МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Закон об обязательной публикации данных в интернете о деятельнос

09/24/2005 | Power
Предлагаю еще раз к обсуждению и ,возможно,акции бомбардировки рыбу закона, реально меняющего ситуацию в системе коррупции и откатов во всех бюджетных сферах экономики страны.С его помощью можно заставить негодяев и ворье убраться навсегда из органов власти.Это не панацея ,конечно , но уж очень силен у многих стремящихся во власть запустить руки в госкарман.

Закон об обязательной публикации данных в интернете о деятельности государственных и бюджетных организаций

Общие положения
Статья 1.1. С целью осуществления конституционных прав граждан Украины, согласно которых народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления, данный закон определяет правила и порядок отчетности государственных и бюджетных предприятий перед гражданами Украины.
Статья 1.2. Государственное учреждение и бюджетная организация это- предприятие, владельцем которого является государство, либо контрольный пакет акций которого принадлежит государству. В это понятие так же входят все государственные администрации, в том числе и налоговая , казначейства , таможенный комитет Украины, министерство и ведомства, финансируваемые из бюджета.
Статья 1.3. Веб-сайт это- электронная страница, размещенная в интернете и имеющая постоянный адрес.
Обязанности
Статья 2.1.Обязать все бюджетные организации и государственные учреждения в Украине создать открытые для общего доступа веб-сайты с публикацией следующих данных:
- нормативные акты и постановления, согласно которых они созданы;
- распоряжения и приказы по текущей деятельности;
- штатное расписание с указанием должностей и зарплат;
- занимаемую площадь;
- договора аренды и субаренды помещений;
- тендерные предложения для текущей деятельности и закупок;
- список победителей тендеров с указанием состава их учредителей и владельцев;
- договора по всем без исключения текущим видам деятельности;
- акты выполненния работ и услуг
- приходные и расходные накладные
- ежедневные банковские выписки со всех счетов с полной расшифровкой всех поступлений и расходов.
Ответственность
Статья 3.1. Ответственность за неисполнение данного закона либо за умышленное искажение публикуемой информации установить в соответствии со статьей уголовного кодекса о служебном подлоге.

Відповіді

  • 2005.09.25 | Гюльчатай

    Стратегически - неверно. Замечания.

    Есть различие между "государственными" и "коммунальными" предприятиями, между государственным бюджетом и местным (городским, например).
    Эта разница носит решающий характер при выборе приоритетов и плана действий. Одним-единственным "Законом" здесь не обойтись, поскольку эти два типа предприятий живут в двух разных нормативных мирах.

    В двух словах описываю это различие (насколько оно мне понятно):
    * государственные предприятия (нехозрасчетные)и их управление, бюджетирование описываются в Бюджетном кодексе Украины
    * управление коммунальными, местными хозяйствами подчинено Закону о местном самоуправлении.
    И это - логично. Разные "по природе" владельцы имущества.

    Коммунальное имущество - это имущество "местной громады", и управляется оно "местной громадой" через свои представительские и исполнительные органы (местный совет, исполкомы местного совета, финансовое управление местных советом и т.п.)
    Государственное имущество - имущество "государственное" (это отдельный повод для нескончаемого флейма), и управляется государством в лице его исполнительной, представительской и т.п. веток.

    Воздействовать на управление (на открытость управления) этими двумя типами предприятий, следовательно, нужно по-разному.

    Для того, чтобы добиться открытости управления коммунальным имуществом, вообще говоря, никаких НОВЫХ законов не нужно.
    Для того, чтобы бюджет города Одессы, например, был детально опубликован на сайте городской мэрии - новых Законов не нужно.
    Нужно просто добиться этой открытости, извините за тавтологию. И, что самое тяжелое, сделать привычной, систематичной.

    "Плюс" Вашего предложения мог бы быть только в том, что этот Закон ОБЯЖЕТ выкладывать инфу ИМЕННО в веб. В то время как сейчас - в части коммунального хозяйства - Вам И ТАК УЖЕ ОБЯЗАНЫ предоставить эту инфу на бумажном носителе. (И что, легко предоставляют ? И что, эта информация читаема и достоверна? :) - Так вот где проблемы, следовательно...)

    Вы просто представьте объем затрат на компанию по написанию, принятию такого Закона (это же должно пройти через ВР, не шутка), сроки такого рода работ, и реалистичность его принятия. Годы упорного труда. И - возможно - никакого результата.

    Вывод: добиваться открытости процессов хозяйствования на местном уровне можно и нужно, не прибегая к фантастическим планам по принятию новых Законов.
    Весь вопрос - в формах воздействия на местные органы исполнительной власти, координации действий различных групп и систематичности усилий по всей Украине.
    Веб - это, конечно, принципиально. Но для этого нового Закона - не нужно.

    Что касается государственных предприятий - то не знаю. Местное самоуправление - это та рубашка, которая ближе к моему телу.

    Ниже привожу несколько ссылок на нормативные акты. Черным-по-белому В НИХ НАПИСАНО: КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. Следовательно, кому должна принадлежать информация.

    • Закон України от 21.05.1997г. №280/97-ВП «Про місцеве самоврядування»: «Стаття 60. Право комунальної власності. 1. Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної влас-ності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підпри-ємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здо-ров`я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об`єкти, визна-чені відповідно до закону як об`єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчужен-ня.»
    • Закон України от 21.05.1997г. №280/97-ВП «Про місцеве самоврядування»: «Стаття 75. Відповідальність ор-ганів та посадових осіб місцевого самоврядування перед територіальними громадами 1. Органи та посадові особи місцевого самоврядування є підзвітними, підконтрольними і відповідальними перед територіальними громадами. Вони періодично, але не менш як два рази на рік, інформують населення про виконання програм соціально-економічного та культурного розвитку, місцевого бюджету, з інших питань місцевого значення, звітують перед територіальними громадами про свою діяльність.»
    • Устав міста Суми (например. Есть такой) : «Стаття 91. Комунальна власність міської громади»: 1. Міська громада має право комуна-льної власності - право на свій розсуд і на підставі закону безпосередньо і через органи міського самовряду-вання володіти, користуватися та розпоряджатися нею… 3. Перелік об`єктів права комунальної власності мі-ської громади затверджується міською радою за поданням виконавчого органу міської ради, що веде реєстр об`єктів комунальної власності.»
    • Закон України № 2657-XII «Про інформацію». «Стаття 10. Гарантії права на інформацію. Право на інформа-цію забезпечується: обов'язком органів державної влади, а також органів місцевого і регіонального самовря-дування інформувати про свою діяльність та прийняті рішення; створенням у державних органах спеціальних інформаційних служб або систем, що забезпечували б у встановленому порядку доступ до інформації; віль-ним доступом суб'єктів інформаційних відносин до статистичних даних, архівних, бібліотечних і музейних фондів; обмеження цього доступу зумовлюються лише специфікою цінностей та особливими умовами їх схо-ронності, що визначаються законодавством; створенням механізму здійснення права на інформацію.»
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.09.25 | Power

      Re: Стратегически - неверно. Замечания.

      Настаиваю на публикации расходных и доходных частей в реале всех органов государственного управления и местного.Вы же только за местное. Хотя это получится быстрее.Мы хитим увидеть расходы и ДПА и ГТКУ и т.д..
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.09.25 | Гюльчатай

        Тогда нужно разделить эти задачи.

        Потому что они решаются в принципе различным образом.

        Проблема прозрачности местного самоуправления решается не столько на Законодательном уровне, а именно - местным самоуправлением.

        Проблема прозрачности финансовых потоков и бюджетирования государственных структур действительно не может быть решена никак иначе, кроме как на законодательном уровне.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.09.25 | Albes

          Re: Тогда нужно разделить эти задачи.

          И в чем, интересно, Вы видите "принципиально различный способ" ?
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2005.09.25 | Гюльчатай

            Я только что это описал.

            Albes пише:
            > И в чем, интересно, Вы видите "принципиально различный способ" ?

            1. Нормативной базы для обеспечения открытости местного хозяйствования достаточно для активных действий. Здесь ситуация такова, что местные общины "не выработали" доступные (по закону) пласты информации, и вырабатывать эти пласты будут долго. Вот и надо их "вырабатывать". Здесь хватает проблем ненормативного свойства (в т.ч. и каламбурных :)).

            2. Для обеспечения открытости финансовых потоков государственных учреждений (типа ГНАУ, как у Power'а) нормативная база - насколько мне известно - отсутствует. Любые запросы будут отвергнуты сразу и - ИМХО - законно.

            Даже не знаю, что прибавить. Разные по природе собственники. Разное отношение к ним. По-моему, ясно.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2005.09.26 | Albes

              Re: Я только что это описал. Да ?

              Вы написали :
              "2. Для обеспечения открытости финансовых потоков государственных учреждений (типа ГНАУ, как у Power'а) нормативная база - насколько мне известно - отсутствует. Любые запросы будут отвергнуты сразу и - ИМХО - законно.

              Даже не знаю, что прибавить. Разные по природе собственники. Разное отношение к ним. По-моему, ясно."

              Нормативная база по получению информации одна и таже и для государственных органов власти (их учреждений, служебных и должностных лиц), так и для органов местного самоуправления (их учреждений, служебных и должностных лиц), а также для предприятий, учреждений, организаций и т.п. И форма собственности здесь не имеет никакого значения.

              По-этому, для меня сказанное Вами совсем не является очевидным и, уж тем более, по-моему, никак это не "ясно".
              Уж, извините, но моя практика показывает, что информацию можно получить практически на любой информационный запрос практически в любой орган. То, что ее не хотят выдавать, так добиться этого - дело техники и никак не связано с отсутствием законодательной или нормативной базы.
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2005.09.26 | Гюльчатай

                Статус коммунальной собственности - ясен

                1. Статус коммунальной собственности - ясен. Ясно - кто хозяин. А статус государственной - нет. О статусе государственной собственности Вы можете почитать в одном из последних (месяц-полтора назад) Зеркал недели. К сожалению, не помню автора статьи.
                2. Любой запрос в ГНИ по типу "Расскажите, куда и кому вы отправили вчера деньги?" получит - ИМХО - вполне правильный ответ: "Мы не уполномочены информировать Вас по этому поводу. Мы - государственное учреждение и подчиняемся ГНАУ. Обращайтесь в центральную ГНАУ, если нам дадут такую вказивку, - мы Вас проинформируем.". Вам описать, что будет далее, или Вы способны представить себе это без меня?

                Напомню: я не возражал относительно необходимости получения такой информации в ГНАУ (это отдельнгая тема). Я говорил о том, что результаты будут различны.

                С местным бюджетом можно и нужно работать уже сейчас.

                А с общегосударственным речь может идти только о длительной подготовке к работе.
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2005.09.26 | Albes

                  Re: Статус коммунальной собственности - ясен

                  Извините, но не могу воспринять Ваши объяснения как корректные.

                  Чтобы было понятнее, приведу пример :
                  Если Вы обратитесь с запросом, аналогичным тому, что Вы привели (к ГНИ), в райфинотдел, то Вас также отошлют в Управление финансов исполкома соответсвующего горсовета (в городе с районным делением), как ГНИ отошлет в ГНАУ (а оно, на самом деле - отошлет еще в Минфин).

                  А с государственной собственностью все тоже ясно. Бывает только сложнее выяснить, какой именно государственный орган обязан предоставлять ту или иную информацию. Но это уже вопрос владения техникой и правом направляющего запрос. Просто, чуть-чуть больше надо поискать соответствующего ответчика.
  • 2005.09.25 | Гюльчатай

    А вот бомбардировка была бы полезной

    А вот бомбардировка местных органов власти, сихронизированная по текстам запросов и по времени, была бы полезной.
    Имхо, бомардировать нужно запросами с требованиями предоставить ту или иную инфу в вебе, и ПРИ ОТСУТСТВИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ, предоставить ее на бумажном носителе.
    Такими запросами мы гарантируем ("относительно") получение достоверной (относительно) информации. И на худой конец можем сами опубликовать в вебе полученные ответы.
    Массированность запросов должна бы - по идее - вынудить местные власти отреагировать адекватно: т.е. так-таки размещать информацию в вебе.
    Я буду признателен за указание на любые другие формы воздействия.
    ===========
    Темы для запросов (думаю, общие по всей Украине)
    * публикация перечня объектов коммунальной собственности с указанием доли и условий владений (фактически - это перечень объектов основных фондов, первоначальной стоимостью, скажем, превышающих 50000 грн)
    * публикация сводного баланса местного коммунального хозяйства с детализацией статей баланса. В т.ч. дебиторов, кредиторов (кому должны и кто должен) - с указанием договорных сроков оплаты и графика предполагаемых оплат
    * публикация (пусть хотя бы постфактум!) ведомостей движения тендерных заявок: когда был объявлен тенедер, каковы были его условия, список претендентов, победитель и детализированные условия победителя.
    * публикация детального плана застройки города

    Такого рода общие для всего самоуправления Украины темы можно сдабривать местным колоритом (добавлять свои, местные темы)

    Рассчитывать на реакцию местных властей - можно и нужно. Она - будет. С Законом про Информацию и т.п. играться никто не станет.
    Но рассчитывать на быстрый успех - нельзя. Скорее всего будут отписки.
    Настраиваться нужно на сравнительно длинную работу.
    Кроме того, важен общественный резонанс на уровне местной "громады" - интерес граждан к этой проблематике почти отсутствует. Этот интерес нужно вызывать.

    Давайте синхронизировать усилия по запросам. Мы планируем, если ничего ни с кем не случится, через неделю выставлять палатку: на выходные. Вести разъянсительную работу, подписывать запросы.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.09.25 | Power

      Re: А вот бомбардировка была бы полезной

      Согласен с этим предложением.Тут мы союзники.Говорите,где вы выставляете палатки?мы поддержим.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.09.25 | Гюльчатай

        В Сумах :)

        Пока предположительно первый "вынос" палатки планируется на будущую субботу-воскресенье, 01-02 октября.
        Планируем размножить текст типового запроса. Он пока не утвержден, но приблизительно выглядит так:
        =============
        У рамках громадської акції „Наш бюджет – наші гроші”

        Від (ПІБ)______________________________________________________________________

        Адреса________________________________________________________________

        Телефон ______________________________________________________________________

        Адреса електронної поштової скриньки__________________________________________________


        № від 2005р.
        Виконуючому обов’язки міського голови м.Суми
        Клочку Сергію Володимировичу

        Сумська міська рада депутатів
        Виконком Сумської міської ради депутатів
        Фінансове управління виконкому Сумської міської ради депутатів
        ----------------------------------------------------------------------
        40030, м.Суми, площа Незалежності, 2

        Запит

        Закон України № 2657-XII «Про інформацію», стаття 10, гарантує створення механізму здійснення права громадян на інформацію.
        1. Прошу Вас опублікувати на веб-сайті мерії, або, якщо це неможливо в тридцятиденний термін із технічних причин, надайте мені на паперовому носії результати проведення останньої інвентаризації основних засобів комунального господарства: з переліком об'єктів спільного володіння, співвласників, вказівки часток і умов господарювання. Якщо інвентаризації не проводилися, то надайте реєстр об'єктів комунальної власності–основних засобів - із вказівкою часток і умов спільного господарювання.
        2. Прошу Вас опублікувати на веб-сайті мерії або, якщо це неможливо в тридцятиденний термін із технічних причин, надайте мені на паперовому носії результати розслідування зникнення інформації із сервера мерії на початку 2005 року, а також список винних та таких, які понесли покарання за халатне від-ношення до схоронності облікових даних.
        3. Підтвердіть, чи дійсно Сумська міська рада, виконком міської ради та фінансове управління міської ради „не володіє інформацією про статті балансу, дебіторів, кредиторів” комунального господарства міста Суми, що випливає з Вашого листа за № 4125/05-161 від 19.08.2005р (у відповідь на запит „Громадської ініціативи Нічний дозор” №10 від 19.07.2005). Якщо це дійсно так, то наведіть законні підстави, на яких Ви не контролюєте стан балансу, борги і боржників міського комунального господарства. Якщо це не так, то так-таки опублікуйте на веб-сайті мерії, або , якщо це неможливо в тридцятиденний термін із технічних причин, надайте мені на паперовому носії зведений баланс комунального місь-кого господарства з розшифровками статей балансу, у т.ч. дебіторів, кредиторів, строками й графіком оплат.

        Далее - Підстава Запиту:
        ... перечисляются приведенные мною в предыдущих постингах ссылки на нормативные акты.

        Поштова адреса для відправлення відповіді:

        ...
        З повагою,

        Підпис.
      • 2005.09.25 | Гюльчатай

        Наполнение информационного стенда рядом с палаткой

        * наименование стенда (слоган. Под вопросом. Пока "Наш бюджет - наші гроші")
        * Текст изначального запроса в горсовет (у Вас, видимо, такого пока не будет, но ведь какие-то местные материалы у Вас есть)
        * Текст ответа горсовета и сводная таблица ответов и вопросов (у Вас, видимо, такого не будет, но ведь какие-то местные материалы у Вас есть)
        * Текст предлагаемого жителям города запроса (или запросов, если вариантов будет несколько. Скажем, меня не удовлетворяет "упущенность" детального плана застройки... Выкинули требования по тендерам, потому что считали, что запрос должен носить конкретный и легко проверяемый характер...)
        * Вырезка из обсуждаемого Меморандума "Альянса Майдан" - в части местного самоуправления
        * Вырезки из веба (в т.ч. с сайта Народ Украины - по "троллейбусам"), из местной прессы по рассматриваемой проблеме

        Важно организовать регистрацию заполняемых запросов от граждан. Потому что запросы должны носить формальный, бюрократический - если угодно - характер. И нужно организовать впоследствие контроль за ответами горсовета.

        Промежуточный финал "акции" - некие общественные слушания (называйте как хотите, формы могут быть различны) по итогам акции. Итоги - это не число отправленных запросов. Это число полученных ответов и конструктивные действия горсовета.

        Основная цель этой акции - проведение разъяснительной работы с жителями города ("членами громади"). Иллюзий относительно быстро достигаемых результатов нет.

        * :) Ошибся, обозвав Ваш сайт "Силой народа". Исправился.
  • 2005.09.25 | Albes

    Re: Закон об обязательной публикации данных в интернете о деятел

    А может, предложите организовать бомбардировку депутатов, чтобы они представили закон в ВР и лоббировали его принятие ?
    Тогда имеет смысл тратить время на его доработку.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.09.26 | Power

      Re: Закон об обязательной публикации данных в интернете о деятел

      Давайте поколбасим депутатов.Почему нет? Хотя результат прогнозируем. Потому как Стретовичу этот проект был вручен еще в июле.:( В любом случае,давайте в акцию "для друку" и адреса депутатов с сайта ВР.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.09.26 | Предсказамус

        А если начнем локально?

        Это я просто напоминаю про коллегию ОДА.
      • 2005.09.26 | Albes

        Re: Закон об обязательной публикации данных в интернете о деятел

        Могу принять участие в плане выверения юридических норм проекта закона. А на депутатов у меня выхода нет.
        Могу только выдвинуть предложение, чтобы текст проекта закона (после его окончательной отработки и выверения на Майдане) был письменно направлен в адрес всех депутатов и партий с предложением подать его в ВР на рассмотрение, а потом опубликовать информацию о тех, кто это сделал, кто поддержал, а кто просто проигнорировал.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.09.26 | Power

          Давайте затачивать!

          Если есть возможность отработать юридическую чистоту проекта,отлично. Будет серьезное дело.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2005.09.26 | Albes

            Договорились. Начинаю работать. (-)

            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2005.10.09 | Power

              Урря!Есть депутаты,которые готовы внести законопроект.

              Хочу спросить,на какой стадии работа,если она идет. Первое, что попросили - возможность отработать изменение в бюджетный кодекс.Это быстрее можно принять.
  • 2005.10.09 | Soft

    А ще краще об’єднати все це в Єдиний Електронний Реєстр

    Державних Об’єктів(ЄЕРДО), як я пропонував раніше. Дати можливість вибірки даних по різних критеріях(OLAP- системи) та прив’язку до GIS. От тоді буде користь, а не забавка.

    Можу дати схематичну архітектуру технічного рішення цієї системи, якщо комусь цікаво. :jap:
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.10.09 | nash

      Re: А ще краще об’єднати все це в Єдиний Електронний Реєстр

      Soft пише:
      > Державних Об’єктів(ЄЕРДО), як я пропонував раніше. Дати можливість вибірки даних по різних критеріях(OLAP- системи) та прив’язку до GIS. От тоді буде користь, а не забавка.
      >
      > Можу дати схематичну архітектуру технічного рішення цієї системи, якщо комусь цікаво. :jap:


      Цікаво! Надішліть, будь ласка, на nasha_partiya@ukr.net


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".