....коли ющенко виграє вибори - то він перш за все установить демократію
ось!
(далі буде...)
Відповіді
2004.10.04 | ANТ
Так! навіть Юшенко читає Маркоса
Видео для чтения часть 1
Автор Субкоманданте Маркос
Переклад російською Олега Ясинського.
ВИДЕО ДЛЯ ЧТЕНИЯ.
Часть 1: Один островок.
Под защитой дождя светотень бредет по спирали, вычерчивая на своем пути контуры улитки. Входит? Выходит? Как знать. Кажется, что она говорит или пишет кому-то, кого нет. Посмотрим ... Закончился праздник. Музыканты уходят, хотя здесь еще остается немного шума. Завтрашний день будет таким же, как и все остальные в этом месяце: появляющееся время от времени солнце, как будто подглядывает за нами - смотрит, что мы делаем, и после этого тучи, и дождь неожиданно покрывают нас нас с ног до головы, словно играя с нами в игру "замри". До поры, когда солнце поднимется в своей пижаме из облаков, остается пока достаточно времени. И есть еще время до того, как эти облака прольют свои воспоминания и вздохи на тени и свет, встающие снизу. Праздник гаснет понемногу, как бы отступая в ночь, как будто шум (мелодия шагов по луже) спрашивает "кто идет" и тишина отвечает молча "это я". Точно так же понемногу разливается в ночи стрекотание сверчков. Поэтому погоди немного, оставь свою талию на моей руке еще на несколько секунд. Посмотри на беспорядок рассыпанных в небе звезд, небо, умывающее смуглое лицо тени, луну, подмигивающую нам своим светом из-за туч. Слышишь? Остается только стрекотание ночи, последние капли дождя, с очевидным запозданием стучащие по жестяным крышам, пес, имитирующий эхо своего лая при сообщничестве других. Иди сюда, давай еще раз пройдемся, превратим наш взгляд в свидетельство. Зажги огонек сознания, сумей увидеть то что видно и чего не видно. Внимание! Вот уже появляются первые буквы.
Предполагается, что должен возникнуть экран, звук, изображение и пульт дистанционного управления. Предполагается, но... вместо экрана и пульта дистанционного управления появляется лист цветного картона, на котором можно прочитать:
САПАТИСТСКАЯ СИСТЕМА МЕЖГАЛАКТИЧЕСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ.....
НОВЕЙШИЙ ИЗ ВИДЕОФИЛЬМОВ!
Светотень меняет это объявление на другое, на котором написано, на этот раз курсивом:
ОТСУТСТВИЕ АУДИО И ИЗОБРАЖЕНИЯ В ВИДЕОФИЛЬМЕ ВЫЗВАНО НЕ НЕДОСТАТКАМИ ТЕХНОЛОГИИ, А ТЕМ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "ТЕХНОЛОГИЕЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ".
Ммм, такое вот видео, без изображения и без звука... Начиная с этого момента "альтернативное видео" будет представлено на последующих картонных вывесках, исписанных буквами разного типа, размера и цвета. Постарайтесь сесть поудобнее и читайте...
Жила-была .... страна по имени Мексика.
Вероятно будущие поколения мексиканцев об этом уже не узнают (благодаря преступной реформе в системе средней школы [1]), но культурная легенда о создании Мексики не имеет ничего общего со смешением наций. Она не связана ни с жестокой испанской конкистой, ни с военными вторженями, ни с явными или скрытыми вариантами имперских амбиций иных держав - Северо-Американских Соединенных Штатов, Франции, Англии, Германии.
Еще меньше у него общего с глупыми постановлениями (при смене каждого из правительств) о конце истории, которая, как предполагалось, завершалась на каждом из имен их авторов: Агустин де Итурбиде [2], Антонио Лопес де Санта Анна [3], Максимилиан Габсбург [4], Карлос Салинас де Гортари (или на званиях любого из тех, чья позиция "неважно как меня зовут, но меня знают как кульминацию всех времен").
Нет, исторический, культурный и символический ориентир этой нации - индейские: на одном островке орел пожирает змею, и пьедесталом ему служит кактус. Этот образ станет щитом, знаменем, синонимом, коллективным зеркалом и культурным якорем мексиканцев, начиная с ХIХ века и до нынешней зари века ХХI. Как гласит легенда, на месте, где был увиден этот знак, мешики [5] основали Теночтитлан [6]. Бог Уицилопочтли [7] (именуемый так же "Синее Небо" и представленный солнцем) победил Копиля [8]. Сердце побежденного было посеяно в землю и превратилось в кактус. Мешики, происходившие из Ацтлана ("Обители Цапель") станут известны потом как "ацтеки" и это название превратится через некоторое время синонимом слова "мексиканцы". Поэтому сегодня, когда в амосфере всеобщего хаоса двадцать первый век лепечет свои первые годы, эти символы напоминают нам, что Мексика была основана на островке. И на том же островке, где она провела всю свою долгую историю, мексиканская нация сталкивается сегодня с очередной попыткой ее разрушения, имеющей сегодня в качестве алиби слово "модернизация". И, как и во всех войнах, атаке власть имущего подвергаются в первую очередь две главные цели - правда... и календарь.
Быстрый просмотр основных сюжетов "национальной жизни", представленных средствами массовой информации (в частности, телевидением), вызывает чувство хаоса, анахронизма и бессмысленности. Действующий календарь отмечает середину 2004 года, но программа напоминает нам то середину века ХIХ, то середину года 2006 [9].
Разница между левыми и правыми заключается в том, что одни из них появляются на видео, а другие нет.
Некоторые повороты дела Аумады [10] не только подтверждают актерские качества руководства Революционно-демократической партии (РДП), их провинициальность, стоящую в очереди, чтобы не опоздать на частный самолет растлителя совершенолетних, их доморощенное упадочничество (ирписты и пээндисты потешались над пластиковыми и матерчатыми сумками и чемоданами, как будто бы не было, говорят, кибернетических финансовых систем и банковских счетов на Каймановых островах) и безотказный метод покрытия одного скандала другим еще большим (заговор - в любом смысле, несомненный - это медийный умывальник ).
Отдельное спасибо Аумаде следует сказать за то, что благодаря ему федеральное правительство еще раз показало себя во всей красе, предпочитая судебному разбирательству скандал в прессе, демонстрируя истинную политическую величину (лилипутскую) "динамического дуэта" (Криля и Дербеса [11]), и обнажая уязвимость мексиканского государства в результате спровоцированного их правительством международного кризиса из-за обострения отношений с правительством Кубы. И самое главное - дело Аумады это лишь один из множества случаев в длинном списке того, чем класс политиков разрушает календарьь - 2006 год станет самым длинным годом в истории, и начался он в январе года 2004. Причиной того, что интриги Карлоса Аумады, "видеофила по призванию" (согласно Монсиваису [12]), стали достоянием общественности было отнюдь не стремление к справедливости или жажда правды. Причиной было стремление нанести удар по имиджу Лопеса Обрадора [13]. Потому что, если речь идет просто о случаях коррупции, скрытых и объявленных - Институционно-революционная партия (ИРП) ничуть не отстает по рейтингу. В так называемом Пемексгейте [14] улик более чем достаточно, не хватает только видео. В грязной войне [15] Диаса Ордаса-Эчеверрии-Лопеса Портильо-де ла Мадрида-Салинаса де Гортари-Седильо [16] есть неопровержимые доказательства, но правосудие как обычно поспешило скорее перевернуть эту неудобную для всех страницу. В многочисленных фальсификациях результатов выборов нет сомнений, но на скамье подсудимых не осталось свободных мест. У коррупции, ставшей правительством, есть юридические гарантии, которые невозможно превратить в лозунги избирательных кампаний. И партия Национального Действия (ПНД) оспаривает свое место в программе. И случаи с организацией "Вперед, Мексика", Национальной Лотереей [17] и отвлечения средств из общественных фондов для Провиды [18] были, как нам поспешно объясняют, проблемой отделов по связям с общественностью и "скандальной прессы".
К своему величайшему сожалению, три основные политические партии Мексики, борются между собой за лидерство в скандале с той же страстью, с которой раньше они боролись за голоса. И кажется, что некому сделать им отдолжения, проинформировав их о том, что кризис мексиканского государства приводит, кроме всего прочего, и даже прежде всего, к кризису класса политиков. Если период выборов 2006 года оказался перенесен на 2004 - это не по причине неожиданно возникшей в этом потребности, а из-за того, что стремление опередить события перестало быть преррогативой одних только журналистов.
Разница между прошлым и будущим заключается в том, что первое уже побывало в исповедальне.
Если борьба за власть иногда заставляет нас забежать на годы вперед, сегодняшние правые не забывают о своем деле и помогают нам отступить на десятилетия и века назад.
Будучи мировыми чемпионами в области двойной морали, правые силы пытаются навязать мексиканскому обществу систему ценностей, опирающуюся на сектантство вместо интеграции, философию телесериала вместо научного познания, нетерпимость вместо уважения к отличному, расизм вместо человеческих ценностей, подачку вместо справедливости, затхлый угол вместо свежего воздуха, лицемерие вместо честности. То есть - средневековье, но с интернетом и телевидением последних технологий. И если кто-то думает, что сфера деятельности правых сил ограничена областью культуры, в которой она не знала ничего кроме поражений (любое мероприятие или представление бойкотируемое конфессиональными правыми имеет гарантированный успех), или встречается исключительно в рядах ПНД и ретроградских иерархиях Католической церкви, то он наивен ... и безответственен. Начиная от "Легионеров Христа" [19] и заканчивая "Юнке" [20], и не забывая, разумеется, об "Опус Деи" [21] и "Провиде", правые силы уже не довольствуются простым завоеванием "умов и сердец". Они захватывают пространство власти, набирают и натаскивают группы ультраправых боевиков и руководят (иногда с открытым цинизмом, а иногда в скрытой форме) политическими, предпринимательскими, медийными и социальными группами.
Вобщем, правые силы растут, множатся и не умирают.
Более того. Правые силы возрождаются при сообщничестве одного просвещенного оппортуниста, являющегося ректором Мексиканского национального автономного университета, УНАМ (и будущим кандидатом в президенты страны) Хуана Рамона де ла Фуэнте, и близких ему университетских групп. После недавнего убийства молодого студента УНАМ Ноэля Павеля Гонсалеса Гонсалеса, кровавая рука правой группы Юнке оказалась укрыта только благодаря пособничеству Генеральной прокуратуры Столичного округа (принадлежащей РДП, считающей себя левой), которая кроме ежедневных появлений по радио, телевидению и в прессе, раздает "самоубийства" как пресс-бюллетени. Вместе с Павелем и его семьей, в ожидании остаются Дигна Очоа и ее близкие. С горечью они сталкиваются с тем, о чем многие молчат - алхимией, представляющей ложь, как юридические истины.
Наблюдая за действиями правителей, можно увидеть, что если раньше борьба между партиями шла за "центр", то сегодня все борятся за право быть правым.И, очевидно, что кроме тенденции к коррупции и авторитаризму, политиков объединяет еще одна черта - культ средств массовой информации.
Разница между демократией и рейтингом заключается в... в... в... есть какая-то разница?
Политические изменения в Мексике конца ХХ века и начала века ХХI можно оценить наблюдая за отношениями между правительством и средствами массовой информации. В "золотой век" ирпизма ("предмодерность", называют его некоторые) всем правила одна-единственная партия. "Модерность" внесла в средства информации некоторые изменения и стало удобнее править ВМЕСТЕ со средствами массовой информации. Через некоторое время роль коммуникации возросла еще больше и политическая власть оказалась фактически подчинена средствам массовой информации. И сегодня, во времена "постмодерности", средства массовой информации являются инстанцией, КОТОРАЯ правит, а политики - лишь труппа, подчиняющаяся не только законам жанра, но и темам, определяющимся для них телевидением, радио и печатной прессой (в этом порядке и по этому расписанию).
Нечто очевидное - национальная повестка дня (то, что является наиболее важным и наиболее срочным для страны, как это должно быть показано, как это должно быть разрешено, при помощи какого метода, в каком порядке приоритетов, и за какое время, то есть, повестка главных национальных тем) уже решается не в узких эксклюзивных кругах класса политиков (как это было раньше), ни тем более внизу, населением (как это никогда не делалось, хотя должно было бы делаться всегда), а на уровне правлений крупных коммуникационных предприятий.
Если раньше телевидение, радио и печатные издания находились в большинстве своем закованными в кандалы авторитарной политической системы, то сейчас, благодаря социальной борьбе и заслугам многих честных журналистов существует некая относительная свобода (жестоко атакуемая со всех сторон, причем так, что профессия журналиста должна была бы считаться сегодня профессией "повышенного риска") для того чтобы затрагивать такие темы о которых раньше и не мечталось и делать это творчески, критически и глубоко (хотя все это вместе встречается не так часто). Поэтому следует воспользоваться случаем, чтобы поприветствовать неравнодушную журналистику (она все еще встречается), которая не раздумывая бросает вызов власти в момент сообщения новостей, передачи репортажа или подготовки хроники.
Увеличив свое влияние и моральный авторитет, эта честная журналистика, привлекла к себе внимание со стороны власти. Различными, более или менее хитрыми путями политики пытаются привлечь ее на свою сторону. Но журналисты, в отличие от политиков, обычно не такие глупцы. Они понимают, что политики не имеют представления о том, что происходит в реальной жизни. Поэтому остаются те, кто продолжает занимать по отношению ко власти все ту же критическую позицию, но есть и те, кто предлагает ей свои услуги. Эти последние, как правило, привыкли называть себя "голосом общества".
"Общественное мнение" - это прикрытие, при помощи которого некоторые средства массовой информации выдают свои частные критерии и интересы одной единственной группы, за пожелания всего населения. Сводки новостей и "столы обозревателей" постепенно подменили собой демократию (правительство народа, для народа и ради народа), включая даже демократию избирательную. Всенародно избираемые посты будут скоро определяться не количеством отдающихся голосов, а числом звонков из аудитории (вместо бутерброда, бутылки пепси-колы и кепки или футболки, являвшихся предмодерной атрибутикой того или иного кандидата, в будущем раз сорок напечатают ваш лотерейный билет для розыгрыша лотереи на право посещения цирка Сан-Ласаро [22]).
И речь здесь не о каком-то постоянном злонамеренном обмане, значительное количество журналистов, ведущих политических колонок и обозревателей являются людьми честными, критически мыслящими и действительно озабоченными проблемами общества. Иначе они не пользовались бы уважением телезрителей, радиослушателей и читателей. Но есть и те, кто журналистом вовсе и не является и чье восприятие действительности совпадает со взглядом малой привелигерованной группы, которая видит проблему извне... и сверху.
В ситуации, при которой правительство не правит, постоянно возростающее значение журналиста в обществе, ставит его в положении эквилибриста, идущего по тонкой линии, отделяющей этику от цинизма. И, наедине с зеркалом, каждый знает о себе, кто он есть.
Жизненно важная роль журналистики оказалась "похищеной" медийными монополиями. Рейтинг средств массовой информации - заслуга работающих в них журналистов, а не авторов рекламных роликов, поставлен на службу политического маркетинга, что особенно заметно во время избирательных периодов (а избирательным сейчас является весь календарь, даже когда в обозримом будущем нет никаких выборов). Таким образом, рекламный имидж заменяет принципы и политические программы и превращается в нечто самое главное и нередко "толкает" целую политическую партию в объятия того, кто "одет" в "самые народные" одежды (так было с ПНД по отношению к Фоксу, так происходит сейчас с РДП по отношению к Лопесу Обрадору и ИРП... ИРП... наверняка скоро кого-нибудь себе найдет.).
Вывод : Разница между "предмодерностью" и "постмодерностью" заключается в том, что в течение первой у политиков были те, кто им готовил речи, а во время второй у них есть те, кто делает для них рекламные ролики.
Тем не менее, объятия средств массовой информации и класса политиков могут оказаться смертельными... для самих средств массовой информации. Опьяненные прямой привилегированной связью с политической властью журналисты воспринимают ее порой как свой единственный адресат и забывают о своей социальной функции. И если эта тенденция сохранится, не пройдет много времени до той поры, когда единственными заинтересованными в этих новостях останутся только другие журналисты (с сожалением вынужден сообщить им о том, что политики не смотрят, не читают и не слушают новостей, у них всегда есть ответственный или ответственная, который или которая регулярно готовит им резюме). И точно так же, как сегодняшние политики обходятся без тех, кем они правят, так и завтрашние средства массовой информации обойдутся без аудитории. Тогда они поздравят друг друга и, глядя на себя в зеркало другого, скажут себе: "Какие мы важные!"
Разница между прогрессивным и фашистским средством массовой информации заключается в употреблении ими личных местоимений я, мне, меня, со мной...
"Демонстрация против преступности" [23], названная многими "исторической" (хотя эту честь ей удалось удержать всего на несколько дней, пока уход в отставку Дурасо [24] не отправил ее, как говорим мы, журналисты, "во внутрь"), вызвала некоторые дебаты (которые на самом деле оказались интенсивным обменом эпитетами) о роли средств массовой информации.
После угрозы народным восстанием в ответ на в любом случае несправедливый, неоправданный и незаконный процесс по лишению Лопеса Обрадора парламентской неприкосновенности, РДП и ближайшие к ней группы призвали выразить свое возмущение путем организации так называемой "Молчаливой Демонстрации". Эта мобилизация была полным успехом в смысле участия в ней... зажиточных слоев. Столько времени, потраченного на завоевание этого сектора (Джульяни, "вторые этажи", исторический центр города Мехико, строительный бум в Санта-Фе, "Хьюстон" западной части Столичного округа [25]), и в результате он, неблагодарный, выходит на улицы протестовать по поводу роста преступности.
Наступает момент проведения демонстрации и правые, которые всегда готовы к капитализации всего, брошенного левыми, пытаются ею воспользоваться (неудачно, как выяснилось впоследствии). К этому добавляются средства массовой информации. Кстати, огромное большинство манифестантов выходят на улицу благодаря призывам телевидения, радио и прессы. Есть средства информации, которые это делают в рамках "демонстрации силы" перед Лопесом Обрадором и стремятся "приручить" его, и есть другие, делающие это просто из собственной последовательности, считая адресатами демонстрации федеральное, региональное и муниципальное правительства.
Значительная часть участников демонстрации принадлежала к обеспеченным слоям мексиканского общества (улицы, прилегающие к Реформе [26] и историческому центру, занятые автомобилями с шоферами и телохранителями, изнывающими в ожидании, десятки припаркованных автобусов из частных школ, роскошные рестораны, переполненные до, во время и после демонстрации, как сказал мне один свидетель: "это было как торговый центр, но колоссальных размеров"). Конечно же была использована и старая мексиканская традиция по "сгону" и "добровольно-принудительному участию по списку" (крупные магазины торговых центров "освободили" от работы своих служащих, отправившихся на демонстрацию). И тем не менее, требования, прозвучавшие на этой демонстрация оказались вовсе не те, которых ожидали правые. Нет, демонстранты не выступили против экспроприации частных предприятий, налогов на предметы роскоши, законов, заставляющих фирмы платить достойные зарплаты, поддержки нефтью кубинского правительства или с требованием того, чтобы "розовое" правительство ушло в отставку. Вышедшие на улицы люди выступили против преступности. Да, это были отнюдь не массы бедняков, но в таком случае что, пусть свободно грабят, похищают и убивают всех, кто не беден?
В течение многих лет РДП боялась улиц. Любая демонстрация, не направленная в поддержку этой партии или ее руководства, воспринималась ею с ревностью. В результате сатанизации студенческого движения УНАМ в 1999 году (поскольку студенты не позволили РДП руководить собой) и многих лет разрушения социальных организаций, улицы оказываются во власти у тех, кого кого столько пытались ублажить - тех, у кого и власть и возможности.
С другой стороны, успех этой демонстрации в первую очередь оказался сюрпризом для самих средств массовой информации. Телевиса догадалась лишь провести круглый стол на тему "Что будет дальше, после демонстрации?" и попросить трех поросят (Фернандеса де Севальоса, Джексона и Ортегу [27]) взять на себя обязательства договориться о совместном плане борьбы с преступностью. Ожидать сегодня чего-то о этих персонажей! Это как верить в НЛО...
Средства массовой информации нередко шли на конфронтацию с правительством города Мехико. Показ видеосъемок в связи с делом Аумады и репортажи на тему преступности - только некоторые из примеров. "Демонстрация Молчания" лишь подлила масла в огонь. От этого до обвинения некоторых средств информации, в частности Телевисы, в том, что они - "черная рука фашизма" оставался всего один шаг..., который незамедлительно был сделан.
Тем не менее, при внимательном прочтении информации, опубликованной некоторыми из средств, можно сделать следующий вывод: "Кроника", "любимая" газета Лопеса Обрадора, по крайней мере уже два шестилетних периода настаивает на том, чего сегодня требует ИРП - чтобы юридические тяжбы проводились не средствами массовой информации, а судебными инстанциями. "Реформа", другая газета, весьма "ценимая" АМЛО [28], документально продемонстрировало коррупцию не только РДП, но и всего политического спектра. "Эль Универсаль" содержит в своих рядах достойную команду репортеров и обозревателей. "Ла Хорнада" не прекращает выполнения своего долга перед обществом (уже почти 20 лет) и эта газета остается наиболее посещаемой кибернетической аудиторией. Телевиса в последовавшие после демонстрации дни в своих новостях продолжила и углубила тему обвинений Лопеса Обрадора против продаж Банамекса и Банкомера [29]. Через несколько недель репортеры Телевисы провели рассследование вопроса об отвлечении средств, изначально направленых на борьбу против СПИДа, на счета правой организации Провида, документально доказали существование практики подпольных абортов в клиниках этой организации, которая, как предполагалось всегда против них боролась. И этих примеров куда больше, чем существующего эфирного времени.
С другой стороны, Телевиса организовала пошлое и вульгарное освещение свадьбы журналистки Летисии с одним из членов испанской королевской семьи (извините, забыл его имя, может быть в туалете...) затратив на это средства, которых не была удостоена тема покушений 11 марта. И приняла участие в освещении сказки для дурачков об НЛО, которых якобы наблюдали мексиканские ВВС. Кроме того, в одном из своих специальных репортажей, посвященных теме уличных торговцев, возглавила новую опасную моду, которой стала криминализация бедности. В репортаже были показаны уличные торговцы и мойщики машин, таким образом, будто большинство из них являются ворами и грабителями. И в качестве подтверждения информации о вручении, сеньор Эбрард [30] (который, если я не ошибаюсь, является шефом полиции "Города Надежды" [31]) отдает сегодня все находящиеся в его распоряжении силы преследованию и наказанию бедных. Таким образом, борьба с преступностью превращается в борьбу с бедняками... и вновь преследуется всю та же цель - ублажение другой, привилегированной части общества.
Так что, кажется, ни то и ни другое из этих утверждений не соответствуют действительености. Ни Телевиса, ни другие электронные или печатные средства информации не являются авангардом фашизма в Мексике, как заявляет об этом РДП. Однако ни Телевиса, ни другие электронные или печатные средства информации не являются также и социальным и информационным "авангардом демократизции", как привыкли называть себя их ведущие, обозреватели и издатели. Точно так же, правительство Лопеса Обрадора колеблется сейчас между поддержкой неимущих, социальными программами и культурными инициативами, которые можно только приветствовать, с одной стороны, и с другой - авторитаризмом и преследованием бедняков путем проведения полицейских операций, съемки которых напоминают репортажи приходящие из Ирака, оккупированного английскими и североамериканскими войсками. Нет, и одни и другие находятся пока в процессе самоопределения.
Но средства массовой информации и политики заняты не только навязыванием нам идеи о том, что бедность это синоним преступности. Каждый день происходят политические и финансовые скандалы, за которыми не следует ни малейшего уголовного наказания и все сводится лишь к моральному осуждению. Уже давно не обсуждается, был ли тот или иной поступок морально допустимым, вопрос лишь в том, был он легален или же нет. Мексиканская юридическая система вместе со всем государством продолжает погружаться в пучину разложения, в которой и судьями и законами покрывается все, в том числе и преступления против человечества. Физическое устранение противников с последующим сокрытием их тел и репрессии (с участием в них среди прочих президента Эчеверрии), финансовые махинации (как в случае с Национальной лотереей), отвлечение средств (как в случае с ПНД в отношении Провиды), грабеж, преподносимый нам в виде юридических соглашений (как в случае, когда жертвой стали трудящиеся государственной системы социального страхования [32]) и все, что накопилось в этой сегодняшней программе, все это оказывается разрешено нынешней "властью закона", и в результате чего властями безответственно взращивается социальная обида.
В это же самое время, скрываясь за надуманной виртуальной повесткой дня средств информации, осуществляется другая, настоящая повестка - разрушение мексиканского государства...
Другая программа?
Вне этой программы есть люди, коллективы, группы и народы, которые понимают, что за этой, предполагаемой "национальной повесткой дня", скрыта другая, реальная, которая заключена, грубо говоря, в разрушении Мексики как страны. Они знают, что стремительное и беспощадное разрушение национального государства, осуществляемое классом политиков, лишенных стыда и воображения (и нередко сопровождаемое некоторыми средствами массовой информации и всей юридической системой) приведет к хаосу и кошмару с которыми не сравнится ни один из фильмов ужасов.
Тонущее в неолиберальном море, мексиканское государство с каждым днем погружается с все глубже и все меньше походит на себя и все больше становится похожим на ничто.Страна, история создания которой началась на островке посредине озера, тонет в водах, которые являются для нее чужими.
Но есть мексиканки и мексиканцы, которые сопротивляются. Не без трудностей, со множеством ошибок и моментов горечи, неизбежных при выполнении того, что принято считать долгом, они строят маленькие пространства, островки, на которых можно мечтать, бороться, работать. Островки, на которых завтрашняя Мексика снова станет Мексикой, может быть немного другой, немного более хорошей, но Мексикой.
Мы будем говорить об одном из таких островков сопротивления, не лучшем и не единственном. Мы будем говорить об автономии индейских сапатистских общин. об Улитках и о Хунтах Хорошего Правительства, о наших недостатках, ошибках и о достигнутом, и нашим единственным видеосигналом станет взгляд, принимающий наше слово, и наши единственным аудио станут уши и сердца тех, кто не находясь здесь физически, все равно остаются рядом с нами.
(Продолжение следует...)
Из гор юго-востока Мексики
Субкоманданте Маркос
Мексика, август 2004 г. 20 и 10.
[1] Реформа в системе средней школы - предложенная президентом Фоксом школьная реформа предполагает сведение к минимуму изучение истории древних культур и цивилизаций.
[2] Агустин де Итурбиде - общественный деятель (1783-1824), сын испанца и мексиканки, боровшийся против независимости Мексики от испанской короны. После победы сторонников независимости, попытался стать императором Мексики, но был свергнут.
[3] Антонио Лопес де Санта Ана - мексиканский военный и политик (1795-1876), трижды являвшийся президентом, в ходе его военного поражения Мексика лишилась Техаса, поддерживал консервативные аристократические круги и в конце жизни возглавил военный переворот, попытавшись стать диктатором.
[4] Максимилиан Габсбург - австрийский принц, которого французские интервенты назначили императором Мексики.
[5] мешики - индейский народ, положивший начало культуре ацтеков
[6] Теночтитлан - древняя столица империи ацтеков, находившаяся на территории современного Мехико.
[7] Уицилопочтли - главный бог мешиков, занимавший центральное место в религии ацтеков. В его честь приносились многочисленные человеческие жертвоприношения
[8] Копиль - ацтекский бог, согласно легенде, восставший против Уицилопочтли, чтобы отомстить за смерть своей матери. Победивший его Уицилопочтли вырвал его сердце и бросил его в воды озера Текскоко.
[9] 2006 год - год следующих президентских выборов в Мексике.
[10] Карлос Аумада - крупный предприниматель аргентинского происхождения, вхожий в эксклюзивные круги мексиканских политиков, долгое время близкий к руководству ПРД. Связанный с операциями по отмыванию денег он на частном самолете пытался бежать на Кубу с чемоданами, полными денег и с тайно снятыми видео, компрометирующими ряд мексиканских политиков. Кубинские власти выдали его мексиканскому правосудию. Практически одновременно с этими событиями и чтобы отвлечь от них национальное общественное мнение и завоевать очки перед США правительство Висенте Фокса пошло на обострение отношений с Кубой, что закончилось кратковременным разрывом дипломатических отношений.
[11] Криль и Дербес - Сантьяго Криль - глава правительственного секретариата Мексики, Луис Эрнесто Дербес - министр иностранных дел Мексики
[12] Карлос Монсиваис - один из крупнейших писателей, мыслителей и культурологов современной Мексики (1938 г.р.). Симпатизирует сапатистам и неоднократно встречался с Маркосом.
[13] Андрес Мануэль Лопес Обрадор - нынешний председатель правительства города Мехико, член РДП, кандидат в президенты страны на будущих выборах, является политиком с одним из самых высоких в стране рейтингов.
[14] Пемексгейт - скандал, связанный с незаконным перечислением мексиканской государственной нефтяной компанией "Пемекс" 209 млн долларов на нужды предвыборной кампании кандидата в президенты от ИРП.
[15] грязная война - практика правительств ИРП по уничтожению политических противников
[16] Диаса Ордаса-Эчеверрии-Лопеса Портильо-де ла Мадрида-Салинаса де Гортари-Седильо - мексиканские президенты времен последнего периода диктатуры ИРП
[17] Случай с Национальной Лотереей - скандал, связанный с незаконным перечислением средств со счета государственной лотереи в адрес частного фонда "Вперед, Мексика", возглавляемого супругой президента Фокса
[18] Отвлечения средств из общественных фондов для Провиды - правительство Фокса незаконно перечислило частной консервативной католической организации Провида сумму в 3 млн. долларов, "отстегнув" их от средств, предназначавшихся для покупки лекарств для больных СПИДом
[19] "Легионеры Христа" - мексиканская крайне правая и консервативная католическая организация
[20] "Юнке" 19 - секретная ультраправая католическая организация, активно участвующая в политической жизни Мексики
[21] "Опус Деи" - ультрареакционная конфессия Римской католической церкви, созданная в 1928 году в Испании Хосемарией Эскрива де Балагером, распространенная сегодня по всему миру и занимающая крайне правые и консервативные позиции
[22] Цирк Сан-Ласаро - имеется в виду Национальный конгресс Мексики, именуемый дворцом Сан-Ласаро
[23] "Демонстрация против преступности" - 27 июня 2004 г. в Мехико прошла "Демонстрация против преступности", к участию в которой прихзвали более 80 различных организаций, в ней участвовало почти 300 тысяч человек
[24] Альфонсо Дурасо - личный секретарь президента Фокса и пресс-секретарь правительства
[25] Джульяни, "вторые этажи", исторический центр города Мехико, строительный бум в Санта-Фе, "Хьюстон" западной части Столичного округа - богатые дорогие районы мексиканской столицы
[26] Реформа - одна из центральных улиц Мехико
[27] Диего Фернандес де Севальос, Энрике Джексон и Хесус Ортега - мексиканские сенаторы
[28] АМЛО - прозвище Андреса Мануэля Лопеса Обрадора из инициалов его полного имени
[29] Банамекс и Банкомер - мексиканские банки
[30] Марсело Эбрард - директор секретариата полиции Мехико
[31] "Город Надежды" - распространенное поэтическое название Мехико
[32] Случай, когда жертвой стали трудящиеся государственной системы социального страхования - в рамках курса на приватизацию всей социальной сферы, мексиканский конгресс принял закон о сокращении пенсий трудящихся Мексиканского Института Социального Страхования (МИСС)
Відповіді
2004.10.04 | ANТ
Так! навіть Юшенко читає Маркоса
Видео для чтения часть 1Автор Субкоманданте Маркос
Переклад російською Олега Ясинського.
ВИДЕО ДЛЯ ЧТЕНИЯ.
Часть 1: Один островок.
Под защитой дождя светотень бредет по спирали, вычерчивая на своем пути контуры улитки. Входит? Выходит? Как знать. Кажется, что она говорит или пишет кому-то, кого нет. Посмотрим ... Закончился праздник. Музыканты уходят, хотя здесь еще остается немного шума. Завтрашний день будет таким же, как и все остальные в этом месяце: появляющееся время от времени солнце, как будто подглядывает за нами - смотрит, что мы делаем, и после этого тучи, и дождь неожиданно покрывают нас нас с ног до головы, словно играя с нами в игру "замри". До поры, когда солнце поднимется в своей пижаме из облаков, остается пока достаточно времени. И есть еще время до того, как эти облака прольют свои воспоминания и вздохи на тени и свет, встающие снизу. Праздник гаснет понемногу, как бы отступая в ночь, как будто шум (мелодия шагов по луже) спрашивает "кто идет" и тишина отвечает молча "это я". Точно так же понемногу разливается в ночи стрекотание сверчков. Поэтому погоди немного, оставь свою талию на моей руке еще на несколько секунд. Посмотри на беспорядок рассыпанных в небе звезд, небо, умывающее смуглое лицо тени, луну, подмигивающую нам своим светом из-за туч. Слышишь? Остается только стрекотание ночи, последние капли дождя, с очевидным запозданием стучащие по жестяным крышам, пес, имитирующий эхо своего лая при сообщничестве других. Иди сюда, давай еще раз пройдемся, превратим наш взгляд в свидетельство. Зажги огонек сознания, сумей увидеть то что видно и чего не видно. Внимание! Вот уже появляются первые буквы.
Предполагается, что должен возникнуть экран, звук, изображение и пульт дистанционного управления. Предполагается, но... вместо экрана и пульта дистанционного управления появляется лист цветного картона, на котором можно прочитать:
САПАТИСТСКАЯ СИСТЕМА МЕЖГАЛАКТИЧЕСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ.....
НОВЕЙШИЙ ИЗ ВИДЕОФИЛЬМОВ!
Светотень меняет это объявление на другое, на котором написано, на этот раз курсивом:
ОТСУТСТВИЕ АУДИО И ИЗОБРАЖЕНИЯ В ВИДЕОФИЛЬМЕ ВЫЗВАНО НЕ НЕДОСТАТКАМИ ТЕХНОЛОГИИ, А ТЕМ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "ТЕХНОЛОГИЕЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ".
Ммм, такое вот видео, без изображения и без звука... Начиная с этого момента "альтернативное видео" будет представлено на последующих картонных вывесках, исписанных буквами разного типа, размера и цвета. Постарайтесь сесть поудобнее и читайте...
Жила-была .... страна по имени Мексика.
Вероятно будущие поколения мексиканцев об этом уже не узнают (благодаря преступной реформе в системе средней школы [1]), но культурная легенда о создании Мексики не имеет ничего общего со смешением наций. Она не связана ни с жестокой испанской конкистой, ни с военными вторженями, ни с явными или скрытыми вариантами имперских амбиций иных держав - Северо-Американских Соединенных Штатов, Франции, Англии, Германии.
Еще меньше у него общего с глупыми постановлениями (при смене каждого из правительств) о конце истории, которая, как предполагалось, завершалась на каждом из имен их авторов: Агустин де Итурбиде [2], Антонио Лопес де Санта Анна [3], Максимилиан Габсбург [4], Карлос Салинас де Гортари (или на званиях любого из тех, чья позиция "неважно как меня зовут, но меня знают как кульминацию всех времен").
Нет, исторический, культурный и символический ориентир этой нации - индейские: на одном островке орел пожирает змею, и пьедесталом ему служит кактус. Этот образ станет щитом, знаменем, синонимом, коллективным зеркалом и культурным якорем мексиканцев, начиная с ХIХ века и до нынешней зари века ХХI. Как гласит легенда, на месте, где был увиден этот знак, мешики [5] основали Теночтитлан [6]. Бог Уицилопочтли [7] (именуемый так же "Синее Небо" и представленный солнцем) победил Копиля [8]. Сердце побежденного было посеяно в землю и превратилось в кактус. Мешики, происходившие из Ацтлана ("Обители Цапель") станут известны потом как "ацтеки" и это название превратится через некоторое время синонимом слова "мексиканцы". Поэтому сегодня, когда в амосфере всеобщего хаоса двадцать первый век лепечет свои первые годы, эти символы напоминают нам, что Мексика была основана на островке. И на том же островке, где она провела всю свою долгую историю, мексиканская нация сталкивается сегодня с очередной попыткой ее разрушения, имеющей сегодня в качестве алиби слово "модернизация". И, как и во всех войнах, атаке власть имущего подвергаются в первую очередь две главные цели - правда... и календарь.
Быстрый просмотр основных сюжетов "национальной жизни", представленных средствами массовой информации (в частности, телевидением), вызывает чувство хаоса, анахронизма и бессмысленности. Действующий календарь отмечает середину 2004 года, но программа напоминает нам то середину века ХIХ, то середину года 2006 [9].
Разница между левыми и правыми заключается в том, что одни из них появляются на видео, а другие нет.
Некоторые повороты дела Аумады [10] не только подтверждают актерские качества руководства Революционно-демократической партии (РДП), их провинициальность, стоящую в очереди, чтобы не опоздать на частный самолет растлителя совершенолетних, их доморощенное упадочничество (ирписты и пээндисты потешались над пластиковыми и матерчатыми сумками и чемоданами, как будто бы не было, говорят, кибернетических финансовых систем и банковских счетов на Каймановых островах) и безотказный метод покрытия одного скандала другим еще большим (заговор - в любом смысле, несомненный - это медийный умывальник ).
Отдельное спасибо Аумаде следует сказать за то, что благодаря ему федеральное правительство еще раз показало себя во всей красе, предпочитая судебному разбирательству скандал в прессе, демонстрируя истинную политическую величину (лилипутскую) "динамического дуэта" (Криля и Дербеса [11]), и обнажая уязвимость мексиканского государства в результате спровоцированного их правительством международного кризиса из-за обострения отношений с правительством Кубы. И самое главное - дело Аумады это лишь один из множества случаев в длинном списке того, чем класс политиков разрушает календарьь - 2006 год станет самым длинным годом в истории, и начался он в январе года 2004. Причиной того, что интриги Карлоса Аумады, "видеофила по призванию" (согласно Монсиваису [12]), стали достоянием общественности было отнюдь не стремление к справедливости или жажда правды. Причиной было стремление нанести удар по имиджу Лопеса Обрадора [13]. Потому что, если речь идет просто о случаях коррупции, скрытых и объявленных - Институционно-революционная партия (ИРП) ничуть не отстает по рейтингу. В так называемом Пемексгейте [14] улик более чем достаточно, не хватает только видео. В грязной войне [15] Диаса Ордаса-Эчеверрии-Лопеса Портильо-де ла Мадрида-Салинаса де Гортари-Седильо [16] есть неопровержимые доказательства, но правосудие как обычно поспешило скорее перевернуть эту неудобную для всех страницу. В многочисленных фальсификациях результатов выборов нет сомнений, но на скамье подсудимых не осталось свободных мест. У коррупции, ставшей правительством, есть юридические гарантии, которые невозможно превратить в лозунги избирательных кампаний. И партия Национального Действия (ПНД) оспаривает свое место в программе. И случаи с организацией "Вперед, Мексика", Национальной Лотереей [17] и отвлечения средств из общественных фондов для Провиды [18] были, как нам поспешно объясняют, проблемой отделов по связям с общественностью и "скандальной прессы".
К своему величайшему сожалению, три основные политические партии Мексики, борются между собой за лидерство в скандале с той же страстью, с которой раньше они боролись за голоса. И кажется, что некому сделать им отдолжения, проинформировав их о том, что кризис мексиканского государства приводит, кроме всего прочего, и даже прежде всего, к кризису класса политиков. Если период выборов 2006 года оказался перенесен на 2004 - это не по причине неожиданно возникшей в этом потребности, а из-за того, что стремление опередить события перестало быть преррогативой одних только журналистов.
Разница между прошлым и будущим заключается в том, что первое уже побывало в исповедальне.
Если борьба за власть иногда заставляет нас забежать на годы вперед, сегодняшние правые не забывают о своем деле и помогают нам отступить на десятилетия и века назад.
Будучи мировыми чемпионами в области двойной морали, правые силы пытаются навязать мексиканскому обществу систему ценностей, опирающуюся на сектантство вместо интеграции, философию телесериала вместо научного познания, нетерпимость вместо уважения к отличному, расизм вместо человеческих ценностей, подачку вместо справедливости, затхлый угол вместо свежего воздуха, лицемерие вместо честности. То есть - средневековье, но с интернетом и телевидением последних технологий. И если кто-то думает, что сфера деятельности правых сил ограничена областью культуры, в которой она не знала ничего кроме поражений (любое мероприятие или представление бойкотируемое конфессиональными правыми имеет гарантированный успех), или встречается исключительно в рядах ПНД и ретроградских иерархиях Католической церкви, то он наивен ... и безответственен. Начиная от "Легионеров Христа" [19] и заканчивая "Юнке" [20], и не забывая, разумеется, об "Опус Деи" [21] и "Провиде", правые силы уже не довольствуются простым завоеванием "умов и сердец". Они захватывают пространство власти, набирают и натаскивают группы ультраправых боевиков и руководят (иногда с открытым цинизмом, а иногда в скрытой форме) политическими, предпринимательскими, медийными и социальными группами.
Вобщем, правые силы растут, множатся и не умирают.
Более того. Правые силы возрождаются при сообщничестве одного просвещенного оппортуниста, являющегося ректором Мексиканского национального автономного университета, УНАМ (и будущим кандидатом в президенты страны) Хуана Рамона де ла Фуэнте, и близких ему университетских групп. После недавнего убийства молодого студента УНАМ Ноэля Павеля Гонсалеса Гонсалеса, кровавая рука правой группы Юнке оказалась укрыта только благодаря пособничеству Генеральной прокуратуры Столичного округа (принадлежащей РДП, считающей себя левой), которая кроме ежедневных появлений по радио, телевидению и в прессе, раздает "самоубийства" как пресс-бюллетени. Вместе с Павелем и его семьей, в ожидании остаются Дигна Очоа и ее близкие. С горечью они сталкиваются с тем, о чем многие молчат - алхимией, представляющей ложь, как юридические истины.
Наблюдая за действиями правителей, можно увидеть, что если раньше борьба между партиями шла за "центр", то сегодня все борятся за право быть правым.И, очевидно, что кроме тенденции к коррупции и авторитаризму, политиков объединяет еще одна черта - культ средств массовой информации.
Разница между демократией и рейтингом заключается в... в... в... есть какая-то разница?
Политические изменения в Мексике конца ХХ века и начала века ХХI можно оценить наблюдая за отношениями между правительством и средствами массовой информации. В "золотой век" ирпизма ("предмодерность", называют его некоторые) всем правила одна-единственная партия. "Модерность" внесла в средства информации некоторые изменения и стало удобнее править ВМЕСТЕ со средствами массовой информации. Через некоторое время роль коммуникации возросла еще больше и политическая власть оказалась фактически подчинена средствам массовой информации. И сегодня, во времена "постмодерности", средства массовой информации являются инстанцией, КОТОРАЯ правит, а политики - лишь труппа, подчиняющаяся не только законам жанра, но и темам, определяющимся для них телевидением, радио и печатной прессой (в этом порядке и по этому расписанию).
Нечто очевидное - национальная повестка дня (то, что является наиболее важным и наиболее срочным для страны, как это должно быть показано, как это должно быть разрешено, при помощи какого метода, в каком порядке приоритетов, и за какое время, то есть, повестка главных национальных тем) уже решается не в узких эксклюзивных кругах класса политиков (как это было раньше), ни тем более внизу, населением (как это никогда не делалось, хотя должно было бы делаться всегда), а на уровне правлений крупных коммуникационных предприятий.
Если раньше телевидение, радио и печатные издания находились в большинстве своем закованными в кандалы авторитарной политической системы, то сейчас, благодаря социальной борьбе и заслугам многих честных журналистов существует некая относительная свобода (жестоко атакуемая со всех сторон, причем так, что профессия журналиста должна была бы считаться сегодня профессией "повышенного риска") для того чтобы затрагивать такие темы о которых раньше и не мечталось и делать это творчески, критически и глубоко (хотя все это вместе встречается не так часто). Поэтому следует воспользоваться случаем, чтобы поприветствовать неравнодушную журналистику (она все еще встречается), которая не раздумывая бросает вызов власти в момент сообщения новостей, передачи репортажа или подготовки хроники.
Увеличив свое влияние и моральный авторитет, эта честная журналистика, привлекла к себе внимание со стороны власти. Различными, более или менее хитрыми путями политики пытаются привлечь ее на свою сторону. Но журналисты, в отличие от политиков, обычно не такие глупцы. Они понимают, что политики не имеют представления о том, что происходит в реальной жизни. Поэтому остаются те, кто продолжает занимать по отношению ко власти все ту же критическую позицию, но есть и те, кто предлагает ей свои услуги. Эти последние, как правило, привыкли называть себя "голосом общества".
"Общественное мнение" - это прикрытие, при помощи которого некоторые средства массовой информации выдают свои частные критерии и интересы одной единственной группы, за пожелания всего населения. Сводки новостей и "столы обозревателей" постепенно подменили собой демократию (правительство народа, для народа и ради народа), включая даже демократию избирательную. Всенародно избираемые посты будут скоро определяться не количеством отдающихся голосов, а числом звонков из аудитории (вместо бутерброда, бутылки пепси-колы и кепки или футболки, являвшихся предмодерной атрибутикой того или иного кандидата, в будущем раз сорок напечатают ваш лотерейный билет для розыгрыша лотереи на право посещения цирка Сан-Ласаро [22]).
И речь здесь не о каком-то постоянном злонамеренном обмане, значительное количество журналистов, ведущих политических колонок и обозревателей являются людьми честными, критически мыслящими и действительно озабоченными проблемами общества. Иначе они не пользовались бы уважением телезрителей, радиослушателей и читателей. Но есть и те, кто журналистом вовсе и не является и чье восприятие действительности совпадает со взглядом малой привелигерованной группы, которая видит проблему извне... и сверху.
В ситуации, при которой правительство не правит, постоянно возростающее значение журналиста в обществе, ставит его в положении эквилибриста, идущего по тонкой линии, отделяющей этику от цинизма. И, наедине с зеркалом, каждый знает о себе, кто он есть.
Жизненно важная роль журналистики оказалась "похищеной" медийными монополиями. Рейтинг средств массовой информации - заслуга работающих в них журналистов, а не авторов рекламных роликов, поставлен на службу политического маркетинга, что особенно заметно во время избирательных периодов (а избирательным сейчас является весь календарь, даже когда в обозримом будущем нет никаких выборов). Таким образом, рекламный имидж заменяет принципы и политические программы и превращается в нечто самое главное и нередко "толкает" целую политическую партию в объятия того, кто "одет" в "самые народные" одежды (так было с ПНД по отношению к Фоксу, так происходит сейчас с РДП по отношению к Лопесу Обрадору и ИРП... ИРП... наверняка скоро кого-нибудь себе найдет.).
Вывод : Разница между "предмодерностью" и "постмодерностью" заключается в том, что в течение первой у политиков были те, кто им готовил речи, а во время второй у них есть те, кто делает для них рекламные ролики.
Тем не менее, объятия средств массовой информации и класса политиков могут оказаться смертельными... для самих средств массовой информации. Опьяненные прямой привилегированной связью с политической властью журналисты воспринимают ее порой как свой единственный адресат и забывают о своей социальной функции. И если эта тенденция сохранится, не пройдет много времени до той поры, когда единственными заинтересованными в этих новостях останутся только другие журналисты (с сожалением вынужден сообщить им о том, что политики не смотрят, не читают и не слушают новостей, у них всегда есть ответственный или ответственная, который или которая регулярно готовит им резюме). И точно так же, как сегодняшние политики обходятся без тех, кем они правят, так и завтрашние средства массовой информации обойдутся без аудитории. Тогда они поздравят друг друга и, глядя на себя в зеркало другого, скажут себе: "Какие мы важные!"
Разница между прогрессивным и фашистским средством массовой информации заключается в употреблении ими личных местоимений я, мне, меня, со мной...
"Демонстрация против преступности" [23], названная многими "исторической" (хотя эту честь ей удалось удержать всего на несколько дней, пока уход в отставку Дурасо [24] не отправил ее, как говорим мы, журналисты, "во внутрь"), вызвала некоторые дебаты (которые на самом деле оказались интенсивным обменом эпитетами) о роли средств массовой информации.
После угрозы народным восстанием в ответ на в любом случае несправедливый, неоправданный и незаконный процесс по лишению Лопеса Обрадора парламентской неприкосновенности, РДП и ближайшие к ней группы призвали выразить свое возмущение путем организации так называемой "Молчаливой Демонстрации". Эта мобилизация была полным успехом в смысле участия в ней... зажиточных слоев. Столько времени, потраченного на завоевание этого сектора (Джульяни, "вторые этажи", исторический центр города Мехико, строительный бум в Санта-Фе, "Хьюстон" западной части Столичного округа [25]), и в результате он, неблагодарный, выходит на улицы протестовать по поводу роста преступности.
Наступает момент проведения демонстрации и правые, которые всегда готовы к капитализации всего, брошенного левыми, пытаются ею воспользоваться (неудачно, как выяснилось впоследствии). К этому добавляются средства массовой информации. Кстати, огромное большинство манифестантов выходят на улицу благодаря призывам телевидения, радио и прессы. Есть средства информации, которые это делают в рамках "демонстрации силы" перед Лопесом Обрадором и стремятся "приручить" его, и есть другие, делающие это просто из собственной последовательности, считая адресатами демонстрации федеральное, региональное и муниципальное правительства.
Значительная часть участников демонстрации принадлежала к обеспеченным слоям мексиканского общества (улицы, прилегающие к Реформе [26] и историческому центру, занятые автомобилями с шоферами и телохранителями, изнывающими в ожидании, десятки припаркованных автобусов из частных школ, роскошные рестораны, переполненные до, во время и после демонстрации, как сказал мне один свидетель: "это было как торговый центр, но колоссальных размеров"). Конечно же была использована и старая мексиканская традиция по "сгону" и "добровольно-принудительному участию по списку" (крупные магазины торговых центров "освободили" от работы своих служащих, отправившихся на демонстрацию). И тем не менее, требования, прозвучавшие на этой демонстрация оказались вовсе не те, которых ожидали правые. Нет, демонстранты не выступили против экспроприации частных предприятий, налогов на предметы роскоши, законов, заставляющих фирмы платить достойные зарплаты, поддержки нефтью кубинского правительства или с требованием того, чтобы "розовое" правительство ушло в отставку. Вышедшие на улицы люди выступили против преступности. Да, это были отнюдь не массы бедняков, но в таком случае что, пусть свободно грабят, похищают и убивают всех, кто не беден?
В течение многих лет РДП боялась улиц. Любая демонстрация, не направленная в поддержку этой партии или ее руководства, воспринималась ею с ревностью. В результате сатанизации студенческого движения УНАМ в 1999 году (поскольку студенты не позволили РДП руководить собой) и многих лет разрушения социальных организаций, улицы оказываются во власти у тех, кого кого столько пытались ублажить - тех, у кого и власть и возможности.
С другой стороны, успех этой демонстрации в первую очередь оказался сюрпризом для самих средств массовой информации. Телевиса догадалась лишь провести круглый стол на тему "Что будет дальше, после демонстрации?" и попросить трех поросят (Фернандеса де Севальоса, Джексона и Ортегу [27]) взять на себя обязательства договориться о совместном плане борьбы с преступностью. Ожидать сегодня чего-то о этих персонажей! Это как верить в НЛО...
Средства массовой информации нередко шли на конфронтацию с правительством города Мехико. Показ видеосъемок в связи с делом Аумады и репортажи на тему преступности - только некоторые из примеров. "Демонстрация Молчания" лишь подлила масла в огонь. От этого до обвинения некоторых средств информации, в частности Телевисы, в том, что они - "черная рука фашизма" оставался всего один шаг..., который незамедлительно был сделан.
Тем не менее, при внимательном прочтении информации, опубликованной некоторыми из средств, можно сделать следующий вывод: "Кроника", "любимая" газета Лопеса Обрадора, по крайней мере уже два шестилетних периода настаивает на том, чего сегодня требует ИРП - чтобы юридические тяжбы проводились не средствами массовой информации, а судебными инстанциями. "Реформа", другая газета, весьма "ценимая" АМЛО [28], документально продемонстрировало коррупцию не только РДП, но и всего политического спектра. "Эль Универсаль" содержит в своих рядах достойную команду репортеров и обозревателей. "Ла Хорнада" не прекращает выполнения своего долга перед обществом (уже почти 20 лет) и эта газета остается наиболее посещаемой кибернетической аудиторией. Телевиса в последовавшие после демонстрации дни в своих новостях продолжила и углубила тему обвинений Лопеса Обрадора против продаж Банамекса и Банкомера [29]. Через несколько недель репортеры Телевисы провели рассследование вопроса об отвлечении средств, изначально направленых на борьбу против СПИДа, на счета правой организации Провида, документально доказали существование практики подпольных абортов в клиниках этой организации, которая, как предполагалось всегда против них боролась. И этих примеров куда больше, чем существующего эфирного времени.
С другой стороны, Телевиса организовала пошлое и вульгарное освещение свадьбы журналистки Летисии с одним из членов испанской королевской семьи (извините, забыл его имя, может быть в туалете...) затратив на это средства, которых не была удостоена тема покушений 11 марта. И приняла участие в освещении сказки для дурачков об НЛО, которых якобы наблюдали мексиканские ВВС. Кроме того, в одном из своих специальных репортажей, посвященных теме уличных торговцев, возглавила новую опасную моду, которой стала криминализация бедности. В репортаже были показаны уличные торговцы и мойщики машин, таким образом, будто большинство из них являются ворами и грабителями. И в качестве подтверждения информации о вручении, сеньор Эбрард [30] (который, если я не ошибаюсь, является шефом полиции "Города Надежды" [31]) отдает сегодня все находящиеся в его распоряжении силы преследованию и наказанию бедных. Таким образом, борьба с преступностью превращается в борьбу с бедняками... и вновь преследуется всю та же цель - ублажение другой, привилегированной части общества.
Так что, кажется, ни то и ни другое из этих утверждений не соответствуют действительености. Ни Телевиса, ни другие электронные или печатные средства информации не являются авангардом фашизма в Мексике, как заявляет об этом РДП. Однако ни Телевиса, ни другие электронные или печатные средства информации не являются также и социальным и информационным "авангардом демократизции", как привыкли называть себя их ведущие, обозреватели и издатели. Точно так же, правительство Лопеса Обрадора колеблется сейчас между поддержкой неимущих, социальными программами и культурными инициативами, которые можно только приветствовать, с одной стороны, и с другой - авторитаризмом и преследованием бедняков путем проведения полицейских операций, съемки которых напоминают репортажи приходящие из Ирака, оккупированного английскими и североамериканскими войсками. Нет, и одни и другие находятся пока в процессе самоопределения.
Но средства массовой информации и политики заняты не только навязыванием нам идеи о том, что бедность это синоним преступности. Каждый день происходят политические и финансовые скандалы, за которыми не следует ни малейшего уголовного наказания и все сводится лишь к моральному осуждению. Уже давно не обсуждается, был ли тот или иной поступок морально допустимым, вопрос лишь в том, был он легален или же нет. Мексиканская юридическая система вместе со всем государством продолжает погружаться в пучину разложения, в которой и судьями и законами покрывается все, в том числе и преступления против человечества. Физическое устранение противников с последующим сокрытием их тел и репрессии (с участием в них среди прочих президента Эчеверрии), финансовые махинации (как в случае с Национальной лотереей), отвлечение средств (как в случае с ПНД в отношении Провиды), грабеж, преподносимый нам в виде юридических соглашений (как в случае, когда жертвой стали трудящиеся государственной системы социального страхования [32]) и все, что накопилось в этой сегодняшней программе, все это оказывается разрешено нынешней "властью закона", и в результате чего властями безответственно взращивается социальная обида.
В это же самое время, скрываясь за надуманной виртуальной повесткой дня средств информации, осуществляется другая, настоящая повестка - разрушение мексиканского государства...
Другая программа?
Вне этой программы есть люди, коллективы, группы и народы, которые понимают, что за этой, предполагаемой "национальной повесткой дня", скрыта другая, реальная, которая заключена, грубо говоря, в разрушении Мексики как страны. Они знают, что стремительное и беспощадное разрушение национального государства, осуществляемое классом политиков, лишенных стыда и воображения (и нередко сопровождаемое некоторыми средствами массовой информации и всей юридической системой) приведет к хаосу и кошмару с которыми не сравнится ни один из фильмов ужасов.
Тонущее в неолиберальном море, мексиканское государство с каждым днем погружается с все глубже и все меньше походит на себя и все больше становится похожим на ничто.Страна, история создания которой началась на островке посредине озера, тонет в водах, которые являются для нее чужими.
Но есть мексиканки и мексиканцы, которые сопротивляются. Не без трудностей, со множеством ошибок и моментов горечи, неизбежных при выполнении того, что принято считать долгом, они строят маленькие пространства, островки, на которых можно мечтать, бороться, работать. Островки, на которых завтрашняя Мексика снова станет Мексикой, может быть немного другой, немного более хорошей, но Мексикой.
Мы будем говорить об одном из таких островков сопротивления, не лучшем и не единственном. Мы будем говорить об автономии индейских сапатистских общин. об Улитках и о Хунтах Хорошего Правительства, о наших недостатках, ошибках и о достигнутом, и нашим единственным видеосигналом станет взгляд, принимающий наше слово, и наши единственным аудио станут уши и сердца тех, кто не находясь здесь физически, все равно остаются рядом с нами.
(Продолжение следует...)
Из гор юго-востока Мексики
Субкоманданте Маркос
Мексика, август 2004 г. 20 и 10.
[1] Реформа в системе средней школы - предложенная президентом Фоксом школьная реформа предполагает сведение к минимуму изучение истории древних культур и цивилизаций.
[2] Агустин де Итурбиде - общественный деятель (1783-1824), сын испанца и мексиканки, боровшийся против независимости Мексики от испанской короны. После победы сторонников независимости, попытался стать императором Мексики, но был свергнут.
[3] Антонио Лопес де Санта Ана - мексиканский военный и политик (1795-1876), трижды являвшийся президентом, в ходе его военного поражения Мексика лишилась Техаса, поддерживал консервативные аристократические круги и в конце жизни возглавил военный переворот, попытавшись стать диктатором.
[4] Максимилиан Габсбург - австрийский принц, которого французские интервенты назначили императором Мексики.
[5] мешики - индейский народ, положивший начало культуре ацтеков
[6] Теночтитлан - древняя столица империи ацтеков, находившаяся на территории современного Мехико.
[7] Уицилопочтли - главный бог мешиков, занимавший центральное место в религии ацтеков. В его честь приносились многочисленные человеческие жертвоприношения
[8] Копиль - ацтекский бог, согласно легенде, восставший против Уицилопочтли, чтобы отомстить за смерть своей матери. Победивший его Уицилопочтли вырвал его сердце и бросил его в воды озера Текскоко.
[9] 2006 год - год следующих президентских выборов в Мексике.
[10] Карлос Аумада - крупный предприниматель аргентинского происхождения, вхожий в эксклюзивные круги мексиканских политиков, долгое время близкий к руководству ПРД. Связанный с операциями по отмыванию денег он на частном самолете пытался бежать на Кубу с чемоданами, полными денег и с тайно снятыми видео, компрометирующими ряд мексиканских политиков. Кубинские власти выдали его мексиканскому правосудию. Практически одновременно с этими событиями и чтобы отвлечь от них национальное общественное мнение и завоевать очки перед США правительство Висенте Фокса пошло на обострение отношений с Кубой, что закончилось кратковременным разрывом дипломатических отношений.
[11] Криль и Дербес - Сантьяго Криль - глава правительственного секретариата Мексики, Луис Эрнесто Дербес - министр иностранных дел Мексики
[12] Карлос Монсиваис - один из крупнейших писателей, мыслителей и культурологов современной Мексики (1938 г.р.). Симпатизирует сапатистам и неоднократно встречался с Маркосом.
[13] Андрес Мануэль Лопес Обрадор - нынешний председатель правительства города Мехико, член РДП, кандидат в президенты страны на будущих выборах, является политиком с одним из самых высоких в стране рейтингов.
[14] Пемексгейт - скандал, связанный с незаконным перечислением мексиканской государственной нефтяной компанией "Пемекс" 209 млн долларов на нужды предвыборной кампании кандидата в президенты от ИРП.
[15] грязная война - практика правительств ИРП по уничтожению политических противников
[16] Диаса Ордаса-Эчеверрии-Лопеса Портильо-де ла Мадрида-Салинаса де Гортари-Седильо - мексиканские президенты времен последнего периода диктатуры ИРП
[17] Случай с Национальной Лотереей - скандал, связанный с незаконным перечислением средств со счета государственной лотереи в адрес частного фонда "Вперед, Мексика", возглавляемого супругой президента Фокса
[18] Отвлечения средств из общественных фондов для Провиды - правительство Фокса незаконно перечислило частной консервативной католической организации Провида сумму в 3 млн. долларов, "отстегнув" их от средств, предназначавшихся для покупки лекарств для больных СПИДом
[19] "Легионеры Христа" - мексиканская крайне правая и консервативная католическая организация
[20] "Юнке" 19 - секретная ультраправая католическая организация, активно участвующая в политической жизни Мексики
[21] "Опус Деи" - ультрареакционная конфессия Римской католической церкви, созданная в 1928 году в Испании Хосемарией Эскрива де Балагером, распространенная сегодня по всему миру и занимающая крайне правые и консервативные позиции
[22] Цирк Сан-Ласаро - имеется в виду Национальный конгресс Мексики, именуемый дворцом Сан-Ласаро
[23] "Демонстрация против преступности" - 27 июня 2004 г. в Мехико прошла "Демонстрация против преступности", к участию в которой прихзвали более 80 различных организаций, в ней участвовало почти 300 тысяч человек
[24] Альфонсо Дурасо - личный секретарь президента Фокса и пресс-секретарь правительства
[25] Джульяни, "вторые этажи", исторический центр города Мехико, строительный бум в Санта-Фе, "Хьюстон" западной части Столичного округа - богатые дорогие районы мексиканской столицы
[26] Реформа - одна из центральных улиц Мехико
[27] Диего Фернандес де Севальос, Энрике Джексон и Хесус Ортега - мексиканские сенаторы
[28] АМЛО - прозвище Андреса Мануэля Лопеса Обрадора из инициалов его полного имени
[29] Банамекс и Банкомер - мексиканские банки
[30] Марсело Эбрард - директор секретариата полиции Мехико
[31] "Город Надежды" - распространенное поэтическое название Мехико
[32] Случай, когда жертвой стали трудящиеся государственной системы социального страхования - в рамках курса на приватизацию всей социальной сферы, мексиканский конгресс принял закон о сокращении пенсий трудящихся Мексиканского Института Социального Страхования (МИСС)
джерело: http://www.zmi.kiev.ua/content/view/1431/2/