Про територіальний устрій України
04/19/2005 | VDom
http://www.grani.kiev.ua/exp.php?ni=1617&type=1&PHPSESSID=d2b39942ba2011cd645e443b0b705681
Безнадежное хозяйство Романа Бессмертного
14 апреля на сайте Кабинета министров появился законопроект "О территориальном устройстве" Украины. Это как бы первый отчет вице-премьер-министра по административно-территориальной реформе Романа Бессмертного о проделанной на должности работе.
Отдадим должное, Роман Петрович изо всех сил пытался организовать общественный интерес к подведомственной ему теме. Он побывал на муниципальных слушаниях в Судаке, где всем участникам раздал законопроект, он встретился с членами профильного комитета Верховной Рады, поучаствовал в круглых столах. В результате, о предлагаемых проектом закона трех уровнях расселения (община — не меньше 5 тысяч, район — не меньше 70 тысяч, регион не меньше 750 тысяч), а также о введении понятий городов-районов и городов-регионов знали практически все, кто смотрит телевизор или читает газеты.
Отметим, что хотя в отдельных частях предлагаемая модель реформы и критикуется специалистами, но в целом она не вызывает возражений. В конце концов, она — результат многолетней работы специалистов в этой сфере. (Самой реформе уже, простите, без малого 13 лет, и даже похвально, что Роман Петрович воспользовался уже существующими наработками.) Но возникает ряд вопросов.
Идеология нового законопроекта — перекраивание карты с целью равнодоступности услуг для каждого жителя государства. Укрупнение районов, а в будущем и областей — это очень важный пункт комплексной реформы местного самоуправления, но не единственный и далеко не первый.
Если верить вице-премьеру, именно территориальное устройство мешает развитию самоуправления. Но его же коллеги по партии какой-то год назад утверждали, что без усовершенствования межбюджетных отношений, формирования материально-технической базы местного самоуправления, создания эффективного управления коммунальной собственностью проводить реформу нецелесообразно. Альфа и омега пресловутой реформы: дать под каждый базовый уровень самоуправления свою доходную базу. В новом законопроекте нет, да, скорее, и не могло быть, ничего о бюджетных деньгах. Все эти вещи прописываются отдельными законами. А если их нет, то о чем разговариваем? Правда, Бессмертный сказал, что формат реформы должна задать Верховная Рада. Как это понимать? Что его законопроект — это всего лишь начало? А когда появятся следующие? Насколько известно, сейчас народный депутат Анатолий Матвиенко вместе с Романом Бессмертным готовят содоклад для Президента об административно-территориальной реформе. Может, реакция Виктора Андреевича поможет нам уяснить, зачем такая угрожающая спешка? Кому это, собственно, нужно?
Административно-территориальную реформу в 90-х годах понимали как такую хитрую штуку, с помощью которой, с одной стороны, можно разумно и гармонично спланировать территории, а с другой, — решить все сопутствующие проблемы. Леонид Данилович главным пунктом реформы с таким названием считал введение второй палаты высшего законодательного органа страны, той, которая, по идее, состояла бы из губернаторов. Она, по мысли экс-Президента, помогла бы ему справиться с "фрондирующей" палатой представителей (как в России). Фигурировавшая в этом же пакете идея избираемости губернаторов была мила сердцам областных начальников. Они всячески выступали за расширение полномочий регионов, имея в виду под объемами полномочий объемы финансов, которыми они смогут сами распоряжаться. В бытность свою губернатором в ее поддержку высказывался и сам Виктор Федорович. Правда, попав в Киев, он охладел к этой теме, и вся деятельность подведомственной ему партии свелась к проведению круглых столов на одноименную тему и созданию рабочей группы по административно-территориальной реформе. Во всяком случае, все предыдущие проекты имели поддержку тех или иных политических сил под конкретные политические цели. Нынешний проект пока имеет только одну поддержку — авторскую. Ни одна политическая сила пока не заявила, что хочет именно эту реформу. Следовательно, перспективы одобрения законопроекта Верховной Радой совершенно туманны. Поэтому спешка Романа Бессмертного, который хочет провести реформу до осени, не совсем понятна. А может быть, он просто хочет показать, что даже на такой скромной (потому что не совсем понятной) должности можно достичь грандиозных результатов?
Маша Мищенко
ЗАКОН УКРАЇНИ
"Про територіальний устрій України"
http://www.kmu.gov.ua/control/uk/newsnpd/projects
Безнадежное хозяйство Романа Бессмертного
14 апреля на сайте Кабинета министров появился законопроект "О территориальном устройстве" Украины. Это как бы первый отчет вице-премьер-министра по административно-территориальной реформе Романа Бессмертного о проделанной на должности работе.
Отдадим должное, Роман Петрович изо всех сил пытался организовать общественный интерес к подведомственной ему теме. Он побывал на муниципальных слушаниях в Судаке, где всем участникам раздал законопроект, он встретился с членами профильного комитета Верховной Рады, поучаствовал в круглых столах. В результате, о предлагаемых проектом закона трех уровнях расселения (община — не меньше 5 тысяч, район — не меньше 70 тысяч, регион не меньше 750 тысяч), а также о введении понятий городов-районов и городов-регионов знали практически все, кто смотрит телевизор или читает газеты.
Отметим, что хотя в отдельных частях предлагаемая модель реформы и критикуется специалистами, но в целом она не вызывает возражений. В конце концов, она — результат многолетней работы специалистов в этой сфере. (Самой реформе уже, простите, без малого 13 лет, и даже похвально, что Роман Петрович воспользовался уже существующими наработками.) Но возникает ряд вопросов.
Идеология нового законопроекта — перекраивание карты с целью равнодоступности услуг для каждого жителя государства. Укрупнение районов, а в будущем и областей — это очень важный пункт комплексной реформы местного самоуправления, но не единственный и далеко не первый.
Если верить вице-премьеру, именно территориальное устройство мешает развитию самоуправления. Но его же коллеги по партии какой-то год назад утверждали, что без усовершенствования межбюджетных отношений, формирования материально-технической базы местного самоуправления, создания эффективного управления коммунальной собственностью проводить реформу нецелесообразно. Альфа и омега пресловутой реформы: дать под каждый базовый уровень самоуправления свою доходную базу. В новом законопроекте нет, да, скорее, и не могло быть, ничего о бюджетных деньгах. Все эти вещи прописываются отдельными законами. А если их нет, то о чем разговариваем? Правда, Бессмертный сказал, что формат реформы должна задать Верховная Рада. Как это понимать? Что его законопроект — это всего лишь начало? А когда появятся следующие? Насколько известно, сейчас народный депутат Анатолий Матвиенко вместе с Романом Бессмертным готовят содоклад для Президента об административно-территориальной реформе. Может, реакция Виктора Андреевича поможет нам уяснить, зачем такая угрожающая спешка? Кому это, собственно, нужно?
Административно-территориальную реформу в 90-х годах понимали как такую хитрую штуку, с помощью которой, с одной стороны, можно разумно и гармонично спланировать территории, а с другой, — решить все сопутствующие проблемы. Леонид Данилович главным пунктом реформы с таким названием считал введение второй палаты высшего законодательного органа страны, той, которая, по идее, состояла бы из губернаторов. Она, по мысли экс-Президента, помогла бы ему справиться с "фрондирующей" палатой представителей (как в России). Фигурировавшая в этом же пакете идея избираемости губернаторов была мила сердцам областных начальников. Они всячески выступали за расширение полномочий регионов, имея в виду под объемами полномочий объемы финансов, которыми они смогут сами распоряжаться. В бытность свою губернатором в ее поддержку высказывался и сам Виктор Федорович. Правда, попав в Киев, он охладел к этой теме, и вся деятельность подведомственной ему партии свелась к проведению круглых столов на одноименную тему и созданию рабочей группы по административно-территориальной реформе. Во всяком случае, все предыдущие проекты имели поддержку тех или иных политических сил под конкретные политические цели. Нынешний проект пока имеет только одну поддержку — авторскую. Ни одна политическая сила пока не заявила, что хочет именно эту реформу. Следовательно, перспективы одобрения законопроекта Верховной Радой совершенно туманны. Поэтому спешка Романа Бессмертного, который хочет провести реформу до осени, не совсем понятна. А может быть, он просто хочет показать, что даже на такой скромной (потому что не совсем понятной) должности можно достичь грандиозных результатов?
Маша Мищенко
ЗАКОН УКРАЇНИ
"Про територіальний устрій України"
http://www.kmu.gov.ua/control/uk/newsnpd/projects
Відповіді
2005.04.19 | Василь Гулeй
Re: Про територіальний устрій України
VDom пише:> Отметим, что хотя в отдельных частях предлагаемая модель реформы и критикуется специалистами, но в целом она не вызывает возражений. В конце концов, она — результат многолетней работы специалистов в этой сфере. (...) Но возникает ряд вопросов.
угу, в мeнe тeж виникли. щодо вживання самого тeрміну "рeформа", бо ніякої рeформи там, по суті, нeма. вся ця історія більшe нагадує нанeсeння клітинок на сторінки зошита (щоб потім щось в них вписувати), аніж власнe процeс запису чогось в цeй зошит.
виглядає дійсно так, що цe - лишe підготовка до сeрії інших законопроeктів. зокрeма, в цьому контeксті можуть бути згодом "пeрeкроєні":
- виборчі округи (для нардeпів, що можe бути очєнь сущєствєнно і навіть важливо);
- статуси різних насeлeних пунктів (з наступним пeрeформуванням відповідних органів місцeвого самоврядування);
- закон про органи місцeвого самоврядування;
- повноважeння уряду
- і щe багато чого.
тобто, кричати і обговорювати трeба нe зараз, а самe тоді, коли, як з відра (бо, пeвно, так і будe) посиплються оці, дійсно нові, законопроeкти.
а взагалі-то в законопроeкті є лишe однe цікавe положeння - цe фразочка із ст. 2: створeння "централізованої системи контролю за законністю реалізації владних повноважень".
ось цю систeму дійсно трeба висувати на обговорeння "всієї країни". і нe так, як цe зробив Бeзсмeртний зараз (до обговорeння залучeні лишe два дeсятки установ в чотирьох вибірково висмикнутих областях україни), а дійсно із наданням можливості висловитися всім зацікавлeним особам.
цe, звичайно, будe вeликий бардак, алe тоді вжe щось однe: або всeукраїнськe обговорeння з усіма бажаючими, або вузькобюрократичнe обговорeння бeз посилання на "всю країну".
імхо.
2005.04.20 | Zettie
ПРО ЩО ЙДЕТЬСЯ?? Знов ґубєрнатори?
Панове, про яку реформу власне йдеться? Чи взагалі вигадування якихось міст-реґіонів зарадить ідеї адміністативної реформи в Україні? І взагалі про яку реформу йдеться? Ще з середини 90-их наші чиновники у відвислих штанях за хронічним браком фантазії і вигадки не змогли нічого кращого вигадати як тупо перейняти в росіян титул (слава Богові неофіційний)якихось там "ґубєрнаторів". В нас що є губерніїї??!! Це що відродження Малоросії в умовах однієї окремо взятої типу незалежної держави? Чого тоді не воєводи і воєводства? Все ж таки ближче якось і подалі від "совковщини" з тими нещасними областями і районами! Є чудові власне українські назви "повіт", "волость" тощо... Отож чи не можна якось в пана Безсмертного запитати у чому власне його реформаторство полягає? У тому аби залишити все як було плюс міста-райони з "ґубернаторами" на чолі???