МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"Пыточный процесс" над политзаключёнными в г. Одессе

09/08/2004 | Ursula
№1
Приговор по скандально известному "пыточному процессу" над политзаключёнными в г. Одессе

В Одессе завершился печально знаменитый "пыточный процесс" № 144. Оно началось с грандиозным размахом с массовых арестов, обысков и допросов по всей Украине. Одесса, Николаев, Херсон, Каховка, Днепропетровск, Киев, Мелитополь... Несмотря на то, что основные эпизоды происходили в Одессе, на первоначальном этапе от следствия было полностью отстранено даже одесское управление Службы безопасности Украины (СБУ). Судя по всему, киевские палачи не доверяли даже собственным сотрудникам. К защите российских граждан не были допущены даже российские адвокаты - уникальный случай в мировой практике.
Из источников, близких с СБУ, утверждают, что приказ к применению пыток исходил лично от руководителя следственной группы СБУ полковника Герасименко. Он же и принял решение использовать в качестве непосредственных палачей милиционеров г. Николаева.
Необходимо отметить, что применение пыток на Украине не является чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня это обычная следственная практика. Украинские следователи недостаточно квалифицированы и слишком ленивы, чтобы получать доказательства иным путём. Руководство силовых министерств прямо поощряют их в этом. По данным экспертов, через камеры пыток независимой Украины прошло за последние годы двадцать пять тысяч человек, и только политический аспект данного дела позволил пролить свет на эти факты.
Из одиннадцати обвиняемых по делу №144 Игорь Данилов был единственным, кто никаких признаний под пыткой не дал. Остальные десять обвиняемых "признались" на стадии следствия. Как заявил один из следователей СБУ родственнику одного из подсудимых в частной беседе: "если бы с вами делали то же, то вы признались бы, что ледорубом Троцкого убили". Позже двадцатилетний Сергей Бердюгин скончался от последствий пыток, остальные выжили. Затем на суде семеро обвиняемых, за исключением Анатолия Плево и Олега Алексеева, отказались от своих показаний, мотивируя это применением к ним пыток.
Именно на показания этих двоих, которые "топили" своих товарищей, по большей частью и опиралось обвинение. Те показания, которые эти двое давали на суде, перешли через ту тонкую, но реально существующую грань, которая отделяет вынужденные показания, данные под пыткой, от прямого предательства. Вместе с тем, они только частично соответствовали действительности, так как эти двое обвиняемых просто озвучивали то, что требовало от них следствие. Сам Плево, первоначально обвиняемый как организатор, начал с "чистосердечного признания" аж на 29 страницах! Затем в тюрьме он "уверовал в бога", отпустил чёрную бороду, которая ко времени окончания суда уже приобрела изрядную длину. Плево заявил, что, как человек верующий, он отныне обязан говорить только правду и продолжал "топить" остальных на суде своими бесчисленными, очень многословными и обстоятельными "чистосердечными признаниями".
Окончание дела № 144 прошло тихо и незаметно, в попытках замять международный скандал. 19 июля был вынесен приговор, который зачитывался несколько часов:
Андрей Яковенко – 14 лет,
Игорь Данилов – 14 лет,
Олег Алексеев - 13 лет,
Богдан Зинченко – 11 лет, к которым добавился ещё один год, так как он ранее был осуждён условно за участие во взрыве памятника "жертвам сталинских репрессий", итого в сумме – 12 лет,
Александр Герасимов – 11 лет,
Илья Романов – 10 лет,
Александр Смирнов – 8 лет,
Анатолий Плево – 6 лет,
Нина Польская – 4 года с испытательным сроком в 2 года (т.е. есть условно)
Евгений Семёнов – ограничение свободы 3 года (т. е. условно)
Имущество всех осуждённых, за исключением Польской и Семёнова, и принадлежащее им на правах личной собственности, должно быть конфисковано.
Приговор был вызывающе несправедливым и ставил своей главной своей целью "сохранить лицо" СБУ. Судья Владимир Константинович Тополев заявил, что пытки к подследственным не применялись, несмотря на многочисленные факты, документы и рубцы на теле, которые они демонстрировали прямо на суде. Ни одно доказательство, полученное под пыткой, не было исключено из дела.
Исключительно на основании показаний Плево получил свой срок Романов за якобы совершённый им взрыв урны возле Киевского управления СБУ. Не было ни свидетелей, ни вещественных доказательств, в других акциях он не участвовал. Сам Романов отказался от своих первоначальных показаний, данных под пыткой. Смирнов тоже не участвовал в экспроприациях и лишь возил по указанию Плево газеты. Плево сам его и "завалил".
Полностью на показаниях Алексеева строился эпизод о том, что Зинченко поджёг шикарный джип. Также не было предъявлено ни свидетелей, ни вещественных доказательств.
В тюрьме обвиняемые провели две голодовки, в который участвовал и Семёнов, за которым, по существу, не "висело" ничего. Последняя голодовка с требованием "справедливого суда и наказания виновных в наших пытках" продолжалась 21 день.
Зинченко создал в тюрьме комсомольскую организацию из четырнадцати человек, за что подвергался жестоким репрессиям со стороны тюремного руководства. Интересно, что одесский обком партии постоянно сетовал на "пассивность" молодёжи и её нежелание участвовать в левом движении.
Илья Романов так прокомментировал окончание процесса: "Украинская Фемида не имеет ничего общего с правосудием. Если бы мы все сотрудничали со следствием, то получили бы по крайней мере наполовину меньше. Обязательно расскажите про роль Плево и Алексеева, наших "певцов свободы". Они неоднократно давали показания против нас всех. А вот к освобождённым условно Польской и Семёнову у нас претензий нет, мы все рады за них".
В поддержку наших политзаключённых были проведены пикеты возле дипломатических представительств Украины в Афинах (Компартия Греции), в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе (Компартия США), хотя, вероятно, что этот список далеко не полный. Американские коммунисты заявили: "Мы сумели провести эти акции несмотря на серию арестов, проведённых властями США после наших протестов против войны в Ираке".
Англоязычный Интернет полон информации об одесском "пыточном деле" № 144. Материалы о применение пыток к политзаключённым по делу № 144 приняты к рассмотрению в соответствующей комиссии ОНН. Бывший генеральный прокурор США Рамсей Кларк в своём обращении к властям Украины намекнул о возможности применения санкций по отношению к Украине, если её руководство не примет рекомендации международных организаций по освобождению из под стражи политзаключённых, осуждённых на основании показаний, выбитых под пытками и не предложит им материальной компенсации.
Однако российское консульство в Одессе, главная задача которого состоит в защите российских граждан на Украине, в лице консула-советника Антипенко Владимира Анатольевича, в нарушение своих обязанностей, продолжает сохранять молчание по поводу упорного отказа украинских властей признать факты применения пыток к российским гражданам и преследовать виновных в этом.

Михаил Кириленко
http://russia.indymedia.org/front.php3?article_id=10439

№2
Правозащитник об атмосфере, царящей вокруг одесского "пыточного процесса" над политзаключёнными.
Заметки о "правовом государстве" Украина.

Я, Варфоломеева Елена Дмитриевна, сопредседатель Движения за освобождение политзаключённых против госэкстремизма и сотрудница московского отделения Межрегионального фонда Защита, присутствовала 19 июля 2004 года на объявлении приговора по делу № 144 в Одесском апелляционном суде, печально известному как "пыточный процесс". Я была потрясена сроками, назначенными так называемой "террористической группе". Кроме того, я решила проинформировать общественность про свои личные впечатления о так называемом "правовом государстве" Украина.
Я решила попросить свидания с Романовым Ильём Эдуардовичем. Это происходило следующим образом.
Действие первое. Четверг, 22 июля в 10-00 я встретилась в Одесском апелляционном суде с судьёй Тополевым В. К. И попросила разрешить мне свидание с Романовым, так как его навещать некому - родители далеко, а жена является политзаключённой в российской тюрьме. В 11-00 я получаю подпись Тополева на заявлении, спускаюсь с седьмого этажа на первый за бланком разрешения, затем опять на седьмой за новой его же подписью, но уже на заполненном бланке, затем опять на первый проставит печать на этот бланк. Еду в тюрьму!
Действие второе. Дорога занимает минут сорок. Подхожу к заветному окошку следственного изолятора, возле которого толпятся граждане, желающие, как и я, получить свидания с осуждёнными или подсудимыми или передать им передачу. Всего человек тридцать. Оказывается, что нужно вновь писать заявление о разрешении на свидание, но теперь уже на имя начальника ОСИ-21. Пишу. Однако начальник его уже не принимает, так как он заканчивает приём в 13-00. Мне говорят, что я должна придти на завтра к 9-00.
Действие третье, 23 июля. В 9-00 я уже в ОСИ-21. У меня принимают заявление вместе с паспортом и велят ждать ответ. Я вместе с ещё десятком граждан жду полтора - два часа, после чего нам возвращают паспорта и объявляют, чтобы мы ждали сотрудника Мишу, который и отведёт нас в тюрьму.
Действие четвёртое. Миша появился в 14-00 и, назвав фамилии пяти человек, повёл их на свидание. Остальным предложил подождать ещё час. В 15-00 он вернулся и повёл в тюрьму оставшихся. Новая неожиданность - оказывается свидание стоит две гривны (двенадцать российских рублей). Старик, который шёл вместе со мной в на свидание к своему сыну, заплакал, так как у него не было этих денег, а оформлять свидание вновь на следующий день у него вряд ли хватило бы сил. Я дала ему эти деньги.
Действие пятое. Свидание продолжалось один час, по телефону, через два стекла. Телефонные трубки были похожи на килограммовые гантели. Помещение для свиданий обшарпано. Между двумя рядами стёкол, разделяющими подсудимых и пришедших на свидание, кучи мусора. Хочу отметить, что до того, как нас начали отводить на свидание, мы были вынуждены находиться на жаре (34 градуса в тени) на улице, так как в помещении не хватало для всех места. Стулья или скамейки на улице, а также какие-либо навесы от солнца, отсутствовали. Мне сказали, что нам ещё повело, так как накануне родственников начали запускать на свидание только в 18-00.
В соответствии с европейскими стандартами такое отношение к людям тоже приравнивается к пыткам.

http://russia.indymedia.org/front.php3?article_id=10522

№3
Украине угрожают международными санкциями
в связи с одесским "пыточным процессом"

Несмотря на приговор, вынесенный недавно по печально знаменитому одесскому делу №144, более известному как "пыточный процесс", борьба за освобождение политзаключённых продолжается. Международная общественность сейчас разворачивает усилия для того, чтобы начать юридическую процедуру по пересмотру этого грубо сфабрикованного, с использованием пыток, дела (не путать с рутинным процессом апелляции в Верховном суде). Одним из этапов этих международных усилий явились два приведённых ниже заявления к властям Украины от имени Международного Центра Действия и бывшего Генерального прокурора США Рамсея Кларка, известного своими прогрессивными взглядами, с требованиями "сопротивляться тирании" на Украине, признать ошибки украинского правосудия и выплатить репарации жертвам.
От переводчика.

Международный Центр Действия (International Action Center)
(Он является организацией, посвящённой делу миру, правосудия и правам человека, был основан в 1992 году бывшим Генеральным прокурором США Рамсей Кларком [Ramsey Clark]).
Как и многие другие организации, которые знают состояние дел по поводу процесса в Одессе над молодыми гражданами Украины и России, мы выражаем наше глубокое беспокойство относительно условий проведения их допросов и применения к ним пыток в государственной тюрьме в г. Одессе. Мы информированы относительно смерти в полицейском участке Сергея Бердюгина и попытки самоубийства после жестоких допросов И. Данилова. Мы осуждаем такие действия, так же как их осуждает и действующее украинское законодательство.
Подобные методы допроса, которые применялись к И. Данилову, О. Алексееву, Е. Семёнову, А. Герасимову, А. Яковенко и Н. Польской, осуждаются во всём мире всем человеческим сообществом. Это стало особенно ясно видно после того, как стал широко известен так называемый "скандал в иракской тюрьме Абу Гариб". Использование пыток, то ли военнослужащими США в Ираке и Афганистане, то ли кем - либо ещё в мире, является предосудительным для всех приличных людей. Мы противостоим этому как в нашей стране, так и за её пределами. Право на открытый суд также является основным и универсально признанным правом.
Обстоятельства, при которых вышеупомянутые граждане были обвинены, нарушают все стандарты законодательства и правосудия, в том числе и Конституцию Украины. В связи с этим мы присоединяемся к тем людям во всем мире, которые требуют, чтобы осуждение этих граждан было отменено и было проведено открытое общественное расследование обстоятельств их ареста, лишения свободы и суда. Признание и исследование ошибок правосудия может только пойти на пользу Республике Украина. Однако отказ сделать это, мы уверены, привлечёт к себе широкое международное внимание.

Искренне ваша,
Сара Флоундерс (Sara Flounders) - содиректор IAC


Юридический офис Рамсея Кларка
Протест против использования
пыток к одесским политическим заключенным в процессе допросов
(Республика Украина)
Я хочу добавить, что я оказываю мою самую сильную поддержку заявлению Сары Флоундерс (IAC). Тот факт, что политические заключенные умирают в процессе их задержания в одесской тюрьме, является трагедией и это нанесёт большой вред Украине, если она и далее будет следовать своему курсу на сокрытие подобных фактов.
Борьба за человеческое достоинство во всём мире и его всеобщая поддержка должны ещё более усиливаться в связи с угрозой крестового похода с целью "изменения режимов", который предпринимает сейчас США, используя свою роль сверхдержавы. Эта политика терпит неудачу в Югославии, Афганистане, Ираке, Гаити и повсюду в мире.
Политика агрессивных войн, убийств, массовых казней, задержания без суда и пыток проваливается повсюду, от Абу Гараиб до Гуантанамо. Обеспокоенные друзья украинского народа умоляют его правительство, чтобы оно публично обратило внимание на эту трагическую тенденцию, приняло свою ответственность за это и предложило репарации её жертвам.
Украина страдала уже достаточно. Необходимо сопротивляться тирании и поддерживать законность и гуманность. Смелость дать публичный отчёт по этому делу явится шагом в правильном направлении.

Рамсей Кларк (подпись)

http://www.russia.indymedia.org/front.php3?article_id=10540&group=webcast


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".