Критика Я. на APN.RU
11/16/2004 | vD
http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=260&do=view_single
16.11.2004, (Владимир Голышев)
Непуганый электорат Януковича
Сейчас, когда до второго тура украинских выборов осталось меньше недели, разрешились две основные интриги. Во-первых, ЦИК признал победу Ющенко в первом туре. Во-вторых, состоялись теледебаты , от участия в которых Янукович прежде наотрез отказывался. Эти важнейшие события, во многом определяющие результат второго тура, предоставили нам уникальную возможность оценить уровень «экспертно-аналитического сопровождения» действующего премьер-министра Украины.
До сих пор речь шла о вещах довольно рутинных — расклейке рекламных плакатов, агитационных поездках, концертах «в поддержку кандидата» и прочих предвыборных банальностях. Конечно, и здесь были свои яркие моменты (вроде, безнадежно заблудившегося в двух кандидатах Бедроса Киркорова), но в целом напортачить тут было трудно. Момент истины наступил во время подсчета голосов… Сейчас, когда украинский ЦИК уже объявил о победе Ющенко в первом туре, мы можем констатировать — каким бы не был первоначальный замысел, Виктору Януковичу эта «счетная эпопея» нанесла невосполнимый урон. Не исключено, что недополученные из-за нее голоса будут стоить ему президентского кресла…
Нетрудно догадаться, что подсчет голосов приостановился в момент, когда возникла реальная угроза смены лидера (зная примерные электоральные предпочтения недосчитанных участков и уровень явки на них, результат можно было предсказать достаточно легко). Необходимо было в кратчайшие сроки принимать единственно правильное решение. В такие моменты даже самые исполнительные и энергичные чиновники не могут заменить грамотного аналитика, способного смоделировать тот или иной сценарий развития событий и предложить клиенту единственно верную стратегию.
По-хорошему, такой «патовый вариант» (с минимальным перевесом Ющенко) должен был рассматриваться задолго до голосования. В конце концов, реальный результат, полученный Януковичем в первом туре — это головокружительный успех. Достаточно вспомнить с каким микроскопическим рейтингом премьер вступал в предвыборную гонку (правда, успехом этим он обязан скорее Президенту России, чем своему штабу). В этих условиях, опасения у Януковича должна была вызывать скорее собственная победа, чем победа оппонента. Судите сами: главная проблема Януковича — низкая активность избирателей Восточной Украины и Крыма (около 60%, при 80% у электората Ющенко). Нетрудно догадаться, что победа Януковича в первом туре снизила бы активность его избирателей – его окончательная победа воспринималась бы как дело, уже решенное.
Не надо забывать и поучительный опыт Леонида Даниловича Кучмы. Он в свое время уступил в первом туре Леониду Кравчуку целых 8% (31% против 39%), а потом, мобилизовав свой «ядерный электорат», буквально разгромил его во втором туре…
В таком контексте совершенно непонятна заминка при подсчете голосов. По идее, штаб Януковича должен был бы облегченно вздохнуть в момент, когда Ющенко получал свои победные доли процента. Для мобилизации «восточных избирателей» лучшего фона не придумаешь. Кроме того, любые двусмысленности при подсчете голосов в ничего не решающем первом туре — лишний аргумент для того, чтобы во втором опротестовать победу Януковича. Тут впору Ющенко лишнее приписывать, а не тянуть в лидеры и без того удачливого премьера. Подведение итогов первого тура должно было вестись при соблюдении всех необходимых формальностей, с активным участием сторонников Ющенко. Победителя следовало объявить в кратчайшие сроки. Причем, добиться от оппозиции публичного признания правильности подсчета голосов и демократичности выборных процедур. Оставшееся до второго тура время штаб Януковича должен был посвятить главным образом, работе со своим «ядерным электоратом», всячески нагнетая истерию вокруг «реальной опасности» прихода к власти «бендеровца» Ющенко (новый «железный занавес» в отношениях с Россией, насильственная украинизация, обогащение нищего Запада за счет зажиточного Востока и пр.). Грамотно спланированная «антиющеновская кампания» отлично сочеталась бы с его собственной активностью на Востоке. Кроме того, не надо сбрасывать со счетов и такой важный фактор, как «потеря фотогеничности». Нынешнее изрытое язвами лицо лидера «Нашей Украины» как будто нарочно создано для того, чтобы пугать им детей. Применительно к его нынешнему облику слова «угроза», «реванш» и даже «чума» смотрятся удивительно органично.
С другой стороны, наивно ожидать серьезного роста активности электората Януковича после очередной порции «украинско-российского позитива» (визит Путина в Крым и пр.). Ничего плохого здесь нет, но все это уже было перед первым туром. А в ходе предвыборных кампаний принцип «повторение — мать учения» не работает. Электорат устает от одного и того же. Чтобы поднять его тонус необходимо «сменить пластинку»…
Сейчас, когда до дня голосования осталось меньше недели обо всем вышесказанном можно уже забыть — штаб Януковича предпочел реализовать совсем другой (на мой взгляд, совершенно провальный) сценарий. Возможно, Януковичу внушили, что он должен обязательно победить в первом туре и уже распланировали как он накануне второго тура «на белом коне» будет посещать города и веси. Может быть, ушлые советники решили с помощью ЦИКа лишить Ющенко возможности вести предвыборную агитацию (закон ее запрещает до объявления официальных итогов первого тура), в то время как Янукович может не сходить с экранов телевизоров, как действующий премьер. Не знаю. Так или иначе, каждый день задержки с объявлением результата первого тура наносил репутации премьера страшные удары. В глазах избирателей Янукович выглядел как жулик, пытающийся любой ценой украсть у «благородного» Ющенко его заслуженную победу. А когда произошло неизбежное и «справедливость восторжествовала», премьер-министр стал к тому же «жуликом-неудачником».
Теперь, когда до голосования остались считанные дни, Янукович может записать себе в пассив: потерянную инициативу, дефицит новых эффективных ходов… и бурно финиширующего Ющенко, который вербует себе в союзники «все, что движется» (Мороза, Омельченко, митрополита Владимира и пр.). Последней каплей, рискующей окончательно похоронить надежды Януковича на успех во втором туре, стали теледебаты…
История с теледебатами — еще один безвозмездный дар, переданный штабом Януковича в копилку Ющенко. Какими бы соображениями не руководствовались советники премьера, рекомендуя ему изменить принципиальную позицию на этот счет, они поставили его в крайне неловкое положение. Заявив однажды о принципиальном отказе от теледебатов, Янукович должен был следовать избранной линии поведения до конца. Можно спорить о том, правильное это было решение или нет, но за несколько дней до голосования для кандидата, рассчитывающего на победу, подобные проявления слабости недопустимы. Теперь Ющенко выйдет на второй тур дважды победителем — «заставил ЦИК признать свою победу в первом туре», «заставил Януковича выйти на теледебаты».
Что же касается собственно теледебатов, то при всех очевидных плюсах выступления Януковича (главный плюс — его цветущий вид, на фоне изуродованного болезнью Ющенко), он, на мой взгляд, не решил основную задачу — не нашел четких мобилизационных формул для своего «ядерного электората». На данный момент его избиратели имеют для посещения избирательных участков ту же мотивацию, какую они имели накануне первого тура. А значит, пока Янукович может рассчитывать на ту же 60-процентную явку, что победы ему отнюдь не гарантирует…
Не знаю, кто определял стратегию и тактику предвыборной кампании Януковича (сам премьер, «местные умельцы» или «российские специалисты»), но «лекала» при этом использовались явно «московские». Причем, «новейшие» — 2004 года. Януковича пытаются избирать «как Путина», забывая о том, что российский Президент «боролся» с Рыбкиными да Хакамадами, в то время как перед украинским премьером стоит более, чем амбициозная задача — стартовав почти с ноля, торпедировать главного украинского «харизматика», до последнего времени считавшегося безусловным фаворитом любых выборов. В этих условиях уместны не последние российские «ноу-хау», а технологии 8-летней давности.
В 1996 году ключевым элементом избирательной компании Ельцина было нагнетание антикоммунистической истерии. Людей удалось запугать страшным Зюгановым в пыльном комиссарском шлеме. «Голосуй, а то проиграешь!» Проигрывать никто не хотел — избиратели на участки пошли…
Нынешняя украинская власть проверенными «ельцинскими технологиями» брезгует: Ющенкой избирателей не пугают — наоборот, премьер-министр встречается с ним в прямом эфире, вежливо повторяет давно надоевшие избирателям «хозяйственные обвинения», «обменивается мнениями» и т.д. Такая «вегетарианская» предвыборная кампания (порою напоминающая «игру в поддавки») по-своему хороша — она не травмирует психику украинских избирателей, не требует напряженной работы штаба… У нее есть только один недостаток — выборы так не выигрывают.
16.11.2004, (Владимир Голышев)
Непуганый электорат Януковича
Сейчас, когда до второго тура украинских выборов осталось меньше недели, разрешились две основные интриги. Во-первых, ЦИК признал победу Ющенко в первом туре. Во-вторых, состоялись теледебаты , от участия в которых Янукович прежде наотрез отказывался. Эти важнейшие события, во многом определяющие результат второго тура, предоставили нам уникальную возможность оценить уровень «экспертно-аналитического сопровождения» действующего премьер-министра Украины.
До сих пор речь шла о вещах довольно рутинных — расклейке рекламных плакатов, агитационных поездках, концертах «в поддержку кандидата» и прочих предвыборных банальностях. Конечно, и здесь были свои яркие моменты (вроде, безнадежно заблудившегося в двух кандидатах Бедроса Киркорова), но в целом напортачить тут было трудно. Момент истины наступил во время подсчета голосов… Сейчас, когда украинский ЦИК уже объявил о победе Ющенко в первом туре, мы можем констатировать — каким бы не был первоначальный замысел, Виктору Януковичу эта «счетная эпопея» нанесла невосполнимый урон. Не исключено, что недополученные из-за нее голоса будут стоить ему президентского кресла…
Нетрудно догадаться, что подсчет голосов приостановился в момент, когда возникла реальная угроза смены лидера (зная примерные электоральные предпочтения недосчитанных участков и уровень явки на них, результат можно было предсказать достаточно легко). Необходимо было в кратчайшие сроки принимать единственно правильное решение. В такие моменты даже самые исполнительные и энергичные чиновники не могут заменить грамотного аналитика, способного смоделировать тот или иной сценарий развития событий и предложить клиенту единственно верную стратегию.
По-хорошему, такой «патовый вариант» (с минимальным перевесом Ющенко) должен был рассматриваться задолго до голосования. В конце концов, реальный результат, полученный Януковичем в первом туре — это головокружительный успех. Достаточно вспомнить с каким микроскопическим рейтингом премьер вступал в предвыборную гонку (правда, успехом этим он обязан скорее Президенту России, чем своему штабу). В этих условиях, опасения у Януковича должна была вызывать скорее собственная победа, чем победа оппонента. Судите сами: главная проблема Януковича — низкая активность избирателей Восточной Украины и Крыма (около 60%, при 80% у электората Ющенко). Нетрудно догадаться, что победа Януковича в первом туре снизила бы активность его избирателей – его окончательная победа воспринималась бы как дело, уже решенное.
Не надо забывать и поучительный опыт Леонида Даниловича Кучмы. Он в свое время уступил в первом туре Леониду Кравчуку целых 8% (31% против 39%), а потом, мобилизовав свой «ядерный электорат», буквально разгромил его во втором туре…
В таком контексте совершенно непонятна заминка при подсчете голосов. По идее, штаб Януковича должен был бы облегченно вздохнуть в момент, когда Ющенко получал свои победные доли процента. Для мобилизации «восточных избирателей» лучшего фона не придумаешь. Кроме того, любые двусмысленности при подсчете голосов в ничего не решающем первом туре — лишний аргумент для того, чтобы во втором опротестовать победу Януковича. Тут впору Ющенко лишнее приписывать, а не тянуть в лидеры и без того удачливого премьера. Подведение итогов первого тура должно было вестись при соблюдении всех необходимых формальностей, с активным участием сторонников Ющенко. Победителя следовало объявить в кратчайшие сроки. Причем, добиться от оппозиции публичного признания правильности подсчета голосов и демократичности выборных процедур. Оставшееся до второго тура время штаб Януковича должен был посвятить главным образом, работе со своим «ядерным электоратом», всячески нагнетая истерию вокруг «реальной опасности» прихода к власти «бендеровца» Ющенко (новый «железный занавес» в отношениях с Россией, насильственная украинизация, обогащение нищего Запада за счет зажиточного Востока и пр.). Грамотно спланированная «антиющеновская кампания» отлично сочеталась бы с его собственной активностью на Востоке. Кроме того, не надо сбрасывать со счетов и такой важный фактор, как «потеря фотогеничности». Нынешнее изрытое язвами лицо лидера «Нашей Украины» как будто нарочно создано для того, чтобы пугать им детей. Применительно к его нынешнему облику слова «угроза», «реванш» и даже «чума» смотрятся удивительно органично.
С другой стороны, наивно ожидать серьезного роста активности электората Януковича после очередной порции «украинско-российского позитива» (визит Путина в Крым и пр.). Ничего плохого здесь нет, но все это уже было перед первым туром. А в ходе предвыборных кампаний принцип «повторение — мать учения» не работает. Электорат устает от одного и того же. Чтобы поднять его тонус необходимо «сменить пластинку»…
Сейчас, когда до дня голосования осталось меньше недели обо всем вышесказанном можно уже забыть — штаб Януковича предпочел реализовать совсем другой (на мой взгляд, совершенно провальный) сценарий. Возможно, Януковичу внушили, что он должен обязательно победить в первом туре и уже распланировали как он накануне второго тура «на белом коне» будет посещать города и веси. Может быть, ушлые советники решили с помощью ЦИКа лишить Ющенко возможности вести предвыборную агитацию (закон ее запрещает до объявления официальных итогов первого тура), в то время как Янукович может не сходить с экранов телевизоров, как действующий премьер. Не знаю. Так или иначе, каждый день задержки с объявлением результата первого тура наносил репутации премьера страшные удары. В глазах избирателей Янукович выглядел как жулик, пытающийся любой ценой украсть у «благородного» Ющенко его заслуженную победу. А когда произошло неизбежное и «справедливость восторжествовала», премьер-министр стал к тому же «жуликом-неудачником».
Теперь, когда до голосования остались считанные дни, Янукович может записать себе в пассив: потерянную инициативу, дефицит новых эффективных ходов… и бурно финиширующего Ющенко, который вербует себе в союзники «все, что движется» (Мороза, Омельченко, митрополита Владимира и пр.). Последней каплей, рискующей окончательно похоронить надежды Януковича на успех во втором туре, стали теледебаты…
История с теледебатами — еще один безвозмездный дар, переданный штабом Януковича в копилку Ющенко. Какими бы соображениями не руководствовались советники премьера, рекомендуя ему изменить принципиальную позицию на этот счет, они поставили его в крайне неловкое положение. Заявив однажды о принципиальном отказе от теледебатов, Янукович должен был следовать избранной линии поведения до конца. Можно спорить о том, правильное это было решение или нет, но за несколько дней до голосования для кандидата, рассчитывающего на победу, подобные проявления слабости недопустимы. Теперь Ющенко выйдет на второй тур дважды победителем — «заставил ЦИК признать свою победу в первом туре», «заставил Януковича выйти на теледебаты».
Что же касается собственно теледебатов, то при всех очевидных плюсах выступления Януковича (главный плюс — его цветущий вид, на фоне изуродованного болезнью Ющенко), он, на мой взгляд, не решил основную задачу — не нашел четких мобилизационных формул для своего «ядерного электората». На данный момент его избиратели имеют для посещения избирательных участков ту же мотивацию, какую они имели накануне первого тура. А значит, пока Янукович может рассчитывать на ту же 60-процентную явку, что победы ему отнюдь не гарантирует…
Не знаю, кто определял стратегию и тактику предвыборной кампании Януковича (сам премьер, «местные умельцы» или «российские специалисты»), но «лекала» при этом использовались явно «московские». Причем, «новейшие» — 2004 года. Януковича пытаются избирать «как Путина», забывая о том, что российский Президент «боролся» с Рыбкиными да Хакамадами, в то время как перед украинским премьером стоит более, чем амбициозная задача — стартовав почти с ноля, торпедировать главного украинского «харизматика», до последнего времени считавшегося безусловным фаворитом любых выборов. В этих условиях уместны не последние российские «ноу-хау», а технологии 8-летней давности.
В 1996 году ключевым элементом избирательной компании Ельцина было нагнетание антикоммунистической истерии. Людей удалось запугать страшным Зюгановым в пыльном комиссарском шлеме. «Голосуй, а то проиграешь!» Проигрывать никто не хотел — избиратели на участки пошли…
Нынешняя украинская власть проверенными «ельцинскими технологиями» брезгует: Ющенкой избирателей не пугают — наоборот, премьер-министр встречается с ним в прямом эфире, вежливо повторяет давно надоевшие избирателям «хозяйственные обвинения», «обменивается мнениями» и т.д. Такая «вегетарианская» предвыборная кампания (порою напоминающая «игру в поддавки») по-своему хороша — она не травмирует психику украинских избирателей, не требует напряженной работы штаба… У нее есть только один недостаток — выборы так не выигрывают.