Сергей Шевчук: Здесь был Народ (/)
02/21/2005 | Вячеслав Хаврусь
Передрук з "Газети по-киевски": http://www.pk.kiev.ua/article.php?story=20050216170430777
Я пропоную замість того, щоб "піскоструїти" нашу історію, покрити це все діло прозорим склоподібним матеріалом, а все, що з"являтиметься пізніше - змивати. Уявіть собі яка це була б мекка для туристів в майбутньому... А інакше ми повертаємося до колишньої кучмівської сірості. На жаль, в мене нема ідей, як відстояти цю пам"ятку...
Нижче власне стаття...
**************
Автографам оранжевой революции на главпочтамте осталось жить считанные дни. Но не лучше ли сохранить эти надписи для потомков?
По поводу надписей, оставленных оранжевыми революционерами на Майдане, позиция Управления контроля за благоустройством Киева однозначна: не представляют исторической ценности, подлежат уничтожению. «Расправа» над автографами задержалась лишь из-за выбора наилучших способов очистки стен. Среди разных вариантов наиболее действенными спецы считают два: «зачистить» надписи абразивными кругами или «запескоструить», то есть оббить смесью песка и воздуха под высоким давлением. Вопрос только в том – надо ли?
Тысячи автографов на стенах и колоннах Главпочтамта – своего рода летопись революции, составленная самим народом. Кто-нибудь исследовал их? Нет. А ведь они скоро исчезнут навсегда. Пройдемся с блокнотом вдоль стен Главпочтамта. Возможно, никто, кроме нас, не перенесет нехитрое творчество митинговавшего народа на бумагу.
На вечную память
Самый обширный пласт надписей – топонимы, названия городов, местечек и сел. Чтобы перечислить их все, не хватит газетной полосы. Можно приблизительно разделить их по географическому принципу.
Наиболее полно представлена Западная Украина. Наверное, не осталось ни одного села в Тернопольской и Ивано-Франковской области, которые не были бы увековечены на Майдане. Но достаточно много названий и из восточных и южных областей: Макеевка, Евпатория, Луганск, Донецк, Артемовск, Красный Луч. Каким-то образом представителям Донбасса удалось забраться на четырехметровую высоту и вывести большими буквами: «Северодонецк, Лисичанск, Рубежное Луганской области. Так!» .
Трудно не заметить след, оставленный одесситами: «Іллічівськ, Одеса. Приїхали 25.11, уїхали 10.12. Відстояли день у день і вночі, і крок за кроком ішли до перемоги» .
А «протестанты» из Судака нарисовали даже небольшую картину: морские волны, над ними – горы и солнце. Рядом можно отыскать такие колоритные названия, как Гуляйполе, Енакиево. А также автографы гостей из заграницы: Торонто, Бохум, ISRAEL-Так!, мАсквА, Ереван.
Достойную конкуренцию представителям Западной Украины составили киевляне. У Главпочтамта можно легко изучить столицу от «а» до «я»: «Новобеличи за Ющенко» (для краткости слово «Ющенко» будем сокращать до «Ю.»), «Троещина за Ю.», «Мышеловка за Ю.» .
А вот яркий пример революционного содружества районов: «Рембаза і Печерськ з вами!» Многие жители Киева стремились выразить свою поддержку революции, объединяясь в группы по «локальному» признаку: выходили на Майдан отдельными улицами, классами и даже домами: «ул. Блюхера за Ю.» , «Бровари. Стоматполіклініка на жилмасиві – Так!» , «СЗШ №16, 7-Б за Ю.!»
По названиям районов и местностей нетрудно догадаться, что жители разных частей города и пригородов вступили в своеобразное соревнование – кто больше прославит свой район. Некоторые запечатленные на стенах высказывания весьма категоричны: «Коцюбинське перше в Київському регіоні сказало: Так!»
И все же самые трогательные те надписи, в которых протестующие без излишней патетики, но и без ложной скромности, вписывали свои имена в историю: «Бесарабія, Чернівецька обл., м. Кальменці, Діма і вся рідня» ; «Вінницька область, Шаргородський район, с. Довжок – Русін Ваня Так!»
Лирическое отступление
Впрочем, ничто человеческое не чуждо и бойцам за правое дело. Помните, сколько пар влюбленных появилось благодаря событиям на Майдане. Нежные чувства нашли свое отображение и в настенных автографах. Вот некоторые из них, написанные красным карандашом: «Наташа+Вова = за Ю.!» ; «Саша и Таня. Познайомились на Майдані. Полтава, Сокиринці. 01.12-10.12»; «Света, я тебя люблю! Беляев. Свободу не спинити!»; «Справжні чоловіки зустрінуться з революційними дівчатами, 19.00 біля входу на Театральну»
А вот голос человека, который, судя по тексту, действительно ищет свое счастье: «Шукаю нареченого із Західної України. Анастасія. Київ. Т.: 443-14-....»
Последние цифры телефона мы намеренно опускаем. Кто заинтересуется, может отыскать его слева от банкомата у входа в Главпочтамт.
Яйца – и ни слова о сале!
Общая особенность, присущая всем надписям, – здоровое чувство юмора. По причине нецензурности некоторые великолепные образцы привести тут не можем. Но и другие – не хуже: «Куплю шкурку Я. За любые деньги» ; «Я. – товста миша»; «Голосуй за букву «Ю» – і опинишся в раю» ; «Паханам – хана, казала страна» .
Часто обыгрываются темы «дважды несудимого кандидата», двуликости прежнего руководителя страны и, конечно, «яичный скандал». Этот продукт определенно обошел по популярности пресловутое сало: «Яйце – це сила, що зека завалила» ; «У цьому році повірила в силу українських яєць!» ; «Наша сила в наших «Яйцях». В нас є яйця і для Кучми. Івано-Франківськ»
Кстати, словосочетание «місто яйцеметальників» ни у кого не вызывает вопроса: о каком городе речь? Не удивимся, если личность главного яичного «кидалы», студента Романюка, в будущем увековечат более солидно. Цитирую из оригинала, со стены почтамта: «Компанія «Пора». Рій імені Дмитра Романюка. Київський університет»
От событий на Майдане нас отделяет всего пара месяцев, но этого достаточно, чтобы многие лозунги мы воспринимали сегодня с иронией. Так уж устроен человек, что слова, сказанные вечером, утром кажутся чересчур эмоциональными, а нередко и смешными. Трудно не улыбнуться, прочитав такое: «Хоздвір за Ю.» ; «Татары за Ю.» ; «Нормальные пацаны за Ю.»; «Документознавці за Ю.» ; «Свободу здобути, або дома не бути (ЛНУ, географічний ф-т, ВПУ №20)»
Конечно, не обошлось без традиционной надписи, украшающей в обычной жизни почти все заслуживающие внимания стены и заборы. Но на почтамте я отыскал ее лишь в одном месте – на крайней справа колонне: «Тут був Вася! Львів»
------------------------------------------------------------
Варварство или история?
Если кого-то хотят охарактеризовать как человека плохого, распущенного, то говорят: «Он пишет на стенах». «Здесь был Вася!» – самое невинное из того, что можно прочитать на задворках. Но не все так просто. Заглянув в «глубь веков», мы увидим, что на стенах писали с древнейших времен. Вспомним исцарапанные стены Каменной Могилы и Херсонеса, стены Софии Киевской и пещеры Лавры. Напрашивающаяся аналогия с Рейхстагом 45-го тоже уместна. Слова, оставленные тогда на стенах советскими солдатами, стали символом победы над фашизмом. В Рейхстаге часть автографов сохранили для истории. И в назидание потомкам.
Мнение специалистов
Наталья Остапенко, сотрудник Музея истории, соавтор выставки, посвященной оранжевой революции:
– Думаю, что эти надписи не стоит сохранять. Город должен быть чистым. Достаточно было бы провести фотофиксацию – снять их на фотопленку, после чего смыть или затереть. Кстати, стены здания профсоюзов уже помыли, и ничего страшного не произошло.
Геннадий Поцилуйко, Управление контроля за благоустройством:
– Мы считаем, что надписи не имеют исторической ценности и должны быть стерты. Мы уже несколько раз направляли Главпочтамту распоряжения очистить стены. Первое они получили еще до Нового года. На этой неделе придется напомнить еще раз. Мы слышали, что идут дискуссии о будущем этих «посланий». Что ж, пусть принимают решение вышестоящие инстанции о сохранении, и мы будем исполнять их. Если же таковых не будет – надписи так или иначе придется уничтожить.
Тамара Войтова, начальник жилищно-эксплуатационного участка Главпочтамта:
– Мы должны исполнять предписания инспекции по благоустройству. Сейчас специалисты решают, как лучше стереть эти надписи. Их не смоешь, не закрасишь, просто так не соскребешь – керамическая плитка устойчива к механическим воздействиям. Придется прибегать к каким-то более радикальным средствам: стирать или оббивать. Впрочем, тема эта еще не закрыта. Наше руководство окончательно не решило, как поступать. Очистить стены можно за день, а восстановить надписи уже не получится никогда.
Мое личное мнение как гражданина таково – часть надписей я бы оставила. Там встречается очень симпатичное творчество. Колоритно выглядит участок с автографами и изображением Виктора Ющенко. Можно законсервировать их для истории, а остальное стереть. Беда лишь в том, что каждый день на стене появляются все новые и новые художества.
Я пропоную замість того, щоб "піскоструїти" нашу історію, покрити це все діло прозорим склоподібним матеріалом, а все, що з"являтиметься пізніше - змивати. Уявіть собі яка це була б мекка для туристів в майбутньому... А інакше ми повертаємося до колишньої кучмівської сірості. На жаль, в мене нема ідей, як відстояти цю пам"ятку...
Нижче власне стаття...
**************
Автографам оранжевой революции на главпочтамте осталось жить считанные дни. Но не лучше ли сохранить эти надписи для потомков?
По поводу надписей, оставленных оранжевыми революционерами на Майдане, позиция Управления контроля за благоустройством Киева однозначна: не представляют исторической ценности, подлежат уничтожению. «Расправа» над автографами задержалась лишь из-за выбора наилучших способов очистки стен. Среди разных вариантов наиболее действенными спецы считают два: «зачистить» надписи абразивными кругами или «запескоструить», то есть оббить смесью песка и воздуха под высоким давлением. Вопрос только в том – надо ли?
Тысячи автографов на стенах и колоннах Главпочтамта – своего рода летопись революции, составленная самим народом. Кто-нибудь исследовал их? Нет. А ведь они скоро исчезнут навсегда. Пройдемся с блокнотом вдоль стен Главпочтамта. Возможно, никто, кроме нас, не перенесет нехитрое творчество митинговавшего народа на бумагу.
На вечную память
Самый обширный пласт надписей – топонимы, названия городов, местечек и сел. Чтобы перечислить их все, не хватит газетной полосы. Можно приблизительно разделить их по географическому принципу.
Наиболее полно представлена Западная Украина. Наверное, не осталось ни одного села в Тернопольской и Ивано-Франковской области, которые не были бы увековечены на Майдане. Но достаточно много названий и из восточных и южных областей: Макеевка, Евпатория, Луганск, Донецк, Артемовск, Красный Луч. Каким-то образом представителям Донбасса удалось забраться на четырехметровую высоту и вывести большими буквами: «Северодонецк, Лисичанск, Рубежное Луганской области. Так!» .
Трудно не заметить след, оставленный одесситами: «Іллічівськ, Одеса. Приїхали 25.11, уїхали 10.12. Відстояли день у день і вночі, і крок за кроком ішли до перемоги» .
А «протестанты» из Судака нарисовали даже небольшую картину: морские волны, над ними – горы и солнце. Рядом можно отыскать такие колоритные названия, как Гуляйполе, Енакиево. А также автографы гостей из заграницы: Торонто, Бохум, ISRAEL-Так!, мАсквА, Ереван.
Достойную конкуренцию представителям Западной Украины составили киевляне. У Главпочтамта можно легко изучить столицу от «а» до «я»: «Новобеличи за Ющенко» (для краткости слово «Ющенко» будем сокращать до «Ю.»), «Троещина за Ю.», «Мышеловка за Ю.» .
А вот яркий пример революционного содружества районов: «Рембаза і Печерськ з вами!» Многие жители Киева стремились выразить свою поддержку революции, объединяясь в группы по «локальному» признаку: выходили на Майдан отдельными улицами, классами и даже домами: «ул. Блюхера за Ю.» , «Бровари. Стоматполіклініка на жилмасиві – Так!» , «СЗШ №16, 7-Б за Ю.!»
По названиям районов и местностей нетрудно догадаться, что жители разных частей города и пригородов вступили в своеобразное соревнование – кто больше прославит свой район. Некоторые запечатленные на стенах высказывания весьма категоричны: «Коцюбинське перше в Київському регіоні сказало: Так!»
И все же самые трогательные те надписи, в которых протестующие без излишней патетики, но и без ложной скромности, вписывали свои имена в историю: «Бесарабія, Чернівецька обл., м. Кальменці, Діма і вся рідня» ; «Вінницька область, Шаргородський район, с. Довжок – Русін Ваня Так!»
Лирическое отступление
Впрочем, ничто человеческое не чуждо и бойцам за правое дело. Помните, сколько пар влюбленных появилось благодаря событиям на Майдане. Нежные чувства нашли свое отображение и в настенных автографах. Вот некоторые из них, написанные красным карандашом: «Наташа+Вова = за Ю.!» ; «Саша и Таня. Познайомились на Майдані. Полтава, Сокиринці. 01.12-10.12»; «Света, я тебя люблю! Беляев. Свободу не спинити!»; «Справжні чоловіки зустрінуться з революційними дівчатами, 19.00 біля входу на Театральну»
А вот голос человека, который, судя по тексту, действительно ищет свое счастье: «Шукаю нареченого із Західної України. Анастасія. Київ. Т.: 443-14-....»
Последние цифры телефона мы намеренно опускаем. Кто заинтересуется, может отыскать его слева от банкомата у входа в Главпочтамт.
Яйца – и ни слова о сале!
Общая особенность, присущая всем надписям, – здоровое чувство юмора. По причине нецензурности некоторые великолепные образцы привести тут не можем. Но и другие – не хуже: «Куплю шкурку Я. За любые деньги» ; «Я. – товста миша»; «Голосуй за букву «Ю» – і опинишся в раю» ; «Паханам – хана, казала страна» .
Часто обыгрываются темы «дважды несудимого кандидата», двуликости прежнего руководителя страны и, конечно, «яичный скандал». Этот продукт определенно обошел по популярности пресловутое сало: «Яйце – це сила, що зека завалила» ; «У цьому році повірила в силу українських яєць!» ; «Наша сила в наших «Яйцях». В нас є яйця і для Кучми. Івано-Франківськ»
Кстати, словосочетание «місто яйцеметальників» ни у кого не вызывает вопроса: о каком городе речь? Не удивимся, если личность главного яичного «кидалы», студента Романюка, в будущем увековечат более солидно. Цитирую из оригинала, со стены почтамта: «Компанія «Пора». Рій імені Дмитра Романюка. Київський університет»
От событий на Майдане нас отделяет всего пара месяцев, но этого достаточно, чтобы многие лозунги мы воспринимали сегодня с иронией. Так уж устроен человек, что слова, сказанные вечером, утром кажутся чересчур эмоциональными, а нередко и смешными. Трудно не улыбнуться, прочитав такое: «Хоздвір за Ю.» ; «Татары за Ю.» ; «Нормальные пацаны за Ю.»; «Документознавці за Ю.» ; «Свободу здобути, або дома не бути (ЛНУ, географічний ф-т, ВПУ №20)»
Конечно, не обошлось без традиционной надписи, украшающей в обычной жизни почти все заслуживающие внимания стены и заборы. Но на почтамте я отыскал ее лишь в одном месте – на крайней справа колонне: «Тут був Вася! Львів»
------------------------------------------------------------
Варварство или история?
Если кого-то хотят охарактеризовать как человека плохого, распущенного, то говорят: «Он пишет на стенах». «Здесь был Вася!» – самое невинное из того, что можно прочитать на задворках. Но не все так просто. Заглянув в «глубь веков», мы увидим, что на стенах писали с древнейших времен. Вспомним исцарапанные стены Каменной Могилы и Херсонеса, стены Софии Киевской и пещеры Лавры. Напрашивающаяся аналогия с Рейхстагом 45-го тоже уместна. Слова, оставленные тогда на стенах советскими солдатами, стали символом победы над фашизмом. В Рейхстаге часть автографов сохранили для истории. И в назидание потомкам.
Мнение специалистов
Наталья Остапенко, сотрудник Музея истории, соавтор выставки, посвященной оранжевой революции:
– Думаю, что эти надписи не стоит сохранять. Город должен быть чистым. Достаточно было бы провести фотофиксацию – снять их на фотопленку, после чего смыть или затереть. Кстати, стены здания профсоюзов уже помыли, и ничего страшного не произошло.
Геннадий Поцилуйко, Управление контроля за благоустройством:
– Мы считаем, что надписи не имеют исторической ценности и должны быть стерты. Мы уже несколько раз направляли Главпочтамту распоряжения очистить стены. Первое они получили еще до Нового года. На этой неделе придется напомнить еще раз. Мы слышали, что идут дискуссии о будущем этих «посланий». Что ж, пусть принимают решение вышестоящие инстанции о сохранении, и мы будем исполнять их. Если же таковых не будет – надписи так или иначе придется уничтожить.
Тамара Войтова, начальник жилищно-эксплуатационного участка Главпочтамта:
– Мы должны исполнять предписания инспекции по благоустройству. Сейчас специалисты решают, как лучше стереть эти надписи. Их не смоешь, не закрасишь, просто так не соскребешь – керамическая плитка устойчива к механическим воздействиям. Придется прибегать к каким-то более радикальным средствам: стирать или оббивать. Впрочем, тема эта еще не закрыта. Наше руководство окончательно не решило, как поступать. Очистить стены можно за день, а восстановить надписи уже не получится никогда.
Мое личное мнение как гражданина таково – часть надписей я бы оставила. Там встречается очень симпатичное творчество. Колоритно выглядит участок с автографами и изображением Виктора Ющенко. Можно законсервировать их для истории, а остальное стереть. Беда лишь в том, что каждый день на стене появляются все новые и новые художества.
Відповіді
2005.02.21 | otar
Моя особиста думка як громадянина
Я вважаю, що "диктатура оранжевого пролетаріату", безперечно, повинна залишити якусь пам'ятку на Майдані - і це має бути не "бронзовий намет", про який ми вже чули від Омельченка/Томенка/Ющенка, а саме частина живого Майдану.Ідею В'ячеслава абсолютно підтримую: вкрити лаком. Можливо, не все, а лише пару колон. Безперечно, весь Хрещатик залишати обмальованим не варто, але в місцях, де написи особливо рясні, можна залишити "cтіни пам'яті".
Але треба, перш за все, донести наше заперечення до Управління благоустрою.
2005.02.21 | Чучхе
А наш колега на ім"я Раціо +
А наш колега на ім"я Раціо нещодавно запевняв, що газета "па кієффскі", (це так у нього на http://www2.maidan.org.ua/n/free/1108733657 ) є головним інструментом русифікації і як така очевидно потребує масового осуду та нечитання. В т.ч. - продовжую думку - прочитавши з неї статтю Ви робите злочин перед державою, написавши статтю ви робите злочин перед нацією. Нижче взагалі він щось белькотів про есесівців, але я не зрозумів, чи то у приВ"язці до газети, чи то так просто.А взагалі була б хороша тема для дискусії - вклад російськомовних ЗМІ в будівнитво української національної держави. Думаю, що він дуже високий (та ж ГпК, наприклад, вела себе в часи революції просто зразково), а критикувати наявність проукраїнської російськомовної преси можуть тільки ні на що своє не здатні маргіналізовані люмпен-націоналісти, як от, наприклад тут http://novamova.com.ua/htm/hnatkevych/hnatkev_08.htm
2005.02.21 | otar
Ну, це вже інша тема... але гаразд :)
> А наш колега на ім"я Раціо нещодавно запевняв, що газета "па кієффскі", (це так у нього на http://www2.maidan.org.ua/n/free/1108733657 ) є головним інструментом русифікації і як така очевидно потребує масового осуду та нечитання.Масового осуду - навряд, а щодо нечитання, то це було б цілком нормально, якби кожен, хто проти російськомовних газет, просто ніколи їх не купував і не читав. Наприклад, я так роблю. Коли нас (тих, хто не купує російськомовні газети) стане дуже багато, то газети поукраїномовнішають.
> А взагалі була б хороша тема для дискусії - вклад російськомовних ЗМІ в будівнитво української національної держави.
Великий. Думаю, трохи менший, ніж внесок цих ЗМІ в її одночасну руйнацію.
>Думаю, що він дуже високий (та ж ГпК, наприклад, вела себе в часи революції просто зразково)
Я почитував сайт "темнік.ком.уа" - українську версію, звісно - і не міг зрозуміти, чому ж усі його так ненавидять, ніби нормальний промедведчуківський сайт. Потім одного разу випадково відкрив російську версію і зрозумів, у чому справа. Один і той самий текст російською і українською може читатися абсолютно по-різному: в українській версії це простий м"який наїзд на когось, російська ж має просто нищівну силу.
> а критикувати наявність проукраїнської російськомовної преси можуть тільки ні на що своє не здатні маргіналізовані люмпен-націоналісти
Можете назвати мене маргіналізованим ким завгодно, але я критикую ту пропорцію, в якій представлені російськомовні і україномовні видання на нашому ринку.
Ось вам приклад: газета "Дзеркало тижня" в російській версії потрапляє на львівські прилавки вранці в суботу. Саме тоді, коли хочеться купити "Дзеркало", посидіти собі вдома під лампочкою і почитати. А українська версія... в наступний вівторок. Коли матеріали "Дзеркала", м'яко кажучи, застарівають.
Це нормально? В місті, де щонайменше 80% радше куплять україномовну, ніж російськомовну газету?
2005.02.22 | Раціо
Re: Що нe зрозумів, тe прибрeхав
Чучхе пише:> А наш колега на ім"я Раціо нещодавно запевняв, що газета "па кієффскі", (це так у нього на http://www2.maidan.org.ua/n/free/1108733657 ) є головним інструментом русифікації і як така очевидно потребує масового осуду та нечитання.
Я нe писав, що ваша газєтьонка головний інструмeнт. А масовий осуд -- цe рeклама. Я проти. Щодо нeчитання -- то звісно ж, мeні навіть у голову нe прийдe читати русскоязичні газeти. Тому Ви надійно застраховані від моїх прeтeнзій до Ваших русскоязичних писульок
> В т.ч. - продовжую думку - прочитавши з неї статтю Ви робите злочин перед державою, написавши статтю ви робите злочин перед нацією.
Нe так. Читаючи русскоязичні газeти, Ви стаєтe жeртвою окупації. Тобто злочин робитe пeрeд собою, такий собі культурний суїцид. А от пишучи -- стаєтe співучасником злочинів московської орди пeрeд українською нацією. Звісно, що нe головним злочинцeм -- зі Cталіним Вам нe зрівнятися.
> Нижче взагалі він щось белькотів про есесівців, але я не зрозумів, чи то у приВ"язці до газети, чи то так просто.
Так то нe дивно. Есeсівці тeж нe розуміли, що поганого в винищeнні якихось маргіналізованих люмпeн-нeарійців
> А взагалі була б хороша тема для дискусії - вклад російськомовних ЗМІ в будівнитво української національної держави.
Угу. Пропоную об'єднати в одну гілку зі вкладом Cталіна в індустріялізацію і тeриторіяльнe розширeння України. Можe вловитe тeндeнцію.
> а критикувати наявність проукраїнської російськомовної преси можуть тільки ні на що своє не здатні маргіналізовані люмпен-націоналісти
Ніяк Ви нe второпаєтe. Я нe збирався критикувати наявність російськомовної прeси -- вона мeні задарма нe потрібна. Прeса, яка нe завдає собі клопоту навіть друкуватися українською можe мeнe сто років запeвняти в своїй проукраїнськості.
Цe тe самe, що запeвняти у корисності "солодких плиток" і пхати їх замість шоколаду (пригадую такe, коли здихав CCCР). Я вжe тоді був маргіналізований, і тe лайно нe купував. А піпл хавав, бо ж шоколаду нe було.
Я хочу шоколаду, а свої корисні солодкі плитки запхайтe собі ...