Кремль "опускает" Медведчука и "силовой сценарий"
10/05/2004 | Dworkin
КИЕВСКИЕ СИЛОВИКИ ПОШЛИ ПО ПУТИ КОРЖАКОВА
Станислав Белковский: Россия была обескуражена предложением отменить результаты выборов президента Украины
http://ng.ru/cis/2004-10-05/5_belkovskiy.html
Татьяна Рублева, "Независимая газета"
Предвыборная борьба на Украине грозит пойти по совсем неожиданному сценарию, при котором в споре за президентское кресло не останется места ни для одного из сегодняшних фаворитов гонки. Некоторые эксперты уже начали выдвигать версии о возможной отмене результатов самих президентских выборов. Все это сильно напоминает планы бывшего начальника Службы безопасности президента РФ Александра Коржакова образца 1996 года. О том, насколько вероятно такое развитие событий, «НГ» рассказал директор Института национальной стратегии, консультант кругов, близких к Леониду Кучме, Станислав Белковский.
-Ключевой вопрос нынешней политической ситуации на Украине – состоятся выборы как таковые или нет. От этого зависит все остальное. Фактически судьба этих выборов во многом будет решаться вне публичного поля. На прошлой неделе глава администрации президента Украины Виктор Медведчук посетил Москву. Он встретился со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым, был принят Владимиром Путиным и предложил отмену результатов выборов как оптимальный выход с точки зрения украинской власти и российско-украинских отношений.
– Как может быть реализована эта идея?
– Сценарий вкратце состоит в следующем. Сразу же после первого тура голосования, который при любой погоде состоится 31 октября, ЦИК Украины на определенном этапе фиксирует гигантские предвыборные нарушения в ряде регионов. В одних регионах в пользу Януковича, в других – в пользу Ющенко. Не исключено даже, что администрация президента Украины будет изящно и непублично подталкивать некоторых губернаторов к такого рода нарушениям. Поскольку такое количество нарушений в процессе предвыборной кампании противоречит демократическим нормам, результаты выборов не могут быть признаны ни народом Украины, ни международным сообществом. В результате ЦИК Украины не признает итоги президентских выборов. После чего Леонид Кучма заявит, что фавориты выборов в лице Януковича и Ющенко не оправдали доверия народа и доказали, что являются политическими шулерами, пойдя на фальсификации. Далее будет объявлено о назначении новых выборов одновременно с референдумом по ключевым вопросам развития Украины. Причем в сценарий входит деморализация Ющенко и Януковича и провозглашение их фигурами, морально непригодными к участию в следующих выборах, как допустивших нарушения и пошедших на явный подлог. Таким образом, Виктор Янукович и Виктор Ющенко уже не будут допущены к следующим выборам, которые могут состояться в начале 2004 года. На этих новых выборах основными соперниками Леонида Кучмы будут, согласно одному из вариантов сценария, Юлия Тимошенко, Александр Мороз и, возможно, сам Виктор Медведчук – в качестве «джокера», фиктивного кандидата.
– Как было воспринято в Москве предложение Киева?
– Насколько мне известно, администрация президента России была несколько обескуражена подобным предложением, поскольку Россия сделала большие политические и экономические инвестиции в победу Виктора Януковича, который всего два месяца назад был представлен Владимиру Путину как официальный наследник Кучмы. Сейчас же предлагается изменить политический сценарий, значит, и Россия должна пересмотреть свои позиции, что не самое приятное. Другое дело, что официальный Киев, по моим данным, получил заверения в том, что Россия не будет активно вмешиваться, и если «план Медведчука» станет реализовываться, то Москва не станет активно ему препятствовать, ставя под сомнения решения ЦИК Украины. А Украина, в свою очередь, обязуется не ссылаться на Москву ни как на источник такого рода решений, ни как на политического спонсора отмены выборов.
– Значит, вопрос об отмене выборов на уровне президентского окружения фактически решен?
– Нет, это, безусловно, еще не окончательно решенный вопрос. Его будет решать Леонид Кучма в ближайшие дни. Позиция Москвы ему уже известна: дескать, действуйте, ребята; если что – мы ни при чем. И я очень надеюсь, что Леонид Кучма, как ответственный политик и лидер, уже обретший свое место в истории, не пойдет на такого рода авантюру. Несмотря на всю противоречивость оценок его деятельности, его роль как государственного деятеля можно в целом оценить как положительную, поскольку именно при Леониде Кучме оформилась украинская государственность как таковая, Украина обрела государственную субъектность.
Сценарий с отменой выборов нужен в первую очередь Виктору Медведчуку, поскольку его политико-экономический клан не сможет адекватно вписаться ни в Украину Януковича, ни в Украину Ющенко. Поэтому ему надо искать третий путь. И он пытается навязать Кучме рискованный план отмены результатов голосования.
– Означает ли это, что политический кризис на Украине неизбежен?
– В случае реализации плана Медведчука – неизбежен. Но я все же разделил бы подлинные интересы Леонида Кучмы и позицию его администрации. Поскольку у них разный масштаб и разный уровень осмысления ситуации, я все-таки надеюсь, что Кучма на отмену выборов не пойдет. Хотя смена министра обороны и запланированный на 28 октября парад, посвященный освобождению Киева от немецко-фашистских захватчиков, который является поводом для концентрации военной силы в Киеве накануне выборов, свидетельствуют о том, что проект уже вышел из теоретической плоскости.
Политическое будущее Украины зависит от того, на что сейчас решится президент страны: на проведение выборов или на их отмену. Мне представляется, что отмена выборов – это крайне опасный сценарий. И прежде всего для Леонида Кучмы: в таком случае ему не удастся сохранить легитимность. Зато, если выборы состоятся, независимо от их исхода Кучма может остаться в украинской политике как очень серьезный игрок и фактор влияния.
– Какой же выход из этой ситуации кажется вам наиболее приемлемым для Украины?
– На мой взгляд, идеальным вариантом решения предвыборной ситуации на Украине могла оказаться победа Ющенко и Януковича одновременно, то есть некая трансформация политической структуры общества в направлении, при которой оба фаворита президентской гонки нашли бы себе место в поствыборной политической модели. Я имею в виду в первую очередь перераспределение полномочий между президентом и правительством и федерализацию Украины.
– Считаете ли вы, что кандидаты могли бы реализовать сценарий, при котором получивший большинство голосов занял бы место президента, а уступивший ему – место премьер-министра?
– Да, я считаю этот сценарий весьма продуктивным. В этом случае президент и премьер были бы примерно равными по силе фигурами: один занимался бы внешней и оборонной политикой, а другой взял бы на себя проблемы экономического и социального развития страны. Премьер в рамках такой конструкции будет уже не чиновником, полностью зависимым от президента, а главой коалиционного правительства с фиксированным сроком полномочий, подотчетного парламентскому большинству. И конечно, в этой системе возрастает роль региональных лидеров, которых, с моей точки зрения, должен избирать народ. В такой ситуации, я еще раз подчеркиваю, победа обоих кандидатов была бы оптимальным завершением безумной предвыборной гонки.
– И вы думаете, что силы, стоящие за каждым из кандидатов, позволили бы им пойти на подобную договоренность?
– Как раз силы, стоящие за ними, и помогли бы им на это пойти, поскольку это позволило бы избежать жесткого передела власти и собственности после выборов и обеспечить соблюдение фундаментальных интересов ключевых субъектов политико-экономической элиты Украины. Здесь проблема скорее уже личная: взаимная неприязнь и конкуренция между кандидатами как личностями. Но политик потому и есть политик, что должен ставить интересы страны и нации выше личных пристрастий и сиюминутных настроений. Поэтому я считаю, что компромисс между фаворитами президентских выборов в принципе реален.
– Некоторые политтехнологи предрекали, что при перераспределении полномочий в пользу правительства премьером при любом из президентов может оказаться Леонид Кучма, тем самым оставив за собой рычаги политического и экономического влияния в стране.
– Нет, не думаю. Во-первых, он не может пойти на формальное понижение, даже если объем полномочий этого премьера будет весьма широк. Я думаю, что Кучме все-таки правильнее окапываться в нише «отца нации», создателя украинской государственности, фигуры исторической. Он мог бы возглавить некую структуру, например, совет по конституционным реформам, который вырабатывал бы идеологию стратегических реформ, рассчитанных на ряд лет. И одновременно был бы гарантом соглашения между Ющенко и Януковичем. А сама эта конструкция гарантировала бы безопасность самого Кучмы и близких к нему фигур.
– И все же победа какого из кандидатов, на ваш взгляд, предпочтительнее для Украины?
– Победа любого кандидата в отдельности плоха для Украины. Поскольку эффективной для Украины является только так называемая «кучмистская» модель, то есть модель «федерации наций» под единой государственной крышей. Украинский народ не представляет собой единую нацию и не может представлять, поскольку с точки зрения культуры и ментальности, скажем, Киев не имеет ничего общего ни со Львовом, ни с Одессой. Фактически существует несколько субнаций, и попытка унифицировать такое государство неизбежно приведет к его распаду. Леонид Кучма был успешен как правитель государства именно в качестве «двойного агента». Он пришел к власти якобы как ставленник России и восточных регионов, но фактически проводил политику, отвечающую интересам западных регионов и в целом прозападную. Как двойной агент, он сумел удержать эту гибкую конструкцию под контролем, не дав ей развалиться, и сформировал из постсоветского «бульона» некий остов новой государственности. В отличие от России у Украины нет априорной идеи государственности и нет идеи царя. Поэтому на Украине возможно перераспределение власти: постепенное ослабление позиций главы государства в пользу парламентского большинства и утверждаемого этим большинством правительства. Плюс федерализация – с учетом фундаментальных, неискоренимых различий между регионами.
– Каким образом может быть учтено и реализовано это различие?
– Это радикальное разделение – культурное, языковое, ментальное – должно приобрести формальный статус. Надо дать возможность регионам, оставаясь в рамках единого государства, защищать свою самость. В частности, вопрос о статусе русского языка должен быть спущен для решения на уровень регионов. Для меня очевидно, что вторым государственным русский язык не станет ни при президенте Януковиче, ни в случае победы Ющенко. Что касается недавних обещаний Януковича сделать русский язык вторым государственным, то я не верю, что это может быть реализовано. При этом надо понимать, что это был достаточно рискованный политико-технологический ход: Леонид Кучма уже дважды обещал сделать русский язык вторым государственным, и население восточных областей прекрасно помнит, что его дважды обманули. Сегодня такого рода широкомасштабные обязательства изначально воспринимаются избирателями как попытка ввести в заблуждение. Поэтому я считаю, что политтехнологи, которые посоветовали Виктору Януковичу сделать подобное заявление, оказали ему не очень хорошую услугу.
– Вы утверждаете, что не работаете на предвыборном украинском поле. А что бы вы посоветовали российским политтехнологам, которые «в игре»?
– Вернуться в Россию и заняться своими делами. Я считаю, что их влияние на предвыборную кампанию негативно, советы их не имеют ничего общего с украинской политической реальностью, а базовая презумпция, согласно которой Украина – это Россия пять лет назад, кажется мне глубоко ошибочной. Украина – это совершенно другое политическое пространство, и там совершенно другая логика формирования государства, нежели в России. Поэтому российские подходы и оценки механизмов массового сознания должны использоваться в Украине сверхосторожно. Нельзя механически вбрасывать типовые российские приемы на украинскую почву.
А кроме того, фанаберия, свойственная российским политтехнологам, их система заявлений типа «Россия на допустит того или иного» ухудшает имидж России и затрудняет диалог российской и украинской элит.
– Как же должна себя повести Россия?
– Главной проблемой России является отсутствие у нее какой бы то ни было осмысленной стратегической политики в отношении Украины. До тех пор пока Россия не предложит Украине внятного и четкого геостратегического проекта, Украина, кто бы ни победил на президентских выборах, продолжит ориентироваться на американские и европейские сценарии. Единое экономическое пространство – это геоэкономический проект, и он может быть успешен только как приложение к геополитическому проекту и его следствие. В тот момент, когда Украина примет неизбежное решение быть в американском или европейском геостратегическом проекте, система геоэкономических проектов будет подверстана под главный, геополитический. И тогда не будет никакого реального ЕЭП.
---------------------------------------------
Статья заслуживает особого доверия, так как Станислав Белковский - это политолог в данное время особо приближенный к Кремлю и особенно "питерской" группе Путина.
Станислав Белковский: Россия была обескуражена предложением отменить результаты выборов президента Украины
http://ng.ru/cis/2004-10-05/5_belkovskiy.html
Татьяна Рублева, "Независимая газета"
Предвыборная борьба на Украине грозит пойти по совсем неожиданному сценарию, при котором в споре за президентское кресло не останется места ни для одного из сегодняшних фаворитов гонки. Некоторые эксперты уже начали выдвигать версии о возможной отмене результатов самих президентских выборов. Все это сильно напоминает планы бывшего начальника Службы безопасности президента РФ Александра Коржакова образца 1996 года. О том, насколько вероятно такое развитие событий, «НГ» рассказал директор Института национальной стратегии, консультант кругов, близких к Леониду Кучме, Станислав Белковский.
-Ключевой вопрос нынешней политической ситуации на Украине – состоятся выборы как таковые или нет. От этого зависит все остальное. Фактически судьба этих выборов во многом будет решаться вне публичного поля. На прошлой неделе глава администрации президента Украины Виктор Медведчук посетил Москву. Он встретился со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым, был принят Владимиром Путиным и предложил отмену результатов выборов как оптимальный выход с точки зрения украинской власти и российско-украинских отношений.
– Как может быть реализована эта идея?
– Сценарий вкратце состоит в следующем. Сразу же после первого тура голосования, который при любой погоде состоится 31 октября, ЦИК Украины на определенном этапе фиксирует гигантские предвыборные нарушения в ряде регионов. В одних регионах в пользу Януковича, в других – в пользу Ющенко. Не исключено даже, что администрация президента Украины будет изящно и непублично подталкивать некоторых губернаторов к такого рода нарушениям. Поскольку такое количество нарушений в процессе предвыборной кампании противоречит демократическим нормам, результаты выборов не могут быть признаны ни народом Украины, ни международным сообществом. В результате ЦИК Украины не признает итоги президентских выборов. После чего Леонид Кучма заявит, что фавориты выборов в лице Януковича и Ющенко не оправдали доверия народа и доказали, что являются политическими шулерами, пойдя на фальсификации. Далее будет объявлено о назначении новых выборов одновременно с референдумом по ключевым вопросам развития Украины. Причем в сценарий входит деморализация Ющенко и Януковича и провозглашение их фигурами, морально непригодными к участию в следующих выборах, как допустивших нарушения и пошедших на явный подлог. Таким образом, Виктор Янукович и Виктор Ющенко уже не будут допущены к следующим выборам, которые могут состояться в начале 2004 года. На этих новых выборах основными соперниками Леонида Кучмы будут, согласно одному из вариантов сценария, Юлия Тимошенко, Александр Мороз и, возможно, сам Виктор Медведчук – в качестве «джокера», фиктивного кандидата.
– Как было воспринято в Москве предложение Киева?
– Насколько мне известно, администрация президента России была несколько обескуражена подобным предложением, поскольку Россия сделала большие политические и экономические инвестиции в победу Виктора Януковича, который всего два месяца назад был представлен Владимиру Путину как официальный наследник Кучмы. Сейчас же предлагается изменить политический сценарий, значит, и Россия должна пересмотреть свои позиции, что не самое приятное. Другое дело, что официальный Киев, по моим данным, получил заверения в том, что Россия не будет активно вмешиваться, и если «план Медведчука» станет реализовываться, то Москва не станет активно ему препятствовать, ставя под сомнения решения ЦИК Украины. А Украина, в свою очередь, обязуется не ссылаться на Москву ни как на источник такого рода решений, ни как на политического спонсора отмены выборов.
– Значит, вопрос об отмене выборов на уровне президентского окружения фактически решен?
– Нет, это, безусловно, еще не окончательно решенный вопрос. Его будет решать Леонид Кучма в ближайшие дни. Позиция Москвы ему уже известна: дескать, действуйте, ребята; если что – мы ни при чем. И я очень надеюсь, что Леонид Кучма, как ответственный политик и лидер, уже обретший свое место в истории, не пойдет на такого рода авантюру. Несмотря на всю противоречивость оценок его деятельности, его роль как государственного деятеля можно в целом оценить как положительную, поскольку именно при Леониде Кучме оформилась украинская государственность как таковая, Украина обрела государственную субъектность.
Сценарий с отменой выборов нужен в первую очередь Виктору Медведчуку, поскольку его политико-экономический клан не сможет адекватно вписаться ни в Украину Януковича, ни в Украину Ющенко. Поэтому ему надо искать третий путь. И он пытается навязать Кучме рискованный план отмены результатов голосования.
– Означает ли это, что политический кризис на Украине неизбежен?
– В случае реализации плана Медведчука – неизбежен. Но я все же разделил бы подлинные интересы Леонида Кучмы и позицию его администрации. Поскольку у них разный масштаб и разный уровень осмысления ситуации, я все-таки надеюсь, что Кучма на отмену выборов не пойдет. Хотя смена министра обороны и запланированный на 28 октября парад, посвященный освобождению Киева от немецко-фашистских захватчиков, который является поводом для концентрации военной силы в Киеве накануне выборов, свидетельствуют о том, что проект уже вышел из теоретической плоскости.
Политическое будущее Украины зависит от того, на что сейчас решится президент страны: на проведение выборов или на их отмену. Мне представляется, что отмена выборов – это крайне опасный сценарий. И прежде всего для Леонида Кучмы: в таком случае ему не удастся сохранить легитимность. Зато, если выборы состоятся, независимо от их исхода Кучма может остаться в украинской политике как очень серьезный игрок и фактор влияния.
– Какой же выход из этой ситуации кажется вам наиболее приемлемым для Украины?
– На мой взгляд, идеальным вариантом решения предвыборной ситуации на Украине могла оказаться победа Ющенко и Януковича одновременно, то есть некая трансформация политической структуры общества в направлении, при которой оба фаворита президентской гонки нашли бы себе место в поствыборной политической модели. Я имею в виду в первую очередь перераспределение полномочий между президентом и правительством и федерализацию Украины.
– Считаете ли вы, что кандидаты могли бы реализовать сценарий, при котором получивший большинство голосов занял бы место президента, а уступивший ему – место премьер-министра?
– Да, я считаю этот сценарий весьма продуктивным. В этом случае президент и премьер были бы примерно равными по силе фигурами: один занимался бы внешней и оборонной политикой, а другой взял бы на себя проблемы экономического и социального развития страны. Премьер в рамках такой конструкции будет уже не чиновником, полностью зависимым от президента, а главой коалиционного правительства с фиксированным сроком полномочий, подотчетного парламентскому большинству. И конечно, в этой системе возрастает роль региональных лидеров, которых, с моей точки зрения, должен избирать народ. В такой ситуации, я еще раз подчеркиваю, победа обоих кандидатов была бы оптимальным завершением безумной предвыборной гонки.
– И вы думаете, что силы, стоящие за каждым из кандидатов, позволили бы им пойти на подобную договоренность?
– Как раз силы, стоящие за ними, и помогли бы им на это пойти, поскольку это позволило бы избежать жесткого передела власти и собственности после выборов и обеспечить соблюдение фундаментальных интересов ключевых субъектов политико-экономической элиты Украины. Здесь проблема скорее уже личная: взаимная неприязнь и конкуренция между кандидатами как личностями. Но политик потому и есть политик, что должен ставить интересы страны и нации выше личных пристрастий и сиюминутных настроений. Поэтому я считаю, что компромисс между фаворитами президентских выборов в принципе реален.
– Некоторые политтехнологи предрекали, что при перераспределении полномочий в пользу правительства премьером при любом из президентов может оказаться Леонид Кучма, тем самым оставив за собой рычаги политического и экономического влияния в стране.
– Нет, не думаю. Во-первых, он не может пойти на формальное понижение, даже если объем полномочий этого премьера будет весьма широк. Я думаю, что Кучме все-таки правильнее окапываться в нише «отца нации», создателя украинской государственности, фигуры исторической. Он мог бы возглавить некую структуру, например, совет по конституционным реформам, который вырабатывал бы идеологию стратегических реформ, рассчитанных на ряд лет. И одновременно был бы гарантом соглашения между Ющенко и Януковичем. А сама эта конструкция гарантировала бы безопасность самого Кучмы и близких к нему фигур.
– И все же победа какого из кандидатов, на ваш взгляд, предпочтительнее для Украины?
– Победа любого кандидата в отдельности плоха для Украины. Поскольку эффективной для Украины является только так называемая «кучмистская» модель, то есть модель «федерации наций» под единой государственной крышей. Украинский народ не представляет собой единую нацию и не может представлять, поскольку с точки зрения культуры и ментальности, скажем, Киев не имеет ничего общего ни со Львовом, ни с Одессой. Фактически существует несколько субнаций, и попытка унифицировать такое государство неизбежно приведет к его распаду. Леонид Кучма был успешен как правитель государства именно в качестве «двойного агента». Он пришел к власти якобы как ставленник России и восточных регионов, но фактически проводил политику, отвечающую интересам западных регионов и в целом прозападную. Как двойной агент, он сумел удержать эту гибкую конструкцию под контролем, не дав ей развалиться, и сформировал из постсоветского «бульона» некий остов новой государственности. В отличие от России у Украины нет априорной идеи государственности и нет идеи царя. Поэтому на Украине возможно перераспределение власти: постепенное ослабление позиций главы государства в пользу парламентского большинства и утверждаемого этим большинством правительства. Плюс федерализация – с учетом фундаментальных, неискоренимых различий между регионами.
– Каким образом может быть учтено и реализовано это различие?
– Это радикальное разделение – культурное, языковое, ментальное – должно приобрести формальный статус. Надо дать возможность регионам, оставаясь в рамках единого государства, защищать свою самость. В частности, вопрос о статусе русского языка должен быть спущен для решения на уровень регионов. Для меня очевидно, что вторым государственным русский язык не станет ни при президенте Януковиче, ни в случае победы Ющенко. Что касается недавних обещаний Януковича сделать русский язык вторым государственным, то я не верю, что это может быть реализовано. При этом надо понимать, что это был достаточно рискованный политико-технологический ход: Леонид Кучма уже дважды обещал сделать русский язык вторым государственным, и население восточных областей прекрасно помнит, что его дважды обманули. Сегодня такого рода широкомасштабные обязательства изначально воспринимаются избирателями как попытка ввести в заблуждение. Поэтому я считаю, что политтехнологи, которые посоветовали Виктору Януковичу сделать подобное заявление, оказали ему не очень хорошую услугу.
– Вы утверждаете, что не работаете на предвыборном украинском поле. А что бы вы посоветовали российским политтехнологам, которые «в игре»?
– Вернуться в Россию и заняться своими делами. Я считаю, что их влияние на предвыборную кампанию негативно, советы их не имеют ничего общего с украинской политической реальностью, а базовая презумпция, согласно которой Украина – это Россия пять лет назад, кажется мне глубоко ошибочной. Украина – это совершенно другое политическое пространство, и там совершенно другая логика формирования государства, нежели в России. Поэтому российские подходы и оценки механизмов массового сознания должны использоваться в Украине сверхосторожно. Нельзя механически вбрасывать типовые российские приемы на украинскую почву.
А кроме того, фанаберия, свойственная российским политтехнологам, их система заявлений типа «Россия на допустит того или иного» ухудшает имидж России и затрудняет диалог российской и украинской элит.
– Как же должна себя повести Россия?
– Главной проблемой России является отсутствие у нее какой бы то ни было осмысленной стратегической политики в отношении Украины. До тех пор пока Россия не предложит Украине внятного и четкого геостратегического проекта, Украина, кто бы ни победил на президентских выборах, продолжит ориентироваться на американские и европейские сценарии. Единое экономическое пространство – это геоэкономический проект, и он может быть успешен только как приложение к геополитическому проекту и его следствие. В тот момент, когда Украина примет неизбежное решение быть в американском или европейском геостратегическом проекте, система геоэкономических проектов будет подверстана под главный, геополитический. И тогда не будет никакого реального ЕЭП.
---------------------------------------------
Статья заслуживает особого доверия, так как Станислав Белковский - это политолог в данное время особо приближенный к Кремлю и особенно "питерской" группе Путина.
Відповіді
2004.10.05 | Navigator
Кремль же на всю катушку тренується на "свинках" в Абхазії- не
можуть порахувати бюлетені так, щоб переміг колишній генерал КГБ. Щось при старому Єльцину результати завжди були відомі вже в ніч виборів.
А зараз почалося.
Уфа.
Мукачево.
Здолбунів.
Сухумі.
Те, що "вони" людей за людейне рахують ми знали теоретично.
Тепер "вони" нас не рахують практично.
Кажуть :"Пашлі нах...йййй!"
З московською вимовою але різними акцентами.
"На состоявшихся в Абхазии выборах победил я", - заявил в понедельник глава "Черноморэнерго" Сергей Багапш, главный соперник нынешнего премьера Абхазии Рауля Хаджимбы, которого поддерживала Москва. Представитель штаба Багапша Александр Анкваб заявил, что за Багапша проголосовал 51% зарегистрированных избирателей. Однако в штабе Хаджимбы говорят, что выборы прошли с "грубейшими нарушениями". В Гальском районе, где в основном голосуют грузинские жители Абхазии, за Багапша проголосовало больше избирателей, чем было зарегистрировано. ЦИК Абхазии перенес объявление официальных данных с вечера понедельника на утро вторника.
Радужное настроение жителей Абхазии, с таким энтузиазмом пошедших в воскресенье на первые в своей жизни альтернативные выборы, сменилось, как только стрелки часов перевалили за двенадцать и начали отсчет нового дня поствыборных абхазских будней. Казалось бы, они должны радоваться. Все же они фактически пережили первые в своей жизни альтернативные выборы. Без драк, провокаций, стрельбы. Однако выборы, которые принято на всем постсоветском пространстве считать праздником, обернулись как для простых абхазцев, так и для кандидатов в президенты сплошным кошмаром.
Настоящая буря разразилась в понедельник. Во-первых, явка избирателей оказалась не такой высокой, как ожидалось и как об этом сообщал радостно в воскресенье ЦИК Абхазии. Из 125 тысяч заявленных избирателей, которые были внесены в списки, голосовать пришло чуть больше 80 тысяч. И это при том, что в день голосования было составлено очень много дополнительных списков. Во-вторых, еще ночью штаб Багапша сделал сенсационное заявление - в выборах победил глава «Черноморэнерго» Сергей Багапш, набрав более 50% голосов. Штаб Хаджимбы подсчитывал поступающие к ним данные и с выводами не спешил.
Утро Абхазия встретила в растерянности - ЦИК хранил молчание, объявляя с завидной регулярностью лишь о том, что выборы состоялись. А результаты точные объявить не могут потому, что еще не привезли опечатанные бюллетени из многих регионов небольшой Абхазии. К вечеру понедельника журналисты и сторонники обоих кандидатов собрались у здания ЦИК Абхазии. Но их надежды были абсолютно тщетны - Центризбирком перенес объявление результатов на утро вторника. Однако уверенности в том, что они будут объявлены, не было ни у кого из собравшихся.
Тем не менее еще днем штаб Багапша собрал пресс-конференцию, где были озвучены собранные им предварительные итоги выборов. Причем у Багапша были данные в тысячах, а не в процентах по всем районам Абхазии. Сомневаться в победе вроде бы не имеет смысла. Как заявил представитель штаба Багапша Александр Анкваб, "мы победили не только в Гали, как многие нам прочили, но и в Гудауте, и в других регионах". По предварительным данным, озвученным в штабе Багапша, именно их кандидат выиграл эти выборы и набрал 51% голосов, Хаджимба (по их данным) получил поддержку со стороны 32,8% избирателей.
В штабе Хаджимбы эти данные опровергают - выборы прошли с "грубейшими нарушениями". Как заявляли официальные представители в Гальском районе, где проживает в основном грузинское население Абхазии, "прямо на участках демонстративно агитировали в пользу кандидата Сергея Багапша". Но накануне сами жители Гальского района Абхазии не скрывали, что голосовали за соперника Рауля Хаджимбы.
Как сообщил "Известиям" источник в штабе Хаджимбы, когда на участке в 8 вечера погас свет, в избирательные урны были "незаконно вброшены заранее заготовленные бюллетени". Сам Багапш это отрицает - "любыми фальсификациями всегда занимаются власти, а сейчас сама власть заявляет, что выборы прошли с огромными нарушениями, - такого еще никогда не было".
По данным штаба Багапша, за него в Гальском районе проголосовало 8, 665 тысячи избирателей. Тогда как по официальным данным ЦИК Абхазии, в официальные списки было внесено в этом районе не более 3 тысяч грузин, прошедших официальную регистрацию и принявших абхазское гражданство, а значит, имеющих право голосовать на выборах президента. Всего же в Гальском районе прошли регистрацию и имели право голоса около 15 тысяч грузин. В штабе Хаджимбы говорят, что в списки избирателей попали порядка 4 тысяч граждан (плюс к уже указанным 3 тысячам), которые в предварительных списках не значились. И их бюллетени не были подписаны избирательной комиссией на местах, так как у многих были фальшивые документы (так называемая "форма № 9", выданная избирателям накануне, и другие документы, которые не дают право голосовать). В штабе Багапша эту информацию категорически опровергают.
Наблюдатели и журналисты уже стали искать в событиях в Абхазии так называемый грузинский след. Однако госминистр по делам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава заявил в понедельник, что Тбилиси устраивает кандидатура Хаджимбы. Дескать, она согласована в Москве, а Тбилиси не собирается в этом вопросе с ней ссориться. Но саму многонациональную Абхазию сейчас волнует не столько грузинский след, сколько "грузинские последствия". Вчера ближе к вечеру сторонники и того и другого кандидата на пост президента стали стихийно собираться на митинги. Но и Багапш, и Хаджимба призвали их не делать поспешных выводов и не уподобляться известному опыту "революции роз и бархатной революции в Грузии". Слишком дорого это может обойтись для самой Абхазии, которая только стала восстанавливаться после войны 1992-1993 гг. и блокады со стороны Грузии, и со стороны России.
Уже постфактум абхазы осознали, что единственное чего они ждали от скандально прошедших, но еще не завершившихся выборов, - так это возможности сделать свой выбор без участия геополитических соседей. И тогда бы и власть, и оппозиция, а главное, сам народ приняли бы любого кандидата, в пользу которого был сделан выбор.
Совет Европы обсудит российско-грузинские отношения
На открывшейся в понедельник в Страсбурге сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы случилась громкая сенсация: по просьбе Грузии парламентарии решили обсудить нынешнее состояние российско-грузинских отношений. Об этом решении бюро ПАСЕ поведал журналистам председатель Ассамблеи Петер Шидер.
Как сообщает Би-би-си, в ходе дебатов будет обсуждаться возможность формирования рабочей группы для посредничества между Москвой и Тбилиси. Таким образом, впервые отношения России и Грузии выносятся на суд международной организации. Петер Шидер также сообщил, что дебаты пройдут в четверг 7 октября - тогда же, когда и дискуссия о Чечне.
2004.10.05 | Dworkin
(с) Украина - не Абхазия! (-)
2004.10.05 | Раціо
Жодна інформація московського походження не варта уваги
Російський інформпростір настільки переповнений брехнею, що вже неможливо зрозуміти, коли вони щиро брешуть, а коли кажуть правду для того, щоби її сприйняли за брехню. Неможливо в першу чергу тому, що це вже давно не розуміють самі москалі. Вони створили собі паралельну реальність і їм там добре. Але співвідношення брехні (інформації про московську реальність) і правди (інформації про об'єктивну реальність) таке, що оптимальна гіпотеза (для мінімізації очікуваної помилки) щодо інформації московського походження є те, що це білий шум. Тобто неможливо на московську інфу реагувати якось оптимальніше, аніж її ігноруючи.Натомість зауважте, як легко в умовах нормального інформпростору відслідковується деза про хворобу Юша. Ше пару днів, і ми взнаємо, з якої саме московської агенції вона прийшла
2004.10.05 | Navigator
Почалися танці Святого Вітта. Донбас і Крим вже танцюють...
Жодна інформація московського походження не варта ломаного гроша, бо не є вже не інформацією, а спецоперацією.Але саме вона стає предметов не тільки уваги, а й зомбування народу України. Бо іншої майже нема в ефірі.
До чого нас ведуть - бачив вчора по РТР.
Єкатеринбурзьке молодіжне відділення "Єдиної Росії" скупило всі відкритки в місті і проводить акцію "За що я люблю президента Путіна".
Кожний бажаючий може написати Путіну - хотів сказати валентинку - володимиртинку.
Показали двох жінок. Одна - студентка, років двадцять:"Да не нужна нам никакая свобода, а нужна диктатура"
Друга - пенсіонерка :"Я люблю родного прези... прези.." - голос ламається, ВОНА РИДАЄ В КАМЕРУ:"Он самый родной для меня человек."
Відеоряд закінчено.
В сюжеті.
А в ефірі істерія йде безперервно по всім каналам.
І з сюжета видно, для чого.
Почалися танці Святого Вітта.
Так в середньовічній Європі танцювали цілі краї,ввійшовши в раж. Не могли зупинитись.
Падали додолу - і знову танцювали.
Танець переходив з району в район.
Донбас і Крим вже танцюють...