МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

взгляд из Одессы

02/19/2006 | Картина мира
Выборы – не самоцель, но лишь средство сформировать высший законодательный орган государства, роль которого ещё более выросла в результате конституционных нововведений. Важно не то, как будут называться политические силы, преодолевшие 3% барьер. Важно то, какие идеи будут реализовываться ими в украинском парламенте.

Частично эти идеи изложены в программах партий и блоков, участвующих в выборах. Однако не секрет, что лишь весьма небольшое количество избирателей знакомится с полными текстами этих программ. Большинство ограничивается рекламой соответствующих политических партий. На эту рекламу идёт львиная доля средств избирательных фондов, поэтому будет логично предположить, что именно в политической рекламе находит своё концентрированное выражение политическое сознание представителей той или иной политической силы. Таким образом, изучение политической рекламы позволит сделать определённые выводы о том, каким видят украинское общество наши политические деятели. Заметим также, что объективируясь в виде рекламных материалов, такое представление о политической реальности внедряется в умы всех потребителей политической рекламы, то есть нас с вами, уважаемые читатели.

Что же хотят донести своими ТВ-роликами, бигбордами, листовками и наклейками политические деятели? Разобраться в этом вопросе нам поможет понятие картины мира.

В этой статье мы попытаемся выяснить, какой же картиной мира руководствуются объекты избирательного процесса, каким они видят мир и своих избирателей в контексте текущей кампании.

Власть и оппозиция: ставка на разочарованных

Основные конкуренты на выборах, Партия регионов и "Наша Украина", видят Одессу как собрание разочарованных людей, которые не верят в политические лозунги, не доверяют навязчивой агитации. Во взгляде на своих избирателей оранжевые ничем не отличаются от голубых.

Партия Регионов (ПР)

Вкратце: ТВ-ролик Партии Регионов:

1. Ви пам`ятаєте, як це було ? Вам обіцяли покращення життя...

2. Подумайте, що сталося за останній рік? Зросли ціни, мізерні пенсії, подорожчало пальне...

4. Незабаром майбутнє України залежатиме від вас.

3. Партія регіонів і Віктор Янукович ідуть на вибори, щоб захистити ваші інтереси. Щоб відновити стабільність, збільшити пенсії, створити нові робочі місця і забезпечити гідну оплату праці.

5. Партія регіонів України – покращення вашого життя вже сьогодні...»

Политтехнологи от Партии регионов предполагают, что в обществе очень много избирателей, недовольных политикой Ющенко. Есть люди, которые были обмануты обещаниями Ющенко. Введены в заблуждение. Год назад они поверили НСНУ, оранжевой революции, и вот – сплошное разочарование. И теперь все разочарованные могут проголосовать за ПР и Януковича, тем самым выбрав другую силу, которая была при власти и при которой жилось хорошо (?).

Реклама направлена исключительно на тех, кто поверил Ющенко. Идеологи ПР забыли о миллионах избирателей, которые разочаровались в поведении самого Януковича. "Лидер" оппозиции самоотстранился от политической жизни в стране. Нет и конкретных предложений о шагах Украины после выборов. Предлагается вернуться на шаг назад, в 2004 год. Следовательно, ПР рассчитывают на избирателей, которые верят в светлое прошлое.

Народный союз Наша Украина (НСНУ)

Ролики НСНУ также бесхитростны, как и ролики Партии регионов. Это нарезка из хроники времен оранжевой революции. Вот Майдан, люди, которые верят Ющенко, а вот бандиты, оружие, реваншисты…. И призыв: «Не зрадь ідеалів Майдану". Ты помнишь как это было? И вот теперь они хотят вернуться!

Призыв направлен на тех же людей, что и у Партии Регионов. Это - аудитория разочаровавшихся. Только регионалы призывают переходить под их знамена и более не верить Ющенко и всей оранжевой братии. А "Наша Украина" призывает всех разочаровавшихся не сдаваться, продолжать верить в светлое прошлое (Майдан), жить светлым прошлым (идеалами) и никуда не отходить до момента выборов.

Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)

На данный момент БЮТ нас порадовал только бигбордами. И если на президентских выборах 2004 года – ставку на бигборды делал Янукович, то теперь бигборды – парафия Тимошенко.

Смысл лозунгов БЮТа замаскирован от рядового избирателя. "Справедливость есть, за нее стоит бороться!" – о чем это? О том, что Ющенко несправедливо поступил с Тимошенко, или о том, что она несправедливо поступила с украинским народом, подарив ему целую череду всевозможных кризисов?

Что такое справедливость в понятии Тимошенко? Грабь награбленное? Или грабь ограбленных? Или по очереди и то и другое?

Там, где звучит слово "справедливость", имеется группа обиженных, несправедливо забытых или обделенных. Итак, если с вами несправедливо обошлись, и вы разочаровались в ком-то (может быть в Ющенко?), то вы электорат БЮТа.

Справедливость всем разочаровавшимся!

НЕ ТАК! (объединение "Жінки за майбутнє", СДПУ(о))


Все рекламные материалы блока "НЕ ТАК!", построены исключительно на констатации снижения жизненного уровня населения и на неумении оранжевой власти управлять страной.

Призывы их опять же рассчитаны исключительно на разочаровавшихся – оранжевые не смогли управлять страной! Вы убедились в этом? Вы разочаровались в них? Хватит! Теперь все будет по-другому, всё будет НЕ ТАК!

Как «не так»? Скорее всего, наверное так, как это было до прихода к власти Ющенко. Это вообще интересный подход. Если Ющенко управляет плохо страной, то почему обязательно надо отдавать власть СДПУ(о)?

Вызывает недоумение отношения НЕ ТАК! (да и ПР) к экономической и политической ситуации в стране. Если все НЕ ТАК, то почему же эти партии отстранились от своих избирателей, бросили их на произвол оранжевой власти? Почему они всего лишь наблюдают со стороны за беспределом, который происходит в Украине?

Суммируя вышесказанное, приходим к неутешительным выводам.

Партии по-прежнему кормят избирателей пустыми лозунгами, а не конкретными программами. И снова после выборов перед ними встанет вопрос: что делать? Сторонники одного лагеря запугивают сторонников другого тем, что их противники придут к власти. Вместо слов о консолидации сил во имя Украины, основные соперники на выборах опять делят граждан на «наших и чужих».

Основные конкуренты на выборах – Партия регионов и Народный союз Наша Украина - видят Украину как собрание разочарованных в их действиях людей, которые не верят в их политические лозунги, не доверяют навязчивой агитации. Эти неутешительные выводы подтверждают также рейтинги доверия: Янукович, Тимошенко, Ющенко – это люди, которым население не доверяет. Избиратель встает перед вопросом: за какое из двух зол голосовать? С другой стороны, почему необходимо голосовать только за ЗЛО?


Левые силы: там хорошо, где нас нет


Социалистическая партия Украины (СПУ)

Реклама социалистов направлена на людей, желающих жить при социализме. Какие черты у этого социализма? Вполне возможно, - человеческие. Так как никто не знает, что такое социализм (ибо он нигде на территории СССР так и не был построен), СПУ демонстрирует нам страны социалистического лагеря. Швеция, Дания, Голландия – это страны развитого социализма, по мнению идеологов СПУ. В какой-то степени СПУ ориентирует своих избирателей на будущее. Другими словами, партия рассчитывает на людей, которые готовы построить Данию, Швецию и Голландию у нас в Одессе.

Что это за страны? Что мы о них знаем?

Голландия – страна свободного распространения наркотиков и легализованной проституции.

Швеция – родина так называемой "шведской семьи", или семьи на троих (четверых).

Дания – страна для нас несколько закрытая, мы о ней мало что знаем. В Дании, например, 30% подоходный налог (у нас 13%), а НДС 25% (20% - в Украине).

На кого же рассчитывают создатели рекламы СПУ?

Коммунистическая партия Украины (КПУ)

Одна из наиболее скупых на рекламу партий. Ей не нужны лозунги и агитация. Люди, разочаровавшиеся в демократии после 1991 года, и так знают своих героев. Электорат, который до сих пор верит КПУ – это самые преданные украинцы, их принципиальная позиция вызывает восхищение и уважение. Однако недаром говорится: кто не жалеет о прошлом - у того нет сердца; кто хочет его вернуть - у того нет головы.


Вече


Вече отличается очень массированной рекламной кампанией для партии, которая не проходит в парламент (по всем социологическим опросам).

В роликах Вече постоянно рассказывается о неком плане развития Украины, изданного 30000 тиражом и распространённого по Украине.

О содержании плана Вече не упоминает (чтобы не опозориться). Тем не менее, эта партия уверенно заявляет о том, что у неё есть план действий после выборов.

Это, безусловно, интересный ход. Команда Ющенко после президентских выборов как раз не знала, чем же заняться и с какого края подойти к 47-милионной Украине.
Итак, Вече рассчитывает на людей, которые ожидают от политической партии чёткий план, программу действий.

Партия мира


МЫ – Народный Блок Литвина

Народный блок Литвина ведет массированную рекламную кампанию – только, в отличие от Вече, проходит в парламент.

В ТВ-роликах демонстрируется разрыв между двумя лагерями -- оранжевым и синим. Связующим звеном, не дающим разорвать Украину (канат), выступает спикер Литвин. Ролик ничего не обещает, а только демонстрирует исторический факт, который имел место в 2004 году, когда Украина стояла на грани гражданской войны.

Кому адресован ролик?

Существует значительная часть электората, которая голосовала за Ющенко против Януковича, и за Януковича против Ющенко. Другими словами -- ни за одного, ни за другого. Выбирали, по старинному русскому обычаю, из двух зол меньшее. Делался этот выбор исключительно из-за отсутствия альтернативы всему происходящему по линии оранжево-голубого раскола.

Кстати, данная позиция наиболее близка одесситам, которые предпочитают не воевать, а торговать. Выбирают всегда позицию посредника, который пожинает плоды своего труда в любом случае. На выборах 2006 года Народный блок Литвина, что весьма приятно, демонстрирует именно альтернативу оранжево-голубому будущему.

С претензией на оригинальность

Партия Зеленых Украины (ПЗУ)

Одесские зелёные удивляют своей выдумкой и оригинальностью. Особенно удивило то, как они подстроились под рекламу Народного Блока Литвина (бигборды с изображением Деда Мороза). Главные темы зеленых – это птичий грипп и ядерные отходы. Страшитесь, избиратели: птичий грипп (в виде красного петуха) уже где-то поблизости, - предупреждают зеленые.

Вы еще не разочаровались в том, как наше правительство относится к своим гражданам? Так знайте, если не проголосуете за нас – экологическая катастрофа неминуема! Стратегия зеленых заключается в запугивании жителей Одессы очередными экологическими неурядицами. Страх – главный козырь ПЗУ. Их избиратели -- те, которые испугались птичьего гриппа.

Андрей Федоренко, Михаил Штокало

Відповіді

  • 2006.02.20 | 12

    Re: взгляд из Одессы

    класс!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".