Интересная статья Vip.Lenta.Ru: Суд устроил ловушку для Ющенко
12/06/2004 | Dworkin
Суд устроил ловушку для Ющенко
http://vip.lenta.ru/news/2004/12/04/ukraina/
Решение ВС Украины может стать для оппозиции роковым
Наиболее точное аналитическое высказывание по поводу развития ситуации на Украине принадлежит, как ни странно, устам спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова. "Решение Верховного суда в пользу проигравшей стороны вряд ли исправит все сразу", - сказал Грызлов, нечаянно выдав широкой публике секрет государственной важности. Суть этого секрета состоит в том, что, признав результаты второго тура президентских выборов недействительными и назначив повторное голосование, Верховный суд Украины вовсе не оказал услугу Виктору Ющенко и не приблизил его легитимное воцарение на посту президента. Наоборот, решение ВС поставило Ющенко в почти безвыходное положение и, следовательно, еще сильнее обострило политический кризис на Украине.
Начнем с того, что в глубине души Ющенко и его сторонники хотели, конечно же, не переголосования, а признания лидера блока "Наша Украина" победителем выборов по результатам первого тура. Такое требование было указано в жалобе, направленной "оранжевыми" в Верховный суд. Ход этот был обречен на провал с самого начала. Верховный суд не уполномочен объявлять имя президента страны, и никакие юридические уловки не могли бы сделать подобное решение легитимным. Это дало суду возможность сослаться на то, что Ющенко не набрал во втором туре более 50 процентов голосов, поэтому признать его президентом нельзя.
Назначив перевыборы, Верховный суд дал противникам оппозиции огромное количество возможностей загнать ее в ловушку. Сначала многим казалось, что такой ловушкой мог бы стать отказ Виктора Януковича от участия в перевыборах. Однако этого было явно недостаточно для того, чтобы оспорить легитимность Ющенко. Если бы он снял свою кандидатуру в ближайшие дни, то рядом с именем Ющенко в бюллетенях появилось бы имя Александра Мороза - социалиста, занявшего третье место в первом туре. А если бы Янукович отказался от гонки менее чем за десять дней до выборов, то Ющенко пришлось бы соревноваться с кандидатом "против всех", что сделало бы его победу менее триумфальной, но отнюдь не менее легитимной.
Так что отступать Януковичу оказалось некуда. И в субботу представители его штаба уже с уверенностью заявили о его участии в переголосовании. При этом шансы Януковича отнюдь не нулевые - его поддерживает достаточно большая часть населения Украины. Борьба с административным ресурсом на Востоке лишит его, конечно, многих возможностей. Зато он может легко добиться строгих проверок соблюдения законодательства на Западе, где явка во втором туре выглядела не менее фантастично, чем в регионах, поддерживавших "кандидата власти". Учитывая, что политическая поляризация на Украине сейчас достигла пика, гарантировать победу Ющенко со стопроцентной уверенностью нельзя. Проигрыш же либо станет политическим приговором для лидера оппозиции, либо вынудит его окончательно покинуть правовое поле и пытаться брать власть силой своих сторонников.
Впрочем, к последнему варианту его попытаются склонить в любом случае. Именно в неизбежности использования уличного ресурса и заключается ловушка, в которой оказался сейчас Виктор Ющенко.
Дело в том, что решения Верховного суда о переголосовании отнюдь не достаточно для повторного проведения второго тура. И та поспешность и покорность, с которой ЦИК Украины назначил новые выборы на 26 декабря, не может не вызывать подозрений. Дело в том, что в законе "О выборах президента Украины" ничего о повторных выборах не сказано. Кстати - как и об объявлении недействительными результатов голосования. Принимая эти решения, Верховный суд Украины основывался на Конституции Украины и Декларации прав человека, в которых утверждается право граждан на свободное волеизъявление. Сочтя, что нарушения во время второго тура нарушили это право, ВС сослался на приоритет Конституции по сравнению с другими законами государства. Таким образом, повторные выборы были назначены, но повисли вне правового поля, если иметь в виду конкретные законы Украины.
Чтобы провести выборы, Верховная рада должна была принять новый закон. Заседание на эту тему было назначено на субботу, 4 декабря. Предыдущие вечер и ночь прошли под знаком переговоров между различными фракциями в Раде. Тут очертания ловушки, приготовленной для Ющенко, и прояснились окончательно.
Неожиданно оказалось, что все пропрезидентские фракции Верховной рады настаивают на одновременном принятии "Закона о перевыборах" и конституционных поправок, превращающих Украину из президентской в парламентско-президентскую республику с передачей большинства важнейших полномочий президента раде. То есть, Ющенко было, фактически, предложено легитимно занять пост президента, согласившись при этом на роль декоративного главы государства.
При этом особенного выбора лидеру "Нашей Украины" не оставили. Закон о перевыборах нужно было принимать срочно, так как он предусматривал формирование нового состава ЦИКа и удовлетворение других требований оппозиции. Без закона повторные выборы и подготовка к ним оказываются вне правового поля. Кроме того, без закона оппозиция теряет гарантии честного проведения выборов и подсчета голосов.
Таким образом, закон о перевыборах стал рычагом давления власти на Ющенко. По идее, ради президентства, он должен был согласиться на любой вариант политической реформы. Однако это сделало бы всю ситуации бессмысленной - власть в республике оказалась бы в руках премьер-министра, которым вполне может стать даже Леонид Кучма. Поэтому днем в субботу оказалось, что оппозиция отказывается принимать законы в пакете и настаивает на их отдельном рассмотрении.
В ответ спикер Верховной рады Владимир Литвин объявил заседание закрытым и назначил следующее на 14 декабря. Это было катастрофой для оппозиции - все основные предвыборные подготовительные мероприятия должны произойти раньше этой даты. Так что народ, собравшийся у здания рады, заблокировал выходы из него и отказался выпускать депутатов. Криками "Не отпускать!", "Работать!" и "Дармоеды!" демонстранты из оппозиции пытались заставить депутатов принять "Закон о перевыборах".
Так власти удалось в очередной раз заставить Ющенко играть не на правовом поле, а на улице. И это - только первая в ряду ожидающих его провокаций. Вполне возможно, что Леониду Кучме удастся заставить Ющенко пойти на противоправные и силовые действия. По крайней мере, несколько раз это уже удавалось. В таком случае, Ющенко сможет встать во главе страны только в результате государственного переворота, что сделает его правление недолгим.
Такой исход событий будет выгоден не только нынешней украинской власти, но и властям РФ. Спровоцированный на противоправные действия Ющенко станет бельмом, на которое можно будет указать ЕС и США со словами "посмотрите, кого вы поддерживали".
Тогда моральную победу одержит не просто Леонид Кучма, но вся система, которую его кремлевские друзья пытаются строить на постсоветском пространстве.
Елена Любарская
http://vip.lenta.ru/news/2004/12/04/ukraina/
Решение ВС Украины может стать для оппозиции роковым
Наиболее точное аналитическое высказывание по поводу развития ситуации на Украине принадлежит, как ни странно, устам спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова. "Решение Верховного суда в пользу проигравшей стороны вряд ли исправит все сразу", - сказал Грызлов, нечаянно выдав широкой публике секрет государственной важности. Суть этого секрета состоит в том, что, признав результаты второго тура президентских выборов недействительными и назначив повторное голосование, Верховный суд Украины вовсе не оказал услугу Виктору Ющенко и не приблизил его легитимное воцарение на посту президента. Наоборот, решение ВС поставило Ющенко в почти безвыходное положение и, следовательно, еще сильнее обострило политический кризис на Украине.
Начнем с того, что в глубине души Ющенко и его сторонники хотели, конечно же, не переголосования, а признания лидера блока "Наша Украина" победителем выборов по результатам первого тура. Такое требование было указано в жалобе, направленной "оранжевыми" в Верховный суд. Ход этот был обречен на провал с самого начала. Верховный суд не уполномочен объявлять имя президента страны, и никакие юридические уловки не могли бы сделать подобное решение легитимным. Это дало суду возможность сослаться на то, что Ющенко не набрал во втором туре более 50 процентов голосов, поэтому признать его президентом нельзя.
Назначив перевыборы, Верховный суд дал противникам оппозиции огромное количество возможностей загнать ее в ловушку. Сначала многим казалось, что такой ловушкой мог бы стать отказ Виктора Януковича от участия в перевыборах. Однако этого было явно недостаточно для того, чтобы оспорить легитимность Ющенко. Если бы он снял свою кандидатуру в ближайшие дни, то рядом с именем Ющенко в бюллетенях появилось бы имя Александра Мороза - социалиста, занявшего третье место в первом туре. А если бы Янукович отказался от гонки менее чем за десять дней до выборов, то Ющенко пришлось бы соревноваться с кандидатом "против всех", что сделало бы его победу менее триумфальной, но отнюдь не менее легитимной.
Так что отступать Януковичу оказалось некуда. И в субботу представители его штаба уже с уверенностью заявили о его участии в переголосовании. При этом шансы Януковича отнюдь не нулевые - его поддерживает достаточно большая часть населения Украины. Борьба с административным ресурсом на Востоке лишит его, конечно, многих возможностей. Зато он может легко добиться строгих проверок соблюдения законодательства на Западе, где явка во втором туре выглядела не менее фантастично, чем в регионах, поддерживавших "кандидата власти". Учитывая, что политическая поляризация на Украине сейчас достигла пика, гарантировать победу Ющенко со стопроцентной уверенностью нельзя. Проигрыш же либо станет политическим приговором для лидера оппозиции, либо вынудит его окончательно покинуть правовое поле и пытаться брать власть силой своих сторонников.
Впрочем, к последнему варианту его попытаются склонить в любом случае. Именно в неизбежности использования уличного ресурса и заключается ловушка, в которой оказался сейчас Виктор Ющенко.
Дело в том, что решения Верховного суда о переголосовании отнюдь не достаточно для повторного проведения второго тура. И та поспешность и покорность, с которой ЦИК Украины назначил новые выборы на 26 декабря, не может не вызывать подозрений. Дело в том, что в законе "О выборах президента Украины" ничего о повторных выборах не сказано. Кстати - как и об объявлении недействительными результатов голосования. Принимая эти решения, Верховный суд Украины основывался на Конституции Украины и Декларации прав человека, в которых утверждается право граждан на свободное волеизъявление. Сочтя, что нарушения во время второго тура нарушили это право, ВС сослался на приоритет Конституции по сравнению с другими законами государства. Таким образом, повторные выборы были назначены, но повисли вне правового поля, если иметь в виду конкретные законы Украины.
Чтобы провести выборы, Верховная рада должна была принять новый закон. Заседание на эту тему было назначено на субботу, 4 декабря. Предыдущие вечер и ночь прошли под знаком переговоров между различными фракциями в Раде. Тут очертания ловушки, приготовленной для Ющенко, и прояснились окончательно.
Неожиданно оказалось, что все пропрезидентские фракции Верховной рады настаивают на одновременном принятии "Закона о перевыборах" и конституционных поправок, превращающих Украину из президентской в парламентско-президентскую республику с передачей большинства важнейших полномочий президента раде. То есть, Ющенко было, фактически, предложено легитимно занять пост президента, согласившись при этом на роль декоративного главы государства.
При этом особенного выбора лидеру "Нашей Украины" не оставили. Закон о перевыборах нужно было принимать срочно, так как он предусматривал формирование нового состава ЦИКа и удовлетворение других требований оппозиции. Без закона повторные выборы и подготовка к ним оказываются вне правового поля. Кроме того, без закона оппозиция теряет гарантии честного проведения выборов и подсчета голосов.
Таким образом, закон о перевыборах стал рычагом давления власти на Ющенко. По идее, ради президентства, он должен был согласиться на любой вариант политической реформы. Однако это сделало бы всю ситуации бессмысленной - власть в республике оказалась бы в руках премьер-министра, которым вполне может стать даже Леонид Кучма. Поэтому днем в субботу оказалось, что оппозиция отказывается принимать законы в пакете и настаивает на их отдельном рассмотрении.
В ответ спикер Верховной рады Владимир Литвин объявил заседание закрытым и назначил следующее на 14 декабря. Это было катастрофой для оппозиции - все основные предвыборные подготовительные мероприятия должны произойти раньше этой даты. Так что народ, собравшийся у здания рады, заблокировал выходы из него и отказался выпускать депутатов. Криками "Не отпускать!", "Работать!" и "Дармоеды!" демонстранты из оппозиции пытались заставить депутатов принять "Закон о перевыборах".
Так власти удалось в очередной раз заставить Ющенко играть не на правовом поле, а на улице. И это - только первая в ряду ожидающих его провокаций. Вполне возможно, что Леониду Кучме удастся заставить Ющенко пойти на противоправные и силовые действия. По крайней мере, несколько раз это уже удавалось. В таком случае, Ющенко сможет встать во главе страны только в результате государственного переворота, что сделает его правление недолгим.
Такой исход событий будет выгоден не только нынешней украинской власти, но и властям РФ. Спровоцированный на противоправные действия Ющенко станет бельмом, на которое можно будет указать ЕС и США со словами "посмотрите, кого вы поддерживали".
Тогда моральную победу одержит не просто Леонид Кучма, но вся система, которую его кремлевские друзья пытаются строить на постсоветском пространстве.
Елена Любарская
Відповіді
2004.12.06 | Сергій Кабуд
авторка як і більшість газетярів нібєльмєса в політиці
вулиця це за статею Конституції України - є ГОЛОВНЕ.Ст.5. Україна є республікою.
Носієм суверенітету і єдиним джерелом влади в Україні є народ. Народ здійснює владу безпосередньо і через органи державної влади та органи місцевого самоврядування.
Право визначати і змінювати конституційний лад в Україні належить виключно народові і не може бути узурповане державою, її органами або посадовими особами.
Ніхто не може узурпувати державну владу.
Приклад мужнього грузинського народу свідчить що
САМЕ ТАК І ТРЕБА ДІЯТИ. МИРНО ТА НЕНАСИЛЬНИЦЬКИ ЗАХОПИТИ ВЛАДУ.
не зважаючи ні на що.
2004.12.06 | Андрій З.
Re: Интересная статья Vip.Lenta.Ru: Суд устроил ловушку для Ющенко
Видають бажане за дійсне. Чого вартує фраза про те що явка виборців на заході виглядає так само фантастично як і на сході.Верховний Суд виконав свій обов'язок професійно. В Росії вже важко повірити, що таке можливо.
2004.12.06 | Nicklays
Re: Интересная статья Vip.Lenta.Ru: Суд устроил ловушку для Ющен
Враховуючи останні кроки Ющенка, я б сказав, що саме він своїми діями підставив Верховний Суд...2004.12.06 | Гюльчатай
Re: Интересная статья Vip.Lenta.Ru: Суд устроил ловушку для Ющенко
Действительно, чушь.Суд "восстановил в правах кандидатов" Ющенко и Януковича.
Это цитата из решения суда.
Тем самым, суд трактует повторное голосование 26 декабря как замену голосования 21 ноября, а не как третий тур. Как "откат" по времени назад и возобновление правил Закона о выборах Президента с момента 31 октября. Правильно считает суд или неправильно - неважно, потому что это Верховный суд. Значит, - правильно.
Никакой ловушки здесь нет, и в связи с решением ВС никаких дополнительных Законов Украины не требуется. Сказано воистину все.
Проблема не в том, что решение ВС - это ловушка, а в том, что реальное исполнение этого решения будет саботироваться.
Со всеми вытекающими из Закона о выборах Президента Украины последствиями...
2004.12.06 | Sardanapal
Re: Интересная статья Vip.Lenta.Ru: Суд устроил ловушку для Ющенко
Как учил Преображенский не читайте русских (советских) газет не только перед обедом.2004.12.06 | Andrij
У всьому аналізу ні слова про нелегітимні дії діючого президент
Отже, мухлювати на виборах, таким чином захоплювати владу в країні - харашо, а ось вимагати від депутатів та Кучми діючого закону про вибори - нільзя. В принципі Кучма та уряд взагалі можуть плюнути на всіх та вся - не проблема. Зате народ має діяти виключно в "прававому полі", саме в тому, що окреслили йому Кучма та приятелі. Це поле не передбачає права на вільні вибори або мінімальну самооборону.2004.12.06 | catko
звичайна маніпулятивна спроба рос.технологів оправдати себе (-)
2004.12.06 | VENED
Почему после переворота недолгое правление?
>Вполне возможно, что Леониду Кучме удастся заставить Ющенко пойти на противоправные и силовые действия. По крайней мере, несколько раз это уже удавалось. В таком случае, Ющенко сможет встать во главе страны только в результате государственного переворота, что сделает его правление недолгим.Какая в этом логика? Неужели тот кто встаёт у власти в результате государственного переворота - правит недолго? Ничего подобного.
Ельцин после госпереворота 1993 года правил ещё 6 лет и ушёл добровольно, а мог бы и сидеть еще долго, как Лукашенко, при желании. Шеварнадзе после госпереворота 1992 сидел больше 10 лет, ну и ещё есть примеры.