети. Установлено программное обеспечение, налажен ввод и обмен информацией о движении населения, идет обучение пользователей. Стоимость пакета программного обеспечения для автоматизации одного ЗАГСа составляет около 25 тыс. рублей, паспортного стола жилищной организации — 16 тыс. рублей, паспортно-визовой службы МВД — более 25 тыс. рублей. При этом стоимость пакета программного обеспечения не зависит от количества пользователей и сельских филиалов служб. Во второй половине 2004 года планируется сформировать единый республиканский ОГИР, на основе которого предполагается получить новые аналитические инструменты для демографических обследований населения, прогнозирования и планирования социальных процессов в республике, оптимизации бюджетных расходов.

Помимо совершенствования деятельности органов власти в сфере учета населения, повышения эффективности использования бюджетных средств на социальные программы и обеспечения адресного предоставления льгот, при создании ОГИР ставится задача радикального улучшения обслуживания населения. Мероприятия направлены на то, чтобы избавить граждан от стояния в очередях в «присутственных местах», сбора громадного количества справок, невосполнимых потерь времени и сил. В связи с организацией межведомственного обмена необходимо отметить сложности нормативного характера: весьма несовершенна законодательная база. Например, Налоговый кодекс и закон о ЗАГС резко ограничивает возможности информационного обмена персональными данными.

Есть еще один важнейший аспект создания ОГИР: в наше непростое время наличие точной и полной информации о движении населения позволяет решать в комплексе задачи правоохранительные и антитеррористические. В составе ОГИР предполагается решить и первоочередные проблемы информационного обеспечения республиканских органов внутренних дел.

Дальнейшее развитие ОГИР — реализация в Чувашской республике пилотного проекта организации взаимодействия граждан с государственными органами и хозяйствующими субъектами посредством республиканской мультипликационной интеллектуальной карты (проект «Мультикарта»). Каждый житель Чувашии со временем бесплатно получит смарт-карту, которая одновременно будет и международной платежной карточкой, и полисом пенсионного и медицинского страхования, и удостоверением личности, и пропуском на территорию своего предприятия.

В ближайшем будущем в Чувашии будет реализован пилотный проект типовой региональной ИТ-системы контрольно-счетных органов. Это позволит контрольно-счетным органам находиться не где-то на периферии, а быть в самой гуще информационных потоков. Они получат не только информацию по факту проверок деятельности госорганов и эффективности бюджетного процесса, но и доступ к системе, которая позволяет органам власти этот процесс прогнозировать и анализировать. Система собирает несколько тысяч параметров, начиная от урожайности и кончая преступностью. Скоро будут включаться и показатели системы финансирования: трансферты районам, поступления платежей в бюджеты разного уровня. Расширяется применение системы в области финансового мониторинга и контроля. Она рассматривается как средство повышения эффективности бюджетного процесса в целом.

Чувашия также является пилотным регионом по внедрению системы электронных госзакупок. С 2004 года все закупки товаров и услуг республиканскими и муниципальными органами власти в Чувашии планируется производить через эту систему. При этом в открытом доступе будет публиковаться информация об объявленных конкурсах и их результаты. Внедрение электронной системы госзакупок позволит значительно расширить круг поставщиков товаров и услуг, что в свою очередь будет способствовать развитию конкуренции и снижению закупочных цен, а также улучшению условий поставки товаров и услуг. Весь процесс госзакупок будет находиться под контролем общества и бизнеса. Планируется сформировать открытую и общедоступную систему, позволяющую избежать возможных злоупотреблений и нарушений.

Назипов уверен, что Российское государство ждут большие перемены — впереди коренная его модернизация. Должен измениться сам характер взаимоотношений государства, общества и бизнеса. Государство должно взаимодействовать с гражданами в соответствии с сервисной моделью, когда соотношение «цена/качество» является главным критерием оценки работы органов власти и отдельных чиновников.


--------------------------------------------------------------------------------

К услугам населения
Большое значение уделяется внешней стороне деятельности правительства Чувашской республики по предоставлению информационных услуг и ресурсов гражданам. Создан портал www.cap.ru, который является единой точкой входа для обслуживания населения и построен по динамической программной технологии. В рамках портала осуществляется хостинг более 70 сайтов органов власти на страницах Internet-ресурса содержится самая последняя и актуальная информация об их деятельности.


--------------------------------------------------------------------------------

Дмитрий Назипов
Возраст: 36 лет
Образование: высшее, Чувашский государственный университет, специальность - "Программирование"
1994 - настоящее время
Администрации Президента Чувашской Республики, возглавляет Управление информационных технологий
2003 - настоящее время
Председатель Государственного комитета Чувашской Республики
Работал зам. директора Чебоксарского центра информатики, где руководил разработками программных систем для органов власти, в том числе системой "Приватизация" для федеральных органов управления государственным имуществом


--------------------------------------------------------------------------------

Навстречу бизнесу
В 1999 году под методическим руководством Министерства экономики Чувашской республики и администрации президента Чувашии был создан республиканский деловой портал www.chuvashia.com, основной целью которого является создание позитивного образа республики и предприятий в глазах деловых партнеров и потенциальных инвесторов, продвижение чувашских товаропроизводителей на внешние рынки, повышение деловой активности, внедрение информационных технологий в практику менеджмента. В системе чувашского портала находятся сайты всех 26 муниципальных образований республики и всех республиканских органов власти.

На портале представлены базы данных по предприятиям, товарам и ценам, корпоративные новости и другие деловые ресурсы. Центральным компонентом портала является подсистема «Каталог», позволяющая организовать в виртуальном пространстве Internet аналог традиционной выставки, на которой представлены сайты предприятий и организаций, собранные в «павильоны» по отраслевому признаку. Также на сайте организована возможность оформления заказов.


--------------------------------------------------------------------------------

Требуется инфраструктура
Достаточно устаревшая внутриреспубликанская сеть не позволяет внедрять новые услуги передачи данных и телефонии. Модернизация и расширение телефонной сети в районах республики невозможна без организации высокоскоростного цифрового канала до этих районов. Пока из 21 района только четыре-пять имеют нормальный качественный скоростной канал. Эта проблема находится в центре внимания руководства республики, запланированы совместные действия в этом направлении с федеральными органами власти. Существуют проекты по прокладке оптоволоконных каналов на территории Чувашии, но они достаточно продолжительные и требуют больших инвестиций.

В республике не самая высокая в России плотность установки телефонных аппаратов в сельской местности. Полностью телефонизированным населенным пунктом является только Новочебоксарск, там этот показатель близок к 100%. В остальных городах есть очереди на телефоны. Около 130 населенных пунктов республики вообще не телефонизированы. Это означает, что жители этих пунктов отрезаны от цивилизации и в чрезвычайных случаях они не в состоянии вызвать «скорую помощь» или пожарную команду. Нужно отметить, что телефонизация села — убыточная деятельность для телекоммуникационных операторов. Затраты на доведение многокилометровых линий до дальних деревень не компенсируются абонентской платой жителей этих деревень. Приблизительно такая же ситуация сложилась и в отдаленных районах города Чебоксары.

Сотовая телефония как современная услуга связи — важное направление развития любого региона. Успехи Чувашии в этом направлении — явные и несомненные, регион показывает отличную динамику. Около 100 тыс. абонентов трех основных сотовых сетей в Чувашии уже пользуются этой услугой. Проблемы по развитию сотовых сетей те же самые, о которых говорилось выше — отсутствие внутриреспубликанских высокоскоростных цифровых каналов.


--------------------------------------------------------------------------------

Проблемы комплексной автоматизации управления регионом
Создание комплексной системы управления регионом представляет собой крайне нетривиальную задачу. Подходы, хорошо известные из практики информатизации предприятий и иных бизнес-структур, а именно — внедрение единой ERP-системы — неприменимы в силу организационных и политических причин. Кроме того, очень сложна и не всегда формализуема предметная область. В Чувашии первая итерация в создании программной системы управления регионом началась с попытки формального описания информационной модели регионального управления. В графическом дизайнере ERWin группа постановщиков с привлечением десятков экспертов из различных ведомств несколько месяцев рисовала таблицы данных и их взаимосвязи. На громадной многослойной схеме нашлось место для метаописания и жителя региона, и объекта недвижимости, и прав собственности. С помощью этого ПО предполагалось решить такие задачи, как госзакупки, учет объектов недвижимости и объектов инженерной инфраструктуры, лицензирование и пр. Всего около 1000 таблиц, более 10 тыс. реквизитов, десятки глобальных классификаторов — таков был масштаб созданной схемы данных. Параллельно разрабатывалось программное обеспечение — универсальный "толстый" клиент и серверные скрипты для "тонкого" клиента, с помощью которых пользователи могли получить доступ к базам данных, сгенерированным с помощью ERWin и отражающим схему данных. Программное обеспечение на основе информации из репозитария метаданных позволяло просматривать и модифицировать данные, генерировать отчеты, перемещаться по связям между таблицами. Поддерживался и режим слияния данных из удаленных источников посредством репликаций. После года напряженных работ программное обеспечение достигло степени готовности, позволяющей начать внедрение этой супер-ERP органов власти.

И тут, как снежный ком, начали нарастать проблемы. Прежде всего, ни одно из ведомств не хотело брать на себя ответственность и бремя работ по информационному наполнению, выверке данных и последующей актуализации: система была настолько универсальной и межведомственной, что никто не признавал ее "своей". Оказалось, что кроме специалистов по информатизации она никому не была нужна. Тем не менее высшее руководство республики поддерживало проект, и чиновники были вынуждены имитировать бурную деятельность. Ведомства старательно искали в системе недочеты и выдвигали все новые, зачастую взаимоисключающие, предложения по расширению и усложнению схемы данных. Часть замечаний реализовывалась, однако стройная концепция рушилась на глазах. Титаническими усилиями специалистов по информатизации муниципалитетов был наполнен реестр объектов недвижимости, содержащий около 50 тыс. записей, который остался совершенно невостребованным профильными ведомствами. Успешным было внедрение финансовой подсистемы, относительно изолированной от других задач и полностью подконтрольной Минфину республики.

Становилось понятно, что путь реализации большинства задач органов власти в рамках одной высокоинтегрированной межведомственной программной системы является тупиковым, причем в большей степени не по технологическим причинам.

Вторая итерация в создании системы управления регионом началась со стартом ФЦП "Электронная Россия". В рамках программы был выбран путь внедрения отдельных программных систем различных разработчиков с их последующей интеграцией. В Чувашии начались пилотные проекты ФЦП сразу по нескольким направлениям: региональному порталу органов власти, системе электронных госзакупок, системе персонифицированного учета населения и системе макроэкономического мониторинга и прогнозирования "Прогноз". Внедрение всех этих систем либо успешно развивается, либо благополучно завершено, и на повестке дня стоит сложнейшая задача их интеграции. И тут, как ни странно, на новом уровне оказался востребованным опыт той, казалось бы, неудачной попытки создания "ERP-региона". Именно на принципах использования репозитария метаданных и универсального шлюза и реализуется сейчас механизм взаимодействия различных информационных систем. Ошибки тоже бывают весьма поучительными.


--------------------------------------------------------------------------------
Журнал "Директор ИС", #06, 2004 год // Издательство "Открытые системы" (www.osp.ru)
Постоянный адрес статьи: http://www.osp.ru/cio/2004/06/054.htm


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".