Конец Одесского кино
02/14/2006 | Виктория Колтунова
Одесская киностудия получила нокаут от хука левой своего инвестора. А дело было так.
Год назад началась эпопея по акционированию (приватизации) трех крупнейших студий художественных фильмов страны, Киевской, Ялтинской и Одесской. Творческая киноэлита отнеслась к этому явлению весьма настороженно, непонятно было во что это выльется. Технический состав студий воспринял идею восторженно, будущие инвесторы обещали им, что все останутся на студии, всем будет выплачиваться большая зарплата. Естественно, что такого же кинорежиссерам никто не обещал. Кинорежиссер - штучная профессия, запустится он в постановку или нет, зависит от множества причин, техническим же работникам всегда найдется, что делать на территории студии. Директора студий акционироваться хотели очень. Естественно, что после учреждения ЗАО, они становились Президентами ЗАО. И звучит красиво и зарплата большая. Творцы возражали – акционироваться не хотим. Хотим, чтобы нами управляло государство и по-прежнему как в добрые старые времена, давало госзаказ. Конфликт между директорами студий, техработниками и творцами разрешили директора простым, силовым методом: все творцы были уволены за штат студий, и директора остались один на один с техперсоналом и инвесторами, с которыми у них было полное взаимопонимание. Этакий шах без матюков.
Первой пала Ялтинская киностудия. 15 га Крымской земли, это вам не фунт изюма. Поскольку вода всегда течет вниз, а деньги всегда текут, куда их направляет финансовый интерес, то Ялтинская студия прошла именно тот путь, который предсказывала автор этих строк, рассылая куда можно, протесты против акционирования студий. А именно: сначала инвесторы получили 49 % акций, а государство в лице Госимущества – 51% и контрольный пакет оставался у государства, затем инвесторы выкупили часть акций и получили контрольный пакет, а, в конце концов, земля под киностудией была продана россиянам, и посреди украинской земли образовался оазис – 15 га земли российской.
Правда, после Оранжевой революции государство выкупило у россиян землю обратно, но кому нужны были эти игры?
Такой же путь наметился и у Одесской. Творцы были уволены за штат, пришли инвесторы в лице «Новой киностудии» расположенной по адресу Лермонтовский переулок 13, где находится жилой дом (!?), и руководитель этой студии А. Ткаченко объявил студийцам, что Одесскую киностудию собирается акционировать. Первый визит на студию А. Ткаченко нанес в октябре 2004 года. Визит был коротким, техработникам было предложено по одному зайти в кабинет директора и подписать согласие на приватизацию Одесской киностудии. Больше никто ни о чем перед ними не распинался. Но было обещано по 200 долл. зарплаты в месяц. Технари воодушевились. Творцы совсем пали духом, вопрошая друг друга, и что же теперь с нами, уже старыми и давно не снимавшими будет?
То ли профессия кинокритика, а значит, привычка выискивать в любом произведении слабые стороны, то ли профессия журналиста, а значит, привычка все пробовать на зуб, подсказали мне, что ничего хорошего с ними не будет. А главное, ничего хорошего не будет с украинским кино. Поскольку командовать теперь киношниками будут бизнесмены, а не Минкульт, а задача бизнесмена делать деньги, а не шедевры создавать, то естественно на киностудиях в лучшем случае будут сниматься телевизионные развлекаловки, в худшем земля киностудии будет продана. Профессии критика и журналиста подсказали мне правильно, по первому пути пошла Киевская студия им. Довженко, по второму – Ялта.
А потому, болея за родную Одесскую киностудию, автор этих строк снова принялась рассылать во все высокие инстанции письменные вопли «Сос! Киностудия тонет!» и получать от разных очень высоких инстанций ответы: «Процесс заторможен. Разбираемся».
Пока высокие инстанции разбирались, на одесской киностудии вновь появился будущий ее инвестор А. Ткаченко. В этот раз, он привел с собой подмогу в лице губернатора области Василия Цушко. Да и с киношниками разговаривал как-то демократичней, что ли. Больше обещал. Правда, начал Ткаченко с фразы: «А ну-ка покажите мне этого человека, который уже 8 месяцев не дает мне акционировать киностудию и начать выплачивать вам высокие зарплаты!» Пока я выискивала наиболее ехидный ответ, типа «Вы что, хотите мне стрелку набить?» в бой вступил Василий Петрович. «Да никто у вас землю не отберет, не бойтесь. Киностудия на ней и останется». (Слава Богу! В прошлый раз такого даже никто и не обещал).
Губернатор продолжил: «Деньги не пахнут. Согласитесь». (А что, возникает вопрос, Ткаченкины, они все-таки пахнут?!)
«Если вы согласитесь на приватизацию, вы сможете снимать кино не хуже, чем мексиканское, «Богатые тоже плачут». (Конечно, не хуже, хуже некуда!)
Кинорежиссер Валентин Козачков все-таки засомневался: « Ну, это же сериалы. А вот, если кто-то захочет создать образ украинского национального героя...»
«Создадите, создадите, - успокоил режиссерскую элиту А. Ткаченко. Я вкладываю в вашу киностудию 15 миллионов гривень. Так что и на сериалы и на героя, на все хватит».
15 миллионов гривен произвели на киношников, с начала перестройки пребывающих в нищете, ошеломляющее впечатление. Настолько ошеломляющее, что они даже забыли спросить директора студии О. Неверко, хватит ли этих денег на реконструкцию студии с разваленными павильонами и посыпанной нафталином техникой. А главное, забыли взять у господина А. Ткаченко честное слово о том, что образ национального героя озаботит его так же, как прибыль от телевизионного сериала «Менты и сержант Петренко».
Благоговение перед большими деньгами ослепило, и малость выбило из колеи. Были бы такие деньги, а кому они достанутся, киношники спросить забыли.
А потому принялись засыпать будущего инвестора комплиментами. Вскоре А. Ткаченко просто блестел от лака комплиментов, да и удовольствия тоже. Досталась своя доля и губернатору. Пришедшие на собрание кинорежиссеры, приготовившие каверзные вопросы о будущем украинского национального кино, разом их забыли, и принялись нахваливать двух высокопоставленных гостей.
И вот! Проходит несколько месяцев и оказывается, что никого из присутствовавших на том собрании в производство запускать не собираются, более того, при полном неведении об этом одесских киношников Одесская киностудия вообще выходит из-под юрисдикции Минкульта и передается Госимуществу. Как молочный завод, например. То есть одесское кино даже к туризму уже, не то, что к культуре, отношения не имеет!
И больше: совершенно в секрете от трудового коллектива студии, который уже «раз использовали и хватит» при подписании бумажки в кабинете директора студии, как говорилось выше, 2 декабря между Госимуществом и «Новой киностудией» подписывается договор и учреждается ЗАО «Одесская киностудия» при контрольном пакете акций у Госимущества с преимуществом в ... одну гривню! То есть от государственного до частного владения киностудией лежит водораздел величиной в одну бумажную гривню! Каково? Не постеснялось новое ЗАО прихватить себе заодно и имущество Союза кинематографистов - особняк площадью 2900 метров, расположенный на территории студии, опять же не поставив об этом в известность хозяев – Союз. Но самым ошеломляющим для одесских кинематографистов оказался Устав нового ЗАО, который позволяет инвесторам свободно продавать студийную землю, строить на ней развлекательные комплексы, отчуждать ее павильоны под что угодно, и только десятым пунктом для проформы что-то там лепечется о производстве фильмов.
То есть даже уже о мыльных сериалах, по сути, речь не идет. В цинично составленном Уставе есть только одно – любой ценой извлечь наживу из дорогущей приморской земли в центре Одессы. А культура... Черт с ней. Казино – это деньги, а деньги, как вы помните, не пахнут!
Государственная комиссия, описывавшая имущество киностудии для продажи оценила мраморную статую Нарцисса в одну гривну, памятник актеру Амвросию Бучме в 6 гривен, памятник одесским кинематографистам, павшим на фронтах великой Отечественной войны в 8 гривен. Задешево приобрели приватизаторы славу Одесской киностудии! Зато туалет, куда ходит директор образованного ЗАО в 1200 гривен. Почему бы и нет? Продав часть жилого дома киностудии,(предварительно были уволены люди стоявшие в очереди на эти квартиры) Ольга Ярославовна имела все возможности облицевать мрамором свой туалет. Короче – все пошло на унитаз!
И не надо нам приводить в пример Голливуд, где с выгодой для инвесторов снимается и рыночное и авторское кино. Голливуд – гигант, с огромным количеством студий, авторов, продюсеров. Там есть простор для разных фильмов и люди с такими деньгами, что они могут себе позволить на 9 рыночных проектов снять один авторский. Для славы, для «Оскара», для собственной души. Потому что в Америке период первоначального накопления грязного капитала давно окончился. Те деньги, что есть сейчас у магнатов кинопроизводства – это так называемые «старые деньги», они по духу отличаются от денег нуворишей. А в нашей стране этот период не то еще бурно развивается, не то вяло агонизирует, но точно не завершился.
Зато, если чуда не случится, то, что точно завершилось – так это славный трудовой путь такой любимой всем народом, такой прославленной во всем мире, старейшей в Европе Одесской киностудии!
Свое мнение по поводу прочитанного присылайте, пожалуйста, по адресу levanta@renome-i.net Оно интересно всем одесским кинематографистам. Спасибо.
Виктория КОЛТУНОВА
кинокритик, член НСКУ
Майдан-Информ еще раз напоминает и просит всех, кто владеет какой-либо информацией о ситуации вокруг Одесской киностудии, связаться с нами по адресу: odessa@maidan.org.ua
Год назад началась эпопея по акционированию (приватизации) трех крупнейших студий художественных фильмов страны, Киевской, Ялтинской и Одесской. Творческая киноэлита отнеслась к этому явлению весьма настороженно, непонятно было во что это выльется. Технический состав студий воспринял идею восторженно, будущие инвесторы обещали им, что все останутся на студии, всем будет выплачиваться большая зарплата. Естественно, что такого же кинорежиссерам никто не обещал. Кинорежиссер - штучная профессия, запустится он в постановку или нет, зависит от множества причин, техническим же работникам всегда найдется, что делать на территории студии. Директора студий акционироваться хотели очень. Естественно, что после учреждения ЗАО, они становились Президентами ЗАО. И звучит красиво и зарплата большая. Творцы возражали – акционироваться не хотим. Хотим, чтобы нами управляло государство и по-прежнему как в добрые старые времена, давало госзаказ. Конфликт между директорами студий, техработниками и творцами разрешили директора простым, силовым методом: все творцы были уволены за штат студий, и директора остались один на один с техперсоналом и инвесторами, с которыми у них было полное взаимопонимание. Этакий шах без матюков.
Первой пала Ялтинская киностудия. 15 га Крымской земли, это вам не фунт изюма. Поскольку вода всегда течет вниз, а деньги всегда текут, куда их направляет финансовый интерес, то Ялтинская студия прошла именно тот путь, который предсказывала автор этих строк, рассылая куда можно, протесты против акционирования студий. А именно: сначала инвесторы получили 49 % акций, а государство в лице Госимущества – 51% и контрольный пакет оставался у государства, затем инвесторы выкупили часть акций и получили контрольный пакет, а, в конце концов, земля под киностудией была продана россиянам, и посреди украинской земли образовался оазис – 15 га земли российской.
Правда, после Оранжевой революции государство выкупило у россиян землю обратно, но кому нужны были эти игры?
Такой же путь наметился и у Одесской. Творцы были уволены за штат, пришли инвесторы в лице «Новой киностудии» расположенной по адресу Лермонтовский переулок 13, где находится жилой дом (!?), и руководитель этой студии А. Ткаченко объявил студийцам, что Одесскую киностудию собирается акционировать. Первый визит на студию А. Ткаченко нанес в октябре 2004 года. Визит был коротким, техработникам было предложено по одному зайти в кабинет директора и подписать согласие на приватизацию Одесской киностудии. Больше никто ни о чем перед ними не распинался. Но было обещано по 200 долл. зарплаты в месяц. Технари воодушевились. Творцы совсем пали духом, вопрошая друг друга, и что же теперь с нами, уже старыми и давно не снимавшими будет?
То ли профессия кинокритика, а значит, привычка выискивать в любом произведении слабые стороны, то ли профессия журналиста, а значит, привычка все пробовать на зуб, подсказали мне, что ничего хорошего с ними не будет. А главное, ничего хорошего не будет с украинским кино. Поскольку командовать теперь киношниками будут бизнесмены, а не Минкульт, а задача бизнесмена делать деньги, а не шедевры создавать, то естественно на киностудиях в лучшем случае будут сниматься телевизионные развлекаловки, в худшем земля киностудии будет продана. Профессии критика и журналиста подсказали мне правильно, по первому пути пошла Киевская студия им. Довженко, по второму – Ялта.
А потому, болея за родную Одесскую киностудию, автор этих строк снова принялась рассылать во все высокие инстанции письменные вопли «Сос! Киностудия тонет!» и получать от разных очень высоких инстанций ответы: «Процесс заторможен. Разбираемся».
Пока высокие инстанции разбирались, на одесской киностудии вновь появился будущий ее инвестор А. Ткаченко. В этот раз, он привел с собой подмогу в лице губернатора области Василия Цушко. Да и с киношниками разговаривал как-то демократичней, что ли. Больше обещал. Правда, начал Ткаченко с фразы: «А ну-ка покажите мне этого человека, который уже 8 месяцев не дает мне акционировать киностудию и начать выплачивать вам высокие зарплаты!» Пока я выискивала наиболее ехидный ответ, типа «Вы что, хотите мне стрелку набить?» в бой вступил Василий Петрович. «Да никто у вас землю не отберет, не бойтесь. Киностудия на ней и останется». (Слава Богу! В прошлый раз такого даже никто и не обещал).
Губернатор продолжил: «Деньги не пахнут. Согласитесь». (А что, возникает вопрос, Ткаченкины, они все-таки пахнут?!)
«Если вы согласитесь на приватизацию, вы сможете снимать кино не хуже, чем мексиканское, «Богатые тоже плачут». (Конечно, не хуже, хуже некуда!)
Кинорежиссер Валентин Козачков все-таки засомневался: « Ну, это же сериалы. А вот, если кто-то захочет создать образ украинского национального героя...»
«Создадите, создадите, - успокоил режиссерскую элиту А. Ткаченко. Я вкладываю в вашу киностудию 15 миллионов гривень. Так что и на сериалы и на героя, на все хватит».
15 миллионов гривен произвели на киношников, с начала перестройки пребывающих в нищете, ошеломляющее впечатление. Настолько ошеломляющее, что они даже забыли спросить директора студии О. Неверко, хватит ли этих денег на реконструкцию студии с разваленными павильонами и посыпанной нафталином техникой. А главное, забыли взять у господина А. Ткаченко честное слово о том, что образ национального героя озаботит его так же, как прибыль от телевизионного сериала «Менты и сержант Петренко».
Благоговение перед большими деньгами ослепило, и малость выбило из колеи. Были бы такие деньги, а кому они достанутся, киношники спросить забыли.
А потому принялись засыпать будущего инвестора комплиментами. Вскоре А. Ткаченко просто блестел от лака комплиментов, да и удовольствия тоже. Досталась своя доля и губернатору. Пришедшие на собрание кинорежиссеры, приготовившие каверзные вопросы о будущем украинского национального кино, разом их забыли, и принялись нахваливать двух высокопоставленных гостей.
И вот! Проходит несколько месяцев и оказывается, что никого из присутствовавших на том собрании в производство запускать не собираются, более того, при полном неведении об этом одесских киношников Одесская киностудия вообще выходит из-под юрисдикции Минкульта и передается Госимуществу. Как молочный завод, например. То есть одесское кино даже к туризму уже, не то, что к культуре, отношения не имеет!
И больше: совершенно в секрете от трудового коллектива студии, который уже «раз использовали и хватит» при подписании бумажки в кабинете директора студии, как говорилось выше, 2 декабря между Госимуществом и «Новой киностудией» подписывается договор и учреждается ЗАО «Одесская киностудия» при контрольном пакете акций у Госимущества с преимуществом в ... одну гривню! То есть от государственного до частного владения киностудией лежит водораздел величиной в одну бумажную гривню! Каково? Не постеснялось новое ЗАО прихватить себе заодно и имущество Союза кинематографистов - особняк площадью 2900 метров, расположенный на территории студии, опять же не поставив об этом в известность хозяев – Союз. Но самым ошеломляющим для одесских кинематографистов оказался Устав нового ЗАО, который позволяет инвесторам свободно продавать студийную землю, строить на ней развлекательные комплексы, отчуждать ее павильоны под что угодно, и только десятым пунктом для проформы что-то там лепечется о производстве фильмов.
То есть даже уже о мыльных сериалах, по сути, речь не идет. В цинично составленном Уставе есть только одно – любой ценой извлечь наживу из дорогущей приморской земли в центре Одессы. А культура... Черт с ней. Казино – это деньги, а деньги, как вы помните, не пахнут!
Государственная комиссия, описывавшая имущество киностудии для продажи оценила мраморную статую Нарцисса в одну гривну, памятник актеру Амвросию Бучме в 6 гривен, памятник одесским кинематографистам, павшим на фронтах великой Отечественной войны в 8 гривен. Задешево приобрели приватизаторы славу Одесской киностудии! Зато туалет, куда ходит директор образованного ЗАО в 1200 гривен. Почему бы и нет? Продав часть жилого дома киностудии,(предварительно были уволены люди стоявшие в очереди на эти квартиры) Ольга Ярославовна имела все возможности облицевать мрамором свой туалет. Короче – все пошло на унитаз!
И не надо нам приводить в пример Голливуд, где с выгодой для инвесторов снимается и рыночное и авторское кино. Голливуд – гигант, с огромным количеством студий, авторов, продюсеров. Там есть простор для разных фильмов и люди с такими деньгами, что они могут себе позволить на 9 рыночных проектов снять один авторский. Для славы, для «Оскара», для собственной души. Потому что в Америке период первоначального накопления грязного капитала давно окончился. Те деньги, что есть сейчас у магнатов кинопроизводства – это так называемые «старые деньги», они по духу отличаются от денег нуворишей. А в нашей стране этот период не то еще бурно развивается, не то вяло агонизирует, но точно не завершился.
Зато, если чуда не случится, то, что точно завершилось – так это славный трудовой путь такой любимой всем народом, такой прославленной во всем мире, старейшей в Европе Одесской киностудии!
Свое мнение по поводу прочитанного присылайте, пожалуйста, по адресу levanta@renome-i.net Оно интересно всем одесским кинематографистам. Спасибо.
Виктория КОЛТУНОВА
кинокритик, член НСКУ
Майдан-Информ еще раз напоминает и просит всех, кто владеет какой-либо информацией о ситуации вокруг Одесской киностудии, связаться с нами по адресу: odessa@maidan.org.ua
Відповіді
2006.02.14 | xobbit
Re: Конец Одесского кино
Уважаемая Виктория КОЛТУНОВАкинокритик, член НСКУ
http://maidanua.org/static/mai/1139868822.html
Вы написали очень длинную статью о наболевшем вопросе, однако умолчали об одном:
ЗАЧЕМ
Одессе нищая киностудия?
Даже если вы ее сохраните, вы не в состоянии обеспечить даже тех, кого презрительно именуете "технарями"
Найдите своим силам достойное применение - когда в ОДессе "мочили" деятелей, способных привлечь средства, например, Дирекцию одноименного Кинотеатра, Вы и подобные вам "тишисты" молчали в тряпочку. Ваще кино без зрителя можно снимать и дома в туалете, так отправляйтеьс же туда и не мешайте людям работать, либо найдите лучших инветоров, но умоляю - не портите воздух своими сотрясениями!
2006.02.14 | axe_harry
Re: Конец Одесского кино
IMXO ce vichna problema balansu mizh tak zvanym "komercijnym" i she bilsh tak zvanym "nekomercijnym" kinom.Problema ne v samomu rozdili kina na te i inshe, a v tomu sho v Ukraini (ne zavzhdy ale duzhe chasto) kino jake e uboge i "pozbavlene xudozhnyogo smaku"(c)LP zrazu pozycionueccya avtoramy jak "nekomercijne" i sprobuj sho-nebud pro te kino skazaty kryve - zrazu budesh vid... vid...pozycionovanyj jak "nevysokoxudozhnij komercijnyj popsovyk".
IMXO dlya togo shoby xocha by pochaty planuvaty zjomky jakogos proektu jakyj pozycionueccya jak "vysokoxudozhnij" - treba uspishno znyaty ta prokataty xocha by dekilka tak zvanyx "komercijnyx" ta "nevysokoxudozhnix", zate suchasnyx texnichno i xudozhnyo proektiv.
Ce zh prostishe - bo vono zh prymityvnishe, i nijakoi tam "vysokoxudozhnyoi" dumky ne treba ekranizovuvaty
Zaodno i sebe jak rezhysera pokazaty mozhna i $ na vysokoxudozhnij proekt zarobyty...
Xoch xto nebud iz Ukrainskyx rezhyseriv probuvav tak zrobyty?
Chy vsi zrazu pnuccya u Fellini?
Naskilky ja znaju, sho Odeska sho Kyivska kinostudii davno znaxodyaccya u "lezhachomu" stani i dlya togo shoby ix zapustyty treba kardynalno onovluyavaty vsu texniku, vsi paviljony, svitlo, etc.
Ce absolutno durni $$$$. I bez storonnyogo investora ce mabut nerealno robyty. Ale investor mae buty realno zacikavlenyj u rozvytku same kinovyrobnyctva a ne v zemli na jakij e studija. Ot tut mae kontrolem za cym zajmatys derzhava.
IMXO i she raz IMXO. mabut "nevysokoxudozhne"