Освоение Крыма
04/16/2006 | line305b
Статья из журнала "Профиль", охарактеризованная на форуме Крым как "блестящая" - думается, будет интересно посмотреть всем... Можно и пообщаться с автором - либо просто на крымском форуме, либо прямо в теме http://maidan.org.ua/n/krym/1145114850
Освоение Крыма
Олекса ГАЙВОРОНСКИЙ(заместитель директора Бахчисарайского музея Хан Сарай)
Когда редакция «Профиля» решила ввести раздел об истории Крымского ханства и пригласила меня к работе над ним, я немало порадовался: наконец-то столица заинтересовалась этой тематикой. И скоро на страницах журнала появятся научно-популярные очерки, написанные изнутри Крыма.
Изнутри – принципиальный нюанс. Ведь точка, откуда делается снимок, определяет характер кадра. Поэтому прежде, чем приступить к публикации своих работ, я хотел бы задуматься вслух о точках, с которых у нас принято брать в кадр старый татарский Крым.
Пролистнем отечественные материалы по тематике Крымского ханства – научно-популярные книги, исторические романы, значительную часть научных публикаций, справочные издания, школьные учебники истории.
Крым упоминается часто. Но тот, кто пожелает познакомиться на основе этих материалов с цивилизацией ханства, разочаруется. Узконаправленные обзоры изобилуют сведениями об украинско-крымских конфликтах, но умалчивают о внутренней жизни региона.
Обращает внимание и то, что на Крым не распространяется похвальная тенденция современных авторов избегать оценочных суждений о событиях прошлого. Авторы, дающие взвешенные оценки реалиям украинской истории, считают допустимыми резкие ярлыки в отношении Крыма: «плацдарм татарской агрессии», «паразитическое государство» и т.п. Но при описании гибели ханства резкость суждений спадает вновь. Мне сложно вспомнить тексты, где аннексия Крыма Россией в 1783 г. комментировалась бы в духе сочувствия завоеванному народу либо ставилась в один ряд с акциями российской политики XVIII столетия в Украине.
Та же тенденция сохраняется и там, где соображения патриотизма вынуждают к позитивным отзывам о Крыме: восторги по поводу союза Хмельницкого с Крымом 1648 г. ничуть не мешают чуть ниже, при разборе событий под Берестечком, однозначно утверждать об имманентной склонности крымских татар к предательству.
Тема крымскотатарской истории все больше становится на удивление сильным психологическим раздражителем. Не раз наблюдалось, как беседа об этом пробуждает в респектабельном, блестяще освоившем современный гуманистический лексикон во всех прочих областях познания интеллектуале его далекого средневекового предка с монохромной картиной мира и верою в возможность земного воплощения дьявола в лице конкретных народов.Словом, создается впечатление, что на татарский Крым у нас принято смотреть с опаской и предубежденностью, словно через прицел. Стиль, принятый здесь, подходит скорее для изложения истории враждебного иностранного государства либо недавно приобретенной колонии, жестокое покорение которой следует обосновать.Чем является Крым для Украины — зарубежьем или колонией?Естественно, ни тем ни другим. Крым — неотъемлемая часть Украинского государства.Но если это так, то уже давно пора ментально освоить его как часть своей родины. И тут не обойтись без смены подходов. Ибо подход нынешний, который выталкивает ханский Крым за орбиту украинской истории в круг враждебного зарубежья, — не украинский по сути и по происхождению.
Страх
Источник самой сильной ненависти. Источник самой невероятной жестокости к бывшему жупелу, когда тот волею судеб обезврежен и попал в руки некогда боявшихся его.Московское, а затем Российское государство столетиями жило в ужасе перед крымскими татарами. Жители царства встречались с ними лишь в одной ситуации — когда крымцы внезапно, как демоны, возникали из ниоткуда, сеяли панику, собирали добычу и скрывались в никуда. Сопротивляться этому русские долго не умели. Оставалось лишь терпеть и мечтать о мести. И когда возможность отомстить представилась, от татарского Крыма не осталось камня на камне.Попытались искоренить само имя Крыма, переименовав его после завоевания в Тавриду. Стерли крымскотатарские названия крупных городов, а позже, уже при советах, — и всех прочих селений. Туземцев планомерно вытесняли в Турцию и, наконец, поголовно выселили (сталинская депортация — лишь позднее воплощение давней мечты царей, возникшей в XVI веке). Основные инициаторы набегов — причерноморские ногайцы — пострадали меньше всех. Будучи кочевниками, они просто ушли за Дунай в турецкие владения. А вот оставшееся в Крыму оседлое крымскотатарское население, гораздо менее воинственное, чем степняки, испило чашу царской мести до дна.В Крыму никогда не бывало антиколониальных восстаний, и потому тамерлановский образ действий завоевателей необъясним в рациональных терминах. Зато объясним в иррациональных: сколь бы ни был лоялен татарский Крым, сам факт его существования — оскорбление для Империи, которая никогда не простит ему своего векового страха.
У России своя давняя и богатая традиция интерпретации ханства как Средоточия Зла, чье падение закономерно и спасительно. Империи всегда нуждаются в аргументации завоеваний — но Украина, не являясь империей, вовсе не обязана подражать этой традиции. Тем более что ее опыт взаимоотношений с Крымом радикально отличен от российского.Украинцы встречаются с крымцами не только в бою. Они ездят к крымским озерам за солью, они вовлечены в крымский товарообмен, пасут свои стада на тех же приднепровских пастбищах, что и татары. Казаки ходят в походы на Крым, и за крымским ударом на украинские веси следует казацкий удар на крымские побережья. С крымцем можно торговаться, можно драться, можно заключать и разрывать союзы. Крымский татарин — не демон, а хорошо знакомый сосед. Крым — это не ужасное в своей недосягаемости гнездилище бесов, а близкий край, где многие украинцы не раз бывали с возами или с саблями.Казацким думам присущ мотив суровой кары для крымцев, но чужда риторика московских книжников об очищении полуострова от «поганых» и о «возрождении» там «Руси».Казацкий вождь Сирко, то громя татар, то союзничая с ними, в некий момент занимает позицию, которая позволяет ему опустошить Крым. Однако он поворачивает обратно: нельзя рубить ханство под корень (а ведь Крым был тогда куда опаснее для Украины, чем для России в 1736 году, когда царские армии выступили на юг с четкой целью «Крым в последнее искоренение привести»).
Отсутствие комплекса жертвы
Отсутствие векового страха перед татарами — и, как следствие, отсутствие порожденной страхом ненависти. Это и есть наша исходная точка. Если присмотреться к крымской истории изнутри, то обнаруживается, что у украинцев и крымских татар — общие трагедии и общие недруги.Крым, как и Украина, с каждым десятилетием теряет свой суверенитет. Его «старший брат», Османская империя, нещадно эксплуатирует человеческие ресурсы Крыма и провоцирует внутренние смуты ради усиления контроля над страной.Крым, как и Украина, жестоко страдает от усобиц своей заносчивой и переменчивой старшины. В крымской истории есть и свои антиосманские «хмельниччины», и свои междоусобные «руины».Объективно два лишенных полноценной государственности народа находились по одну сторону фронта, где «старшие братья» постепенно подминали под себя соседей. И подпадение Украины и Крыма под власть русского гегемона — следствие одного и того же исторического процесса.Большое преимущество Украины заключено в том, что моральная ответственность за аннексии и депортации лежит не на ней. Это освобождает ее от необходимости создавать апологетику колониализма. Это дает возможность сформировать собственную, лишенную предрассудков, оценку исторических отношений с Крымом и причислить сокровищницу своеобразной цивилизации крымских татар к общенациональному достоянию. Очевидно, что такое причисление — это обогащение.Мы гордимся боевыми подвигами казачества, но кому, как не нам, гордиться и великими свершениями Крыма?В 1502 году в бою на территории нынешней Полтавской области хан Менгли I Герай положил конец Золотой Орде.Чья это история? Неужели зарубежная?Украина, как и Европа, многолика. И Крым — это еще одно лицо Украины.
Нельзя и незачем вычищать из истории многочисленные конфликтные эпизоды. Они занимают свое, но далеко не первоочередное, место в определении крымскотатарской составляющей исторического наследия Украины.Если уж наше время и впрямь таково, что общественная значимость вопроса не позволяет говорить о нем академически-отвлеченно и беспристрастно, если уж непременно нужно за кого-то «болеть», то — давайте «болеть» за своих!Давайте, наконец, начнем осваивать Крым — насквозь знакомую, но, как выясняется, совершенно еще не познанную землю. Иначе, пока наши пишущие мужи балуются, разглядывая собственную страну сквозь чужие очки, Крым будет оставаться чьим угодно, но только не нашим.
http://www.profil-ua.com/yesterday/14/46/
Освоение Крыма
Олекса ГАЙВОРОНСКИЙ(заместитель директора Бахчисарайского музея Хан Сарай)
Когда редакция «Профиля» решила ввести раздел об истории Крымского ханства и пригласила меня к работе над ним, я немало порадовался: наконец-то столица заинтересовалась этой тематикой. И скоро на страницах журнала появятся научно-популярные очерки, написанные изнутри Крыма.
Изнутри – принципиальный нюанс. Ведь точка, откуда делается снимок, определяет характер кадра. Поэтому прежде, чем приступить к публикации своих работ, я хотел бы задуматься вслух о точках, с которых у нас принято брать в кадр старый татарский Крым.
Пролистнем отечественные материалы по тематике Крымского ханства – научно-популярные книги, исторические романы, значительную часть научных публикаций, справочные издания, школьные учебники истории.
Крым упоминается часто. Но тот, кто пожелает познакомиться на основе этих материалов с цивилизацией ханства, разочаруется. Узконаправленные обзоры изобилуют сведениями об украинско-крымских конфликтах, но умалчивают о внутренней жизни региона.
Обращает внимание и то, что на Крым не распространяется похвальная тенденция современных авторов избегать оценочных суждений о событиях прошлого. Авторы, дающие взвешенные оценки реалиям украинской истории, считают допустимыми резкие ярлыки в отношении Крыма: «плацдарм татарской агрессии», «паразитическое государство» и т.п. Но при описании гибели ханства резкость суждений спадает вновь. Мне сложно вспомнить тексты, где аннексия Крыма Россией в 1783 г. комментировалась бы в духе сочувствия завоеванному народу либо ставилась в один ряд с акциями российской политики XVIII столетия в Украине.
Та же тенденция сохраняется и там, где соображения патриотизма вынуждают к позитивным отзывам о Крыме: восторги по поводу союза Хмельницкого с Крымом 1648 г. ничуть не мешают чуть ниже, при разборе событий под Берестечком, однозначно утверждать об имманентной склонности крымских татар к предательству.
Тема крымскотатарской истории все больше становится на удивление сильным психологическим раздражителем. Не раз наблюдалось, как беседа об этом пробуждает в респектабельном, блестяще освоившем современный гуманистический лексикон во всех прочих областях познания интеллектуале его далекого средневекового предка с монохромной картиной мира и верою в возможность земного воплощения дьявола в лице конкретных народов.Словом, создается впечатление, что на татарский Крым у нас принято смотреть с опаской и предубежденностью, словно через прицел. Стиль, принятый здесь, подходит скорее для изложения истории враждебного иностранного государства либо недавно приобретенной колонии, жестокое покорение которой следует обосновать.Чем является Крым для Украины — зарубежьем или колонией?Естественно, ни тем ни другим. Крым — неотъемлемая часть Украинского государства.Но если это так, то уже давно пора ментально освоить его как часть своей родины. И тут не обойтись без смены подходов. Ибо подход нынешний, который выталкивает ханский Крым за орбиту украинской истории в круг враждебного зарубежья, — не украинский по сути и по происхождению.
Страх
Источник самой сильной ненависти. Источник самой невероятной жестокости к бывшему жупелу, когда тот волею судеб обезврежен и попал в руки некогда боявшихся его.Московское, а затем Российское государство столетиями жило в ужасе перед крымскими татарами. Жители царства встречались с ними лишь в одной ситуации — когда крымцы внезапно, как демоны, возникали из ниоткуда, сеяли панику, собирали добычу и скрывались в никуда. Сопротивляться этому русские долго не умели. Оставалось лишь терпеть и мечтать о мести. И когда возможность отомстить представилась, от татарского Крыма не осталось камня на камне.Попытались искоренить само имя Крыма, переименовав его после завоевания в Тавриду. Стерли крымскотатарские названия крупных городов, а позже, уже при советах, — и всех прочих селений. Туземцев планомерно вытесняли в Турцию и, наконец, поголовно выселили (сталинская депортация — лишь позднее воплощение давней мечты царей, возникшей в XVI веке). Основные инициаторы набегов — причерноморские ногайцы — пострадали меньше всех. Будучи кочевниками, они просто ушли за Дунай в турецкие владения. А вот оставшееся в Крыму оседлое крымскотатарское население, гораздо менее воинственное, чем степняки, испило чашу царской мести до дна.В Крыму никогда не бывало антиколониальных восстаний, и потому тамерлановский образ действий завоевателей необъясним в рациональных терминах. Зато объясним в иррациональных: сколь бы ни был лоялен татарский Крым, сам факт его существования — оскорбление для Империи, которая никогда не простит ему своего векового страха.
У России своя давняя и богатая традиция интерпретации ханства как Средоточия Зла, чье падение закономерно и спасительно. Империи всегда нуждаются в аргументации завоеваний — но Украина, не являясь империей, вовсе не обязана подражать этой традиции. Тем более что ее опыт взаимоотношений с Крымом радикально отличен от российского.Украинцы встречаются с крымцами не только в бою. Они ездят к крымским озерам за солью, они вовлечены в крымский товарообмен, пасут свои стада на тех же приднепровских пастбищах, что и татары. Казаки ходят в походы на Крым, и за крымским ударом на украинские веси следует казацкий удар на крымские побережья. С крымцем можно торговаться, можно драться, можно заключать и разрывать союзы. Крымский татарин — не демон, а хорошо знакомый сосед. Крым — это не ужасное в своей недосягаемости гнездилище бесов, а близкий край, где многие украинцы не раз бывали с возами или с саблями.Казацким думам присущ мотив суровой кары для крымцев, но чужда риторика московских книжников об очищении полуострова от «поганых» и о «возрождении» там «Руси».Казацкий вождь Сирко, то громя татар, то союзничая с ними, в некий момент занимает позицию, которая позволяет ему опустошить Крым. Однако он поворачивает обратно: нельзя рубить ханство под корень (а ведь Крым был тогда куда опаснее для Украины, чем для России в 1736 году, когда царские армии выступили на юг с четкой целью «Крым в последнее искоренение привести»).
Отсутствие комплекса жертвы
Отсутствие векового страха перед татарами — и, как следствие, отсутствие порожденной страхом ненависти. Это и есть наша исходная точка. Если присмотреться к крымской истории изнутри, то обнаруживается, что у украинцев и крымских татар — общие трагедии и общие недруги.Крым, как и Украина, с каждым десятилетием теряет свой суверенитет. Его «старший брат», Османская империя, нещадно эксплуатирует человеческие ресурсы Крыма и провоцирует внутренние смуты ради усиления контроля над страной.Крым, как и Украина, жестоко страдает от усобиц своей заносчивой и переменчивой старшины. В крымской истории есть и свои антиосманские «хмельниччины», и свои междоусобные «руины».Объективно два лишенных полноценной государственности народа находились по одну сторону фронта, где «старшие братья» постепенно подминали под себя соседей. И подпадение Украины и Крыма под власть русского гегемона — следствие одного и того же исторического процесса.Большое преимущество Украины заключено в том, что моральная ответственность за аннексии и депортации лежит не на ней. Это освобождает ее от необходимости создавать апологетику колониализма. Это дает возможность сформировать собственную, лишенную предрассудков, оценку исторических отношений с Крымом и причислить сокровищницу своеобразной цивилизации крымских татар к общенациональному достоянию. Очевидно, что такое причисление — это обогащение.Мы гордимся боевыми подвигами казачества, но кому, как не нам, гордиться и великими свершениями Крыма?В 1502 году в бою на территории нынешней Полтавской области хан Менгли I Герай положил конец Золотой Орде.Чья это история? Неужели зарубежная?Украина, как и Европа, многолика. И Крым — это еще одно лицо Украины.
Нельзя и незачем вычищать из истории многочисленные конфликтные эпизоды. Они занимают свое, но далеко не первоочередное, место в определении крымскотатарской составляющей исторического наследия Украины.Если уж наше время и впрямь таково, что общественная значимость вопроса не позволяет говорить о нем академически-отвлеченно и беспристрастно, если уж непременно нужно за кого-то «болеть», то — давайте «болеть» за своих!Давайте, наконец, начнем осваивать Крым — насквозь знакомую, но, как выясняется, совершенно еще не познанную землю. Иначе, пока наши пишущие мужи балуются, разглядывая собственную страну сквозь чужие очки, Крым будет оставаться чьим угодно, но только не нашим.
http://www.profil-ua.com/yesterday/14/46/
Відповіді
2006.04.16 | stefan
Re: Освоение Крыма
нмд, стаття Олекси Гайворонського - чудова.Тонко і лаконічно описана ситуація з виввченням істрії частини нашого
Краю - Кримського Ханства.
***
Виявляється, деякі наші земляки "уполномоченнe" писати підручники з історії Криму "уподобилися" у старшого брата називати негарними словами кримчаків 10-17 століття, як Півострів Зла.
...
невже вельмишановні забули, що будь-яке приниження другої нації, народності - це початок расизму чи фашизму.
Тим паче, що Україна пережила приблизно таку ж історію національного приниження(читай: пригноблення), як і кримсько-татарський народ.
...
чи комусь мариться українське імперське мислення?
сьогодні - це зовсім не модно.
2006.04.16 | Сергій Вакуленко
Re: Освоение Крыма
line305b пише:> Статья из журнала "Профиль", охарактеризованная на форуме Крым как "блестящая" - думается, будет интересно посмотреть всем... Можно и пообщаться с автором - либо просто на крымском форуме, либо прямо в теме http://maidan.org.ua/n/krym/1145114850
>
>
> Освоение Крыма
> Олекса ГАЙВОРОНСКИЙ(заместитель директора Бахчисарайского музея Хан Сарай)
> Пролистнем отечественные материалы по тематике Крымского ханства – научно-популярные книги, исторические романы, значительную часть научных публикаций, справочные издания, школьные учебники истории.
І хоч би одне посилання...
2006.04.16 | line305b
Вам сюда...
Сергій Вакуленко пише:> line305b пише:
> Можно и пообщаться с автором - либо просто на крымском форуме, либо прямо в теме http://maidan.org.ua/n/krym/1145114850
> І хоч би одне посилання...
Думаю, насчет ссылок проблем не будет...
2006.04.16 | Сергій Вакуленко
Ви впевнені? (-)
2006.04.16 | line305b
Угу...
Если ваша цель - ссылки на конкретные примеры - прямо к автору. Думаю, как историк, он обращает самое пристальное внимание на источники, примеры и т.д.2006.04.16 | Сергій Вакуленко
Re: Угу...
line305b пише:> Если ваша цель - ссылки на конкретные примеры - прямо к автору. Думаю, как историк, он обращает самое пристальное внимание на источники, примеры и т.д.
Було б тому авторові зразу не корчити з себе Джоконду з її загадковим усміхом, а назвати конкретні прізвища та твори.
Бо за тим словом "отечественные" в кожного своє "отечество" стоит.
2006.04.16 | line305b
Re: Угу...
Сергій Вакуленко пише:> Було б тому авторові зразу не корчити з себе Джоконду з її загадковим усміхом, а назвати конкретні прізвища та твори.
Кажется мне, вы чем-то озабочены, иначе бы не выискивали "корчить" и "загадки" в обычной статье, написанной на хорошем уровне. Если да - дайте знать, может можно этому помочь... Если нет - третий раз напишу - пожалуйста к автору, он наверное удовлетворит ваше любопытство.. Нельзя, знаете ли, только жаловаться не сделав такой маленький и простой шаг...
2006.04.16 | Сергій Вакуленко
Re: Угу...
line305b пише:> Сергій Вакуленко пише:
> > Було б тому авторові зразу не корчити з себе Джоконду з її загадковим усміхом, а назвати конкретні прізвища та твори.
>
> Кажется мне, вы чем-то озабочены, иначе бы не выискивали "корчить" и "загадки" в обычной статье, написанной на хорошем уровне. Если да - дайте знать, может можно этому помочь... Если нет - третий раз напишу - пожалуйста к автору, он наверное удовлетворит ваше любопытство.. Нельзя, знаете ли, только жаловаться не сделав такой маленький и простой шаг...
Та не хочу я до автора. Ліньки мені, та й не цікавить тема настільки, щоб занадто заглиблюватися.
Просто є авторська етика. Коли щось стверджуєш, особливо неґативне, треба це чимось підтверджувати. А так виходить, що всі погані. Тимчасом я сам, хоч і не історик, але знаю в Україні багатьох цілком притомних істориків, які напевно не підпадають під авторове узагальнення.
А щодо потреби об'єктивного насвітлення татарсько-українських стосунків, то я тільки підтримую цю позицію. Але вимагаючи об'єктивності, треба закладати об'єктивність і до власного тексту. Инакше він не буде переконливим.
2006.04.17 | line305b
Развернутый ответ...
Правда не столько вам, сколько тем, кому наверное не "линьки" и "цикавить"...http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1145222436
2006.04.17 | Сергій Вакуленко
Дякую, зреаґую.
Але порівняймо дві цитаткиНа початку автор пише:
> Пролистнем отечественные материалы по тематике Крымского ханства – научно-популярные книги, исторические романы, значительную часть научных публикаций, справочные издания, школьные учебники истории.
http://www2.maidanua.org/news/view.php3?bn=maidan_free&trs=-1&key=1145159170&first=&last=
А потім підтверджує свою думку:
> Поделюсь пока лишь одной, новейшей - сегодняшней! - находкой.
Сегодня мне дали от общества "Просвита" выпущенный ими недавно мультимедийный диск "Історія України, Ч. 1-2" для средних школьников.
http://www2.maidan.org.ua/news/index.php3?bn=maidan_krym&key=1145222436&action=view
Невже не очевидно, що між науковими публікаціями чи довідниками, про які йшлося на початку, та диском для школярів середніх класів не варто ставити знак рівняння?
2006.04.16 | Мартинюк
Хороша стаття.
Образ ворога з кримських татар зараз такий самий недоречний як образ ворога з поляків чи інших наших історичних сусідів-конкурентів-партнерів.Гадаю руйнуваню цих стереотипів суттєво допомогла б яка небудь цікава і легко-читабельна книжка по історії Кримського Ханства . Чим більше буде реальних фактів і чим менш це все буде упереджено подаватися ( навіть неприємні для українців чи кримчаків факти) тим краще.
До речі через конфліктний стиль розгляду історії Ханства абсолютно нехтується факт постійного проживання у Криму великої кількості українців і ролі цих постійно проживачих українців у тамтешній історії та суспільному процесі.
2006.04.16 | stefan
Re: Хороша стаття.
>До речі через конфліктний стиль розгляду історії Ханства абсолютно нехтується факт постійного проживання у Криму великої кількості українців і ролі цих постійно проживачих українців у тамтешній історії та суспільному процесі....
а це зовсым не маловажний факт.
2006.04.16 | line305b
Re: Хороша стаття.
Мартинюк пише:> Гадаю руйнуваню цих стереотипів суттєво допомогла б яка небудь цікава і легко-читабельна книжка по історії Кримського Ханства . Чим більше буде реальних фактів і чим менш це все буде упереджено подаватися ( навіть неприємні для українців чи кримчаків факти) тим краще.
Вообще-то такое наверное может статься - у Гайворонского была целая серия статей по истории крымского ханства в газете Полуостров (в те не столь давние времена, когда газета эта не совсем еще ... того.. стала).. Наверное скомпилировать это в более объемное произведение более серьезного, чем газетный, формата (добавив ценителям ссылок их ссылки например) - должно быть возможно... Да и другие авторы (кстати, ЧИФ на том же крымском форуме с большим запасом различных статей) могли бы присоединиться по более поздним крымским периодам.
> До речі через конфліктний стиль розгляду історії Ханства абсолютно нехтується факт постійного проживання у Криму великої кількості українців і ролі цих постійно проживачих українців у тамтешній історії та суспільному процесі.
2006.04.18 | line305b
Свежий пример...
В дискуссии на крымском форуме всплыл свежий пример о засилье стереотипов в (обще)образовательной украинской и крымской истории. Впрочем, не совсем "обще", поскольку Просвита - общественная структура. Тем не менее, интересно... :PanOleksa пише:
"...Поделюсь пока лишь одной, новейшей - сегодняшней! - находкой.
Сегодня мне дали от общества "Просвита" выпущенный ими недавно мультимедийный диск "Історія України, Ч. 1-2" для средних школьников. Курс истории подан по образцу игры-аркады, нарисованной во флэше.
То есть, дети ходят, как по уровням, по разным периодам истории, читают учебный материал и переходят к следующему уровню (т.е. исторической эпохе) лишь правильно ответив на вопросы по пройденому материалу. Нарисовано грубовато, но ярко и занимательно.
Чтобы дети не занудились, всё пересыпано забавками - байками, загадками и т.п., а также примитивными флэшевыми играми на историческую и народно-бытовую тематику.
Уже хотел было порадоваться за "Просвиту", предложившую средней школе такую новаторскую вещь, пока не натрапил на очередную флэшевую игрушку, которая предлагается деткам в качестве развлечения на уровне "Козацька доба".
Задача такова: на козацкий лагерь толпой набегают карикатурные татары в халатах, чалмах и с ятаганами в руках, а дите должно отстреливать их по одному ядрами из пушки, которая управляется клавиатурой.
Смысл игры в том, что чем больше татар ты расстреляешь - тем лучше.
Отстрелялся по татарам от души - и иди дальше учить отечественную историю. А теперь представим себе такую "игру" за партой в крымской школе в многонациональном классе...
Существуют, конечно, и покруче игры - например, в русскую реконкисту Севастополя или в войну на стороне Гитлера за мировое господство.
Но, во-первых, эти игры делаются коммерсантами, а не идейным национальным светочем знаний, обществом "Просвита" им. Т. Г. Шевченка.
А во-вторых, эти игры сделаны "просто для прикола", а не с осознанной целью патриотического воспитания сознательных украинских граждан (на этих просвитянских дисках даже надпись есть: "не для продажу!")
То есть, если кто хочет ссылку к моей фразе о том, что "на Крым принято смотреть словно сквозь прицел" - то вот она, ссылка, наисвежайшая. Общество "Просвита" развлекает украинцев 1996 года рождения расстрелом татар. Пусть даже игрушечных татар, нарисованных во флэше. Но ведь игрушки для 10-летнего - то же, что реал для взрослого.
Нет сомнений, что дети должны знать о войнах козаков и крымцев, но флэшевый расстрел татар без единого бита исторической информации - это (пусть педагоги поправят, если не так классифицирую) не "изучение материала", а "закрепление навыка".
Зачем этот навык украинским детям?
Зачем закладывать эти мины в детское сознание?
Охотно поверю, если просвитяне ответят, что злого умысла тут нет, а "просто не подумали", "не обратили внимания", "сочли мелочью", "да ну, какая ерунда" и т.п.
Вот об искоренении такой "рассеянности" я и написал в эссе, и еще подробнее (со ссылками и цитатами) напишу в статье для освитян.
Позволю себе повторить, что пока наши патриотичные пишущие мужи и пламенные просвитяне занимаются подобною ерундою и учат ей детей, Крым будет оставаться чьим угодно, только не нашим..."
http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1145222436