Росія посилює тиск на Молдову! Через Придністров"я?
09/26/2005 | Dworkin
Без вина виноватый // дружба народов
// Россия вводит санкции против президента Молдавии
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=612045
Из-за антироссийской ориентации президента Молдавии Владимира Воронина экспортные доходы республики так и останутся в подвалах
Как стало известно Ъ, Федеральная таможенная служба России (ФТС) полностью прекратила выдачу акцизных марок импортерам алкогольной продукции из Молдавии. Без таких марок в страну не может быть поставлена ни одна бутылка. Это позволило наблюдателям сделать вывод о начале очередного этапа необъявленной торговой войны, которую Кремль ведет против несговорчивого президента Молдавии Владимира Воронина.
Слухи о перебоях с выдачей импортерам акцизных марок ФТС появились в середине прошлой недели. "Акцизные марки из России мы не получаем уже неделю,– заявил Ъ директор молдавского завода Zurbeni vin Игорь Пантя.– Думаю, что существующего количества марок нам хватит еще на несколько дней. Потом мы остановим предприятие. Вся наша продукция идет в Россию, так что работать не будет смысла". В аналогичной ситуации оказались практически все молдавские производители, так как 85% производимого в Молдавии вина экспортируется в РФ. По словам главы молдавского Союза экспортеров винодельческий продукции Георгия Козуба, в настоящий момент проводится инвентаризация всех оставшихся в республике акцизных марок: "Уже на следующей неделе мы сможем дать ответ, сколько времени смогут проработать наши предприятия, однако уже сейчас очевидно, что если ФТС России не возобновит выдачу марок, все мы окажемся на грани банкротства".
Согласно действующему в настоящий момент механизму поставок зарубежной алкогольной продукции, импортеры заранее обращаются в ФТС с заявками на получение акцизных марок. Марки (либо мотивированный отказ) выдаются в течение 22 дней. Затем эти марки поставляются непосредственным производителям, которые наклеивают их на бутылки. Только после этого бутылка может быть импортирована на территорию России.
В пятницу в пресс-службе ФТС отказались комментировать ситуацию с выдачей акцизных марок. Опрошенные Ъ импортеры также не смогли узнать в таможенной службе причин перебоев с выдачей акцизных марок. "Мы обращались к нашим российским партнерам, в ФТС, в российский Союз участников алкогольного рынка,– заявил господин Козуб,– однако никто нам не смог объяснить, что же происходит на самом деле".
Среди обсуждаемых причин – вступление в силу с января 2006 года закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". По этому закону изменится порядок наклейки акцизных марок: с 1 июля это будет необходимо делать не на месте производства алкогольной продукции, а непосредственно в России. Точного механизма действия новых правил еще нет – соответствующие подзаконные акты должны быть приняты специальными постановлениями правительства. Но по опыту прошлых лет участники рынка делают предположение, что продукцию с наклеенными старыми марками можно будет реализовывать и после 1 июля. Возможно, в этой ситуации кто-то из импортеров решил запастись акцизными марками на тот случай, если при переходе на новую систему возникнут процедурные сложности. "Выдача марок не прекратилась, а сбалансировалась,– считает председатель совета директоров холдинга 'Винный мир' Петр Каныгин.– ФТС не подписывает разрешения на выдачу марок импортерам всех стран СНГ, потому что 1 июля вступают в силу новые марки и новые условия их наклейки. А в последнее время появились некие компании, которые подали заявку на покупку сразу 50-100 млн штук акцизных марок".
Однако версия об упорядочивании выдачи акцизных марок для всех поставщиков из СНГ не нашла подтверждения. Например, крупнейшие поставщики украинской водки в Россию – Nemiroff и "Союз-Виктан" – заверили Ъ, что никаких проблем с акцизными марками не испытывают. В том же духе высказался один из крупнейших производителей и экспортеров грузинских вин "Самеба" Зураб Ткемаладзе: "Ничего не слышал о решении не выдавать акцизные марки для грузинских вин". "Наше ведомство не получало из России никакой информации об изменении порядка выдачи акцизных марок ФТС России",– заявила Ъ замминистра экономики Грузии Натия Турнава.
То есть перебои с выдачей акцизных марок коснулись пока только молдавских поставщиков. В связи с чем участники рынка заговорили о возобновлении необъявленной торговой войны между Россией и Молдавией (см. справку). Главной причиной разногласий государств стали крен Молдавии в сторону Запада, окончательного ее выхода из-под влияния Москвы и угроза ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье.
Характерно, что последние действия ФТС в полной мере соответствуют духу "Плана мероприятий по сохранению российского влияния в Республике Молдова". Этот подготовленный в администрации президента РФ документ носит неофициальный характер (Ъ подробно писал о нем 8 июля). Один из пунктов этого плана подразумевает осуществление "эффективного торгово-экономического, политического и гуманитарного давления на официальный Кишинев по наиболее чувствительным точкам". А именно "частичное блокирование экспорта молдавских товаров в Россию (под видом 'технических препятствий' в сфере таможенного оформления, через ужесточение проверок сертификатов качества и сертификатов страны происхождения, санитарного контроля и др.)".
"Очевидно, что на Молдавию оказывается давление,– говорит аналитик ФК 'Уралсиб' Марат Ибрагимов,– на Западе всегда так действуют, когда хотят убедить в чем-то правительство другой страны. Просто до сих пор мы не особо пользовались этим методом и только учимся".
Молдавия – идеальный тренажер для отработки приемов торговых войн, потому что Россия является ее крупнейшим торговым партнером. С начала года на долю России пришлось более 37% от общего объема молдавского экспорта, что составляет $151,5 млн. Основу молдавского экспорта в Россию составляют продовольственные товары: более половины его объема приходится на вино, кроме этого экспортируются свежая и консервированная плодоовощная продукция и соки.
Однако если Россия пойдет на крайние меры и полностью ограничит доступ на местный рынок молдавских вин, это грозит экономическими трудностями не только Молдавии, но и многим российским предприятиям. Более 60% всех вин, выпиваемых в России, поставляется из Молдавии. При этом примерно половина бутилируется уже на территории России. Переключиться на продукцию из других винодельческих регионов отечественным заводам будет затруднительно – молдавские виноматериалы наиболее дешевые, а кроме того, многие молдавские предприятия принадлежат российским бизнесменам.
Поэтому эксперты считают наиболее вероятным другой сценарий: Молдавия частично выполнит предъявляемые ей требования, и ограничения на поставки продукции будут сняты. "Просто так в жизни у нас ничего не бывает,– говорит глава ТПГ 'Кристалл' Сергей Зивенко.– Как только Молдова выполнит поставленные перед ней задачи, ее вино тут же пустят на рынок. Ну а сроки зависят непосредственно от молдаван".
РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ; ВЛАДИМИР Ъ-НОВИКОВ, Тбилиси
// Россия вводит санкции против президента Молдавии
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=612045
Из-за антироссийской ориентации президента Молдавии Владимира Воронина экспортные доходы республики так и останутся в подвалах
Как стало известно Ъ, Федеральная таможенная служба России (ФТС) полностью прекратила выдачу акцизных марок импортерам алкогольной продукции из Молдавии. Без таких марок в страну не может быть поставлена ни одна бутылка. Это позволило наблюдателям сделать вывод о начале очередного этапа необъявленной торговой войны, которую Кремль ведет против несговорчивого президента Молдавии Владимира Воронина.
Слухи о перебоях с выдачей импортерам акцизных марок ФТС появились в середине прошлой недели. "Акцизные марки из России мы не получаем уже неделю,– заявил Ъ директор молдавского завода Zurbeni vin Игорь Пантя.– Думаю, что существующего количества марок нам хватит еще на несколько дней. Потом мы остановим предприятие. Вся наша продукция идет в Россию, так что работать не будет смысла". В аналогичной ситуации оказались практически все молдавские производители, так как 85% производимого в Молдавии вина экспортируется в РФ. По словам главы молдавского Союза экспортеров винодельческий продукции Георгия Козуба, в настоящий момент проводится инвентаризация всех оставшихся в республике акцизных марок: "Уже на следующей неделе мы сможем дать ответ, сколько времени смогут проработать наши предприятия, однако уже сейчас очевидно, что если ФТС России не возобновит выдачу марок, все мы окажемся на грани банкротства".
Согласно действующему в настоящий момент механизму поставок зарубежной алкогольной продукции, импортеры заранее обращаются в ФТС с заявками на получение акцизных марок. Марки (либо мотивированный отказ) выдаются в течение 22 дней. Затем эти марки поставляются непосредственным производителям, которые наклеивают их на бутылки. Только после этого бутылка может быть импортирована на территорию России.
В пятницу в пресс-службе ФТС отказались комментировать ситуацию с выдачей акцизных марок. Опрошенные Ъ импортеры также не смогли узнать в таможенной службе причин перебоев с выдачей акцизных марок. "Мы обращались к нашим российским партнерам, в ФТС, в российский Союз участников алкогольного рынка,– заявил господин Козуб,– однако никто нам не смог объяснить, что же происходит на самом деле".
Среди обсуждаемых причин – вступление в силу с января 2006 года закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". По этому закону изменится порядок наклейки акцизных марок: с 1 июля это будет необходимо делать не на месте производства алкогольной продукции, а непосредственно в России. Точного механизма действия новых правил еще нет – соответствующие подзаконные акты должны быть приняты специальными постановлениями правительства. Но по опыту прошлых лет участники рынка делают предположение, что продукцию с наклеенными старыми марками можно будет реализовывать и после 1 июля. Возможно, в этой ситуации кто-то из импортеров решил запастись акцизными марками на тот случай, если при переходе на новую систему возникнут процедурные сложности. "Выдача марок не прекратилась, а сбалансировалась,– считает председатель совета директоров холдинга 'Винный мир' Петр Каныгин.– ФТС не подписывает разрешения на выдачу марок импортерам всех стран СНГ, потому что 1 июля вступают в силу новые марки и новые условия их наклейки. А в последнее время появились некие компании, которые подали заявку на покупку сразу 50-100 млн штук акцизных марок".
Однако версия об упорядочивании выдачи акцизных марок для всех поставщиков из СНГ не нашла подтверждения. Например, крупнейшие поставщики украинской водки в Россию – Nemiroff и "Союз-Виктан" – заверили Ъ, что никаких проблем с акцизными марками не испытывают. В том же духе высказался один из крупнейших производителей и экспортеров грузинских вин "Самеба" Зураб Ткемаладзе: "Ничего не слышал о решении не выдавать акцизные марки для грузинских вин". "Наше ведомство не получало из России никакой информации об изменении порядка выдачи акцизных марок ФТС России",– заявила Ъ замминистра экономики Грузии Натия Турнава.
То есть перебои с выдачей акцизных марок коснулись пока только молдавских поставщиков. В связи с чем участники рынка заговорили о возобновлении необъявленной торговой войны между Россией и Молдавией (см. справку). Главной причиной разногласий государств стали крен Молдавии в сторону Запада, окончательного ее выхода из-под влияния Москвы и угроза ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье.
Характерно, что последние действия ФТС в полной мере соответствуют духу "Плана мероприятий по сохранению российского влияния в Республике Молдова". Этот подготовленный в администрации президента РФ документ носит неофициальный характер (Ъ подробно писал о нем 8 июля). Один из пунктов этого плана подразумевает осуществление "эффективного торгово-экономического, политического и гуманитарного давления на официальный Кишинев по наиболее чувствительным точкам". А именно "частичное блокирование экспорта молдавских товаров в Россию (под видом 'технических препятствий' в сфере таможенного оформления, через ужесточение проверок сертификатов качества и сертификатов страны происхождения, санитарного контроля и др.)".
"Очевидно, что на Молдавию оказывается давление,– говорит аналитик ФК 'Уралсиб' Марат Ибрагимов,– на Западе всегда так действуют, когда хотят убедить в чем-то правительство другой страны. Просто до сих пор мы не особо пользовались этим методом и только учимся".
Молдавия – идеальный тренажер для отработки приемов торговых войн, потому что Россия является ее крупнейшим торговым партнером. С начала года на долю России пришлось более 37% от общего объема молдавского экспорта, что составляет $151,5 млн. Основу молдавского экспорта в Россию составляют продовольственные товары: более половины его объема приходится на вино, кроме этого экспортируются свежая и консервированная плодоовощная продукция и соки.
Однако если Россия пойдет на крайние меры и полностью ограничит доступ на местный рынок молдавских вин, это грозит экономическими трудностями не только Молдавии, но и многим российским предприятиям. Более 60% всех вин, выпиваемых в России, поставляется из Молдавии. При этом примерно половина бутилируется уже на территории России. Переключиться на продукцию из других винодельческих регионов отечественным заводам будет затруднительно – молдавские виноматериалы наиболее дешевые, а кроме того, многие молдавские предприятия принадлежат российским бизнесменам.
Поэтому эксперты считают наиболее вероятным другой сценарий: Молдавия частично выполнит предъявляемые ей требования, и ограничения на поставки продукции будут сняты. "Просто так в жизни у нас ничего не бывает,– говорит глава ТПГ 'Кристалл' Сергей Зивенко.– Как только Молдова выполнит поставленные перед ней задачи, ее вино тут же пустят на рынок. Ну а сроки зависят непосредственно от молдаван".
РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ; ВЛАДИМИР Ъ-НОВИКОВ, Тбилиси