Грамотна стаття про сенс РУЕ (л)
05/20/2006 | observer
...Отказ от цены газа в 230 долларов будет означать раскрытие недобросовестной схемы с RUE и удар по курсу акций «Газпрома». На это Кремль пойти не может, а значит, до конца будет настаивать на существовании некой посреднической структуры, будь то RosUkrEnergo или любая другая. В противном случае «Газпрому» придется снижать цену вдвое, что маловероятно, или Украине платить 230 долларов, что просто невозможно. Уже при нынешней цене около 40% украинских предприятий в энергоемких отраслях либо оказались нерентабельными, либо находятся на грани рентабельности. Примерно треть из них пытается выйти на прямые закупки газа у «Газпрома» через толлинговые схемы, которые вновь уводят их деятельность в тень.
Это прекрасно понимают в Киеве, а потому не будут серьезно сопротивляться выходу на рынок нового посредника. Единственное, на чем могут настоять украинцы, — вновь созданная офшорная структура должна иметь более благопристойный вид, чем прежняя. Место Фирташа сотоварищи займут в ней более респектабельные структуры — возможно, даже сам «Нафтогаз України». Однако в этом случае цена газа поднимется, компенсировав тем самым недополученную прибыль нынешних бенефициаров украинской доли RUE. Новая цена газа будет не выше 110–115 долларов за тысячу кубометров, считают специалисты. Это предельный уровень для украинской экономики, все что выше — сделает ее неплатежеспособной.
Однако даже этого повышения можно избежать, пожертвовав псевдопрозрачностью новой структуры. Едва ли присутствие в составе ее учредителей менеджеров НАКа сделает эту компанию публичной. А стоить это будет недешево. Ведь 120 долларов — это та цена газа, которую платят России, к примеру, страны Балтии, более развитые, чем Украина. Видимо, глава Секретариата президента Олег Рыбачук в своем интервью британской BBC отнюдь не случайно так упорно называл швейцарского газового посредника не иначе как UkrRosEnergo. Именно нежеланием платить непомерную цену только лишь за смену вывески можно объяснить пассивность украинского правительства и в деле замены посредника.
На эту роль сегодня могут претендовать самые разные компании в зависимости от политической конъюнктуры в Украине: от «Итеры» в случае премьерства Юлии Тимошенко до крупного европейского энергетического холдинга. Неизменным останется одно — пятидесятипроцентная доля «Газпрома» и присутствие в договорах номинальной цены газа в 230 долларов. Недавнее заявление секретаря СНБО Анатолия Кинаха о возможности привлечения нефтяных компаний «ЛУКойл» и ТНК к поставкам газа в Украину можно воспринимать как активный поиск приемлемого варианта. По его словам, речь может идти о десятках миллиардов кубометров природного газа, добываемого российскими нефтяными компаниями. Как считают эксперты, не исключено, что идет подготовка к созданию посредника с участием именно этих фирм. Привлекательность такого варианта состоит в том, что в отличие от бывших бенефициаров RosUkrEnergo, это публичные респектабельные игроки, которые давно и успешно работают на украинском рынке. С другой стороны, их деятельность по поставкам газа в Украину будет полностью подконтрольна «Газпрому», который может в любой момент ограничить их доступ к единой трубе. Но сначала россиянам придется как минимум поступиться до сих пор неизменным правилом «единого экспортного канала “Газпрома”».
http://www.expert.ua/articles/7/0/1970/
Это прекрасно понимают в Киеве, а потому не будут серьезно сопротивляться выходу на рынок нового посредника. Единственное, на чем могут настоять украинцы, — вновь созданная офшорная структура должна иметь более благопристойный вид, чем прежняя. Место Фирташа сотоварищи займут в ней более респектабельные структуры — возможно, даже сам «Нафтогаз України». Однако в этом случае цена газа поднимется, компенсировав тем самым недополученную прибыль нынешних бенефициаров украинской доли RUE. Новая цена газа будет не выше 110–115 долларов за тысячу кубометров, считают специалисты. Это предельный уровень для украинской экономики, все что выше — сделает ее неплатежеспособной.
Однако даже этого повышения можно избежать, пожертвовав псевдопрозрачностью новой структуры. Едва ли присутствие в составе ее учредителей менеджеров НАКа сделает эту компанию публичной. А стоить это будет недешево. Ведь 120 долларов — это та цена газа, которую платят России, к примеру, страны Балтии, более развитые, чем Украина. Видимо, глава Секретариата президента Олег Рыбачук в своем интервью британской BBC отнюдь не случайно так упорно называл швейцарского газового посредника не иначе как UkrRosEnergo. Именно нежеланием платить непомерную цену только лишь за смену вывески можно объяснить пассивность украинского правительства и в деле замены посредника.
На эту роль сегодня могут претендовать самые разные компании в зависимости от политической конъюнктуры в Украине: от «Итеры» в случае премьерства Юлии Тимошенко до крупного европейского энергетического холдинга. Неизменным останется одно — пятидесятипроцентная доля «Газпрома» и присутствие в договорах номинальной цены газа в 230 долларов. Недавнее заявление секретаря СНБО Анатолия Кинаха о возможности привлечения нефтяных компаний «ЛУКойл» и ТНК к поставкам газа в Украину можно воспринимать как активный поиск приемлемого варианта. По его словам, речь может идти о десятках миллиардов кубометров природного газа, добываемого российскими нефтяными компаниями. Как считают эксперты, не исключено, что идет подготовка к созданию посредника с участием именно этих фирм. Привлекательность такого варианта состоит в том, что в отличие от бывших бенефициаров RosUkrEnergo, это публичные респектабельные игроки, которые давно и успешно работают на украинском рынке. С другой стороны, их деятельность по поставкам газа в Украину будет полностью подконтрольна «Газпрому», который может в любой момент ограничить их доступ к единой трубе. Но сначала россиянам придется как минимум поступиться до сих пор неизменным правилом «единого экспортного канала “Газпрома”».
http://www.expert.ua/articles/7/0/1970/