Проект "Жилье для Народа" или "12 шагов навстречу людям"
03/16/2005 | alt
Последняя переработанная версия этого проекта (v4) находится ниже в этой теме:
http://www2.maidan.org.ua/n/free/1112880907
Версия 3 (от 16.03.2005):
* Введение.
Наверное каждый житель Украины знает, что ситуация с обеспеченностью жильем в нашей стране ухудшается год за годом. В последние несколько лет ситуация стремительно ухудшается, жилье дорожает и становится недоступным уже даже для относительно обеспеченных слоев населения.
Во многом это связано с отсутствием социально-направленной государственной политики в сфере жилищного строительства и несовершенстве законов, регулирующих правоотношения в этой сфере.
* Для справки:
- Общий жилфонд в Украине составляет 1,1 млрд кв. м, на одного гражданина приходится в среднем 22 кв. м жилья — в 2—2,5 раза меньше, чем на жителя Центральной и Западной Европы.
- На квартучете состоит 1,4 млн семей.
- В 2003 и 2004 гг. квартиры получили по 25 тыс. семей-очередников: если двигаться такими темпами, жилищная очередь будет ликвидирована через 56 лет.
- В 2003 г. было введено в эксплуатацию 62,3 тыс. новых квартир, в 2004 г. — 70,7 тыс.
- В то же время ежегодно в стране совершается до 150 тыс. сделок с недвижимостью, а емкость рынка эксперты оценивают в 3 млрд долларов США.
(http://today.viaduk.net/segodnya.nsf/PrintPreview/48B91DD49358EFE3C2256FC50058A957)
Поэтому назрела насущная необходимость выработки продуманной государственной политики в сфере обеспечения жильем граждан Украины.
* Ниже приводится список предложений для Президента, правительства и Верховной Рады, выработанный по итогам обсуждения на Киевском форуме недвижимости (realt.kiev.ua).
1) Государственная программ развития жилищного строительства для всей страны. Объемы строительства должны повышаться каждый год как минимум на 20%.
Это повысит обеспеченность граждан жильем и даст развитие строительной отрасли, создав множество новых рабочих мест, возродит учебные заведения строительной отрасли, а также даст дополнительный постуления в бюджет.
2) Равенство всех застройщиков перед законом. Отмена необоснованных льгот (экспериментов) для некоторых застройщиков (КГС+Аркада).
3) Полная проверка налоговой, КРУ, СБУ и др. деятельности основных застройщиков г. Киева за последние 3 года на предмет укрывания дохода и использования теневых схем.
4) Оставление в силе налогообложения физ. лиц при продаже жилья в размере 13% от разницы цены приобретения и продажи.
Это позволит снизить привлекательность вложений в жилье для спекулятивного и теневого капитала и повысит доступность жилья для простых граждан. А также даст значительные поступления в бюджет.
5) Отмена или снижения до минимума налогов при наследовании жилья и его дарении близким родственникам.
Данная норма в новом налоговом законодательстве нарушает конституционные права граждани и делает наследования жилья во многих случаях невозможным.
6) Пересмотр порядка выделения земель под застройку в городе Киеве. Выделение земли только на конкурсной основе с преимуществом тем застройщикам, которые строят жилье эконом-класса по наилучшему показателю "цена кв. метра/качество".
7) Строительство в Киеве и областных центрах специального государственного жилого фонда для долгосрочной сдачи в аренду населению для проживания.
Предусмотреть условиями договора аренды ответственность сторон за невыполнение обязательств и причины разрыва договора.
8) Заменить бесплатную выдачу квартир льготным категориям граждан на выдачу им жилья в долговременную аренду по устанавливаемым государством процентным ставкам. С возможностью выкупа данного жилья в дальнейшем.
Предоставление жилья в аренду производить в порядке существующих очередей и ввода в строй нового арендного фонда.
9) Законодательно защитить интересы граждан, инвестирующих средства в строительство жилья. Вести государственный контроль за соблюдением норм права при составлении инвест. договоров застройщиков.
10) Детенизация рынка жилья. Контроль за движением средств при сделках, их происхождением и уплатой налогов.
11) Принятие закона о риелтерской деятельности с обязательным лицензированием юридических и физ. лиц, занимающихся риелтерской практикой.
12) Выведение рынка риелтерских услуг из тени, Контроль за уплатой налогов с комиссионных.
13) Создание государственного риелтерского бюро, предоставляющего услуги гражданам согласно утвержденного прейскуранта.
14) Выведение рынка аренды жилья из тени. Контроль за оформлением договоров аренды, уплатой налогов арендодателями.
Это повысит правовую защищенность арендаторов и арендодателей, а также даст дополнительные доходы в бюджет.
15) Ввести налог на недвижимость с обложением по повышенной ставке дополнительных единиц жилья, а также излишков жилой площади.
За основу может быть взят проект закона о налогообложении недвижимого имущества, рассматривавшийся Верх. Радой в 2004 году.
Это поможет снизить долю спекулятивного и теневого капитала в недвижимости и даст дополнительный доход в бюджет.
16) Данная программа должна выполняться в комплексе с программой развития областных и районных центров Украины, создания там новых рабочих мест.
Это сократит поток приезжих в Киеве и других крупных городах и снизит спрос на жилье в нем, а также даст толчок развитию региональных рынков строительства, которые в большинстве областей до сих пор заморожены.
17) Согласование развития ипотечного кредитования развитием предложения жилья. Преждевременное массовое кредитование под низкий процент и с низким начальным взносом при сохранении текущей ситуации на рынке жилья вызовет только еще больший рост цен. При этом купить жилье в кредит смогут только высокооплачиваемые работники, способные выплачивать крупные суммы по таким кредитам.
18) И наконец, Полная замена киевской власти и обеспечение максимальной прозрачности ее работы в дальнейшем.
* Заключение
Рассмотрение данной проблемы и выработка соответствующей государственной программы позволят повысить отчисления в бюджет, снизить тенезацию рынка недвижимости, улучшить обеспечение жильем граждан Украины.
Кроме того это позитивно скажется на имидже новой власти и подтвердит ее "народный" статус.
http://www2.maidan.org.ua/n/free/1112880907
Версия 3 (от 16.03.2005):
* Введение.
Наверное каждый житель Украины знает, что ситуация с обеспеченностью жильем в нашей стране ухудшается год за годом. В последние несколько лет ситуация стремительно ухудшается, жилье дорожает и становится недоступным уже даже для относительно обеспеченных слоев населения.
Во многом это связано с отсутствием социально-направленной государственной политики в сфере жилищного строительства и несовершенстве законов, регулирующих правоотношения в этой сфере.
* Для справки:
- Общий жилфонд в Украине составляет 1,1 млрд кв. м, на одного гражданина приходится в среднем 22 кв. м жилья — в 2—2,5 раза меньше, чем на жителя Центральной и Западной Европы.
- На квартучете состоит 1,4 млн семей.
- В 2003 и 2004 гг. квартиры получили по 25 тыс. семей-очередников: если двигаться такими темпами, жилищная очередь будет ликвидирована через 56 лет.
- В 2003 г. было введено в эксплуатацию 62,3 тыс. новых квартир, в 2004 г. — 70,7 тыс.
- В то же время ежегодно в стране совершается до 150 тыс. сделок с недвижимостью, а емкость рынка эксперты оценивают в 3 млрд долларов США.
(http://today.viaduk.net/segodnya.nsf/PrintPreview/48B91DD49358EFE3C2256FC50058A957)
Поэтому назрела насущная необходимость выработки продуманной государственной политики в сфере обеспечения жильем граждан Украины.
* Ниже приводится список предложений для Президента, правительства и Верховной Рады, выработанный по итогам обсуждения на Киевском форуме недвижимости (realt.kiev.ua).
1) Государственная программ развития жилищного строительства для всей страны. Объемы строительства должны повышаться каждый год как минимум на 20%.
Это повысит обеспеченность граждан жильем и даст развитие строительной отрасли, создав множество новых рабочих мест, возродит учебные заведения строительной отрасли, а также даст дополнительный постуления в бюджет.
2) Равенство всех застройщиков перед законом. Отмена необоснованных льгот (экспериментов) для некоторых застройщиков (КГС+Аркада).
3) Полная проверка налоговой, КРУ, СБУ и др. деятельности основных застройщиков г. Киева за последние 3 года на предмет укрывания дохода и использования теневых схем.
4) Оставление в силе налогообложения физ. лиц при продаже жилья в размере 13% от разницы цены приобретения и продажи.
Это позволит снизить привлекательность вложений в жилье для спекулятивного и теневого капитала и повысит доступность жилья для простых граждан. А также даст значительные поступления в бюджет.
5) Отмена или снижения до минимума налогов при наследовании жилья и его дарении близким родственникам.
Данная норма в новом налоговом законодательстве нарушает конституционные права граждани и делает наследования жилья во многих случаях невозможным.
6) Пересмотр порядка выделения земель под застройку в городе Киеве. Выделение земли только на конкурсной основе с преимуществом тем застройщикам, которые строят жилье эконом-класса по наилучшему показателю "цена кв. метра/качество".
7) Строительство в Киеве и областных центрах специального государственного жилого фонда для долгосрочной сдачи в аренду населению для проживания.
Предусмотреть условиями договора аренды ответственность сторон за невыполнение обязательств и причины разрыва договора.
8) Заменить бесплатную выдачу квартир льготным категориям граждан на выдачу им жилья в долговременную аренду по устанавливаемым государством процентным ставкам. С возможностью выкупа данного жилья в дальнейшем.
Предоставление жилья в аренду производить в порядке существующих очередей и ввода в строй нового арендного фонда.
9) Законодательно защитить интересы граждан, инвестирующих средства в строительство жилья. Вести государственный контроль за соблюдением норм права при составлении инвест. договоров застройщиков.
10) Детенизация рынка жилья. Контроль за движением средств при сделках, их происхождением и уплатой налогов.
11) Принятие закона о риелтерской деятельности с обязательным лицензированием юридических и физ. лиц, занимающихся риелтерской практикой.
12) Выведение рынка риелтерских услуг из тени, Контроль за уплатой налогов с комиссионных.
13) Создание государственного риелтерского бюро, предоставляющего услуги гражданам согласно утвержденного прейскуранта.
14) Выведение рынка аренды жилья из тени. Контроль за оформлением договоров аренды, уплатой налогов арендодателями.
Это повысит правовую защищенность арендаторов и арендодателей, а также даст дополнительные доходы в бюджет.
15) Ввести налог на недвижимость с обложением по повышенной ставке дополнительных единиц жилья, а также излишков жилой площади.
За основу может быть взят проект закона о налогообложении недвижимого имущества, рассматривавшийся Верх. Радой в 2004 году.
Это поможет снизить долю спекулятивного и теневого капитала в недвижимости и даст дополнительный доход в бюджет.
16) Данная программа должна выполняться в комплексе с программой развития областных и районных центров Украины, создания там новых рабочих мест.
Это сократит поток приезжих в Киеве и других крупных городах и снизит спрос на жилье в нем, а также даст толчок развитию региональных рынков строительства, которые в большинстве областей до сих пор заморожены.
17) Согласование развития ипотечного кредитования развитием предложения жилья. Преждевременное массовое кредитование под низкий процент и с низким начальным взносом при сохранении текущей ситуации на рынке жилья вызовет только еще больший рост цен. При этом купить жилье в кредит смогут только высокооплачиваемые работники, способные выплачивать крупные суммы по таким кредитам.
18) И наконец, Полная замена киевской власти и обеспечение максимальной прозрачности ее работы в дальнейшем.
* Заключение
Рассмотрение данной проблемы и выработка соответствующей государственной программы позволят повысить отчисления в бюджет, снизить тенезацию рынка недвижимости, улучшить обеспечение жильем граждан Украины.
Кроме того это позитивно скажется на имидже новой власти и подтвердит ее "народный" статус.
Відповіді
2005.03.16 | MentBuster
Re: Проект "Жилье для Народа"
Проект просто прекрасний. Але навряд чи нова влада ним зацікавиться. Просто "блакитних" забудовників змінять "помаранчеві", а бардак залишиться :2005.03.16 | alt
"Дорогу осилит идущий" )) (-)
2005.03.16 | SSS
Re: Проект "Жилье для Народа"
alt пише:> 6) Пересмотр порядка выделения земель под застройку в городе Киеве. Выделение земли только на конкурсной основе с преимуществом тем застройщикам, которые строят жилье эконом-класса по наилучшему показателю "цена кв. метра/качество".
Как сопоставить этот момент с Земельным кодексом, согласно которому каждый человек может бесплатно приватизировать 10 соток земли под индивидуальное строительство, плюс еще дополнительно под гараж, сад и т.д.
Лично я уже много лет не могу добиться хотя бы двух соток для строительства. Позиция проста - мне не нужно от государства льгот или государственной квартиры, я пытаюсь реализовать возможность построить себе жилье, которая прописана в земельном кодексе. И везде мне тонко намекают, что без взятки земли не будет...
2005.03.16 | alt
По п.6 (о выделении земли под застройку)...
Да, этот пункт требует доработки.В проекте не рассмотрено индивидуальное строительство. Упор сделан в основном на массовую застройку.
Будет учтено в следующей редакции.
Если Вы знакомы с вопросом, то буду благодарен за парвильную формулировку этого пункта или дополнительные пункты...
2005.03.17 | SSS
Re: По п.6 (о выделении земли под застройку)...
alt пише:> Да, этот пункт требует доработки.
> В проекте не рассмотрено индивидуальное строительство. Упор сделан в основном на массовую застройку.
>
> Будет учтено в следующей редакции.
> Если Вы знакомы с вопросом, то буду благодарен за парвильную формулировку этого пункта или дополнительные пункты...
Так Вы так и пишите: "Выделение земли для массовой застройки..."
Думаю, нужно привести этот проект в соответствие с земельным кодексом. Его легко найти в интернете.
В земельном кодексе четко оговаривается для каких нужд сколько земли выдается. И речь там идет именно о индивидуальном использовании земли.
Сейчас получить участок тяжелее, чем квартиру
2005.03.16 | Боровик
Re: Проект "Жилье для Народа"
Цей проект треба розширити:"Житло для народу, штани для народу, ковбаса для народу та мило для народу", бо цього всього теж народу не вистачає.
Всі пункти можна в загальтному зберегти такими якими вони є, але доповнити державними програмами "Житло України", "Штани України", "Ковбаса України", "Мило України".
Ці програми гарно впишуться в низку іншитх програм, як то Хліб України, Цукор України інші, включно з Продовольчою програмою СРСР.
Оскільки кожна така програма потребувала участі державної компанії, то можна засунувати одноіменні компанії за участю держави і з керівництвом рідних та близьких до найвідоміших нумізматів України.
Ну і звісно, тим хто заслуговує роздати пільги на безкоштовне житло, ковбасу, штани та мило.
2005.03.17 | Тестер
Боровик! Ти по пам"яті начебто розумний та розсудливий
Чому "єхіднічаєш". Проблема житла величезна і її якось треба вирішувати. Як такий розумний, давай свої пропозиції.Та якщо таким пропозиціям не зробити "ноги", то писати тут все одно, що писати жалобу в "городскую баню"
2005.04.07 | Боровик
Re: Боровик! Ти по пам"яті начебто розумний та розсудливий
Ну а як мені втриматись від "єхіднічанія" якщо я дійсно бачу проблему житла, а для її вирішення пропонують програму "Граблі для народу" з назвою "Житло для народу"?До всього цього треба добавити те, що програма написана не для всього народу, а для частини народу.
Щодо пропозицій її вирішення, то я нічого не запропоную (нижче напишу кілька принципів яких треба дотрримуватись), бо проблема лежить в площині всіх загальноукраїнських проблем. І я не буду казати, що давайте заберему у цих громадян в такий спосіб і в інший спосіб розв*яжемо цю проблему для інших, тому що як тільки но ми візьмем в одних, то уних зразу ж виникає якщо не житлова то інша проблема.
Автор пропонує якісь схеми пільг, перевірок чи пошуку додаткових ресурсів, але він забувається, що в даний момент він говорить тільки про проблему житла для певної категорії людей і ніяк не зачіпає взаємозв*язку з іншими проблемами, які так само актуальні як житло, або і актуальніші. Так з 18-ти пунктів програми тільки 1 пункт не стосується Києва і жоден пункт не стосується селян.
Автор повністю обійшов те, що більше 40 відсодків наших громадян миються не частіше як раз в 10 днів хлюпаючи на себе воду із оцинкованого тазіка в який наливають воду з кастрюлі в яку наносили воду з криниці , а ще більше людей ходять в туалет - яма над якою дві дошки. Дуже високий відсоток такого житла з опаленням соломою та тирсою замішаною на коров*ячих гівняках.
В такій ситуації писати про черги на н-кімнатні квартири в Київі і перейматися цим - снобізм.
Тестер пише:
> Чому "єхіднічаєш". Проблема житла величезна і її якось треба вирішувати. Як такий розумний, давай свої пропозиції.
> Та якщо таким пропозиціям не зробити "ноги", то писати тут все одно, що писати жалобу в "городскую баню"
2005.04.07 | alt
А Вы обновленный вариант предложений видели?
http://www2.maidan.org.ua/n/free/1112880907Осталось всего 12 пунктов.
Документ открыт для внесения изменений. Именно для этого он тут и опубликован.
Боровик пише:
> Ну а як мені втриматись від "єхіднічанія" якщо я дійсно бачу проблему житла, а для її вирішення пропонують програму "Граблі для народу" з назвою "Житло для народу"?
> До всього цього треба добавити те, що програма написана не для всього народу, а для частини народу.
> Щодо пропозицій її вирішення, то я нічого не запропоную (нижче напишу кілька принципів яких треба дотрримуватись), бо проблема лежить в площині всіх загальноукраїнських проблем. І я не буду казати, що давайте заберему у цих громадян в такий спосіб і в інший спосіб розв*яжемо цю проблему для інших, тому що як тільки но ми візьмем в одних, то уних зразу ж виникає якщо не житлова то інша проблема.
> Автор пропонує якісь схеми пільг, перевірок чи пошуку додаткових ресурсів, але він забувається, що в даний момент він говорить тільки про проблему житла для певної категорії людей і ніяк не зачіпає взаємозв*язку з іншими проблемами, які так само актуальні як житло, або і актуальніші. Так з 18-ти пунктів програми тільки 1 пункт не стосується Києва і жоден пункт не стосується селян.
> Автор повністю обійшов те, що більше 40 відсодків наших громадян миються не частіше як раз в 10 днів хлюпаючи на себе воду із оцинкованого тазіка в який наливають воду з кастрюлі в яку наносили воду з криниці , а ще більше людей ходять в туалет - яма над якою дві дошки. Дуже високий відсоток такого житла з опаленням соломою та тирсою замішаною на коров*ячих гівняках.
> В такій ситуації писати про черги на н-кімнатні квартири в Київі і перейматися цим - снобізм.
Если у Вас есть конкретные конструктивные дополнения или предложения по корректировке пунктов, то милости просим. ))
2005.03.17 | Shooter
Як на мене, іронія недоречна
Боровик пише:> Цей проект треба розширити:
> "Житло для народу, штани для народу, ковбаса для народу та мило для народу", бо цього всього теж народу не вистачає.
"Житло для народу" мають навіть в Англії, не кажучи про менш розвинуті країни. Держава, в принципі, може відчутно посприяти (різними способами) тим, хто потребує житло і, в першу чергу, молодим сім'ям.
2005.03.17 | Englishman
Угу. Навіть Америка цим не "гнушається"
Цікаве спостереження: найрадикальніших ринковиків я зустрічав саме в Україні, не в США чи Британії. Куди тим прихильникам республіканської партії...2005.04.07 | fat mama
Америка і США може і не "гнушаються", але
тільки тому, що там "громадяни які потребують покращення житлових умов" і не можуть на це самостійно заробити грошей не так вже й багато. У всякому разі - з українською ситуацією цифри взагалі непорівнювані.Бо дані які наведені в першому пості (про 1.4 млн. родин на обліку) - це явно занижені показники. Просто ще 10-20 млн. на жодному обліку не стоїть. І правильно, який сенс 30 років перебувати на обліку і вмирати все ще на ньому перебуваючи? Чесно кажучи, коли бачиш в яких умовах живе народ в маленьких містечках, селах - язик не повертається стверджувати що їм не потрібно покращення житлових умов. А люди ж і розмножуються, до речі, як це не дивно. І це також не йде на користь ситуації.
Всі ці казкові мети квадратні, про які рапортує головний київський застройщик Омеля - це дуже приємно, але більшість розкуповуються зовсім не тими хто стоїть в черзі і на ситуацію з її зменшенням це також не впливає.
Тому жодна державна програма тут не допоможе, вона моде лише точково мати якийсь сенс. Потрібно щоб діяли ринкові механізми, щоб люди заробляли стільки, щоб могли купити собі житло або взяти в оренду. І все, врешті-решт, залежатиме від економіки, від ставок на іпотечні кредити, від демафізації будівельного бізнесу і від започаткування - нарешті - нормальної містобудівної політики. Хоча б в найбільших містах. Бо така політика насправді відсутня всюди. Навіть в Києві.
Втуляння 20-поверхових свічок незрозумілого дизайну і дикого оздоблення в кожному незабудованому дворі - це не політика. Ще потрібно будувати школи, лікарні, парки, дороги - про це забувають.
Але, знову ж таки, ніяких зрушень не відбудеться поки нормально не запрацює економіка. Смішно говорити про покращення житлових умов для бідних, при тому що таких бідних 80% населення країни і середній дохід на такого бідного - $120/місяць. Ще й це видається за велике досягнення. Тому обєктивно - лише за яких рочків 10 можна буде говорити про щось конкретне в цій сфері.
А до того часу доведеться всім незадоволеним продовжувати стояти в черзі.
2005.04.07 | Боровик
Re: Як на мене, іронія недоречна
Немаю нічого проти житла для народу, але ваше порівняння з Англією недоречне.По яких показниках ви б хотіли порівняти прроблему житля в Україні та Англії?
Як часто англійці міняють житло?
Який відсоток англійціцв живе в орендованому житлі?
Який відсоток англійців та українців мають доступ до водопроводу, горячої води, каналізації?
Якщо володієте ситуацією, то чи не підкажете якому народу і як допомогла та програма в Англії?
Shooter пише:
> Боровик пише:
> > Цей проект треба розширити:
> > "Житло для народу, штани для народу, ковбаса для народу та мило для народу", бо цього всього теж народу не вистачає.
>
> "Житло для народу" мають навіть в Англії, не кажучи про менш розвинуті країни. Держава, в принципі, може відчутно посприяти (різними способами) тим, хто потребує житло і, в першу чергу, молодим сім'ям.
2005.04.07 | alt
Проект "Жилье для Народа" v4 или "12 шагов навстречу людям"...
Проект "Жилье для Народа"
(или «12 шагов навстречу людям»)
(версия 4)
*Введение.
Наверное каждый житель Украины знает, что обеспеченность жильем в нашей стране оставляет желать лучшего. Последние несколько лет ситуация стремительно ухудшается, жилье стремительно дорожает и становится недоступным уже даже для относительно обеспеченных слоев населения.
Во многом это связано с отсутствием социально-направленной государственной политики в сфере жилищного строительства, несовершенстве и противоречивости законов, регулирующих правоотношения сторон в этой сфере, коррупции и движения теневых капиталов.
*Для справки:
- Общий жилой фонд в Украине составляет 1,1 млрд кв. М
- На одного гражданина приходится в среднем 22 кв. м жилья, что в 2-2,5 раза меньше, чем на жителя Центральной и Западной Европы.
- На квартучете состоит 1,4 млн. семей.
- В 2003 и 2004 гг. квартиры получили по 25 тыс. семей-очередников: если двигаться такими темпами, жилищная очередь будет ликвидирована через 56 лет.
- В 2003 г. было введено в эксплуатацию 62,3 тыс. новых квартир, в 2004 г. — 70,7 тыс.
- В то же время ежегодно в стране совершается до 150 тыс. сделок с недвижимостью, а емкость рынка эксперты оценивают в 3 млрд долларов США.
(http://today.viaduk.net/segodnya.nsf/PrintPreview/48B91DD49358EFE3C2256FC50058A957)
Поэтому назрела насущная необходимость наведения порядка на рынке недвижимости новой «народной» властью и выработки продуманной государственной политики в сфере обеспечения жильем граждан Украины.
Данная правительственная программа должна:
1) Учитывать интересы основной массы граждан
2) Учитывать интересы государства и согласовываться со стратегией его развития.
3) Учитывать интересы бизнеса.
Ниже приводится список предложений по улучшению ситуации с жильем в стране для Президента, Правительства и Верховной Рады, выработанный по итогам обсуждения на Киевском форуме недвижимости (http://realt.kiev.ua).
Существующие проблемы и возможные способы их решения:
*1) Государственная программа развития жилищного строительства для всей страны.
Это повысит обеспеченность граждан жильем и даст развитие строительной отрасли, создав множество новых рабочих мест, возродит учебные заведения строительной отрасли, а также даст дополнительные постуления в бюджет.
а) Объемы строительства должны повышаться каждый год как минимум на 10-20% от предыдущего года до насыщения рынка.
б) Равенство всех застройщиков перед законом. Отмена необоснованных льгот (экспериментов) для некоторых застройщиков (КГС+Аркада).
Премьер Ю. Тимошенко положительно отзывалась об КГС/Аркады в своем выступлении 06.05.2004, в таком случае имеет смысл внедрить их опыт для всех застройщиков и банков, поставив всех в равные условия.
в) Привлечение иностранных строительных фирм на наш рынок и обеспечение им равных условий с отечественными. Это даст приток инвестиций в Украину и повысит уровень строительства за счет конкуренции и внедрения прогрессивных методов строительства.
*2) Проверка налоговой, КРУ, СБУ и др. деятельности основных застройщиков г.Киева и других городов за последние 3 года на предмет укрывания доходов и использования теневых схем. Это приводит к значительному завышению себестоимости строительства и выливается в повышении цен на жилье. Кроме того, значительные суммы денег проходят мимо бюджета.
а) Флагманом повышения цен на жилье является КГС - государственное предприятие, не приносящее прибыль государству. Тогда как у остальных операторов строительного рынка рентабельность зашкаливает за 100%.
б) Нужно сделать прозрачной всю цепочку ценообразования - цена участка, проценты отчислений, на что именно эти отчисления, отчет об их использовании, цена стройматериалов и т.п., чтобы исключить возможность скрытия взяток и откатов, чтобы была видна реальная прибыльность.
*3) Полный аудит деятельности Киевской горадминистрации за последние 5 лет.
По результатам проверки расследование случаев коррупции и очистка Киевской власти, а также обеспечение максимальной прозрачности и законности ее работы в дальнейшем.
*4) Скорейшее утверждение Генплана развития Киева, направлений его застройки, прокладки транспортных коммуникаций и т.п..
Выделение средств из Бюджета на развитие инфраструктуры застраеваемых участков, прокладку коммуникаций.
Сейчас застройщики должны это делать за свой счет, что сильно сдерживает освоение новых площадей и вызывает конфликтные ситуации при попытках уплотнения существующей застройки для экономии на инфраструктуре.
*5) Наведение порядка с выделением земли под застройку:
а) Выделение земли только на конкурсной основе с преимуществом тем застройщикам, которые строят жилье по наилучшему показателю "цена кв. метра/качество".
б) Обязательно нужна инвентаризация земли в Киеве на предмет ее текущего использования – существует очень много пром.объектов, которые реально не работают, а занимают большие площади. Некоторые из них можно и нужно вынести за пределы города или закрыть.
в) Расширение Киева за счет прилегающих территорий и перепрофилирование сельхозугодий под застройку.
г) Разобраться с уже выделенными участками (их выделено под строительство жилья площадью 12 млн м кв). При нынешних темпах строительства эти участки будут освоены только за 12 лет. Если строительство не ведеться, нужно передавать участки другому застройщику.
д) Разобраться с бесплатным выделением земельных участков под застройку гражданам, предусмотренным Земельным Кодексом, согласно которому каждый гражданин имеет право на выделение ему бесплатно 10 соток земли под застройку.
Сейчас просто нереально получить участок для застройки в Киеве и окресностях без значительной взятки чиновникам.
Государство должно разработать программу в этой области, выделить дополнительный земельный фонд, если не хватает земель. И наладить законные механизмы выделения земли.
*6) Детенизация рынка жилья.
Это позволит снизить привлекательность вложений в жилье для спекулятивного и теневого капитала и повысит доступность жилья для простых граждан. А также даст значительные поступления в бюджет. В настоящее время сотни миллионов долларов вращаются на рынке недвижимости, не облагаясь налогами, что привлекают туда теневые капиталы.
а) Контроль за движением средств при сделках с недвижимостью, их происхождением и уплатой налогов.
б) Отмена моратория на новые правила налогообложения физ.лиц при продаже жилья.
в) Ввести налог на недвижимость с обложением по повышенной ставке дополнительных единиц жилья, а также излишков жилой площади.
За основу может быть взят проект закона о налогообложении недвижимого имущества, рассматривавшийся Верховной Радой в 2004 году.
Возможно, нужно ввести фиксированный налог с кв.метра, который будет вычисляться по простым методам, например, по нормативным коэффициентам уровня жилья/района с учетом года постройки дома. При этом каждый мог бы себе рассчитать налог без всяких проблем с оценкой жилья.
*7) Выведение рынка риелтерских услуг из тени
а) Принятие закона о риелтерской деятельности с обязательным лицензированием юридических и физ. лиц, занимающихся риелтерской практикой.
б) Контроль за уплатой риелтерами налогов с комиссионных.
в) Создание государственного риелтерского бюро, предоставляющего услуги гражданам согласно утвержденного прейскуранта.
*8) Выведение рынка аренды жилья из тени.
Контроль за оформлением договоров аренды, уплатой налогов арендодателями.
Это повысит правовую защищенность арендаторов и арендодателей, а также даст дополнительные доходы в бюджет.
*9) Создание и развитие специального государственного жилого фонда для долгосрочной сдачи в аренду населению для проживания.
а) Предусмотреть условиями договора аренды ответственность сторон за невыполнение обязательств и условия разрыва договора.
б) Заменить бесплатную раздачу квартир льготным категориям граждан (очень часто сейчас сопровождаемую коррупцией) на выдачу им жилья в долговременную аренду по устанавливаемым государством процентным ставкам с возможностью выкупа данного жилья в дальнейшем.
в) Предоставление жилья в аренду производить в порядке существующих очередей и ввода в строй нового арендного фонда.
*10) Законодательно защитить интересы граждан, инвестирующих средства в строительство жилья.
а) Ведение государственного контроля за соблюдением норм права при составлении инвест. договоров застройщиков.
б) В инвестиционном договоре должны оговариваться права покупателей, компенсации за задержку сдачи и другие нарушения договора.
*11) Создание и внедрение комплексной программы развития областных и районных центров Украины, создания там новых рабочих мест.
Это сократит поток приезжих в Киеве и других крупных городах и снизит спрос на жилье в нем, а также даст толчок развитию региональных рынков строительства, которые в большинстве областей до сих пор заморожены.
*12) Согласование развития ипотечного кредитования развитием строительства.
Преждевременное массовое кредитование под низкий процент и с низким начальным взносом при сохранении текущей ситуации на рынке жилья вызовет только еще больший рост цен. При этом купить жилье в кредит смогут только высокооплачиваемые работники, способные выплачивать крупные суммы по таким кредитам.
*Заключение
Рассмотрение данной проблемы и выработка соответствующей государственной программы позволят улучшить обеспечение жильем граждан Украины, повысить поступления в Бюджет, снизить тенезацию рынка недвижимости.
Кроме того это позитивно скажется на имидже новой власти и подтвердит ее истинно "народный" статус.