МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Про ювілей Артеку. Або ода торжествуючому жлобству

08/23/2005 | ДП
Немає слів одні вирази та матюки...

*****
Такого за всю историю лагеря не было. Разрекламированное празднование 80-летия Артека было не для детей. Места на 12-тысячном стадионе были распроданы курортникам. Дети же смотрели концерт стоя. На артековском празднике артековцам места не нашлось…


Шумиха вокруг последних торжеств в «Артеке» изначально вызывала массу вопросов и недоумения. Начиная с того, а что же собственно, так пышно отмечалось 18 августа, если день рождения лагеря вообще-то 16 июня? Конечно, официально это значилось, как «завершение юбилейных торжеств», но при этом громогласно говорилось именно о «дне рождения» и только о нем (достаточно вспомнить рекламные телеролики «З днем народження, Артек!»). Замечу, что подобный перенос празднования дня рождения с июня на август за всю историю лагеря был только раз. В 1945 году… Почему, - думаю объяснять не стоит.

Уже в процессе подготовки августовского праздника по случаю давно прошедшего юбилея у многих возникал вопрос – для чего собственно это делается? Для детей? Но почему тогда с тем же размахом и помпой нельзя было отгулять в июне? Уже тогда в «Артеке» злые языки грядущее великолепие иначе, как праздником по случаю приезда президента Ющенко со товарищи не называли. Что для «старого Артека» было в диковинку. Обычно вожди приезжали в Артек на праздник, а не праздники устраивались в честь вождей. Впрочем, Президент уже сказал, что у нас теперь «новый Артек». Но даже с этим можно смириться и принять – в конце концов изначально, чуть ли не с первых лет своего существования лагерь активно использовался государством в политических целях – служа витриной, в которой показывали заботу страны о подрастающем поколении… Что ж, если нужно было под благовидным предлогом провести президентский саммит без галстуков – без проблем. Тем более, учитывая количество понаехавших VIP-персон и прочих знаменитостей, это давало возможность организовать для Артека широкую «мега»-рекламу…

Увы, вырваться в лагерь на торжество мне так и не удалось, и я с нетерпением ждал обещанной телетрансляции по «Интеру». Уже первые кадры вызвали у меня шок! Действительно это был абсолютно «новый Артек». Новый не потому, что после грандиозной реконструкции появились модерные корпуса со всеми удобствами, как сейчас принято говорить, «европейского уровня»… Совсем нет. «Новый» потому, что этот Артек показал совсем новый подход к детям, который в «старом Артеке» был в принципе невозможен и который вообще никто даже в бреду себе представить не мог!

Камера показала забитые под завязку трибуны стадиона и… детей, которые плотной толпой стояли на поле стадиона перед ярко освещенной сценой. Замечу, что традиционно масштабные праздники в Артеке длятся около трех часов. С учетом времени на то, пока соберутся 10 лагерей Артека – все четыре. Все это время дети (в том числе и самые маленькие - 8-9 лет) вынуждены были стоять или сидеть на траве. А вот в удобных креслах, недавно перестроенного шикарного стадиона в большинстве своем сидели люди, никаким образом ни к Артеку ни к детям отношения не имеющие. Как оказалось, билеты на проводимое в Артеке шоу (артековским его называть язык не поворачивается, но об этом ниже) Государственное управление делами …продавало отдыхающим на ЮБК курортникам. Да, воистину «новый Артек», где на всем 12-тысячном стадионе не нашлось места для 3,5 тысяч детей...

Потрясающе прокомментировали ситуацию в ДУСе, оказывается сделано это было …в интересах детей. Как сообщила прес-секретарь руководителя ДУС Елена Мех, «дети сами так захотели» (интересно, кто и как проводил опрос?). Мол и к сцене ближе и потанцевать можно… «А кто хотел, тот мог сесть». Но сесть могли дети только одного из 10 артековских лагерей, в котором проходила специализированная смена для детей-инвалидов (спасибо и на этом). Остальные вынуждены были стоять. Конечно, можно было и на газоне посидеть-полежать (что многие и делали), но вот с такой позиции наблюдать за действом на сцене можно было только в первых рядах.

Каре из детей в синеньких и желтеньких майках было построено на стадионе так, что все вместе они образовывали гигантский флаг Украины. Я патриот своей страны. Мне нравится наш флаг. Более того, впервые за всю историю Артека еще 25 августа 1991 года, на следующий день после провозглашения Независимости, я собственноручно поднял сине-желтый флаг на мачте «Янтарного» лагеря… Но половина присутствующих детей была из России. Честно говоря, я бы очень не хотел, чтобы мои дети, поехав, скажем в российский «Орленок», изображали триколор.

Но опустим, насколько это этично. Фактически артековцы на вроде бы артековском празднике были лишь декорацией для концерта,проводимого для сидящих в удобных креслах дядь и теть,у которых нашлось 40-60 гривен на покупку входного билета (правда, говорят, что цена на «центровые» места у спекулянтов была 250-300 грн).

Отдельного вопроса заслуживают VIP-гости. Всегда, кто бы не приезжал, будь то Брежнев, Горбачев, Джавахарлал Неру, Гагарин и т.д., все они, даже Кучма, на подобных праздниках сидели ВМЕСТЕ с детьми. А вот в «новом Артеке» эта традиция была отброшена. Теперь для высокопоставленых гостей была организована специальная, отдельная ложа. При этом было очень забавно наблюдать за реакцией высоких гостей. Если Мила Йовович довольно живо реагировала на происходящее (искренне или играла, не важно), то наш Президент (во всяком случае, в моменты, когда на него наводили камеру) сидел в молчаливой задумчивости, аки Сфинкс. Но даже Сталин на мавзолее во время демонстраций трудящихся проявлял хоть какие-то эмоции на происходящее. Хотя учитывая происходящее на сцене реацию Виктора Андреевича можно понять...

Ну и теперь сам концерт! Если ранее даже для менее масштабных артековских торжеств готовились специальные декорации, то на этот раз на стадионе была смонтирована уляпаная логотипами спонсоров банальная передвижная сцена – из тех, что монтируются в Киеве во время крупных народных гуляний. Ничего не имею против спонсоров и ответной рекламы, но можно же было пофантазировать! Концерт тоже мало чем отличался (ни по исполнителям, ни по репертуару) от халявных шоу на Майдане или на Европейской площади, которые так любят киевские пэтэушники – банальная сборная солянка из никак логически не связаных между собой номеров. О том, что это событие проистекало именно в Артеке, напоминали только выступление нескольких детских танцевальных коллективов да периодическое скандирование артековских кричалок… Единственная, кстати действительно не плохая, артековская песня прозвучала только в самом финале! Позже в Артеке мне подтвердили то, о чем я догадывался изначально - шоу полностью готовились усилиями киевских специалистов. Отсюда такая потрясающая схожесть с дармовыми концертами-близнецами регулярно проводимыми в центре столицы.

На мое замечание, что шоу было абсолютно неартековским ни по духу ни по содержанию, уже упомянутая Елена Мех просто обиделась моему невежеству - мол, все подбиралось специально для детей, в подростковом вкусе, и «музыка была заводная – «дуц!-дуц!»… Не спорю. Вот только ранее проводились неповторимые чисто артековские праздники... кто видел постановки Владимира Вагнера - поймет, о чем я, для тех, кто не видел, скажу, что это были настоящие феерии, которые можно было увидеть только в Артеке и нигде более. В «новом» же Артеке показали провинциальное действо из серии тех, что колесили по городам и весям Украины во время последней предвыборной кампании… Но стоит ли ради этого ехать в Артек?

А то, что «заводило» - не спорю… Вот только будет ли ощущение того давнего праздника вспоминаться спустя годы… Или хотя бы месяцы?

Хочу завершить цитатой поэта и журналиста Дмитрия Быкова:

«Пелевин сказал однажды, что в Артеке спрятались боги Эллады, когда им пришлось спуститься с Олимпа. И этот удивительный остров – его газета так и называлась «Остров А» – в самом деле очень напоминал мифическую, блаженную Грецию. Там не было регулярных парков – паркам позволяли дико и прекрасно разрастаться; море было чистым, как на заре мира. Может быть, ко всему добавлялось еще смутное гибельное очарование – понятно было, что в нынешних временах все это ненадолго... Планы создания «Артекленда», по образцу «Диснейленда», ходили уже тогда. Ничего более романтического, прекрасного, обреченного, чем Артек в девяностые, представить себе невозможно. Нельзя было не замечать, что он становится все более провинциальным…»

Но если Быков с сожалением писал только о первых ростках провинциализма, то после последнего праздника в Артеке этот торжествующий духовный провинциализм и местечковость не замечать уже нельзя даже одев самые, что ни на есть розовые очки. Господи, как же до жути не хочется, чтобы ЭТО стало лицом «нового Артека»… Очень не хочется.

(http://www.rep-ua.com/show/?id=2238)

Що ще обурює. Говорилося про півмільйона. Шоу й близько того не коштувало. Дуже цікаво, як же їх тоді витратили?

Відповіді

  • 2005.08.23 | ДП

    Будь ласка, модератори, поправте заголовок (-)

    -
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.08.23 | Пані

      Ви можете зробити це самі

      Натисніть "редагувати". Ви можете редагувати власні повідомлення. Всі можуть, власне.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".