Зеркало Недели: Добро Пожаловать Виктор-бей!
03/07/2005 | line305b
Интересная статья в Зеркале об общении Президента с крымскотатарским Меджлисом после выборов и о существующих крымских и крымскотатарских проблемах, которыми Президенту придется заниматься, но он похоже не знает пока как и что делать.
Оригинал тут: http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/536/49413/
Обсуждение на крымском форуме тут: http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1110186904
ХОШЬ КЕЛЬДИНЪИЗ!
Валентина САМАР
Крым)
Вот Президент Ющенко и дождался: меджлис крымскотатарского народа тоже выставил счет новой власти. «При условии игнорирования органами государственной власти Украины и органами местного самоуправления АРК законных прав крымских татар на землю, поддержать инициативное занятие безземельными крымскими татарами свободных земель или земель, выделенных на условиях аренды или собственности предпринимательским структурам, как форму возвращения ими незаконно отнятой у них земли в ходе преступной депортации 18 мая 1944 года».
Иными словами, миллимеджлис благословил соотечественников на новые самозахваты, с оговоркой — если власти не будут решать земельную проблему репатриантов. Можно как угодно комментировать постановление меджлиса, напоминающее по стилю призывы к экспроприации экспроприаторов, но Президента поставили перед фактом: крымские татары готовы бороться с новой властью за землю теми же методами, что и со старой, если ситуация не изменится. И объяснения «ЗН» Мустафы Джемилева, что это решение принималось в развитие документов еще сентябрьского Курултая, ничего, по большому счету, не меняет, ведь резкое заявление в адрес властей было одобрено на заседании, на котором утверждался перечень вопросов для обсуждения с Президентом Ющенко.
Руководство меджлиса надеялось на обстоятельную встречу в Крыму, поэтому список получился солидным — 12 вопросов. Большинство из них в последнюю десятилетку — уже традиционные: законодательное восстановление прав депортированных, статус крымскотатарского народа и языка, возвращение исторической топонимики, наделение землей и кадровые вопросы. Однако Президент, судя по всему, в Крым еще не собрался, а потому встреча с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым состоялась в Киеве в этот понедельник и длилась не более часа. По словам М.Джемилева, В.Ющенко обещал изучить возможность отзыва замечаний президента Кучмы по Закону «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку», ветированному накануне выборов. Также согласился сохранить Совет представителей крымскотатарского народа при Президенте, ныне стопроцентно состоящий из членов меджлиса, хотя даты его заседания пока не назначил. Земельная проблема репатриантов, как утверждает Джемилев, очень волнует В.Ющенко, но как ее решать, похоже, конкретно не говорилось. Зато Президент сообщил, что использование земли в Крыму и особенно на ЮБК планируется рассмотреть на заседании СНБОУ.
По своим кадровым предложениям меджлис на упомянутом заседании определился четко и амбициозно: посты глав райгосадминистраций в четырех районах и первых замов — еще в шести. Своих представителей меджлис видит на должностях первых заместителей крымских главков МВД, Минюста, СБУ и прокуратуры автономии. Интеграция репатриантов в украинское общество, считают в меджлисе, должна наконец-то коснуться и центральных органов власти: это должности первого заместителя Госкомитета по делам национальностей и миграции, главных специалистов в Секретариате, МИДе, министерствах культуры и образования Украины. Плюс предложения специалистов из числа крымских татар для работы в таможенной службе, СБУ, ГПУ, Госкомземе и Госкомитете по телевидению и радиовещанию. И, наконец, своя кандидатура у меджлиса есть и на должность Постоянного представителя Президента в АРК — народный депутат, зампредседателя меджлиса Рефат Чубаров.
Такие претензии лидеры меджлиса не считают нескромными и если распределять властные посты «пропорционально поддержке Ющенко во время выборов в Крыму, то пришлось бы, наверное, 80—90% должностей крымским татарам давать, но мы на это не претендуем», — заявлял Джемилев накануне встречи с Президентом. Однако, судя по всему, обстоятельного разговора по этой теме не было. Как сообщил Мустафа-эфенди, из-за ограниченности времени, конкретные кадровые предложения Президенту не делались, однако получили встречное: подготовить списки кандидатур на всевозможные должности, которые будут рассматриваться в числе других. А Рефат Чубаров, возможность назначения которого на должность постпреда Президента активно обсуждается в Крыму, сказал «ЗН», что «никто ему таких предложений не делал. Пусть все успокоятся».
И главная интрига, вытекающая из позиции, которую занял меджлис в вопросе смены исполнительной власти автономии, и в первую очередь — премьера. Коротко ее можно сформулировать так: если нет достойной замены, то зачем менять? «Сенченко, Шкляр, Пробей-Голова, Бордюгов, Невирко, Франчук, Горбатов…Если они придут сейчас, разве нам станет лучше?» — спрашивал Джемилев у членов меджлиса. (Здесь и далее цитирование из заседания меджлиса — «Полуостров». — Авт.) Были и другие предложения. «Коррупционное, бандитское, шовинистическое, враждебное правительство надо, собравшись многотысячным митингом, снести буквально с их кресел. Надо показать, что может меджлис и потом снимать дивиденды», — призывал Айдер Мустафаев. «Если меджлис может собрать 20-тысячный митинг, в чем я нисколько не сомневаюсь, то давайте снесем эту власть! Если нет времени и желания, то не мешайте это делать нам. Это наша проблема», — настаивал Надир Бекиров.
Однако большинство (при поименном голосовании) поддержало позицию Джемилева, а революционно настроенным коллегам рекомендовали не участвовать в публичных акциях с другими политическими силами, если на то нет решения меджлиса или его президиума.
Поэтому не удивительно, что встречу Джемилева и Чубарова с президентом их оппоненты расценили как попытку помочь Куницыну сохраниться у власти. Лидер меджлиса в интервью «ЗН» категорически отрицает, что об этом шла речь: «Мы не собирались кого-то защищать или обвинять. Мы прямо спросили — как вы видите механизм смены руководства. Ющенко заявил, что твердо придерживается того мнения, что надо действовать в соответствии с действующим законодательством и положениями Конституции Крыма. То есть, для смены председателя правительства надо, чтобы парламент ему выразил недоверие, за которым последует отставка, а президент может только согласовать предложенную ВР кандидатуру. Тогда я спросил, возможны ли какие-то силовые методы, и он (Ющенко. — Авт.) сказал, что это исключено». Под силовыми методами, уточнил Мустафа Джемилев, он имел в виду преследование со стороны правоохранительных органов, «исходя из того, что, как говорил товарищ Сталин, совершенно невиновных людей не бывает».
Итак, что в итоге? По большому счету — ничего, ибо конкретных решений не принималось. Учитывая же, что после встречи с руководством меджлиса (и совета представителей крымскотатарского народа при Президенте, кстати) никакого официального сообщения не последовало, возникает вопрос: это вообще-то был душевный разговор с политическими партнерами, не подлежащий разглашению, или официальная встреча, вследствие которой каким-то ведомствам или госорганам были сделаны какие-то поручения? (Надо сказать, что почему-то о встречах В.Ющенко с политическими деятелями автономии, в том числе и руководством — Б.Дейчем, С.Куницыным, ни разу пресс-службой Президента не сообщалось, что порождает немало слухов и злословия по поводу подковерности и несамостоятельности кадровой политики нового главы государства. Последний из слухов гласит, что два дня назад А.Зинченко предложил С.Куницыну добровольно подать в отставку с перспективой продолжения карьеры на дипломатической ниве.)
Впрочем, реалии таковы, что ожидать какой-то конкретики от Президента по решению проблем репатриантов было бы наивным. И не потому, что в стране есть и другие. Рискну предположить, что В.Ющенко к этому просто не готов. Даже несмотря на то, что использование дорогих крымских земель — уже проблема общегосударственного значения. Одними усилиями Генпрокуратуры, обещавшей устами С.Пискуна вернуть народу разграбленные прошлой властью земли, здесь не обойтись. Десятки уже открытых уголовных дел еще нужно расследовать и довести до суда, а на сколько растянется этот процесс — никто не рискнет прогнозировать, особенно в тех случаях, когда речь идет уже об оформленных правах собственности на незаконно приватизированные объекты и отчужденные земельные участки. При этом следует учесть, что большинство неправедных решений крымских властей готовилось в Киеве. К примеру, вывод 356 гектаров, предназначавшихся для шести фиктивных фирм, из заповедника прямо следует из указа президента Л.Кучмы об установлении новых границ этого заповедника. По информации из прокуратуры АРК, сейчас ГПУ готовит предложения Президенту об отмене этого указа. Так что скоро слово молвится… К тому же рассчитывать на возвращенные земли для строительства жилья или курортного бизнеса репатриантам не стоит — они ведь в большинстве своем заповедные!
На прошлой неделе некоторые региональные меджлисы решили сами найти пустующие земли на побережье. По поручению спикера несколько членов президиума в сопровождении прессы посетили… воинские части. Одна — в Партените, уже оставленная стройбатом, вторая — вроде бы действующая у села Семидворье у подножья Димерджи. Да, у Минобороны земли в Крыму немало, но опять же вопрос о передаче ее то ли республике, то ли местным советам — вопрос общегосударственного порядка и решится (если по закону) не в один месяц. К тому же такие «точечные» подходы проблемы в целом не решат, в первую очередь потому, что никто комплексно, с увязкой со всеми крымскими особенностями, ее не изучал. Хотя предложения из Крыма звучали и раньше: реформировать представительство президента, чтобы вместо тонн отчетов и обзоров в Киев уходили аналитические разработки по развитию Крыма, интеграции репатриантов, создать постоянную рабочую группу и т.д. Но пока что в представительстве нет даже нового постпреда. Президент никак не решит, кто из претендентов достойнее или эта конституционно закрепленная структура ему не нужна?
Вполне естественным было, говорят некоторые политики, если бы кадровым изменениям в Крыму, которые пока что ограничиваются назначением прокурора автономии, предшествовало изучение ситуации на месте специально созданной рабочей группой. Пока же информированность Президента по крымским делам, похоже, ограничена докладами генпрокурора и тех, кто может или сумел получить к нему доступ, чтобы пролоббировать свой интерес.
Нетерпение крымских татар можно понять: в большинстве своем они голосовали за Ющенко, и татарские палатки тоже стояли на Майдане, во всех своих предвыборных выступлениях нынешний Президент обещал навести порядок с землей в Крыму, 70 процентов крымских татар до депортации жили именно на побережье, но до сих пор не могут туда вернуться. Впереди — курортный сезон, но, похоже, и в этот раз на нем будут зарабатывать московские, питерские, донецкие, днепропетровские и киевские бизнесмены, а крымскотатарским предпринимателям останутся крохи. Впереди — 18 мая, день депортации, и репатрианты снова будут говорить, что их права попираются, теперь уже — и новой властью?
Так что, хошь кельдинъиз, Виктор-бей — добро пожаловать в Крым!
Оригинал тут: http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/536/49413/
Обсуждение на крымском форуме тут: http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1110186904
ХОШЬ КЕЛЬДИНЪИЗ!
Валентина САМАР
Крым)
Вот Президент Ющенко и дождался: меджлис крымскотатарского народа тоже выставил счет новой власти. «При условии игнорирования органами государственной власти Украины и органами местного самоуправления АРК законных прав крымских татар на землю, поддержать инициативное занятие безземельными крымскими татарами свободных земель или земель, выделенных на условиях аренды или собственности предпринимательским структурам, как форму возвращения ими незаконно отнятой у них земли в ходе преступной депортации 18 мая 1944 года».
Иными словами, миллимеджлис благословил соотечественников на новые самозахваты, с оговоркой — если власти не будут решать земельную проблему репатриантов. Можно как угодно комментировать постановление меджлиса, напоминающее по стилю призывы к экспроприации экспроприаторов, но Президента поставили перед фактом: крымские татары готовы бороться с новой властью за землю теми же методами, что и со старой, если ситуация не изменится. И объяснения «ЗН» Мустафы Джемилева, что это решение принималось в развитие документов еще сентябрьского Курултая, ничего, по большому счету, не меняет, ведь резкое заявление в адрес властей было одобрено на заседании, на котором утверждался перечень вопросов для обсуждения с Президентом Ющенко.
Руководство меджлиса надеялось на обстоятельную встречу в Крыму, поэтому список получился солидным — 12 вопросов. Большинство из них в последнюю десятилетку — уже традиционные: законодательное восстановление прав депортированных, статус крымскотатарского народа и языка, возвращение исторической топонимики, наделение землей и кадровые вопросы. Однако Президент, судя по всему, в Крым еще не собрался, а потому встреча с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым состоялась в Киеве в этот понедельник и длилась не более часа. По словам М.Джемилева, В.Ющенко обещал изучить возможность отзыва замечаний президента Кучмы по Закону «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку», ветированному накануне выборов. Также согласился сохранить Совет представителей крымскотатарского народа при Президенте, ныне стопроцентно состоящий из членов меджлиса, хотя даты его заседания пока не назначил. Земельная проблема репатриантов, как утверждает Джемилев, очень волнует В.Ющенко, но как ее решать, похоже, конкретно не говорилось. Зато Президент сообщил, что использование земли в Крыму и особенно на ЮБК планируется рассмотреть на заседании СНБОУ.
По своим кадровым предложениям меджлис на упомянутом заседании определился четко и амбициозно: посты глав райгосадминистраций в четырех районах и первых замов — еще в шести. Своих представителей меджлис видит на должностях первых заместителей крымских главков МВД, Минюста, СБУ и прокуратуры автономии. Интеграция репатриантов в украинское общество, считают в меджлисе, должна наконец-то коснуться и центральных органов власти: это должности первого заместителя Госкомитета по делам национальностей и миграции, главных специалистов в Секретариате, МИДе, министерствах культуры и образования Украины. Плюс предложения специалистов из числа крымских татар для работы в таможенной службе, СБУ, ГПУ, Госкомземе и Госкомитете по телевидению и радиовещанию. И, наконец, своя кандидатура у меджлиса есть и на должность Постоянного представителя Президента в АРК — народный депутат, зампредседателя меджлиса Рефат Чубаров.
Такие претензии лидеры меджлиса не считают нескромными и если распределять властные посты «пропорционально поддержке Ющенко во время выборов в Крыму, то пришлось бы, наверное, 80—90% должностей крымским татарам давать, но мы на это не претендуем», — заявлял Джемилев накануне встречи с Президентом. Однако, судя по всему, обстоятельного разговора по этой теме не было. Как сообщил Мустафа-эфенди, из-за ограниченности времени, конкретные кадровые предложения Президенту не делались, однако получили встречное: подготовить списки кандидатур на всевозможные должности, которые будут рассматриваться в числе других. А Рефат Чубаров, возможность назначения которого на должность постпреда Президента активно обсуждается в Крыму, сказал «ЗН», что «никто ему таких предложений не делал. Пусть все успокоятся».
И главная интрига, вытекающая из позиции, которую занял меджлис в вопросе смены исполнительной власти автономии, и в первую очередь — премьера. Коротко ее можно сформулировать так: если нет достойной замены, то зачем менять? «Сенченко, Шкляр, Пробей-Голова, Бордюгов, Невирко, Франчук, Горбатов…Если они придут сейчас, разве нам станет лучше?» — спрашивал Джемилев у членов меджлиса. (Здесь и далее цитирование из заседания меджлиса — «Полуостров». — Авт.) Были и другие предложения. «Коррупционное, бандитское, шовинистическое, враждебное правительство надо, собравшись многотысячным митингом, снести буквально с их кресел. Надо показать, что может меджлис и потом снимать дивиденды», — призывал Айдер Мустафаев. «Если меджлис может собрать 20-тысячный митинг, в чем я нисколько не сомневаюсь, то давайте снесем эту власть! Если нет времени и желания, то не мешайте это делать нам. Это наша проблема», — настаивал Надир Бекиров.
Однако большинство (при поименном голосовании) поддержало позицию Джемилева, а революционно настроенным коллегам рекомендовали не участвовать в публичных акциях с другими политическими силами, если на то нет решения меджлиса или его президиума.
Поэтому не удивительно, что встречу Джемилева и Чубарова с президентом их оппоненты расценили как попытку помочь Куницыну сохраниться у власти. Лидер меджлиса в интервью «ЗН» категорически отрицает, что об этом шла речь: «Мы не собирались кого-то защищать или обвинять. Мы прямо спросили — как вы видите механизм смены руководства. Ющенко заявил, что твердо придерживается того мнения, что надо действовать в соответствии с действующим законодательством и положениями Конституции Крыма. То есть, для смены председателя правительства надо, чтобы парламент ему выразил недоверие, за которым последует отставка, а президент может только согласовать предложенную ВР кандидатуру. Тогда я спросил, возможны ли какие-то силовые методы, и он (Ющенко. — Авт.) сказал, что это исключено». Под силовыми методами, уточнил Мустафа Джемилев, он имел в виду преследование со стороны правоохранительных органов, «исходя из того, что, как говорил товарищ Сталин, совершенно невиновных людей не бывает».
Итак, что в итоге? По большому счету — ничего, ибо конкретных решений не принималось. Учитывая же, что после встречи с руководством меджлиса (и совета представителей крымскотатарского народа при Президенте, кстати) никакого официального сообщения не последовало, возникает вопрос: это вообще-то был душевный разговор с политическими партнерами, не подлежащий разглашению, или официальная встреча, вследствие которой каким-то ведомствам или госорганам были сделаны какие-то поручения? (Надо сказать, что почему-то о встречах В.Ющенко с политическими деятелями автономии, в том числе и руководством — Б.Дейчем, С.Куницыным, ни разу пресс-службой Президента не сообщалось, что порождает немало слухов и злословия по поводу подковерности и несамостоятельности кадровой политики нового главы государства. Последний из слухов гласит, что два дня назад А.Зинченко предложил С.Куницыну добровольно подать в отставку с перспективой продолжения карьеры на дипломатической ниве.)
Впрочем, реалии таковы, что ожидать какой-то конкретики от Президента по решению проблем репатриантов было бы наивным. И не потому, что в стране есть и другие. Рискну предположить, что В.Ющенко к этому просто не готов. Даже несмотря на то, что использование дорогих крымских земель — уже проблема общегосударственного значения. Одними усилиями Генпрокуратуры, обещавшей устами С.Пискуна вернуть народу разграбленные прошлой властью земли, здесь не обойтись. Десятки уже открытых уголовных дел еще нужно расследовать и довести до суда, а на сколько растянется этот процесс — никто не рискнет прогнозировать, особенно в тех случаях, когда речь идет уже об оформленных правах собственности на незаконно приватизированные объекты и отчужденные земельные участки. При этом следует учесть, что большинство неправедных решений крымских властей готовилось в Киеве. К примеру, вывод 356 гектаров, предназначавшихся для шести фиктивных фирм, из заповедника прямо следует из указа президента Л.Кучмы об установлении новых границ этого заповедника. По информации из прокуратуры АРК, сейчас ГПУ готовит предложения Президенту об отмене этого указа. Так что скоро слово молвится… К тому же рассчитывать на возвращенные земли для строительства жилья или курортного бизнеса репатриантам не стоит — они ведь в большинстве своем заповедные!
На прошлой неделе некоторые региональные меджлисы решили сами найти пустующие земли на побережье. По поручению спикера несколько членов президиума в сопровождении прессы посетили… воинские части. Одна — в Партените, уже оставленная стройбатом, вторая — вроде бы действующая у села Семидворье у подножья Димерджи. Да, у Минобороны земли в Крыму немало, но опять же вопрос о передаче ее то ли республике, то ли местным советам — вопрос общегосударственного порядка и решится (если по закону) не в один месяц. К тому же такие «точечные» подходы проблемы в целом не решат, в первую очередь потому, что никто комплексно, с увязкой со всеми крымскими особенностями, ее не изучал. Хотя предложения из Крыма звучали и раньше: реформировать представительство президента, чтобы вместо тонн отчетов и обзоров в Киев уходили аналитические разработки по развитию Крыма, интеграции репатриантов, создать постоянную рабочую группу и т.д. Но пока что в представительстве нет даже нового постпреда. Президент никак не решит, кто из претендентов достойнее или эта конституционно закрепленная структура ему не нужна?
Вполне естественным было, говорят некоторые политики, если бы кадровым изменениям в Крыму, которые пока что ограничиваются назначением прокурора автономии, предшествовало изучение ситуации на месте специально созданной рабочей группой. Пока же информированность Президента по крымским делам, похоже, ограничена докладами генпрокурора и тех, кто может или сумел получить к нему доступ, чтобы пролоббировать свой интерес.
Нетерпение крымских татар можно понять: в большинстве своем они голосовали за Ющенко, и татарские палатки тоже стояли на Майдане, во всех своих предвыборных выступлениях нынешний Президент обещал навести порядок с землей в Крыму, 70 процентов крымских татар до депортации жили именно на побережье, но до сих пор не могут туда вернуться. Впереди — курортный сезон, но, похоже, и в этот раз на нем будут зарабатывать московские, питерские, донецкие, днепропетровские и киевские бизнесмены, а крымскотатарским предпринимателям останутся крохи. Впереди — 18 мая, день депортации, и репатрианты снова будут говорить, что их права попираются, теперь уже — и новой властью?
Так что, хошь кельдинъиз, Виктор-бей — добро пожаловать в Крым!