МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"Кремль запретил российскому бизнесу покупки на Украине"(/)

11/18/2005 | Чучхе
"Кремль запретил российскому бизнесу покупки на Украине"
В этом году на фоне политической нестабильности на Украине попытки российского бизнеса внедриться в металлургическую отрасль этой страны проваливались одна за другой. О том, с какой стороны следует заходить в украинскую металлургию, и что может ожидать ее в будущем, рассказал учредитель Института национальной стратегии Украины Станислав Белклвский.




- Как связаны украинская металлургия и политика?


- На Украине бизнес и политика вообще друг от друга неотделимы, особенно в металлургии – это же более 25% бизнеса страны. Все без исключения крупные ФПГ строятся здесь на базе предприятий этой отрасли. Без представления о политическом раскладе сил невозможно судить об истинных причинах происходящего на меткомбинатах. И наоборот, бизнес-интересы политиков оказываются факторами принятия политических решений. Можно сказать, что на Украине все правительства делятся на две категории: металлургические и неметаллургические. Правительство Юлии Тимошенко было неметаллургическим, остальные – металлургическими.




- Как российским компаниям сделать свой бизнес на Украине успешным?


- Залог их процветания – лоббирование интересов Украины в Кремле. Именно этого от них ждали и ждут все украинские правительства. Например, в 2004 году "Северсталь" намекала, что если ей продадут "Криворожсталь", то Россия может неожиданно прекратить антидемпинговые расследования против украинских металлургов в целом. Основным лоббистским ресурсом всегда был контроль над ценами на газ. Но теперь этот ресурс серьезно ограничен.




- То есть слова Алишера Усманова о поддержке Владимиром Путиным объединения активов предпринимателя с украинскими ГОКами ничего не значат?


- Хотя номинально Кремль поддерживает российские инвестиции на Украине, фактически многим инвесторам дан сигнал "отбой". Путин хочет подождать и посмотреть, чем закончатся парламентские выборы 2006 года, а до этого не делать однозначную ставку на какую-либо конкретную силу. Не надо забывать и о том, что с 1 января Украина становится парламентско-президентской республикой. И если даже сейчас Виктор Ющенко далеко не всегда готов отвечать за свои слова – вспомним хотя бы историю с национализацией Никопольского завода ферросплавов,– то, что же будет после 1 января? Хотя в ситуации с повторной приватизацией "Криворожстали" украинский президент проявил и твердость, и готовность идти до конца. И даже сомнительный с точки зрения национальных интересов демарш парламента, пытавшегося запретить приватизацию предприятия буквально за неделю до конкурса, не остановил Ющенко.




- Как же работать в такой нестабильной ситуации?


- Это стабильная нестабильность. Прогнозируемый, привычный, знакомый еще по временам правления Леонида Кучмы хаос. И как минимум до выборов это состояние стабильной нестабильности, скорее всего, продолжится.




- Могут ли украинские власти предоставить российскому бизнесу, готовому вкладывать средства в стране, хоть какие-то гарантии?


- Есть только один вариант, при котором такие гарантии возможны. Виктор Ющенко должен провести легитимацию приватизации украинских предприятий. Есть модель windfall tax, которую применили, в частности, британские лейбористы в 90-е годы в отношении инфраструктурных компаний, приватизированных при Маргарет Тэтчер. Windfall tax предполагает единовременно уплачиваемый налог на сверхприбыли, обусловленные особыми административными условиями, искусственным ограничением конкуренции или исключительной внешней конъюнктурой. Один из вариантов подсчета этого налога таков. Для всех приватизированных заводов вычисляется их условная стоимость, равная выручке в год приватизации. Из этой суммы следует вычесть то, что нынешние владельцы уже заплатили по итогам всевозможных приватизационных аукционов и конкурсов. Остаток – сумма налога, который нынешние хозяева крупнейших предприятий должны доплатить в бюджет или специализированные фонды, предназначенные для реализации первоочередных социальных программ. В случае с "Криворожсталью", например, если бы предприятие не было продано Mittal, сумма "легитимационного" налога могла бы составить $1,1 млрд: $1,9 млрд оборота в 2004 году, когда комбинат был приватизирован, минус выплаченные Инвестиционно-металлургическим союзом Пинчука и Ахметова $800 млн. Хотя, разумеется, "Криворожсталь" – исключительный политический случай, ее национализация с повторной приватизацией была знаковым предвыборным обещанием Ющенко. И в итоге Украина получила гораздо больше, чем стоит предприятие – за свои глобальные амбиции. Но ко всем остальным предприятиям схема единовременной доплаты в рамках мирового соглашения с нынешними владельцами может быть применена. "Криворожсталь" прецедентом едва ли станет. Найти на каждый актив Лакшми Миттала не получится.




- Возможна ли снова реприватизация "Криворожстали"?


- Нет. Никакое украинское правительство никогда не сможет найти $4,8 млрд на компенсацию Лакшми Митталу его затрат. В этом смысле конкурс был, бесспорно, актом легитимации приватизации. Теперь все знают и понимают, что "Криворожсталь" продана справедливо. И едва ли у кого-то поднимется рука, чтобы всерьез оспаривать этот факт.




- Насколько в нынешних условиях возможна легитимация приватизационных сделок?


- Вполне возможна. Разговоры о необходимости единой и прозрачной легитимационной процедуры велись с января, но потом выяснилось, что заниматься непрозрачным переделом конкретных предприятий "под себя" куда интереснее, чем решать общенациональную проблему по сценарию, исключающему коррупцию. Для Виктора Ющенко, на мой взгляд, подобная легитимация приватизационных сделок является единственной возможностью победить на парламентских выборах в марте следующего года. Сейчас украинский народ во многом разочарован в "оранжевой" власти, репутация которой сильно подорвана коррупционными скандалами. Конечно, очень успешный конкурс по "Криворожстали" укрепил позиции Ющенко, но ненадолго. До марта об этом забудут, к тому же некоторые представители оппозиции постараются приписать заслугу себе.




- Следующим реприватизированным активом на Украине обещает стать Никопольский завод ферросплавов – НЗФ. Ваш прогноз развития ситуации вокруг него?


- Господин Пинчук, как мне кажется, знает, что удержать собственность в долгосрочной перспективе ему не удастся, поэтому он постарается все же избавиться от своих активов, в том числе от НЗФ. Но для этого ему сейчас надо добиться мирового соглашения с новым правительством Украины. То есть речь снова пойдет о доплате, о той или иной форме "легитимационного" налога. В случае успеха сделка между Пинчуком и российскими партнерами будет завершена. Хотя если бы Александр Абрамов не успел выплатить Виктору Пинчуку первый транш в размере $25 млн, он и Виктор Вексельберг сейчас, скорее всего, вышли бы из сделки. Игра на Украине слишком рискованна – и не столько из-за украинской, сколько из-за российской политической конъюнктуры. В Кремле дали понять, что до поры до времени не приветствуют приобретение украинских заводов знаковыми российскими бизнесменами. Поэтому, кстати, ни одна из крупнейших компаний, замыкающихся непосредственно на Кремль, не появилась на реприватизационном конкурсе по "Криворожстали". Путин не велел.




Коммерсант Dusiness Guide, 15 ноября 2005 года N214

Відповіді

  • 2005.11.18 | толя дейнека

    Re: в якості бонуса: Бухгалтерия "Криворожстали" сгорела (/)

    Подробности
    По материалам: Укррудпром

    17 ноября в здании управления ОАО "Криворожский горно-металлургический комбинат "Криворожсталь" случился пожар. С 11:30 до 11:58 горела бухгалтерия комбината. Об этом сообщает "УкрРудПром" со ссылкой на информированный источник в Днепропетровской облгосадминистрации.
    Официальная причина пожара - короткое замыкание.
    При тушении пожара была использована одна пожарная машина.

    http://podrobnosti.ua/accidents/casualties/2005/11/18/263050.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".