Газета.Ру: По пути неосоветизации
09/14/2004 | Dworkin
По пути неосоветизации
Выдержки из интревью Дмитрия Орешкина, руководителя группы «Меркатор» о новом курсе Кремля.
Полный текст: http://www.gazeta.ru/comments/expert/171366.shtml
Весь мир смотрит на это как на симптоматику: или власть готова спалить дом для того, чтобы показать, кто в доме хозяин, или она готова проявить гибкость.
Сегодняшние предложения президента говорят о том, что трансформация политического устройства будет проведена быстрее, чем можно было предположить. Последние предложения президента по реформе местного самоуправления логично продолжают выбранную политическую линию. В ближайшие четыре месяца должны завершиться политические кампании, которые развивались последние полтора-два года, на рубеже двух сроков президента Путина.
Конфликт России и исламского фундаменталистского интернационала будет так или иначе продолжаться. Особенность в том, что у нас интересным образом сочетается жесткая риторика власти и совершенно очевидная ее профессиональная некомпетентность. Если нанесение удара по Америке исламскому интернационалу будет стоить дорого и сделать это будет тяжело, то нанести удар по России, где почти любой милиционер стоит не более 50 долларов, гораздо проще. И удар этот будет гораздо эффективнее, поскольку он будет ответом на пафосную риторику силовиков.
Нам еще аукнется их казенный патриотизм.
Еще один политический сюжет – это цикл событий на территории СНГ. На этом направлении Путин тоже решил проявлять решительность. Ему, видимо, показалось, что все внутри страны хорошо, и он демонстрирует жесткость в Южной Осетии, Абхазии. Он совершает широкие жесты в пользу Януковича на Украине, отменив взимание НДС с экспорта и этим снизив цену на нефть. Цена вопроса, насколько я помню, составляет около 600 миллионов долларов.
Мы видим попытку возродить милитаристический империализм. Я бы был сторонником чубайсовского «либерального империализма». Мы продаем какую-то услугу, которую ближним соседям удобно и выгодно купить, может быть, даже по монопольной цене, будь то газ, электричество или образование, культура. Это новый вариант империализма, и я считаю, что он свойствен всем крупным цивилизациям. Но нам-то предлагают старую версию империализма, когда мы свое присутствие не продаем, а навязываем. Если бы у нас были хорошие университеты – у нас было бы выгодно учиться, если бы у нас были мощная культурная традиция или научная школа – люди бы сюда съезжались. Вместо этого идет попытка осуществить силовое давление. Но это давление не может быть долговременным, потому что нет ни реальных ресурсов для этого, за исключением «высокой» нефти, ни серьезной силовой организации. Соответственно, на пространстве СНГ будут трудности, будь то Приднестровье, Осетия, Украина.
В любом случае мне кажется, что, как говорил один знакомый портной, красиво вам это не будет.
В украинской кампании Путин определенно заявился за Януковича, что, конечно, рискованно. И это симптом. На протяжении первого президентского срока он, как человек еще не слишком уверенный в своих властных полномочиях, не полностью овладевший рычагами, сыграл бы в две корзины. Он бы и к тому, и к другому относился с симпатией на случай, если вдруг выигрывает конкурент. Здесь же жестко заявлена позиция, и теперь уже ему отступать нельзя. И не дай бог Янукович проиграет. Конечно, это маловероятно, но если это случится, то станет очень болезненным ударом. Значит, президент не должен допустить проигрыша, значит, он должен еще глубже туда влезать и так повлиять на ситуацию, чтобы точно победил «наш» кандидат.
Президент занимает жесткую позицию и вынужден идти на жесткие шаги, чтобы отстоять эту позиции.
В Чечне президент заявил жесткую позицию, и сейчас ему проявить гибкость очень тяжело, потому что это будет рассматриваться как предательство теми, кто его возлюбил за эту жесткость, которую считают патриотизмом.
Выдержки из интревью Дмитрия Орешкина, руководителя группы «Меркатор» о новом курсе Кремля.
Полный текст: http://www.gazeta.ru/comments/expert/171366.shtml
Весь мир смотрит на это как на симптоматику: или власть готова спалить дом для того, чтобы показать, кто в доме хозяин, или она готова проявить гибкость.
Сегодняшние предложения президента говорят о том, что трансформация политического устройства будет проведена быстрее, чем можно было предположить. Последние предложения президента по реформе местного самоуправления логично продолжают выбранную политическую линию. В ближайшие четыре месяца должны завершиться политические кампании, которые развивались последние полтора-два года, на рубеже двух сроков президента Путина.
Конфликт России и исламского фундаменталистского интернационала будет так или иначе продолжаться. Особенность в том, что у нас интересным образом сочетается жесткая риторика власти и совершенно очевидная ее профессиональная некомпетентность. Если нанесение удара по Америке исламскому интернационалу будет стоить дорого и сделать это будет тяжело, то нанести удар по России, где почти любой милиционер стоит не более 50 долларов, гораздо проще. И удар этот будет гораздо эффективнее, поскольку он будет ответом на пафосную риторику силовиков.
Нам еще аукнется их казенный патриотизм.
Еще один политический сюжет – это цикл событий на территории СНГ. На этом направлении Путин тоже решил проявлять решительность. Ему, видимо, показалось, что все внутри страны хорошо, и он демонстрирует жесткость в Южной Осетии, Абхазии. Он совершает широкие жесты в пользу Януковича на Украине, отменив взимание НДС с экспорта и этим снизив цену на нефть. Цена вопроса, насколько я помню, составляет около 600 миллионов долларов.
Мы видим попытку возродить милитаристический империализм. Я бы был сторонником чубайсовского «либерального империализма». Мы продаем какую-то услугу, которую ближним соседям удобно и выгодно купить, может быть, даже по монопольной цене, будь то газ, электричество или образование, культура. Это новый вариант империализма, и я считаю, что он свойствен всем крупным цивилизациям. Но нам-то предлагают старую версию империализма, когда мы свое присутствие не продаем, а навязываем. Если бы у нас были хорошие университеты – у нас было бы выгодно учиться, если бы у нас были мощная культурная традиция или научная школа – люди бы сюда съезжались. Вместо этого идет попытка осуществить силовое давление. Но это давление не может быть долговременным, потому что нет ни реальных ресурсов для этого, за исключением «высокой» нефти, ни серьезной силовой организации. Соответственно, на пространстве СНГ будут трудности, будь то Приднестровье, Осетия, Украина.
В любом случае мне кажется, что, как говорил один знакомый портной, красиво вам это не будет.
В украинской кампании Путин определенно заявился за Януковича, что, конечно, рискованно. И это симптом. На протяжении первого президентского срока он, как человек еще не слишком уверенный в своих властных полномочиях, не полностью овладевший рычагами, сыграл бы в две корзины. Он бы и к тому, и к другому относился с симпатией на случай, если вдруг выигрывает конкурент. Здесь же жестко заявлена позиция, и теперь уже ему отступать нельзя. И не дай бог Янукович проиграет. Конечно, это маловероятно, но если это случится, то станет очень болезненным ударом. Значит, президент не должен допустить проигрыша, значит, он должен еще глубже туда влезать и так повлиять на ситуацию, чтобы точно победил «наш» кандидат.
Президент занимает жесткую позицию и вынужден идти на жесткие шаги, чтобы отстоять эту позиции.
В Чечне президент заявил жесткую позицию, и сейчас ему проявить гибкость очень тяжело, потому что это будет рассматриваться как предательство теми, кто его возлюбил за эту жесткость, которую считают патриотизмом.
Відповіді
2004.09.14 | Navigator
потрібні ще дві речі: 1.Республіки - сестри 2.Достойний ворог
Шановні, вчора склалася зовсім інша геополітична ситуація для України. Значно обмеживши конституційні права народів Росії Путін явно буде жадати того самого від Януковича (для чого полковнику під боком, на кордоні з терористичною НАТО, демократ-академік? )Буш попав би в мінімум в божевільню,аби запрпонував те, що Путін: "Після 11 вересня я, президент США,для боротьби з міжнародним тероризмом прийняв рішення: "Губернаторів більше не вибирати, а затверджувати назначених президентом,(що, до речі, заборонив два роки назад Конституційний суд Росії), а парламент вибирати не по округам, а партійними списками.(що, до речі, заборонено Конституцією Росії)"
А Євросоюз (козирна карта імперців, ВСЄ ЖЕ ОБЬЄДІНЯЮТСЯ!- треба і нам! )зразу б розпався, якби після підриву електрички в Мадриді прийняв би постанову:
"Для розвитку федералізму в Євросоюзі і боротьби з міжнародним тероризмом всенародні вибори президентів країн-членів ЄС відміняються!"
Попутно вітаю жителів російських автономій з кінцем федерації - навіть танці в національних на виборчих дільницях відміняються.
Тепер введений Путіним гімн отримав пророчий смисл -
"Священная держава"
,
а не бантустан дурацький !
А я думав, що Путін шуткував, коли пропонував:
1. Лукашенко -ввійти в союз з Росією окремими вісьмома білоруськими областями.
2. Кучмі - отримати в ЄЕП голосів для вирішення політичних питань пропорційно чомусь валовому внутрішньому продукту.
А він серйозно...
Вказавши на основну причину тероризму в Росії розпад СССР і міжнародних злодіїв Путін відновив СССР в масштабах Росії.
Тепер для завершення процесу відновлення совіцької системи потрібні ще дві речі:
1. Республіки - сестри - взад.
2. Достойний ворог - на передок.
http://www.kommersant.ru/index.html
Владимир Путин положил на Конституцию
// свою твердую руку
Четыре года назад Владимир Путин на себе опробовал предложенную им сейчас схему: он сперва был представлен президентом, а уже потом избран
Вчера Владимир Путин огласил перечень мер по противодействию угрозе терроризма. Одним из главных пунктов его программы стала отмена принципа избираемости губернаторов путем всеобщего голосования жителей соответствующих субъектов РФ. Президент считает, что избирать их должны законодательные собрания регионов по представлению главы государства. Фактически это означает пересмотр положений действующей Конституции: ведь еще в 1996 году Конституционный суд признал избрание губернаторов региональными парламентами не соответствующим Основному закону.
Первым о неконституционности президентских инициатив (сам Владимир Путин настаивает, что предложенные им меры не выходят за рамки Основного закона) заявил вчера независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков. Он напомнил, что еще 18 января 1996 года Конституционный суд признал не соответствующими Основному закону ряд положений устава Алтайского края, в том числе и норму об избрании главы краевой администрации законодательным собранием.
Как подчеркнул тогда КС, Конституция прямо не устанавливает порядок избрания глав регионов. Но поскольку ч. 2 ст. 3 Основного закона предусматривает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госвласти, то "из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со ст. 32, закрепляющей право граждан избирать органы госвласти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно". Суд также отметил, что, "поскольку федеративное устройство РФ основано на единстве системы госвласти (ч. 3 ст. 5 Конституции), органы госвласти в субъектах РФ формируются на тех же принципах, что и федеральные". Таким образом, КС признал, что избрание главы региона законодательным собранием нарушает баланс властей в пользу законодательной власти и неправомерно ограничивает полномочия власти исполнительной.
По мнению КС, региональный парламент при таком способе избрания губернатора "превращается в своеобразную избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей". А избранный в таком порядке глава администрации "не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя". Все эти выводы в полной мере относятся и к порядку избрания губернаторов, предложенному вчера президентом.
Правда, Владимир Туманов, возглавлявший КС в 1996 году, заявил вчера Ъ, что Конституция все же допускает подобный подход к избранию глав регионов. "Да, принцип разделения властей несколько потревожен,– признал господин Туманов, комментируя инициативу президента.– Но в конституционной практике часто встречаются ситуации, когда приходится жертвовать полнотой реализации одного принципа ради другого – например, национальной безопасности. Это обычная практика. Принципы достаточно широки, и в разных исторических условиях они могут наполняться различным содержанием".
Но в президентском плане есть и еще одно слабое место. Дело в том, что в перечне полномочий главы государства, закрепленном в Конституции, нет пункта о праве президента представлять кандидатуру главы субъекта РФ для ее утверждения региональным парламентом. Впрочем, по мнению того же господина Туманова, этот перечень не является исчерпывающим: для его расширения, как полагает экс-глава КС, достаточно принять федеральный конституционный закон, который бы закрепил право президента участвовать в процессе избрания губернаторов. Тем более что исторический прецедент имеется: уже после принятия в декабре 1993 года новой Конституции президент в течение нескольких лет назначал руководителей субъектов РФ своими указами.
Кроме того, при подготовке поправок к действующим законам Кремлю предстоит решить еще ряд проблем. Во-первых, не ясно, будет ли у депутатов возможность выдвигать альтернативные кандидатуры: ведь если кандидат президента будет единственным, то речь пойдет уже не об избрании, а лишь об утверждении губернатора законодателями. Во-вторых, в законе придется прописывать и процедуру отзыва губернатора, без которой вертикаль власти вряд ли будет достаточно эффективной. Наконец, в-третьих, серьезные сложности возникнут с определением сроков перехода к новой системе власти. Председатель Центризбиркома Александр Вешняков вчера заявил, что губернаторы, избранные до вступления в силу новых поправок, должны доработать до конца срока, на который они были избраны. Соответственно, в течение ближайших двух-трех лет большинство действующих губернаторов останутся всенародно избранными. И, следовательно, новая "антитеррористическая вертикаль власти" появится в России не раньше чем к 2007 году – когда по новой схеме будут избраны руководители хотя бы половины субъектов федерации.
ЮРИЙ Ъ-ЧЕРНЕГА, ВИКТОР Ъ-ХАМРАЕВ
--------------------------------------------------------------------------------
В.В.Путин. Избирательное
"Решение об избрании первых лиц в регионах уже принято и утверждено, и переходить к назначениям не нужно... Существуют другие способы взаимодействия центральной и местной властей" (на встрече с доверенными лицами в ИТАР-ТАСС 28 февраля 2000 года).
"У нас федеративное устройство государства, и нельзя отнимать у людей право избирать, коли оно им было предоставлено... (У центра.–Ъ) и так достаточно рычагов, чтобы восстановить вертикаль власти" (на Всероссийском совещании малых предприятий 15 марта 2000 года).
"Отбирать у людей право выбирать себе руководителей в регионах было бы неправильным... и стало бы элементом неуважения к избирателям. Избрание руководителей субъектов федерации повышает ответственность руководителей за результаты их труда" (на совещании руководителей региональных избиркомов 6 мая 2000 года).
"Я по-прежнему считаю, считал и считаю, что главы субъектов федерации должны избираться народом. Этот порядок уже утвердился, стал частью нашего демократического государственного строя" (в телеобращении 17 мая 2000 года).
"Может быть, с этим поспешили, может быть, и не следовало переходить к избранию руководителей регионов. Но если уж это сделали, то возвращаться назад, я считаю, было бы еще большей ошибкой... Я не уверен, что в некоторых национальных республиках население так легко уйдет от права избирать своего руководителя, а создавать разноуровневые органы власти где-то назначаемые, а где-то избираемые уже совсем плохо... Наконец, мы не должны стремиться к суперцентрализации советского образца. Я думаю, что это неэффективная система управления, а мы должны совершенствовать ту систему, которая у нас создана" (отвечая на вопрос "Вы за или против назначения глав регионов?" на пресс-конференции в Кремле 18 июля 2001 года).
"У нас нет никакой возможности, но и, главное, нет желания укрупнять регионы и ставить во главе регионов – у меня, во всяком случае, нет такого желания – назначаемых лиц. Мы эту проблему в истории нашей страны проехали. Хорошо это или плохо, у нас сложилось так, что руководителей регионов избирает население прямым тайным голосованием. Так прописано в Конституции, и так должно остаться" (во время "Прямой линии" с гражданами России 19 декабря 2002 года).