Тимошенко плюс Порошенко
06/23/2006 | Алексей Макаркин
В Украине «оранжевые» партии после долгих согласований все же договорились о создании правительственной коалиции. На новом уровне восстанавливается противостояние между Тимошенко и Порошенко. Только если раньше секретарство в Совете по национальной безопасности и обороне выглядело для Порошенко чем-то вроде утешительного приза за поражение в борьбе за премьерство (реальный аппаратный вес этой структуры невысок), то теперь он становится председателем парламента. И, следовательно, может в этом качестве взаимодействовать как с правящей коалицией, так и с оппозицией, продвигая одни законопроекты и откладывая в долгий ящик, а то и торпедируя другие, в том числе подготовленные Тимошенко. Понятно, что в этих случаях спикер будет ориентироваться на мнение президента (к партии которого он принадлежит), а не на точку зрения своей заклятой соперницы.
Сама же «оранжевая леди» получает премьерство второй раз, но в иной ситуации. В начале прошлого года она пришла в правительство без команды (ее вечный соратник Турчинов таковой считаться не может) и в тени Ющенко, кредит доверия к которому был крайне высок. Да и должность премьера тогда напоминала российскую – завхоз, находящийся в зависимости от президента. Теперь же политическая реформа резко повысила значимость премьерского кресла, результаты парламентских выборов явно в пользу Тимошенко, а в правительство войдет целый ряд ее сторонников. Таким образом, аппаратно-политические возможности будущего премьера резко возрастают.
В общем, можно сказать, что Тимошенко выиграла, но и Ющенко не проиграл. Он добился сохранения за собой права назначать силовых министров и получил «своего» спикера, который теперь будет ругаться с Тимошенко (а президент при этом – выступать в имиджево выгодной роли строгого, но справедливого арбитра). Не пустить же Тимошенко (при всей антипатии к ней со стороны президента) на пост премьера в рамках «оранжевой» коалиции было просто невозможно – она хлопнула бы дверью, и от коалиции остались руины. Крайними в этой игре оказываются младшие партнеры – социалисты, которые хотели получить пост спикера для своего лидера Александра Мороза, но были вынуждены отступить, согласившись на несколько министерских портфелей и должность первого вице-премьера.
Разумеется, социалисты могли бы обидеться и пойти к Виктору Януковичу, составив коалицию с ним и коммунистами. Арифметически такой вариант – мечта антиреволюционно настроенного российского провластного истеблишмента – был вполне возможен, но с точки зрения реальной политики он крайне уязвим. Дело не только в том, что Мороз является традиционным критиком Януковича – в конце концов, отношения между ними не более конфликтны, чем между Тимошенко и Порошенко. Однако основные украинские партии – это не только политические силы, но и сообщества лоббистов. «Регионалы» представляют интересы олигархии юго-востока страны, социалисты близки по духу российским аграриям раннего периода их истории – когда они еще принадлежали к левой оппозиции, но при этом не забывали о нуждах своей корпорации. А для лоббистов самое неприятное – системный конфликт между президентом и правительством (в целом, а не только с премьером), парализующий любую эффективную деятельность власти, в том числе и по удовлетворению аппетитов основных групп влияния. А раз так, то коалиция без «Нашей Украины» выглядела слишком рискованной и инструментально непригодной.
А как же сценарий, при котором Партия регионов вступала в «широкую коалицию» с «Нашей Украиной»? Что это было, блеф или такой вариант рассматривался всерьез? Представляется, что ответ на этот вопрос не может быть однозначным. С одной стороны, часть ющенковского окружения, на дух не переносящая Тимошенко, была готова договориться с Януковичем, который был готов отказаться от премьерства ради поста спикера парламента и контроля над ТЭКом в правительстве. Такой вариант особенно устраивал Еханурова (при нем он оставался премьером) и Порошенко. С другой стороны, Ющенко слишком опытный политик, тонко чувствующий настроения своих избирателей и активистов, а они очевидны – «оранжевая коалиция», и никак иначе. В противном случае от электората «Нашей Украины» не осталось бы почти ничего (и без того промедление с формированием коалиции привело к падению популярности правых), а многие соратники президента стали бы обвинять его в предательстве революционных идеалов. Не для того сторонники Ющенко топили «проффесора» (так!) Януковича во время позапрошлогодней избирательной кампании, чтобы сейчас признать его партнером по коалиции. В свое время в Болгарии компромисс с посткоммунистами стоил популярности первому демократическому президенту страны Желю Желеву, от которого отвернулись те, кто еще незадолго до того аплодировал известному ученому-диссиденту. Поэтому пока Ехануров всерьез договаривался с Януковичем, Ющенко использовал эти переговоры для давления на союзников по никак не складывавшейся «оранжевой коалиции» — и не без успеха.
Что же касается перспектив коалиции, то они зависят от того, насколько Тимошенко и Порошенко – два главных действующих лица – окажутся способны идти на компромиссы как политического, так и экономического характера. Если окажутся способны, то у коалиции есть будущее – держится ведь правительственная команда в Болгарии, где социалисты уживаются со сторонниками бывшего царя Симеона. Но для этого необходимо осознание всеми участниками коалиции того факта, что с нестабильным правительством и постоянно грызущимися лидерами Украина может лишиться и без того неочевидной европейской перспективы. Если же окажутся неспособны, то не исключено, что в среднесрочной перспективе вариант коалиции Янукович-Ющенко может стать реальностью – несмотря на все имиджевые и политические издержки для украинского президента такого развития событий.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Сама же «оранжевая леди» получает премьерство второй раз, но в иной ситуации. В начале прошлого года она пришла в правительство без команды (ее вечный соратник Турчинов таковой считаться не может) и в тени Ющенко, кредит доверия к которому был крайне высок. Да и должность премьера тогда напоминала российскую – завхоз, находящийся в зависимости от президента. Теперь же политическая реформа резко повысила значимость премьерского кресла, результаты парламентских выборов явно в пользу Тимошенко, а в правительство войдет целый ряд ее сторонников. Таким образом, аппаратно-политические возможности будущего премьера резко возрастают.
В общем, можно сказать, что Тимошенко выиграла, но и Ющенко не проиграл. Он добился сохранения за собой права назначать силовых министров и получил «своего» спикера, который теперь будет ругаться с Тимошенко (а президент при этом – выступать в имиджево выгодной роли строгого, но справедливого арбитра). Не пустить же Тимошенко (при всей антипатии к ней со стороны президента) на пост премьера в рамках «оранжевой» коалиции было просто невозможно – она хлопнула бы дверью, и от коалиции остались руины. Крайними в этой игре оказываются младшие партнеры – социалисты, которые хотели получить пост спикера для своего лидера Александра Мороза, но были вынуждены отступить, согласившись на несколько министерских портфелей и должность первого вице-премьера.
Разумеется, социалисты могли бы обидеться и пойти к Виктору Януковичу, составив коалицию с ним и коммунистами. Арифметически такой вариант – мечта антиреволюционно настроенного российского провластного истеблишмента – был вполне возможен, но с точки зрения реальной политики он крайне уязвим. Дело не только в том, что Мороз является традиционным критиком Януковича – в конце концов, отношения между ними не более конфликтны, чем между Тимошенко и Порошенко. Однако основные украинские партии – это не только политические силы, но и сообщества лоббистов. «Регионалы» представляют интересы олигархии юго-востока страны, социалисты близки по духу российским аграриям раннего периода их истории – когда они еще принадлежали к левой оппозиции, но при этом не забывали о нуждах своей корпорации. А для лоббистов самое неприятное – системный конфликт между президентом и правительством (в целом, а не только с премьером), парализующий любую эффективную деятельность власти, в том числе и по удовлетворению аппетитов основных групп влияния. А раз так, то коалиция без «Нашей Украины» выглядела слишком рискованной и инструментально непригодной.
А как же сценарий, при котором Партия регионов вступала в «широкую коалицию» с «Нашей Украиной»? Что это было, блеф или такой вариант рассматривался всерьез? Представляется, что ответ на этот вопрос не может быть однозначным. С одной стороны, часть ющенковского окружения, на дух не переносящая Тимошенко, была готова договориться с Януковичем, который был готов отказаться от премьерства ради поста спикера парламента и контроля над ТЭКом в правительстве. Такой вариант особенно устраивал Еханурова (при нем он оставался премьером) и Порошенко. С другой стороны, Ющенко слишком опытный политик, тонко чувствующий настроения своих избирателей и активистов, а они очевидны – «оранжевая коалиция», и никак иначе. В противном случае от электората «Нашей Украины» не осталось бы почти ничего (и без того промедление с формированием коалиции привело к падению популярности правых), а многие соратники президента стали бы обвинять его в предательстве революционных идеалов. Не для того сторонники Ющенко топили «проффесора» (так!) Януковича во время позапрошлогодней избирательной кампании, чтобы сейчас признать его партнером по коалиции. В свое время в Болгарии компромисс с посткоммунистами стоил популярности первому демократическому президенту страны Желю Желеву, от которого отвернулись те, кто еще незадолго до того аплодировал известному ученому-диссиденту. Поэтому пока Ехануров всерьез договаривался с Януковичем, Ющенко использовал эти переговоры для давления на союзников по никак не складывавшейся «оранжевой коалиции» — и не без успеха.
Что же касается перспектив коалиции, то они зависят от того, насколько Тимошенко и Порошенко – два главных действующих лица – окажутся способны идти на компромиссы как политического, так и экономического характера. Если окажутся способны, то у коалиции есть будущее – держится ведь правительственная команда в Болгарии, где социалисты уживаются со сторонниками бывшего царя Симеона. Но для этого необходимо осознание всеми участниками коалиции того факта, что с нестабильным правительством и постоянно грызущимися лидерами Украина может лишиться и без того неочевидной европейской перспективы. Если же окажутся неспособны, то не исключено, что в среднесрочной перспективе вариант коалиции Янукович-Ющенко может стать реальностью – несмотря на все имиджевые и политические издержки для украинского президента такого развития событий.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Відповіді
2006.06.23 | Роман ShaRP
КГ/АМ. Пазор сайто Мойдан и расейским палиттихнолагам!