А в Киргизії теж вибори (/)
02/27/2005 | Чучхе
Выборы-2005: Настоящая борьба за власть в Киргизии развернется сразу после того, как закроются участки для голосования
Фергана.Ру, Тахир Чижов, 26.02.2005
В Таджикистане президентские выборы пройдут лишь в следующем году, в то время как в Киргизии парламентские выборы являются трамплином к предстоящим в октябре выборам главы государства.
На 75 мест претендуют 425 кандидата (в среднем шесть кандидата на одно место). Политические партии выдвинули 67 кандидатов, остальные 358 – самовыдвиженцы. В выборах участвует 40 партий – почти все имеющиеся в республике организации. Но ввиду только одномандатной мажоритарной системы выборов роль партий снижена и фактически сведена только к выдвижению и финансированию кандидатов.
Накануне выборов оппозиция в Киргизии выглядит серьезнее, чем в Таджикистане. Видимо, из-за своей сплоченности. Она представлена пятью крупнейшими политическими блоками. В свою очередь, блоки подписали Меморандум о сотрудничестве, в котором условились проводить совместные акции, обмениваться информацией, помогать в продвижение кандидатов от блоков и осуществлять встречи лидеров этих блоков для координации совместных действий на укрепление оппозиционных сил в общем.
Главными оппонентами власти по иронии судьбы являются те, кто когда-то занимал высокие посты в структурах исполнительной власти и были соратниками президента Акаева. К примеру, бывший премьер-министр Курманбек Бакиев возглавляет блок «Народное движение Кыргыстана». Надо сказать, блок объединяет порядка десяти партий, среди которых значатся такие разные по идеологии Коммунистическая партия и партия киргизских националистов «Асаба».
Бывший министр иностранных дел Мурат Иманалиев возглавил блок «Жанна багыт» («Новый курс»). Во главе Гражданского союза «За честные выборы» встал один из самых в прошлом доверенных людей Акаева, бывший секретарь Совета безопасности Мисир Аширкулов (ушел в отставку в апреле 2004 года). В «Народный конгресс Кыргыстана» входит партия «Ар-Намыс» («Достоинство»), возглавляемая Феликсом Куловым, в прошлом вице-президентом и мэром Бишкека.
И наконец, самое известное движение «Ата-Журт» (Отечество) возглавляет бывший министр иностранных дел, посол в Великобритании Роза Отунбаева. В последние годы она работала в структурах ООН и занималась урегулированием грузино-абхазского конфликта.
Последнее обстоятельство помешало Отунбаевой участвовать в выборах. Ей, и другим четырем оппозиционным лидерам, бывшим дипломатам, было отказано в регистрации по закону, запрещающему избираться лицам, не проживавшим последние пять лет в республике.
Официальные власти обвиняют оппозицию в подготовке цветной революции наподобие украинской или грузинской. И что это делается на деньги Запада. Сама оппозиция это отрицает. Вот что говорит Роза Отунбаева о влиянии США и России: «США безусловно интересуются выборами в Кыргызстане. Мы видим это внимание через техническую и финансовую помощь. … Оппозиция считает, что Соединенные Штаты Америки делают полезную работу для демократического развития республики. Официальная позиция Вашингтона нам известна: они требуют от кыргызского правительства конституционной и мирной передачи власти. … мы считаем, что Америке нужно уделять больше внимания событиям, происходящим у нас в стране. Внимание Запада, и в первую очередь, США, нам всегда будет не хватать».
О России: «Относительно кыргызско - российских отношений. Они достаточно масштабные, широкие и имеют глубокую перспективу. Россия продолжает оставаться страной, соединяющей нас с Европой, страной, от которой кыргызский народ ждет помощи и в демократическом развитии в том числе. У вас огромный потенциал и рычаги, которые не используются... Прогрессивные силы Кыргызстана не теряют надежды и считают, что Россия не будет вмешиваться в наши выборные дела на стороне существующей власти».
Эти заявления прозвучали в Москве, куда Отунбаева приехала, чтобы «навести мосты» между оппозицией и российским руководством. Судя по всему, это ей сделать не удалось: нет никаких сведений о встрече оппозиционного лидера с кем-либо из официальных лиц.
Как же будут развиваться события в Киргизии?
Понятно, что шансы оппозиции получить в парламенте перевес сил – невелики. Поэтому оппоненты властей бросят все свои ресурсы, чтобы доказать в судах факты фальсификации, и аннулировать результаты выборов в тех округах, где кандидаты от оппозиции потерпят неудачу. Видимо, следует ожидать всплеска митингов и пикетов. От того, насколько массовыми будут уличные выступления, зависят действия властей.
Поэтому настоящая борьба за власть развернется сразу после того, как закроются участки для голосования. Все дело в том, что парламент этого созыва будет более активно влиять на события в стране, поскольку возьмет на себя часть президентских полномочий (в частности, формирование правительства) – отсюда и та жесткость, с которой власти и оппозиция борются за депутатские места.
Фактически получается, что силы, выигравшие схватку за парламент, определят и кандидатуру будущего президента (выборы назначены на октябрь). Аскар Акаев заявил, что не будет баллотироваться, однако инициативные группы в эти дни собирают подписи в поддержку проведения референдума о продлении полномочий нынешнего президента.
Возможен и другой вариант, когда в оставшееся до выборов время партия власти назовет имя наследника. Неясно, кого выдвинет оппозиция, и будет ли это единый кандидат, поскольку в ее рядах сразу несколько человек имеют президентские амбиции.
Для Москвы выборы в двух среднеазиатских республиках имеют принципиальное значение, поскольку во всем регионе только в Таджикистане и Киргизии дислоцируются российские военные базы. Если вспомнить, какие усилия российское руководство приложило к тому, чтобы упрочить присутствие в этих странах, становится понятно, что Москва не будет сторонним наблюдателем. Но конкретные действия со стороны России последуют ближе к главному событию – президентским выборам.
Фергана.Ру, Тахир Чижов, 26.02.2005
В Таджикистане президентские выборы пройдут лишь в следующем году, в то время как в Киргизии парламентские выборы являются трамплином к предстоящим в октябре выборам главы государства.
На 75 мест претендуют 425 кандидата (в среднем шесть кандидата на одно место). Политические партии выдвинули 67 кандидатов, остальные 358 – самовыдвиженцы. В выборах участвует 40 партий – почти все имеющиеся в республике организации. Но ввиду только одномандатной мажоритарной системы выборов роль партий снижена и фактически сведена только к выдвижению и финансированию кандидатов.
Накануне выборов оппозиция в Киргизии выглядит серьезнее, чем в Таджикистане. Видимо, из-за своей сплоченности. Она представлена пятью крупнейшими политическими блоками. В свою очередь, блоки подписали Меморандум о сотрудничестве, в котором условились проводить совместные акции, обмениваться информацией, помогать в продвижение кандидатов от блоков и осуществлять встречи лидеров этих блоков для координации совместных действий на укрепление оппозиционных сил в общем.
Главными оппонентами власти по иронии судьбы являются те, кто когда-то занимал высокие посты в структурах исполнительной власти и были соратниками президента Акаева. К примеру, бывший премьер-министр Курманбек Бакиев возглавляет блок «Народное движение Кыргыстана». Надо сказать, блок объединяет порядка десяти партий, среди которых значатся такие разные по идеологии Коммунистическая партия и партия киргизских националистов «Асаба».
Бывший министр иностранных дел Мурат Иманалиев возглавил блок «Жанна багыт» («Новый курс»). Во главе Гражданского союза «За честные выборы» встал один из самых в прошлом доверенных людей Акаева, бывший секретарь Совета безопасности Мисир Аширкулов (ушел в отставку в апреле 2004 года). В «Народный конгресс Кыргыстана» входит партия «Ар-Намыс» («Достоинство»), возглавляемая Феликсом Куловым, в прошлом вице-президентом и мэром Бишкека.
И наконец, самое известное движение «Ата-Журт» (Отечество) возглавляет бывший министр иностранных дел, посол в Великобритании Роза Отунбаева. В последние годы она работала в структурах ООН и занималась урегулированием грузино-абхазского конфликта.
Последнее обстоятельство помешало Отунбаевой участвовать в выборах. Ей, и другим четырем оппозиционным лидерам, бывшим дипломатам, было отказано в регистрации по закону, запрещающему избираться лицам, не проживавшим последние пять лет в республике.
Официальные власти обвиняют оппозицию в подготовке цветной революции наподобие украинской или грузинской. И что это делается на деньги Запада. Сама оппозиция это отрицает. Вот что говорит Роза Отунбаева о влиянии США и России: «США безусловно интересуются выборами в Кыргызстане. Мы видим это внимание через техническую и финансовую помощь. … Оппозиция считает, что Соединенные Штаты Америки делают полезную работу для демократического развития республики. Официальная позиция Вашингтона нам известна: они требуют от кыргызского правительства конституционной и мирной передачи власти. … мы считаем, что Америке нужно уделять больше внимания событиям, происходящим у нас в стране. Внимание Запада, и в первую очередь, США, нам всегда будет не хватать».
О России: «Относительно кыргызско - российских отношений. Они достаточно масштабные, широкие и имеют глубокую перспективу. Россия продолжает оставаться страной, соединяющей нас с Европой, страной, от которой кыргызский народ ждет помощи и в демократическом развитии в том числе. У вас огромный потенциал и рычаги, которые не используются... Прогрессивные силы Кыргызстана не теряют надежды и считают, что Россия не будет вмешиваться в наши выборные дела на стороне существующей власти».
Эти заявления прозвучали в Москве, куда Отунбаева приехала, чтобы «навести мосты» между оппозицией и российским руководством. Судя по всему, это ей сделать не удалось: нет никаких сведений о встрече оппозиционного лидера с кем-либо из официальных лиц.
Как же будут развиваться события в Киргизии?
Понятно, что шансы оппозиции получить в парламенте перевес сил – невелики. Поэтому оппоненты властей бросят все свои ресурсы, чтобы доказать в судах факты фальсификации, и аннулировать результаты выборов в тех округах, где кандидаты от оппозиции потерпят неудачу. Видимо, следует ожидать всплеска митингов и пикетов. От того, насколько массовыми будут уличные выступления, зависят действия властей.
Поэтому настоящая борьба за власть развернется сразу после того, как закроются участки для голосования. Все дело в том, что парламент этого созыва будет более активно влиять на события в стране, поскольку возьмет на себя часть президентских полномочий (в частности, формирование правительства) – отсюда и та жесткость, с которой власти и оппозиция борются за депутатские места.
Фактически получается, что силы, выигравшие схватку за парламент, определят и кандидатуру будущего президента (выборы назначены на октябрь). Аскар Акаев заявил, что не будет баллотироваться, однако инициативные группы в эти дни собирают подписи в поддержку проведения референдума о продлении полномочий нынешнего президента.
Возможен и другой вариант, когда в оставшееся до выборов время партия власти назовет имя наследника. Неясно, кого выдвинет оппозиция, и будет ли это единый кандидат, поскольку в ее рядах сразу несколько человек имеют президентские амбиции.
Для Москвы выборы в двух среднеазиатских республиках имеют принципиальное значение, поскольку во всем регионе только в Таджикистане и Киргизии дислоцируются российские военные базы. Если вспомнить, какие усилия российское руководство приложило к тому, чтобы упрочить присутствие в этих странах, становится понятно, что Москва не будет сторонним наблюдателем. Но конкретные действия со стороны России последуют ближе к главному событию – президентским выборам.