Возвращение «оранжевой принцессы
03/30/2006 | Алексей Макаркин
Главным победителем парламентских выборов в Украине стала политик, чей блок пришел к финишу лишь вторым. Серебро в данном случае ценнее золота. Юлия Тимошенко имеет неплохие шансы вернуться в кресло премьер-министра, а сторонники Виктора Ющенко в этом случае выступают лишь в качестве младших партнеров «оранжевой принцессы».
Украинские выборы представляют собой сравнительно нечастое явление на постсоветском пространстве. Никто не снимал с дистанции ни одного участника, пусть даже и не слишком симпатичного для власти. Никто не сажал в тюрьмы (пусть даже на 15 суток – в период избирательной кампании каждый день на счету) активистов оппозиции – напротив, им были предоставлены все возможности для деятельности. Никто не закрывал оппозиционные СМИ и не угрожал им судебными или прокурорскими карами.
Но главное даже не это. В конце концов, Украина была достаточно плюралистическим государством еще при Кучме. Дело в другом – в кучмовские времена аналитики перед каждыми выборами всерьез обсуждали вопрос о том, сколько дополнительных голосов припишут кандидатам от власти. На прошлых парламентских выборах Кучма позволил победить сторонникам Ющенко только потому, что половина депутатов избиралась по одномандатным округам, а с их учетом Кучма мог рассчитывать на большинство. Когда же настало время президентских выборов, украинской оппозиции пришлось идти на Майдан, чтобы у нее не украли победу. Сейчас же ситуация изменилась – разумеется, претензии могут быть к любым выборам, но принципиально все основные политические силы согласны с их результатами, так как они отражают действительность (прогрессивная социалистка Витренко, уже не в первый раз угрожающая новым Майданом, не в счет). Нынешние украинские власти хотят жить в Европе, а, следовательно, должны играть по европейским правилам, которые не предусматривают определения итогов выборов еще до их проведения.
Еще один примечательный аспект выборов – соотношение интересов истеблишмента и избирателей. Для первого была бы предпочтительнее «большая коалиция» Ющенко и Януковича, у которых, несмотря на внешний антагонизм, не так уж мало возможностей для диалога. Ведь Янукович – не идеологически заряженный фанатик, а сугубый прагматик, для которого главное – отстоять интересы родного ему донецкого бизнеса от любого противника – будь то украинские или зарубежные (в том числе и российские) конкуренты. Такое правительство гарантировало бы собственников от массовой реприватизации, а также обеспечивало бы баланс интересов различных регионов страны, насколько это возможно. Кроме того, оно обладало бы твердым большинством в Раде. Однако подобный сценарий – прагматичный до цинизма — был совершенно неприемлем для сторонников Ющенко, тех, кто защищал демократию на Майдане: для них Янукович остается символом коррумпированной олигархии и донецкого криминала. Пойдя на внутриэлитный компромисс, в случае, когда «оранжевая коалиция» выглядела вполне реальной, украинский президент совершил бы политическое самоубийство.
Понятно, что Тимошенко вовсе не является идеальным политическим партнером для президента Украины – и не только потому, что он уже увольнял ее в прошлом году. Не менее важно то, что в отличие от Януковича она куда менее приемлема для истеблишмента – за последние годы у нее сложилась репутацию «анфан террибль» для большей части элиты. Тимошенко хочет провести массовую реприватизацию, чего не делало ни одно правительство на постсоветском пространстве или в Центральной Европе. Такой эксперимент выглядит крайне рискованным и способным потрясти основы украинской политической и экономической жизни. Но Тимошенко, похоже, готова к такому риску – в случае удачи она получает в распоряжение своего правительства мощнейший финансовый ресурс и усмиряет автономные финансово-промышленные группы. Не случайно, лидер «блока своего имени» с явным уважением относится к Владимиру Путину, несмотря на то, что именно при его правлении у нее были серьезные проблемы с российскими прокурорами.
Более того, отношения с Россией при ее втором премьерстве могут быть еще более напряженными, чем ранее. В свое время Ющенко шел к власти, используя в качестве аргумента для доказательства коррумпированности прежнего режима магическое слово «Криворожсталь». Теперь Тимошенко так же произносит другое – «Росукрэнерго» — посредник в газовых отношениях между двумя странами, ставший для нее синонимом коррупции. Теперь для того, чтобы не потерять лицо, она должна будет пересмотреть правила игры в этом вопросе – а это явно не устраивает российскую сторону и предвещает очередной газовый кризис. Отметим также, что «одергивать» Тимошенко, как это было в период ее первого премьерства, президенту будет куда труднее – тем более что позиции правительства усилились в результате столь нелюбимой Ющенко политической реформы.
Да, Тимошенко – сложный кандидат в премьеры для Ющенко. Но президент не может не обращать внимания на позицию своих сторонников, мечтающих о восстановлении «оранжевой» коалиции, которая напоминает им о романтических временах Майдана. Другое дело, что Ющенко – опытный политик, не собирающийся сдаваться на милость коллеге-сопернице. Поэтому победа Тимошенко может быть несколько подпорчена тем, что «Наша Украина» в обмен на коалицию потребует себе целый ряд ключевых портфелей в кабинете. Равно как амбиции усиливаются и у социалистов Александра Мороза, без которых правительство сформировать невозможно. Так что торг будет напряженный и жесткий – и он уже идет; поэтому и отложено официальное создание коалиции. Однако уже сейчас видно, что публично-политический выбор был предпочтен внутриэлитному сговору. В конце концов, ведь это, как и нормальное проведение голосования, также является составной частью современной демократии.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Украинские выборы представляют собой сравнительно нечастое явление на постсоветском пространстве. Никто не снимал с дистанции ни одного участника, пусть даже и не слишком симпатичного для власти. Никто не сажал в тюрьмы (пусть даже на 15 суток – в период избирательной кампании каждый день на счету) активистов оппозиции – напротив, им были предоставлены все возможности для деятельности. Никто не закрывал оппозиционные СМИ и не угрожал им судебными или прокурорскими карами.
Но главное даже не это. В конце концов, Украина была достаточно плюралистическим государством еще при Кучме. Дело в другом – в кучмовские времена аналитики перед каждыми выборами всерьез обсуждали вопрос о том, сколько дополнительных голосов припишут кандидатам от власти. На прошлых парламентских выборах Кучма позволил победить сторонникам Ющенко только потому, что половина депутатов избиралась по одномандатным округам, а с их учетом Кучма мог рассчитывать на большинство. Когда же настало время президентских выборов, украинской оппозиции пришлось идти на Майдан, чтобы у нее не украли победу. Сейчас же ситуация изменилась – разумеется, претензии могут быть к любым выборам, но принципиально все основные политические силы согласны с их результатами, так как они отражают действительность (прогрессивная социалистка Витренко, уже не в первый раз угрожающая новым Майданом, не в счет). Нынешние украинские власти хотят жить в Европе, а, следовательно, должны играть по европейским правилам, которые не предусматривают определения итогов выборов еще до их проведения.
Еще один примечательный аспект выборов – соотношение интересов истеблишмента и избирателей. Для первого была бы предпочтительнее «большая коалиция» Ющенко и Януковича, у которых, несмотря на внешний антагонизм, не так уж мало возможностей для диалога. Ведь Янукович – не идеологически заряженный фанатик, а сугубый прагматик, для которого главное – отстоять интересы родного ему донецкого бизнеса от любого противника – будь то украинские или зарубежные (в том числе и российские) конкуренты. Такое правительство гарантировало бы собственников от массовой реприватизации, а также обеспечивало бы баланс интересов различных регионов страны, насколько это возможно. Кроме того, оно обладало бы твердым большинством в Раде. Однако подобный сценарий – прагматичный до цинизма — был совершенно неприемлем для сторонников Ющенко, тех, кто защищал демократию на Майдане: для них Янукович остается символом коррумпированной олигархии и донецкого криминала. Пойдя на внутриэлитный компромисс, в случае, когда «оранжевая коалиция» выглядела вполне реальной, украинский президент совершил бы политическое самоубийство.
Понятно, что Тимошенко вовсе не является идеальным политическим партнером для президента Украины – и не только потому, что он уже увольнял ее в прошлом году. Не менее важно то, что в отличие от Януковича она куда менее приемлема для истеблишмента – за последние годы у нее сложилась репутацию «анфан террибль» для большей части элиты. Тимошенко хочет провести массовую реприватизацию, чего не делало ни одно правительство на постсоветском пространстве или в Центральной Европе. Такой эксперимент выглядит крайне рискованным и способным потрясти основы украинской политической и экономической жизни. Но Тимошенко, похоже, готова к такому риску – в случае удачи она получает в распоряжение своего правительства мощнейший финансовый ресурс и усмиряет автономные финансово-промышленные группы. Не случайно, лидер «блока своего имени» с явным уважением относится к Владимиру Путину, несмотря на то, что именно при его правлении у нее были серьезные проблемы с российскими прокурорами.
Более того, отношения с Россией при ее втором премьерстве могут быть еще более напряженными, чем ранее. В свое время Ющенко шел к власти, используя в качестве аргумента для доказательства коррумпированности прежнего режима магическое слово «Криворожсталь». Теперь Тимошенко так же произносит другое – «Росукрэнерго» — посредник в газовых отношениях между двумя странами, ставший для нее синонимом коррупции. Теперь для того, чтобы не потерять лицо, она должна будет пересмотреть правила игры в этом вопросе – а это явно не устраивает российскую сторону и предвещает очередной газовый кризис. Отметим также, что «одергивать» Тимошенко, как это было в период ее первого премьерства, президенту будет куда труднее – тем более что позиции правительства усилились в результате столь нелюбимой Ющенко политической реформы.
Да, Тимошенко – сложный кандидат в премьеры для Ющенко. Но президент не может не обращать внимания на позицию своих сторонников, мечтающих о восстановлении «оранжевой» коалиции, которая напоминает им о романтических временах Майдана. Другое дело, что Ющенко – опытный политик, не собирающийся сдаваться на милость коллеге-сопернице. Поэтому победа Тимошенко может быть несколько подпорчена тем, что «Наша Украина» в обмен на коалицию потребует себе целый ряд ключевых портфелей в кабинете. Равно как амбиции усиливаются и у социалистов Александра Мороза, без которых правительство сформировать невозможно. Так что торг будет напряженный и жесткий – и он уже идет; поэтому и отложено официальное создание коалиции. Однако уже сейчас видно, что публично-политический выбор был предпочтен внутриэлитному сговору. В конце концов, ведь это, как и нормальное проведение голосования, также является составной частью современной демократии.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Відповіді
2006.04.01 | mykola
Re: Возвращение «оранжевой принцессы